Научная статья на тему 'Особенности мотивационной сферы современных городских дошкольников'

Особенности мотивационной сферы современных городских дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1196
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / MOTIVATIONAL SPHERE / МОТИВ / MOTIVE / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / СОПОДЧИНЕНИЕ МОТИВОВ / SUBORDINATION OF MOTIVES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Родина Ирина Владимировна

В статье анализируется мотивационная сфера современных городских дошкольников. В работе рассматривается содержание и направленность желаний, наиболее предпочитаемая форма общения, а также сформированность иерархии соподчинения мотивов в структуре поведения дошкольников. Этому компоненту в структуре личности уделяется особое внимание. На основе анализа научной литературы рассматриваются определения отечественными и зарубежными учеными понятия «мотив», «мотивация», а также их значение в структуре личности. В практической части работы описываются результаты исследования мотивационно потребностной сферы старших дошкольников. Также был проведен эксперимент, результатами которого стали предварительные выводы о том, что мотивационная сфера у современных старших дошкольников отличается от особенностей, выявленных в исследованиях прошлого века, что проявляется в желаниях, направленных на обладание, в несформированности соподчинения мотивов и преобладании игровых мотивов над познавательными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Родина Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности мотивационной сферы современных городских дошкольников»

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СОВРЕМЕННЫХ ГОРОДСКИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Родина И.В. Email: Rodina642@scientifictext.ru

Родина Ирина Владимировна - магистрант, кафедра дошкольной педагогики и психологии, факультет психологии образования, Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва

Аннотация: в статье анализируется мотивационная сфера современных городских дошкольников. В работе рассматривается содержание и направленность желаний, наиболее предпочитаемая форма общения, а также сформированность иерархии соподчинения мотивов в структуре поведения дошкольников. Этому компоненту в структуре личности уделяется особое внимание. На основе анализа научной литературы рассматриваются определения отечественными и зарубежными учеными понятия «мотив», «мотивация», а также их значение в структуре личности.

В практической части работы описываются результаты исследования мотивационно - потребностной сферы старших дошкольников. Также был проведен эксперимент, результатами которого стали предварительные выводы о том, что мотивационная сфера у современных старших дошкольников отличается от особенностей, выявленных в исследованиях прошлого века, что проявляется в желаниях, направленных на обладание, в несформированности соподчинения мотивов и преобладании игровых мотивов над познавательными.

Ключевые слова: мотивационная сфера, мотив, мотивация, соподчинение мотивов.

FEATURES OF THE MOTIVATIONAL SPHERE OF MODERN URBAN PRESCHOOLERS Rodina I.V.

Rodina Irina Vladimirovna - Graduate Student, FACULTY OF PSYCHOLOGY OF EDUCATION, MOSCOW STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, MOSCOW

Abstract: the article analyzes the motivational sphere of modern urban preschoolers. The work considers the content and direction of desires, the most preferred form of communication, and the formation of a hierarchy of subordination of motives in the structure of behavior of preschool children. This component in the structure of the individual is given special attention. On the basis of the analysis of the scientific literature, the definitions of "motive", "motivation", as well as their significance in the personality structure, are considered by domestic and foreign scientists.

In the practical part of the work, the results of the study of the motivationally-demanding sphere of senior preschoolers are described. Also, an experiment was conducted, the results of which were preliminary conclusions that the motivational sphere of modern senior preschoolers differs from the features revealed in studies of the last century, which manifests itself in desires aimed at possessing, in unformed subordination of motives and predominance of gaming motives over cognitive ones.

Keywords: motivational sphere, motive, motivation, subordination of motives.

УДК 373

В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. Проблема психологического изучения мотивации современных городских

дошкольников имеет важное значение для определения наиболее эффективных путей решения многих практических задач дальнейшего обучения [3].

Рассмотрение мотивации современных городских дошкольников позволит повысить эффективность обучения детей в школе, их социализации, а также позволит понять многочисленные механизмы развития личности ребенка.

Цель исследования - выявление особенностей мотивационной сферы современных городских дошкольников старшего дошкольного возраста.

Объект исследования - мотивационная сфера дошкольников.

Предмет исследования - особенности мотивационной сферы современных городских старших дошкольников.

Задачи исследования:

Проанализировать литературу по теме исследования.

Подобрать и адаптировать методики исследования.

Выявить содержание желаний современных городских дошкольников.

Определить предпочитаемые сферы деятельности и содержание общения старших дошкольников.

