Научная статья на тему 'Развитие мотивации достижения успеха у подростков'

Развитие мотивации достижения успеха у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
868
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА / MOTIVATION / МОТИВАЦИЯ К ИЗБЕГАНИЮ НЕУДАЧ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / TEENS / REASON / MOTIVATION OF ACHIEVEMENT OF SUCCESS / MOTIVATION TO AVOIDANCE OF FAILURES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жуина Диана Валериевна, Кильдяйкина Елена Петровна

В статье представлены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение мотивации достижения у подростков. Подтверждена эффективность проведения тренинговой программы по развитию мотивации достижения успеха у подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MOTIVATION FOR SUCCESS IN ADOLESCENTS

The results of the experimental research sent to the study of motivation of achievement for teenagers are presented in the article. Efficiency of realization of the training program is confirmed on development of motivation of achievement of success with teenagers.

Текст научной работы на тему «Развитие мотивации достижения успеха у подростков»

структуре индивидуальности является наряду со структурным и структурно-функциональным - системно-процессуальный подход, позволяющий проанализировать позитивную или негативную динамику субъектности в конституционально-континуальном пространстве личности: диапазон психологической нормы - акцентуации и диапазон аномальной личностной и поведенческой изменчивости. Субъекта как носителя свойств индивидуальности правомерно изучать с позиций концепции конституционально-континуального пространства личности, учитывая вероятностную субъектную изменчивость в системе сложной, многоуровневой организации, детерминированной взаимодействием и взаимозависимостью внутренних психотипологических и внешних факторов.

Интегративная методология исследования индивидуальности позволяет в отличие от комплексного подхода изучать структуру индивидуальности как многоуровневой и саморазвивающейся системы, осуществлять математическое моделирование взаимодействия разноуровневых свойств человека, как в плоскости биологической детерминации, так и развития и формирования симптомокомплексов свойств, возникающих в условиях специально создаваемой стимуляции или актуализирующихся в естественных условиях социальной микро и макросреды.

Выводы. Подводя итог обсуждаемой проблеме, можно говорить о том, что уникальность, неповторимость психологического облика каждого человека - один из тех явных феноменов нашей психики, которые наиболее бурно обсуждаются и исследуются современными психологами.

В настоящее время индивидуальность человека исследуется с позиций интегративной методологии, предусматривающей изучение взаимосвязи и взаимодействия разноуровневых характеристик человека, позволяющей учитывать не только линейные зависимости, но и нелинейные «много-многозначные» (по терминологии В.С. Мерлина) между иерархически соподчиненными уровнями в структуре целостной индивидуальности человека.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969. - 284 с.

2. Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. М.: Институт психологии РАН, 1998. - 128 с.

3. Белоус В.В. Детерминанты развития интегральной индивидуальности: монография/ В.В.Белоус, И.В. Боязитова. - Москва-Пятигорск: РАО-ПГЛУ, 2008. - 230 с.

4. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993. - 198 с.

5. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характере. М. 1995. - 271 с.

6. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 2000. - 191 с.

7. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в.: учебное пособие. М., 1996. - 416 с.

Психология

УДК: 159.9.07

кандидат психологических наук, доцент Жуина Диана Валериевна

Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева (г. Саранск); студентка Кильдяйкина Елена Петровна

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (г. Саранск)

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА У ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение мотивации достижения у подростков. Подтверждена эффективность проведения тренинговой программы по развитию мотивации достижения успеха у подростков.

Ключевые слова: мотивация, мотив, мотивация достижения успеха, мотивация к избеганию неудач, подростковый возраст.

Annotation. The results of the experimental research sent to the study of motivation of achievement for teenagers are presented in the article. Efficiency of realization of the training program is confirmed on development of motivation of achievement of success with teenagers.

Keywords: motivation, reason, motivation of achievement of success, motivation to avoidance of failures, teens.

