Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНОГО ЛИДЕРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНОГО ЛИДЕРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
571
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ЛИДЕРСТВО / ГОСУДАРСТВО / МОЛОДЕЖНЫЙ ЛИДЕР

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Филиппов Иван Михайлович

В современных условиях реальной действительности необходимо сформировать активных граждан, осознанно отстаивающих и защищающих свои интересы. Развитие лидерских качеств молодежи является важнейшим ресурсом инновационного развития страны. Это особенно важно в нынешних непростых условиях, когда молодежь находится под влиянием, манипуляцией различных проправительственных сил. Поэтому именно образованная, талантливая, ответственная молодежь, которая может критически относиться к социальной действительности, способна завершить начатые преобразования и придать импульс развитию страны в непростых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF YOUTH LEADERSHIP IN THE MODERN WORLD

In modern conditions of reality, it is necessary to form active citizens who consciously defend and defend their interests. The development of leadership skills of young people is the most important resource for innovative development of the country. This is especially important in the current difficult conditions, when young people are under the influence and manipulation of various Pro-government forces. Therefore, it is educated, talented, responsible young people who can be critical of social reality, who are able to complete the transformation and give impetus to the development of the country in difficult conditions.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНОГО ЛИДЕРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

■ ■ ■ Развитие молодежного лидерства в современных условиях

Филиппов И.М.

Администрация Главы Чувашской республики, г. Чебоксары, Российская Федерация.

Аннотация: В современных условиях реальной действительности необходимо сформировать активных граждан, осознанно отстаивающих и защищающих свои интересы. Развитие лидерских качеств молодежи является важнейшим ресурсом инновационного развития страны. Это особенно важно в нынешних непростых условиях, когда молодежь находится под влиянием, манипуляцией различных проправительственных сил. Поэтому именно образованная, талантливая, ответственная молодежь, которая может критически относиться к социальной действительности, способна завершить начатые преобразования и придать импульс развитию страны в непростых условиях.

Ключевые слова: молодежь, лидерство, государство, молодежный лидер, лидерский потенциал.

Для цитирования: Филиппов И.М. Развитие молодежного лидерства в современных условиях // Коммуникология: электронный научный журнал. 2020. Том 5. №2. С. 40-50

Сведения об авторе: Иван Михайлович Филиппов, помощник Главы Чувашской Республики, помощник Депутата Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации; аспирант Московского государственного областного университета. Адрес: 428004, г. Чебоксары, Президентский бульвар, д. 10. E-mail: filivanmih@yandex.ru

Статья поступила в редакцию: 19.04.2020. Принята к печати: 16.06.2020.

В настоящее время именно молодежь, должна быть стратегическим ресурсом, носителем инновационного потенциала развития страны, призванная решать накопившиеся и возникающие проблемы. Используя эффективно молодежный потенциал и инновационный ресурс развития, регионы могут стать конкурентоспособными как в социально-экономических отношениях, так и на политической арене вообще, оставаться в числе сильнейших и преуспевающих.

Однако, возникает вопрос о том, что собой представляет молодежь, каковы ее социальные позиции, потребности и ожидания. Другой вопрос о том, что может сделать государство на современном этапе развития, чтоб в будущем целиком и полностью полагаться на российскую молодежь?

Зимой 2020 г. с участием автора было проведено социологическое исследование «Ожидания молодежи в современных реалиях» в Чувашской Республике. Для проведения данного исследования был выбран метод

онлайн-анкетирования. Цель исследования заключалась в определении текущих потребностей молодежи в Чувашской Республике и выявлении основных трендов в молодежной среде, для более объективной картины, в возрасте от 14 до 35 лет (до 18 лет - 24,5%, до 25 лет - 28%, до 30 лет -31,5%, до 35 лет -16%). Соотношение респондентов по гендерному признаку: 56,3% - мужской и 43,7% - женский. Средний возраст респондентов равнялся 27 лет.

Ключевые задачи исследования: проанализировать текущие возможности самореализации молодого поколения в регионе; определить ценностную составляющую, потребности, страхи и переживания современной молодежи; выявить эффективность текущей государственной молодежной политики в Российской Федерации; изучить текущее отношение молодежи к общественной деятельности; найти наиболее желаемые форматы участия молодежи в общественной деятельности; определить социокультурные, политические и социальные тренды в молодежной среде; определить наиболее эффективные социальные лифты в современных условиях.

