Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНОЙ НАУКИ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИЙ И РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА'

РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНОЙ НАУКИ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИЙ И РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОЛОДОЙ УЧЕНЫЙ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / МОЛОДЕЖНАЯ НАУКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мальцева И.Ф., Смоленцев В.М., Довтаев С-А.Ш.

Социально-экономическое развитие страны напрямую зависит от прогресса и инноваций, возможности оказывать влияние на международные рынки. В таких условиях особое значение приобретает борьба за лучшие умы и талантливую молодежь. Понимание важности развития молодежной науки привело к принятию ряда федеральных и региональных нормативных актов, направленных на вовлечение молодежи в научную сферу. В статье рассматриваются законодательные особенности понятия «молодой учёный», анализируются препятствия, сдерживающие вовлечение молодежи в исследовательскую и научную деятельность, приводятся рекомендации по совершенствованию платформ, направленных на информирование учёных о возможностях саморазвития, конкурсах и грантах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF YOUTH SCIENCE AS A BASIS FOR INNOVATION AND GROWTH OF LABOR PRODUCTIVITY

The socio-economic development of the country directly depends on progress and innovation, the ability to influence international markets. Under such conditions, the struggle for the best minds and talented youth is of particular importance. Understanding the importance of developing youth science led to the adoption of a number of federal and regional regulations aimed at involving young people in the scientific field. The article discusses the legislative features of the concept of "young scientist", analyzes the obstacles that hinder the involvement of young people in research and scientific activities, provides recommendations for improving platforms aimed at informing scientists about the possibilities of self-development, competitions and grants.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНОЙ НАУКИ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИЙ И РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА»

7. Аблязов Т. Х., Александрова Е. Б. [Электронный ресурс]: Риски реализации инвестиционно-строительных проектов в условиях формирования цифровой экономики. Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2018. - Т. 8. - № 10A. - С. 305-315.

8. Галимзянов, М. Д. Методики анализа стейкхолдеров проекта / М. Д. Галимзянов. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 35 (273). - С. 35-37. - URL: https://moluch.ru/archive/273/62188/ (дата обращения: 14.04.2021).

9. Дробина, Л. Ю. [Электронный ресурс]: Риски низкого качества информационной базы нулевого цикла при реализации инвестиционно-строительных проектов / Л. Ю. Дробина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - N° 1-3. -С. 98-101. - Режим доступа: ht^ps://cyberleninka.ru/article/n/riski-nizkogo-kachestva-informatsionnoy-bazy-nulevogo-tsikla-pri-realizatsii-investitsionno-stroitelnyh-proektov/viewer.

10. Зильберштейн О.Б, Невструев К.В., Семенюк Д.Д, Шкляр Т.Л, Юрковский А.В. [Электронный ресурс]: Анализ стейкхолдеров на примере российских предприятий // Вестник евразийской науки. - 2016. - №3 (34). -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/ n/analiz-steykholderov-na-primere-rossiyskih-predpriyatiy.

11. Крестьянинов, А.Н. Управление проектами [Текст]: учебное пособие / А.Н. Крестьянинов, Ю.Н. Жулькова; Нижегор. гос. архи-тектур.-строит. ун-т. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2017. - 89 с. ISBN 978-5-528-00221-7.

12. Кузина, О. В. Управление рисками инвестиционно-строительного проекта / О. В. Кузина, А. С. Шалаевская // Современные проблемы управления проектами в инвестициионно-строительной сфере и природопользовании: материалы VIII Международной научно-практической конференции кафедры управления проектами и программами, Москва, 11-15 апреля 2018 года. - Москва: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2018. - С. 26-31.

13. Лола И.С., Остапкович Г.В., Лукашина Ж.Е. [Электронный ресурс]: Деловой климат в строительстве в IV квартале 2020 года. НИУ ВШЭ. - Москва, 2020. - С. 11. - Режим доступа: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/ directZ447046487.pdf.

