ш X
X
<
CD О
СО <
О.
ш о
Роль университетов в процесс х цифровой тр нсформ ции экономики
The Role of Universities in the Digital Transformation of the Economy
*
Вертакова Юлия Владимировна
заведующий кафедрой Юго-Западного государственного университета (г. Курск), доктор экономических наук, профессор 305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, д. 94
Yuliya V. Vertakova
Southwest State University (Kursk)
50 let Oktyabrya Str. 94, Kursk, Russian Federation, 305040
УДК 378.4:338
В условиях перехода к новому технологическому укладу актуализируется развитие цифровой экономики. Цифровизация затронула политическую, экономическую, культурную и другие сферы жизнедеятельности общества. Образование — одна из тех отраслей, функционирование которых трансформирует структуру экономики в пользу наукоемких отраслей. В статье рассмотрены изменения системы высшего образования в Российской Федерации, связанные с циф-ровизацией.
Цель. Обосновать роль университетов в процессах трансформации системы высшего образования в Российской Федерации, обусловленных цифровизацией, проанализировать реализацию приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инновации», смоделировать необходимые трансформации, которые должны происходить в вузах, чтобы упреждающе удовлетворить меняющиеся потребности рынка труда при формировании цифровой экономики. Задачи. Для достижения поставленной цели обоснованы стратегические векторы развития университетов, необходимые, чтобы стать интеллектуально-технологическим, научно-инновационным и культурно-образовательным ядром региональной социально-экономической системы, а также центром творческого и спортивного развития молодежи региона за счет формирования механизмов социально-ориентированного и ценностно сбалансирован ного развития личности обучаемых и населения региона в целом. Методология. В проведенном исследовании с помощью общих методов научного познания, сравнительного и статистического анализа выявлены основные направления трансформаций университетов в условиях цифровиза-ции экономики. Практические рекомендации приведены на примере создания на базе Юго-
Западного государственного университета университетских центров инновационного, технологического и социального развития Курской области.
Результаты. В результате исследования доказано, что реализация проектов трансформации университетов в университетские центры инновационного, технологического, социального развития позволит им стать интеллектуально-технологическим, научно-инновационным и культурно-образовательным ядром региональной социально-экономической системы; обеспечить на проектной основе развитие научно-образовательных возможностей университета и осуществить скачок в осуществлении научных и инновационно-технологических разработок, в том числе связанных с цифровизацией; сформировать на базе ресурсов университета региональные инновационные и научно-технологические экосистемы; обеспечить условия для развития технологического, инновационного и социального предпринимательства, стартап-акселераторов; готовить более востребованных специалистов с условием новых требований цифровой экономики.
Выводы. В проведенном исследовании была обоснована необходимость реализации проекта трансформации Юго-Западного государственного университета в университетский центр инновационного, технологического, социального развития, выявлены основные направления трансформаций университетов в условиях цифровизации экономики. Ключевые слова: университет, трансформация, цифровизация, система высшего образования, развитие региона
Для цитирования: Вертакова Ю. В. Роль университетов в процессах цифровой трансформации экономики // Экономика и управление. 2018. № 7 (153). С. 54-64.
* Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках выполнения исследований по проекту № 18-010-01119 «Управление цифровой трансформацией инновационно-промышленного кластера как системообразующего элемента отраслевой цифровой платформы: методология, инструментарий, практика».
As part of the transition toward a new technological paradigm, development of the digital economy has intensified. Digitalization affects many social spheres, including the political, economic, and cultural ones. Education is one of the industries that transform economic structure to the benefit of knowledge-intensive industries. The present study examines changes in Russia's higher education system with respect to digitalization.
Aim. The study substantiates the role of universities in the transformation of the Russian higher education system pertaining to digi-talization, analyzes the implementation of the priority project, "Universities as centers of the innovation creation space," simulating the transformations that universities need to undertake in order to proactively meet the changing requirements of the labor market during the formation of the digital economy. Tasks. In order to achieve the objective set forth, the authors substantiate strategic vectors for the development of universities that are necessary for them to become the intellectual, technological, scientific, innovative, cultural, and educational core of the regional socio-economic system. Moreover, it highlights their role as being centers of creative and sports development of their region's youth through the formation of socially oriented and balanced value-based personal development of students— and the region's population as a whole. Methods. This study uses general scientific methods of cognition, comparative and statistical analysis to identify major directions for the transformation of universities in the context of economic digitalization. The practical guidelines provided are based on the example of university centers for innovation, technological, and social development established in the Southwest State University in the Kursk region.
Results. The study proves that the implementation of projects on the transformation of universities into university centers for innovation, technological, and social development allows them (1) to form the intellectual, technological, scientific, innovative, cultural, and educational core of the regional socio-economic system; (2) to facilitate project-based development of the university's scientific and educational capacity and to make a breakthrough in scientific and innovative technological developments, including those associated with digitalization; (3) to create regional innovative and scientific technological ecosystems on the basis of universities; (4) to lay the groundwork for the development of technological, innovative, and social entrepreneurship and start-up accelerators; and (5) to train more sought-after specialists in view of the new requirements of the digital economy. Conclusion. The study substantiated the need to implement a project to transform the Southwest State University into a university center for innovation, technological, and social development, identifying major directions for university transformation in the context of economic digitalization.
