Научная статья на тему 'Развитие младшего школьника с синдромом гиперактивности и дефицита внимания в условиях влияния факторов ближайшего окружения'

Развитие младшего школьника с синдромом гиперактивности и дефицита внимания в условиях влияния факторов ближайшего окружения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
723
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДНОМОМЕНТНОЕ МНОГОЦЕНТРОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА / СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ / БЛИЖАЙШЕЕ ОКРУЖЕНИЕ РЕБЕНКА / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / CROSS-SECTIONAL STUDY / PRIMARY SCHOOL-AGED CHILDREN DEVELOPMENT / ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER / CHILD IMMEDIATE SURROUNDING FACTORS / FACTOR ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Семакова Елена Владимировна

В статье представлены результаты многоцентрового исследования 1276 семей с детьми младшего школьного возраста, проведенные в 2005-2010 гг. в 9 городах, областных и районных центрах РФ Андреаполь, Калуга, Кемерово, Сафоново, Сергиев Посад, Смоленск, Череповец, Якутск, Ярославль. Обследование проводилось методом добровольного сплошного анкетирования. Определены значимые факторы влияния ближайшего окружения в развитии ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью младшего школьного возраста (семейные конфликты, неполная семья).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Семакова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL-AGED CHILDREN WITH ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER IN THE CONTEXT OF IMMEDIATE SURROUNDING FACTORS

The article presents the results of multi-center cross-sectional study performed during 2005-2010 that involved 1276 households with primary school-aged children in 9 regional capitals and county towns of Russian Federation (Andreapol, Tver region; Kaluga; Kemerovo; Safonovo, Smolensk region; Sergiev Posad, Moscow region; Smolensk; Cherepovets; Yakutsk; Yaroslavl) with the use of the standard questionnaire. Participation in the study was anonymous and voluntary. The results of the study made possible to determine significant immediate surrounding factors implicating development of primary school-aged children with attention deficit hyperactivity disorder (family conflicts, single-parent family).

Текст научной работы на тему «Развитие младшего школьника с синдромом гиперактивности и дефицита внимания в условиях влияния факторов ближайшего окружения»

УДК 159

РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С СИНДРОМОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ И ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ БЛИЖАЙШЕГО ОКРУЖЕНИЯ

© Елена Владимировна СЕМАКОВА

Смоленский государственный университет, г. Смоленск, Российская Федерация, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психологии, е-шаП: [email protected]

В статье представлены результаты многоцентрового исследования 1276 семей с детьми младшего школьного возраста, проведенные в 2005-2010 гг. в 9 городах, областных и районных центрах РФ -Андреаполь, Калуга, Кемерово, Сафоново, Сергиев Посад, Смоленск, Череповец, Якутск, Ярославль. Обследование проводилось методом добровольного сплошного анкетирования. Определены значимые факторы влияния ближайшего окружения в развитии ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью младшего школьного возраста (семейные конфликты, неполная семья).

Ключевые слова: одномоментное многоцентровое исследование; развитие младшего школьника; синдром дефицита внимания и гиперактивности; ближайшее окружение ребенка; факторный анализ.

Младший школьный возраст является периодом серьезных изменений в жизни ребенка. Многократно возрастает интеллектуальная, эмоциональная и физическая нагрузка, увеличивается количество требований к ребенку, значительно возрастает ответственность ребенка за свои поступки по сравнению с дошкольником. В этот период дети подвержены влиянию различных стрессовых факторов. Даже у обычного ребенка могут появиться признаки школьной дезадаптации различных уровней [1, 2].

Развитие же детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) осложняется еще и спецификой данного расстройства. Сложности школьного обучения усугубляются наличием дефицита внимания, гиперактивности и импульсивности. В этой связи дети с СДВГ уже изначально относятся в группу риска по развитию школьной дезадаптации.

Развитие СДВГ обусловлено генетическим, перинатальным и социально-психологическим механизмами. Генетические и перинатальные механизмы участвуют в образовании трудно корригируемых первичных симптомов, они вызывают поражение нервных структур, что формирует основную клиническую картину. Вторичное симптомооб-разование большей частью обусловливается социально-психологическими факторами

(социальной ситуацией развития, реакцией ближайшего социального окружения на проявления первичных симптомов), действие которых может быть самостоятельным, и тогда они выступают в роли первичных механизмов, но чаще их воздействие синергично (поведенческие девиации в нескольких поколениях, резидуально неблагополучный фон). Они способны индуцировать и усиливать проявления СДВГ. Как следствие перечисленных проявлений у детей с СДВГ появляются признаки вторичного реагирования:

отставание в познавательном развитии, школьная и ситуационная дезадаптация, трудности в обучении, непродуктивность деятельности, отсутствие достижений и асоциальное поведение [3].

