Научная статья на тему 'Развитие монгольского уголовного законодательства об ответственности за экономические преступления'

Развитие монгольского уголовного законодательства об ответственности за экономические преступления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
255
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНГОЛЬСКОЕ УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / MONGOLIAN CRIMINAL LEGISLATION / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС / CRIMINAL CODE / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ECONOMIC CRIMES / ЗАКОНЫ ХУННУ / LAWS TO HUNN / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CRIMINAL LIABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чингис Рэнцэндорж

Данная статья посвящена развитию монгольского уголовного законодательства об ответственности за экономические преступления. Выявлены факторы, влияющие на уровень развития и становления монгольского уголовного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Progress of the Mongolian criminal legislation on the responsibility for economic crimes

Given article essence and progress of the Mongolian criminal legislation on the responsibility for economic crimes. The factors influencing its level progress of the Mongolian criminal legislation are revealed.

Текст научной работы на тему «Развитие монгольского уголовного законодательства об ответственности за экономические преступления»

РАЗВИТИЕ МОНГОЛЬСКОГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

ЧИНГИС РЭНЦЭНДОРЖ,

начальник Университета правоохранительной службы Монголии, профессор Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-розыскная деятельность E-mail: [email protected] Научный руководитель: доктор, профессор Тормандах Заяахуу

Аннотация. Данная статья посвящена развитию монгольского уголовного законодательства об ответственности за экономические преступления. Выявлены факторы, влияющие на уровень развития и становления монгольского уголовного законодательства.

Ключевые слова: монгольское уголовное законодательство, уголовный кодекс, экономические преступления, законы Хунну, уголовная ответственность.

PROGRESS OF THE MONGOLIAN CRIMINAL LEGISLATION ON THE RESPONSIBILITY FOR ECONOMIC CRIMES

CHINGIS RENTSENDORJ,

the chief of University law-enforcement Services of Mongolia, the professor

Annotation. Given article essence and progress of the Mongolian criminal legislation on the responsibility for economic crimes. The factors influencing its level progress of the Mongolian criminal legislation are revealed.

Keywords: Mongolian criminal legislation, criminal code, economic crimes, laws to Hunn, criminal liability.

Исследование проблем борьбы с экономической преступностью в Монголии в историко-правовом аспекте не только служит лучшему пониманию проблематики в правовом смысле, но и позволяет увидеть генезис данного явления в национальном масштабе, изменение социальной оценки и политику государства в разные периоды его развития.

Исторические источники утверждают, что с образованием на монгольской земле ранних феодальных государств Хунну, Сяньби, Нирун, Хятан и др., а также с появлением богатств экономическая жизнь оживилась, и заодно, естественно, активизировалось криминальное накопление богатств.

Существовавшее в II—III вв. до н.э. государство Хунну плодотворно развивало международные торговые связи с соседними и дальними странами, для этого держало в своем ведении знаменитый «шелковый путь» вплоть до I в. до н.э.1.

Как написано в «Ши-Цзи2», законы Хунну отличались строгостью, в зависимости от тяжести совершенного деяния применялась даже смертная казнь

за совершение таких видов преступлений как кража, уклонение от уплаты налогов, от воинской обязанности и т.д.3.

История сохранила сведения о деятельности Мо-дуна шаньюй, который вел строгую политику в государственных и экономических делах и без колебания карал недобросовестных, нечестных и нечистых на руку людей. Так, немедленно был казнен чиновник, разрешивший отдать не безвозмездно часть территории (тысячную землю) восточным «Ху» якобы для укрепления дружбы народов. Чтобы впредь подобное не случилось, Модун шаньюй объявил тогда о том, что «отныне земля является основой государства»4.

В государстве Сяньби (156—235 гг. н.э.) так же жестко боролись с проявлениями подобных преступных

1 Дашням И. История государства и права Монголии. Т. 1. УБ., 2005. С. 57. (на монг.).

2 Сыма Цзянь Ши Цзи. Очерки истории. Пекин, 1958.

3 Болдбаатар Ж., Лундээжанцан Д. Историческая традиция государства и права Монголии. УБ., 1997. С. 19.

4 Дашням И. Указ. соч. С. 45.

действий. Об уголовно-правовой политике того периода говорит факт о жестоком наказании аймачного предводителя Су-Ли, продававшего для собственной наживы тысячу лошадей в государство Вэй, вопреки закону, запрещавшем продажу лошадей в другие страны5.