Keywords: university, transformation, digi- ^ talization, higher education system, regional ^ development m
Citation: Vertakova Yu. V. Rol' universitetov Si v protsessakh tsifrovoy transformatsii ekono- q miki [The Role of Universities in the Digital Transformation of the Economy]. Ekonomika i Upravlenie, 2018, no. 7 (153), pp. 54-64.
Текущее состояние экономики характеризуется переходом к новому технологическому укладу [1]. Эта трансформация оказывает значительное влияние на все процессы в мире, и в том числе в России. Появление цифрой экономики стало закономерным итогом роста роли циф-ровизации всех сфер хозяйственной деятельности и общества в целом.
Важно отметить, что развитие цифровой экономики — это не дань моде, не модный получивший распространение термин, не случайность, а проявление фундаментальных закономерностей эволюции хозяйственной системы (рис. 1). Смена технологических укладов как сравнительно обособленных комплексов отраслей и базовых технологий, определяющих структуру экономической системы, происходит циклично в рамках так называемых «Кондратьевских длинных волн», при этом драйвером трансформаций на разных этапах развития выступают те или иные базовые технологии.
Зарождение нового уклада, его «вызревание», происходит внутри предыдущего этапа на основе диффузии инноваций предыдущего периода. Примерно с 1990 г. начался пятый Кондратьевский цикл, базовой основой которого стало распространение персональных компьютеров и Интернета, диффузия которых и стала основой современной циф-ровизации.
Цифровые преобразования экономики приводят к формированию новых отраслей и изменению драйверов экономического роста, к новой промышленной революции, которая получила популярное название «Индустрия 4.0» [3].
В настоящее время не сложилось единого понимания того, что представляет собой «цифровая экономика». Мы проанализировали ряд определений, приведенных в научной литературе, в документах стратегического планирования, законодательных актах и иных источниках. В частности, в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203, программе «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632, а также зарубежной практике (Всемирный банк, ОЭСР и др.). Итак,
Инфратраектории
о
00 <
4-й цикл Кондратьева
5-й цикл Кондратьева
1940
1950
1960
1970
1980
1990
2000
2010
2020 Годы
Рис. 1. Развитие технологий вдоль циклов экономической активности Н. Кондратьева Источник: [2].
под цифровой экономикой понимают следующее:
• «глобальная сеть экономических и социальных видов деятельности, которые поддерживаются благодаря таким платформам, как Интернет, а также мобильные и сенсорные сети» (Правительство Австралии);
• «экономика, которая главным образом функционирует за счет цифровых технологий, особенно электронных транзакций, осуществляемых с использованием Интернета» (Оксфордский словарь);
• «рынки на основе цифровых технологий, которые облегчают торговлю товарами и услугами с помощью электронной коммерции в Интернете» (ОЭСР);
• «система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий» (Всемирный банк);
• «ведение бизнеса на рынках, опирающихся на Интернет и/или Всемирную паутину» (BCS, Великобритания);
• «экономика, способная предоставить высококачественную ИКТ-инфраструктуру и мобилизовать возможности ИКТ на благо потребителей, бизнеса и государства» (Исследовательский центр журнала «Economist» и компания IBM);
• «хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность
различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» (Стратегия развития информационного общества РФ на 20172030 годы).
Мы под цифровой экономикой понимаем систему отношений между хозяйствующими субъектами и построенную на них систему хозяйствования, в которой за счет использования технологий автоматической обработки цифровых данных частично устраняется человек из процессов принятия решений, что приводит к изменению не только технологических свойств, но и устройству экономики в целом.
Цифровизация экономики невозможна без специализированного и квалифицированного труда. Это предъявляет новые требования к образованию, которое становится ключевым фактором успеха цифровизации.
Современные процессы трансформации системы высшего образования в России затронули многие аспекты, одним из которых является создание и поддержание международной репутации российского высшего образования и его выход на глобальный рынок образования и исследований. Это поддерживается последовательным наращиванием интернационализации российского образования, продвижением брендов российских университетов в мировом образовательном и научном сообществе [4-6 и др.].
По нашему мнению, системные свойства университетов превращают их в потенциальные драйверы развития экономики в целом. Подробнее о трансформации роли университетов в обеспечении социально-экономического развития написано в более ранней автор-
Трансформации университетов
Мероприятия
Мероприятия
Мероприятия
Подготовка кадров для экономики знаний
I I I I
I I I I
ттт
Концентрация ресурсов (кадровых, материально-технических, организационных, информационных)
I I I I
I I I I
ттт
Научные исследования по приоритетам развития региона и НТИ
I I I I
I I I I
ттт
Инжиниринг и коммерциализация инновационных разработок
I I I I
I I I I
ттт
Развитие институтов поддержки малого и среднего бизнеса
I I I I
I I I I
ттт
I I I I
I I I I
ттт
I I I I
I I I I
ттт
Проекты
Проекты
Проекты
Ускоренный инновационно-ориентированный и социально-сбалансированный экономический рост региона
Обучение технологическому и социальному предпринимательству
Формирование креативной платформы творческого и спортивного развития молодежи региона
Развитие региональной многоуровневой образовательный среды
< CQ
О
ГО <
Рис. 2. Содержание трансформации университетов в системе цифровой экономики
ской статье [7], а также в многочисленных трудах других ученых [8-11 и др.]. Подчеркнем еще раз, что одной из предпосылок формирования благоприятного нового будущего является развитие сети университетов, воспринимаемых не как своего рода производственные организации по передаче знаний и формированию профессиональных навыков, но как системы взаимодействующих по сетевому принципу интеллектуальных центров. Эта система предполагает объединение ресурсов, идей и знаний, более тесное взаимодействие и координацию усилий образовательных организаций, бизнес-партнеров и органов власти для достижения национально значимых целей [12-15 и др.].
