Научная статья на тему 'Возникновение и развитие монгольского законодательства об ответственности за контрабанду (209 г. До. Н. Э. - 1926 г. )'

Возникновение и развитие монгольского законодательства об ответственности за контрабанду (209 г. До. Н. Э. - 1926 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
250
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАБАНДА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / МОНГОЛИЯ / РАЗВИТИЕ / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИСТОРИЯ / SMUGGLING / RESPONSIBILITY / MONGOLIA / DEVELOPMENT / CRIMINAL LAW / HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Батсайхан Д.

В данной статье контрабанда рассматривается в историческом контексте, с учетом монгольской специфики, для выявления социальной сущности, причин и условий существования этого явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The emergence and development of the Mongolian laws the responsibility for smuggling (up to 209. n. e. - 1926)

In this article, smuggling seen in historical context, taking into account the specifics of the Mongolian, to identify the social nature, causes and conditions for the existence of this phenomenon.

Текст научной работы на тему «Возникновение и развитие монгольского законодательства об ответственности за контрабанду (209 г. До. Н. Э. - 1926 г. )»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

Международное и экологическое право

УДК 951.93 Д. Батсайхан*

Возникновение и развитие монгольского законодательства об ответственности за контрабанду (209 г. до. н. э. - 1926 г.)

В данной статье контрабанда рассматривается в историческом контексте, с учетом монгольской специфики, для выявления социальной сущности, причин и условий существования этого явления.

Ключевые слова: контрабанда, ответственность, Монголия, развитие, уголовное законодательство, история.

D. Batsayhan*. The emergence and development of the Mongolian laws the responsibility for smuggling (up to 209. n. e. - 1926)

In this article, smuggling seen in historical context, taking into account the specifics of the Mongolian, to identify the social nature, causes and conditions for the existence of this phenomenon.

Keywords: smuggling, responsibility, Mongolia, development, criminal law, history.

До недавнего времени контрабанда как объект научного исследования уголовного права Монголии специально не рассматривалась. Как и любое правовое явление, контрабанда имеет свою историю. Ее изучение позволяет дать четкое представление об истории развития данного уголовноправового явления в уголовном законодательстве Монголии. Наряду с этим, рассмотрев историю развития данного уголовно-правового явления, мы можем проанализировать развитие уголовноправового законодательства Монголии в целом.

Слово «контрабанда» заимствовано из итальянского языка (contra — против, bando — правительственный указ) и вошло во многие современные языки [14, с. 211]. Оно включает понятие нарушения закона государства или правительственного распоряжения. Слово «контрабанда» означает также товар или какой-либо запрещенный законом к ввозу или вывозу предмет, тайно провезенный или пронесенный через границу государства [15].

История Монголии — прежде всего история ее древнейших скотоводческих племён: номадов-пастухов и их отношений с землевладельческими народами Востока и Запада. Монголия расположена в самом центре Азиатского континента, что в значительной мере определило пути исторического развития ее населения: характер и формы хозяйственной жизни, темпы общественного и культурного развития [10, с. 5].

Становление государственности и развитие традиций правосознания монгольского народа имеет более чем 2000-летнюю историю. Монголы за этот период неоднократно проходили периоды могущества, распада и кризиса, что, естественно, оказывало непосредственное влияние на развитие права. Были и такие времена, когда действующее право и его институты отрывались и отдалялись от своих исторических корней и традиций.

Историю становления и развития права в Монголии можно разделить на следующие основные три этапа [10, с. 73].

Первый этап — период формирования единой общенациональной системы права монголов. В этот период монголами были созданы первые государственные структуры, затем на их основе было образовано Великое Монгольское государство, которое под знаменем закона Великой Ясы завоевало почти половину мира. На этом этапе была разработана и принята Великая яса Чингисхана, т.е. тогда монголы получили первый письменный свод обычаев.

Второй этап — период второй кодификации права в Монголии, когда были приняты Монголо-Ойратский закон, Халах журам Монгольское уложение, утверждено императорским указом Уложение Министерства управления Внешней Монголии и др.

