Научная статья на тему 'Развитие молодежной политики и студенческого предпринимательства для построения экономики знаний в евразийском пространстве'

Развитие молодежной политики и студенческого предпринимательства для построения экономики знаний в евразийском пространстве Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
110
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / СТУДЕНЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ЕВРАЗИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / KNOWLEDGE ECONOMY / YOUTH POLICY / STUDENT ENTREPRENEURSHIP / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / EURASIAN SPACE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Авакова Элина Борисовна, Покровская Надежда Николаевна, Голохвастов Дмитрий Владимирович

Развитие студенческого предпринимательства рассматривается в статье как конструктивный фактор расширения евразийского сотрудничества. Построение молодежной политики на евразийском пространстве может способствовать как развитию инновационной экономики знаний и росту высокотехнологичных отраслей, так и укреплению связей между национальными и региональными политическими и социально-экономическими субъектами с позиций «мягкой силы». В материале приведены результаты исследования атмосферы вузов Санкт-Петербурга с точки зрения уровня толерантности и недискриминационного поведения, необходимых для продуктивных взаимодействий с иными социокультурными системами, в частности, для создания совместных стартапов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Авакова Элина Борисовна, Покровская Надежда Николаевна, Голохвастов Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF YOUTH POLICY AND STUDENT ENTREPRENEURSHIP FOR BUILDING KNOWLEDGE ECONOMY WITHIN THE EURASIAN SPACE

The article considers the development of student entrepreneurship as a constructive factor in the expansion of Eurasian cooperation. The building of a youth policy in the Eurasian space can contribute both to the development of an innovative knowledge economy and the growth of high-tech industries, and to strengthening the links between national and regional political and socio-economic actors from the standpoint of "soft power". The material includes the results of a study of the atmosphere in St. Petersburg universities with measuring the level of tolerance and non-discriminatory behaviour which are necessary for productive interactions with other socio-cultural systems, in particular, for the creation of joint start-ups.

Текст научной работы на тему «Развитие молодежной политики и студенческого предпринимательства для построения экономики знаний в евразийском пространстве»

ПОЛИТОЛОГИЯ И ЭТНОПОЛИТИКА

УДК 32

DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-3-152-157

РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СТУДЕНЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ В ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Авакова

Элина

Борисовна

Покровская

Надежда

Николаевна

Голохвастов

Дмитрий

Владимирович

кандидат социологических наук, доцент кафедры международных отношений, медиалогии, политологии и истории, Санкт-Петербургский государственный экономический университет (191023, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21). E-mail: elina_avakova@mail.ru

доктор социологических наук, профессор кафедры рекламы и связей с общественностью, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (195251, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29). E-mail: nnp@europe.com кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики (190103, Россия, г. Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 44А). E-mail: lel@bk.ru

Аннотация

Развитие студенческого предпринимательства рассматривается в статье как конструктивный фактор расширения евразийского сотрудничества. Построение молодежной политики на евразийском пространстве может способствовать как развитию инновационной экономики знаний и росту высокотехнологичных отраслей, так и укреплению связей между национальными и региональными политическими и социально-экономическими субъектами с позиций «мягкой силы». В материале приведены результаты исследования атмосферы вузов Санкт-Петербурга с точки зрения уровня толерантности и недискриминационного поведения, необходимых для продуктивных взаимодействий с иными социокультурными системами, в частности, для создания совместных стартапов.

Ключевые слова: экономика знаний, молодежная политика, студенческое предпринимательство, институциональная среда, евразийское пространство.

Ускорение социетальных изменений в постсовременном обществе проявляется, в частности, в смене способов функционирования молодежи:

• в повышении ее роли в экономической системе,

• в переходе к префигуративной модели трансмиссии культуры и передачи знаний,

• в формировании новых тенденций политической активности.

Молодежное и, в частности, студенческое предпринимательство выступает фактором инновационного роста уже с середины ХХ века, когда в Кремниевой долине сформировались условия для поддержки студенческих проектов при Стенфордском университете. Инновационный рост опирается на модель «pull» (производство инновационной продукции и технологий развивается на основе потребностей рынка в них) - спрос на новые модели продуктов и технологий предъявляется, прежде всего, молодыми потребителями, молодежь формирует новые информационно-телекоммуникационные сервисы.