Исследовать особенности соподчинения мотивов у современных старших дошкольников.

Методологической основой исследования является культурно - историческая теория развития психики человека Л.С. Выготского, концепция формирования личности ребенка Л.И. Божович, теория о соподчинении мотивов А.Н. Леонтьева.

Мотивация рассматривается как специфический вид психической регуляции, как субъективная детерминация человеческого поведения, определяющая направленность, алгоритм и устойчивость этого поведения. Мотивация способствует формированию осознанного решения о характере, способах и форме его реализации. [1]

С мотивацией связно определение мотива. Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека, он находится «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества факторов и от действия других мотивов, возникающих параллельно с ним. [4]

Среди современных исследователей нет единой точки зрения на процесс и структуру мотивации, однако все они сходятся во мнении, что отивация является источником деятельности человека.

Выделяют несколько параметров психического развития ребенка-дошкольника, наиболее существенно влияющих на успешность последующего его обучения в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка; достаточное развитие произвольного поведения; интеллектуальной сферы.

Наиболее важным личностным новообразованием в дошкольном возрасте выступает формирование соподчинения мотивов поведения ребенка, с которым связывают начало становления личности ребенка. [2].

Эмпирическое исследование особенностей мотивационной сферы городских старших дошкольников проводилось в период с 01.02.2018г. по 31.03.2018г. на базе ГБОУ г. Москвы «Школа №17». В проведенном исследовании приняло участие 20 воспитанников подготовительной к школе группы в возрасте 6 - 7 лет.

Гипотеза исследования. Мотивационная сфера у современных старших дошкольников отличается от особенностей, выявленных в исследованиях прошлого века, что проявляется в:

1) в желаниях, направленных на обладание

2) в предпочтении игровой деятельности

3) в несформированности соподчинения мотивов у детей 6-7 лет.

В рамках проведенного исследования мы использовали следующие диагностические методики: методика мотивационных предпочтений «Три желания» по А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых; методика диагностики форм общения

М.И. Лисиной, Смирновой Е.О., экспериментальная методика изучения соподчинения мотивов, основанная на феномене «горькой конфеты» А.Н. Леонтьева.

В работе использовались данные исследований Смирновой Е.О. полученные в прошлом веке [ 6].

В рамках исследования мы выяснили, что среди воспитанников подготовительной группы примерно половина показывает альтруистично-эгоистичную (45%) направленность мотивации, что говорит о достаточно удовлетворительном уровне развития мотивационно-потребности сферы у этих детей. Эгоистичную направленность мотивации продемонстрировали 40% детей, что говорит о недостаточно развитой мотивационно-потребностей сфере у данной части детей. Альтруистическую направленность мотивации продемонстрировало меньшинство (5%). Это говорит о наличии в группе детей, которые либо скрывают свои желания, либо боятся их выразить.

Наиболее «востребованными» среди старших дошкольников в возрасте 6 - 7 лет оказались желания обладать предметами (игрушками) - 22%, далее следуют желания иметь питомца, животного (18%). За ними следуют абстрактные желания (16%), пожелания другим (13%), богатство (10%), путешествия (8 %), профессии - 8 %, фантастические желания - 5 %.

Это говорит о том, что мотивационно-потребностная сфера дошкольников находится на этапе формирования, когда желание действовать для себя постепенно меняет желание действовать с учетом пожеланий окружающих, а желания обладать материальными ценностями постепенно уступают место более абстрактным.

В нашем исследовании у современных городских дошкольников появились новые группы желаний, связанные с богатством и путешествиями в другие страны, что указывает на новый вектор направления содержания желаний современных городских дошкольников.

Такое распределение говорит о том, что мотивационно-потребностная сфера современных старших дошкольников содержательно изменяется и приобретает тенденции того времени, в котором живет ребенок.

По временной направленности преобладают пожелания, направленные на настоящее (80%). На будущее направляют свои желания 20% детей.. Формирование временной перспективы у детей находится на начальной стадии, когда она ограничивается преимущественно настоящим временем.

Наиболее комфортным для старших дошкольников является ситуативно-деловое общение (21,45 б.) . Далее следует внеситуативно-личностнотная форма общения (20,75 б.). Наименее комфортной является внеситуативно-познавательная форма общения (20 б.) . Это указывает на то, что для детей наиболее актуальными являются игровые потребности и потребности общения. Большая часть (45%) дошкольников в качестве ведущей формы общения продемонстрировала внеситуативно-познавательное. Около трети детей (35%) показали в качестве ведущей внеуситуативно-личностную форму общения, остальные 20% - ситуативно-деловое общение. Это указывает на то, что в системе мотивов поведения дошкольников ведущее место постепенно занимают познавательные мотивы, вытесняя игровые.

