УДК 339.9 Ж. ЖАВЗАНДУЛАМ
ББК 65.9(5Мон) преподаватель Юридического института
Монгольского государственного университета, г. Улан-Батор
К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
МОНГОЛИИ
Описаны процессы осуществления реформирования таможенного законодательства Монголии. Отмечены недостатки действующего законодательства и предложены рекомендации по их устранению.
Ключевые слова: таможенное законодательство, административная ответственность, Монголия.
ZH. ZHAVZANDULAM
lecturer of Law Institute of Mongolian State University,
Ulan-Bator
ABOUT ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR THE VIOLATION OF CUSTOMS LEGISLATION
IN MONGOLIA
The processes of realization of the customs legislation reformation of Mongolia are described. The disadvantages of the applicable legislation are noted and recommendations about their elimination are given.
Keywords: customs legislation, administrative responsibility, Mongolia.
В настоящее время в целях приведения действующего законодательства Монголии в соответствие с Конституцией 1992 г. реформирование национального законодательства носит крайне интенсивный характер. Так, за годы переходной экономики было принято более 450 новых законов, призванных регулировать отношения во всех сферах жизни общества, в том числе и в экономике.
В последние годы внешняя торговля развивается быстрыми темпами, в том числе увеличивается ее объем и расширяется круг иностранных торговых партнеров страны, и Монголия уже является членом Всемирной торговой организации. Она присоединилась к некоторым международным конвенциям по таможенным вопросам, и в настоящее время идет подготовка к присоединению к другим, более важным международным договорам в этой области. В то же время широкое распространение международного терроризма и транснациональных преступлений требует особого внимания к мерам по обеспечению
государственной безопасности и улучшению приграничного и таможенного контроля.
Исследования показывают, что развитие внешнеэкономических отношений Монголии обусловило рост числа нарушений таможенных правил, правил экономического характера. Ссылаясь на вышеуказанное, во-первых, считаем целесообразным усовершенствовать нормативную базу путем разработки общей концепции закона об административной ответственности и определения оснований административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела и наказаний.
Во-вторых, требуют изменений нормы Таможенного кодекса, регулирующие вопросы административной ответственности. Нельзя не отметить некоторые преимущества Таможенного кодекса Монголии 2008 г. В частности, они состоят в том, что законодатель разграничил такие разные правонарушения, как «перевозка через таможенную границу путем исправления, составления фальшивой
товарной накладной» [12] и «исправление, составление фальшивых документов во время оформления таможенной декларации» [14, ст. 290, ч. 2, п. 1], чем обеспечил два разных юридических состава, а также отметил, что «незаконный ввоз через границу товаров и транспортных средств» [там же, ст. 291, ч. 1] и нарушение «режима зоны таможенного контроля» [там же, ст. 292, ч. 1] не связаны с нелегальным ввозом товаров и транспортных средств через таможенную границу.
В кодекс, кроме того, были включены новые виды правонарушений, не указанные в предыдущих законах, например такие, как неправильное составление декларации или подача декларации с просрочкой и т.д.
К сожалению, ныне действующий закон сохранил ряд недостатков предыдущего нормативно-правового акта. В частности, за различные таможенные правонарушения предусматривается административная ответственность, которая практически не носит дифференцированного характера. Так, в п. 1 ч. 2 ст. 290 Таможенного кодекса Монголии ряд правонарушений отнесен к одной категории с одинаковой ответственностью. Вместе с тем эти правонарушения существенно различаются по степени общественной опасности.
Такие правонарушения, как невключение товара в таможенную декларацию, оформление фальшивых документов, сокрытие товара от таможенной проверки, изменение наименования, формы, упаковки товара, не разграничены от ввоза товаров без прохождения таможенного контроля через участки вне пограничного пункта. Однако полагаем, что эти виды правонарушений характеризуются различной степенью причиняемого общественного вреда. Ввоз товаров через участки вне погранпункта без прохождения таможенной инспекции полностью противоречит порядку, установленному Таможенным кодексом, тем самым, безусловно, наносит больший вред по сравнению с вышеупомянутыми правонарушениями.
Из-за несогласованности в вопросе административной ответственности, предусматриваемой Таможенным кодексом и законом об административной ответственности, возникает ряд затруднительных в своем решении правовых проблем. Так, в упомянутом
законе не нашло самостоятельного законодательного закрепления положение об административной ответственности за нарушение таможенных правил.