14. Матусевич, А. П. Инвестиции в строительство и тенденции развития рынка офисной недвижимости / А. П. Матусевич // Известия Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова. - 2020. - № 2(54). - С. 191-199.

15. Омарова К.Т. [Электронный ресурс]: Общая характеристика механизма правового регулирования девелопмента в Российской Федерации // Государственная служба и кадры. - 2019. - №3. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/obschaya-harakteristika-mehanizma-pravovogo-regulirovaniya-developmenta-v-rossiyskoy-federatsii.

16. Якунина Е., Жундриков А., Яковлевская А., Галактионова А. [Электронный ресурс]: Аналитический обзор. Инвестиции в инфраструктуру. Строительство. - Москва, 2020. - Режим доступа: https://rosinfra.ru/digest/documents/one/ investicii-v-infrastrukturu-stroitelstvo-2020.

17. Мебадури, З. А. Характеристика рисков в строительстве / З. А. Мебадури, Е. В. Луничкина // Аллея науки. - 2018. - Т. 8. - № 5(21). - С. 767-771.

EDN: QMYLSI

И.Ф. Мальцева - к.э.н., доцент, председатель совета молодых учёных и специалистов Курской области, начальник управления по молодежной политике и воспитательной деятельности, Курская государственная сельскохозяйственная академия, Курск, Россия, irina-fedorovna@inbox.ru,

I.F. Maltseva - candidate of economic sciences, associate professor, chairman of the council of young scientists and specialists of the Kursk region, head of the department for youth policy and educational activities, Kursk state agricultural academy, Kursk, Russia;

В.М. Смоленцев - к.э.н., доцент кафедры высшей математики, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, smolencev.v@kubsau.ru,

V.M. Smolentsev - candidate of economic sciences, associate professor of the department of higher mathematics, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

С-А.Ш. Довтаев - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», Институт экономики и финансов, Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова, Грозный, Россия,

S-A.Sh. Dovtaev - candidate of economic sciences, associate professor of the department of economics and economic security of industries and enterprises, Institute of economics and finance, Chechen state university named after A.A. Kadyrov, Grozny, Russia.

РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНОЙ НАУКИ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИЙ И РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА DEVELOPMENT OF YOUTH SCIENCE AS A BASIS FOR INNOVATION AND GROWTH OF LABOR PRODUCTIVITY

Аннотация. Социально-экономическое развитие страны напрямую зависит от прогресса и инноваций, возможности оказывать влияние на международные рынки. В таких условиях особое значение приобретает борьба за лучшие умы и талантливую молодежь. Понимание важности развития молодежной науки привело к принятию ряда федеральных и региональных нормативных актов, направленных на вовлечение молодежи в научную сферу. В статье рассматриваются законодательные особенности понятия «молодой учёный», анализируются препятствия, сдерживающие вовлечение молодежи в исследовательскую и научную деятельность, приводятся рекомендации по совершенствованию платформ, направленных на информирование учёных о возможностях саморазвития, конкурсах и грантах.

Abstract. The socio-economic development of the country directly depends on progress and innovation, the ability to influence international markets. Under such conditions, the struggle for the best minds and talented youth is of particular importance. Understanding the importance of developing youth science led to the adoption of a number of federal and regional regulations aimed at involving young people in the scientific field. The article discusses the legislative features of the concept of "young scientist", analyzes the obstacles that hinder the involvement of young people in research and scientific activities, provides recommendations for improving platforms aimed at informing scientists about the possibilities of self-development, competitions and grants. Ключевые слова: молодой ученый, производительность труда, молодежная наука. Keywords: young scientist, labor productivity, youth science.

Благодарности: автор выражает благодарность Комитету молодежной политики Курской области за содействие в проведении мониторинга, а также образовательным учреждениям города Курска, которые предоставили данные, приведенные в исследовании.

Acknowledgments: The author expresses gratitude to the Youth Policy Committee of the Kursk region for assistance in monitoring, as well as to the educational institutions of the city of Kursk, which provided the data provided in the study.