Большинство экспертов (до 80%) подчеркнули актуальность темы социологического исследования в определении текущих потребностей молодежи и в выявлении основных трендов в молодежной среде, часть экспертов считают, что есть определенная потребность - 18,1%. Уровень потребности не актуален считают всего - 1,9%.

Согласно данным опроса, большая часть молодежи призналась, что наиболее важными ценностями в их жизни являются семейные ценности (71,3%), ценности профессиональной самореализации (49,3%), ценности дружбы (41,6%), а также ценности образования и познания мира (38,7%).

Большинство современной молодежи испытывает жизненные сложности из-за проблем с поиском работы (34,9%); 25,3% молодежи испытывают жизненные сложности из-за непростой ситуации в личной жизни; 25,8% - из-за проблем в саморазвитии и самовыражении; 16% - из-за проблем с отдыхом. Молодые люди высказались оптимистично в отношении своего будущего (72,9%). При этом 17,7% уверены в том, что их будущее будет однозначно очень хорошим, а 56,8% высказались в пользу того, что их будущее будет хорошим, несмотря на наличие некоторых трудностей. Беспокойство за свое будущее высказало 20,9% молодых людей. 4,6% затруднились при выборе ответа на данный вопрос.

На вопрос достаточно ли в современной России возможностей у молодежи для самореализации, большинство молодежи (56,7%) полагают достаточными созданные для их поколения возможности для самореализации. При этом каждый пятый опрошенный респондент (19,6%) уверен, что молодежь может себя полностью реализовать, в то время как 37,9% уверены в этом, несмотря на некоторые трудности. Наибольшее беспокойство относительно своего будущего современная молодежь в

первую очередь испытывает из-за страха не найти себя в будущем (57,8%) и не реализовать свой потенциал (54,3%), а также из-за страхов потерять близкого человека (45,4%). Беспокоятся за судьбу и будущее страны и общества 32,3% молодых людей.

Значительна доля среди молодежи и тех, кто считает, что возможности самореализации в регионе ограничены или отсутствуют полностью - 47,9%. Из них 32,4% опрошенных считают, что лишь малая часть молодежи может себя реализовать в Чувашской республике. Другие 12,6% убеждены в том, что в регионе не создано практически никаких возможностей для самореализации. 7,1% затруднились при выборе ответа на данный вопрос. Отвечая на вопрос: «Сложились ли системные условия воспитания и развития лидерских качеств в регионе?», большинство респондентов 64% считает, что больше пока «не сложились», чем «сложились». Треть экспертов 36 % не смогли определиться.

Большинство опрошенных заявили, что молодежи в современных условиях в первую очередь не хватает возможностей трудоустройства (62,1%) и самовыражения (49,7%), а также качественного образования (47,4%). Кроме того, довольно остро по-прежнему стоят вопросы с возможностью молодежи доносить свое мнение до государства (42,6%), а также с наличием социальной поддержки молодежи со стороны государства (стипендии, пособия, льготы и др.) (40,1%).

Говоря о наиболее эффективных социальных лифтах, существующих в современной России для молодого поколения, были выделены личные связи (46,7%), хорошее образование (42,5%) и обеспеченные родители (38,9%), а также создание собственного бизнеса (32,9%). Государственную службу в качестве социального лифта рассматривает 36,8% молодежи. При этом членство в политической партии или службу в армии как социальные лифты рассматривает несколько меньшая часть молодежи - 23,1% и 20,4% соответственно.

Другие (31,5% молодых людей) уверены, что членство в молодежных общественных и общественно-политических движениях может дать им путевку в жизнь и самореализоваться. Победа в конкурсах, получение грантов, проводимых на государственном уровне, также могут стать социальном лифтом. Об этом заявили 39,4% молодежи. Кроме того, 32,8% молодежи отметили, что участие в молодежных форумах, проводимых на государственном уровне, может стать возможностью для успеха в будущем.

