Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ О ЦИФРОВОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ О ЦИФРОВОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЯ / МОТИВАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рассказова Ирина Николаевна, Ожогова Елена Геннадьевна

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей различных компонентов представлений будущих педагогов о цифровом образовании: когнитивных, мотивационных и деятельностных. Самые высокие средние значения были получены по когнитивному компоненту (значимость цифровых технологий [ЦТ] для современного образования и перспективы их внедрения в образование в будущем) и мотивационному (интерес детей к ЦТ и мотивация использовать их в своей профессиональной деятельности). Самые низкие средние значения были получены по когнитивному компоненту (внедрение ЦТ в современном образовании и уровень собственных знаний о ЦТ) и деятельностному (сформированность необходимых умений и навыков для использования ЦТ в своей будущей профессиональной деятельности). Установлено наличие прямой взаимосвязи между различными компонентами представлений будущих педагогов о цифровом образовании. Наиболее значимой является взаимосвязь между оценкой уровня знаний студентов о ЦТ и уровнем их мотивации к освоению и внедрению данных технологий в свою профессиональную деятельность. Существует противоречие между осознанием студентами важности и перспектив цифрового образования в настоящем и будущем (в целом для системы образования, для собственной профессиональной деятельности, для детей) и недостаточной сформированностью у них необходимых знаний, умений и навыков в данной области. Это является препятствием для использования цифровых технологий студентами в своей учебной деятельности в настоящем и в будущей педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рассказова Ирина Николаевна, Ожогова Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTIVE TEACHERS’ IDEAS ABOUT INFORMATION TECHNOLOGY IN EDUCATION

The article presents the results of an empirical study of the features of various components of future educators' ideas about digital education: cognitive, motivational, and activity. The highest average values for all courses were obtained by the cognitive component (the importance of the IT for modern education and the prospects for their introduction into education in the future) and the motivational component (children's interest in the IT and their own motivation to use them in their professional activities). The lowest average values were obtained for the cognitive component (the introduction of IT in modern education and the level of own knowledge about IT) and the activity (the formation of the necessary skills for using the IT in their future professional activities). The presence of a direct relationship between the various components of the future educators' ideas about digital education has been revealed. The most signifi cant is the relationship between assessing the level of students' knowledge about central heating and the level of their motivation to master and implement these technologies in their professional activities. There is a contradiction between students' awareness of the importance and prospects of digital education in the present and future (as a whole for the education system, for their own professional activities, for children) and their insufficient knowledge and skills in this area. This is an obstacle to the use of digital technology by students in their educational activities in the present and in future pedagogical activities.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ О ЦИФРОВОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

2021. Вып. 60. С. 63-77

БОГ: 10Л5382МшГУ202160.63-77

Рассказова Ирина Николаевна, канд. психол. наук, доцент, Омский государственный педагогический университет, Российская Федерация, 644099, г. Омск, набережная им. Тухачевского, д. 14 irnikras@rambler.ru ОИСГО: 0000-0003-1343-8741

Ожогова Елена Геннадьевна, канд. психол. наук, доцент, Омский государственный педагогический университет Российская Федерация, 644099, г. Омск, набережная им. Тухачевского, д. 14 oeg80@yandex.ru ОИСГО: 0000-0002-5176-5965

Представления будущих педагогов

О ЦИФРОВОМ ОБРАЗОВАНИИ И. Н. Рассказова, Е. Г. Ожогова

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей различных компонентов представлений будущих педагогов о цифровом образовании: когнитивных, мотивационных и деятельностных. Самые высокие средние значения были получены по когнитивному компоненту (значимость цифровых технологий [ЦТ] для современного образования и перспективы их внедрения в образование в будущем) и мотивационному (интерес детей к ЦТ и мотивация использовать их в своей профессиональной деятельности). Самые низкие средние значения были получены по когнитивному компоненту (внедрение ЦТ в современном образовании и уровень собственных знаний о ЦТ) и деятельностному (сформированность необходимых умений и навыков для использования ЦТ в своей будущей профессиональной деятельности). Установлено наличие прямой взаимосвязи между различными компонентами представлений будущих педагогов о цифровом образовании. Наиболее значимой является взаимосвязь между оценкой уровня знаний студентов о ЦТ и уровнем их мотивации к освоению и внедрению данных технологий в свою профессиональную деятельность. Существует противоречие между осознанием студентами важности и перспектив цифрового образования в настоящем и будущем (в целом для системы образования, для собственной профессиональной деятельности, для детей) и недостаточной сформированностью у них необходимых знаний, умений и навыков в данной области. Это является препятствием для использования цифровых технологий студентами в своей учебной деятельности в настоящем и в будущей педагогической деятельности.

Ключевые слова: знания, мотивация, деятельность, представление, цифровое образование, цифровые технологии, цифровая компетентность.

© Рассказова И. Н., Ожогова Е. Г., 2021.

Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 60. С. 63—77.