Введение. Исследование мотивационной сферы обусловлено возрастающим интересом к психологии личности. Любая деятельность осуществляется под влиянием целого ряда условий и факторов, главными из которых являются потребности. Сами потребности вызывают причины поступков человека, которые психологами называются мотивами. Совокупность тех или иных мотивов составляет мотивационную сферу личности [1]. Как регулятор деятельности мотивация пронизывает все психологические процессы личности и оказывает воздействие на всю гамму мотивационных отношений. Необходимо отметить, что проблема мотивации достижения содержит большие резервы в плане поиска эффективных методов повышения мотивации школьников, наиболее совершенных способов формирования навыков в самомотивации [3].

Изложение основного материала статьи. С целью изучения мотивации достижения успеха у подростков было проведено экспериментальное исследование (2017-2018гг.). В исследовании приняло участие 35 учащихся 9-х классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35» г.о. Саранск Республики Мордовия [2]. Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.

В ходе констатирующего эксперимента были получены следующие результаты (см. табл.1-4). По методике «Диагностика мотивации к достижению успеха Т. Элерса» результаты представлены в таблице 1.

Результаты диагностики мотивации к успеху на констатирующем этапе исследования

Уровни мотивации к успеху Кол-во испытуемых Критерий

9 «А» 9 «Б» Бэмп.

абс. % абс. %

Слишком высокий уровень 2 5,71 1 2,86 3

Умеренно высокий уровень 3 8,57 2 5,71 3

Средний уровень 7 20 8 22,86 26,5

Низкий уровень 5 14,29 7 20 15,5

Примечание: Величины критических значений: * 13 (р<0,05), ** 1 (р<0,01)

Согласно данным таблицы 1, у большинства детей (14,29%), участвующих в исследовании, мотивации достижения успеха сформирована на умеренно высоком уровне. Подростков со слишком высоким уровнем мотивации к успеху выявлено 8,57% от общего количества детей, участвующих в эксперименте. Кроме того, у 42,86% подростков выявлен средний уровень мотивации к успеху. Низкий уровень зафиксирован у 34,29% подростков от общего количества детей, участвующих в исследовании.

Для определения статистически значимых различий по уровню развития мотивации к успеху был применен метод математической обработки данных - Б-критерий Манна-Уитни, который не обнаружил статистически достоверных различий.

Результаты диагностики мотивации к избеганию неудач у подростков представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты диагностики мотивации к избеганию неудач на констатирующем этапе исследования

Уровни мотивации к избеганию Кол-во испытуемых Критерий

неудачи 9 «А» 9 «Б» Бэмп.

абс. % абс. %

Слишком высокий уровень 2 5,71 1 2,86 3

Умеренно высокий уровень 2 5,71 4 11,43 4

Средний уровень 8 22,86 7 20 24,5

Низкий уровень 5 14,29 6 17,14 4,5

Примечание: Величины критических значений: * 15 (р<0,05), ** 9 (р<0,01)

Согласно результатам таблицы 2, можно сделать вывод, что у многих подростков у 42,86% от общего количества детей, участвующих в исследовании данный показатель сформирован на среднем уровне. Подростков со слишком высоким уровнем мотивации к избеганию неудач выявлено 8,57% от общего количества детей. Кроме того, у 17,14% подростков выявлен умеренно высокий уровень. Низкий уровень мотивации к избеганию неудач выявлен у 34,29% подростков.

Для определения статистически значимых различий по уровню развития мотивации к успеху был применен метод математической обработки данных - Б-критерия Манна-Уитни, который представлен в приложении В. Анализ таблицы 2 показывает, что статистически достоверных различий по слишком высокому, умеренно высокому, среднему, низкому уровню не выявлено. Полученные эмпирические значения по слишком высокому, умеренно высокому, среднему уровню находятся в зоне незначимости, это свидетельствует о незначительности различий между баллами двух групп. Эмпирическое значение по низкому уровню находится в зоне неопределенности, это также свидетельствует об отсутствии значительности различий между баллами двух групп.