Наибольшую инициативу в сфере оптимизации механизмов профессионального роста и поддержки молодежи должно проявлять государство. Такого мнения придерживается более половины опрошенных (54,7%). Вторым по популярности мнением (23,4%) в молодежной среде стала та позиция, согласно которой молодежь сама должна проявлять инициативу для своего профессионального становления. Оставшиеся

20,4% молодежи хотят получать первоочередную помощь от других структур (образовательные учреждения, крупный бизнес, социально ориентированные НКО и фонды и т.д)

Подавляющее большинство молодежи уверено в том, что государству при реализации политического курса в молодежной политике в первую очередь необходимо уделять внимание трудоустройству молодежи (72,5%) и повышению доступности и качества высшего образования в стране (61,2%). Менее актуальными, но все же значимыми для большой части молодежи являются вопросы с доступностью приобретения жилья (46,4%), поддержкой молодых семей (41,3%), популяризацией спорта и ЗОЖ среди молодежи (39,7%), поддержкой молодых ученых (36,7%), доступностью и качеством медицинских услуг (33,1%) , а также предоставлением социальной помощи для молодежи из малообеспеченных семей (36,4%).

Актуальными для молодежи также являются: поддержка молодежи из сел и малых городов республики (37,8%), поддержка молодежного предпринимательства (34,3%), патриотическое воспитание молодежи (33,7%), популяризация культуры и творчества (31%), развитие волонтерского движения (26,4%), а также увеличение представительства молодежи в органах государственной власти и политике (25,1%), борьба с негативными проявлениями и экстремизмом в молодежной среде (24,9%), проведение молодежных форумов и конференций (24,3%).

Для изменения положения дел в стране молодежь в основном предпочитает принимать участие в выборах (42,5%) и принимать активное участие в общественной жизни страны, республики или своего города (40,1%). При этом 28,9% молодежи для изменения положения дел в стране принимают участие в волонтерской деятельности, а 27,2% оказывают личную помощь людям.

В качестве мотивационных факторов, побуждающих молодежь к участию в общественной деятельности, выделяются следующие: получение новых знаний и навыков (66,7%); заведение новых знакомств и контактов (58,9%); получение новых ярких впечатлений и эмоций (53,2%), а также возможность принести пользу обществу (45,3%). Для 43,6% в качестве мотивации выступает возможность вживую пообщаться с известными людьми (знаменитостями, деятелями, экспертами); 32,4% респондентов отметили, что рассматривают участие в общественной деятельности как возможность будущего трудоустройства; 31,1% опрошенных заявили, что принимать участие в общественной деятельности их мотивирует возможность презентовать себя в общественной или политической сфере, а еще 25,7% видят в этом возможность реализации своих проектных инициатив. Кроме того, 17,3% молодых людей ответили, что рассчитывают на получение особых условий, статуса, льгот или преференций за их активной участие в

общественной жизни. Примерно 5,7% молодежи вообще не имеет мотивации к участию в общественной деятельности, а оставшиеся 4,5% затруднились ответить на поставленный вопрос.

Наиболее желаемым и удобным форматом получения интересующей информации для молодежи стали практические семинары и тренинги (58,5%), а также встречи в формате «вопрос-ответ» (41,5%). Также допустимыми форматами получения актуальной информации для молодежи являются академические лекции (29,9%), просмотр видеоинтервью (26,1%) и TED-встречи (24,3%). Несомненно, в молодежной среде существует запрос на создание эффективных механизмом трудоустройства и социальных лифтов в профессиональной сфере. При этом 67,1% молодежи считают, что эффективным решением данной проблемы могло бы стать развитие системы профессиональных стажировок и практик. В данных мероприятиях хотели бы принимать участие 67,1% молодежи. Также довольно популярными у молодежи (37%) будут являться конкурсы на получение грантовой или стипендиальной поддержки. Кроме того, в молодежной среде существует запрос на проведение конкурсов на замещение вакантных рабочих мест для молодежи (31,1%), курсов профессиональной переподготовки (30,5%), курсов по профориентации, составлению резюме и прохождению собеседования (30,2%). Другая часть молодежи (27,2%) хотела бы принять участие во встречах с представителями крупных компаний-работодателей. Участие в конкурсах талантов по интересующей профессиональной сфере деятельности могло бы вызвать интерес у 27,2% молодежи.

