Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ'

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / мотивы / познавательная активность обучения / магистранты / профессиональная деятельность / motivation / motives / cognitive activity training / undergraduates / professional activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Христидис Татьяна Витальевна

В статье рассмотрены вопросы развития мотивации студентов в процессе обучения в вузе. Дан анализ понятия мотивации, определены факторы ее развития, структурные составляющие мотивации, дана характеристика внутренней и внешней мотивации. Подчеркивается необходимость уделять особое внимание мотивации в условиях смешанного обучения. Представлены результаты эмпирического исследования развития мотивации к профессиональной деятельности у магистрантов вуза культуры, подтверждающие, что к концу первого курса магистратуры у студентов превалирует внутренняя учебная мотивация; большинство магистрантов готовы к преодолению трудностей и новым задачам, готовы самосовершенствоваться и развиваться. Определены эффективные методы развития мотивации в процессе изучения педагогических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Христидис Татьяна Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MOTIVATION FOR PROFESSIONAL ACTIVITY: EXPERIENCE OF TEACHING PRACTICE

The article deals with the development of students' motivation in the process of studying at a university. The analysis of the concept of motivation is given, the factors of its development, the structural components of motivation are determined, the characteristics of internal and external motivation are given. The necessity to pay attention to the development of motivation of students in conditions of mixed learning is substantiated. The results of an empirical study of the development of motivation for professional activity among undergraduates of the University of Culture are presented, confirming that by the end of the first year of the master's degree, internal educational motivation prevails among students, most undergraduates are ready to overcome difficulties and new tasks, are ready to improve themselves and develop. Effective methods of motivation development in the process of studying pedagogical disciplines are determined.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ»

^ /развитие мотивации

' к профессиональной деятельности: опыт педагогической практики

УДК 378.147

http://doi.org/10.24412/1997-0803-2023-6116-97-106 Т.В. Христидис

Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация, e-mail: tahris@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы развития мотивации студентов в процессе обучения в вузе. Дан анализ понятия мотивации, определены факторы ее развития, структурные составляющие мотивации, дана характеристика внутренней и внешней мотивации. Подчеркивается необходимость уделять особое внимание мотивации в условиях смешанного обучения. Представлены результаты эмпирического исследования развития мотивации к профессиональной деятельности у магистрантов вуза культуры, подтверждающие, что к концу первого курса магистратуры у студентов превалирует внутренняя учебная мотивация; большинство магистрантов готовы к преодолению трудностей и новым задачам, готовы самосовершенствоваться и развиваться. Определены эффективные методы развития мотивации в процессе изучения педагогических дисциплин.

Ключевые слова: мотивация, мотивы, познавательная активность обучения, магистранты, профессиональная деятельность.

Для цитирования: Христидис Т. В. Развитие мотивации к профессиональной деятельности: опыт педагогической практики // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2023. №6 (116). С. 97-106. http://doi.org/10.24412/1997-0803-2023-6116-97-106

DEVELOPMENT OF MOTIVATION FOR PROFESSIONAL ACTIVITY: EXPERIENCE OF TEACHING PRACTICE

Tatiana V. Christidis

Moscow State Institute of Culture, Khimki, Moscow region, Russian Federation, e-mail: tahris@mail.ru

Abstract: The article deals with the development of students' motivation in the process of studying at a university. The analysis of the concept of motivation is given, the factors of its development, the structural components of motivation are determined, the characteristics of internal and external motivation are given.

ХРИСТИДИС ТАТЬЯНА ВИТАЛЬЕВНА - доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии, Московский государственный институт культуры KHRISTIDIS TATIANA VITALIEVNA - DSc in Pedagogy, Professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology, Moscow State Institute of Culture

© Христидис Т. В., 2023

The necessity to pay attention to the development of motivation of students in conditions of mixed learning is substantiated. The results of an empirical study of the development of motivation for professional activity among undergraduates of the University of Culture are presented, confirming that by the end of the first year of the master's degree, internal educational motivation prevails among students, most undergraduates are ready to overcome difficulties and new tasks, are ready to improve themselves and develop. Effective methods of motivation development in the process of studying pedagogical disciplines are determined.