Развитие экономики напрямую зависит от прогресса, производительности труда и инноваций. Системная работа по импортозамещению, обеспечению национальной технологической и продовольственной безопасности привела к пониманию важности работы в сфере молодежной науки.

Указом Президента 2022 г. утверждено десятилетие науки и технологий, особое внимание при этом уделяется развитию молодежной науки на региональном и федеральном уровне. При этом средний возраст учёных России составляет: докторов наук - 64 года, кандидатов наук - 51, учёных без степени - 43 [3,10].

В России нет чёткого определения понятия и закрепления правового статуса молодого учёного как в федеральном, так и в региональном законодательстве. Это отметил еще в 2021 г. Валерий Фальков на встрече с Президентом России Владимиром Путиным. От подчеркнул, что на уровне подзаконных актов существуют разные трактовки, «и это не позволяет сфокусировать меры государственной поддержки» [6].

В настоящее время на рассмотрении находится законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части государственной поддержки молодых ученых [4], согласно которому «Молодым ученым является профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью гражданин в возрасте до 35 лет включительно». На данный момент он еще не вступил в силу и правовой статус так и не закреплен. В связи с этим представляется целесообразным включить в статью 2 ФЗ о молодежной политике понятие «Молодой ученый». Помимо этого, стоит отнести, что до внесения изменений в нормативные акты по молодежной политике возраст молодежи был - до 30 лет, при этом возраст кандидата наук - до 35 лет, а доктора - до 40 лет. В связи с вступившими изменениями предлагается возраст молодого ученого также сдвинуть на 5 лет. Такие предложения не новы, в частности, уже были озвучены Профсоюзом работников Российской академии наук (РАН), который предлагал еще в прошлом году закрепить понятие молодой ученый за всеми исследователями в возрасте до 40 лет [8].

Также это обусловлено тем, что доля молодежи в трудоспособном возрасте сокращается, поэтому и показатели по привлечению молодых ученых, удельной их доли в общей численности (которые есть, например, в НИИ, в вузах) отметить оказаться невыполнимыми из-за демографических тенденций.

Например, согласно проекту Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, подготовленному Правительством РФ 01 марта 2021 года «Важнейшим фактором развития на ближайшие 10 лет станут демографические вызовы.... Сокращение в долгосрочной перспективе населения в трудоспособном возрасте - в результате объективных демографических трендов, создает новые требования к рынку труда.» [7].

Для оценки текущего состояния молодежной науки Советом молодых ученых и специалистов Курской области был инициирован мониторинг образовательных учреждений области. Результаты мониторинга свидетельствуют о том, что в учреждениях среднего профессионального образования доля молодых ученых в общей численности ППС составляет от 15 % до 31 %, при этом только один их них имеет ученую степень (рисунок 1).

Рисунок 1 - Удельный вес молодых ученых в организациях СПО

В учреждениях высшего образования доля молодых ученых в общей численности ППС составляет от 6 % до 54 %, при этом удельный вес молодых исследователей, имеющих ученую степень, колеблется от 0 до 30 % (рисунок 2).

Статистика по результатам мониторинга на 01.01.2022

ВУЗы

удельный вес молодых ученых (до 35 лет) в общей численности ППС

6 % 54 % количество молодых кандидатов и докторов наук в общей численности кандидатов и докторов наук ___0 % | | 30 %_

Рисунок 2 - Удельный вес молодых ученых в ВУЗах

Для дальнейшего анализа выборка ВУЗов была разделена на две части: ВУЗы с численностью ППС до 100 человек и ВУЗы с численностью ППС более 100 человек.

Статистика по результатам мониторинга на 01.01.2022

ВУЗы с численностью ППС до 100 человек:

удельный вес молодых ученых (до 35 лет) в общей численности ППС

6 % 8 % количество молодых кандидатов и докторов наук в общей численности кандидатов и докторов наук ___0 % | | 5 %_

Рисунок 3 - Удельный вес молодых ученых в ВУЗах с численностью ППС до 100 человек

На рисунке 3 видно, что для небольших ВУЗов удельный вес молодых ученых до 35 лет в общей численности ППС составляет от 6 до 8 %, при этом удельный вес молодых кандидатов и докторов наук в общей численности кандидатов составляет от 0 до 5 %.