Большая часть (45%) старших дошкольников из подготовительной группы в качестве предпочитаемого выбрала внеситуативно-познавательное общение. Около трети обследованных детей (35%) выбрали в качестве внеуситуативно-личностную форму общения, остальные 20% - ситуативно-деловое общение.

Однако в ходе исследования выяснилось, что внеситуативно-познавательная ситуация общения, является для них наименее комфортной. Это расхождение мы объясняем тем, что в рамках проводимого нами исследования для старших дошкольников создавались условия, отличные от привычных для них. Само обследование было организовано в индивидуальной форме, что вызывало у детей некоторый дискомфорт. Дети привыкли, что воспитатель читает книги сразу всей

группе и сразу со всей группой ведется ее обсуждение. В этом случае дети чувствуют себя свободнее, не испытывают чувства стеснения, когда видят, что не только они могут ответить, например, неправильно. Оставшись один на один с практически незнакомым для них взрослым человеком, дети стеснялись высказывать свои мысли. Это привело к тому, что внеситуативно-познавательная форма общения выбиралась из желания соответствовать ожиданиям взрослого.

Современные старшие дошкольники выбирают познавательное общение, но игровая деятельность является более привлекательной для них.

Результаты диагностики мотивационной сферы воспитанников подготовительной группы по экспериментальной методике изучения соподчинения мотивов, основанной на феномене «Горькой конфеты», описанного А.Н. Леонтьевым, показали следующее.

Большинство городских старших дошкольников (60%) не справились с выполнением задания, предложенного в рамках эксперимента «Горькая конфета». Были проанализированы реакции детей на предложенную им награду. Среди старших дошкольников, верно выполнивших сложное задание, нет тех, кто отказался бы от нее. Все 40% детей брали награду молча, без каких либо комментариев или проявлений негативных эмоций. От незаслуженной награды не отказался ни один дошкольник (0%). Данный факт явно свидетельствует о том, что у данных воспитанников соподчинение мотивов не сформировано.

Никто из старших дошкольников не отказался от незаслуженной награды и лишь у половины появляются переживания по этому поводу.

Соподчинение мотивов, выстраивание их в определенную иерархию является важным новообразованием дошкольного возраста.

На основе статистического анализа результатов исследования (по критерию хи-квадрат) можно сделать вывод о том, что распределение результатов диагностики по параметрам Содержание желаний (6,8), Временная отнесенность желаний (7,2), Значимость желаний (7) соответствует нормальному распределению, и полученные по этим параметрам данные можно переносить на всю совокупность городских старших дошкольников.

Корреляционный анализ результатов исследования показал, что между показателями Направленность желаний и их Временная отнесенность, Значимость желаний имеется прямая связь. Эгоистичные желания старшие дошкольники стремятся удовлетворить «здесь и сейчас», а альтруистичные - направлены в будущее. Эгоистичные желания для детей более значимые, чем альтруистичные. Между показателями Содержание желаний и их Временная отнесенность имеется обратная связь, что подтверждает предыдущий вывод.

Между параметрами Временная отнесенность желаний и Соподчинение мотивов выявлена прямая корреляция. Старшие дошкольники начинают выстраивать свои желания в соответствии с их значимостью и важностью во временной перспективе. Между показателями Соподчинение мотивов и Ведущая мотивация выявлена прямая корреляция, что указывает на процесс формирования у дошкольников механизма соподчинения мотивов и выстраивание их в иерархию.

Подводя итог, отметим, что выдвигаемая нами в начале исследования гипотеза не подтвердилась в полном объеме. Мы установили, что механизм соподчинения мотивов у обследованных нами старших дошкольников в целом не сформирован и находится на этапе развития его произвольности, а игровые мотивы поведения уступают место познавательным.

Список литературы /References

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Знание, 2013.

С. 112.

2. Божович Е.Д. Психологические и методологические аспекты исследования позиции субъекта учения. // Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения. Москва Воронеж, 2010.

3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., 2010. С. 134.

4. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология. М.: Академический проект; Екатеринбург, 2013. С. 368.

5. Леонтьев А.Н. Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. М., 2013.

6. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М. Воронеж, 1998. С.176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.