J.^ib. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ А
Актуальные проблемы уголовного процесса
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСКОГО ИСКА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ МОНГОЛИИ
Н. БАЗАРРАГЧАА,
адъюнкт кафедры уголовного процесса Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс
E-mail: nyamdorj@rambler.ru
Аннотация. Статья посвящена некоторым вопросам становления и развития института гражданского иска. Затронут период, ограниченный III в. до н. э. и ХХ в. н.э., который позволяет сделать вывод, что данный процесс в рассматриваемой стране прошел путь от наличия некоторых правил в обычном праве, заканчивая пристальным вниманием законодателя к проблеме восстановления в результате совершенного преступления нарушенных прав в современый период.
Ключевые слова: уголовный процесс, права человека, потерпевший, восстановление нарушенных прав, гражданский иск в уголовном процессе.
SOME QUESTIONS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF LEGISLATIVE FIXING OF THE RIGHT OF THE VICTIM
ON COMPENSATION OF THE CAUSED DAMAGE IN MONGOLIA
N. BAZARRAGCHAA,
graduated in a military academy of chair of criminal trial of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia
Annotation. Article is devoted to some questions of formation and development of legislative fixing of the right of the caused damage which has injured on compensation. The period limited on the III century BC and the XX century AD which allows to draw a conclusion is mentioned that this process in the considered country passed a way from existence of some rules in a common law, finishing close attention of the legislator to a restoration problem as a result of a perfect crime of the broken rights.
Keywords: human rights, the victim, restoration of the broken rights, the civil suit in criminal trial.
Говоря об истории становления и развития института гражданского иска в уголовном процессе Монголии, стоит отметить, что данное государство имеет более чем 2000-летнюю1 историю независимого государственного строя. На протяжении указанного времени на территории Монголии существовали более десяти государств, характеризующиеся различными формами административного управления.
Институт гражданского иска действует в уголовном процессе России, Франции и других странах, которые после обретения государственного суверенитета сохранили французскую систему правосудия. Данный институт появился в законодательстве Монголии недавно, практически одновременно с российским законодательством.
В связи с тем, что гражданский иск в уголовном процессе направлен на восстановление нарушенных прав потерпевших в результате совершения преступления, то в качестве предпосылок появления института в монгольском законодательстве можно рассматривать изменения, связанные с защитой прав потерпевших.
В периоде, ограниченном III в. до н.э. и XIII в. н.э., на территории Монголии существовали несколько государств монгольского происхождения, имеющие свои
собственные законодательства, практически тождественные, но, в то же время, с некоторыми особенностями. Современные письменные источники не содержат каких-либо упоминаний о нормах и обычаях, связанных с защитой прав потерпевших. По нашему мнению, некоторые выводы о состоянии защиты прав потерпевших можно сделать, исходя из отношения государства к личности человека и его правам. Так, интересную информацию несут в себе санкции по отношению к преступникам, содержавшиеся как в письменных источниках, так и обычном праве. В рамках рассматриваемого периода развития монгольского государства в некоторых трудах упоминается о четырех видах наказания за некоторые преступления: телесном наказании кнутом, конфискации имущества, обязанности заниматься тяжелым физическим трудом, смертной казни2. Несмотря на то, что данные виды наказания присущи практически всем государствам на первоначальных этапах становления и развития, тем не менее, стоит несколько слов сказать о смертной казни.
1 Указ Президента Монголии «О праздновании 2220-летия создания государственности на территории Монголии» от 2011 г.
2 Сухбаатар Г. Прадеды монголов (в пер. с монг. языка — Монголчуудын эртний увуг). Улан-Батор, 1980.
№ 1 / 2013
Вестник Московского университета МВД России
83
- -я.¿¿¿Ь'-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного процесса
Современное состояние защиты прав и свобод человека обязывает нас высказать негативные мнения в отношении монгольского законодательства того времени. Вместе с тем, постановка интересов государства над личными является свойством любого развивающегося государства рассматриваемого периода. Возможность лишения человека жизни ставилась под сомнение лишь тогда, когда численность населения уменьшалась, а значительное количество военных действий требовало значительных людских подкреплений существующей армии. В тех случаях, когда такая необходимость существовала, то и смертная казнь на практике применялась крайне редко.