Определенная часть молодежи (35,3%) имеет запрос на участие в волонтерских и добровольческих мероприятиях. Наиболее желательными форматами участия в волонтерской деятельности для молодежи стали: посещение детских домов и оказание помощи в воспитании детей-сирот (45,5%), оказание помощи ветеранам ВОВ и труженикам тыла (38,4%) и экологическое волонтерство, которое включает в себя уборку территорий, их благоустройство и т.д. (37,1%). Кроме того, популярными могут также стать следующие направления волонтерской деятельности: осуществление донорства крови и плазмы (34,4%), благотворительные акции в детских социальных, исправительных и реабилитационных учреждениях (34,3%), зоозащитные мероприятия (33,4%), оказание помощи пенсионерам (33,3%) и сбор вещей первой необходимости нуждающимся (31%). Менее популярными мероприятиями в сегменте волонтерской деятельности стали: оказание помощи пострадавшим от пожаров, стихийных катаклизмов, технологических катастроф, военных действий или терактов (25,4%), помощь за уходом за людьми с ограниченными возможностями (23,3%), а также помощь многодетным матерям или матерям-одиночкам (22,3%). Отсутствие желания принимать участие в волонтерских и добровольческих мероприятиях выразили 13,8% молодежи.

Молодежь и масс-медиа

Говоря о социальной активности, направленной на предотвращение ряда проблематик в жизни своего города, молодежь (40,6%) выразила желание принимать участие в ряде социальных акций, которые направлены на привлечение общественного внимания к существующим проблемам своего города посредством участия в социальных флешмобах, автопробегах и других акциях. Кроме того, 33,8% молодежи выразили готовность принимать участие в общественных рейдах, посвященных борьбе с конкретными проблемами жизни своего города. Принимать участие в распространении информации о текущих социальных проблемах своего города готовы 26,4% молодежи. Свою готовность принимать участие в митингах выразили 26,4% молодежи. Помимо всего прочего, 21,1% молодежи выразил желание принимать участие в деятельности политической партии, которая смогла бы мобилизовать общество на борьбу с наиболее актуальными проблемами жизни своего города. В деятельности специализированных общественных организаций хочет принимать участие до 19,1% молодежи. Давать комментарии СМИ, писать петиции в органы государственной власти и принимать участие в пикетах готовы 18,1%, 16,7% и 8,1% соответственно. При этом отмечается, что каждый пятый молодой человек (20,4%) заявил об отказе принимать участие в мероприятиях, направленных на предотвращение социальных проблем своего города.

Лидерский потенциал молодежи

Исходя из того, что лидерство играет огромную роль для государственных интересов, необходимо отметить, что это неотъемлемая черта характера молодого человека, наличие своей позиции, готовности ее отстаивать, ставить цели и достигать их, это очень важно для его личностного совершенствования, для становления профессионала в какой-либо сфере деятельности.

Развитие лидерского потенциала молодежи и весь комплекс мер по формированию эффективного лидерства будет способствовать качественному обновлению регионов России. Поэтому выявление и развитие лидерских качеств предполагается начинать еще со школы, а особое значение уделять этому среди студентов ССУЗов и вузов для скорейшей интеграции их в государственно-ориентированную жизнь общества. Нельзя забывать, что лидерские качества у детей проявляются уже в дошкольном возрасте (ясли и детские садики).

Нашему обществу просто необходимы компетентные специалисты, способные самостоятельно принимать решения важнейших вопросов и нести ответственность за свой выбор, отстаивать свою позицию, умеющих взаимодействовать с окружением, работать в команде, то есть проявлять

лидерские качества. Такие люди могут выбирать наиболее эффективные пути достижения поставленных целей. Поэтому существует необходимость разрабатывать целенаправленную систему для развития и активации лидерского потенциала.

Формирование лидерских качеств у молодого человека проходит под влиянием различных факторов, таких как социально-политические, духовно-патриотические, культурно-нравственные и др. Поэтому исследование природы лидерства имеет важное значение для совершенствования управления процессами в этой области путем закрепления имеющихся недостатков в повышении социальной ответственности инновационного подхода к решению как тактических, так и стратегических задач поступательно мощного развития нашего государства.

Успешное решение задач формирования лидерского потенциала молодежи является архиважной и злободневной задачей. Поэтому изучение положительного опыта подготовки лидерского потенциала в регионах страны имеет огромное значение, ибо могущество и сила России определяется уровнем социально-экономического развития его субъектов.

