МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
Молодежные организации: их влияние на мировую политику
А.В. Вовенда
В данной статье представлена характеристика молодежных организаций как современных акторов мировой политики, выявлены их ключевые особенности и специфика деятельности, определены основные проблемы и противоречия, возникающие в процессе их функционирования, а также рассмотрены основные перспективы их развития. В статье дан анализ специфики взаимодействия молодежных организаций с иными акторами мировой политики, а также степени влияния политических и финансовых элит на молодежную политику в целом. Также рассмотрены наиболее крупные и динамично функционирующие на сегодняшний день молодежные организации.
На современном этапе развития международных отношений молодежные организации являются важной общественно-политической силой на национальных и на межгосударственных уровнях. Это объясняется не только объективным усилением политической активности молодежи в условиях развития современных процессов глобализации, демократизации и интеграции в мире, но и заинтересованностью политических элит в привлечении молодежи как серьезной общественно-политической силы для продвижения и поддержки своих интересов.
Определение правового статуса молодежи в современном государстве является одной из приоритетных задач, поскольку именно молодежь выступает в качестве ключевого социально-общественного индикатора и во многом определяет будущее прогрессивное и инновационное развитие общества и государства. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. молодежная политика стала
активно развиваться и на международном уровне. Это объясняется тем, что ранее неучитываемый политический потенциал данной общественнополитической силы в мировой политике на фоне успешного опыта на национальном уровне является значимым, а главное, эффективным политическим инструментом.
Главная особенность данной общественнополитической силы заключается в его субъекте, то есть в молодежи. В настоящее время под термином «молодежь» понимается не только группа населения в возрасте в среднем от 15 до 25 лет, но и обладающая важным интеллектуальным, инновационным и социальным потенциалом. В условиях современных мировых политических, экономических и социальных процессов молодежь становится стратегическим ресурсом, определяющим развитие не только государства, но и в целом международных отношений в долгосрочной перспективе.
Вовенда А.В - преподаватель кафедры международных отношений ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Северо-Западный институт управления». E-mail: [email protected]
Статья подготовлена при выполнении НИР по теме «Трансформация мира: негосударственные акторы мировой политики», проводимой в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (Соглашение № 8813 от 15 ноября 2012 г.).
Молодежная политика становится важным элементом в процессе реализации политического курса государства и в развитии механизмов функционирования международных институтов. Это утверждение объясняется не только усилением внимания со стороны руководящих элит к развитию молодежной политики и привлечению молодых кадров в политические институты государства и международных организаций, но также появлением и активным развитием целого ряда молодежных общественно-политических организаций.
В свою очередь, сложный и динамично развивающийся характер субъекта молодежной политики определяет и разнообразие форм и направлений деятельности международных молодежных организаций, как основного инструмента ее реализации. В качестве основной задачи деятельности молодежных организаций, «обладающих достаточными ресурсами и эффективными механизмами реализации молодежной политики на внутристра-новом и межстрановом уровнях, выступает создание необходимых условий для самореализации молодежи в современном мире».
На сегодняшний день молодежные организации охватывают в своей деятельности практически все сферы развития и функционирования современных международных отношений. Более того, наблюдается тенденция к универсализации характера современных молодежных организаций, превращающихся в акторов мировой политики со сложной и комплексной структурой.
Однако статус молодежных организаций как акторов мировой политики сформировался лишь во второй половине XX в. Тем не менее в историческом ракурсе молодежные организации имеют достаточно богатую историю. С середины XIX в. в странах Европы и США стали возникать молодежные конфессиональные организации или союзы. В качестве примера можно привести Всемирный альянс молодых христиан, созданный в Париже в 1894 г., Всемирную федерацию студентов-христи-ан (1895 г., Швеция). Впоследствии стали активно развиваться трудовые молодежные союзы:
- «Молодая гвардия» (1886 г., Бельгия);
- Социалистический интернационал молодежи (СИМ, 1907 г., Германия);
- Коммунистический интернационал молодежи (1919 г., Германия).