Одним из наиболее существенных изменений современного мира является активное внедрение цифровых технологий во многие сферы жизни. Они оказали настолько существенное влияние на жизнь общества и отдельного человека, что речь идет о наступлении новой цифровой цивилизации, цифровой экономики.

Очевидно, что в направлении цифровизации будет развиваться мир в целом и система образования как часть этого мира. В связи с тем, что задача образования заключается в подготовке человека к успешной жизни в настоящем и будущем, к деятельности в условиях цифровой экономики, неизбежно все более активное внедрение цифровых технологий в систему образования. Это стало одним из существенных изменений в современном образовании и одним из важных, перспективных направлений его развития. Формирование современной цифровой образовательной среды было выделено в качестве одного из четырех ключевых направлений развития качественной образовательной сферы на президиуме Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам РФ (24.08.2016)1.

В последние годы реализация эффективной информационно-образовательной среды уже является одним из важных факторов развития, эффективности работы учебного заведения. Это означает, что действующие и будущие педагоги должны быть готовы работать в условиях значительных изменений различных аспектов образовательного процесса. Перед преподавателями вузов стоят задачи применения цифровых технологий и формирования у студентов готовности их использовать в процессе своего обучения и будущей профессиональной деятельности.

При этом, как отмечают ученые, реальное положение дел по использованию ЦТ в образовательных учреждениях и отношение к ним в обществе и системе образования очень разное: от исключительно позитивного до сильно выраженного негативного2. Активность появления ЦТ в образовательных учреждениях зависит от ряда факторов: объективных — финансовых и технологических возможностей; субъективных — желания и готовности педагогических коллективов и отдельных педагогов их использовать. На сегодняшний день в российской системе образования существуют серьезные различия по многим факторам.

Сложившаяся ситуация требует обсуждения вопросов, связанных с теоретическими и практическими аспектами внедрения ЦТ в систему образования3.

1 Цифровая среда на календаре [Электронный ресурс] // Российская газета: [сайт]. [2016]. URL: https://rg.ru/2016/08/24/medvedev-nazval-prioritety-v-sfere-obrazovaniia. html (дата обращения: 15.04.2020)

2 Каменев С. В. Образование в цифровом мире: возможности и перспективы // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 425. С. 85—90. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/obrazovanie-v-tsifrovom-mire-vozmozhnosti-i-perspektivy (дата обращения: 22.12.2020).

3 Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2019. № 1 (6). URL: http://journal. homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (дата обращения: 20.04.2020); Сафуанов Р. М., Лех-мус М. Ю., Колганов Е. А. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. 2019. № 2 (28). URL: file:///C:/Users/admin/ Downloads/9922-945-1-PB%20(1). (дата обращения: 16.04.2020); Травкин И. Ю. О цифровой образовательной среде и другие сопутствующие мысли. URL: http://funofteaching. tumblr.com/ post/160011857841/ (дата обращения: 18.04.2020).

И в последние годы данная проблема привлекла внимание многих ученых, которые рассматривают различные ее аспекты.

Уточняется понимание основных категорий, терминов. Цифровое образование М. Е. Вайндорф-Сысоева и М. Л. Субочева определяют, основываясь на анализе представлений отдельных ученых, как «процесс организации взаимодействия между обучающими и обучающимися при движении от цели к результату в цифровой образовательной среде, основными средствами которой являются цифровые технологии, цифровые инструменты и цифровые следы как результаты учебной и профессиональной деятельности в цифровом формате»4.

Рассматривается сущность цифрового образования с точки зрения процесса и результата. Ученые выделяют и анализируют основные системообразующие компоненты цифрового образования, к которым относят: цифровую образовательную среду, цифровые процессы организации учебного процесса, цифровые процессы проверки знаний, цифровые технологии организации обучения, цифровой контент, цифровые технологии взаимодействия, цифровые ресурсы5.

Важным фактором успешности цифровизации образования оказывается не только стратегия государства и конкретного учебного заведения, их финансовые возможности, но и мотивация, подготовленность педагогов к ее осуществлению. Она подразумевает не только умение использовать цифровые технологии, но также осознанное, осмысленное отношение к цифровому образованию, сфор-мированность адекватных представлений о нем, его позитивных возможностях и негативных последствиях, влиянии на психическое развитие обучающихся в целом, их жизнедеятельность в социальном пространстве, на отдельные психические процессы и свойства. ЦТ — это лишь средство, а польза или вред от их использования зависит от того, каким образом, с какой целью они применяются, какие функции выполняют. Как считает П. Нортон, и с этим сложно не согласиться, с одной стороны, компьютер является мощным средством оказания помощи в понимании людьми многих явлений и закономерностей; с другой стороны, он оказывает глобальное негативное влияние на личность — порабощает ум, располагающий лишь набором заученных фактов и навыков6. Нарушения в развитии личности под влиянием Интернета подробно описаны зарубежными и отечественными учеными, анализирующими особенности поколения «Z» (цифрового поколения людей, родившихся в самом конце 1990-х — начале 2000-х гг.). Они касаются всех сторон психического развития и жизнедеятельности человека: нервной системы, познавательных процессов, личностных свойств, межличностных отношений7. С такими детьми и подростками уже приходиться рабо-

4 Вайндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 25-36. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/tsifrovoe-obrazovanie-kak-sistemoobrazuyuschaya-kategoriya-podhody-k-opredeleniyu (дата обращения: 20.04.2020).