Значительный опыт в развитии лидерского потенциала молодежи накоплен в Чувашской Республике. Так в регионе с 6 апреля 2020 г. стартовали республиканские конкурсы «Управленческая команда» и «Команда молодых лидеров», организованные по поручению временно исполняющего обязанности Главы Чувашской Республики О.А. Николаева в соответствии с Указом Главы Чувашской Республики от 10 февраля 2020 г. № 32 «О республиканских конкурсах «Управленческая команда» и «Команда молодых лидеров». Оператором конкурсов является Чебоксарский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС).

Поэтапная презентация конкурсных проектов

Конкурсные процедуры включали регистрацию с размещением видеопрезентации, заочное и очное тестирование, групповые дискуссии и индивидуальное собеседование. С 6 апреля 2020 года проходил 1 этап конкурса. В рамках этого этапа была проведена подготовительная работа -информация о конкурсе была размещена на Портале органов власти Чувашской Республики в социальных сетях и средствах массовой информации. 2 этап проходил с 16 по 29 апреля 2020 года. В течение двух недель участники регистрировались на портале lider.cap.ru, заполняя в электронном виде анкеты с указанием размещенной в сети Интернет видеопрезентации. По данным на 30 апреля 2020 года всего подали заявки 1599 участников. После истечения срока подачи заявок выполнен

первичный анализ на корректность введенных данных и информации. По результатам выполненного анализа в связи с не корректностью введенных данных отклонено 20 заявок. К участию в конкурсе были допущены 1579 конкурсантов. Анализ возрастного состава показал, что количество участников в возрасте от 18 до 25 лет составляет 1384 человека, в возрасте от 26 до 30 лет - 100, и в возрасте от 31 до 35 человек - 95 человек. Анализ уровня образования показал следующие результаты: более 17% участников имеют высшее образование, что составляет 268 человек. Из них 202 человека закончили вузы, находящиеся на территории Чувашской Республики. И 65 человек закончили вузы в других субъектах Российской Федерации. Около 28% участников (438 человек) не стали уточнять уровень имеющегося образования или место учебы. В основном, данные участники не заполняли данное поле, но при этом указывали, что они являются студентами. 3,7% участников конкурса (58 человек) отметили уровень образования - школа. В настоящее время 522 участника являются студентами вузов, находящихся на территории Чувашской Республики и 4 участника учатся в вузах Москвы. В настоящее время 289 участников являются студентами средних профессиональных учреждение Чувашской Республики.

В рамках 3 этапа конкурса с 5 по 14 апреля 2020 года участники проходили заочное тестирование на сайте с использованием дистанционных технологий. Для организации процедуры использовалась система «Прометей», предназначенная для автоматизированной оценки знаний. Тестирование состояло из двух частей: комплексные (тест 1) и практические (тест 2) задания. По состоянию на 14.05.2020 г. 859 участников сдали тест 1 (55,5%), 789 участников сдали тест 2 (50,9%). По условиям конкурса необходимо было набрать 60% по каждому тесту. Из 859 сдававших тест 1 успешно сдали 366 чел. (42,6%). Из 789 сдававших тест 2 успешно сдали 324 чел. (41,0%). Только тест 1 успешно сдали 135 чел. Только тест 2 успешно сдали 93 чел. Для прохождения в следующий этап необходимым является успешное прохождение двух этапов - тест 1 и тест 2 успешно сдали 230 участников. С 26 по 28 мая 2020 года участники проходили 4 этап конкурса дистанционного тестирования с идентификацией личности. По итогам конкурса успешно сдали тестирование 92 человека. Темы дискуссий и порядок их проведения будут определены экспертной комиссией.

В связи с новыми обстоятельствами, вызванными угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19), 5 этап конкурса (полуфинал) состоялся с 27 и 31 июля 2020 года. Полуфинал проходил в очном формате групповой дискуссии. По результатам групповых дискуссий членами экспертной комиссии объявлены 25 полуфиналистов. Проведение 6 этапа (финала) проходило с 7 по 14 августа 2020 года в форме индивидуального собеседования с полуфиналистами

конкурса. Результаты оформлены решением (протоколом заседания экспертной комиссии) о финалистах конкурса.