* Батсайхан, Д. Адъюнкт кафедры уголовного права Санкт-Петербургского университета МВД России, подполковник полиции Монголии. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. Тел. 744-70-7S.

* Batsayhan, D. The post graduate student of the faculty of Criminal Law University of St. Petersburg Ministry of Internal Affairs of Russia, Mongolia, the police colonel. Russia, 198206, St. Petersburg, ul. Pilot Pilyutova 1. Tel. 744-70-7S.

Третий этап — период формирования и развития современной системы права. Специфика этого периода заключается в том, что в 1924-1990 гг. была предпринята попытка создания национальной социалистической системы права, после чего была поставлена цель перехода к капиталистическим производственным отношениям и установления соответствующего этому права. При этом право на этапе социалистического и капиталистического развития в основном сохраняло признаки и свойства романо-германской правовой системы.

Особенностью уголовного права Монголии до XX в. является то, что уголовно-правовые предписания не выделялись законодателем в особые нормативно-правовые акты, а включались в содержание законов или иных актов, регулирующих комплекс вопросов общественной жизни.

До 1926 г. в Монголии не было самостоятельного Уголовного кодекса. Изучение монгольского права и важнейшей его составляющей — уголовно-правовых норм — начинается с таких источников и памятников истории и права, как свод законов Великая Яса Чингисхана (ХП-ХШ вв.), свод законов Юаньской династии (XIII в.), Закон Алтын-хана, Восемнадцать степных законов, Халах журам Монгольское уложение, Монголо-Ойратское великое уложение (1640 г.), утвержденное императорским указом Уложение Министерства управления Внешней Монголии, изданное во времена правления Цинской династии (ХУП-Х1Х вв.), Свод правовых актов, утвержденный Правительством Автономной Монголии во главе с VIII Богдыханом* (1915-1918 гг.).

Перечисленные нормативно-правовые акты складывались из множества правовых норм, регулировавших гражданские, административные, семейные, а также уголовно-правовые правоотношения.

В данных актах и законах имелись и нормы, описывающие признаки современного уголовноправового понятия «контрабанда». На наш взгляд, правонарушения с признаками контрабанды появились со времён зарождения государства и установления государственных границ.

Монголы с давних времён установили границы своей территории, а со II в. до н.э. — с Китаем. В этот период разбитый на войне повелитель Китая Лю-Бан прислал хану Модун Шань-юю — повелителю Гуннов** — договор, в котором говорилось: «Пусть народ с луком и стрелой, живущий на севере от Длинного города (здесь имеется в виду Великая китайская стена, которую в то время сами китайцы называли Длинным городом), придерживается закона Шань-юя, а народом, живущем на юге от Длинного города, буду править я» [11, с. 83]. В 198 г. до н.э. повелитель Китая Лю-Бан послал Модун Шан-ью подарки и заключил мирный договор. В этом договоре обе стороны признали друг друга независимыми государствами и по договору каждый год Китай платил налоги гуннам золотом, шёлком, каретами и зерном. Мирного договора придерживались до 129 г. до н.э., хотя ханы Гунны время от времени нападали на территорию Китая [12, с. 200-204].

Первое государственное образование Гуннов было относительно эффективной государственноадминистративной иерархической системой управления, основанной на разделении населения по «десятым», «сотым», «тысячным», «десятитысячным», «стотысячным» единицам [2].

Хан Модун Шань-юй, используя эту административно-экономическую систему, собирал налоги с населения, взимал дань с завоеванных государств, чтобы сформировать государственную казну. При этом учитывались численность населения, поголовье скота, для чего каждую осень проводились перепись населения и пересчет поголовья скота [3, т. 1 с. 57].

Внешние отношения древних государств, существовавших на территории Монголии, в основном заключались в войне и торговли.