Как следствие, при наличии таких нарушений применяется общий порядок, установленный законом об административной ответственности, что в правовом плане является нецелесообразным. Приходится констатировать, что Таможенный кодекс не регулирует такие основные вопросы ответственности, как срок привлечения к административной ответственности, освобождение от административной ответственности, защита прав лица, совершившего административное правонарушение, расследование правонарушений, форма решения о назначении административных наказаний, порядок обжалования решений о наложении административных взысканий.
Трудно найти объяснение тому обстоятельству, что при разработке положений Таможенного кодекса об административной ответственности за нарушение таможенных правил не были учтены достижения теории науки уголовного права и соответствующей правоприменительной практики: если в уголовном праве понятия «освобождение от ответственности» [15], «смягчение, усиление ответственности» [16, гл. 10, пп. 55, 56; гл. 12, п. 70] детально проработаны и применяются на практике, в Таможенном кодексе они не нашли своего отражения.
Справедливости ради следует подчеркнуть, что в ст. 6 закона об административной ответственности указано основание для освобождения от административной ответственности [5], однако отсутствуют положения, создающие предпосылки для его применения в области таможенного производства.
Сегодня действует принцип назначения административного наказания за совершение административного правонарушения. Если установлено правонарушение, но решение о назначении наказания не принято уполномоченным должностным лицом таможни, то лицо нельзя считать виновным в совершении данного правонарушения. Этот принцип давно применяется в Конституции и уголовном праве. Внедрение данного принципа в административном праве должно стать новым достижением в системе правовой ответственности.
Одним из важных аспектов административной ответственности в таможенной сфере является определение оснований для усиления административного наказания. В случае совершения таможенных правонарушений лицом или группой, лицам, дающим показания, или участникам таможенных отношений назначаются наказания только за действия данных субъектов — лица или группы, что не соответствует справедливости.
Очевидно, что такие правонарушения носят более серьезный характер по степени общественной опасности и вредности. Более того, в Таможенный кодекс включено положение, направленное против установленного теоретико-практического основания для привлечения к уголовной и административной ответственности. В частности, в ч. 2 ст. 290 Таможенного кодекса сказано о назначении наказания «в случае злоупотребления полномочиями дающим показание лицом, посредником» [12], что с точки зрения теоретического обоснования следует считать ошибочным. Понятие «злоупотребление полномочиями» относится только к должностным лицам.
Кроме того, при сравнении частей об ответственности Таможенного кодекса 1996 г. и обновленного кодекса 2008 г. наблюдается следующая тенденция.
В ст. 71 Таможенного кодекса 1996 г. указано административное наказание, назначаемое «в случае ввоза или попытки ввезти товары и транспортные средства через таможенную границу нелегальным путем» [13, с. 523-525]. В новом Таможенном кодексе исключено привлечение к ответственности за нелегальный ввоз транспортного средства через таможенную границу. Трудно утверждать, что наказание, назначаемое за данное правонарушение, исключено умышленно. Однако здесь предусмотрено привлечение к ответственности за нелегальный ввоз товаров через госграницу Монголии.
В настоящее время применяется норма о нелегальном ввозе транспортного средства через таможенную границу (иными словами, ввоз транспортного средства с помощью принадлежащих другому транспортному средству документов или фальшивых документов или подача фальшивого заявления в связи с уплатой налогов).
В силу этого следует дополнить Таможенный кодекс положением о «нелегальном
ввозе транспортного средства через таможенную границу», предусмотрев за его совершение возможное наказание.
Кроме того, необходимо отметить следующее. В ч. 2 ст. 291 Таможенного кодекса предусмотрена административная ответственность за «использование транспортного средства, специально оснащенного для скрытия товаров, ввозимых нелегально через таможенную границу» [12]. Есть основания считать, что данное положение имеет другой состав, отличающийся от заложенного в кодексе — «нелегальный ввоз транспортного средства через таможенную границу». Здесь рассматривается вопрос об использовании транспортного средства в целях незаконного ввоза товаров через таможенную границу.