5 Вайндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. Указ. соч. С. 27.

6 Norton P. Computer Potential and Computer Educators: a Proactive View of Computer Education // Educаtional Technology. 1983. Vol. 23. № 10. P. 25-28.

7 Психологические особенности поколения Z. URL: http://mansa-uroki.blogspot. com/2016/04/z_12.html (дата обращения: 16.04.2020).

тать педагогам разных ступеней образования в настоящем и тем более придется работать будущим педагогам, которые и сами относятся к данному поколению.

В современном динамичном, быстро изменяющемся информационном мире, в ситуации активного внедрения в жизнь новых технологий от личности требуется гибкость, мобильность, способность быстро адаптироваться к новым ситуациям, успешно в них действовать. Соответственно, система образования должна способствовать формированию данных качеств обучающихся, которыми также должен обладать сам педагог. Неслучайно способность быстро перестраиваться, осваивать новшества, по мнению В. А. Сластенина, является «решающим признаком профессионализма учителя, готовности к творческому решению профессионально-педагогических задач»8.

На способность педагога успешно решать новые профессиональные задачи, в данном случае связанные с цифровизацией образования, наряду с внешними факторами будут влиять внутренние факторы. Роль внутренних, субъективных факторов (профессиональной направленности, потребности узнать новое, получить опыт работы, способности к самосовершенствованию и т. д.) в решении задач профессионально-педагогической деятельности в ситуации, когда необходимы быстрые изменения в профессии подчеркивают такие ученые, как

B. Д. Шадриков, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович и др.

Успешная работа в условиях цифрового образования подразумевает сфор-мированность определенных компетенций. Этот вопрос обсуждается такими учеными, как Е. В. Гнатышина, Л. Н. Павлова, Л. Н. Рулиене, А. Д. Саламатов,

C. Н. Фортыгина, Р. А. Шаухалова, Н. У. Ярычеев и др.

В. Хутмахер выделяет следующие составляющие цифровой компетентности: владение цифровыми технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов критического суждения в отношении информации9. Шведское национальное агентство по образованию (2018) выделяет в «адекватной цифровой компетенции» четыре основных области, связанные с пониманием цифровых инструментов, медиа и их влиянием на общество; умением использовать цифровые инструменты и медиа, решать проблемы и воплощать идеи в действия на основе критического и ответственного подхода10. В представленных научных позициях подчеркивается важность понимания ЦТ и их влияния на личность, ответственного и критического отношения к получаемой информации. Именно такое отношение к ЦТ должны формировать педагоги у обучающихся, а это означает, что оно должно быть сформировано у них самих.

8 Сластенин В. А. Субъектно-деятельностный подход в общем и профессиональном образовании // Сибирский педагогический журнал. 2006. № 5. С. 17—30. URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/subektno-deyatelnostnyy-podhod-v-obschem-i-professionalnom-obrazovanii (дата обращения: 22.12.2020).

9 Хазова С. А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту. М., 2010.

10 Olofsson A. D., Fransson G., Lindberg J. O. A study of the use of digital technology and its conditions with a view to understanding what 'adequate digital competence' may mean in a national policy initiative Crossref DOI link: https://doi.org/10.1080/03055698.2019.1651694 (дата обращения: 01.04.2020).

Опираясь на данные идеи, в нашем эмпирическом исследовании мы изучили особенности понимания студентами педагогического университета цифрового образования, существующих у них об этом представлений, которые в значительной степени будут обусловливать — повышать либо понижать мотивацию к усвоению необходимых знаний, формированию необходимых умений, навыков для повышения собственной профессиональной компетентности в области ЦТ.

Т. П. Емельянова определяет представления как социальные процессы, вовлеченные в репрезентирование, содержащие оценочную интерпретацию произошедшего и отношение к нему, детерминированные новой социокультурной ситуацией, необходимостью решения не только общественно значимых задач, но и личностных задач обыденной жизни11.

Важность представлений, особенностей восприятия и понимания личности и их детерминирующее влияние на эмоции, отношения, поведение подчеркивалась в когнитивной теории (Дж. Роттер, А. Бек, А. Эллис и др.). Влияние систем отношений личности (к предметному миру, другим людям и самому себе) на ее развитие, мотивационную сферу, поведение рассматривалось в теории отношений (В. Н. Мясищев).

