Научная статья на тему 'Развитие морфофункциональных возможностей у детей 5-6 лет с задержкой психического развития средствами музыкально-двигательного воспитания'

Развитие морфофункциональных возможностей у детей 5-6 лет с задержкой психического развития средствами музыкально-двигательного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА / PRESCHOOLER / MENTAL RETARDATION / MORPHOFUNCTIONAL FEATURES OF ORGANISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Светлана Юрьевна, Прописнова Елена Павловна, Мартынов Александр Александрович

В тексте статьи представлены результаты изучения применения средств музыкально-двигательного воспитания в коррекционной и оздоровительной работе с детьми 5-6 лет с задержкой психического развития. Авторы статьи предлагают их использование в малых формах физического воспитания. В качестве критерия эффективности педагогического воздействия авторы рассматриваю параметры кардио-респираторной и нервно-мышечной системы детей. Результаты проведенных экспериментов указывают на положительную динамику в изучаемых характеристиках. К окончанию исследования у детей коррекционной экспериментальной группы улучшились показатели кардио-респираторной и мышечной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максимова Светлана Юрьевна, Прописнова Елена Павловна, Мартынов Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of morphofunctional abilities among the children aged 5-6 years with delay of mental development by means of musical-motor education

The text of the article presents the results of the study of musical-motor education means application in correctional and recreational work with children aged 5-6 years old with mental retardation. The authors suggest their use in small forms of physical education. As a criterion of the effectiveness of the pedagogical impact, the authors consider the parameters of cardio-respiratory and neuromuscular systems of children. The experimental results indicate a positive trend in the studied characteristics. By the end of the study, the children of correction experimental group have improved the indicators of cardiorespiratory and muscular system.

Текст научной работы на тему «Развитие морфофункциональных возможностей у детей 5-6 лет с задержкой психического развития средствами музыкально-двигательного воспитания»

Исследовалась также нервно-психическая устойчивость (НПУ). При этом НПУ коррелирует с коэффициентом успешности (победы/ количество боев) на довольно высоком уровне r = 0,68; p<0,01.

ВЫВОД

Методика генерала Ци Цзигуана не потеряла своей актуальности и сегодня и может быть успешно использована в тренировочном процессе спортсменов-единоборцев.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронов, И. А. Адаптация восточноазиатской психотелесной теории личности к отечественной системе спортивных единоборств / И.А. Воронов // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 3. - С. 2-5.

2. Воронов, И.А. Секретные боевые искусства Старого Китая / И.А. Воронов. -СПб. : Б&К, 2000. - 324 с.

3. Воронов, И. А. Восточно-Азиатская психотелесная теория личности в отечественной системе спортивных единоборств (историко-психологическое и экспериментальное исследование) : дис. ... д-ра психол. наук : 13.00.04 / Воронов Игорь Анатольевич. - СПб., 2005. - 481 с.

REFERENCES

1. Voronov, I. A. (2005), "Adaptation of the East Asian psychocorporal theory of the personality to domestic system of combat sports", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 2-5.

2. Voronov, I.A. (2000), Confidential martial arts of Old China of, publishing house B&K, St.-Petersburg, Russian Federation.

3. Voroniv Igor Anatolyevich, (2005), The East Asian psychocorporal theory of the personality in domestic system of combat sports: dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.

Контактная информация: 7144554@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.06.2012.

УДК 372.212

РАЗВИТИЕ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Светлана Юрьевна Максимова, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Павловна Прописнова, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Александрович Мартынов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)

Аннотация

В тексте статьи представлены результаты изучения применения средств музыкально-двигательного воспитания в коррекционной и оздоровительной работе с детьми 5-6 лет с задержкой психического развития. Авторы статьи предлагают их использование в малых формах физического воспитания. В качестве критерия эффективности педагогического воздействия авторы рассматриваю параметры кардио-респираторной и нервно-мышечной системы детей. Результаты проведенных экспериментов указывают на положительную динамику в изучаемых характеристиках. К окончанию исследования у детей коррекционной экспериментальной группы улучшились показатели кардио-респираторной и мышечной системы.