Анализируя современное состояние законотворчества Монголии, профессор Т. Гинсбург (США) отмечает, что «монгольские политики понимают исследование как получение информации от органов исполнительной власти и считают, что сами знают предмет исследования. Проще сказать, сегодня монгольский парламент принимает законы без каких-либо обоснованных исследований и анализов» [4], в чем, увы, есть доля правды.
Другим основным направлением усовершенствования связанной с административной ответственностью части Таможенного кодекса Монголии является адаптация положений международных договоров и конвенций, к которым присоединилась Монголия. Международные договоры и конвенции, в том числе те, которые относятся к ответственности в таможенной сфере, имеют одинаковую с законодательством Монголии силу после их ратификации согласно Конституции Монголии [6]. Международные договоры должны соблюдаться при нарушении п. 2 ст. 2 Таможенного кодекса Монголии, законодательства Монголии и положения закона о международных договорах Монголии. В силу этого в нынешних условиях актуально согласование Таможенного кодекса с законом Монголии о международных договорах.
То, что Монголия присоединилась к ряду важных международных конвенций, связанных с таможенной сферой, дает свои результаты. В частности, благодаря присоединению к конвенции ООН о международной пере-
возке грузов с использованием корнетов ТИР [11, с. 171], Стамбульской конвенции о временном ввозе товаров [9, с. 244], Брюссельской конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров [3, с. 77], Киотской международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур [7, с. 302] появилась возможность использовать международную систему таможенного контроля над товарами, ввозимыми в транзитном и временном режиме.
В результате присоединения к Киотской международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур основное внимание правоприменителя направлено на оформление таможенной декларации за короткий срок, кроме того, интенсивно идет работа по внедрению менеджмента риска.
В настоящее время в целях выполнения своих обязательств, возложенных международными конвенциями, Таможенное управление Монголии внедряет опыт ввода данных о любого рода таможенных правонарушениях, назначенных наказаниях, возложенных штрафах, конфискованных товарах и вещах в автоматизированную информационную систему.
По словам Б. Баттумура, «в эпоху глобализации изменяется роль таможенных организаций, они и впредь будут представлять собой самое важное агентство правительства любой страны и играть приоритетную роль в защите национальной безопасности, политических, экономических, торгово-финансо-вых, общественных, здравоохранительных и культурных интересов страны» [1, с. 169].
В условиях глобализации Монголия поставлена перед необходимостью присоединения к Найробской международной конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений, выполнение условий которой должно быть возложено на таможенные организации.
В ч. 1 § 2 Найробской конвенции, в которой определяется сфера ее действия, указано, что «таможенным организациям разрешается оказывать взаимную помощь и содействие» [8, с. 69] в целях предотвращения, расследования и пресечения таможенных правонарушений. Однако согласно Таможенному кодексу 2008 г., уполномоченное должностное лицо таможенной
службы не имеет такого права и не несет соответствующей ответственности. В силу этого Таможенное управление Монголии не может стать полноправным субъектом, имеющим право на оказание содействия зарубежным таможенным организациям на международном уровне.
Следует уточнить, почему Таможенное управление Монголии находится в таком положении. Согласно Таможенному кодексу, если нарушение таможенного законодательства имеет уголовный характер, то таможенный госинспектор составляет акт об осмотре и передает материалы уполномоченному должностному лицу для оформления дела.
Однако в Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах, принятых в 2002 г., право должностного лица таможни на оформление дела передано полиции и пограничной разведывательной службе. Можно сказать, что с передачей должностному лицу другого управления права на принятие решения об уголовном преследовании по правонарушению, выявленному должностным лицом таможенной службы, возникли трудности в работе по борьбе с таможенными правонарушениями и преступлениями.
В период с 1996 г. по сентябрь 2002 г. служба по оформлению дел Таможенного управления приняла соответствующие решения по 268 правонарушениям, 213 (или более 80%) из них разрешены судом, остальные дела отклонены на стадии рассмотрения прокуратурой и расследования [10].
С сентября 2002 г. право на оформление дел передано полиции и пограничной разведывательной службе. Из 327 уголовных дел, выявленных и переданных таможенной организацией за этот срок, только 144 дела (или 44%) разрешены судом. Этот показатель почти на 40% ниже среднего показателя за последние семь лет, когда право принятия решений было у таможенной организации.