Результаты исследования преобладающей мотивации представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты исследования преобладающей мотивации достижения на констатирующем этапе

исследования

Доминирующий мотив Кол-во испытуемых

9 «А» 9 «Б»

абс. % абс. %

Мотив стремления к успеху 7 20 6 17,14

Мотив избегания неудачи 4 11,43 5 14,29

По результатам исследования мотивации достижения можно сделать вывод о том, что преобладающей является мотивация к достижению успеха.

Анализируя результаты, полученные по Методике диагностики мотивации достижения (А. Мехрабиан) можно сделать вывод, что у многих детей выражен мотив стремления к успеху - 42,85%, а у 34,29% выражен мотив избегания неудачи (таблица 4).

Результаты диагностики мотивации (Методика диагностики достижения А. Мехрабиан) на констатирующем этапе исследования

Мотивации Кол-во испытуемых Критерий

9 «А» 9 «Б» Бэмп.

абс. % абс. %

Мотив стремления к успеху 9 25,71 6 17,14 16

Мотив избегания неудачи 5 14,29 7 20 8,5

Примечание: Величины критических значений: ** 12 (р<0,05), 7* (р<0,01)

По результатам исследования мотивации достижения можно сделать вывод о том, что преобладающим является мотив стремления к успеху - 42,85% (25,71 % подростков 9 «А» класса и 17,14% подростков 9 «Б» класса).

Для определения статистически значимых различий по преобладающей мотивации (Методика диагностики достижения А. Мехрабиан) на констатирующем этапе исследования был применен метод математической обработки данных - Б-критерия Манна-Уитни. Анализ таблицы 4 показывает, что статистически достоверных различий по преобладающему мотиву стремления к успеху и мотиву избегания неудач не выявлено. Полученное эмпирические значения находятся в зоне незначимости, это свидетельствует о незначительности различий между баллами двух групп.

Б-критерий Манна-Уитни позволил определить, что у исследуемых подростков на констатирующем этапе исследования статистически значимых различий не выявлено, статистических различий нет.

По итогам исследования можно выделить, что с низким уровнем мотивации 12 человек, которые делятся на экспериментальную группу (7 детей 9 «Б» класса) и контрольную группу (5 детей 9 «А» класса). Далее нами были проведены тренинговые занятия с данными подростками с низкой мотивацией.

Во время контрольного эксперимента нами были использованы те же методики, что и на констатирующем эксперименте.

Рассмотрим результаты исследования мотивации достижения успеха у подростков по методике «Диагностика мотивации к достижению успеха Т. Элерса» на контрольном этапе исследования, которые представлены в таблице 5.

Таблица 5

Результаты диагностики мотивации к успеху на контрольном этапе исследования

Уровни сформированности Кол-во испытуемых Критерий

ЭГ (9 «Б») КГ (9 «А») Бэмп.

абс. % абс. %

Слишком высокий уровень - - - - -

Умеренно высокий уровень 1 14,29 - - 3**

Средний уровень 6 85,71 1 20 0*

Низкий уровень - - 4 80 0*

Примечание* Величины критических значений: *2 (р<0,05), - (р<0,01)

На контрольном этапе исследования, после проведенных тренинговых занятий, степень мотивации к успеху у подростков повысилась, об этом свидетельствуют результаты методики «Достижение успеха Т. Элерса». Можно заявить о том, что подростков с умеренно высоким уровнем мотивации к успеху выявлено 14,29% подростков экспериментальной группы. Средний уровень мотивации к успеху выявлен у 85,71% подростков экспериментальной группы и у 20% контрольной группы. Кроме того, у 80% подростков в контрольной группе выявлен низкий уровень мотивации к успеху, в экспериментальной группе данные показатели не выявлены.

Таким образом, в экспериментальной группе повысилось количество подростков с умеренно высоким уровнем мотивации к успеху. В контрольной группе результаты практически остались прежними, у подростков низкий уровень мотивации к успеху 80%.