В данный период времени наиболее близкой к имущественному восстановлению нарушенных прав была такая санкция, как конфискация имущества, причем сначала часть имущества шла на погашение ущерба потерпевшему, а оставшаяся — в доход государства.
Данный период развития монгольского государства характеризуется учеными как время, когда применялись самые суровые санкции3, а исполнение законов было повсеместным в виду их суровости4, а также боязни кого бы то ни было их нарушать5.
До 1189 г. законодательство Монголии, особенно связанное с восстановлением имущественных прав потерпевшего от преступления, перекладывало в некоторой степени обязанность по восстановлению на плечи самих потерпевших, а также их родственников. Речь в данном случае идет о кровной мести, существовавшей в данный период развития государства. Естественно, ни о каком развитии в прямом смысле этого слова говорить не приходится, так же как и о восстановлении прав. По сути, государством были созданы все условия для поощрения преступлений. Таким образом, попытка переложить ответственность на плечи потерпевших обернулось значительным увеличением числа совершенных преступлений.
Новый период развития монгольского государства, ограниченный временными рамками от начала XIII в. до XX вв., характеризуется обсуждением, принятием и изданием главного источника монгольских законодательных актов — закона Великая Яса. Закон регулировал административные, военные, гражданско-бытовые и уголовно-правовые отношения. В целом, закон был гуманным и справедливым, прогрессивным, направленным на искоренение преступности.
Данный период характеризуется также принятием таких законодательных актов, как: «Уложение госу-
дарства Юань»6, «Законы религии, сочиненные Хутуг-тай сэцэн хун тайджием»7, «Уложение Алтан-хана», «Восемнадцать степных законов», «Монголо-Ойрат-ские законы», «Восемнадцать степных законов». Каждый из названных законодательных актов, давал толчок развитию современного состояния монгольского законодательства, идя по пути гуманизации.
В целом можно отметить, что в данном историческом периоде правовые нормы не столько защищали потерпевших от совершенных в отношении них преступлений, сколько подавляли строгостью наказаний за совершение аморальных поступков. Несмотря на такое внимание со стороны государства к нормам морали, все же, по нашему мнению, каких-либо радикальных изменений применительно к правам и свободам потерпевших по сравнению с предыдущим периодом не произошло. Скорее, наоборот, не считаясь со значимостью жизни и здоровья человека, государство в лице законодателей показывало свое безразличное отношение к таким правам, поэтому ни о каких существенных изменениях, говоривших о внимании государства к проблемам потерпевших, в том числе связанных с материальным восстановлением, не приходится.
Законодательство Монголии в этот период времени отражает влияние западного права, сохранившего традиции национального права, преемственное развитие и совершенствование. Также стоит отметить, что права и интересы потерпевших являются предметом целенаправленного пути законодателя по укреплению прав и законных интересов потерпевших в результате совершенного преступления. Данная законодательная особенность нашла отражение в дальнейшем развитии государства и права Монголии.
Все изменения, связанные с восстановлением прав потерпевших в результате совершенного преступления, являются предпосылками появления в дальнейшем в законодательстве Монголии такого института, как гражданский иск в уголовном процессе, ставший, по сути, интеграцией гражданско-процессуального и уголовно-процессуального механизмов восстановления нарушенных прав.
3 Болдбаатар Ж., Лундээжанцан Л. Историческая традиция государства и права Монголии. Улан-Батор, 1997. С. 19.
4 Там же. С. 24.
5 Сухбаатар Г. Сяньби, 1971. С. 155.
6 Совд Г. Уложение государства Юань // «Народное государство» (на монг. языке). 1991. № 1. С. 7.
7 Сэцэн хун тайджи — означает мудрый тайджи (тайджи по современному — принц). Монголо-русский словарь // под ред. А. Лувсандэндэва. М., 1957. С. 385, 623.
84
Вестник Московского университета МВД России
№ 1 / 2013