ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ МОНГОЛИИ
Н.Г. Абрамова,
ст. преподаватель кафедры государственноправовых дисциплин Псковского юридического института ФСИН России, кандидат юридических наук
Автором предпринята попытка показать некоторые исторические изменения законодательства Монголии в части исполнения наказания в отношении несовершеннолетних, связанные с гуманизацией уголовно-правовой политики Монгольского государства.
The Author undertakes attempt to show some historical changes of the legislation of Mongolia in a part of execution of the punishment concerning the minors, connected with a humanization of a criminally-legal policy of the Mongolian state. .
Первым законодательным актом Монголии, в котором затрагивался вопрос об уголовной ответственности несовершеннолетних, является закон «Великая Яса».
С. Жалан-Аажав отмечает, что в законе «Великая Яса» под понятием «несовершеннолетние» подразумевались лица, достигшие 10 лет и старше»1. Лица более старшие, наказывались за уголовные правонарушения. При этом, как подчеркнул профессор Г. Совд : «в законе «Великая Яса» для 13 из 36 запрещённых деяний предусматривалась смертная казнь. Однако в основном преобладали такие формы наказания как штраф, ссылка и казнь.
*
Abramova N.G. Historical aspect of execution punishment concerning minors by Mongol law.
После «Великой Ясы» Чингис-хана появился Закон государства «Великая Юань». Особенностью данного Закона является установление порядка взыскания выкупа вместо конкретного наказания. Данная мера наказания предусматривалась для несовершеннолетних. В законе государства «Великая Юань» указывается возраст привлечения за правонарушения: «граждане в возрасте до 15 лет и за 70, не несут наказания розгами», из чего следует, что несовершеннолетним не предназначались наказания за деяния в любой форме3.
Вышеуказанные меры наказания в особых случаях не применялись, если требовалось, заменялись другими и тем самым носили гибкий, гуманный характер.
Свод законов Алтан-хана Тумэда (1507-1582), состоящий из 133 статей, устанавливал перечень уголовно-правовых норм и предусматривал следующие взыскания правонарушителям:
- телесное наказание;
- штраф;
- задолженность;
- изъятие имущества в виде конкретных видов скота;
- смертная казнь.
В 45-ой статье законодательного акта, изданного и утвержденного Алтан-ханом Тумэда в 1575-1581 г.г., указывается: «ребенка младше 10 лет за вора не считать. Достигнувшие 11 лет и старше понесут наказание за
4
совершенную кражу» .
Исследуемые нормативные документы имеют свои исторические особенности, связанные с развитием государства Монголии; содержат свои специфические меры наказания и являются отражением своего времени. Из правовых источников разных периодов Монголии, как «Великое уложение», «Свод законов государства Юань», «Правовая письменность Алтан-хана», «Монголо-Ойрадский закон», «Халма ужурум», «Указом установленные законы», следует, что за тяжкие и особо тяжкие преступления назначались различные меры наказания. Отметим, что в вышеназванных источниках меры наказания для провинившихся отличались жестокостью, часто с причинением телесного страдания виновному. При этом применение мер наказания правонарушителю зависело от личности виновного, от опасности и вреда, наносимого обществу, а также от вида преступных деяний.
Народная революция 1921 г. открыла новую эпоху укрепления суверенитета монгольского народа. Начиная с этого периода встал вопрос изменения правовых норм прежнего общественного устройства и принятия новых нормативных актов. В августе 1921 г. на заседании правительства установили измененные меры наказания преступным действиям, за исключением измены родине: смертный приговор заменить на заключение сроком 10 лет, изгнание за пределы страны заменить на арест на три года, ссылку в соседнюю провинцию заменить на заключение на год,
заключенным на срок отбывания наказания применить принудительный труд.
Последовавший после уголовных кодексов 1926, 1929, 1936, 1942 и 1961-1986 г.г. шестой по счету уголовный кодекс содержит государственную уголовную политику демократического общества.