Для исследования представлений будущих педагогов о цифровом образовании нами были выделены определенные компоненты с опорой на структуру инновационной деятельности (В. А. Сластенин, Л. С. Подымова), в которой выделяются мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты12.

В рамках данной работы будет рассмотрено содержание представления студентов педагогического университета о цифровом образовании. Новизна и актуальность исследования связаны с выявлением специфики мотивационного, когнитивного, деятельностного компонентов представления и их взаимосвязи. Практическая значимость нашего эмпирического исследования заключается в том, что понимание представлений студентов о цифровых технологиях, с нашей точки зрения, может послужить основой для построения работы, направленной на формирование у будущих педагогов необходимых компетенций в области ЦТ в педагогических учебных заведениях. Самим студентам участие в исследовании позволит актуализировать, осознать, понять собственные представления о цифровом образовании, отношение к нему, существующие проблемы, и в соответствии с этим ставить перед собой определенные задачи развития в данном направлении. Цель нашего эмпирического исследования заключается в изучении представления будущих педагогов о цифровом образовании. Мы рассматривали представления студентов о сформированности у них данных компонентов применительно к ЦТ. Нами были определены следующие аспекты, раскрывающие данные компоненты представления.

• О значимости ЦТ в современном образовании, уровне их использования в настоящем и о перспективах внедрения в будущем, об уровне собственных знаний в области ЦТ — когнитивный аспект.

11 Емельянова Т. П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М., 2006.

12 Подымова Л. С. Психолого-педагогическая инноватика: личностный аспект. М., 2012.

• Оценивание уровня мотивации (интереса) использовать ЦТ в своей будущей профессиональной деятельности и интереса детей к обучению с применением ЦТ — мотивационный.

• Оценивание готовности (сформированности необходимых умений и навыков) для использования ЦТ в профессиональной деятельности — деятель-ностный. В этой логике будут представлены и проанализированы результаты исследования.

В исследовании приняли участие студенты 1-го, 2-го и 3-го курсов направленности (профиля) «Начальное образование» Омского государственного педагогического университета. Общее количество студентов: 71. Из них: студентов 1-го курса — 22; 2-го курса — 28; 3-го курса — 21. Возраст участников исследования: от 18 до 21 года.

Респондентам предлагалось с помощью разработанной нами авторской анкеты анонимно оценить уровень своих представлений о цифровом образовании по 10-балльной шкале, где 1 — это минимальный уровень, а 10 — максимальный уровень. Нами был осуществлен подсчет средних значений отдельно по каждому курсу и обобщенные результаты по всей выборке испытуемых. Первичные данные исследования обрабатывались посредством подсчета средних значений. Методом статистической обработки результатов являлся корреляционный анализ.

Анализ результатов исследования

Вначале представим результаты средних значений по когнитивному компоненту представлений студентов разных курсов о ЦО. К нему мы отнесли следующие четыре вопроса, по которым студенты оценивали:

1) степень значимости, актуальности ЦТ для современного образования;

2) уровень внедрения цифровых технологий в современном образовании;

3) уровень собственных знаний о цифровых технологиях в образовании;

4) перспективу внедрения цифровых технологий в образовании в будущем. Средние значения оценки студентов по данным вопросам представлены

на ил. 1.

По результатам исследования средние значения по всем изучаемым показателям, включая обобщенные результаты по всем трем курсам, были получены выше среднего (5 баллов) за исключением значения 3-го курса по 3-му вопросу «Представления об уровне собственных знаний о цифровых технологиях в образовании» — 4,9 баллов, которые также близки к среднему значению. Это подразумевает, что все связанное с когнитивной оценкой важности ЦТ (их актуальности для современного образования и уровень внедрения в него, перспективы развития в будущем, а также уровень собственных знаний в данной области) получили достаточно высокую оценку студентов.

Самые высокие значения были получены при оценивании перспективы внедрения ЦТ в образование в будущем (средние обобщенные значения по всем курсам 8,2 балла) и степени их значимости для современного образования (7,7). Студенты осознают степень их значимости для образования в настоящем и вы-

Ил. 1. Средние значения выраженности когнитивного компонента в представлениях студентов о цифровом образовании

ражают уверенность в том, что в дальнейшем они будут активно внедряться. Отличия по данным показателям составляют всего 0,5 балла.

При этом достаточно значительно отличается (на 2 и более балла) оценка значимости ЦТ для образования в настоящем и в будущем от оценки их реального внедрения в современном образовании и собственных знаний в этой области. Реальная ситуация, с точки зрения студентов, отличается от желательного варианта. Существует противоречие в понимании студентами востребованности ЦТ для образования и реальной ситуацией их внедрения в практику образования, а также оценкой собственных возможностей по использованию данных технологий в своей будущей профессиональной деятельности.

