Научная статья на тему 'Волонтерская деятельность в культурно-образовательном пространстве вуза'

Волонтерская деятельность в культурно-образовательном пространстве вуза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
205
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / SOCIAL ACTIVITY / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / VOLUNTEER ACTIVITIES / ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / VOLUNTEER MOVEMENT / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / CULTURAL AND EDUCATIONAL SPACE OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / EDUCATIONAL SYSTEM / МОДЕЛЬ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MODEL OF VOLUNTEER ACTIVITIES / STUDENT’S YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Паклина Елена Алексеевна

Волонтерское движение сегодня рассматривается как эффективный механизм развития социальной активности молодежи, нравственного и патриотического воспитания, возрождения в молодежной среде фундаментальных духовных ценностей. Потребность учащейся молодежи в творческой и профессиональной реализации, к участию в жизни общества и государства, к лидерству находит практическое воплощение в волонтерской деятельности как сфере приложения личностных сил и способностей, обогащающей содержание жизни новыми смыслами. Теоретическое обоснование модели организации волонтерской деятельности в образовательном пространстве вуза, обеспечивающей осознаваемое, целенаправленное взаимодействие личности и социума с учетом понимания сущности социальной активности, структуры мотивов социальной активности учащейся молодежи, специфики организации волонтерской деятельности в вузе и условий реализации ее социально-педагогического потенциала, представлены как результат теоретико-эмпирического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Volunteer activity in university cultural and educational space

Today volunteer movement is considered as the effective development mechanism of social activity of youth, moral and patriotic education, revival among young people of fundamental cultural wealth. Need of the studying youth for creative and professional implementation, to an involvement in life of society and state, to a leadership finds the practical embodiment in volunteer activities as to the sphere of application of personal forces and abilities enriching the maintenance of life with new meanings. Theoretical reasons for model of the organization of the volunteer activities in educational space of higher education institution providing the realized, purposeful interaction of the personality and society taking into account understanding of an entity of social activity, structure of motives of social activity of the studying youth, specifics of the organization of volunteer activities in higher education institution and conditions of implementation of its social and pedagogical potential are provided as result of a theoretical and empirical research.

Текст научной работы на тему «Волонтерская деятельность в культурно-образовательном пространстве вуза»

УДК 316.663-057.875:36

Е. А. Паклина

Волонтерская деятельность в культурно-образовательном пространстве вуза

Волонтерское движение сегодня рассматривается как эффективный механизм развития социальной активности молодежи, нравственного и патриотического воспитания, возрождения в молодежной среде фундаментальных духовных ценностей. Потребность учащейся молодежи в творческой и профессиональной реализации, к участию в жизни общества и государства, к лидерству находит практическое воплощение в волонтерской деятельности как сфере приложения личностных сил и способностей, обогащающей содержание жизни новыми смыслами. Теоретическое обоснование модели организации волонтерской деятельности в образовательном пространстве вуза, обеспечивающей осознаваемое, целенаправленное взаимодействие личности и социума с учетом понимания сущности социальной активности, структуры мотивов социальной активности учащейся молодежи, специфики организации волонтерской деятельности в вузе и условий реализации ее социально-педагогического потенциала, представлены как результат теоретико-эмпирического исследования.

Ключевые слова: социальная активность, волонтерская деятельность, волонтерское движение, студенческая молодежь, культурно-образовательное пространство вуза, воспитательная система, модель волонтерской деятельности

Elena A. Paklina

Volunteer activity in university cultural and educational space

Today volunteer movement is considered as the effective development mechanism of social activity of youth, moral and patriotic education, revival among young people of fundamental cultural wealth. Need of the studying youth for creative and professional implementation, to an involvement in life of society and state, to a leadership finds the practical embodiment in volunteer activities as to the sphere of application of personal forces and abilities enriching the maintenance of life with new meanings. Theoretical reasons for model of the organization of the volunteer activities in educational space of higher education institution providing the realized, purposeful interaction of the personality and society taking into account understanding of an entity of social activity, structure of motives of social activity of the studying youth, specifics of the organization of volunteer activities in higher education institution and conditions of implementation of its social and pedagogical potential are provided as result of a theoretical and empirical research.