Keywords: motivation, motives, cognitive activity training, undergraduates, professional activity.

For citation: Khristidis T. V. Development of motivation for professional activity: experience of teaching practice. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2023, no. 6 (116), pp. 97-106. (In Russ.). http://doi.org/10.24412/1997-0803-2023-6116-97-106

Современная социально-экономическая ситуация создает потребность в подготовке специалистов, обладающих высоким уровнем профессионализма, обладающих адаптационными качествами, креативностью, готовностью к непрерывному обучению, мотивированных на постоянное совершенствование своих профессиональных способностей.

Доктор философских наук В. С. Слепо-куров считает, что необходимым условием профессиональной подготовки будущих специалистов - в контексте государственной культурной политики - является ориентация на современную социокультурную ситуацию, «которая характеризуется турбулентностью во многих сферах жизнедеятельности общества: ростом неопределенности...» [8].

Как отмечают современные ученые доктор педагогических наук Кудрина Е. Л. и доктор педагогических наук Ремизов В. А., «мир сегодня озадачен поиском смыслов будущего в своем развитии <...>, молодежь стремится быть «впереди» поискового процесса» [6]. Из этого следует, что мотивация и познавательная активность имеют первостепенное значение для становления будущего профессионала в быстро меняющемся мире.

При сформированной мотивации обучающийся настроен на получение знаний и дальнейшее профессиональное развитие. Поэтому формирование мотивации является одной из приоритетных проблем современного высшего профессионального образования. Она помогает выпускнику вуза успешно выполнять свои обязанности, развиваться и более гибко

решать нестандартные задачи в дальнейшей профессиональной деятельности.

Однако могут сформироваться мотивы, которые нацелены не на приобретение знаний, а на получение положительной оценки от социума. Актуальность данной проблемы усиливается тем, что в современных условиях в деятельности человека увеличивается роль проявления им инициативности, активности, стремлении совершенствоваться, приобретать новые знания, формировать способность самостоятельно принимать решения и творчески подходить к их реализации.

Современный формат обучения в вузах предполагает огромную долю самостоятельной работы студента, поэтому на данном уровне получения образования так важно развитие мотивов, направленных на получение знаний. Также следует отметить и нынешнюю ситуацию, в которой дистанционное обучение и смешанное обучение стало основной формой получения знаний.

Проблеме развития мотивации обучения посвящен целый ряд исследований в современной психологической и педагогической науке. Проблему мотивационной сферы личности изучали как отечественные авторы (П. К. Анохин, П. П. Блонский, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, К. Н. Корнилов, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, В. Д. Шадриков и др.), так и зарубежные (А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс, Э. Торндайк, Э. Шпрангер и др.). Факторы, влияющие на развитие учебной мотивации, рассматривались А. К. Марковой, Ю. М. Орловым и др.

Следует вспомнить, что термин «мотивация» был употреблен А. Шопенгауэром в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910 гг.). Затем данное понятие надежно вошло в науку для разъяснения детерминант поведения человека.

Исследование развития мотивации к обучению привлекала и привлекает внимание как зарубежных, так и отечественных ученых. В связи с этим обосновывались различные подходы к развитию мотивации, выявляющие механизмы и факторы ее формирования, структурные компоненты.

Можно сказать, что исследователи обращают внимание на различные аспекты мотивации. Например, К. Мадсеном и Ж. Годфруа мотивация понимается «как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих», или «как совокупность мотивов»; в другом случае - «как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность» [2].

И. А. Джидарьяном «мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности», «как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности» [1].

Таким образом, мотивацию понимают и как структурное образование, и как совокупность различных факторов, и как комплекс мотивов. Также предлагается ее понимание как статичного явления и как динамичного процесса. «Исследователи определяют ее и как один конкретный мотив, и как единую систему мотивов, и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии» [1].