Поэтому в центре внимания вождей народов тех времён находилась торговля «с заграницей» товарами, имеющими военное значение. Об этом гооврится в исторических описаниях: «В 150 году н. э. повелитель Сяньби*** Кэбинэн, опасаясь военной политики Китая, строго запретил продавать китайцам лошадей». Продажа лошадей, которые являлись стратегическим товаром в государстве Вэй, находившемся в недружественных отношениях с Сяньби, подрывала национальную безопасность, и потому подобные антигосударственные действия госчиновников, невзирая на ранги и ханское происхождение, жестко пресекались, дабы не вооружать врагов.

Повелитель Кэбинэн издал «клятвенный договор» (указ), который вожди монгольских племён приняли и придерживались его. В то время нарушившего клятвенный договор ждало жестокое наказание. Например, когда вождь Су-Ли продал 1000 лошадей китайцам, Кэбинэн уничтожил его воинов и захватил племя [8, т. 1, с. 97].

Этот клятвенный договор имел большое значение для дальнейшего развития государства и считается древнейшим историческим свидетельством о контрабанде.

После падения Монгольской империи в 1868 г. началось Маньчжурское правление, проводившее особую государственно-административную, законодательную и экономическую политику.

В 1839-1842 гг. и 1858 г. Маньчжурское государство потерпело поражение в двух опиумных войнах с Англией, в результате чего образовался долг в 25 млн. долларов. Маньчжурия в то время экспортировала шелк и чай, а в счет покрытия этого долга импортировала наркотик, свободное применение которого разрешила в странах своего владычества. Вследствие этого ввоз опиума в Китай в 1855 г. вырос до 5000 тонн, а в 1880 г. — до 6000 тонн. Кроме того, правительство Маньчжурии приняло решение о переселении в Северную Монголию 100000 китайцев [4, с. 16-17]. Данное решение не было исполнено, т.к. руководство Маньчжурии опасалось возникновения новых вооруженных восстаний не только со стороны коренного населения Монголии, но и со стороны предполагаемых переселенцев из Китая [1, с. 15].

В 1720 г. правительство Маньчжурии установило закон о регулировании китайской торговой деятельности. Китайские торговцы должны были точно указывать наименование и количество товара,

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (45) 2010

Международное и экологическое право

вид и количество транспортных единиц, сообщать данные о партнерах, сопровождающих караван, ставить в известность правительство Внешней Монголии и получать его разрешение.

Несмотря на то, что под влиянием Маньчжурского правления оживились торговые связи с южными соседями, появились и новые негативные явления: фальшивомонетничество, ростовщичество, взяточничество, мошенничество, проституция и т. д.

Китайские торговцы стали ввозить в Монголию наркотические средства — так называемые «черные табаки». Некоторые даже тайком начали выращивать опиумные маки в укромных местечках на территории Монголии. Появились притоны для потребления наркотиков в больших населенных пунктах, таких как Да-хурэ и Улиастай.

Из исследований исторических источников права Монголии известно, что до правления Богдыхана отсутствовали нормы, запрещающие наркотические вещества. Это было связано с тем, что данный вопрос не имел существенного значения в обществе.

Контрабанду стали считать правонарушением в начале ХХ в., в период бурного развития товарноденежных отношений, когда беспрепятственный ввоз товара для экономики страны стал невыгодным. В связи с этим устанавливались определенные правила провоза товаров через государственную границу. Для контроля над провозом товаров потребовалось создание специального государственного учреждения — таможни. Любое нарушение установленных законом правил провоза товаров и ценностей через границу стало именоваться контрабандой, а виновные в свершении таких действий подлежали наказанию.

После распада Маньчжурской империи в 1911 г. было создано независимое государство, объявлена автономная Монголия. 29 декабря 1911 г. на трон сел VIII Богдыхан. Абсолютный монарх Богдыхан стал проводить в стране умеренную политику для стабилизации внутреннего положения и выравнивания международных отношений.

Внешняя и таможенная политика нового государства заключалась в защите здоровья населения, национальной безопасности и неприступности границ, а также в сборе таможенных налогов и пополнении сокровищницы государства. Богдыхан издал ряд указов, отменявших маньчжурские нормативно-правовые акты, действовавшие на территории Монголии, издал новые нормативные акты, регулирующие различные сферы экономики, политики и права, в т.ч. запрещавшие ввоз, продажу, прием и выращивание наркотиков на территории Монголии (от 27 июня 1912 г).