Keywords: social activity, volunteer activities, volunteer movement, student's youth, cultural and educational space of higher education institution, educational system, model of volunteer activities DOI 10.30725/2619-0303-2018-3-101-104

Термин «активность» в общепринятом значении толкуется как действие или поступок. При этом в научном сообществе не существует однозначного определения понятия «социальная активность», единства взглядов на его содержание и структуру. В системе гуманитарного знания понятие «социальная активность» трактуется в зависимости от аспекта его рассмотрения в области конкретной науки.

С позиции философского научного знания, «социальная активность» обусловлена деятельной природой человека. Исследования ее сущности, структуры, источников, критериев и форм вносят существенный вклад в раскрытие методологического потенциала социальной активности как философской категории, что позволяет использовать его в качестве методологического

основания в других областях научного знания. В философском научном знании сущность и природа социальной активности рассматриваются как высшая форма, особенное свойство активности в применении его не к материи, а к ее особому уровню развития - обществу, способом существования которого является деятельность.

В социологии можно выделить два направления анализа понятия «социальная активность», обусловленные выбором деятельност-ного или личностного подходов в качестве их основания.

С позиции деятельностного подхода, социальная активность рассматривается как целенаправленная деятельности человека. С позиции личностного подхода - как системное социальное качество личности, в котором отражается

глубина и полнота связей с социумом, уровень преобразования личности в субъект общественных отношений.

В психологической литературе термин «социальная активность» раскрывается как личностное образование, которое формируется на основе потребностей и интересов человека, как внутренняя готовность к действию, обеспечивающая его жизнь в обществе.

Д. И. Фельдштейн отмечал, что структура «социальной активности» как целенаправленной деятельности включает в себя: осознание и понимание человеком общественных явлений, развитие потребностей в коллективном взаимодействии, формирование мотивов, которые побуждают человека к сотрудничеству [1, с. 80].

В педагогических исследованиях проблеме раскрытия сущности понятия «социальная активность» и поиску эффективных механизмов ее развития всегда уделялось пристальное внимание. С позиции анализа «социальной активности», ее сущность во все исторические периоды рассматривалась как качество личности, которое является не врожденным, а формируемым под воздействием социального окружения. Обосновывая социальную активность как интегрированное качество личности, исследователи отмечают его базовые компоненты, такие как инициативность, исполнительность, ответственность.

Н. В. Пилипчевская подчеркивает, что эти качества формируются в осознаваемой, целенаправленной, социально значимой деятельности и проявляются, прежде всего, в готовности действовать в соответствии с общественными интересами [2].

Категориальный анализ понятия «социальная активность» в системе гуманитарного знания позволил выделить наиболее значимые подходы к его пониманию:

- социальная активность является высшей формой активности;

- социальная активность отражает единство активности и деятельности, направленной на преобразование окружающего мира;

- социальная активность есть осознаваемое, целенаправленное взаимодействие личности и социума;

- социальная активность личности базируется на внутренней мотивации поведения индивида, его потребностях и интересах.

Выполненный анализ понятия «социальная активность» в системе гуманитарных наук позволил конкретизировать его сущность как педагогической категории и определиться с методологическим обоснованием модели ее развития в процессе включения учащейся молодежи в

волонтерскую деятельность в культурно-образовательном пространстве вуза.

Социальная активность является интегрированным личностным качеством, включающим в себя два взаимосвязанных аспекта: личностный аспект, который отражается в потребностях, интересах, мотивах, личных качествах, и социальный аспект, выражающийся в приобретении социальных знаний и умений, а также опыта осуществления деятельности, расширяющих границы социального окружения, сферы реализации творческого потенциала, взаимодействия с социальной средой.

Степень развития социальной активности и мера ее интенсивности формируются в зависимости от вида деятельности, в которую человек включен как гражданин, поскольку в процессе ее осуществления происходит овладение опытом общественных отношений, социальным поведением, ответственностью по отношению к своему ближнему и дальнему окружению.