В более крупных вузах (с численностью ППС более 100 человек) удельный вес молодых учёных в общей численности ППС колеблется от 12 % до 54 %, а удельный вес молодых кандидатов и докторов наук в общей численности кандидатов и докторов наук составляет от 8 % до 30 %.

Стоит отметить, что в регионе один ВУЗ является безусловным лидером по вовлечению молодежи и его показатели в 2 раза превышают показатели остальных ВУЗов. Результаты без учета показателей этого ВУЗа представлены на рисунке 4.

Статистика по результатам мониторинга на 01.01.2022

ВУЗы с численностью ППС более 100 человек:

удельный вес молодых ученых (до 35 лет) в общей численности ППС

12 % 26 % количество молодых кандидатов и докторов наук в общей численности кандидатов и докторов наук ___8 % | | 11 %_

* Без учета показателей ВУЗа-лидера по вовлечению молодежи в науку

Рисунок 4 - Удельный вес молодых ученых в ВУЗах с численностью ППС более 100 человек

Результаты исследования не являются всеобъемлющими для Курской области, поскольку часть учреждений не предоставила данные. Тем не менее они дают понимание, что численность молодых исследователей в небольших вузах крайне мала, недостаточное количество остепененных учёных в организациях среднего профессионального образования. При этом существующие демографические тенденции делают привлечение молодых исследователей в научную сферу нетривиальной задачей, требующей преодоления следующих проблем: отсутствие правового закрепления статуса молодого ученого, дающего право на получение ряда социальных гарантий; низкий (по сравнению с реальным сектором экономики) уровень оплаты труда; низкий престиж занятия научной деятельностью (в молодежной среде) и т.д.

Осложняется вовлечение молодежи в научную деятельность во время обучения трудностями с их трудоустройством.

В соответствии с ФЗ «О молодежной политике в РФ» ст.2 п.5 «специалист по работе с молодежью -это гражданин РФ, имеющий соответствующую профессиональную квалификацию, осуществляющий трудовую деятельность в инфраструктуре молодежной политики».

Согласно Профессиональному стандарту «Специалист по работе с молодежью» [9] установлены следующие требования к образованию: Среднее профессиональное образование соответствующего профиля или Высшее образование профильное или с учетом профессиональной переподготовки.

Многие талантливые студенты во время учебы изъявляют желание трудиться в родном вузе в качестве специалистов по работе с молодежью. К сожалению, в соответствии с квалификационными требованиями на эту должность претендовать студенты не могут, хотя в п.6 ст. 5 одним из шести принципов молодежной политики отмечено обязательность участия молодежи «в формировании и реализации молодежной политики». Вероятно, это должно относится и к вузам тоже. Прошу рассмотреть возможность внесения изменения в части квалификационных требований. В частности, можно отметить условия, при которых студент без высшего образования может работать специалистом по работе с молодежью, но до 0,25 или 0,5 ставки, чтобы это не мешало учебной деятельности.

При этом важно внимательно относится к тем, кто воспитывает молодежь, поэтому внесение дополнительных требований (например, достижения на региональном/федеральном уровне такие, как ведомственные награды Комитета молодежной политики) могут служить подтверждением активной и позитивной гражданской позиции, и такие люди могут и должны будучи студентами помогать находить действенные механизмы взаимодействия с молодежью и новые подходы [1].

Третья проблема развития научной деятельности в молодежной среде - отсутствие единой точки входа в науку, доступа по системе «Одного окна». Сегодня реализуется много программ поддержки в сфере науки и образования, социального проектирования. Избыток информации осложняет выбор, который делает участник при определении/, формировании, реализации своих инициатив и проектов [2,5]. Большое количество программ - это большой выбор, который не всегда просто сделать.