После Второй мировой войны впервые стали активно развиваться международные молодежные организации. В 1945-1946 гг. были созданы Всемирная федерация демократической молодежи (Лондон) и Международный союз студентов (Прага). Однако следует подчеркнуть, что на ранних этапах своего становления международные молодежные организации были сильно подвержены влиянию как мировых, так и внутригосударственных политических процессов. Это объясняет тот факт, что в годы холодной войны наблюдалось явно выраженное противоборство между молодежью Запада и Востока.
В период окончания холодной войны, на рубеже 1980-1990-х гг., под влиянием процессов
демократизации и гласности в особенности, в странах социалистического лагеря, стало появляться множество общественных молодежных организаций, динамичное сотрудничество которых привело к оформлению данных организаций как существенной общественно-политической силы и как акторов мировой политики. На современном этапе развития (XXI в.) отличительной чертой многих молодежных организаций, выступающих в качестве акторов мировой политики, является их принадлежность, а во многом и зависимость от крупных международных организаций. Молодежные организации выступают либо под эгидой, либо в качестве составной части политического механизма международных организаций, являясь инструментом, защищающим интересы этих организаций на мировой арене.
Молодежные организации превращаются в новых акторов международных отношений с достаточным потенциалом для дальнейшего укрепления своих позиций на мировой арене, однако со склонностью к зависимости от иных крупных политических и экономических сил. Во многих государствах молодежная политика воспринимается как важный институт политического механизма, а молодежные организации в свою очередь выступают как ключевой инструмент реализации этой политики, отвечающей национальным интересам государства. Данная логика объясняет повышенное внимание политической элиты к молодежным организациям, а также наличие различных подходов и стратегий развития взаимодействия между государством и молодежными объединениями.
В настоящее время существуют различные подходы к разработке и реализации молодежной политики в Европейском союзе, США, Китае, Турции, государствах Ближнего Востока, Латинской Америки. Основным критерием, определяющим различие этих подходов, является степень вмешательства государства в молодежную политику. С одной стороны, это жесткое регламентирование государством деятельности молодежных организаций, с другой - ограничение роли государства в процессе развития молодежной политики как активной общественно-политической силы. Так, основа взаимодействия североамериканских молодежных организаций с государством построена на принципе минимизации вмешательства органов власти в процесс реализации молодежной политики. Ключевая роль здесь отводится коммерческим и общественным, благотворительным, частным организациям, чьи финансовые возможности помогают в реализации программ и проектов в рамках развития молодежной политики. Внимание уделяется и развитию студенческого самоуправления, цель которого заключается в создании оптимальной среды для формирования как личностных, так и профессиональных качеств.
Европейский подход подразумевает четкую ответственность государства за процесс интеграции молодежи в общество, повышении их конкурентоспособности на рынке труда, основанный на обеспечении правовой и социальной
поддержки развитию молодежных организаций, как «платформ в жизнь» для молодых людей. Особое внимание уделяется обеспечению трудоустройства молодежи, борьбе с безработицей и развитию молодежных бизнес проектов. В качестве правовой поддержки выступает целый свод нормативных документов, принятых в Европейском союзе и Совете Европы. Например, в ЕС: Белая книга «Новые стимулы для молодежи Европы», Европейское соглашение в сфере молодежной политики. В Совете Европы: Европейская хартия участия молодежи в муниципальной и региональной жизни, План действий Совета Европы в отношении будущего молодежной политики на период до 2020 г.1. Нормативноправовая база регламентирует деятельность системы институтов, регламентирующих функционирование европейской молодежной политики. Так, в Совете Европы это Директорат по делам молодежи и спорта, Объединенный совет по вопросам молодежи, Европейский руководящий комитет по делам молодежи, Европейский молодежный фонд и т.д.
Особенностью китайского подхода во взаимодействии молодежных организаций и государства является жесткая регламентация государством реализации молодежной политики на принципах и идеалах Коммунистической партии КНР. В основе деятельности молодежных организаций Китая лежат принципы трудовой этики, а главной задачей является вовлечение молодежи в активную экономико-трудовую деятельность.
Турецкий подход был выбран потому, что является ярким примером диверсифицированного подхода к развитию взаимодействия между молодежными организациями и государством. Суть данного подхода заключается в создании разветвленной системы государственных институтов, отвечающих за реализацию молодежной политики. Так, в Турции существуют 14 отраслевых министерств и ведомств, в чью компетенцию входят вопросы молодежной политики. Помимо государственных институтов, помощь в организации деятельности молодежных организаций оказывают информационные центры, консультативные бюро и юридические агентства.
В арабских странах Ближнего Востока молодежная политика выступает в качестве одной из ключевых общественно-политических сил. Это связано с демографической, политической, экономической, социальной обстановкой в регионе. Молодежные организации являются важнейшим инструментом борьбы политической и религиозной элиты, которая зачастую разделена на несколько противоборствующих групп, в вопросах продвижения своих интересов и идеалов как на национальном, так и на региональном и международном уровнях.
Латинская модель развития отношений между молодежными организациями и государственными институтами подразумевает комплексный подход к развитию взаимодействия между государством
и молодежными объединениями. Особенностью данной модели является тот факт, что в странах Латинской Америки молодежь действует в качестве главной силы, выступающей за развитие демократии и либерализации принципов политической власти, часто идя на прямую конфронтацию с действующей властью. Это связано, в первую очередь, со спецификой существующих политических систем данных стран, особенностями государственного устройства. Данная модель может породить серьезные противоречия между молодежными организациями и политическими элитами, выражающиеся в столкновениях и уличных демонстрациях.
Российский опыт взаимодействия власти и молодежных организаций предполагает, с одной стороны, политическую поддержку наиболее крупным и влиятельным молодежным организациям, с другой- не препятствует появлению молодежных организаций разного толка и направленности, не противоречащим моральным и культурным ценностям нашего общества. Это, в свою очередь, привело к появлению комплекса молодежных организаций на национальном и региональном уровнях, имеющих разнонаправленный и мультикультуральный характер2.
Однако молодежные организации на современном этапе своего развития взаимодействуют не только с государственными институтами. Рассмотренные государственные подходы к реализации молодежной политики подразумевают минимум четыре основные группы негосударственных акторов, с которыми взаимодействуют молодежные организации:
- во-первых, это неправительственные международные организации, которые содействуют развитию молодежной политики и защите интересов молодежи по различным аспектам, а также выступают в качестве спонсора ряда молодежных организаций. Более того, представительство молодых людей в таких организациях, как правило, довольно значительно;
- во-вторых, это общественные организации, которые как на государственном, так и на международном уровнях выступают в поддержку тех или иных молодежных организаций. Как правило, общественные организации выступают в поддержку молодежной политики с целью использования ее потенциала и ресурсов для достижения своих интересов и целей, поскольку их финансовая база не всегда позволяет им напрямую лоббировать свои интересы в политической сфере;
- в-третьих, это крупные транснациональные корпорации, особенно те, чья продукция ориентирована на сферу высоких технологий и инноваций, например Apple, Microsoft, Samsung, Nokia и т.д., которые на современном этапе развития международных экономических отношений используют молодежные организации в процессе продвижения своих товаров на рынке, путем проведения пиар-кампаний и создания молодежных исследовательских групп;
- в-четвертых, это образовательные центры и учреждения. В условиях развития международных интеграционных образовательных процессов, например Болонского процесса, вузы заинтересованы в помощи от молодежных организаций для повышения эффективности внедрения новых образовательных стандартов и программ в молодежную среду. В качестве таких образовательных программ следует выделить Erasmus Mundu» и Tempus. Так, например, в рамках программы Erasmus Mundus студенты, имеющие диплом о высшем образовании государственного образца, могут подать заявку на дальнейшее обучение в Европе и получение степени магистра европейских университетов.
В настоящее время существуют три консорциума российских и европейских вузов в рамках Erasmus Mundus Partnership. Первый возглавляет Университет Гогенгейма (Германия) и включает в себя около 15 российских вузов из разных регионов страны. Второй консорциум также возглавляет немецкий вуз - Университет Дрездена. В данный консорциум входят также примерно 15 российских вузов. В третий консорциум входят около 10 российских вузов, возглавляет его Университет Турку (Финляндия). Еще одной успешной европейской образовательной программой является программа Tempus. Она также направлена на налаживание более тесного сотрудничества не только на межгосударственном уровне, но и на уровне молодежных студенческих структур3. Главной целью данной программы является стимулирование так называемой академической мобильности студентов. Это подразумевает модернизацию и гармонизацию программ университетов-партнеров для того, чтобы студенты могли мобильно и с меньшими трудностями принимать участие в той или иной образовательной программе.
Рассмотренные связи молодежных организаций как с государственными, так и негосударственными акторами международных отношений формируют ряд преимуществ развития молодежной политики в современных условиях. К ним можно отнести разносторонний характер деятельности молодежных организаций, способность защищать интересы молодежи на государственном и на международном уровне, возможность для последующего карьерного роста молодых людей. Как современные акторы мировой политики, молодежные организации занимают удобную позицию в международных отношениях, поскольку, имея достаточно разносторонний и либеральный характер деятельности, могут сотрудничать с различными акторами, продвигать свои интересы и позиции.
Однако, несмотря на ряд вышеперечисленных преимуществ, молодежные организации сталкиваются в своей деятельности с рядом проблем и противоречий, вызываемых как объективными, так и субъективными причинами. Укрепление позиций молодежных организаций как современных акторов мировой политики ведет к смене стратегии развития, трансформации их институциональной структуры, эволюции нормативно-правовой базы,
появлению новых перспективных направлений деятельности. Молодежные организации превращаются в сложные структуры, с несколькими уровнями управления, с наличием региональных или национальных представительств или отделений, с четко определенными целями и задачами развития, с серьезной поддержкой иных акторов мировой политики, то есть суверенных государств, международных организаций, транснациональных корпораций и т.д. Молодежная политика становится неотъемлемой частью политического механизма современного государства или интеграционного объединения, поскольку обладает достаточным ресурсами для того, чтобы отстаивать интересы молодежи, важнейшего элемента современного общества, как на национальном, так и на международном уровне.
В этих условиях молодежные организации испытывают всестороннее и постоянное влияние со стороны правящей элиты, различных правительственных и неправительственных организаций, бизнес-сообществ, общества в целом. Многие молодежные организации оказываются не готовыми к такому воздействию и входят в стадию кризиса и стагнации. Помимо внешнего влияния, молодежные организации испытывают и ряд внутренних противоречий. Изменения характера деятельности молодежных организаций, превращение их в акторов мировой политики повышают ответственность их руководителей за принимаемые решения и требуют от них психологической устойчивости в процессе принятия политических решений, опыта в управленческой деятельности. Поскольку в большинстве случаев руководителями таких организаций являются молодые люди, они зачастую не всегда справляются со своими обязанностями, что, в свою очередь, нарушает целостность структуры молодежных объединений. Амбициозность молодых руководителей часто мешает им в полной мере объективно оценивать политическую обстановку, чем умело пользуются иные акторы мировой политики, используя молодежные организации, как инструмент для продвижения своих целей и интересов. Проблема, связанная с характером кадрового состава молодежных организаций является одной из актуальных проблем их развития на современном этапе.
Не менее важной проблемой функционирования деятельности молодежных организаций является вопрос финансирования. Нельзя сказать, что молодежные организации имеют слабую экономическую основу, проблема заключается в усилении их зависимости от источников финансирования. С помощью капитала крупные акторы лоббируют свои интересы в молодежных организациях, поэтому говорить о независимом и объективном характере молодежной политики иногда просто невозможно. Вопрос финансирования логично связан с общей проблемой зависимости. Как уже отмечалось ранее, помимо экономической зависимости, молодежные организации часто попадают под
влияние политических сил как правящей элиты, так и оппозиционных групп. Несмотря на то что молодежные организации на современном этапе стали полноправными акторами мировой политики, говорить об объективности принимаемых ими решений преждевременно.