Более быстрое освоение новых технологий работы и жизнедеятельности привело к тому, что старшие поколения передают молодым ценностные ориентиры и социальные нормы, в то время как молодежь обучает своих старших наставников использованию телекоммуникационных и сетевых инструментов общения, поиска информации и принятия

решений. Это приводит к изменению ролей поколений внутри предприятий и к расширению предпринимательской деятельности, ее слиянию с трудовой деятельностью через геймификацию и креативизацию труда и к проникновению венчурно-проектного мышления и дивергентной логики в рутинные организационно-управленческие и технологические процессы.

Традиционные политические технологии, используя высокотехнологичный инструментарий («электронное правительство», e-government) [1, с. 20-35], постепенно утрачивают свою эффективность в условиях, когда молодежь активно строит будущее на основе сетевых технологий совершения выбора в виртуальном пространстве («электронная демократия», e-democracy). Высокая политическая активность молодежи в виртуальном пространстве приводит, в частности, к постановке новых проблем и к формированию новых общественных отношений и норм, например, движение #MeToo [2]. Новые требования к поведенческим моделям выдвигаются в коммуникационной среде и санкционируются «лайками» или эксклюзией, отказом от подписок на блоги и страницы, исключением из общения и, соответственно, отторжением субъекта из сферы монетизации социального капитала.

Указанные характеристики отражают новое положение молодежи в информационном обществе и инновационной экономике знаний, в рамках которой «лайки» и спрос на «умные устройства» определяют успех фирм и стран в глобальной конкуренции за ресурсы и за потребителей.

Поддержка экономической и политической активности молодежи отвечает интересам национального и международного развития, что особенно актуально для России в период обострения геополитических угроз и геоэкономических рисков. Построение конструктивных международных отношений сегодня важно как на уровне глобальной конкуренции, так и на уровне региональной интеграции. В этой связи, анализ евразийской молодежной политики и систем поддержки студенческого предпринимательства как инструмента лидерства в контексте экономики знаний может рассматриваться как основание для обеспечения лидерства российской и евразийской инновационной экономической системы в мире.

Геоэкономические и геополитические интересы России в условиях восстановления хозяйственных, социальных и этнокультурных связей в евразийском пространстве включают в себя необходимость следовать руслу глобальных тенденций, таких как повышение мобильности [3, с. 419-426] и открытости, расширение контактов и креативизацию человеческой деятельности в целом. Молодежная политика в евразийском пространстве обладает рядом преимуществ, отражающих перечисленные тенденции:

• отсутствие языкового барьера, языковой барьер зачастую не вызывает проблем у молодежи, а в евразийском пространстве значительная часть населения владеет русским языком для межнационального общения;

• наличие общей истории и культуры, для молодежных организаций практически не существует ни идеологических, ни культурных или этно-религиозных препятствий,

• молодежь менее подвержена политическим барьерам,

• представляя собой мотивированную заинтересованную креативную социальную категорию, молодежь наиболее открыта к новым решениям старых проблем и к поиску нестандартных решений новых задач.

В условиях высших учебных заведений уровень толерантности и открытости к иным социокультурным системам традиционно достаточно высок. Так, в ходе исследования системы высшего образования в Санкт-Петербурге, выполненном осенью 2017 г. по заказу Комитета по науке и высшей школе Правительства города под научным руководством одного из соавторов данной статьи, была выявлена достаточно высокая оценка толерантности (терпимости) студентов вузов (N=1557), которая составила 7,873 балла по 10-балльной шкале, что выше уровня 2015 г. (7,770 балла), хотя и в пределах статистической погрешности. При этом, учащиеся на магистерском уровне образования отметили более высокий уровень толерантности (8,029 балла), чем на бакалаврском уровне (7,841 балла). Оценки опрошенного в ходе исследования профессорско-преподавательского состава и ректората (N=232) также достаточно высоки - 8,778 балла.

В то же время, оценки дискриминации сравнительно высоки: 5,1% студентов отметили дискриминацию по национальному критерию, 4,8% - по религиозному и 1,5% - по половому признаку, при этом 2,6% утверждают, что в вузах дискриминация присутствует во всех формах (табл. 1):

Таблица 1

Распределение оценок форм дискриминации студентами

Формы дискриминации Доля респондентов

Да, я замечал(а) дискриминации по религиозному признаку 4,8%

Да, я замечал(а) дискриминации по национальному признаку 5,1%

Да, я замечал(а) дискриминации по половому признаку 1,5%

Да, дискриминация студентов/преподавателей присутствует во всех формах 2,6%

Следует, кроме того, отметить, что практически все формы дискриминации, за исключением гендерной, наблюдаются преимущественно, прежде всего, на бакалаврском уровне образования, в то время как магистранты не отмечают этнических и национальных или религиозных форм дискриминации (рис. 1).