Для определения статистически значимых различий по уровню мотивации к успеху между подростками экспериментальной и контрольной групп был применен метод математической обработки - Б-критерия Манна-Уитни. Анализ таблицы 5 показывает, что выявлены статистически достоверные различия на р < 0,01 уровне. Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости, это свидетельствует о значительности различий между баллами двух групп по мотивации достижения успеха.

Результаты диагностики подростков мотивации к избеганию неудач представлены в таблице 6.

Результаты диагностики мотивации к избеганию неудач на контрольном этапе исследования

Уровни сформированности Кол-во испытуемых Критерий Бэмп.

ЭГ (9 «Б») КГ (9 «А»)

абс. % абс. %

Слишком высокий уровень - - - - -

Умеренно высокий уровень - - - - -

Средний уровень 7 100 1 20 0*

Низкий уровень - - 4 80 0**

Примечание: Величины критических значений: *2 (р<0,05), 0 (р<0,01)

На контрольном этапе исследования, после проведенных тренинговых занятий, согласно результатам диагностики, можно сделать вывод, что у многих подростков у 100% подростков экспериментальной группы данный показатель мотивации к избеганию неудач сформирован на среднем уровне. Также средний уровень выявлен у 20% подростков контрольной группы. Подростков со слишком высоким и умеренно высоким уровнем мотивации к избеганию неудач не выявлено. Низкий уровень зафиксирован только в контрольной группе у 80%.

Для определения статистически значимых различий по уровню мотивации к успеху между подростками экспериментальной и контрольной групп был применен метод математической обработки - Б-критерия Манна-Уитни. Анализ таблицы 6 показывает, что выявлены статистически достоверные различия на р < 0,01 уровне. Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости, это свидетельствует о значительности различий между баллами двух групп по мотивации избегания неудач.

Результаты исследования преобладающей мотивации представлены в таблице 7.

Таблица 7

Результаты исследования мотивации достижения на контрольном этапе исследования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мотивации Кол-во испытуемых

ЭГ (9 «Б») КГ (9 «А»)

абс. % абс. %

Мотивация на успех 7 100 - -

Мотивация к избеганию неудач - - 1 20

По результатам исследования мотивации достижения можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе преобладающей является мотивация к достижению успеха и количество подростков с выраженной мотивацией на успех больше чем в контрольной группе. Также следует отметить, что у подростков мотивация к избеганию неудач выявлена в контрольной группе (20% детей).

Также нами повторно была проведена Методика диагностики мотивации достижения (А. Мехрабиан). Анализируя результаты, полученные по данной методике на контрольном этапе исследования можно сделать вывод, что после проведенных тренинговых занятий у 7 детей экспериментальной группы повысился мотив стремления к успеху - 100%, а в контрольной группе у 20% подростков выражен мотив избегания неудачи (таблица 8).

Таблица 8

Результаты диагностики мотивации (Методика диагностики достижения А. Мехрабиан)

Мотивации Кол-во испытуемых Критерий

ЭГ (9 «Б») КГ (9 «А») Бэмп.

абс. % абс. %

Мотив стремления к успеху 7 100 0*

Мотив избегания неудачи 1 20 0

Примечание: Величины критических значений: *6 (р<0,05), 3 (р<0,01)

По результатам диагностики мотивации достижения А. Мехрабиан, можно сделать вывод, что преобладающим является мотив стремления к успеху в экспериментальной группе, количество подростков с выраженным мотивом стремления к успеху 100% (7 детей экспериментальной группы). У 20% детей мотив избегания неудач выражен в контрольной группе.

Для определения статистически значимых различий по уровню мотивации к успеху между подростками экспериментальной и контрольной групп был применен метод математической обработки - Б-критерий Манна-Уитни. Анализ таблицы 8 показывает, что выявлены статистически достоверные различия на р < 0,01 уровне. Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости, это свидетельствует о значительности различий между баллами двух групп по мотивации избегания неудач.