В этом заключается проблема: педагоги недалекого будущего, которые должны будут использовать ЦТ и обучать этому детей, чувствуют себя пока к этому не очень подготовленными. Это несмотря на то что в университете, на базе которого проводилось исследование, уже много лет работает образовательный портал вуза, существует балльно-рейтинговая система оценивания, выполнение электронных форм заданий и т. д. Кроме того, преподаватели регулярно посещают семинары по ЦТ. Но, вероятно, ЦТ гораздо интенсивнее развиваются, чем реальные возможности конкретных преподавателей и студентов. Поэтому актуальным оказывается развитие профессиональных компетенций в области ЦТ у студентов и преподавателей.

Факторами, препятствующими успешному продвижению в этом направлении преподавателей вузов, также могут являться существующие объективные профессиональные трудности, которые отмечают ученые и практики: пере-

грузки, перенапряжение, связанные с высоким уровнем требований к преподавателям в современной системе образования; большое количество постоянно меняющейся документации, регламентирующей их деятельность; часто меняющиеся требования разных государственных образовательных стандартов и т. д. Данные проблемы касаются педагогов разных ступеней образования. Это приводит к тому, что при выполнении необходимых требований, старании им соответствовать у педагогов возникает состояние истощения, им не хватает ресурсов времени и сил для роста, развития, в данном случае освоения новых ЦТ. В этом смысле уместно вспомнить идеи основателя гуманистической теории личности А. Маслоу, который считал, что пока дефицитарные потребности не удовлетворены, человек будет мотивирован на изменение напряженных, фрустрирующих его условий, и его метамотивация, связанная с мотивами роста, развития невозможна.

Самые низкие значения по когнитивному компоненту были получены на всех курсах при оценивании уровня собственных знаний о цифровых технологиях в образовании (от минимальных 4,9 баллов на 3-м курсе до максимальных 5,7 баллов на 2-м курсе). На всех курсах получены близкие значения, максимальные различия составляют менее 1 балла (0,8). Это не очень высокие результаты, несмотря на то что обучение студентов уже происходило в эпоху цифровизации.

Наряду с вышеобозначенными причинами, касающимися общих особенностей педагогической деятельности на современном этапе и данного педагогического университета, можно выделить и другие факторы, которые могли оказать влияние на полученные результаты. Большинство студентов приехали учиться в университет из сельских населенных пунктов, где уровень внедрения ЦТ в образовании гораздо ниже по сравнению с городскими школами, а в каких-то селах Интернет даже сейчас недоступен. Профиль, на котором обучаются студенты, в большей степени можно отнести к гуманитарным, несмотря на то что будущие учителя начальных классов, конечно, изучают естественнонаучные и математические дисциплины. Это может означать отсутствие у большинства из них особой предрасположенности к пониманию технических вопросов.

На 3-м курсе отмечаются более низкие средние значения по всем вопросам когнитивного компонента по сравнению с 1-м и 2-м курсом, где показатели близки между собой. Диапазон различий в представлениях студентов 3-го курса составляет: от максимальных 2,3 баллов по 1 вопросу со 2-м курсом; минимальных — 0,7 балла по 3-му вопросу с 1-м курсом. По 1 вопросу (оценка значимости, актуальности ЦТ в современном образовании) различия составляют 2,3 балла со 2-м курсом и 1,4 с 1-м курсом. По 2 вопросу (оценка уровня внедрения ЦТ в современном образовании) различия составляют: 1,2 балла со 2-м курсом и 1,4 с 1-м курсом. По 3 вопросу (оценка собственных знаний в области ЦТ) на 0,7 балла ниже с 1 курсом и 0,8 — со вторым курсом. По 4 вопросу (оценка перспектив внедрения цифровых технологий в образовании в будущем) отличия составляют 1 балл по сравнению со 2-м курсом.

Данные результаты позволяют сделать вывод о том, что студенты 3-го курса несколько более пессимистично оценивают как значимость ЦТ для образования, так и возможности и перспективы внедрения ЦТ в систему образова-

ния в настоящем и будущем, а также собственные знания в этой области. Вероятно, они в большей степени осознают существующие реалии, с которыми знакомились на различных практиках в процессе обучения и более реалистично подходят к оценке возможностей, учитывая особенности образовательных учреждений в зависимости от их расположения, материально-технической базы и т. д.

Мотивационный компонент в представлениях студентов о цифровом образовании изучался с помощью двух вопросов, направленных на оценку уровня собственной мотивации использовать цифровые технологии в своей профессиональной педагогической деятельности (5 вопрос) и интереса детей к обучению с применением цифровых технологий (6 вопрос). Средние значения представлены на ил. 2.

Ил. 2. Средние значения выраженности мотивационного компонента в представлениях студентов о цифровом образовании

На всех курсах студенты приблизительно одинаково оценивают свой интерес к цифровым технологиям в образовании. Он выше среднего (от максимальных значений 7,6 на 3-м курсе и минимальных 6,9 на 1-м курсе). Обобщенное среднее значение по всем курсам составляет 7,3 балла. Различия незначительны: максимальное различие в значениях 1-го и 3-го курса составляет менее балла (0,7). Тем не менее можно отметить динамику повышения интереса от 1-го к 3-му курсу.

