Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ГУАП'

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ГУАП Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ВЗРОСЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Л.И., Канашева А.А., Агапова Е.Н.

в статье представлен опыт Санкт-Петербургского государственного университета авиационного приборостроения в создании условий для активизации у обучающихся периода взросления на основе деятельностного подхода. Для открытия нового пространства наращивания возможностей проявления себя, многократного увеличения освоенных умений и навыков был создан стратегический проект «GoUP - твой опыт». Это попытка переосмысления личностного, профессионального и карьерного развития молодежи за рамками учебного процесса на основе агрегации образовательного опыта ГУАП и социальных партнеров в таких областях профессионального развития, как: построение карьерной траектории, современные навыки и профессии будущего, рынки НТИ и индустрии будущего, социальное предпринимательство и новая культурная география Санкт-Петербурга. Деятельность в рамках обозначенных направлений позволяет включить целевые группы в интересные и полезные практики на регулярной основе, обеспечить развитие профессиональных и личностных компетенций, формировать конструкты «взрослого поведения»: самостоятельности, ответственности, волевых навыков, способности к рефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY-BASED APPROACH IN THE IMPLEMENTATION OF THE YOUTH POLICY OF THE SUAI

the article presents the experience of the St. Petersburg State University of Aviation Instrumentation in creating conditions for students to activate the growing up period on the basis of an activity-based approach. In order to open a new space for increasing the possibilities of self-expression, repeatedly increasing the mastered skills and abilities, the strategic project «GoUP - your experience» was created. This is an attempt to rethink the personal, professional and career development of young people beyond the educational process based on the aggregation of the educational experience of GUAP and social partners in such areas of professional development as: building a career trajectory, modern skills and professions of the future, STI markets and industries of the future, social entrepreneurship and the new cultural geography of St. Petersburg. Activities within the designated areas allow you to include target groups in interesting and useful practices on a regular basis, to ensure the development of professional and personal competencies, to form constructs of «adult behavior»: independence, responsibility, strong-willed skills, the ability to reflect.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ГУАП»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ГУАП

1 2 3

Николаева Л.И. , Канашева А.А. , Агапова Е.Н.

1Николаева Лариса Игоревна - начальник, управление по работе с молодежью и стратегическим коммуникациям;

2Канашева Анна Александровна - начальник, отдел социальной и воспитательной работы,

Государственный университет аэрокосмического приборостроения;

3Агапова Елена Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра управления образованием и кадрового менеджмента, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье представлен опыт Санкт-Петербургского государственного университета авиационного приборостроения в создании условий для активизации у обучающихся периода взросления на основе деятельностного подхода. Для открытия нового пространства наращивания возможностей проявления себя, многократного увеличения освоенных умений и навыков был создан стратегический проект «GoUP -твой опыт». Это попытка переосмысления личностного, профессионального и карьерного развития молодежи за рамками учебного процесса на основе агрегации образовательного опыта ГУАП и социальных партнеров в таких областях профессионального развития, как: построение карьерной траектории, современные навыки и профессии будущего, рынки НТИ и индустрии будущего, социальное предпринимательство и новая культурная география Санкт-Петербурга. Деятельность в рамках обозначенных направлений позволяет включить целевые группы в интересные и полезные практики на регулярной основе, обеспечить развитие профессиональных и личностных компетенций, формировать конструкты «взрослого поведения»: самостоятельности, ответственности, волевых навыков, способности к рефлексии.

Ключевые слова: деятельность, деятельностный подход, взросление, профессиональное развитие, самостоятельность, ответственность.

ACTIVITY-BASED APPROACH IN THE IMPLEMENTATION OF THE YOUTH POLICY OF THE SUAI

1 2 3

Nikolaeva L.I. , Kanasheva A.A. , Agapova E.N.

1Nikolaeva Larisa Igorevna - Head of Department, DEPARTMENT FOR YOUTH WORK AND STRATEGIC COMMUNICATIONS; 2Kanasheva Anna Aleksandrovna - Head of Department, DEPARTMENT OF SOCIAL AND EDUCATIONAL WORK, STATE UNIVERSITY OF AEROSPACE INSTRUMENTATION;

3Agapova Elena Nikolaevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF EDUCATION MANAGEMENT AND PERSONNEL MANAGEMENT, A.I. HERZEN STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, ST. PETERSBURG