Информирование о возможностях саморазвития и самореализации - важная составляющая успеха Десятилетия науки и технологий. Чем проще и доступнее будет размещена информация, тем проще будет выбор и тем эффективнее будут работать программы поддержки. В настоящее время создано множество платформ и сайтов, публикующих основные научные конкурсы и гранты. Одной из таких платформ является платформа LEADER-ID.

В разделе «Навигатор» на платформе имеются следующие подразделы:

- антикризисные меры поддержки (актуальные меры поддержки и новости для бизнеса в связи текущей кризисной ситуацией в РФ);

- развитие и упаковка (сервисы, которые помогут превратить вашу идею в коммерчески успешный продукт);

- поиск партнеров и единомышленников (сервисы по поиску нужных специалистов, тематические группы и чаты);

- инструменты и ресурсы для исследований и разработки (сервисы помогут вашему стартапу провести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР));

- образование (образовательные проекты, курсы и полезные материалы о технологиях);

- комплексная поддержка технологических предпринимателей (Финансовая, консультационная и экспертная поддержка, особые условия по аренде помещений, возможность пользоваться оборудованием и инфраструктурой технопарков);

- полезные материалы НТИ (материалы, которые помогут точнее раскрыть суть Национальной технологической инициативы).

Таким образом, на платформе представлены сервисы только для команд технических специальностей. Человек, который занимается гуманитарными науками, также должен иметь возможность поддержки его проектов и инициатив в рамках НТИ. В экосистеме НТИ большая работа в этой области ведется командой Клубов мышления, но инструментов поддержки данного направления в разделе не представлено. Тем не менее, сегодня существует объективная необходимость не только технической разработки стартапов, но и работы над смыслами в новой реальности, созданием теоретической базы исследований.

В настоящее время на платформе LEADER-ID представлены мероприятия и акселерационные программы Платформы НТИ, Сколково, АСИ, Университета 20.35, Сбера (частично).

Помимо перечисленных существуют также традиционные федеральные и региональные конкурсы и инструменты поддержки для ученых и исследователей, которые в настоящее время на платформе не представлены:

1. Федеральные:

- конкурсы РНФ;

- программы поддержки Благотворительного фонда Владимира Потанина;

- конкурсы на соискание премий и стипендий Президента и Правительства РФ;

- программы Фонда содействия инновациям;

- программы Фонда поддержки молодых ученых имени Геннадия Комиссарова;

- др.

2. Региональные конкурсы и программы поддержки являются специфичными для каждого конкретного

региона.

Помимо конкурсов, напрямую связанных с тематикой НТИ существуют также конкурсы, способствующие развитию кадрового потенциала и оказывающие воздействие на социальную составляющую:

- конкурсы платформы Добро.ру;

- проекты Росмолодежи;

- проект Лидеры России;

- конкурсы Фонда культурных инициатив;

- программы Фонда Президентских грантов;

- др.

Такое многообразие, размещенное на разных платформах, затрудняет выбор релевантных для участника конкурсов и снижает количество вовлеченных в них людей. С целью решения данной проблемы предлагается расширить вкладку конкурсы на платформе LEADER-ID вышеперечисленными конкурсами и установить фильтры поиска. Среди наиболее предпочтительных фильтров можно выделить следующие:

1) учитывающие данные пользователя, которые введены в анкете при регистрации. Например, для участника в возрасте 42 года не имеет смысл отображать конкурсы для молодежи до 35 лет;

2) по периоду подачи заявки. Пользователь устанавливает временные рамки (текущий месяц, следующий месяц, заданный период), и отображаются актуальные в этот период конкурсы;

3) по направлению. Например, все конкурсы можно объединить в 4 группы: наука (в сфере технических наук; в сфере гуманитарных наук), добровольчество, социальные проекты, предпринимательство;

4) по уровню: федеральные, региональные;

5) по характеру поддержки: финансовые; нефинансовые;

6) по участникам. Например, молодежь и молодые ученые; преподаватели вузов и работники НИИ; специалисты; частные компании; государственные организации; НКО; вузы.