Политика правительства Монголии в отношении таможни чётко излагается в правилах «О сборе торговых пошлин», где указаны обстоятельства нарушения указа Богдыхана и ответственность нарушителей. Правила состоят из 4 глав и 16 статьей. В ст. 2 указано: «Взять от спиртных напитков относительно высокий налог — 10%». Это говорит о том, что монголы обратили особое внимание на то, какое влияние может оказать импорт на национальную безопасность. Ст. 4 данных правил выделяется тем, что направлена на борьбу с контрабандой. В ней четко указано, как разоблачать контрабандистов, как их наказывать и как вознаграждать граждан за информацию о контрабанде. Например, в ст. 5 правил «О сборе торговых пошлин» указано, что для иностранных контрабандистов установлены штраф в размере 10% таможенной пошлины, запрет на торговлю на территории Монголии и изгнание из страны» [12, с. 22]. Так новое правительство Монголии начало бороться с контрабандой.

Необходимо отметить что, как пишет Ю.Г. Кисловский, «истоки зарождения и развития контрабанды следует искать в древние века. Когда впервые была введена пошлина на ввозимые и вывозимые товары, возрастание масштабов контрабанды проходило пропорционально росту пошлин и было связано с незаконным, скрытым перемещением товаров помимо таможен или же через таможни, но с их сокрытием» [10, с. 3].

В июне 1912 г. налоговый доход, взятый у иностранцев продающих оружие, составлял 70% государственного бюджета. На переговорах, состоявшихся 3 ноября 1912 г. между Монголией и Россией, русским торговцам было разрешено вести торговлю без налогов на территории Монголии. В то время из-за неопределённости границы между Монголией и Россией не был установлен размер таможенных пошлин и не было ограничений торгового оборота.

В результате переговоров, проведенных 25 мая 1915 г. в городе Хиагте между Россией, Китаем и Монголией, был подписан «Договор трёх Государств», в результате которого были аннулированы правила «О сборе торговых пошлин». Согласно указанному договору, китайские и тибетские торговцы могли торговать на территории Монголии без налогов и ограничений. Иностранные торговцы должны были предъявить государственному органу тех краёв наименование, количество и цену всего товара, оплатить налоги, после чего им разрешалось торговать. Если иностранный торговец покупал и вывозил из Монголии скот, шерсть, шкуры, рога, древесину, грибы, растения, золотой песок, камни, то был обязан оплатить налог [5, с. 22]. Если он не оплачивал налог, тем самым нарушив договор, то приобретал статус контрабандиста.

«Договор трёх Государств» действовал до вступления в силу «Судебного уложения» 1926 г. С 1913 по 1919 гг. были приняты некоторые правовые акты, одним из которых является «Свод правовых актов», утвержденный правительством Автономной Монголии во главе с Богдыханом. Данный «Свод правовых актов» полностью был направлен на регулирование социальных отношений и имел 65 томов. Он смог охватить все сферы жизни того времени. Учёные считают, что 34 тома указанного «Свода правовых актов» сыграли значительную роль в развитии нынешнего законодательства Монголии. Например, в 13-м томе «Свода правовых актов» имеются нормы, схожие по составу преступления со ст. 188 «Контрабанда» нынешнего Уголовного кодекса Монголии.

В то время было немало нарушений, завоз наркотиков из Китая в Монголию. В 1914 г. граждане Китая Цеу-У-Там и Мие-Бао-Чан были задержаны при попытке провоза наркотиков в крупном размере.

Преступники дали следующие показания: «Я — Цеу-У-Там, мне 32 года. Я привез в Монголию 22 упаковки наркотиков весом более 500 джин (мера веса, равная приблизительно 0,6 кг) на двух верблюдах». При таможенной проверке в марте 1924 г. у гражданина Китая Шин-Си-Юн среди его товаров, провозившихся на пяти верблюдах, в ёмкости для воды обнаружили 42 джина наркотиков, спрятанных под двойным дном [6, с. 56].