Показатели оценивания студентами интереса детей к обучению с применением ЦТ (6 вопрос) были несколько выше, чем показатели собственного интереса к ним. По обобщенным данным всех курсов они выше на 1,4 балла. Существует та же зависимость, что была выявлена при оценивании собственного

интереса: значения повышались от 1-го к 3-му курсу. То есть в процессе обучения повышается как собственная мотивация студентов к использованию ЦТ, так и понимание ими интереса детей к данным технологиям. Интерес детей к ЦТ получает высокую оценку студентов: от минимальных 8,2 баллов на 1-м курсе до максимальных 9,1 балла на 3-м курсе.

Значения выраженности представлений студентов о сформированности у них необходимых умений и навыков к использованию ЦТ в своей профессиональной педагогической деятельности (деятельностный компонент представлений — 7 вопрос) на всех курсах были получены почти одинаковые — немного выше среднего от 6,2 на 1-м курсе до 6,5 на 2-м курсе.

Это можно считать неплохим результатом, но при этом все-таки недостаточным, чтобы активно пользоваться различными возможностями цифрового обучения в своей будущей профессиональной деятельности. Студенты понимают наличие больших возможностей в данной области и при этом осознают собственные ограничения — недостаток знаний, умений и навыков. Одной из возможных причин сложившейся ситуации может быть достаточно невысокая оценка студентами реального уровня внедрения ЦТ в современном образовании, что и не позволяет им приобрести необходимые компетенции в данной области, несмотря на гораздо более высокий уровень их мотивации, интереса к ЦТ и понимания перспектив их развития в образовании будущего.

Анализ результатов корреляционного анализа между компонентами представлений студентов о цифровом образовании

Выделив рассмотренные компоненты для изучения представлений студентов о ЦТ в образовании, мы предполагали наличие между ними взаимосвязи, что было обосновано в теоретической части нашего исследования. С нашей точки зрения, она должна существовать между когнитивным компонентом и мотивационным: осознание значимости, актуальности ЦТ для образования в настоящем и будущем должно усиливать мотивацию, интерес студентов к их освоению. В свою очередь, сильная мотивация должна влиять на повышение у студентов уровня знаний, умений и навыков в области ЦТ. Исходя из данных предпосылок, с целью выявления взаимосвязи между разными компонентами представлений студентов о ЦТ, мы провели корреляционный анализ с помощью программы Excel. Мы приводим в табл. 1 только значения корреляции, которые являются статистически достоверными (значимыми), указывая уровень значимости. По всем остальным она не была выявлена, значения корреляции были от 0,127 и 0,09 и еще ниже.

Наиболее значимая прямая взаимосвязь, равная 0,484 на высоком уровне значимости р < 0,001, существует между оценкой студентами важности ЦТ для современного образования и их оценкой уровня интереса детей к ним (вопросы 1—6). Чем выше они оценивают степень интереса детей, тем выше оценивают степень значимости. Логика в этом очевидная и вполне разумная: собственно, потребности детей, их интересы и должны быть одним из определяющих факторов значимости каких-либо аспектов для современного образования, реализую-

Таблица 1

Значения корреляции между разными компонентами представлений студентов о ЦТ (по номерам вопросов)

Значения корреляции Корреляционные связи (по номерам вопросов)

3-5 3-7 5-6 1-4 1-6

0,299 0,303 0,399 0,353 0,484

Критические значения (при п = 70) 0,235 0,235 0,385 0,306 0,385

Значения «р» 0,05 0,05 0,001 0,01 0,001

щего гуманистический, индивидуальный подход к детям, наряду с запросами общества и государства. Понимание значимости ЦТ для современного образования также прямо коррелирует с оценкой перспектив их внедрение в образование в будущем (вопросы 1—4) — значение корреляции 0,353.

Существует прямая взаимосвязь между оценкой уровня мотивации студентов к освоению ЦТ (5-й вопрос) и оценкой уровня собственных знаний в данной области (3-й вопрос): чем больший интерес ЦТ у них вызывают, тем больше студенты стремятся узнать о них. Вероятно также, что чем больше они узнают о возможностях ЦТ, тем больше испытывают к ним интерес и хотят их изучать, осваивать.

Уровень знаний (3-й вопрос) прямо связан с уровнем готовности к использованию ЦТ в своей профессиональной деятельности (7-й вопрос): чем больше человек владеет знаниями в определенной сфере деятельности, тем более уверенно он себя в ней чувствует. У ЦТ существует своя специфика: как правило, овладение ими происходит на практике, т. е. информация непосредственно связана с действиями, формированием необходимых умений и навыков. Умение их использовать расширяет систему знаний об их возможностях.