Определение мотивации соотносят также с актуализацией потребностей личности (А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн). Актуализированная потребность может быть побудителем к деятельности, главным фактором процесса развития, формирования мотивов деятельности [3].

Наиболее содержательным является определение мотива Л. И. Божович: «Мотив -это то, ради чего осуществляется деятельность, в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность» [1].

Мотивация к обучению, как совокупность мотивов, является движущей силой учебного процесса и определяет готовность студентов к профессиональной деятельности. Ведь основной предпосылкой эффективной деятельности студента после окончания вуза является именно его готовность к профессиональной деятельности.

В целом, «внутренне мотивированная деятельность обучения является самоцелью и переживается личностью как получение удовольствия и удовлетворения от самого процесса учения». Развивая внутреннюю мотивацию студентов к профессиональной деятельности в вузе, необходимо, прежде всего, разрабатывать программу самообразования и саморазвития, формировать непрерывную познавательную активность, самостоятельность и пр.

Внешняя мотивация формируется различными мотивами, которые находятся вне субъекта деятельности. К такой мотивации относятся узкие учебно-познавательные мотивы, получение поощрения, похвалы, признание сокурсников, исполнение требований преподавателей, избегание отчисления и т. д. В современном мире обучение становится более доступным благодаря введению в образовательный процесс инновационных технологий, в частности, портала электронного обучения. В связи с этим проблема мотивации становится еще более актуальной: можно быстро пробежать глазами страницы с лекцией; при работе в среде дистанционного обучения нет преподавателя, который может привлечь внимание к изучаемому материалу, указать на значимые аспекты рассматриваемой в лекции проблемы. Именно поэтому остро встает вопрос о внутренней мотива-

ции обучающихся. У студента должна быть собственная активность и любопытство при работе с учебным материалом в удаленном режиме.

Можно сказать, что сегодня формат смешанного обучения активно применяется при обучении студентов и заочного и очного обучения, но возможности смешанного обучения для эффективного формирования мотивационной готовности магистрантов к профессиональной деятельности остаются малоизученными.

Однако уже появляются научные исследования в данной области. Так, проблему изучения развития мотивации в формате смешанного обучения рассматривают Тим-кин С. Л. и Трушина М. Р., подтверждая гипотезу, что данный формат вполне может способствовать развитию мотивации у студентов [9;10].

Мы исследовали развитие мотивации к профессиональной деятельности у магистрантов Московского государственного института культуры. Для определения сфор-мированности мотивации магистрантов к профессиональной деятельности в условиях современной формы образования - смешанного обучения - нами было организовано и проведено экспериментальное исследование в процессе преподавания педагогических дисциплин на базе МГИК.

В эксперименте приняли участие 95 магистрантов очной формы обучения первого курса следующих факультетов: государственной культурной политики, библиотечно-информационного, хореографического. Исследование проводилось в два этапа, в начале учебного года и в конце учебного года. На протяжении этого времени в процессе изучения педагогических дисциплин (педагогика высшей школы, методика преподавания профессиональных дисциплин, организационные основы системы образования), мы знакомили магистрантов с современными педагогическими технологиями, направленными на развитие мотивационной готовности, профессионального и личностного саморазвития.

На учебных занятиях по данным дисциплинам нами были использованы различные дидактические методы и технологии, в частности, активные (дискуссии о профессиональной деятельности, о профессиональной культуре и этике, лекции-провокации, бинарные лекции, игровые методы, мини-тренинги), имеющие целью развитие познавательной активности студентов (внутренней мотивации). Не исключалась на занятиях и система поощрений активных студентов (развитие внешней мотивации).

Нашей гипотезой выступило предположение о том, что активное вовлечение студентов способствует развитию внутренней мотивации к профессиональной деятельности.