Уголовно-правовая политика Монгольского государства в этот период в отношении несовершеннолетних преступников направлена на реализацию принципа смягчения уголовно-правового давления, путем воздействия на несовершеннолетних мерами воспитательного и педагогического характера. Таким образом, перевоспитание и исправление достигается без применения мер наказания. Согласно ст.6 УК несовершеннолетний освобождается от уголовной ответственности, если лицо, в возрасте до 18 лет совершило преступление, не представляющее большой общественной опасности и исправление лица возможно без применения наказания. Надо сказать, что суд, принимая такое решение, учитывает обстоятельства совершения преступления (мотивы преступления, степень участия подростка, если преступление совершено в группе и т.п.), характеристику личности несовершеннолетнего, его отношение к совершенному преступлению.
Право освобождения от уголовной ответственности предоставлено суду и прокурору, которые вправе предоставить уголовное дело в отношении несовершеннолетнего, совершившего преступление небольшой тяжести, для рассмотрения в комиссию по делам несовершеннолетних.
Для Монголии характерным являлось то, что уголовное законодательство рассматривало меры наказания как вспомогательные в борьбе с преступлениями несовершеннолетних.
Применение наказания рассматривалось как крайнее средство в борьбе с преступностью несовершеннолетних. Основная роль отводилась мерам воспитательным, поскольку основная задача в борьбе с преступностью среди несовершеннолетних является перевоспитание и профилактика повторных правонарушений. В эти годы начинаются формироваться специальные подразделения для работы с несовершеннолетними правонарушителями5.
Проявляя особую заботу о подрастающем поколении, Верховный суд МНР ориентировал суды на необходимость применения воспитательного, а не карательного элемента при назначении наказания, отмечая, что «своеобразие личности подростка, характер совершаемых им преступлений вызывают и своеобразие применяемых мер, хотя основание уголовной
ответственности и для взрослых, и для несовершеннолетних остаются
6
едиными» .
При назначении наказания за совершенное преступление несовершеннолетний возраст (до 18 лет) учитывается как смягчающее ответственность обстоятельство (ст.28 УК).
Правовые документы, действовавшие до обновленного Уголовного кодекса Монголии, принятого в 2002 году, отразили в себе меры наказания, применявшиеся к несовершеннолетним лицам. Эти меры, направленные на воспитание несовершеннолетних правонарушителей, не изолируют их от
общества и соответствуют их психологическим особенностям, тем самым они не ограничивают их права и интересы. Другими словами, политика применения мер наказания для несовершеннолетних руководствовалась одним из основных принципов уголовного права - принципом гуманности.
Таким образом, политика Монголии об уголовной ответственности несовершеннолетних развивалась и претерпевала постоянные изменения, имея тенденцию смягчения наказания, а в некоторых случаях и вообще освобождения от него. Хотя сегодня общество озабочено проблемами преступлений среди несовершеннолетних - их жестокостью, изощренностью, подчас необъяснимостью, что наводит нас на определенные размышления: «а нужно ли эта «оттепель», это смягчение в применении мер воздействия в целях исправления и перевоспитания подростков?». Это проблема, требующая исследования и разрешения.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Жалан-Аажав С. «Халха джурам памятник Монгольского права». - УБ. 1985.
С.32.
2' Совд Г. Курс уголовного права МНР. - УБ. 1973. С.16.
3
■ Авирмэд Э. «Монгольские законы». - УБ. 1995. С.12.
4' Баярхуу Г. Сравнительное изучение правовых и обычных норм великого Монгольского государства в момент объединения и за последующие периоды (XIII-XVIII)' - УБ. 1995. С 39.
5' Нарангэрэл С. Проблемы совершенствования уголовного законодательства МНР Автореф. канд. юрид. наук. - М., 1988. С.7.
Постановление Пленума Верховного суда МНР от 16 октября 1965. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних».