Научная статья на тему 'Роль молодежной политики в развитии интеграционных процессов в Евразийском регионе'

Роль молодежной политики в развитии интеграционных процессов в Евразийском регионе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
401
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА / ИНТЕГРАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СТУДЕНЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ / WORLD POLITICS / INTEGRATION / REGIONAL COOPERATION / YOUTH POLITICS / YOUTH ORGANIZATIONS / STUDENTS ASSOCIATIONS / SOCIAL AND POLITICAL FORCES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шамахов Владимир Александрович, Вовенда Алексей Викторович

В статье проанализирована роль молодежной политики в развитии интеграционных процессов в Евразийском регионе, представлена характеристика некоторых молодежных международных организаций и форумов как важных системообразующих элементов регионального интеграционного строительства, рассмотрены перспективы их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Шамахов Владимир Александрович, Вовенда Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of the Youth Politics in the Development of Integration Processes within the Eurasian Region

In the following article the role of the youth politics is analyzed in the development of integration processes within the Eurasian region, some international youth organizations and forums are characterized as key systematic elements of the regional integration building, the perspectives of their development are identified.

Текст научной работы на тему «Роль молодежной политики в развитии интеграционных процессов в Евразийском регионе»

m <

о О о

m <

В. А. Шамахов А. В. Вовенда

V. A. Shamakhov А. V. Вовенда

Роль молодежной политики в развитии интеграционных процессов в Евразийском регионе

The Role of the Youth Politics in the Development of Integration Processes within the Eurasian Region

Шамахов Владимир Александрович

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Директор

Доктор экономических наук director@sziu.ru

Вовенда Алексей Викторович

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Директор Центра евразийских исследований Кандидат политических наук vovenda-1c@mail.ru

Shamakhov Vladimir Alexandrovich

North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg) Director

Doctor of Science (Economy)

Vovenda Alexei Victorovich

North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg) Director of Center of the Eurasian Researches PhD in Political Science vovenda-1c@mail.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

мировая политика, интеграция, региональное сотрудничество, молодежная политика, молодежные организации, студенческие объединения, общественно-политические силы

KEY WORDS

world politics, integration, regional cooperation, youth politics, youth organizations, students associations, social and political forces

РЕФЕРАТ

В статье проанализирована роль молодежной политики в развитии интеграционных процессов в Евразийском регионе, представлена характеристика некоторых молодежных международных организаций и форумов как важных системообразующих элементов регионального интеграционного строительства, рассмотрены перспективы их развития.

ABSTRACT

In the following article the role of the youth politics is analyzed in the development of integration processes within the Eurasian region, some international youth organizations and forums are characterized as key systematic elements of the regional integration building, the perspectives of their development are identified.

В современных условиях развития международных отношений, в контексте усиления кризисной составляющей процессов глобализации, что выражается и в нарастающей политической напряженности в некоторых регионах мира, и в по-

явлении все новых угроз экономической безопасности мировой финансовой системы, государства вынуждены искать такие пути реализации своей национальной политики, которые отличались бы эффективностью, комплексным характе-

ром, а главное, «политическом конкурентоспособностью». От выбора такого пути зависит не только успешная реализация внешней и внутренней политики, но и место государства в мировой политической системе.

Во внешней политике многие государства сегодня придерживаются традиционных инструментов продвижения и защиты своих национальных интересов и, в частности, многосторонней дипломатии. Несмотря на то что многие аналитики и эксперты соглашаются с тем, что США придерживаются жесткого внешнеполитического курса, последние события на Ближнем Востоке и, в частности, «Сирийский вопрос» продемонстрировали роль международных организаций и межгосударственных форумов в решении острых политических вопросов.

Выступая в качестве важных коммуникационных и правовых площадок межгосударственного взаимодействия, саммит «Большой двадцатки» в Санкт-Петербурге, саммит ШОС в Киргизии, постоянные консультации в ООН показали, что международное сообщество может прийти к консенсусу в вопросе решения конфликта не только мирным дипломатическим путем, но и силу международного и общественного мнения. На современном этапе развития международных отношений такие аспекты, как общественное мнение, имидж государства, освещение важнейших событий в СМИ, становятся ключевыми политическими инструментами ведения внешней и внутренней политики государства. Развитие так называемой общественной дипломатии требует от государственных элит умения быстро приспосабливаться к новым внутриполитическим реалиям. Администрация Б. Обамы столкнулась именно с такой проблемой: негативное отношение к возможной военной операции в Сирии со стороны не только международного сообщества, но и со стороны конгресса, представляющего во власти интересы граждан.