Также выявлена связь в оценивании 5-6-го вопросов (значение 0,399): при повышении оценки значимости ЦТ для детей повышается собственная мотивация студентов к их использованию в своей профессиональной деятельности. Это свидетельствует об осознанной ими необходимости учитывать в педагогической деятельности запросы, интересы детей, готовиться к этому будучи студентами, что позволит в дальнейшем сделать процесс обучения детей более эффективным.

Выводы

Согласно результатам исследования, в представлении будущих педагогов о цифровом образовании самые высокие средние обобщенные значения по всем курсам были получены по следующим компонентам:

• когнитивному: значимость ЦТ для современного образования (7,7 баллов) и перспективы их внедрения в образование в будущем (8,2);

• мотивационному: интерес детей к ЦТ (8,7) и собственная мотивация использовать их в своей профессиональной деятельности (7,3).

Самые низкие средние значения были получены по следующим компонентам:

• когнитивному: внедрение ЦТ в современном образовании (5,7) и уровень собственных знаний о ЦТ (5,4);

• деятельностному: сформированность необходимых умений и навыков для использования ЦТ в своей будущей профессиональной деятельности (6,3). Таким образом, существует проблема: студенты понимают важность цифрового образования для системы образования в настоящем и будущем, для собственной профессиональной деятельности, для детей и недостаточную сформированность у них необходимых знаний, умений и навыков в данной области. Это является серьезным препятствием для использования цифровых технологий студентами в своей учебной деятельности в настоящем и в будущей педагогической деятельности.

Выявлено наличие прямой взаимосвязи между следующими компонентами представлений будущих педагогов о цифровом образовании:

• Когнитивными: оценкой значимости ЦТ для современного образования и оценкой перспектив их внедрения в образование в будущем.

• Когнитивным и мотивационным: значимостью ЦТ для современного образования и интересом детей к ним; уровнем собственных знаний о ЦТ и уровнем мотивации к их освоению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Когнитивным и деятельностным: уровнем знаний о ЦТ с готовностью использовать их в своей профессиональной деятельности.

• Мотивационными: значимостью ЦТ для детей и собственной мотивацией использовать их в своей профессиональной деятельности.

Чем выше уровень оценки студентами знаний о ЦТ, тем выше у них уровень оценки мотивации к их освоению и включению в свою профессиональную деятельность.

Полагаем, что полученные результаты эмпирического исследования могут быть использованы, учтены при разработке обучающих программ, направленных на повышение уровня компетенции студентов в области ЦТ и в целом при обучении студентов с использованием ЦТ.

Список литературы

Вайндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 25—36. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-obrazovanie-kak-sistemoobrazuyuschaya-kategoriya-podhody-k-opredeleniyu (дата обращения: 20.04.2020). Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2019. № 1 (6). URL: http://journal. homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (дата обращения: 20.04.2020). Емельянова Т. П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М., 2006. Каменев С. В. Образование в цифровом мире: возможности и перспективы // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 425. С. 85—90. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-v-tsifrovom-mire-vozmozhnosti-i-perspektivy (дата обращения: 22.12.2020). Подымова Л. С. Психолого-педагогическая инноватика: личностный аспект. М., 2012.

Психологические особенности поколения Z. URL: http://mansa-uroki.blogspot.com/2016/ 04/z_12.html (дата обращения: 16.04.2020).

Сафуанов Р. М., Лехмус М. Ю., Колганов Е. А. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. 2019. № 2 (28). URL: file:///C:/Users/admin/Downloads/9922-945-1-PB%20(1). (дата обращения: 16.04.2020).

Сластенин В. А. Субъектно-деятельностный подход в общем и профессиональном образовании // Сибирский педагогический журнал. 2006. № 5. С. 17—30. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/subektno-deyatelnostnyy-podhod-v-obschem-i-professionalnom-obrazovanii (дата обращения: 22.12.2020).

Травкин И. Ю. О цифровой образовательной среде и другие сопутствующие мысли. URL: http://funofteaching. tumblr.com/post/160011857841/ (дата обращения: 18.04.2020).

Хазова С. А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту. М., 2010.

Цифровая среда на календаре [Электронный ресурс] // Российская газета: [сайт]. [2016]. URL: https://rg.ru/2016/08/24/medvedev-nazval-prioritety-v-sfere-obrazovaniia. html (дата обращения: 15.04.2020).

Norton P. Computer Potential and Computer Educators: a Proactive View of Computer Education // Educаtional Technology. 1983. Vol. 23. № 10. P. 25-28.

Olofsson A. D., Fransson G., Lindberg J. O. A study of the use of digital technology and its conditions with a view to understanding what 'adequate digital competence' may mean in a national policy initiative Crossref DOI link: https://doi.org/10.1080/03055698.2019.1651694 (01.04.2020).