Abstract: the article presents the experience of the St. Petersburg State University of Aviation Instrumentation in creating conditions for students to activate the growing up period on the basis of an activity-based approach. In order to open a new space for increasing the possibilities of self-expression, repeatedly increasing the mastered skills and abilities, the strategic project «GoUP - your experience» was created. This is an attempt to

rethink the personal, professional and career development of young people beyond the educational process based on the aggregation of the educational experience of GUAP and social partners in such areas of professional development as: building a career trajectory, modern skills and professions of the future, STI markets and industries of the future, social entrepreneurship and the new cultural geography of St. Petersburg. Activities within the designated areas allow you to include target groups in interesting and useful practices on a regular basis, to ensure the development ofprofessional and personal competencies, to form constructs of «adult behavior»: independence, responsibility, strong-willed skills, the ability to reflect.

Keywords: activity, activity approach, growing up, professional development, independence, responsibility.

УДК 37.1174

Студенческий возраст, классифицируется как поздняя юность, и завершает этап взросления и становления личности. С социально-психологической точки зрения от периода зрелого возраста, он отличается значительно. С одной стороны, в этот период активно развиваются процессы самосознания и профессионального самоопределения. С другой, в студенческом возрасте еще недостаточно сформированы мировоззрение, культура здорового образа жизни, soft skills, что проявляется в непоследовательности поведения на фоне разрушительных тенденций, обусловленных низвержением старых авторитетов и поиском новых кумиров (борются против всякой опеки, а в глубине души надеются на помощь взрослых) и т.д.

Д.И. Фельдштейн обозначил взросление как двуединый процесс социализации и индивидуализации и в семнадцать - восемнадцать лет на узловом, поворотном рубеже развития происходит реализация потребности студента, который желает определить собственное место в обществе, ищет признание [1, 2]. Этот рубеж предназначен для открытия нового пространства наращивания возможностей проявления себя, многократного увеличения освоенных умений и навыков. Развитие в этот период происходит как через присвоение социального опыта, норм и ценностей, так и через индивидуальное раскрытие своего «Я», через внутренние законы становления личности. Наряду с этим, в студенческом возрасте происходит «снятие» преобладающей учебной активности с одновременным открытием нового поля жизнедеятельности и началом развертывания профессиональной, самостоятельной деятельности, которая станет ведущей на следующей стадии и обеспечивает новое социальное пространство.

Необходимо отметить, что сопровождение периода взросления студента только в ходе учебных дисциплин недостаточно, так как для развития взрослых черт, качеств, способностей необходимы такие средства, методы и формы, которые лежат вне поля учебной деятельности и в аудиторных условиях не работают. Включение студента только в учебную деятельность - это, по сути, продолжение школьного сценария, где все силы направлены на подготовку в ЕГЭ, фактически исключает необходимость в проявления взрослого поведения. А если нет в этом необходимости, то и ценность взрослого поведения, и смысл его предъявления пропадают.

Формирование конструктов взрослого поведения: самостоятельности, ответственности, волевого поведения, способности к рефлексии наиболее эффективно происходит в процессе внеучебной деятельности, когда студенты активно взаимодействуют друг с другом и со значимыми профессионалами. В этом случае личностное пространство способно фильтровать, а затем и интериоризовывать (пропускать извне вовнутрь) различные виды влияний внешней среды (педагогических, социальных, техногенных и пр.).

Необходимость формирования взрослых качеств современного студенчества требует создания в вузе такой среды, которая позволит прожить в настоящем, «взрослую» жизнь с её ролями, ответственностью, преодолением препятствий, со

всеми сложностями коммуникации между участниками. Именно в продуктивной и длительной во времени деятельности, при условии приложения физических, волевых, эмоциональных, интеллектуальных усилий, участники приходят к определенному результату в виде личностных изменений. В процессе такой деятельности формируются воля, самостоятельность и ответственность за выполняемое дело, то есть, истинное взросление происходит только тогда, когда человек преодолевает жизненные препятствия. Но если нет деятельности, то нет и препятствий, которые необходимо преодолевать, соответственно нет взросления.

Молодежная политика государственного университета авиационного приборостроения (далее - ГУАП) направлена на создание условий для осуществления разнонаправленной деятельности с целью воспитания гармоничной, эрудированной личности с развитым критическим мышлением, обладающей профессиональными знаниями и нравственным стержнем. В связи с этим - один из целевых показателей реализации молодежной политики - 100% вовлечение студентов к 2030 году во внеучебную деятельность, что подчеркивает значимость деятельностного подхода.

