Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ОСОЗНАННОМУ УЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ОСОЗНАННОМУ УЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ОСОЗНАННОЕ УЧЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ К УЧЕНИЮ / ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЯ / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметова Дания Загриевна, Набиев Радис Ренатович

В статье авторы проанализировали роль интернета в жизни современного человека, также-психолого-педагогические аспекты осознанного учения студентов технического вуза. Данная исследовательская проблема актуальна ввиду того, что многие начинающие студенты слабо регулируют учебный процесс, не готовы сформировать учебную мотивацию, зачастую бывают подвержены интернет-аддикции. Цифровые инструменты, используемые в системе высшего технического образования - необходимые средства для решения учебных задач, а для овладения ими на высоком уровне, что является требованием времени, студент должен быть мотивирован на осознанное учение как стимулятора профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметова Дания Загриевна, Набиев Радис Ренатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MOTIVATION FOR CONSCIOUS LEARNING OF STUDENTS OF A TECHNICAL UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF EDUCATION

In the article the authors analyze the role of the Internet in the life of a modern person, as well as psychological and pedagogical aspects of conscious learning of students of a technical university. This research problem is relevant due to the fact that many «beginning» students poorly regulate the educational process, they are not ready to form educational motivation and are often Internet addicted. Digital tools used in the system of higher technical education are necessary tools for solving educational problems, and in order to master them at a high level, which is a requirement of the time, the student must be motivated to conscious learning as a stimulator of professional training.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ОСОЗНАННОМУ УЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Литература:

1. Волосовец, Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении / Т.В. Волосовец, ОН. Сазонова. - М.: ВЛАДОС,2004. - 232 с.

2. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами / Л.М. Волобуева. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 96 с.

3. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современной дошкольной образовательной организации: учебно-методическое пособие / сост. И.М. Гриневич, А.А. Чуприна, М.А. Тоторкулова, Н.Ю. Москвитина, Г.В. Гриневич, О.А. Матяжова. - Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2018. - 86 с.

4. Савченко, В.И. Организация системы методической работы в ДОО по сопровождению ФГОС ДО. Практические разработки для старших воспитателей ДОО / В.И. Савченко. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. - 192 с.

5. Управление персоналом: учеб. для вузов / под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ, 2012 - 560 с.

6. Чернявская, А.Г. Андрагогика: практическое пособие для вузов / А.Г. Чернявская. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 174 с.

7. Шмонина, Л.В. Инновационные технологии в методической работе ДОУ. Планирование, формы работы / Л.В. Шмонина. - М.: Учитель, 2014. - 162 с.

Педагогика

УДК 37.025

доктор педагогических наук, профессор, проректор Ахметова Дания Загриевна

Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (г. Казань); аспирант Набиев Радис Ренатович

Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (г. Казань)

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ОСОЗНАННОМУ УЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ

ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье авторы проанализировали роль интернета в жизни современного человека, также-психолого-педагогические аспекты осознанного учения студентов технического вуза. Данная исследовательская проблема актуальна ввиду того, что многие начинающие студенты слабо регулируют учебный процесс, не готовы сформировать учебную мотивацию, зачастую бывают подвержены интернет-аддикции. Цифровые инструменты, используемые в системе высшего технического образования - необходимые средства для решения учебных задач, а для овладения ими на высоком уровне, что является требованием времени, студент должен быть мотивирован на осознанное учение как стимулятора профессиональной подготовки.

Ключевые слова: цифровая трансформация образования, цифровые инструменты, осознанное учение, мотивация к учению, интернет-аддикция, саморегулирование учебной деятельности.

Annotation. In the article the authors analyze the role of the Internet in the life of a modern person, as well as psychological and pedagogical aspects of conscious learning of students of a technical university. This research problem is relevant due to the fact that many «beginning» students poorly regulate the educational process, they are not ready to form educational motivation and are often Internet addicted. Digital tools used in the system of higher technical education are necessary tools for solving educational problems, and in order to master them at a high level, which is a requirement of the time, the student must be motivated to conscious learning as a stimulator of professional training.

Key words: digital transformation of education, digital tools, conscious learning, motivation to learn, Internet addiction, self-regulation of educational activities.

Введение. Современное образование развивается в информационной среде, в которой происходит замена бумажной информации цифровой. Цифровая трансформация образования обсуждается и продвигается на всех уровнях управления -от законодательных актов правительства до конкретных решений руководителей образовательных организаций. Анализ и осмысление массива литературы показывает, что в большинстве документах не затрагивается проблема человека ни как создателя информационных потоков и ни как их пользователя, не освещается его осознанное или неосознанное (формальное) восприятие информации и ее использование. Особенно важным аспектом нам видится мотивационная сторона взаимодействия человека с информацией. Ст. Лем в своей книге «Сумма технологии» писал, что «основной проблемой будущего, информационного, века станет не решение тех или иных технократических задач, а психологическая профилактика возможного аксиологического коллапса, потенциального разрушения самих мотивационных основ человеческого поведения» [3].