Ключевые слова: дошкольник, задержка психического развития, морфофункциональные

возможности организма.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.06.88.p76-80

DEVELOPMENT OF MORPHOFUNCTIONAL ABILITIES AMONG THE CHILDREN AGED 5-6 YEARS WITH DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT BY MEANS OF MUSICAL-MOTOR EDUCATION

Svetlana Jurevna Maximova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Pavlovna Propisnova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Alexandrovich Martynov, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Volgograd State Academy of Physical Culture

Annotation

The text of the article presents the results of the study of musical-motor education means application in correctional and recreational work with children aged 5-6 years old with mental retardation. The authors suggest their use in small forms of physical education. As a criterion of the effectiveness of the pedagogical impact, the authors consider the parameters of cardio-respiratory and neuromuscular systems of children. The experimental results indicate a positive trend in the studied characteristics. By the end of the study, the children of correction experimental group have improved the indicators of cardiorespiratory and muscular system.

Keywords: preschooler, mental retardation, morphofunctional features of organism.

ВВЕДЕНИЕ

Адаптивное физическое воспитание в специальных дошкольных образовательных учреждениях представляет собой целенаправленно организованный педагогический процесс, главной целью которого является коррекция основного и сопутствующих заболеваний, компенсация утраченных функций, укрепление здоровья, создание условий для полноценного физического развития детей. И вместе с тем, необходимо отметить, что в его научном пространстве, проблемы обоснования путей оптимизации коррекционно-педагогической функции, являются достаточно актуальными.

Анализ научно-прикладных наработок, педагогических наблюдений показал, что в процессе организации оздоровительной деятельности для детей этой нозологический группы, незаслуженно занижен потенциал малых форм физического воспитания. В рамках функционирования специального дошкольного учреждения они занимают от 10 до 20% специально организованной двигательной активности. В данных условиях является очевидным, что от их содержания во многом зависит эффективность коррекционно-оздоровительного процесса.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Необходимость подбора наиболее эффективных средств, для малых форм физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР), побудила нас определиться, прежде всего, с целевыми установками их педагогического воздействия. В ходе опытно-экспериментальной деятельности нам представлялось целесообразным активизировать их оздоровительную функцию. А именно, обеспечить в ходе функционирования малых форм физического воспитания, эффективное формирование кардио-респираторной и нервно-мышечной систем дошкольников с ЗПР.

В качестве основных средств, для решения данной задачи, нами были выбраны средства музыкально-двигательного воспитания. Их характерной чертой является интеграции двигательного материала и музыкального искусства. Необходимо отметить, что музыкальное сопровождение двигательной активности рассматривается в последних научных исследованиях [1] как важное, педагогически организующее средство. Содержащийся в музыкальной материи ритм является четким ориентиром организации движе-

ний, позволяющим регулировать пространственно-временные параметры локомоций. Данные характеристики очень важны для упражнений дыхательной и корригирующей гимнастики, музыкально-двигательную интерпретацию которых мы и применяли в ходе нашей экспериментальной деятельности (таблица 1).

Таблица 1

Использование средств музыкально-двигательного воспитания в малых формах

адаптивного физического воспитания дошкольников с ЗПР

Малые формы адаптивного физического воспитания Содержание Периодичность использования

Утренняя гигиеническая гимнастика - музыкально-ритмическая дыхательная гимнастика ежедневно 10-15 минут

Физкультминутки - музыкально-ритмическая пальчиковая гимнастика; - психомышечная гимнастика по музыку. ежедневно 2-3 раза по 5-10 минут

Гимнастика после дневного сна - корригирующая гимнастика под музыку (упражнения на профилактику плоскостопия, укрепление мышц спины и брюшного пресса) ежедневно 5-10 минут