Тем не менее существующие проблемы и противоречия не являются ключевыми аспектами, влияющими на развитие молодежных организаций как акторов мировой политики. Более того, существующая зависимость молодежных организаций от иных акторов мировой политики как в политическом, так и в экономическом плане позволяет им в полной мере оформляться в качестве современных игроков на мировой арене. Это объясняется тем, что, используя ресурсы иных акторов, международные организации получают возможность на современном этапе развивать свой собственный потенциал, что в долгосрочной перспективе может привести к оформлению молодежных организаций уже в полноценных и независимых акторов мировой политики.
На сегодняшний день существует ряд крупных международных молодежных организаций, которые уже сформировались как новый современный политический институт, имеющий наряду с серьезной политической и экономической внешней поддержкой собственный потенциал и стратегию для становления в качестве полноправного актора мировой политики. Среди них следует выделить:
- AIESEC - международная молодежная организация, объединяющая активную молодежь из 107 стран мира;
- SlFE - международная молодежная организация, которая объединяет студентов из 1500 университетов более чем из 40 стран мира;
- Youth For Understanding - крупнейшая международная общественная организация по обмену школьников и студентов;
- Junior Chamber International - Международная молодежная палата, социально-ответственная организация, деятельность которой направлена на формирование лидерских взглядов у молодых людей. Международная молодежная палата объединяет 132 страны мира и представительствует
------------ Ключевые слова -------------------
Молодежная политика, молодежные организации, студенческие объединения, мировая политика, общественно-политические силы, транснациональные корпорации.
от имени более чем 8 тысяч молодежных организаций;
- Европейская ассоциация студентов права (ELSA) - объединяет студентов-правников и молодых юристов;
- Международное молодежное правозащитное движение;
- Всемирная федерация демократической молодежи - международная молодежная организация, выступающая в защиту политических, социальных и экономических прав и интересов молодежи4.
Вышеперечисленные организации представляют лишь малую часть существующих на сегодняшний день молодежных организаций, имеющих международный характер. В настоящее время молодежные организации функционируют как на глобальном, региональном, так и на национальном уровнях. Современные международные организации в своем большинстве имеют комплексный характер и охватывают многие сферы развития международных отношений. Несмотря на существующую сегодня как политическую, так и экономическую зависимость молодежных организаций от государств, международных правительственных и неправительственных организаций, транснациональных корпораций, можно утверждать, что молодежные объединения превращаются в независимых акторов мировой политики. В долгосрочной перспективе они займут свою нишу в системе современных международных отношений.
Vovenda A.V. Youth organizations and their role in the world politics.
Summary: This paper introduces the characteristics of youth organizations as contemporary actors of the world politics, identified their key features and specific activities, the main issues and conflicts which are involved in their operation processes, and the key perspectives of their development. The paper analyzed the specifics of cooperation between youth organizations and other actors of the world politics, and also the influence of the political and financial elites on the youth policy in general. Also considered the largest and the most dynamic recent youth organizations.
------------ Keywords ------------
Youth politics, youth organizations, students associations, world politics, social and political forces, multinational corporations.
Примечания
1. Перфильева О.В. Программа Европейского сообщества «Молодежь» как инструмент реализации политики социальной сплоченности регионов // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2007. № 5 (13). С. 17-33. Соколов А.В. Современные институты молодежной политики в Европе: история становления и развития // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2009. № 1 (23). С.84 - 99.
2. Международное молодежное сотрудничество / Национальный Совет молодежных и детских объединений России; Федеральное агентство по образованию. М., 2007.
3. Официальный сайт «Национального офиса «Tempus» в Россйской Федерации» [электронный ресурс] // URL: http://www.tempus-russia.ru/ (дата обращения: 08.11.2012).
4. Международные молодежные и студенческие организации [электронный ресурс] // URL: http://1-rs.com/sites/category/13167 http://iori.hse.ru/publications/herald/material/1_09/Youth_Policy.pdf (дата обращения: 08.11.2012) .