Изложение основного материала статьи. В нашем исследовании проблем осознанного учения студентов технического вуза в условиях цифровой трансформации образования в фокусе внимания - мотивационные аспекты учебной деятельности студентов. Чтобы раскрыть особенности формирования мотивации студентов в процессе их учения, необходимо пояснить сущность осознанного учения. Слово «осознанность» образовано от существительного «сознание». Феномен сознания исследуют нейробиологи, философы, психологи, педагоги, нейропсихологи. Мы рассматриваем педагогические аспекты этого понятия. Заметим, что в разработке и создании искусственного интеллекта (ИИ) сознание -ключевой элемент (ведутся дискуссии о том, в какой степени ИИ может обладать сознанием). Сознание предполагает осознание своего состояния - тела, мыслительного процесса, то есть понимание того, что происходит с тобой (человеком) «здесь и теперь». Понятие «осознание» как термин пока не устоялось, однако с позиций педагогики мы предлагаем такую интерпретацию: это личностное состояние, сущностью которого являются переживания человека, рефлексия, понимание того, что происходит «здесь и сейчас», видение ситуации и понимание ее сущности. В системе развивающего обучения одним из принципов является понимание смысла учения. Следовательно «осознанное учение» в нашем понимании - это самостоятельная учебная деятельность обучающегося, который, выполняя то или иное действие, понимает, зачем это ему нужно, умеет ставить цели, знает траекторию своей деятельности и способов деятельности, умеет рефлексировать и регулировать свое внутреннее состояние (регулятивная функция). Важной составляющей функции осознанного учения является способность к самомотивированию, являющейся основой поддержания интереса к учению и воли. Результатом осознанного учения являются прочные знания и сформированные компетенции. Студенты, готовящиеся стать в будущем инженерами и технологами, должны львиную долю времени посвятить самостоятельной учебной деятельности, то есть учению. Почему эта проблема особенно актуальна в эпоху цифровизации? На этот вопрос можно ответить, осветив роль компьютера и интернета в жизни современного человека. Е.П. Белинская в книге «Психология интернет-коммуникации»

отмечает такие свойства и возможности для человека интернет-технологий: открытость новому опыту и миру, компьютерная самоэффективность, склонность к риску и предприимчивость, повышение уровня самооценки, также показывает негативную сторону этого взаимодействия-компьютерную тревожность и др. [2, С. 28].

Согласно исследованиям О.Н. Арестовой, Л.Н. Бабанина, А.Е. Войскунского [1] выявлено восемь типов мотивации использования интернета: деловая, познавательная, мотивация сотрудничества, мотивация самореализации, рекреационная мотивация (расслабление, отдых), мотивация аффилиации (поиск референтной группы в интернете), самоутверждение, коммуникативная мотивация. Познавательная мотивация в процессе использования цифровых технологий является одним из проявлений мотивационной направленности личности, и его можно развивать в процессе учебной деятельности студентов.

В основе качества получаемого образования фундаментальный вопрос-это учение. Зачастую в профессиональном образовании не уделяется должное внимание на этот аспект процесса обучения, состоящего из преподавания (деятельность преподавателя) и учения (интеллектуальная деятельность обучающегося по усвоению знаний). В педагогической литературе современности авторы часто смешивают понятия «обучение» и «учение». Например, в интернете мы читаем такое определение: «Осознанное обучение - это, если коротко, умение учиться, ставить себе цели и следовать им, анализируя результаты и улучшая их» [6]. Данное определение объясняет сущность учения, автор явно смешивает понятия. Развивая данное определение, необходимо добавить, что учение предполагает умение брать на себя ответственность, ставить цели на основе осознания смысла и перспектив своего учения, распределять свое время, регулировать эмоциональное состояние (наличие эмоционального интеллекта), рефлексировать (регулярно подвергать анализу процесса и результатов своей учебной деятельности), обладать механизмами самомотивирования.