Так в утренней гимнастике использовалась музыкально-ритмическая гимнастика А.Н. Стрельниковой [2]. Содержание физкультминуток составили упражнения музыкально-ритмической пальчиковой гимнастики и психомышечной тренировки, основанной на ритмичном напряжении и расслаблении мышц. А в побудках использовалась корригирующая гимнастика, где ритм упражнениям составляло музыкальное сопровождение.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

В ходе проведения педагогического эксперимента нами целенаправленно изучались параметры морфофункциональной подготовленности детей 5-6 лет. Их оценка до начала экспериментальной деятельности и после её окончания позволила оценить целесообразность применения средств музыкально-двигательного воспитания в малых формах физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ЗПР. Общение результатов исследования позволило констатировать положительный результат экспериментального нововведения (таблица 2).

Таблица 2

Показатели функциональной подготовленности детей 5-6 лет _в ходе педагогического эксперимента_

Показатели Статистические показатели (X±m) t2 tз t4

К (П=50) Э (П=50) Н (П=50)

Проба Генча до 9,5±1,8 9,2±2,3 14,3±2,4 2,1* 1,6 1,2

после 12,2±1,4 19,6±3,1 15,3±1,4

^ |% 1,2 | 25 2,7* | 72 0,3 | 6,7

Проба Штанге до 10,1±0,6 9,8±1,1 18,3±2,2 0,4 2,6* 2,2*

после 15,3±2,2 16,7±2,4 25,5±3,1

^ 1% 2,3* | 36 2,6* | 52 1,8 | 32

ОГК (см) до 62,8±1,1 51,7±0,7 57,8±0,3 3,3** 2,2* 1,6

после 65,3±2,5 55,8±1,4 59,1±1,4

11 1% 0,9 | 15 2,77** | 1,5 0,92 | 3

НПМ (баллы) до 3,7±0,28 3,6±0,3 4,1±0,06 5 2*** 2,1* 1

после 2,4±0,2 4,7±0,4 3,9±0,7

^ |% 3,8***| 37 2,2* | 26 0,28 | -5

ЖЕЛ (мл) до 1011±87,3 1020±47,93 980±29,4 0,2 1,1 1,2

после 1118±65,8 1144±81,6 1021±53,6

^ 1% 0,97 | 10 1,3 | 10 0,67 | 5

Показатели Статистические показатели (Х±т) tз 14

К (п=50) Э (п=50) Н (п=50)

Ортостатическая проба до 16±3,9 16,2±3,9 9,2±1,3 1,1 3 2** 1,5

после 24,1±3,1 18,8±3,5 13,1±1,4

11 1% 1,6 | -40 0,5 | -14 2,05* | 35

Клиностатическая проба до 13,1±1,1 13,1±1,3 8,8±1,1 2,05* 2,5* 0,3

после 22±4,8 10,5±2,9 9,3±1,3

^ |% 1,8 | -43 0,8 | 22 0,29 | 5

ЭГК (см) до 2,5±0,2 2,5±0,3 3,4±0,3 2,5* 4*** 0,33

после 2,3±0,4 4,1±0,6 4,3±0,3

^ 1% 0,5 | -8,3 2,6* | 48 2,25* | 23

Примечание: Э - дети 5-6 лет с ЗПР; К - дети 5-6 лет с ЗПР; Н - дети 5-6 лет, не имеющие отклонений в развитии; 1! - достоверность внутригрупповых различий, полученных в ходе педагогического эксперимента; достоверность различий конечного уровня: 12 (К/Э); 13 (К/Н); 14 (Э/Н) 1;кр.=2,00 при Р<0,05; ^.=2,66 при Р<0,01; ^.=3,46 при Р<0,001; % - процент прироста результата в ходе эксперимента.

Так самый большой прирост в изучаемых показателях произошел у детей экспериментальной коррекционной группы. В пяти из восьми изучаемых параметров кардио-респираторной системы их конечные результаты достоверно выше исходного уровня (Р<0,05). Тогда как про результаты контрольной коррекционной группы такого сказать нельзя. Математическое сравнение конечных результатов коррекционных групп между собой, так же показывает статистически достоверное превосходство детей экспериментальной группы (Р<0,05^0,001).