В данном контексте в большинстве ведущих стран мира государственной власти необходимо, прежде всего, заручить-

ся поддержкой у населения для продвижения своей внешнеполитической линии. Иначе представительные органы власти вынуждены будут принять решение не в пользу исполнительной власти для сохранения своего политического имиджа. В недавнем прошлом все обстояло не так. Достаточно вспомнить мировые войны ХХ в. Поэтому в современных реалиях государственная элита вынуждена уделять немало внимания закреплению своего имиджа среди «активных» социальных групп населения, к которым, в первую очередь, относится молодежь.

Определение правового статуса молодежи сегодня является одной из ключевых задач государства, поскольку именно молодежь во многом определяет будущее прогрессивное и инновационное развитие общества [2]. Развитие молодежной политики является важным внутриполитическим инструментом стабилизации позиций и имиджа политических элит государства, что, в свою очередь, позволяет поступательно развивать им свою внешнеполитическую линию.

Во многих государствах молодежная политика воспринимается как важный институт политической системы, а молодежные организации, являющиеся формами реализации молодежной политики, выступают в качестве важных участников процесса принятия политических решений, отвечающих национальным интересам страны. Однако молодежная политика требует постоянного внимания со стороны государственной элиты, поскольку она является слабозащищенной перед различными группами давления и лобби. Это и неправительственные международные организации, и общественные организации, и крупные транснациональные корпорации, особенно те, чья продукция ориентирована на сферу высоких технологий и инноваций (например, Apple, Microsoft, Samsung, Nokia и т. д.), и образовательные центры и учреждения.

Необходимо подчеркнуть, что в современных политических реалиях молодежная политика приобретает международный характер, становясь важным

т <

о О о

т <

^ аспектом позитивного развития меж-^ государственного сотрудничества. Се™ годня некоторые молодежные органи-< зации имеют статус наблюдателя при з международных организациях. Молодеж-™ ные организации превращаются в слож-V ные структуры с несколькими уровнями 1= управления, с наличием региональных " или национальных представительств или != отделений, с четко определенными цех лями и задачами развития. Более того,

ш

х молодежная политика становится важным

к интеграционным механизмом развития

° межгосударственных отношений в раз-

о I I

о личных регионах мира. Не является ис-

° ключением и Евразийский регион.

о На современном этапе интеграционные

^ процессы в Евразийском регионе выходят

£ на качественно новый уровень. Проект

х создания Евразийского экономического

^ союза является важнейшей вехой раз-

о

х вития интеграционных процессов в реги-т оне в долгосрочной перспективе. Этот £ важнейший шаг на пути становления каш чественно нового международного сотрудничества требует от государств не только гармонизации своих национальных интересов, но и проведения сложных и длительных переговоров по этим вопросам.

В рассматриваемом регионе к настоящему времени уже сложились достаточно крепкие интеграционные как политические, так и экономические связи. Этому способствует и успешная деятельность институтов многосторонней дипломатии в регионе, в частности, СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС. Россия ведет активную торговлю с государствами СНГ, развивает отношения с Китаем, в вопросах обеспечения региональной безопасности, однако, по-прежнему сохраняется ряд противоречий, которые сложно разрешить одними политическими и экономическими инструментами. А ведь многие страны региона, особенно государства СНГ, связывают и общие исторические, культурные и социально-общественные корни.

В данном контексте именно социально-общественные связи, в частности развитие международных контактов молодежи в лице студентов и молодых ученых и специалистов, могут стать

важным фактором на пути регионального интеграционного строительства. Развитие молодежных международных структур и контактов в регионе позволит создать крепкую социально-общественную платформу для выхода в перспективе межгосударственного сотрудничества на качественно новый уровень.