Продажа лошадей, которые являлись стратегическим товаром, в государство Вэй, находившееся в недружественном отношении с Сяньби, подрывала национальную безопасность, и потому подобные антигосударственные действия госчиновников, невзирая на ранги и ханское происхождение, жестко пресекались, «дабы впредь не вооружать врагов»6.

В государстве Хятан за совершение краж скота, лихоимства, неуплаты налогов, грабежа имущества, присвоения и растраты чужого имущества, злоупотребления полномочиями и другие правонарушения были предусмотрены жесткие санкции, так как, они считались тяжкими преступлениями, посягающими на государственные интересы7.

С возникновением в 1206 г. Великой Монгольской империи и созданием первого кодифицированного закона (письменного свода обычаев) в Монголии — «Великой Ясы» Чингис хана, была сформирована единая правовая система, противодействующая негативным явлениям общества, в том числе, теневой экономике.

«Великая Яса содержала нормы, характерные для государственного, административного, экологического, уголовного и гражданского права. Вместе с тем, безусловный приоритет авторами-составителями данного кодекса отдавался нормам, регламентирующим уголовно-правовые отношения»8.

Виды теневой экономической деятельности рассматривались, по этим нормам, как уголовно-наказуемые преступления, за совершение которых были предусмотрены различного вида и тяжести наказания от штрафа, общественного порицания до ссылки и смертной казни9.

Так, ст. 5. Великой Ясы гласит «Карать того, кто трижды уклонялся от уплаты товаров»; ст. 29. «Штрафовать девятью лошадьми одинаковой масти, того, кто украл лошадь»; ст. 30. «Карать того, кто занимается кражей, грабежом, враньем».

Во время правления Мунха хана (1251—1259) преступлениями считались: уклонение от уплаты налогов, незаконное взимание налогов, сговор с налогособира-телями, лихоимство, мздоимство, присвоение казенного имущества, потребление сверх нормы казенных паек, самовольная выдача «гэрэгэ»10 и т.п.

Более совершенными выглядят нормы правовых источников средневековья Монголии — «Монголо-Ой-ратское великое уложение» 1640 г., «Халха Джурум» 1709 г. и другие, поскольку в этих нормативных актах были расширены и систематизированы составы государственных, экономических, должностных, экологических и иных видов преступлений11.

После падения Монгольской империи в 1681 г. началось более 200-летнее Маньчжурское правление; династия Цинн проводила особую государственно-административную, законодательную и экономическую политику в отношении Внутренней и Внешней Монголии.

С Маньчжурским правлением, с началом более оживленной торговой связи с южным соседом, появились новые виды теневой экономической деятельности, связанной с фальшивомонетничеством, контрабандой, незаконным оборотом наркотических средств, ростовщичеством, взяточничеством, мошенничеством и т.д.

В денежное обращение стали поступать фальшивые монеты разного достоинства и разного литья, нарушая нормальные товарно-денежные отношения внутри страны. Учитывая слабый экономический потенциал монгольского государства того периода, малый объем денежной массы, циркулировавшей на внутреннем рынке, можно сделать вывод о реальной угрозе экономической безопасности, создающейся вливанием фальшивых монет в денежное обращение12.

После распада Маньчжурской империи и создания в 1911 г. автономного государства Монголии, глава Монархии Богда хан Джэбдзундамба стал проводить умеренную политику выравнивания международных отношений с соседними странами, стабилизации внут-

5 Дашням И. Указ. соч. С. 69.

6 Цэцэгмаа О. Развитие теневого сектора экономики Монголии как одна из угроз экономической безопасности государства: Дисс. ... канд. экон. наук. СПб., 2008. С. 17.

7 Там же. С. 18.

8 Таванжин Д. Нормативные и структурно-функциональные основания полицейской деятельности в контексте эволюции политико-правовой системы Монголии: Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. СПб., 2004.

9 Цэцэгмаа О. Указ. соч. С. 19.

10 Гэрэгэ — это металлическая пластинка полуовальной формы с надписью, используемая в целях пропуска (паспорта, визы) для предъявления на границах, на ямских станциях. Золотое или серебренное гэрэгэ посланца свидетельствовало о важности предъявляющего персона.