Таблица 3

Результаты педагогического эксперимента по профилактике нарушений осанки у

детей 5-6 лет

Группа Кол-во детей с односторонним мышечным тонусом Кол-во детей с нарушением осанки

Начало пед. эксперимента Окончание пед. эксперимента Начало пед. эксперимента Окончание пед. эксперимента

п % п % п % п %

К(п=50) 30 60 24 48 12 24 10 20

Э(п=50) 34 68 10 20 15 50 5 10

Н(п=50) 12 24 9 19 7 14 6 13

Примечание: Э - дети 5-6 лет с ЗПР; К - дети 5-6 лет с ЗПР; Н - дети 5-6 лет, не имеющие отклонений в развитии.

Изучение параметров нервно-мышечного аппарата детей с 5-6 лет в ходе педагогического эксперимента позволило констатировать положительную динамику у воспитанников коррекционной экспериментальной группы (таблица 3). Так к окончанию исследования в этой группе значительно снизился процент детей, имеющих неравномерность сформированности мышечного тонуса, а так же нарушения опорно-двигательного аппарата.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, результаты исследовательской деятельности позволяют констатировать, что средства музыкально-двигательного воспитания имеют высокую эффективность применения в различных формах адаптивного физического воспитания дошкольников с ЗПР. Их использование в малых формах физкультурно-оздоровительной деятельности позволило существенным образом повлиять на развитие морфофункциональ-ных возможностей детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Максимова, С.Ю. Определение коррекционно-развивающего потенциала музыкального ритма в процессе адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / С.Ю. Максимова // Адаптивная физическая культура. - 2012. - № 1 (49). - С. 45-47.

2. Фомина, Н.А. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика в детском саду : учебное пособие / Н.А. Фомина, С.Ю. Максимова, Е.П. Прописнова ; Волгоградская гос. акад. физ. культуры. - Волгоград : [б.и.], 2007. - 244 с.

REFERENCES

1. Макшшоуа S.Y. (2012), "Determination of correction and development potential of rhythm in the process of adaptive physical education of preschool children with mental retardation", Adaptive Physical Education, Vol. 49, No.1, pp. 45-47.

2. Fomim, N.A., Maximova, S.J. and Propisnova, H.E. (2007), Role playing rhythmic gymnastics in kindergarten: a tutorial, publishing house VGAFK, Volgograd, Russian Federation.

Контактная информация: mal-msy@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 09.06.2012.

УДК 37.015.3+316. 46+ 65.012.4

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ВЫСШЕЙ

ШКОЛЕ

Юлия Владимировна Маркелова, заведующий кафедрой, Кумертауский филиал Оренбургского государственного университета

Аннотация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тема лидерского потенциала до сих пор остается актуальной, так как в динамичных условиях экономической действительности, значительная часть эффективной финансовой деятельности предприятия зависит от персонала. Человек сформированным лидерским потенциалом для предприятия становится настоящим «капиталом». Целью высшей школы должно быть формирование или развитие лидерского потенциала на уровне личности студента. Если рассматривать лидерский потенциал с точки зрения предприятия, то он является одним из основополагающих факторов, который может способствовать эффективному экономическому развитию, как фирмы, так и государства в целом.

Ключевые слова: лидерский потенциал, лидерство, высшая система образования, вузы. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.06.88.p80-83

PROBLEM OF FORMATION OF LEADERSHIP POTENTIAL IN HIGHER SCHOOL

Juliya Vladimirovna Markelova, the department chair, Kumertau branch of Orenburg State University

Annotation

The theme of leader potential remains actual until now, because the considerable part of effective financial activity of enterprise depends on personnel in the dynamic terms of economic reality. Man with formed leader potential becomes the real "capital" for the enterprise. The aim of higher school should be formation or development of leader potential at the level of personality of student. If examining the leader potential from the point of view of enterprise, then it is one of the fundamental factors that may assist the effective economic development, both firm and state as a whole.

Keywords: leadership potential, leadership, higher education, institutions of higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.