Трансформационные процессы в университетах уже начались. И это, прежде всего, касается сети опорных университетов. С 2018 г. к этому процессу присоединился еще 121 вуз, подавший заявки на участие в приоритетном проекте «Вузы как центры пространства создания инноваций» [16]. Таким образом, из более чем 650 вузов, существующих сегодня в РФ, трансформационные процессы затронули незначительную их часть. Однако, по нашему мнению, процессы трансформаций должны затронуть все университеты, так как современные потребности рынка труда и новые экономические реалии, в частности связанные
с цифровизацией, предъявляют новые требования к университетам.
Проведенные исследования позволяют нам высказать суждение, что в условиях цифрови-зации содержание основных трансформаций в университетах может осуществляться по следующим основным направлениям (рис. 2): 1) трансформация организационной структуры
университета:
◊ создание отраслевых центров компетен-ций1, которые ориентированы на решение
1 Центр компетенций — это специально созданная при университете (может являться как структурным подразделением вуза, так и отдельным юридическим лицом) организационная структура, ориентированная на решение научно-технических, инновационно-внедренческих, консультационных, образовательных и информационных задач. Особенность центров компетенций в том, что в их деятельности происходит комплексирование разнородных функций, связанных с администрированием и поддержкой инноваций в течение всего их жизненного цикла, а не пассивная концентрация ресурсов, как это происходит в традиционных ресурсных центрах. Данные центры отличаются от традиционных НИИ, где происходит лишь генерация и теоретическая проработка новых идей, которые в дальнейшем могут стать основой для инноваций; отличаются от ресурсных центров, где происходит подготовка ресурсов для субъектов хозяйственной, управленческой, инновационной деятельности, бизнес-инкубаторов и подобных структур, где выполняется лишь поддержка (консультационная, информацион-
^ научно-технических, инновационно-вне-
< дренческих, консультационных, образова-о тельных, социальных и информационных
< задач в масштабе более широком, чем это ш делают традиционные ресурсные центры;
◊ создание научно-исследовательских институтов и R&D лабораторий по перспективным направлениям развития науки и техники;
2) создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры для развития инно ва-ционной экосистемы университета:
◊ создание и развитие отраслевых ресурсных центров, центров инжиниринга и промышленного дизайна, центров прототи-пирования и производства;
◊ создание региональных/отраслевых центров интеллектуальной собственности, региональных/отраслевых центров делового консалтинга;
◊ формирование сети бизнес-инкубаторов и формирование на основе ресурсов университетов сетей спин-компаний (spin-off или spin-out), связанных со заинтересованными субъектами регионального хозяйственного комплекса;
◊ формирование акселератора технологических стартапов;
◊ создание центра промышленного дизайна и прототипирования, центра сертификации и испытаний промышленных образцов;
3) трансформация учебного процесса на основе внедрения практико-ориентированного проектного подхода, рост количества образовательных программ, в которые включены модули по социальному и технологическому предпринимательству;
4) перестройка проектной деятельности вуза в виде отдельной подсистемы, взаимодействующей с регионом:
◊ создание проектного офиса по консультационной поддержке органов власти и разработке Стратегии социально-экономического развития региона;
◊ создание специализированных организационных структур (центров взаимодействия) для осуществления координации взаимодействия университета с региональной властью по вопросам инновационного развития, образования, популяризации научного творчества и пр.;
5) создание и методическая поддержка коммерческих и социально-ориентированных
ная, правовая и т. д.) тех же субъектов. В рамках центра компетенций происходит генерация нового знания, его тиражирование, обучение, консультации специалистов, коммерциализация инноваций, поддержка их диффузии, анализ новых перспективных тенденций, опережающее прогнозирование НТП и т. д. [7].
некоммерческих организаций, создаваемых студентами и выпускниками вуза. Для этого необходима организация менторских сессий по обучению финансовой и политической грамотности, технологическому и инновационному предпринимательству, развитию творческих и креативных способностей молодежи, популяризация социального предпринимательства, патриотическое воспитание молодежи; 6) внедрение кластерного подхода к непрерывному образованию и формирование региональной социально-ориентированной среды образования:
◊ формирование научно-производственных кластеров для отраслей специализации регионов, которые реализуют практико-ори-ентированный подход и взаимодействие разных уровней системы образования;
◊ создание и развитие детских технопарков, центров социальной поддержки и переподготовки лиц пенсионного возраста;
◊ формирование региональной системы трудоустройства выпускников и молодых специалистов;
◊ формирование консультационных центров по адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью к рабочему месту.