В соответствии с этим целью исследования явилась разработка приоритетных направлений деятельности школьного психолога в сопровождении детей младшего школьного возраста с синдромом гиперактивности и дефицита внимания.

Для достижения поставленной цели были определены и сформулированы следующие задачи исследования:

1) выявить частоту встречаемости отклоняющегося поведения среди младших школьников;

2) изучить ситуацию развития младших школьников с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания;

3) определить приоритетные направления психолого-педагогического воздействия для детей младшего школьного возраста с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания.

Для достижения поставленной цели нами в 9 городах, областных и районных центрах Российской Федерации - Андреаполь (Тверская обл.), Калуга, Кемерово, Сафоново (Смоленская обл.), Сергиев Посад (Московская обл.), Смоленск, Череповец, Якутск, Ярославль было проведено комплексное многоцентровое исследование детей 7-10 лет (1276 человек), из них, как выяснилось в последствии, у 47 был синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Обследование проводилось методом добровольного сплошного анкетирования с учетом рекомендаций МОПБГ.

Основным критерием отбора в группу исследования являлся возраст ребенка (7-10 лет). Средний возраст обследованных составил 8,6 ± 1,2 лет.

Объектом исследования были дети младшего школьного возраста, информация о которых собиралась при опросе членов их семьи (мать, отец, бабушка, дедушка).

В каждом областном центре были опрошены не менее двухсот семей, районном - не менее ста. Отбор семей производился случайным образом. Вся информация о ребенке заносилась в индивидуальную регистрационную карту.

В качестве исследуемых условий и феноменов были оценены:

- поведение ребенка;

- социальная среда развития ребенка;

- семейная структура;

- состояние здоровья ребенка.

Статистическая обработка полученных

результатов проводилась с помощью пакета прикладных программ Statistica 6.0. for Windows. Использовались: критерий Стью-дента, хи-квадрат, сложный факторный анализ. Результаты считали достоверными с вероятностью более 95% при р < 0,05. Сравнительный анализ проводился в двух группах. В первую группу вошли дети младшего школьного возраста без СДВГ (1229 человек), во вторую - с СДВГ (47 человек).

В результате проведенных исследований было установлено, что отклоняющееся поведение отмечается среди обследуемых детей без СДВГ в 340 (27,7 %) случаев, причем в этой же возрастной группе при СДВГ родители указывали на наличие «особого» поведения своих детей (37 человек - 78,7 %) гораздо чаще - критерий хи-квадрат = 56,69.

Анализируя условия развития младших школьников, был установлен ряд интересных закономерностей. Так, было определено, что достаточно высока доля неполных семей (семьи без детей с СДВГ - 450 (36,7 %), семьи с детьми с СДВГ - 21 (44,7 %)). Субъективный уровень достатка, определяемый родителями как ниже среднего, отмечался в семьях без детей с СДВГ в 325 (26,4 %) случаев, а в семьях с детьми с СДВГ в - 19 (40,4 %) .

В семье дети с СДВГ достаточно часто подвергаются воздействию различного рода стрессоров (табл. 1).

В процессе развития ребенок подвергается воздействию средовых факторов, определяющих его поведение. Семья является для ребенка младшего школьного возраста важнейшей формой среды [4-6]. Как видно из предоставленных в табл. 1 данных, это воздействие зачастую не всегда благоприятное. Особенно обращает на себя внимание большой процент конфликтных и алкоголизи-рующихся семей, семей с трансгенерационно закрепленными формами поведенческих девиаций. Частота встречаемости изучаемых феноменов очевидно выше в семьях с детьми с СДВГ (критерий хи-квадрат = 17,16, крите-

рий хи-квадрат = 16,52, критерий хи-квадрат = 42,14, соответственно). Семьи детей с СДВГ чаще используют негармоничные формы взаимодействия со своими детьми, реализуют несогласованные воспитательные стратегии (критерий хи-квадрат = 5,57), инициируя либо усиливая тем самым вторичное сим-птомообразование.

Для выявления особенностей семейной системы младшего школьника с СДВГ проводился сравнительный анализ некоторых характеристик семьи (табл. 2).