11 Алтангэрэл Т. Монголо-Ойратское великое уложение, как исторический источник государства и права: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. УБ., 2000. С. 10.

12 Цэцэгмаа О. Указ. соч. С. 21.

реннего положения в стране, оздоровления экономики и вытеснения теневых экономических явлений.

Богда хан издал ряд Указов, отменявших Маньчжурские нормативно-правовые акты, действовавшие на территории Монголии и создававших новые нормативные акты, регулирующие различные сферы отношений экономического, политического и правового характера.

По его указу был издан «Свод правовых актов» (1915—1918), который содержал нормы государственного, трудового, уголовного, уголовно-правового, экологического и т.д. права, которые небезуспешно боролись с различными негативными явлениями в экономике.

Экономические виды преступлений, связанные с ростовщичеством, мошенничеством, незаконным оборотом наркотических средств, контрабандой, фальшивомонетничеством тем не менее продолжали расти, подрывая экономическую основу государства.

Уголовная политика периода автономного государства Монголии в отношении борьбы с экономической преступностью характеризовалась постепенной отменой Маньчжурских нормативных актов, созданием собственных нормативных актов, мерами, направленными против экономической преступности и на смягчение наказаний за данный вид преступлений. В связи с уничтожением жестокой, карательной направленности Маньчжурского уголовного законодательства были изменены некоторые санкции, например, смертная казнь, ссылка были заменены лишением свободы и штрафами.

В 1921 г., под прямым влияниям Октябрьской революции в России, власть в Монголии перешла к народному правительству, которое с первых дней существования начало проводить активную политику завоевания страной экономической независимости, национализации собственности крупных феодалов, раскулачивания, социальной помощи беднякам, вытеснения иностранных капиталов, аннулирования многолетних долгов государственных органов, аратов к иностранным торговым компаниям.

Налоговые реформы 1926, 1929, 1932 и 1933 гг., проведенные с чисто классовой позиции, ущемляли интересы имущих людей, стало быть, трудолюбивых, а также поворотливых пастухов. Они стали уклоняться от уплаты налогов различными способами: укрытие стада, угон стада на дальние пастбища, уменьшение поголовья скота при счете, «передача» в другие руки, сго-

вор с представителем власти, реструктуризация состава стада и многое другое.

В 1926 г. было принято «Судебное (уголовное) уложение МНР», в подготовке и принятии которого был использован опыт Советской России, в частности, Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. В «Судебном уложении МНР» 1926 г. были предусмотрены несколько составов экономических преступлений, которые были включены в гл. 15 «Преступления против собственности граждан»; гл. 18 «Преступления, связанные с изготовлением поддельных денег, монет и ценных бумаг»; гл. 20 «Преступления, связанные с обвесом покупателей»; гл. 22 «Преступления, связанные с дачей и получением взяток»; гл. 23 «Растрата государственного имущества и имущества граждан»; гл. 30 «Преступления, связанные с кражей, грабежом, разбоем и уничтожением чужого имущества».

В 1929 г., из-за необходимости усовершенствования уголовного законодательства, было утверждено «Уголовное уложение МНР» в новой редакции. Необходимо было совершенствовать уголовное законодательство в соответствии с общественно-экономическими и политическими требованиями развития страны13.

Особенная часть Уголовного уложения 1929 г. была дополнена новыми составами преступлений, связанных с контрабандой товаров через государственную границу (ст. 66—68).

Так, в ст. 66, 67 Уголовного уложения 1929 г. была установлена ответственность за неоднократный ввоз и вывоз через границу товаров методом контрабанды, а также контрабанду с применением насилия и с использованием оружия, или с использованием специально изготовленных помещений, контейнеров. За эти составы преступления полагалось наказание — лишение свободы сроком не меньше одного года или штраф. В качестве дополнительного наказания—пол-ная или частичная конфискация имущества.

В 1934 г. было изменено Уголовное уложение МНР. Обновление Уголовного уложения было необходимо, поскольку требовалось повышение эффективности действия уголовно-правовых норм в новых политико-экономических условиях. Сравнение норм Уложения 1934 г. с ранее действовавшими свидетельствует об усовершенствовании правовых норм, связанных с экономическими преступлениями.

13 Уголовное право МНР. Общая часть. М., 1983. С. 42.