Как видно из полученных результатов, среди опрошенных бакалавров 3,1% отметили, что сталкивались с дискриминацией во всех формах, 6,0% - с дискриминацией по национальному и 5,6% - по религиозному признакам. Вместе с тем, 1,7% магистрантов и 1,4% студентов-бакалавров сталкивались с дискриминацией по половому признаку. Такое разделение форм дискриминации, вероятно, связано не только с проявлением и восприятием дискриминационных практик и моделей поведения как фактов реальности, но и с соотнесением причинно-следственных связей при принятии решений с разнообразными факторами - на магистерском уровне образования более зрелые студенты находят более разнообразные объяснения принимаемых решений. Вместе с тем, гендерные стереотипы и их проявления, по всей вероятности, не ослабляются, а усиливаются в возрасте 22-30 лет. Учитывая, что в целом толерантность и недискриминационное поведение на магистерском уровне проявляются в большей мере, чем на бакалаврском, можно утверждать, что результаты исследования свидетельствуют о позитивной динамике развития этих показателей.

Дискриминация во всех формах

Тендерная дискриминация

Дискриминация по национальному признаку

Дискриминация по религиозному признаку

0% 1% 2% 3% 4% 5% 6% 7%

Рис. 1. Распределение оценок форм дискриминации учащихся бакалаврского и магистерского уровней образования

Эти показатели снизились за последние 2 года: в 2015 г. 7,6% студентов и аспирантов отмечали дискриминацию по национальному признаку, 6,8% - по половому и 2,9% - по религиозному. Устойчивая тенденция сохранения толерантности и снижения дискриминации свидетельствуют о мотивации и заинтересованности молодежи в построении продуктивного сотрудничества с партнерами из других социокультурных сред. Учитывая выявленный достаточно высокий уровень толерантного восприятия и недискриминационных

0,0°/(

0,0°/<

|1,7% |1,4%

■ магистры □ бакалавры

6,0%

0,0°/с

,6%

поведенческих моделей, можно подтвердить гипотезу о том, что студенческая молодежь действительно представляет собой социальную категорию, способную принимать активное участие в развитии и углублении связей в рамках евразийской интеграции.

Указанные результаты свидетельствуют об актуальности исследования форм инициативного участия молодежи в формировании единого Евразийского пространства [4]. В данном материале, предпринимательство рассматривается как важнейший инструмент сотрудничества. Программы поддержки студенческого предпринимательства позволяют достигать как прямо заявленных целей инновационного роста национальной и региональной экономики, так и способствовать налаживанию эффективных хозяйственных взаимосвязей в целевых отраслевых и географических зонах.

Особая успешность молодежи в инновационном предпринимательстве определяется ее преимуществами, которые связаны не только с тем, что молодые поколения «рождаются со смартфоном в руке», но и тем, что они свободны от прежних форм поведения и принятия решений, мешающих инновационному росту в «новый для истории период, когда молодежь с ее префигуративным схватыванием еще неизвестного будущего наделяется новыми правами» [5]. Неопределенность будущего и готовность молодежи к его освоению вне прежних рамок позволяет опираться на молодежь как наиболее конструктивный инструмент «мягкой силы» («soft force») [6]. Если «жесткая сила» опирается на военные, экономико-политические и технологические средства давления, то «мягкая сила» состоит в привлекательности государства, национального бренда, «политика "мягкой силы" предусматривает продвижение своих интересов и подходов путём убеждения и привлечения симпатий к своей стране, основываясь на её достижениях не только в материальной, но и в духовной культуре, и в интеллектуальной сфере» [7].