Для достижения этой цели университет встраивается в повестку молодежной политики Санкт-Петербурга, опирается на тенденции развития страны, ориентируется на реализуемые в стране национальные проекты, в том числе.

В рамках национального проекта «Образование» реализуя федеральные проекты «Успех каждого ребенка» и «Молодые профессионалы», а также «Целевую модель наставничества» студенты ГУАП имеют возможность выступать в качестве наставников в образовательных учреждениях города, центрах дополнительного образования детей и поддержки талантливой молодежи. Реализуя федеральный проект «Социальная активность» в вузе ведется активная волонтерская деятельность: в ГУАП функционирует волонтерский отряд «ЭВОлюция», члены которого принимают участие в организации и сопровождении мероприятий различного уровня: от вузовского до всероссийского. Благодаря федеральному проекту «Социальные лифты для каждого» студенты сегодня имеют возможность участвовать в различных профессиональных конкурсах, способствующих карьерному росту, воплощению бизнес-идей и социальных инициатив в жизнь, например, всероссийский студенческий конкурс «Твой ход», конкурс «Цифровой прорыв 2021» и другие. Не остается в стороне и воспитательная работа патриотической направленности в школах и колледжах в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание». Так, в настоящее время студенты ГУАП активно взаимодействуют с Всероссийским детско-юношеских военно-патриотическим общественным движением «ЮНАРМИЯ».

Для достижения поставленной цели университет продолжит интеграцию собственных мероприятий с федеральными платформами LeaderID.ru и Добро.ру. Такое взаимодействие способствует приобщению студентов к федеральным экосистемам национальной технологической инициативы, развития волонтерства и гражданской активности.

К числу вузовских проектов, создающих условия для активизации взросления студенческой молодежи, способствующих достижению максимальных результатов в воспитании высококвалифицированных специалистов и формировании у обучающихся профессионального самосознания, можно отнести следующие:

Региональный проект «ГУАП - городу». Это программа, реализуемая в формате открытого лектория, позволяющая жителям и гостям Санкт-Петербурга познакомиться с городом и университетом посредством организованных студентами специальных мероприятий научно-популярной, культурно-просветительской и историко-патриотической направленности. В рамках бесед, лекций, выставок и мастер-классов сотрудники и студенты ГУАП, приглашенные эксперты обсуждают текущее состояние и актуальные вопросы жизни региона, знакомят гостей с историей вуза, города и страны в целом.

Программа «Молодой ученый». Мероприятия данной программы позволят популяризировать научно-исследовательскую деятельность обучающихся с первого курса. Популяризация науки и привлечение внимания к успешно реализуемым проектам позволяет представителям студенческой молодежи сделать выбор в пользу наиболее приоритетных направлений, осознать важность симбиоза фундаментальных и прикладных отраслей, понять, где молодые ученые могут реализовать свои идеи и проекты.

Общественная организация «Ассоциация выпускников ЛИАП -ГУАП». Данная структурная единица вуза создает широкие возможности для сотрудничества обучающихся и выпускников. Расширение численного состава Ассоциации позволяет проводить рабочие встречи и совместные мероприятия в рамках учебного процесса, научно-исследовательской деятельности, а также производственной практики. Выпускники смогут пройти переподготовку, воспользоваться карьерным проектированием и льготными программами.

Стратегический проект «GoUP - твой опыт» — это попытка переосмысления личностного, профессионального и карьерного развития молодежи за рамками учебного процесса на основе агрегации образовательного опыта ГУАП и социальных партнеров на собственной платформе, предоставляя целевой аудитории доступ к выверенному контенту.

Целевая аудитория стратегического проекта: школьники Санкт-Петербурга, обучающиеся ГУАП и других образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, сотрудники и выпускники ГУАП, молодые специалисты (1-3 года после выпуска), работодатели.

Вуз обладает развитой системой внеучебной деятельности, устойчивыми партнерскими связями с федеральными проектами (WorldSkills, НТИ, Добро.ру) и доступом к целевой аудитории в размере более 12000 человек. Кроме онлайн-материалов партнеров и ГУАП, платформа также предоставляет доступ к очным образовательным программам и мероприятиям, которые будут проводиться на базе кампуса ГУАП («Точка кипения - Санкт-Петербург. ГУАП», Инфраструктура Инженерной школы ГУАП, Лаборатория VR/AR, поселок Тярлево и другие).

Программы мероприятий для каждой целевой группы различны.