Так, в Уголовном уложении 1934 г. впервые были использованы термины «хозяйственные преступления» (гл. 4); «имущественные преступления» (гл. 7); «преступления, связанные с военным хозяйством и имуществами» (ст. 167—174).

Таким образом, Уголовные Уложения 1926, 1929, 1934 гг. постепенно совершенствовались, нормы, связанные с экономическими преступлениями, в каждом новом Уложении содержали новеллы, учитывавшие экономико-политическую ситуацию того времени.

В 1942 г. был принят новый Уголовный кодекс МНР, который стал основным источником уголовного права в социалистический период развития МНР. Уголовный кодекс МНР 1942 г. по своей внутренней структуре и содержанию отличался от Уголовного уложения как более совершенной редакцией норм, так и тем, что более полно отражал изменения, произошедшие в общественно-экономической жизни страны14.

Так, ст. 79 УК МНР гласила: «Квалифицированная контрабанда, т.е. совершенная одним и тем же лицом повторно, или вооруженным лицом, или совершенная должностным лицом, обязанным бороться с контрабандой, или контрабанда взрывчатых веществ, оружия, воинского снаряжения, наркотических средств, или участие в организации, специально занимающейся контрабандой, или всякое перемещение контрабандных товаров с помощью специально приспособленных транспортных средств, или сокрытие таких товаров в особо для этого приспособленных помещениях, а равно хранение и перемещение грузов с подделкой таможенных документов, — караются, сверх произведенной таможенными органами или пограничной охраной конфискации контрабандных товаров и наложения штрафа согласно таможенному уставу, — лишением свободы не ниже трех лет с конфискацией всего или части имущества, а при особо крупных размерах или других отягчающих обстоя-тельствах—вплоть до высшей меры наказания — расстрела, с конфискацией имущества»15.

Субъектами данного состава могли быть лицо, неоднократно совершившее контрабанду, или лицо, имеющее при себе оружие, либо должностное лицо.

В 1961 г. Великий Народный Хурал МНР утверждает новый Уголовный кодекс и вводит в действие с 1 апреля 1961 г. Уголовный кодекс МНР 1961 г. с изменениями и дополнениями, внесенными в установленном порядке, действовал до 2002 г., до утверждения нового УК Монголии.

Законодатель, учитывая направленность преступных деяний, связанных с экономической преступностью, поместил нормы, предусматривающие ответственность за их совершение, в гл. 2 «Преступления против социалистической собственности»; гл. 5 «Преступления против личного имущества граждан», а также гл. 6 «Преступления против социалистического хозяйства».

Уголовное законодательство МНР 1961—2002 гг., характеризовалось установлением квалифицирующих признаков, позволявших ужесточить уголовную ответственность за повторное совершение преступлений, в том числе против собственности16.

На основе анализа исторической хроники становления и развития уголовного законодательства Монголии в рассматриваемой сфере правого регулирования можно сформулировать следующую периодизацию, которая содержит ряд этапов:

1. Период противодействия норм обычного права (до конца XVIII в.), в том числе периоды противодействия норм:

♦ Маньчжурского уголовного законодательства (с начала XIX в. до начала XX в.);

♦ Автономного государства Монголии (1911— 1921 гг.).

2. Период противодействия норм социалистического уголовного законодательства (1921—2002 гг.), в том числе норм:

♦ Уголовных Уложений МНР, действовавших в первые годы народовластия (1921—1942 гг.);

♦ Уголовных Кодексов МНР, действовавших в период построения социализма в МНР (1942—2002 гг.).

3. Период противодействия норм новейшего уголовного законодательства Монголии (с 2002 г.).

Несмотря на активную борьбу, в последние годы экономическая преступность в Монголии начинает распространяться нарастающими темпами.

Это свидетельствует о том, что меры государственного регулирования противодействию экономической преступности являются малоэффективными, явно недостаточными и неадекватными для того, чтобы изменить кардинальным образом сложившуюся криминогенную ситуацию в сфере экономики Монголии.

14 Уголовное право МНР. Общая часть. С. 48.

15 Уголовный Кодекс МНР 1942 г.: Сб. М., 1948. С. 32, 33.

16 МунхболдЖ. Уголовно-правовые и криминологические проблемы незаконного изготовления, приобретения, хранения, перевозки, пересылки либо сбыта наркотических средств и психотропных веществ: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.