Преподаватель системы профессионального образования, как правило, без должной диагностики учебного потенциала студента пытается определить качество его знаний. Крайне редко в вузе используются подходы по дифференциации и индивидуализации учебной деятельности обучающихся. Цифровизация, как утверждают составители серии монографий «Трудности и перспективы цифровой трансформации образования», в настоящее время высвечивает «цифровой разрыв», то есть «различие, которое возникает между теми участниками образовательного процесса, кто имеет доступ к интернету и цифровым устройствам, инструментам, источникам и сервисам в школе и дома, и теми, кто такового доступа не имеет.. .сегодня этот разрыв называют «технологическим разрывом» [5, С. 36]. Данное утверждение наталкивает на мысль, что первым условием для формирования мотивации к осознанному учению является ликвидация цифрового разрыва студентов, так как среди них немало (по нашим наблюдениям, до 30 процентов) тех, кто поступил из сельской местности, где не было достаточных условий для совершенствования цифровых навыков. Основные усилия большинства школьных педагогов и руководителей были направлены на подготовку обучающихся к успешной сдаче обязательных дисциплин по ЕГЭ - математики и русского языка, а информатику как третью дисциплину выбирают, как правило, единицы выпускников. Оказавшись в вузовской информационно-образовательной среде, студент, с одной стороны, понимает необходимость овладения цифровыми инструментами в совершенстве, а с другой стороны, не имеет достаточных навыков их уверенного применения, а преподаватель требует со всех студентов использования максимума цифровых инструментов, что необходимо для их будущей профессиональной деятельности. Создать мотивацию для стимулирования дополнительной самостоятельной деятельности студентов для выравнивания их учебных достижений - необходимое требование для преподавателя, и реализовать эту задачу можно с участием студентов-старшекурсников (тьюторов) или более продвинутых одногруппников студентов.

Следующий аспект мотивационной готовности студентов к осознанному учению - это психологические факторы и прежний опыт взаимодействия с компьютером (гаджетом) обучающихся. Многие обучающиеся часто компьютер использовали для игр, отдавая этому большую часть свободного времени. Как было отмечено, это рекреационная мотивация. Психолого-педагогические аспекты интернет-аддикции (интернет-зависимости), меры ее профилактики и коррекции исследован Ф.А. Саглам [5]). По мнению Е.П. Белинской, «интернет-аддикция повсеместно определяется как психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от него». [3, С. 96]. Интернет-аддикция может стать одной из причин отсутствия мотивации к осознанному учению, которое требует вовлеченности студента к изучению материала, самостоятельного выполнения проектов и заданий преподавателей.

Эксперимент по выявлению мотивации студентов к осознанному учению был организован на базе Казанского научно-исследовательского технологического университета КНИТУ (КХТИ) и длился два года. На первом этапе экспериментального исследования мы использовали две диагностические методики. На констатирующем этапе было проведено обследование студентов первого курса с использованием методики «Стиль саморегуляции учебной деятельности, ССУД-М-2011, которая дала информацию о стилевых особенностях саморегуляции в учебной деятельности. Тест В.Э. Мильмана «Диагностика мотивационной структуры личности» выявил мотивационный (МП) и эмоциональный (ЭП) профили личности и особенности мотивационной структуры, такие как: прогрессивный, регрессивный, экспрессивный, импульсивный и уплощенный типы мотиваций. Сравнительный анализ данных позволил разработать модель развития мотивации к осознанному учению, включающую ряд педагогических действий с использованием цифровых инструментов (онлайн обучение, обеспечение учебного процесса продвинутыми программами, использование сквозных технологий, в том числе, искусственного интеллекта, участие студентов в конструировании цифровых инструментов и 3D технологий). Психолого-педагогическая составляющая формирующего эксперимента была осуществлена благодаря внедрению авторского элективного курса «Как учиться легко и непринужденно, применяя цифровые технологии». В соответствии с выделенными типами мотивационной структуры личности нами были разработаны индивидуальные траектории обучения для студентов с тем или иным уровнем развития самостоятельной регуляции учебной деятельности и определенным уровнем мотивации учения. На формирующем этапе эксперимента была разработана и апробирована модель для развития мотивации учения студентов технического вуза к осознанному учению с применением цифровых технологий, которая включала и программу развития мотивации к осознанному учению (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Модель развития мотивации к осознанному учению студентов технического вуза

Программа развития мотивации к осознанному учению студентов технического вуза реализовывалась в течение двух лет со студентами очного и заочного отделений. Программа включала в себя:

- индивидуальные консультации, систему сопровождения процесса обучения для студентов;

- изучение специального элективного курса для обучающихся «Как учиться легко и непринужденно, применяя цифровые технологии»;

- создание обучающего курса для преподавателей по программной реализации электронного образовательного ресурса и использованию языков программирования для создания образовательного контента «Возможности применения языков и сред программирования при создании электронных средств обучения».

После реализации мероприятий программы была проведена повторная диагностика, которая позволила отметить улучшение показателей по самостоятельной регуляции учебной деятельности, а также констатировать увеличение высокого уровня развития учебной мотивации среди студентов. В группе студентов очного отделения вуза увеличился уровень мотивации - с 12% до 22%, в группе студентов заочного отделения - с 12% до 17%. Уровень учебной мотивации студентов, свидетельствующий их осознанное отношение к учению, отмечается тенденцией к возрастанию.