Возникновение понятия и резкое повышение значения мягкой силы связано отчасти с распространением информационного общества как фундаментальной основы постсовременного общества, с «"созвучностью" самой феноменологии виртуальной реальности тому соционормативному канону человека и мира, который утверждается эпохой постмодерна» [8, с. 249-251]. В этом обществе знания и идеи представляют собой ключевые факторы благосостояния, что позволяет нередко объединять понятия информационного общества и экономики знаний. Одним из важнейших параметров выступает создание сетей передачи знаний [9, с. 69-73]. Роль молодежи и молодежной политики в контексте информационного поля социально-экономических отношений определяется рядом характеристик информационно-коммуникационного пространства, в котором формируются и эволюционируют сетевые сообщества, а именно:

• условная анонимность и безопасность (автор высказывания в сети не ожидает немедленной пощечины или иного контактного воздействия), которые отражают одновременно свободу самовыражения в сети и иррациональность и неустойчивость социальной реальности;

• множественность и фрагментарность, аналогичная гипертексту, позволяющая индивиду находить самореализацию в разнообразных формах, включая, например, наличие множества страниц для одного человека в социальных сетях, позволяющее более удобное переключение между социальными ситуациями;

• повышение роли самопрезентации и, одновременно, значения количественных показателей признания (лайков, репостов, подписчиков блогов и т.п.), что позволило построить сложные системы социально-психологической, экономической (маркетинговой) и политической диагностики на основе «клубной фильтрации»;

• освоение зон неопределенности и расширение поля креативности (социального, социально-политического, экономического, психологического) расширяет границы конструирования идентичности индивида, социальных категорий и социальных отношений.

Эти характеристики позволяют молодежи более активно развивать трансграничные предпринимательские сети, включая системы связей в евразийском пространстве. В то же время, требования постсовременного общества дают общественным регулирующим системам, государству и государственной молодежной политике, новые инструменты реализации целей развития.

Как отмечают исследователи, студенческое предпринимательство нуждается в институциональной среде [10], под которой понимаются как регулятивные механизмы и компетенции, так и инфраструктура, а именно:

• регуляторы и учреждения, включая формальные процедуры и правила, а также структуры, обеспечивающие корректное правоприменение, реализацию закрепленных алгоритмов и правил;

• регулятивные ценностно-нормативные мотивационные механизмы, включая социальный капитал и репутацию предпринимателей в обществе и в социопрофессиональном сообществе, поведенческие модели и нормы;

• когнитивно-деятельностный, праксиологический аспект, включая знания, навыки, опыт практического действия, неосознанную компетентность, усвоенную как в ходе собственного обучения, так и наблюдения за действиями ближайшего окружения в малой группе.

Формирование социокультурных регуляторов и компетентностных систем, ориентированных на евразийское предпринимательство, а также развитие инфраструктуры предпринимательства позволят странам таких интеграционных блоков, как ЕАЭС, ШОС, БРИКС, ориентированных на евразийское пространство, обеспечить не только прорывной экономический рост, но и устойчивое лидерство в долгосрочной перспективе.

Молодежная политика в евразийском пространстве может и должна выступать инструментом развития взаимоотношений молодежи в рамках инновационного роста экономики знаний.

Литература

1. Дорошенко Н.Н., Капица С.И., Покровская Н.Н. Модернизация социальной политики государства и реформирование социально-управленческих технологий // Социология и право. 2013. № 4 (21). С. 20-35.

2. Zacharek S., Dockterman E., Edwards H.S. The silence breakers // http://time.com/time-person-of-the-year-2017-silence-breakers/ [Электронный ресурс] Режим доступа - URL: http://gsom.spbu.ru/files/folder_10/rekomendacii.pdf (дата обращения 22.07.2018).

3. Авакова Э.Б., Покровская Н.Н. Международный опыт регулирования глобальной интеллек-

туальной миграции // Роль интеллектуального капитала в экономической, социальной и правовой культуре XXI века: сборник научных трудов участников Международной научно-практической конференции. - СПб.: Изд-во СПбУТУЭ, 2016. - 792 с. - C. 419-426.

4. Паламарчук А.В. Евразийские молодежные объединения как факторы формирования положительного отношения к интеграционным процессам на постсоветском пространстве // Universum: Общественные науки : электрон. научн. журн. 2016. № 11(29).

5. Мид М. Культура и мир детства: избранные произведения. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1988. - с. 321.

6. НайДж. Гибкая власть: Как добиться успеха в мировой политике / пер. с англ. В.И. Супру-

на. - Новосибирск: ФСПИ "Тренды", 2006. - 221c.