Данные республиканские конкурсы направлены на совершенствование государственного управления, привлечение на управленческие должности молодых специалистов до 35 лет, обладающих высоким уровнем развития лидерских качеств и управленческих компетенций, а также состоявшихся руководителей в возрасте до 55 лет с опытом работы на управленческих должностях не менее трех лет.

Как отметил временно исполняющий Главы Чувашской Республики О.А. Николаев: «Я призываю активно участвовать в конкурсах всех жителей республики, которые желают реализовать себя в области государственного управления и не только. Уверен, что кадровый резерв, сформированный по результатам конкурсов, будет интересен и крупным предприятиям региона. Но самое главное даже не в этом. Самое главное -дать возможность развиваться всем тем, кто этого хочет. Через такого рода конкурсы мы идём по пути выявления людей, которые желают и имеют способности реализовать серьезные бизнес проекты и проекты социальной направленности и тем самым реально менять условия жизни в нашей республике»3.

В настоящее время ведется работа по изменению порядка формирования, подготовки и использования резерва управленческих кадров Чувашской Республики. Резерв управленческих кадров Чувашской Республики - это группа высококвалифицированных и перспективных лиц, имеющих опыт руководящей либо управленческой деятельности, успешно проявивших себя в сфере профессиональной и (или) общественной деятельности, обладающих необходимыми профессионально-деловыми и личностными качествами и высокой степенью ответственности, позволяющими рассматривать их в качестве кандидатов для замещения руководящих должностей.

Планируется, что комиссией будет проводиться отбор из числа лиц, состоящих в кадровых резервах на замещение должностей руководителей подведомственных органам исполнительной власти Чувашской Республики организаций.

В резерв сможет также претендовать любой гражданин, имеющий опыт руководящей либо управленческой деятельности не менее трех лет, высшее образование и не имеющий ограничений, установленных порядком формирования данного резерва.

3 http://www.glava.cap.ru/news/2020/02/10/oleg-nikolaev-podpisal-ukaz-o-regionaljnih-konkurs

Выводы

Таким образом, можно сделать вывод, что именно активная, инициативная, инновационная молодежь, с лидерскими качествами будет опорой государства, станет источником развития современной конкурентоспособной цифровой экономики, будет создавать стабильное социально-ориентированное общество, поведет за собой, организуя и продвигая, остальных членов общества, будет решать злободневные проблемы государства и социума.

Важно отметить, что в настоящее время не только государство, но и все члены общества обеспокоены тем, чтобы выявить и подготовить как можно большее число активных личностей, на которых ляжет ответственность за динамичное развитие государства и дальнейшее укрепление международных отношений, так и процесс внутри страны. Наш анализ подтверждает актуальность формирования лидерских качеств лидеров в молодежной среде, как одной из важнейших задач, стоящих в настоящее время перед обществом и государством. На наш взгляд создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации, а также возможности для самостоятельного и принятия решения молодыми людьми будет способствовать взаимосвязанному улучшению качества жизни молодого поколения и развитию страны в целом. Таким образом, формирование созидательной активности молодежи является одним из приоритетных направлений реализации молодежной политики в РФ, которое приведет к увеличению вклада молодых людей в повышение благосостояния страны, что повысит ее конкурентоспособность на международной арене, социально-экономическое благополучие всего населения.

Но для достижения поставленной цели мы должны изучить все возникшие проблемы в ходе практической деятельности и добиться безусловного выполнения стратегических задач по значительному подъёму социально-экономической мощи российского государства.

Источники

Берхард фон Лёнайзен (2012). Развитие лидерства: российский контекст. // Управление качеством. №5.

Бузин В.Н., Бузина Т.С. (2007). Социальная реклама: быть или не быть?// Реклама: теория и практика. № 1. С. 16-28.

Григорьев А.В, Миронова Ю.Г. (2016). О Причинах пассивности политического участия астраханской студенческой молодежи // Каспийский регион: политика, экономика, культура. № 3 (48). С. 77.

Еремеева В.В. (2006). «Политическое лидерство в молодежной среде в условиях демократизации российского общества» автореферат диссертации кандидата политических наук. Москва.