На примере Юго-Западного государственного университета (ЮЗГУ), который в числе других ведущих университетов Российской Федерации принял участие в конкурсе по созданию университетских центров инновационного, технологического и социального развития Курской области в рамках реализации приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инновации», проиллюстрируем суть происходящих в системе высшего образования трансформаций.
Рассматриваемый вуз и в настоящее время является важнейшим звеном социально-экономической системы региона, но реализация программы трансформаций позволит стать ядром региональной инновационной, технологической и социальной системы — осуществлять разработку, инфильтрацию и тиражирование лучших практик в социально-экономическую и инновационно-технологическую системы региона, интегрировать имеющиеся знания, научно-образовательные ресурсы, инновационно-технологические разработки и практические навыки в единое целое, создавая предпосылки для ускоренного инновационно-ориентированного и социально-сбалансированного экономического роста Курской области [17-20].
Необходимость создания на территории Курской области на базе ЮЗГУ университетских центров объясняется следующим.
1. Недостаточно высокий уровень инновационного развития Курской области при высоком потенциале роста, отсутствие акселерации научных разработок, трансфера технологий и их предпринимательской коммерциализации в регионе доказывают необходимость создания инновационного центра развития региона: согласно расчетам, 51% инновационного потенциала региона сконцентрировано в университете. ЮЗГУ — один из немногих вузов Российской Федерации, зарегистрировавший почти 600 патентов (более 65% всех зарегистрированных патентов Курской области), поддерживающий 284 патента. Создание на базе ЮЗГУ элементов инновационной инфраструктуры (6 отраслевых ресурсных центров, межотраслевого центра инжиниринга и промышленного дизайна, центра прототипирования и производства, регионального центра интеллектуальной собственности, регионального центра делового консалтинга, создание регионального бизнес-инкубатора «ИННОКУБ», межрегионального акселератора технологических стартапов «81аг1ирКигвк», центра промышленного дизайна и прототипирования «ЕаЪЬаЪ», центра сертификации и испытаний промышленных образцов) позволит повысить уровень инновационной активности региона, по имеющимся оценкам, не менее чем на 3%.
2. Отсутствие единой структуры, осуществляющей инфильтрацию и сопровождение использования и тиражирования лучших практик в инновационно-технологическую систему региона, позволяющей интегрировать имеющиеся знания, научно-образовательные ресурсы, инновационно-технологические разработки и практические навыки в единое целое, предопределяет необходимость создания технологического центра развития региона: в региональной промышленности только 30% активной части основных производственных фондов предприятий соответствует современному уровню, около 1/3 подлежат реконструкции и модернизации. Несмотря на усилия органов власти, существенного прогресса в росте производительности труда и технологическом обновлении региональной промышленности достичь не удается. В этой связи необходимо создание отраслевых центров компетенций для координации, научно-методического сопровождения и консультационной поддержки технологической модернизации региональной промышленности. Предварительная оценка показала, что емкость регионального рынка технологического консалтинга ЮЗГУ составляет 120 млн руб. в год.
3. Стратегическая необходимость перманентного роста привлекательности социальной
среды и повышения качества жизни насе- ^ ления, расширения социального предпри- < нимательства и некоммерческих партнерств, о развития в регионе отраслей экономики < знаний и экономики впечатлений обуслав- ш ливает необходимость создания социального центра развития региона: ежегодный прием студентов и аспирантов в ЮЗГУ составляет более 3000 чел. и примерно 70% выпускников ЮЗГУ не покидают регион — трудоустраиваются на предприятиях Курской области, становясь главным источником пополнения интеллектуального потенциала, социального и человеческого капитала региона. Осуществляется целевая подготовка студентов. Открыто 15 базовых кафедр на 14 крупных предприятиях Курской области. Ежегодно заключается более 200 договоров с предприятиями региона о практике и стажировке выпускников. Эта работа требует переориентации от функционально-отраслевого на проектный принцип подготовки квалифицированных кадров для регионального рынка труда. Формирование на базе ЮЗГУ молодежного лидерского центра и многофункционального центра поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций позволит увеличить до 80% закрепление талантливой молодежи в регионе и обеспечит рост уровня социальной активности населения.
Для достижения синергетического эффекта Программа трансформации университета согласована по целям, задачам и срокам реализации со Стратегией социально-экономического развития региона, разработчиком которой выступал ЮЗГУ (табл. 1, рис. 3), а также увязана со Стратегией научно-технологического развития РФ и Национальной технологической инициативой.
Востребованность регионом указанных преобразований предопределила пул задач Программы трансформации ЮЗГУ, которые объединены в четыре укрупненные группы: общесистемные, в области технологического развития региона, в области социального развития региона, в области инновационного развития региона. Для достижения стратегических приоритетов социально-экономического развития региона было сформулировано 16 ключевых инициатив, сгруппированные в три блока (рис. 4).
В течение 2017, 2018 гг. в ЮЗГУ в рамках реализации программы трансформации было реализовано более 100 проектов, направленных на достижение целей программы и «дорожной карты». Подобные трансформации происходят и в других университетах, отчеты о которых отражены на их официальных сайтах.