Выводы. На развитие мотивации к осознанному учению в техническом вузе обращается недостаточно внимания. Между тем, технология формирования мотивации к учению на уровне осознания значимости своего учения в условиях цифровизации может стать значимым средством повышения качества знаний студентов и их мотивационной активности. Следовательно, разработка целостной технологии развития мотивации к осознанному учению имеет две линии: первая линия - непосредственная работа со студентами на уровне апробации нашей программы, вторая линия - это разработка и реализация спецкурса для преподавателей вуза с целью научения их развитию мотивации студентов к осознанному учению через рефлексивное осознание значимости и фундаментальности инженерного образования и аксиологического подхода к оценке собственного труда, имеющего значение в развитии страны на уровне его государственной значимости.

Литература:

1. Арестова, О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский // Вестник Московского университета. - М.: Издательство Моск. ун-та., 1996. - Том 14, № 4. - С. 14-20

2. Белинская, Е.П. Психология интернет-коммуникации / Е.П. Белинская. - Москва-Воронеж, 2013. - С. 28-30

3. Лем, Станислав. Сумма технологии [Текст]: [Пер. с пол.] / Предисл. В.В. Парина; Ред. и послесл. [С. 538-605] Б.В. Бирюкова и Ф.В. Широкова. - Москва: Мир, 1968. - 608 с.

4. Саглам, Ф.А. Педагогические условия коррекции интернет-аддикции у подростков: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Саглам Фируза Альбертовна; [Место защиты: Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина]. -Казань, 2009. - 23 с.

5. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / Уваров А.Ю., Гейбл Э., Дворецкая И. В. [и др.]; под редакцией А.Ю. Уварова, ИД. Фрумина. - Москва: Издательский дом Высшей шк. экономики, 2019. - 342 с.

6. https://classes.childrenscience.ru > osoznannoe_obuchenie (Дата обращения 7 августа 2022 года)

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Баканова Ирина Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Самарский государственный университет путей сообщения (г. Самара), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный технический университет» (г. Самара); кандидат педагогических наук, доцент Постникова Екатерина Вячеславовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (г. Самара)

ВЛИЯНИЕ ЗАПРОСОВ ВРЕМЕНИ НА СИСТЕМУ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В

РОССИИ: ДОСОВЕТСКИЙ И СОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ

Аннотация. В статье рассматривается соотношение запросов времени на развитие системы профессионального образования в России в досоветский и советский периоды. Предприняты попытки рассмотреть предпосылки зарождения термина «профессиональное образование». Для этого были проанализированы времена зарождения христианства, образования Киевской Руси, эпоха Просвещения, годы правления Павла I и императрицы Марии Федоровны, Александра I. В это время еще не существовало термина «профессиональное образование», но уже появилась почва для его возникновения во второй половине XIX века после реформ Александра II, преобразивших экономическое и социальное лицо России. Вторая половина XIX в. - 1917 г. связана с промышленным бумом в России, развитием крупного машинного производства. Это делает запрос на актуальные знания, профессиональные умения и развитие государственной системы профессиональных учебных заведений. Революция 1917 года внесла фундаментальные изменения в жизнь России и в образовательный процесс в том числе. Были представлены реформы, основу которых составляли коммунистические идеи воспитания, трудового обучения, политехнического образования. Увеличение числа промышленных предприятий и индустриализация потребовали переформатирование среднего профессионального образования. И уже к началу 80-х годов в СССР наблюдалась эффективно работающая система среднего профессионального образования, составляющая основной тип профессиональных образовательных учреждений. С 1991 года начались изменения в идеологическом, политическом и экономическом строе страны, что внесло свои коррективы в систему профессионального образования. В данный момент система среднего профессионального образования находится в процессе становления и модернизации.

Ключевые слова: профессиональное обучение, реформирование профессионального образования, экономические и социальные преобразования в России, устойчивое развитие, регенеративная экономика, новые методы и подходы к обучению, автоматизация.

Anmtation. The article examines the correlation of time demands on the development of the vocational education system in Russia in the pre-Soviet and Soviet periods. Some attempts have been made to consider the prerequisites for the origin of the term "vocational education". For this purpose, the times of the birth of Christianity, the formation of Kievan Rus, the age of Enlightenment, the reign of Paul I and Empress Maria Feodorovna, Alexander I were analyzed. At that time, the term "vocational education" did not yet exist, but the ground had already appeared for its emergence in the second half of the nineteenth century after the reforms of Alexander II, which transformed the economic and social face of Russia. The second half of the XIX century - 1917 was associated with the industrial boom in Russia, the development of large-scale machine production. This makes a request for relevant knowledge, professional skills and the development of the state system of vocational educational institutions. The revolution of 1917 made fundamental changes in the life of Russia and in the educational process as well. Reforms based on the communist ideas of upbringing, labor training, and polytechnic education were presented. The increase in the number of industrial enterprises and industrialization required the reformatting of secondary vocational education. And by the beginning of the 80s in the USSR there

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.