Для выявления мотивов обучения в вузе была выбрана методика Т. И. Ильиной. Данная методика позволяет выявить мотивы учебной деятельности по трем шкалам: приобретение знаний (стремление к приобретению знаний, любознательность), овладение профессией (стремление к овладению профессиональными знаниями и сформирован-ности профессионально важных качеств), получение диплома (стремление приобрести диплом при формальном отношении к усвоению знаний, поиск обходных путей при сдаче экзаменов). Методика представляет собой опросник, который состоит из пятидесяти утверждений, позволяющих выявить мотивы обучения студентов в вузе [6].

Также был использован тест «Мотивация достижения» А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения. На основе подсчета суммарного балла определяется, какая мо-тивационная тенденция наиболее выражена у испытуемого [5]. Баллы подсчитывают в соответствии с ключом и выделяют две конкретные группы: первая характеризуется мотивом стремления к успеху, а вторая - мотивом избегания неудачи.

Для выявления готовности к саморазвитию была использована методика В. Павлова «Готовность к саморазвитию». Тест состоит из 14 утверждений, на которые нужно дать отрицательный либо положительный ответ. Методика способствует определению готов-

ности к саморазвитию: готовность изменяться, познавать себя, оказывать влияние на формирование и развитие личностных качеств и личности в целом. В соответствии с ключом полученные ответы испытуемых подсчитыва-ются и разделяются на два показателя: ГЗС -готовность «знать себя» и ГМС - готовность «могу самосовершенствоваться». Именно эти показатели имеют большое значение при формировании мотивации [11].

Для выявления отношения студентов к образовательному порталу МГИК нами был составлен специальный опросник «Изучение отношения к электронному образовательному порталу.

После проведения работы по методике Т. И. Ильиной на первом этапе были получены следующие результаты (см. Рис. 1.):

- у 62% респондентов доминирующей оказалась шкала «Приобретение знаний», это означает, что у большинства опрошенных доминирует внутренняя мотивация получения знаний;

- у 19% опрошенных преобладает шкала «Овладение профессией», они ставят своей задачей овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества;

- лишь у 17% обучающихся преобладающей оказалась шкала «Получение диплома», эти обучающиеся настроены на формальное овладение знаниями и на поиск легкого пути сдачи экзамена.

После проведения опроса по тесту «Мотивация достижения» А. Мехрабиана были получены следующие результаты (см. Рис 2):

- у большинства испытуемых, что составляет 52% от всей выборки, превалирует мотив стремления к успеху; это означает, что большинство опрошенных студентов готовы к преодолению трудностей и новым задачам, готовы преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться и развиваться;

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

I этап

II этап

I Шкала "Приобретение знаний" ■ Шкала "Овладение профессией" Шкала "Получение диплома"

Рисунок 1. Результаты по методике Т. И. Ильиной на I и II этапах

0%

I этап

II этап

■ Мотив стремления к успеху

■ Мотив к избеганию неудач

■ Недостаточно баллов для определения мотивов Рисунок 2. Результаты по методике А. Мехрабиана на I и II этапах

- у 26% опрошенных доминирует мотив избегания неудач. То есть они склонны выполнять только легкие и известные им задачи, не испытывают потребности в решении новых задач.

- у 22% опрошенных недостаточно баллов для отнесения их в какую-либо из двух групп по преобладанию мотива.

По итогам проведения методики В. Павлова «Готовность к саморазвитию» на первом этапе исследования были получены следующие результаты: у большинства опрошенных студентов (87% и 81%) достаточно высоки уровни готовности к познанию самих себя и возможности самосовершенствоваться. Это говорит о том, что магистранты стремятся к саморазвитию, самосовершенствованию имеющихся качеств. Данный фактор оказывает влияние на формирование и развитие личностных качеств и личности в целом.

Исходя из анализа проведенных методик на первом этапе исследования, мож-

но утверждать, что у студентов доминирует внутренняя мотивация к приобретению знаний и обучению профессии. Тем не менее, процент студентов, у которых есть желание лишь формально получить диплом, также присутствует.