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2021. Vol. 60. P. 63-77 DOI: 10.15382/sturIV202160.63-77

Irina Rasskazova, Candidate of Sciences in Psychology, Associate Professor, Omsk State Pedagogical University, 14 Naberezhnaya im. Tukhachevskogo, Omsk, 644099, Russian Federation irnikras@rambler.ru ORCID: 0000-0003-1343-8741 Elena Ozhogova, Candidate of Sciences i Psychology, Associate Professor, Omsk State Pedagogical University 14 Naberezhnaya im. Tukhachevskogo, Omsk, 644099, Russian Federation oeg80@yandex.ru ORCID: 0000-0002-5176-5965

Prospective Teachers' Ideas about Information Technology in Education

I. Rasskazova, E. Ozhogova

Abstract: The article presents the results of an empirical study of the features of various components of future educators' ideas about digital education: cognitive, motivational, and activity. The highest average values for all courses were obtained by the cognitive

component (the importance of the IT for modern education and the prospects for their introduction into education in the future) and the motivational component (children's interest in the IT and their own motivation to use them in their professional activities). The lowest average values were obtained for the cognitive component (the introduction of IT in modern education and the level of own knowledge about IT) and the activity (the formation of the necessary skills for using the IT in their future professional activities). The presence of a direct relationship between the various components of the future educators' ideas about digital education has been revealed. The most significant is the relationship between assessing the level of students' knowledge about central heating and the level of their motivation to master and implement these technologies in their professional activities. There is a contradiction between students' awareness of the importance and prospects of digital education in the present and future (as a whole for the education system, for their own professional activities, for children) and their insufficient knowledge and skills in this area. This is an obstacle to the use of digital technology by students in their educational activities in the present and in future pedagogical activities.

Keywords: knowledge, motivation, activity, performance, digital education, digital technology, digital competence.

References

Vaindorf-Sysoeva M. E., Subocheva M. L. (2018) "«Tsifrovoe obrazovanie» kak sistemoobra-zuiushchaia kategoriia: podkhody k opredeleniiu" ["Digital education" as a backbone category: approaches to definition]. VestnikMoskovskogogosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriia: Pedagogika, 2018, vol. 3, pp. 25—36 (in Russian).

Verbitskii A. A. (2019) "Tsifrovoe obuchenie: problemy, riski i perspektivy" [Digital learning: problems, risks and prospects]. Elektronnyi nauchno-publitsisticheskii zhurnal "Homo Cy-berus", 2019, vol. 1 (6), available at: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (20.04.2020) (in Russian).

Emel'ianova T. P. (2006) Konstruirovanie sotsialnykh predstavlenii v usloviiakh transformatsii rossiiskogo obshchestva [The construction of social representations in the conditions of transformation of the Russian society]. Moscow (in Russian).

Kamenev S. V. (2017) "Obrazovanie v tsifrovom mire: vozmozhnosti i perspektivy" [Education in the digital world: opportunities and prospects]. Vestnik Tomskogogosudarstvennogo universiteta, 2017, vol. 425, pp. 85-90 (in Russian).

Podymova L. S. (2012) Psikhologo-pedagogicheskaia innovatika: lichnostnyi aspect [Psychological and pedagogical innovation: personal aspect]. Moscow (in Russian).

Psikhologicheskie osobennostipokoleniia Z [Psychological features of Generation Z], available at http://mansa-uroki.blogspot.com/2016/04/z_12.html (16.04.2020) (in Russian).

Safuanov R. M., Lekhmus M. Iu., Kolganov E. A. (2019) "Tsifrovizatsiia sistemy obrazovaniia" [Digitalisation of the education system]. Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Seriia ekonomika, 2019, vol. 2 (28) (16.04.2020) (in Russian).

Slastenin V. A. (2006) "Sub'ektno-deiatel'nostnyi podkhod v obshchem i professional'nom obrazovanii" [The subject-activity approach in general and professional education]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal, 2006, vol. 5, pp. 17-30 (22.12.2020) (in Russian).

Travkin I. Iu. O tsifrovoi obrazovatel'noi srede i drugie soputstvuiushchie mysli [On the digital environment in education and other accompanying thoughts], available at http://funofteaching. tumblr.com/post/160011857841/ (18.04.2020).

Khazova S. A. (2010) Kompetentnost' konkurentosposobnogo spetsialista po fizicheskoi kul'ture i sportu [Competence of an employable specialist in physical education and sports]. Moscow (in Russian).

"Tsifrovaia sreda na kalendare [Elektronnyi resurs]" [The digital environment on the calenda]. Rossiiskaia gazeta, available at https://rg.ru/2016/08/24/medvedev-nazval-prioritety-v-sfere-obrazovaniia. html (15.04.2020).

Norton P. (1983) "Computer Potential and Computer Educators: a Proactive View of Computer Education". Educational Technology, 1983, vol. 23, no. 10, pp. 25—28.

Olofsson A. D., Fransson G., Lindberg J. O. A study of the use of digital technology and its conditions with a view to understanding what 'adequate digital competence' may mean in a national policy initiative, available at https://doi.org/10.1080/03055698.2019.1651694 (01.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.