< XI
о
:о <
Приоритеты регионального развития, предусмотренные Стратегией социально-экономического развития Курской области
Диверсификация промышленности
1
Поддержка региональных кластеров
Организация технологического трансферта
±
Формирование экосистемы малого и среднего бизнеса
Повышение социального и инвестиционного имиджа
Создание нового качества жизни
Необходимость создания на территории Курской области на базе ЮЗГУ университетских центров
1. Инновационного развития региона — недостаточно высокий уровень инновационного развития Курской области при высоком потенциале роста,
отсутствие акселерации научных разработок, трансфера технологий и их предпринимательской коммерциализации.
2. Технологического развития региона — отсутствие единой структуры,
осуществляющей инфильтрацию и сопровождение использования и тиражирования лучших практик в инновационно-технологическую системы
региона, позволяющей интегрировать имеющиеся знания, научно-образовательные ресурсы, инновационно-технологические разработки и практические навыки в единое целое. 3. Социального развития региона — стратегическая необходимость перманентного роста привлекательности социальной среды и повышения качества жизни населения, расширения социального предпринимательства
и некоммерческого партнерства, развития в регионе отраслей экономики знаний и экономики впечатлений
Все это позволит осуществлять предпосылки для запуска механизмов ускоренного инновационно-ориентированного и социально-сбалансированного экономического роста Курской области
о и о
g=s S §
а а V S
О 0) _,
»¡■а
a s |
3 § * ь S 5
шок В s s
Л ¡-г а ш
Я к
К w
Is n 8
s a
4
ш
Я"
Модернизация образовательной деятельности Модернизация научно-исследовательской деятельности Развитие кадрового потенциала Модернизация системы управления университетом Развитие материально-технической базы и социально- культурной инфраструктуры Развитие местных сообществ, городской и региональной среды
Приоритеты Программы стратегического развития ЮЗГУ
Рис. 3. Взаимосвязь трансформаций университета со Стратегией социально-экономического развития региона (на примере ЮЗГУ и Стратегии развития Курской области)
Таблица 1
Согласование Программы трансформации ЮЗГУ по целям, задачам и срокам реализации со Стратегией социально-экономического развития Курской области
Приоритеты регионального развития, предусмотренные Стратегией социально-экономического развития Курской области Направления трансформации ЮЗГУ
1 2
Диверсификация промышленности Создание шести региональых отраслевых центров: «Энергетика и энергоэффективность», «Интеллектуальное машиностроение», «Зеленый город будущего», «Робототехника и мехатроника», «Многофункциональные наноматериалы»
Поддержка региональных кластеров Формирование образовательно-производственных кластеров (пищевой и перерабатывающей промышленности, машиностроения, электроэнергетики, химической промышленности) и обеспечение их высококвалифицированными кадрами с использованием проект-но-ориентированого обучения. Развитие Кейс-клуба по решению инженерных кейсов «Ready CASE» и увеличение числа проектно-ориентированных студенческих сообществ, а также количества их участников
1 2
Организация технологического трансферта Создание региональных лабораторий исследований и разработок в области микро-и наноэлектроники, микросистемной техники и наносенсоров, медицинских робото-технических комплексов, сервисных роботов гражданского назначения, эксплуатации электрооборудования, экологии и др. Развитие научно-исследовательского института радиоэлектронных систем (информатики, космоса, оборонно-промышленного комплекса). Создание регионального межотраслевого центра инжиниринга и промышленного дизайна, регионального центра прототипирования и производства
Развитие малого и среднего бизнеса Создание регионального центра компетенций «Экосистема технологического предпринимательства» . Создание региональной системы трудоустройства выпускников и молодых специалистов (graduate-рекрутмент)
Повышение социального и инвестиционного имиджа Создание регионального общественного центра компетенций «Социальные инновации» (регионального центра экспертно-консультационной и социально-коммуникационной поддержки органов власти Курской области, центра мониторинга социальных инноваций и организация общественной экспертизы и РИ-сопровождения социально значимых мероприятий и решений органов власти субъекта Федерации). Формирование региональной социально-ориентированной среды непрерывного образования (детский технопарк и университет юношеского развития «ЮЗГУ-ЮНИОР»; центр социальной поддержки и переподготовки лиц пенсионного возраста «Серебряная пора»)
Создание нового качества жизни Формирование молодежного лидерского центра региона и школы кадрового резерва региона «Губернаторская тысяча». Создание регионального многофункционального ресурсного центра поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций и краундфандинговой презентативной платформы «Kursk.ru». Создание научно-методического центра обеспечения инклюзивного образования в регионе
Создание и развитие системы региональных отраслевых центров компетенций для существующих региональных кластеров и отраслей нового технологического уклада
Создание регионального отраслевого центра компетенций «Энергетика и энергоэффективность»
Создание регионального отраслевого центра компетенций «Интеллектуальное машиностроение»
Создание регионального отраслевого центра компетенций «Пищевая и перерабатывающая промышленность»
Создание регионального отраслевого центра компетенций «Зеленый город будущего»
Создание регионального отраслевого центра компетенций «Робототехника и мехатроника»
Реорганизация регионального отраслевого центра компетенций «Многофункциональные наноматериалы»
Создание регионального центра компетенций «Экосистема технологического предпринимательства»
Создание регионального общественного центра компетенций «Социальные инновации»