Проблема развития социальной активности учащейся молодежи как специфической социальной группы требует ответов на вопросы: какова структура мотивов социальной активности учащейся молодежи, в каких сферах жизнедеятельности она проявляется в большей степени, какова согласованность интересов молодежи с другими социально-демографическими группами, какие формы социальной активности способствуют развитию молодежных инициатив, удовлетворению ее потребностей и интересов к участию в жизни общества и государства и т. д. Особый научный интерес к данной проблеме вызван спецификой мотивов социальной активности у учащейся молодежи, поскольку в них отражаются особенности социализации и взаимодействия с социумом, личностного и профессионального самоопределения, формирования жизненных стратегий.

Анализ научной литературы показал, что факторы социальной активности учащейся молодежи можно разделить на внешние и внутренние. К внутренним факторам относятся мировоззрение человека, система ценностей и самосознание, характер, природные и генетические особенности, уровень его включения в общество, уровень культуры и т. д. К внешним факторам можно отнести образовательную и социальную среду, в которых происходит социализация личности. Основными сферами социальной активности учащейся молодежи являются: познавательно-творческая, трудовая, общественно-политическая [3].

По мнению Е. А. Якубы, к основным критериям развития социальной активности в данных сферах можно отнести:

Волонтерская деятельность в культурно-образовательном пространстве вуза

- направленность на определенные интересы, потребности, ценности;

- характер и уровень принятия интересов, потребностей, ценностей;

- характер и уровень реализации интересов, потребностей, ценностей [4, с. 80-81].

Природная потребность учащейся молодежи в реализации социальной активности, синтезирующей все заявленные сферы проявления и обеспечивающей ее развитие в соответствии с заданными критериями вектором, находят отражение в волонтерской деятельности.

Организованная в культурно-образовательном пространстве вуза волонтерская деятельность по своим целям, сущности, природе, способам осуществления представляет собой форму социальной активности, которая в полной мере может обеспечивать восхождение к ее высшей форме - служению обществу. Включаясь в волонтерскую деятельность, студенты имеют широкий спектр возможностей самостоятельно выбирать вид, время и место приложения своих добровольческих усилий и инициатив, активно участвовать в улучшения жизни для других и для себя, обогащать новыми проектами социальную практику и развивать свои гражданские и лидерские качества.

Однако несмотря на большой воспитательный потенциал волонтерства, рост популярности волонтерского движения в студенческой среде, его поддержку на государственном уровне, волонтерская деятельность как социально-педагогический феномен недостаточно изучена, научно не обоснованы подходы к ее моделированию, организации и управлению, не обобщен положительный опыт создания волонтерского движения в вузе.

В этом смысле большой интерес представляет опыт организации волонтерского движения в Санкт-Петербургском государственном институте культуры (СПбГИК).

Идея создания волонтерского движения в СПбГИК зародилась в сентябре 2011 г. На сегодняшний день в волонтерском движении института принимают участие более 800 человек. Ежегодно студенты вуза участвуют в качестве волонтеров в муниципальных, региональных, всероссийских и международных мероприятиях добровольческой направленности. За последние три года количество участников в волонтерском движении возросло на 650 человек, а количество мероприятий и направлений деятельности увеличились в несколько раз. Руководитель волонтерского движения ежегодно успешно набирает, обучает и курирует волонтерские группы от 20 до 100 человек на такие крупные мероприятия, как Петербургский

международный экономический форум, Санкт-Петербургский международный культурный форум, Петербургский международный образовательный форум, Международный форум Партнерства «Северного измерения» в области культуры, «Ночь музеев», Всемирный фестиваль-ярмарка «Петербургский самовар», благотворительная акция «Белый цветок», городской фестиваль «Бабье лето» в Ольгино, ежегодный фестиваль музейных программ «Детские дни в Петербурге», Международный фестиваль уличных театров «Елагин парк», детский фестиваль-конкурс военно-патриотической песни «Дети России - дети Победы», ежегодный фестиваль «Открой свою Европу в Эрмитаже», волонтерское сопровождение народного шествия «Бессмертный полк», арт-проект «РиоРита - радость Победы», Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Сочи и др.