В этой связи Б. Баттумур пишет: «Из-за передачи права таможенной организации на возбуждение и расследование дела по таможенным правонарушениям полиции в 2002 году регистрируется немало недопустимых случаев, когда многие дела и правонарушения, связанные с нелегальным ввозом товаров и транспортных средств, пропадают
бесследно, правонарушители уклоняются от наказания, конфискованные товары возвращаются хозяевам» [2, с. 133-134].
Таким образом, необходимо последовательно внедрять опыт регистрации таможенных правонарушений, преступлений, конфис-
кованных в качестве доказательств товаров и другой соответствующей информации в автоматизированной информационной системе и обобщения данных о возможных рисках. Это является долгом Монголии, возложенным на нее международными договорами.
Список использованной литературы
1. Баттумур Б. Вопросы об экономике таможенного дела. Улан-Батор, 2005.
2. Баттумур Б. Экономическое развитие. Улан-Батор, 2006.
3. Брюссельская конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров // Сборник таможенных конвенций. Улан-Батор, 2003.
4. Гинсбург Т. Политики Монголии «рожают» законы без исследований // Вести века. 2005. 7 сент. № 212 (2035).
5. Закон об административной ответственности Монголии // Правительственная газета. 1992. № 4—5.
6. Конституция Монголии // Правительственная газета. 1992. № 1.
7. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур — Киотская конвенция // Сборник таможенных конвенций. Улан-Батор, 2003.
8. Международная Найробская конвенция о взаимном административном содействии, предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений // Сборник таможенных конвенций. Улан-Батор, 2003.
9. Стамбульская конвенция для временного ввоза //Сборник таможенных конвенций. Улан-Батор, 2003.
10. Статистика таможенной администрации. Улан-Батор, 2002.
11. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с использованием корнетов TIR // Сборник таможенных конвенций. Улан-Батор, 2003.
12. Таможенный кодекс Монголии // Правительственная газета. 2008. № 23.
13. Таможенный кодекс Монголии // Правительственная газета. 1996. № 9.
14. Таможенный кодекс Монголии.
15. Уголовный кодекс Монголии // Правительственная газета. 2002. № 5.
16. Уголовный кодекс Монголии.
Bibliography (transliterated)
1. Battumur B. Voprosy ob economike tamozhennogo dela. Ulan-Bator. 2005.
2. Battumur B. Economicheskoe razvitie. Ulan-Bator, 2006.
3. Bryussel'skaya konventsiya o garmonizirovannoy sisteme opisaniya i kodirovaniya tovarov // Sbornik tamozhennykh konventsiy. Ulan-Bator, 2003.
4. Ginsburg T. Politiki Mongolii «rozhayut» zakony bez issledovaniy / / Vesti Veka. 2005. 7 sent. № 212 (2035).
5. Zakon o pravitel'stvennoy otvetstvennosti Mongolii // Pravitel'stvennaya gazeta. 1992. № 4—5.
6. Konstitutsiya Mongolii // Pravitel'stvennaya gazeta. 1992. № 1.
7. Mezhdunarodnaya konventsiya ob uproshchenii i garmonizatsii tamozhennykh protsedur — Kiotskaya konventsiya // Sbornik tamozhennykh konventsiy. Ulan-Bator, 2003.
8. Mezhdunarodnaya Nairobskaya konventsiya o vzaimnom administrativnom sodeistvii, predotvrashchenii, rassledovanii i presechenii tamozhennykh pravonarusheniy // Sbornik tamozhennykh konventsiy. Ulan-Bator, 2003.
9. Stambul'skaya konventsiya dlya vremennogo vvoza //Sbornik tamozhennykh konventsiy. Ulan-Bator, 2003.
10. Statistika Tamozhennoy administratsii. Ulan-Bator, 2002.
11. Tamozhennaya konventsiya o mezhdunarodnoy perevozke gruzov s ispol'zovaniem kornetov TIR // Sbornik tamozhennykh konventsiy. Ulan-Bator, 2003.
12. Tamozhennyi kodeks Mongolii // Pravitel'stvennaya gazeta. 2008. № 23.
13. Tamozhennyi kodeks Mongolii // Pravitel'stvennaya gazeta. 1996. № 9.
14. Tamozhennyj kodeks Mongolii.
15. Ugolovnyi kodeks Mongolii // Pravitel'stvennaya gazeta. 2002. № 5.
16. Ugolovnyikodeks Mongolii.