Формирование региональных организационных структур по капитализации образовательных, научных и технологических результатов в хозяйственной практике территории и институциональному закреплению социальных эффектов
Развитие научно-исследовательского института
радиоэлектронных систем (информатики, космоса, оборонно-промышленного комплекса)
Создание регионального межотраслевого центра инжиниринга и промышленного дизайна, регионального центра прототипирования и производства
Формирование молодежного лидерского центра региона и многофункционального ресурсного центра поддержки некоммерческих организаций
Создание региональной системы трудоустройства выпускников и молодых специалистов ^га<1иа1е-рекрутмент)
Модернизация образовательной деятельности, направленная на эффективное развитие региональной системы образования в соответствии с современными требованиями
Формирование региональной социально-ориентированной среды непрерывного образования
Создание научно-методического центра обеспечения инклюзивного образования в регионе
Создание образовательно-производственного кластера проектно-ориентированого обучения
Рис. 4. Ключевые инициативы по трансформации ЮЗГУ
^ Теоретические исследования и накопленный ^ практический опыт показывают, что реализа-о ция программ трансформации университетов < в центры инновационного, технологического, ш социального развития позволит им стать интеллектуально -технологическим, научно-инновационным и культурно-образовательным ядром региональной социально-экономической системы:
• обеспечить на проектной основе развитие научно-образовательных возможностей университета с использованием потенциала внутри- и межрегиональной кооперации и широкое внедрение результатов их реализации (коммерциализацию) в отраслях экономики и социальной сферы соответствующих регионов;
• осуществить скачок в осуществлении научных и инновационно-технологических разработок по приоритетным направлениям Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации и Стратегии социально-экономического развития региона присутствия университета;
• сформировать на базе ресурсов университета региональные инновационные и научно-технологические экосистемы, включающие сеть отраслевых университетских центров инжиниринга и компетенций, а также предприятия реального сектора экономики;
• обеспечить условия для развития технологического, инновационного и социального предпринимательства;
• готовить более востребованных специалистов в трендах: современных потребностей рынка труда региона, новых формируемых инновационно-технологических рынков, реализации социальных проектов и расширения сети социально-ориентированных некоммерческих организаций, в том числе с учетом нарастающих требований цифровой грамотности и цифровой культуры;
• стать центром творческого и спортивного развития молодежи региона, за счет формирования механизмов социально-ориентированного и ценностно сбалансированного развития личности обучаемых и населения региона в целом.
Таким образом, университетам отведена важная роль в процессах трансформации системы высшего образования в Российской Федерации, которая происходит под воздействием фундаментальных структурных сдвигов в технологическом ядре экономики, получивших наименование «цифровизация». Реализация описанного подхода к трансформациям позволит ускорить распространение передовых практик образования и воспитания, обеспечит однородность образовательного пространства, даст мощный импульс для развития социаль-
но-экономической системы как страны в целом, так и регионов локализации университетов.
Университеты, как показывает уже накопленный опыт, могут стать в цифровой экономике основой для формирования многоуровневых научно-образовательных и культурных региональных кластеров, насыщенных специалистами с междисциплинарными компетенциями, дающих импульс социально-экономическому развитию. Выполняя многоцелевые функции (образовательные, научные, культурно-просветительские, экономические и инновационные), современный университет является важнейшим звеном социально-экономической системы региона и позволит решить приоритетные задачи развития не только региона, но и страны в целом. Причем, что важно — это развитие будет согласовано с глобальным трендом цифровизации и, следовательно, позволит обеспечить долгосрочную конкурентоспособность России в мировом сообществе.
Литература
1. Глазьев С. Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993. 310 с.
2. Акаев А. А. Современный финансово-экономический кризис в свете теории инновационно-технологического развития экономики и управления инновационным процессом // Системный мониторинг: Глобальное и региональное развитие / ред. Д. А. Халтурина, А. В. Коротаев. М.: ЛИБРОКОМ/ URSS, 2010. С. 230-258.
3. Здольникова С. В., Бабкин А. В. Проблемы и особенности оценки инновационного потенциала промышленности в условиях цифровой экономики // Цифровая экономика и Индустрия 4.0: новые вызовы: труды науч.-практ. конф. с междунар. участием. СПб.: Изд-во СПбПУ, 2018. С. 123-134.
4. Комаров В. В. Российские университеты в динамике международных рейтингов // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. 2013. № 15 (20). С. 9-13.
5. Пашкус Н. А., Пашкус В. Ю. Стратегическое позиционирование и конкурентоспособность вуза // Universum: Вестник Герценовского университета. 2014.№ 2. С.104-111.
6. Галенко В. П., Табелова О. П. Конкурентоспособность и устойчивое развитие университетской бизнес-школы // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. № 5 (101). С. 60-69.
7. Вертакова Ю. В., Плотников В. А. Трансформация роли университетов в обеспечении социально-экономического развития // Экономика и управление. 2017. № 6 (140). С. 55-62.
8. Бодрунов С. Д. Интеграция производства, науки и образования как основа реиндустриализации российской экономики // Экономическое возрождение России. 2015. № 1 (43). С. 7-22.