В 1921 г. в стране произошла народно-демократическая революция, в результате которой была установлена ограниченная монархия. Власть Богдыхана и аристократии была сильно ограничена, создано народное правительство.

Согласно «Присяжному договору», заключённому Временным Народным правительством совместно с Богдыханом 1 ноября 1921 г., государственные дела перешли в руки Временного Народного Правительства, а религиозные вопросы остались в ведении Богдыхана. В течение ряда лет после народной революции 1921 г. проводилась работа по внесению изменений в старое законодательство, которым регулировались общественные отношения, Также потребовались новые законы. Связи с этим начали приниматься поэтапные меры. В целях урегулирования вопросов, связанных с наркотиками, в ст. 7 Постановления 21-го заседания Временного Народного Правительства от 1 ноября 1921 г. были утверждены нормы, запрещающие употребление и ввоз наркотиков через границу, разработанные Министерством по внешним вопросам и Министерством юстиции Монголии.

25 января 1922 г. правительством было принято решение повысить налог на некоторые товары: на спиртные напитки на 50%; (по рыночной цене); технический спирт — на 10%; сигареты — на 20% (по розничной цене); карты и домино — на 5%; золотые изделия с драгоценными камнями — на 10%; шёлк и шёлковые изделия — на 20%; меховые изделия из шкуры лис, норки, соболя — на 10% и т.д. [7, с. 99]. Это говорит о том, что правительство стало уделять внимание ввозу импортных товаров.

Кроме того, в 1923 г. были внесены некоторые изменения в таможенные правила, согласно которым определялся размер налогов на товары, переправляемые через территорию Монголии. Было установлено, что вопрос о перевозе валюты, наличных денежных средств, золота и серебра будет решаться под контролем государства. Это оказалось очень важным решением для экономики страны.

Это правило предписывало штрафовать нарушителей, повышая им таможенные налоги до 10 раз, в случае перемещения ими товаров через границу Монголии в запрещённых местах, с неверно оформленной таможенной декларацией, при занижении количества товаров и т п.

Надо отметить, что у тех, кто, нарушив закон, сбежал, или сопротивлялся при задержании, пользуясь оружием, предъявлял фальшивую декларацию, конфисковывали товары, оружие, принадлежности и транспорт. По решению Центрального комитета Монгольской Народной Революционной Партии МНР, с 9 июня 1924 г. запрещалось вывозить из страны в Китай лошадей и временно запрещалось продавать в Китай крупный и мелкий рогатый скот.

Также запрещалось вывозить из страны книги, картины, научные приспособления и другие духовные, культурные произведения народа.

В то время вопросы общественной жизни Монголии регулировались старым законодательством, которые считалось непротиворечащим политике Временного Народного правительства.

На первом Государственном Хурале, прошедшем в декабре 1925 г., был утвержден порядок проведения обновления судебных органов.

Таким образом, изучив дошедшие до нас памятники истории права Монголии с 209 г. до н.э. до 1926 г., мы приходим к выводу, что до этого времени отсутствовало понятие «контрабанды», а ее определение на законодательном уровне выработано не было.

Контрабанда как сложное социальное явление носит конкретно исторический характер, который тесно связан со всеми направлениями и формами взаимодействия в системе «природа—общество-государство». Как известно, история борьбы с контрабандой неразрывно связана с развитием таможенного дела, пограничной службы, с экономикой страны, внутренней и внешней торговлей.

В данной статье контрабанда рассмотрена в историческом контексте, с учетом монгольской специфики, для выявления социальной сущности, причин и условий существования этого явления.

Примечания

* VIII Богдыхан - Монгольский последний Хан (1870—1924) родился в Тибете, его привезли в Ургу в 1875 г.

** Гунны — предки монголов, которые создали первое централизованное государственное образование в (209 г. до. н.э).

*** Сяньби — государственное образование, сменившее распавшееся государство Гуннов (II—[II вв. н.э.).

Список литературы

1. Ъолдбаатар, Ж. Доказывание незаконного сбыта наркотических и психотропных веществ. — Улан-Батор, 2003.