Для школьников реализуются по четырем направлениям перспективной специализации ГУАП: аэрокосмический инжиниринг, киберфизические системы, цифровые технологии и искусственный интеллект, исследования будущего, а именно: Try-a-skill - мастер-классы, направленные на знакомство школьников с профессиональной деятельностью в новых высокотехнологичных индустриях; Develop-a-skill - программы из двух и более тематически связанных образовательных мероприятий, направленных на развитие у школьников навыков, которыми должны владеть специалисты, работающие в новых высокотехнологичных индустриях; Show-a-skill - конкурсы для школьников, желающих продемонстрировать свой уровень владения знаниями и навыками и сравнить себя с другими; олимпиады НТИ для школьников, проекты «Практики будущего» и «Билет в будущее».

Для обучающихся ГУАП и других вузов и колледжей предусмотрено участие в деятельности студенческих сообществ и программ: волонтерские и добровольческие сообщества (социальное, событийное и эко-волонтерство), Welcome-центр, сообщество «Спутник студента» - помощь в адаптации первокурсников со стороны обучающихся старших курсов; творческие студии (КВН, МузГУАП, техническая, танцевальная, театральная и т. д.); сообщества по развитию функциональных навыков (разговорный клуб английского языка, Энергетический клуб); сообщества развития практики (фотостудия, видеостудия, Радио ГУАП, открытая лаборатория «Инженерный гараж»); сообщества развития компетенций и навыков будущего (соответствуют обширному спектру компетенций World Skills/ Future Skills, развиваемых ГУАП и состоят не только из студентов, но и из ППС); программы по

развитию Soft Skills; образовательные интенсивы, результатом которых являются конкурсы проектов на получение внутренних грантов университета «Инновации для развития ГУАП»; сопровождение обучающихся, принимающих участие в федеральных проектах: «Твой ход», «Цифровой прорыв» и др.

Программы для выпускников ГУАП включают как отдельные мероприятия, так и программы сопровождения: мероприятия HR-клуба; неформальные мероприятия в рамках Ассоциации выпускников, например, встречи «Из первых уст: сторителлинг о работе и карьере», «Секрет успеха» и др.; программы практик и стажировок в компаниях и организациях Санкт-Петербурга, РФ и других стран; программы сопровождения трудоустройства (обучение работе с платформами типа hh.ru, superjob.ru и другими, сопровождение в составлении и рассылке резюме, тренинги по прохождению собеседований и др.); программы сопровождения начального этапа профессиональной деятельности.

Эффектами реализации стратегического проекта «GoUP - твой опыт» являются: реализация «третьей миссии университета» за счет проведения мероприятий, ориентированных на развитие молодых в STEM-дисциплинах в соответствии с национальной повесткой развития; выявление и привлечение в качестве потенциальных абитуриентов вуза талантливых школьников; выявление и привлечение в качестве потенциальных студентов, магистрантов, аспирантов инициативных обучающихся из других образовательных учреждений; расширение числа социальных партнеров ГУАП, создание консорциума для содействия реализации образовательной политики вуза в инженерных, научно-исследовательских и предпринимательских треках; рост востребованности выпускников ГУАП у работодателей; создание базы данных лучших практик выявления проблем и запросов студенческой молодежи, вовлечения в профессиональную деятельность, методических рекомендаций по реализации проекта «GoUP - твой опыт» для его диссеминации; рост репутации ГУАП, продвижение вуза в рейтингах на основе конвертации опыта в публикациях, научных исследованиях, грантовых проектах, социальных партнерствах и т.п.

Таким образом, реализуя проект «GoUP - твой опыт» на основе деятельностного подхода создается ситуация активизации взросления студенческой молодежи. Опыт ГУАП и его партнеров в таких областях профессионального развития, как: построение карьерной траектории, современные навыки и профессии будущего, рынки НТИ и индустрии будущего, социальное предпринимательство и новая культурная география Санкт-Петербурга позволяет включить целевые группы в интересные и полезные профессиональные практики на регулярной основе. Положительный отклик участников описанных проектов, их включенность в организацию мероприятий, трансляция полученного опыта в формате наставничества «студент - ученик», «студент - студент», рост активности в профессиональном конкурсном движении, проектной и исследовательской деятельности свидетельствуют о правильности выбранной стратегии молодежной политики ГУАП.

Список литературы /References

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. Издание 2-е, стереотипное. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК» 1997. 351 с.

2. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 190 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.