Волонтерские отряды осуществляют свою деятельность по трем направлениям: социальное (помощь детским домам, пенсионерам и социально незащищенным слоям населения), спортивное (участие в спортивных проектах страны и города) и культурно-досуговое (участие в международных, региональных и городских культурно-досуговых и развлекательных проектах).

Для изучения структуры мотивов участия студенческой молодежи в волонтерских проектах и программах было проведено анкетирование, выборочная совокупность участников которого составила 300 студентов с 1-го по 4-й год обучения. Результаты анкетирования позволили установить, что для студентов первостепенным мотивом участия в волонтерском движении явилось приобретение нового социального опыта (130 человек). Кроме того, среди мотивов было: желание помогать людям (118 человек), потребность в творческой самореализации (116 человек), интересные знакомства (98 человек), желание проводить с пользой свободное время (78 человек), накопление информации для будущего портфолио (62 человека).

Результаты проведенного теоретического и эмпирического исследования, а также опыт организации волонтерского движения в Санкт-Петербургском государственном вузе культуры позволили разработать и обосновать модель волонтерской деятельности, ориентированной на поэтапное развитие социальной активности студентов.

Первый этап - мотивационно-стимулиру-ющий, он предполагает вовлечение в процесс волонтерского движения студентов с момента их вхождения в образовательное пространство вуза. Основной задачей этапа является разви-

тие интереса к волонтерской деятельности средствами социально-культурной деятельности (например, организация и проведение для студентов тематических бесед, лекций, тренингов и мастер-классов). Главная функция данного этапа - формирование потребности студенческой молодежи к включению в социально-значимую деятельность и обучение волонтеров. При этом создается база данных студентов-волонтеров, желающих принимать участие в добровольческих проектах.

На втором этапе студенты включаются в организаторскую деятельность, в процессе которой происходит реализация их лидерских качеств. Важнейшая функция данного этапа -формирование навыков руководства волонтерскими группами в процессе организации и проведения различных социально значимых мероприятий.

На третьем этапе осуществляется самореализация студентов через наставничество, которое включает в себя обучение и передачу накопленного студентами опыта новым участникам волонтерского движения на основе использования таких форм, как семинары, конференции, дебаты, круглые столы, участие в социальных проектах, разработанных самими студентами.

Успешная реализация модели волонтерской деятельности учащейся молодежи в вузе будет способствовать социализации молодежи, ее адаптации к условиям реальной жизни, обогащению личного опыта, активизации самостоя-

тельности, проявлению и развитию молодежных социальных инициатив на основе осознаваемого, целенаправленного взаимодействия личности и социума.

Список литературы

1. Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. Москва: Педагогика, 1982. 224 с.

2. Пилипчевская Н. В. Изучение социальной активности студентов педагогического вуза: теория и практика // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2008. № 2 (76). С. 15-19.

3. Каргаполова Ю. В. Теоретический анализ основных подходов к определению понятия «социальная активность» // Молодой ученый. 2014. № 21. С. 575-577.

4. Якуба Е. А. Социология: учеб. пособие для студентов. Харьков: Константа, 1996. 161 с.

References

1. Fel'dshtein D. I. Psychological foundations for socially useful activities of adolescents. Moscow: Pedagogika, 1982. 224 (in Russ.).

2. Pilipchevskaya N. V. Study of social activity of pedagogical university students: theory and practice. Vestn. of Tomsk State Ped. Univ. 2008. 2 (76), 15-19 (in Russ.).

3. Kargapolova Yu. V. Theoretical analysis of main approaches to definition of «social activity». Molodoi uchenyi. 2014. 21, 575-577 (in Russ.).

4. Yakuba E. A. Sociology: textbook for students. Kharkov: Konstanta, 1996. 161 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.