Выводы. Результаты экспериментального исследования позволили сделать вывод об эффективности проведенной тренинговой работы по развитию мотивации достижения успеха у подростков, что свидетельствует о необходимости проведения специальных занятий, направленных на повышение мотивации к учению обучающихся и активизацию интереса к учебному процессу в целом.

Литература:

1. Узнадзе, Д. Н. Мотивация и деятельность / Д. Н. Узнадзе. - М.: Педагогика, 2013. С. 244.

2. Кильдяйкина, Е.П. Диагностика мотивации достижения детей в старшем школьном возрасте / Е. П. Кильдяйкина // материалы IX Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум - 2017» / [Электронный ресурс]. - М.: МАКС Пресс, 2017. URL: https ://www. scienceforum.ru/2017/2827/34094

3. Полухина, Е. А. Особенности и динамика мотивационной сферы личности подростка / Е. А. Полухина // Вестник университета. - 2014. - №10. -С. 116-118.

Психология

УДК: 159.9.07

кандидат психологических наук, доцент Жуина Диана Валериевна

Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева ( г. Саранск); студентка Прошкина Людмила Ивановна

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (г. Саранск)

РАЗВИТИЕ МНЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение мнемических способностей подростков. Подтверждена эффективность проведенной тренинговой программы по развитию мнемических способностей у подростков.

Ключевые слова: мнемические способности, память, запоминание, воспроизведение, подростковой возраст.

Annotation. The article presents the results of an experimental study aimed at studying the mimic abilities of adolescents. The effectiveness of the training program on the development of mnemonic abilities in adolescents was confirmed.

Keywords: mnemonic abilities, memory, remembering, reproduction, adolescence.

Введение. Актуальность изучения мнемических способностей обусловлена широкими возможностями практического применения полученных знаний. Трудно представить грамотно построенный процесс обучения в образовательном учреждении, создания новых обучающих и развивающих технологий и программ, направленных на развитие познавательных способностей учащихся, без учета закономерностей процессов запоминания и забывания учебного материала [1]. Однако проблема развития мнемических способностей у подростков в настоящее время не является до конца исследованной и требует дальнейшего изучения [2].

Изложение основного материала статьи. С целью изучения особенностей мнемических способностей у подростков было проведено экспериментальное исследование (2017-2018гг.). В исследовании приняло участие 45 учащихся 7-х классов МБОУ «Починковская СОШ» Нижегородской области [3]. Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.

В ходе констатирующего эксперимента были получены следующие результаты (см. табл. 1-3). По методике «Заучивание 10 слов» (А. Р.) результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Особенности развития объема слухоречевого запоминания подростков согласно методике «Заучивание 10 слов» (А. Р. Лурия)

Уровень объема слухоречевого запоминания Количество испытуемых ф-критерий Фишера

7 «А» 7 «Б»

абс. % абс. %

Высокий 3 12,5 2 9,6 0,321

Средний 13 54,2 12 57,1 0,194

Низкий 8 33,3 7 33,3 0

Примечание: -1,64 (р >0,05); -2,31 (р ^ 0,01)

Согласно данным таблицы 1, в 7 «А» 12,5 % подростков имеют высокий уровень развития объема слухоречевого запоминания. Средним уровнем развития объема слухоречевого запоминания характеризуются 54,2 % подростков. Низкий уровень развития объема слухоречевого запоминания выявлен у 33,3 % подростков. В 7 «Б» классе 9,6 % подростков характеризуются высоким уровнем развития объема слухоречевого запоминания. Средний уровень развития объема слухоречевого запоминания имеют 57,1 % подростков. На низком уровне развития объема слухоречевого запоминания находятся 33,3 % подростков.

Для определения статистически значимых различий по уровню развития объема слухоречевого запоминания подростков был применен метод математической обработки данных - ф-угловое преобразование Фишера. Анализ таблицы 1 показывает, что статистически достоверных различий по высокому, среднему и низкому уровню не выявлено.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.