Коммуникативное пространство: измерения, пределы. возможности// международная конференция РКА/ http://www.russcomm.ru/rca biblio/text/com-2010.pdf

Котрухова Р.И. (2009). Статья Эффективное лидерство и развитие лидерского потенциала современной молодежи, Вестник Челябинского государственного университета. №14(152). Специальный выпуск. С. 54-58.

Лебон Г. (2015). Психология народов и масс // Академический проект. С. 240.

Пономарёв А.В., Ланцев А.О., Кырчиков М.С. (2020). Лидерство в молодежной среде, учебное пособие. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург.

Рюмшин С.А. (2013). Институты медиации в управлении социальными процессами// Коммуникология. Т. 2. № 2. С. 191-195.

Рябушко А.Н. (2016). Роль информационных технологий в формировании образа региональных политических лидеров. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Санкт-Петербург.

Хозинов Р.Р. (2015). Социальный портрет эффективного лидера // Вестник Самарского муниципального института управления. № 2. С. 164.

Шарков Ф.И. (2008). Массовые коммуникации и медиапланирование. Москва.

Шарков Ф.И., Гостенина В.И. (2006). Технологии рекламы. Учеб. пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности 350700 Реклама (ДС.Р.03) / Ф.И. Шарков, В.И. Гостенина. Москва. Сер. ИМК / Междунар. акад. бизнеса и упр.

Шарков Ф.И., Силкин В.В. (2017). Коммуникология: теория и практика массовой информации. М.: Дашков и Ко

Baer, J. (2011). Why grand theories of creativity distort, distract, and disappoint. The International Journal of Creativity and Problem Solving, 21(1), 73-100.

G. Lebon (2015). Psychology of peoples and masses / / Academic project. P. 240.

Longman, J. (2011, May 22). Boy genius . Times Sports Sunday, pp.1, 6-7.

Pfeiffer, S. I. (2012a). Current perspectives on the identification and assessment of gifted students. Journal of Psychoeducational Assessment, 30(1), 3-9.

Pfeiffer, S. I. (2012b). Lessons learned from working with high-ability students. Gifted Education International. Advance online publication. doi: 10.1 177/0261429 412440653.

Pfeiffer, S. I. (2012c). Serving the gifted: Evidence-based clinical and psycho-educational practice. New York: Routledge.

Pfeiffer, S. I., & Thompson, T. L. (2013). Creativity from a talent development perspective: How can it be cultivated in the schools. In K. Kim, J. C. Kaufman, J. Baer & B. Sriramen (Eds.), Creatively gifted students are not like other gifted students: Research, theory, and practice (pp.231-255). Rotterdam: Sense Publishers.

Sternberg, R. J., Jarvin, L., & Grigorenko. E. L. (2011). Explorations in giftedness. New York: Cambridge University Press.

Wechsler, S. M. (2011). Criatividade e inova9ao no context brasileiro. I Conferencia Internacional de Criatividade e Inova9ao. Recuperado em dezembro 5, 2012, disponível em <http://www.criabrasilis.org.br/arquivos/pdfs/122_anais_trabalhos_ completos.pdf>.

Wechsler, S. M., & Nakano, T. C. (2011). Criatividade na universidade: uma perspectiva internacional. Sao Paulo: Vetor.

■ ■ ■ Development of youth leadership in modern conditions Filippov I. M.

Administration of the Head of the Chuvash Republic, Cheboksary, Russian Federation.

Abstract: in modern conditions of reality, it is necessary to form active citizens who consciously defend and defend their interests. The development of leadership skills of young people is the most important resource for innovative development of the country. This is especially important in the current difficult conditions, when young people are under the influence and manipulation of various Pro-government forces. Therefore, it is educated, talented, responsible young people who can be critical of social reality, who are able to complete the transformation and give impetus to the development of the country in difficult conditions.

Keywords: youth, leadership, state, youth leader, leadership potential.

For citation: Filippov, I. M. the Development of youth leadership in modern conditions // Communicology: electronic scientific journal. 2020. Vol. 5. No. 2. P. 51-52

Inf. about the author: Ivan Mikhailovich Filippov, assistant to the Head of the Chuvash Republic, assistant to the Deputy of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation; post-graduate student of the Moscow state regional University. Address: 10 Presidential Boulevard, Cheboksary, 428004. E-mail: filivanmih@yandex.ru

Received: 19.04.2020. Accepted: 16.06.2020. References

Buzin V. N., Buzina T. S. (2007). Social advertising: to be or not to be?// Advertising: theory and practice. No. 1. P. 16-28.