Развитие международной молодежной политики в регионе, направленной на создание единого мультикультурного социума, позволит также создать оптимальные условия для оформления стратегического многостороннего регионального партнерства на уровне создания новых интеграционных институтов, что в итоге должно привести к оформлению Евразийского экономического союза.

Необходимо отметить, что на современном этапе развития интеграционных процессов в Евразийском регионе не только активно развивается молодежная политика, но и создается целый ряд молодежных региональных общественных организаций и движений. Например, евразийский молодежный форум «Молодая Евразия», евразийская научная корпорация «Союз молодых ученых и специалистов Евразии» и др. [1]. Отдельно необходимо отметить Молодежную межпарламентскую ассамблею государств — участников СНГ, интегрированную в структуру МПА СНГ. Данная молодежная структура имеет конкретные функции, которые в полной мере позволяют не только защищать интересы молодежи, но и активно участвовать в политическом процессе. Так, в частности, ММПА СНГ «сможет содействовать МПА СНГ в осуществлении законотворческой деятельности и принятии решений, затрагивающих права и законные интересы молодежи стран Содружества; а также будет разрабатывать рекомендации в отношении государственных и межгосударственных социально-экономических и общественно-политических процессов СНГ»1.

1 Молодежная межпарламентская ассамблея государств — участников СНГ: [Электронный ресурс]. URL: http://www. iacis. ru/

В рамках развития сотрудничества между Северо-Западным институтом управления и Межпарламентской ассамблеей Евразийского экономического сообщества на базе Центра евразийских исследований реализуется проект создания общественной организации «Евразийская молодежная ассамблея». Среди приоритетных целей этой общественной организации следует выделить следующие: создание диалоговой площадки для молодых ученых, студентов, аспирантов, представителей молодежных организаций, религиозных союзов и объединений государств-членов ЕврАзЭС, направленной на коллективное решение актуальных проблем; развитие возможностей в области подготовки специалистов по евразийским интеграционным процессам для организаций, занимающихся интеграционными процессами; вовлечение молодежи в развитие политической жизни государств Евразийского региона; привлечение молодых ученых и представителей молодежных организаций к решению проблемы формирования единого евразийского научного информационного пространства; привлечение учащейся молодежи к решению задач организации международной коммуникации и международного научного обмена и др.

В рамках развития межгосударственного сотрудничества в Евразийском ре-

mainevents/mmpa_main/ (дата обращения: 20.07.2013).

гионе особое внимание следует уделить ^

и формированию единого молодежного ^

научно-исследовательского простран- ™

ства, призванного создавать и развивать <

новые «конкурентоспособные» интегра- з

ционные инструменты и механизмы с ™

учетом инноваций и современных ин- £

формационных технологий. В данном с=

контексте следует отметить, что на базе £

Северо-Западного института управления !=

развивается комплексная научная шко- х

ла евразийских исследований, которая х

на основе модульной структуры аккуму- к

лирует в себе прикладные научные ис- °

следования молодых ученых и студентов о

вуза. На основе ресурсов научной шко- °

лы будет не только формироваться си- ^

стема прикладных знаний, но и вестись ^

подготовка молодых кадров для работы £

в интеграционной структуре Евразий- х

ского экономического союза. ^

Подводя итог, следует отметить, что >х

молодежная политика сегодня становит- т

ся неотъемлемой частью политического £

механизма как суверенного государства, ш так и интеграционного объединения. А в контексте развития современных интеграционных процессов в Евразийском регионе, с учетом существующих социально-общественных связей между государствами, именно молодежная политика должна стать той движущей силой, которая будет способствовать развитию региональной интеграции и взаимовыгодного межгосударственного сотрудничества в долгосрочной перспективе.

Литература

1. Международное молодежное сотрудничество / Нац. совет молодежных и детских объединений России; Фед. агентство по образованию. М., 2007.

2. Соколов А. В. Современные институты молодежной политики в Европе: история становления и развития // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2009. № 1 (23). С. 84-99.

References

1. International youth cooperation / National Council of youth and children's associations of Russia; Federal agency of education. M., 2007.

2. Sokolov A. V. Modern institutes of youth policy in Europe: formation and development history // Messenger of the International organizations: education, science, new economy. 2009. N 1 (23). P. 84-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.