9. Плотников В. А. Механизмы частно-государственного партнерства в организации дополнительного профессионального образования // Ученые запис-
ки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. 2012. № 3 (38). С. 5-10.
10. Максимцев И. А., Карлик А. Е., Рохчин В. Е. Государственное регулирование экономического развития в пределах федеральных округов в научных исследованиях Санкт-Петербургского государственного экономического университета // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 1 (91). С. 7-17.
11. Ершова И. Г., Вертакова Ю. В. Стратегическая взаимосвязь развития экономики и качества образования // Научные ведомости БелГУ. Сер.: История. Политология. Экономика. Информатика. 2010. № 13 (84). Вып. 15/1. С. 56-63.
12. Безрукова Т. Л., Кириллова С. С. Методический подход к оценке интегрированных структур науки, образования и производства // Известия Юго-Западного государственного университета. Сер.: Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. № 4. С.146-155.
13. Логинова А. В., Алгазинов Э. К., Гаршина В. В., Сычев А. В., Десятирикова Е. Н., Смольянинов А. В. Партнерство работодателей и вуза при подготовке IT-специалистов // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономиче-ского комплекса региона. 2017. Т. 1. С. 96-99.
14. Развитие системы государственного и муниципального управления в условиях реформирования государственного сектора / под ред. А. В. Полянина. Орёл: Среднерус. ин-т управления — филиал РАНХиГС, 2017. 227 с.
15. Фирова И. П. Взаимодействие рынка труда и профессионального образования средствами маркетинга и проектной формы обучения на позиционно-субъектном и организационном уровнях // Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета. 2007. № 4. С. 170-178.
16. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: httpV/мин-обрнауки.рф (дата обращения: 03.06.2018).
17. Вертакова Ю. В., Ларина О. Г. Роль университета в социально-экономическом развитии региона (на примере Юго-Западного государственного университета и Курской области) // Экономика и управление. 2017. № 5 (139). С. 56-66.
18. Авдеева И. Л., Головина Т. А., Парахина Л. В. Развитие цифровых технологий в экономике и управлении: российский и зарубежный опыт // Вопросы управления. 2017. № 6 (30). С. 50-56.
19. Емельянов С. Г., Червяков Л. М., Вертакова Ю. В. Концептуальная модель управления многоуровневой образовательной системой Юго-Западного государственного университета при подготовке кадров для машиностроительного кластера // Наукоемкие технологии в машиностроении. 2013. № 4 (22). С. 6-13.
20. Емельянов С. Г., Вертакова Ю. В., Рисин И. Е., Трещевский Ю. И., Плотников В. А. [и др.]. Государственно-частное партнерство в образовательной сфере: учеб. пособие. СПб.: Лема, 2012. 200 с.
References
1. Glaz'yev S. Yu. Teoriya dolgosrochnogo tekhniko-ekonomicheskogo razvitiya [The theory of long-term technical and economic development]. Moscow: Vla-Dar Publ., 1993. 310 p.
2. Akayev A. A. Sovremennyy finansovo-ekonomiches-kiy krizis v svete teorii innovatsionno-tekhnolog-
icheskogo razvitiya ekonomiki i upravleniya inno- ^ vatsionnym protsessom [Modern financial and eco- ^ nomic crisis in the light of the theory of innovative m technological development of the economy and agement of the innovation process]. Sistemnyy mo- 2 nitoring: Global'noye i regional'noye razvitiye [Sys- q tem monitoring: Global and regional development]. Moscow: Librokom/URSS Publ., 2010, pp. 230258.
3. Zdol'nikova S. V., Babkin A. V. Problemy i osoben-nosti otsenki innovatsionnogo potentsiala promysh-lennosti v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Problems and peculiarities of estimation of innovative potential of the industry in the digital environment]. Tsifrovaya ekonomika i Industriya 4.0: novyye vy-zovy. Tr. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchasti-yem (Sankt-Peterburg, 2-4 aprelya 2018 g.) [Digital economy and Industry 4.0: New challenges. Proc. sci.-pract. conf. with int. participation (St. Petersburg, 2-4 Apr. 2018)]. St. Petersburg: Polytechnic University Publ., 2018, pp. 123-134. Available at: htt p: / / inecprom .spbstu.ru/files/ industry- 2 018 /in-dustry-2018.pdf.
4. Komarov V. V. Rossiyskiye universitety v dinamike mezhdunarodnykh reytingov [Russian universities in the dynamics of international ratings]. Vestnik Rossiyskogo gosudarstvennogo agrarnogo zaochno-go universiteta, 2013, vol. 20, no. 15, pp. 9-13.
5. Pashkus N. A., Pashkus V. Yu. Strategicheskoye po-zitsionirovaniye i konkurentosposobnost' vuza [Strategic positioning and competitiveness of the university]. Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta, 2014, no. 2, pp. 104-111.
6. Galenko V. P., Tabelova O. P. Konkurentosposobnost' i ustoychivoye razvitiye universitetskoy biznes-shko-ly [Competitiveness and sustainable development of a university business-school]. Izvestiya Sankt-Peter-burgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo uni-versiteta, 2016, no. 5 (101), pp. 60-69.