При заполнении регистрационной формы установленные фильтры уберут из перечня не подходящие для потенциального конкурсанта и оставят те, в которых он может принять участие. Такая организация платформы позволит решить следующие задачи:

- будет единая платформа, обобщающая главные федеральные и региональные инструменты поддержки;

- расширится число пользователей системы;

- будет обеспечен быстрый доступ участникам к качественной информации;

- появится делительный источник сбора цифрового следа пользователя, что позволит предлагать мероприятия платформы, наиболее соответствующие интересам каждого.

Все это будет содействовать развитию платформы и создаст эффективный инструмент выстраивания индивидуальной траектории развития.

Совершенствование законодательной и информационной основы взаимодействия с молодыми учеными создают основу для разработки мероприятий по повышению престижа занятия научной и исследовательской деятельностью в молодежной среде, способствуют проработке мер поддержки молодых.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источники:

1. Алпеева, Е.А. Проблемы подготовки современного специалиста в условиях перехода на новый технологический уклад / Е.А. Алпеева, И.Ф. Мальцева, А.М. Ткач // Современный молодежный рынок труда: тренды, вызовы и перспективы развития: сборник научных статей Научно-практической конференции. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2021. -С. 15 - 20.

2. Золотухина, Ю.В. Выявление компетенций участников информационного взаимодействия в цифровой экономике / Ю.В. Золотухина, А.А. Ада-менко, О.А. Крыжановская // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития: сборник научных статей 11-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Курск, 2021. С. 223-229.

3. Наука России в 10 цифрах - Новости - Институт статистических исследований и экономики знаний - Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» URL: https://issek.hse.ru/news/442044357.html ?ysclid=lb5msjaz7586048827.

4. Нормативные правовые акты - Официальный сайт для размещения информации о подготовке нормативных правовых актов и результатах их обсуждения URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=115309.

5. Положенцева, Ю.С. Стратегические направления цифровой трансформации социально-экономических систем / Ю.С. Положенцева, О.Ю. Непочатых // Стратегия формирования экосистемы цифровой экономики: сборник научных статей 4-й международной научно-практической конференции. Курск, 2022. С. 184-187.

6. Правовой статус молодых учёных предлагают закрепить в законе - Парламентская газета URL: https://www.pnp.ru/social/pravovoy-status-molodykh-uchyonykh-predlagayut-zakrepit-v-zakone.html.

7. Проект единого плана по достижению национальных целей развития российской федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года URL:https://storage.strategy24.ru/files/news/202103/dc6fc463a6b2015d8c8435 f11dbe2667.pdf.

8. Профсоюз РАН предложил считать молодыми ученых до 40 лет - Наука - ТАСС URL: https://nauka.tass.ru/ nauka/11071949.

9. Профстандарт 03.015 Специалист по работе с молодежью Профессиональные стандарты 2022 URL: https://classinform.ru/profstandarty/ 03.015-spetcialist-po-rabote-s-molodezhiu.html.

10. Указ Президента РФ от 25 апреля 2022 г. № 231 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47771 (дата обращения: 05.05.2022).

11. Вагин, С. Г. Современные доминанты инновационно-технологического развития / С. Г. Вагин // Известия Института систем управления СГЭУ. - 2010. - № 1(1). - С. 154-160.

12. Горлова, Е. А. Реализация актуальных направлений молодежной политики на муниципальном уровне (на примере города Краснодара) / Е. А. Горлова // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 34(2). - С. 76-82.

13. Лантух, О. С. Наращивание молодежного цифрового потенциала как тренд развития экономики / О. С. Лантух, А. В. Родин // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 50(3). - С. 191-196.