2. Ъолдбаатар, Ж., Лундээжанцан, А■ Историческая традиция государства и права Монголии. — Улан-Батор, 1997.

3. Аашням, Ш. История государства и права Монголии. — Улан-Батор, 2005 (на монг. яз.).

4. Шдшинтров, С., Шаравсамбуу, Б. Краткая история таможни Монголии. — Улан-Батор, 1996.

5. История МНР. — Улан-Батор, 1966.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (45) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

Международное и экологическое право

6. Кисловский, Ю.Г. Контрабанда: история и современность. — М.: ИПО «Автор», 199б.

7. Нарангэрэё, С. Правовая система Монголии. — Улан-Батор—Москва, 2004.

8. Научная Академия Монголии. История Монголии. — Улан-Батор, 2003.

9. Окладников, Л.П. Первобытная Монголия // К вопросу древнейшей истории Монголии. — Улан-Батор, 19б4.

10. Юридическая энциклопедия / под общ. ред. М.Ю. Тихомирова. — М., 1997.

11. Угаров, Б.М. Международная борьба с контрабандой. — М., 1981.

Literature

1. Boldbaatar, J. Proof of unlawful sale of narcotic and psychotropic substances. — Ulan Bator, 2003.

2. Boldbaatar, J., Lundeezhantsan, D. Historical tradition of State and Law in Mongolia. — Ulan Bator,

1997.

3. Dashnyam, I. History of State and Law in Mongolia. — Ulan Bator, 200S.

4. Idshinnorov, S., Sharavsambuu, B. A Brief History of the Customs of Mongolia. — Ulan Bator, 199б.

5. History of the MPR. — Ulan Bator, 19бб.

6. Kislovsky, J.G. Smuggling: history and modernity. — Moscow, 199б.

7. Narangerel, C. The legal system of Mongolia. — Ulan Bator—Moscow, 2004.

8. Science Academy of Mongolia. History of Mongolia. — Ulan Bator, 2003.

9. Okladnikov, A.P. Primitive Mongolia // On the ancient history of Mongolia. — Ulan Bator, 19б4.

10. Legal Encyclopedia / Ed. M.Y. Tikhomirov. — Moscow, 1997.

11. Ugarov, B.M. The international fight against smuggling. — Moscow, 1981.

УДК 378. 147 (06)

Е.Г. Кузнецов*

К вопросу о принципах отбора и проектирования содержания процесса формирования компетентности в экологическом менеджменте будущих инженеров-управленцев по организации перевозок на водном транспорте

В статье предлагаются пути решения формирования профессиональной экологической компетентности студентов — будущих инженеров по организации перевозок и управлению на водном транспорте.

Ключевые слова: экологическая компетентность, экологический менеджмент, организация перевозок, экологическая безопасность, экологический риск.

E.G. Kuznetsov*. By question about principle of the selection and designing the contents of the process of the shaping professional competency in ecological management future engineer on organization of transportation and management on marine transport.

In article is put question and are offered way of the decision of the shaping professional ecological competency shipman — future engineer on organization of transportation and management on water transport.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: ecological competence, ecological management, the organization of transportations, ecological safety, ecological risk.

Одной из актуальных проблем в теории и методике профессионального образования специалистов технического профиля становится обновление содержания обучения интегрированным учебным дисциплинам. Одной из такой дисциплин является «Экологическая безопасность на морском транспорте» [4]. Её педагогический замысел состоит в формировании способности (компетентности) будущего инженера по организации перевозок и управлению на транспорте осуществлять эффективную природоохранную деятельность на транспортном предприятии. В связи с тем, что данный учебный

* Кузнецов, Евгений Геннадьевич, доцент кафедры организации перевозок Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота (Калининград), кандидат педагогических наук, доцент. Тел. 8(4012) 77-76-76.

* Kuznetsov, Evgeny, assistant professor of organization of transport of the Baltic Fishing Fleet State Academy (Kaliningrad), candidate of pedagogical sciences, docent. Tel. 8 (4012) 77-76-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.