7. Путин В.В. Россия в меняющемся мире: преемственность приоритетов и новые возможно-

сти // Совещание послов и постоянных представителей России, 9 июля 2012 года. - Официальный сайт Президента России, [Электронный ресурс] Режим доступа - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15902 (дата обращения 22.07.2018).

8. Белинская Е.П. К проблеме групповой динамики сетевого сообщества // 2-ая Российская конференция по экологической психологии, Москва, 12-14 апреля 2000. - М.: Экопси-центр РОСС. - С. 249-251.

9. Шевченко Г.И., Брынза С.Ю. Этапы становления, динамика и перспективы развития сетевых сообществ в образовательном пространстве // Kant. 2016. №4 (21). - С. 69-73.

10. Факторы формирования предпринимательской активности студентов: институциональный подход. [Электронный ресурс] Режим доступа - URL: http://gsom.spbu.ru/files/folder_10/rekomendacii.pdf (дата обращения 22.07.2018).

Avakova Elina Borisovna, PhD in Sociology, Associate Professor at the Department of International Relations, Medialogy, Political Science and History, Saint-Petersburg State University of Economics. (21, Sado-vaya str., Saint Petersburg, 191023, Russian Federation]. E-mail: elina_avakova@mail.ru Pokrovskaia Nadezhda Nicolaevna, PhD in Economics, Doctor es social sciences, full professor, professor at the Department of Advertising and Public Relations, Peter the Great Saint-Petersburg Polytechnic University. (29, Polytechnicheskaia str., Saint Petersburg, 195251, Russian Federation]. E-mail: nnp@europe.com Golohvastov Dmitry Vladimirovich, PhD in Economics, Associate Professor at the Department of Human Resources Management, Saint-Petersburg University of Management Technologies and Economics (44A, Lermontovsky Ave, Saint Petersburg, 190103, Russian Federation]. E-mail: lel@bk.ru

DEVELOPMENT OF YOUTH POLICY AND STUDENT ENTREPRENEURSHIP FOR BUILDING KNOWLEDGE ECONOMY WITHIN THE EURASIAN SPACE

Abstract

The article considers the development of student entrepreneurship as a constructive factor in the expansion of Eurasian cooperation. The building of a youth policy in the Eurasian space can contribute both to the development of an innovative knowledge economy and the growth of high-tech industries, and to strengthening the links between national and regional political and socio-economic actors from the standpoint of "soft power". The material includes the results of a study of the atmosphere in St. Petersburg universities with measuring the level of tolerance and non-discriminatory behaviour which are necessary for productive interactions with other socio-cultural systems, in particular, for the creation of joint start-ups. Keywords: knowledge economy, youth policy, student entrepreneurship, institutional environment, Eurasian space.

УДК 327 DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-3-157-161

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ИДЕОЛОГИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА

кандидат политических наук, первый проректор, Московский государственный технологический университет «СТАНКИН» (127994, Россия, г. Москва, Вадковский пер., 1]. E-mail: a.pinchuk@stankin.ru Аннотация

Настоящая статья посвящается такому значимому в исследовании международного терроризма феномену, как идеология терроризма. Автором отмечено, что в идеологии терроризма существует определенная совокупность идей, способных отразить мировоззрение террористической группировки, выражая весь комплекс ее интересов. Автором указано на существование особого вида общественного сознания - терророгенного сознания, которое представляет отличное от устоявшихся в мире культурно-исторических и социально-экономических реалий искусственно созданное и обособлено существующее восприятие жизни определенной совокупности людей, объединенных единым идеологическим комплексом, формирующим у индивида на уровне фанатичности осознание собственной исключительности и гипертрофированной значимости в окружающем мире.

Ключевые слова: терроризм, международный терроризм, идеология терроризма, идеи терроризма, радикальный ислам, религия, насилие, экстремизм.

Процесс эволюции терроризма подтверждает функциональное предназначения его идеологии. Однако, при всем многообразии идеологических платформ к ключевым идеям, существующим в террористической практике, следует отнести идеи свободы и справедливости, относящиеся к разряду наивысших ценностей даже в идеологии терроризма. Это хорошо прослеживается на изменении статуса идей свободы и справедливости, которые изначально выступали как идейно-ценностное обоснование террористической деятельности как своеобразной формы политического протеста.

В течение каждого исторического периода терроризм обладал своими специфическими особенностями, смыслом и назначением. Но к настоящему времени произошла опреде-

Пинчук Андрей Юрьевич

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.