EDN: XNZLME

С.В. Михайлов - к.э.н., региональный директор ООО «Завод Стройпром», Курск, Россия, msvik2010@mail.ru, S.V. Mikhailov - candidate of economic sciences, regional director ofZavod Stroyprom LLC, Kursk, Russia; А.В. Бабкин - ктн., д.э.н., научный руководитель НИЛ «Цифровая экономика промышленности», профессор Высшей экономической школы Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, заведующий НИЛ «Экономическая безопасность региона в цифровой экономике» Псковского государственного университета, гл. научн. сотрудник Института экономических проблем КНЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия, al-vas@mail.ru,

A.V. Babkin - candidate of technical sciences, doctor of economics, scientific director of the NIL "Digital economy of industry," professor of the Higher Economic School of St. Petersburg polytechnic university Peter the Great, head of the NIL "Economic Security of the Region in the Digital Economy" of Pskov state university, ch. Scientific. employee of Institute of economic problems of KNCRAS, Saint-Petersburg, Russia;

B.В. Михайлов - к.э.н., доцент Военной академии связи имени маршала Советского Союза С.М. Буденного, Санкт-Петербург, Россия, msvik2010@mail.ru,

V.V. Mikhailov - candidate of economic sciences, associate professor of the Military Academy of communications named after Marshal of the Soviet Union S.M. Budyonny, Saint-Petersburg, Russia.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСОБОРОНЗАКАЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ METHODOLOGICAL BASIS FOR THE FORMATION AND IMPLEMENTATION OF THE STATE DEFENSE

ORDER UNDER MODERN CONDITIONS

Аннотация. Авторы статьи излагают концептуальный подход к формированию и выполнению Гособоронзаказа в современных условиях. В ходе изложения используется методология военно-экономического анализа, позволяющая раскрыть сущность Гособоронзаказа и особенности его выполнения в боевых условиях. Концептуальный подход позволяет уточнить цели и задачи проводимых операций, представления о военно-экономическом процессе, о месте и роли в нем военной экономики как составной части национальной экономики и как науки о военно-экономических отношениях и законах, регулирующих эти отношения. Под влиянием военно-экономических потребностей меняются взгляды на стратегическое планирование боевых операций, их организацию, нацеленных на обеспечение успеха спецоперации при минимальных потерях личного состава, сохранении техники и вооружений.

Концептуальный подход предполагает анализ изменений в формировании материальной основы выполнения Гособо-ронзаказа, отражающего структурные сдвиги в отраслевой структуре промышленности, в деятельности предприятий ОПК, перестраивающих свои производственные программы на первоочередное удовлетворение военно-экономических потребностей. В поле зрения военной науки попадает стратегическое планирование, планирование по задачам, направленным на выполнение оборонных заказов, взаимодействие заказчиков и исполнителей, обеспечивающих первоочередное удовлетворение военно-экономических потребностей. Предметом анализа и объектами изучения становятся решения по военно-экономическим вопросам, которые принимаются совместно органами государственного и военного управления.

Abstract. The authors of the article present a conceptual approach to the formation and implementation of the State Defense Order in the context. In the course of the presentation, the methodology of military-economic analysis is used, which makes it possible to reveal the essence of the State Defense Order and the features of its implementation in combat conditions. The conceptual approach makes it possible to clarify the goals and objectives of ongoing operations, ideas about the military-economic process, the place and role of the military economy in it as an integral part of the national economy and as a science of military-economic relations and the laws governing these relations. Under the influence of military-economic needs, views are changing on the strategic planning of military operations, their organization, aimed at ensuring the success of a special operation with minimal losses of personnel, preserving equipment and weapons.

The conceptual approach involves an analysis of changes in the formation of the material basis for the implementation of the State Defense Order, which reflects structural shifts in the sectoral structure of industry, in the activities of defense industry enterprises that are restructuring their production programs to primarily satisfy military-economic needs. Military science focuses on strategic planning, planning for tasks aimed at fulfilling defense orders, interaction between customers and executors that ensure the priority satisfaction of military-economic needs. The subject of analysis and objects of study are decisions on military-economic issues, which are taken jointly by state and military authorities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.