Baer, J. (2011). Why grand theories of creativity distort, distract, and disappoint. The International Journal of Creativity and Problem Solving, 21(1), 73-100.

Berkhard von Lenzen (2012). Leadership development: Russian context. / / quality Management. №5. (In Rus.).

Communicative space: dimensions, limits. opportunities/ / RKA international conference/ http://www.russcomm.ru/rca_biblio/text/com-2010.pdf (In Rus.).

Eremeeva V. V. (2006). "Political leadership in the youth environment in the conditions of democratization of Russian society" abstract of the dissertation of the candidate of political Sciences. Moscow. (In Rus.).

Foley, N. M., & Pfeiffer, S. I. (2011). High ability students:New ways to conceptualize giftedness and provide psychological services in the schools. Journal of Applied School Psychology, 27(4), 293-305.

G. Lebon (2015). Psychology of peoples and masses / / Academic project. P. 240.

Grigoriev A. V., Mironova Yu. G. (2016). On The reasons for the passivity of political participation of the Astrakhan student youth / / Caspian region: politics, economy, culture. No. 3 (48). P. 77. (In Rus.).

Khozinov R. R. (2015). Social portrait of an effective leader / / Bulletin of the Samara municipal Institute of management. No. 2. P. 164. (In Rus.).

Kotrekhov R. I. (2009). Article Effective leadership and development of leadership potential of modern youth, Bulletin of Chelyabinsk state University, No. 14 (152). Special issue, Pp. 54-58. (In Rus.).

Longman, J. (2011, May 22). Boy genius . Times Sports Sunday, pp.1, 6-7.

Pfeiffer, S. I. (2012a). Current perspectives on the identification and assessment of gifted students. Journal of Psychoeducational Assessment, 30(1), 3-9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pfeiffer, S. I. (2012b). Lessons learned from working with high-ability students. Gifted Education International. Advance online publication. doi: 10.1 177/0261429 412440653.

Pfeiffer, S. I. (2012c). Serving the gifted: Evidence-based clinical and psycho-educational practice. New York: Routledge.

Pfeiffer, S. I., & Thompson, T. L. (2013). Creativity from a talent development perspective: How can it be cultivated in the schools. In K. Kim, J. C. Kaufman, J. Baer & B. Sriramen (Eds.), Creatively gifted students are not like other gifted students: Research, theory, and practice (pp.231-255). Rotterdam: Sense Publishers.

Ponomarev A. V., O. A. Lantsev, Kurchikov M. S. (2020). Leadership in the youth environment, textbook, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Yekaterinburg. (In Rus.).

Ryabushko A. N. (2016). The role of information technologies in shaping the image of regional political leaders. The dissertation on competition of a scientific degree of candidate of political Sciences. Saint-Petersburg. (In Rus.).

Ryumshin S. A. Institutes of mediation in the management of social processes// Communicology. 2013. Vol. 2. No. 2. Pp. 191-195. (In Rus.).

Sharkov F. I. Mass communications and media planning. Moscow, 2008. (In Rus.).

Sharkov F. I., Gostenin V. I. TECHNOLOGY ADVERTISING. study. manual for University students studying in the specialty 350700-Advertising (DS. R. 03) / F. I. Sharkov, V. I. Gostenina. Moscow, 2006. Ser. IMC / Intern. Acad. business and UPR. (In Rus.).

Sharkov F. I., Silkin V. V. (2017). Communicology: theory and practice media. M.: Dashkov I Ko. (In Rus.).

Sternberg, R. J., Jarvin, L., & Grigorenko. E. L. (2011). Explorations in giftedness. New York: Cambridge University Press.

Wechsler, S. M. (2011). Criatividade e inova9ao no context brasileiro. I Conferencia Internacional de Criatividade e Inova9ao. Recuperado em dezembro 5, 2012, disponível em <http://www.criabrasilis.org.br/arquivos/pdfs/122_anais_trabalhos_ completos.pdf>.

Wechsler, S. M., & Nakano, T. C. (2011). Criatividade na universidade: uma perspectiva internacional. Sao Paulo: Vetor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.