7. Vertakova Yu. V., Plotnikov V. A. Transformatsiya roli universitetov v obespechenii sotsial'no-ekonom-icheskogo razvitiya [Transformation of the role of universities in socio-economic development]. Ekonomika i upravleniye, 2017, no. 6 (140), pp. 55-62.
8. Bodrunov S. D. Integratsiya proizvodstva, nauki i obrazovaniya kak osnova reindustrializatsii rossiy-skoy ekonomiki [Integration of production, science, and education as the basis of reindustrialization of Russian economy]. Ekonomicheskoye vozrozhdeniye Rossii, 2015, no. 1 (43), pp. 7-22.
9. Plotnikov V. A. Mekhanizmy chastno-gosudarstven-nogo partnerstva v organizatsii dopolnitel'nogo pro-fessional'nogo obrazovaniya [Mechanisms of the public-private partnership in the organization of additional professional education]. Uchenyye zapiski Sankt-Peterburgskogo universiteta upravleniya i eko-nomiki, 2012, no. 3 (38), pp. 5-10.
10. Maksimtsev I. A., Karlik A. E., Rokhchin V. E. Go-sudarstvennoye regulirovaniye ekonomicheskogo raz-vitiya v predelakh federal'nykh okrugov v nauchnykh issledovaniyakh Sankt-Peterburgskogo gosudarst-vennogo ekonomicheskogo universiteta [State regulation of economic development within the federal district in scientific research of St. Petersburg State Economic University]. Izvestiya Sankt-Peterburg-skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo univer-siteta, 2015, no. 1 (91), pp. 7-17.
11. Ershova I. G., Vertakova Yr. V. Strategicheskaya vzaimosvyaz' razvitiya ekonomiki i kachestva obra-
zovaniya [The strategic relationship between the de-^ velopment of the economy and the quality of educara tion]. Nauchnyye vedomosti Belgorodskogo gosudar-m stvennogo universiteta. Seriya: Istoriya. Politologiya. 2 Ekonomika. Informatika, 2010, no. 13 (84), iss. 15/1, q pp.56-63.
12. Bezrukova T. L., Kirillova S. S. Metodicheskiy pod-khod k otsenke integrirovannykh struktur nauki, obrazovaniya i proizvodstva [Methodical approach to the assessment of the integrated structures of science, education and production]. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Sotsiologiya. Menedzhment, 2013, no. 4, pp.146-155.
13. Loginova A. V., Algazinov E. K., Garshina V. V., Sy-chev A. V., Desyatirikova E. N., Smol'yaninov A. V. Partnerstvo rabotodateley i vuza pri podgotovke IT-spetsialistov [Collaboration with employers in IT training]. Planirovaniye i obespecheniye podgotov-ki kadrov dlya promyshlenno-ekonomicheskogo kom-pleksa regiona, 2017, vol. 1, pp. 96-99.
14. Polyanin A. V., ed. Razvitiye sistemy gosudarstven-nogo i munitsipal'nogo upravleniya v usloviyakh reformirovaniya gosudarstvennogo sektora [Development of the system of state and municipal management in the context of public sector reform]. Orel: Central Russian Institute of Management, 2017. 227 p.
15. Firova I. P. Vzaimodeystviye rynka truda i profes-sional'nogo obrazovaniya sredstvami marketinga i proyektnoy formy obucheniya na pozitsionno-sub"yektnom i organizatsionnom urovnyakh [Interaction of the labor market and vocational education through marketing and project training at the position-subject and organizational levels].
Uchenyye zapiski Rossiyskogo gosudarstvennogo gidrometeorologicheskogo universiteta, 2007, no. 4, pp.170-178.
16. Official website of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Available at: http://MHHo6pHayKH.p$. Accessed 03.06.2018. (in Russ.).
17. Vertakova Yu. V., Larina O. G. Rol' universiteta v sotsial'no-ekonomicheskom razvitii regiona (na pri-mere Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta i Kurskoy oblasti) [The role of a university in regional socio-economic development: The case of the Southwest State University and the Kursk Region]. Ekonomika i upravleniye, 2017, no. 5 (139), pp.56-66.
18. Avdeyeva I. L., Golovina T. A., Parakhina L. V. Raz-vitiye tsifrovykh tekhnologiy v ekonomike i uprav-lenii: rossiyskiy i zarubezhnyy opyt [Development of digital technologies in economics and management: Russian and foreign experience]. Voprosy upravleniya, 2017. No. 6 (30), pp. 50-56.
19. Emel'yanov S. G., Chervyakov L. M., Vertakova Yu. V. Kontseptual'naya model' upravleniya mnogourov-nevoy obrazovatel'noy sistemoy Yugo-Zapadnogo go-sudarstvennogo universiteta pri podgotovke kadrov dlya mashinostroitel'nogo klastera [Conceptual model of management of multilevel educational system of South-West State University when training personnel for machine-building cluster]. Naukoyemkiye tekh-nologii v mashinostroyenii, 2013, no. 4 (22), pp. 6-13.
20. Emel'yanov S. G., Vertakova Yu. V., Risin I. E., Tre-shchevskiy Yu. I., Plotnikov V. A. et al. Gosudar-stvenno-chastnoye partnerstvo v obrazovatel'noy sfere [Public-private partnership in the educational sphere]. St. Petersburg: Lema Publ., 2012. 200 p.