Также из результатов следует, что у испытуемых доминирует мотив достижения к успеху, они не боятся трудностей и готовы идти к своей цели. Важно отметить и высокий уровень мотива к познанию себя и самосовершенствованию. Наша цель была изучить данные показатели в динамике, поэтому мы провели второй этап исследования.

На втором этапе исследования мы добавили составленный нами опросный лист «Изучение отношения к образовательному порталу МГИК».

1. Начали ли Вы свою профессиональную деятельность? 84% студентов от всей выборки уже начали свою трудовую деятельность.

2. Вы работаете по профессии в соответствии со своим образованием? 67% работают не по профессии, которой они обучаются.

3. Как Вы относитесь к работе с дистанционным образовательным порталом? 45%, относятся к порталу неоднозначно, то есть не могут дать отрицательную или положительную оценку; 43% относятся положительно и 12% - отрицательно.

4. В какие сроки Вы выполняете задания на портале? 55%, делают задания в конце срока, 33% - в середине и 12% -в первые дни появления задания.

5. Возникают ли у Вас технические проблемы с использованием портала? Технические проблемы с использованием портала подтверждают 63%.

6. Повышает ли данный портал, по Вашему мнению, мотивацию к овладению знаниями? 32% считают, что портал частично повышает уровень и качество знаний.

7. Может ли данный портал быть полезным для овладения необходимыми компетенциями будущей профессии? 49% ответили положительно, 12% - отрицательно, 39% - затрудняются ответить.

Таким образом, при выражении своего отношения к дистанционному способу обучения студенты отмечали его перспективные возможности по реализации обучения и развития навыков, но делали акцент на его неполной технической обеспеченности. Можно сделать вывод о том, что образовательный портал в своей перспективе развития может способствовать развитию необходимых профессиональных качеств.

Обобщая результаты, полученные на втором этапе исследования, можно сделать вывод о том, что к концу первого курса магистратуры у студентов превалирует внутренняя учебная мотивация. Большинство опрошенных студентов готовы к преодолению трудностей и новым задачам, готовы преодолевать пре-

пятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться и развиваться. Определились достаточно высокие уровни готовности к познанию самих себя и возможности самосовершенствоваться. Это говорит о том, что студенты стремятся к саморазвитию, самосовершенствованию имеющихся качеств. Данный фактор оказывает влияние на формирование и развитие личностных качеств и личности в целом.

Итак, итоги проведения методики Т. И. Ильиной в начале и конце второго курса обучения демонстрируют, что количество испытуемых с мотивацией к получению знаний увеличилась с 62% до 76%. Это говорит о том, что студенты начали более осознанно подходить к учебному процессу, получению знаний. Процент студентов по шкале «Овладение профессией» снизился с 19% до 12%. Также по шкале «Получение диплома» процент испытуемых снизился с 17% до 12%, что говорит об уменьшении формального настроя на получение образования, простого заучивания.

Анализируя динамику изменения мотивов по методике А. Мехрабиана, видим, что процент стремящихся к успеху студентов незначительно увеличился с 52% до 56%, а по неопределенным снизился с 22% до 18%. Процент испытуемых с превалирующим мотивом к избеганию неудач остался таким же -26. Результат можно интерпретировать так, что за учебный год у студентов, которым не хватило баллов до шкалы «Стремление к успеху», развилось стремление к самореализации и самостоятельности.

На рисунке 3 можем видеть, что уровень мотива по шкале «Хочу знать себя» не изменился по сравнению с результатами первого этапа. Это может говорить о том, что у магистрантов уже достаточно устойчивые мотивы готовности к самопознанию либо прошло недостаточное количество времени для их изменения.

Уровень мотива по шкале «Хочу самосовершенствоваться» также не изменился по сравнению с результатами первого этапа.

■ Низкий уровень I Высокий уровень Рисунок 3. Результаты по методике В. Павлова на I и II этапах по шкале "Хочу знать себя"

Это может говорить о том, что у испытуемых уже достаточно устойчивые мотивы готовности к саморазвитию и самосовершенствованию либо также прошло недостаточное количество времени для их изменения.

Обобщая результаты, полученные на втором этапе исследования, можно сделать вывод о том, что к концу первого курса магистратуры у студентов превалирует внутренняя учебная мотивация, большинство опрошенных студентов готовы к преодолению трудностей и новым задачам, они готовы преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться и развиваться. Определились достаточно высокие уровни готовности к познанию самих себя и возможности самосовершенствоваться. Это говорит о том, что студенты стремятся к саморазвитию, совершенствованию имеющихся качеств. Данный фактор оказывает влияние на формирование и развитие личностных качеств и личности в целом.

Обобщая результаты, полученные с помощью опросного листа, можно сделать вывод о том, что портал электронного обучения в своей перспективе может способствовать развитию необходимых профессиональных компетенций.

Среди эффективных методов развития мотивации к профессиональной деятельности в процессе изучения педагогических дисциплин в вузе, мы видим, прежде всего, интерактивные методы: тренинги, игровые технологии, творческие задания, проектную деятельность, научно-исследовательскую работу, дискуссии, интерактивные лекции и т. д.

Таким образом, нам удалось определить основные факторы, влияющие на развитие внутренней мотивации обучающихся в современной образовательной среде. Мы выявили, что у студентов вуза в достаточной мере развит интерес к обучению и саморазвитию, а это способствует формированию мотивации к профессиональной деятельности.

■ Низкий уровень I Высокий уровень Рисунок 4. Результаты по методике В. Павлова на I и II этапах по шкале "Могу самосовершенствоваться"

Мотивация имеет первостепенное значение в формировании профессионала, так как отвечает за воспитание конкурентоспособных, обладающих необходимыми знаниями, умениями и навыками (компе-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тенциями) выпускников. Именно поэтому развитие мотивации к профессиональной деятельности студентов является одним из актуальных вопросов современного высшего образования.

Список литературы

1. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. Москва: Издательская корпорация «Логос». 2000. 384 с.

2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 512 с.

3. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. 3-е изд. Перевод с англ. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 352 с.

4. Методика достижений Мехрибиана А. [Электронный ресурс]. URL: https://crthm.ru/wp-content/up-loads/2021/05/kic_3_3_1.pdf?ysclid=lowy61w5yc701767212

5. Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной. [Электронный ресурс]. URL: https:// testoteka.narod.ru/ms/1/05.html?ysclid=logyr3ahek482464394

6. Кудрина Е. Л., Ремизов В. А. Студенты творческого вуза: ценности воспитания в условиях вызовов XXI века // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2022. № 6 (110). С. 43-49.

7. Новашина М. С. Педагогика высшей школы в современных цифровых реалиях // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2022. № 6 (110). С. 57-62.

8. Слепокуров В. С. Поиск новых ориентиров // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2022. № 4 (108). С. 6- 14.

9. Тимкин С. Л. Мотивация студента в модели смешанного обучения // Высшее образование в России. 2008. № 9. С. 116-119.

10. Трушина М. Р. Развитие мотивации учебной деятельности у студентов педагогического вуза в условиях смешанного обучения // Сборник докладов XIII Межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области педагогики, психологии, социокультурной антропологии (Москва, 24 апреля 2018 г.). Москва: МПГУ 2019. С. 75-77.

11. Павлов В. Готовность к саморазвитию. [Электронный ресурс]. URL: https://epk.ucoz.ru/Coll/pcix/6. pdf

12. Ярошенко Н. Н. Педагогика социально-культурной деятельности: институциональная основа и теоретический базис // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2021. № 6 (104). С. 107-124.

*

Поступила в редакцию 14.11.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.