Как видно из данных табл. 2, в большинстве случаев семья младшего школьника без СДВГ представлена 4 членами (это могут быть мать, отец, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие близкие родственники), а при СДВГ - 3 (16-34,0 %) (чаще это мать и бабушка). Налицо доминирование в семье одного ребенка при СДВГ (критерий хи-квадрат = 5,95). Причем семейные границы нечеткие чаще в семьях, где растет ребенок с СДВГ - критерий хи-квадрат = 6,77.

Таблица1

Сравнительная характеристика стрессоров в различных семьях

Изучаемые параметры Семьи с детьми без СДВГ Семьи с детьми с СДВГ

Абс. число % Абс. число %

Вертикальные стрессоры: - наследственная отягощенность по алкоголизму; i02 8,3 12 25,5

- поведенческие девиации в нескольких поколениях ii2 9,i i8 38,3

Г оризонтальные стрессоры: - смерть близких родственников; 646 50,6 26 55,3

- разводы 282 23,0 i8 38,3

Частые семейные конфликты 670 54,5 40 85,1

Несогласованность воспитательных стратегий Мб 11,9 11 23,4

Таблица 2

Сравнительная характеристика структуры семьи

Семьи с детьми без СДВГ Семьи с детьми с СДВГ

Изучаемые параметры Абс. число % Абс. число %

Количество членов семьи: - 2; ii4 9,3 i2 25,5

- 3; 485 39,5 16 34,0

- 4; 507 41,3 i5 31,9

- более 4 23 9,9 4 8,6

Количество детей в семье: - 1; 614 50,0 32 68,1

- 2; 542 41,1 13 27,7

- более 2 73 9,9 2 4,2

Характеристика внутренних границ семьи: - границы четкие; 779 63,4 21 49,7

- границы размытые 450 36,6 26 55,3

Обработка данных с помощью факторного анализа (после вращения факторов методом уайтах), использованного для определения социальной ситуации развития младшего школьника с СДВГ, выявила факторы, вклад которых наиболее значим в формировании личности ребенка в этом возрасте (со значением не менее 0,70) (табл. 3).

С учетом представленного факторного анализа была определена роль каждого из включенных в анализ факторов в формирование ситуации развития ребенка с СДВГ младшего школьного возраста. Обращает на себя внимание, что основную факторную нагрузку (первый, второй и третий факторы) несут показатели, характеризующие дис-функциональность и дисгармоничность семьи (размытые внутренние семейные границы, частые семейные конфликты, неполная семья, наследственная отягощенность по алкоголизму, несогласованность воспитательных стратегий).

Таблица 3

Факторы социального развития в младшем школьном возрасте при СДВГ

Показатель Семьи с детьми с СДВГ

I II III

Неполная семья 0,941748

Четкие внутренние семейные границы

Размытые внутренние семейные границы 0,969758

Достаток ниже среднего

Несогласованность воспитательных стратегий 0,751328

Частые семейные конфликты 0,736207

Наследственная отягощенность по алкоголизму 0,862051

Поведенческие девиации в нескольких поколениях

Смерть близких родственников

Развод родителей

Таким образом, можно говорить о сложившихся особенностях развития детей младшего школьного возраста с СДВГ, которые накладывают отпечаток и на их состояние здоровья. В исследуемых группах детей значимые проблемы со здоровьем отмечались у 517 (42,1 %) детей без СДВГ, у 27 (57,4 %) детей с СДВГ, причем во второй группе дети были вынуждены наблюдаться у врачей и психологов гораздо чаще (критерий хи-квадрат = 4,38), чем их сверстники.

С учетом объективных факторов, определяющих ситуацию развития младшего школьника с СДВГ, становится возможным сформулировать приоритетные направления деятельности школьного психолога в сопровождении детей младшего школьного возраста с синдромом гиперактивности и дефицита внимания:

1) мониторинг и коррекция социальной ситуации развития детей с СДВГ;

2) специфическая профилактика действия стрессоров различных уровней и направленности;

3) оптимизация реакций социального окружения на проявления гиперактивности, направленная на предотвращение вторичного симптомообразования у детей с СДВГ;

4) использование здоровьесберегающих технологий, адаптирующих условия обучения к потребностям гиперактивного ребенка;

5) семейное консультирование, направленное на структурно-ролевую организацию семьи, формирование функциональных моделей взаимодействия, снижение уровня внутрисемейной тревоги;

6) повышение воспитательной компетентности родителей;

7) коррекция нарушений детско-родительских отношений.

Использование рекомендуемых направлений будет способствовать предотвращению дезадаптации в условиях кризиса начала обучения, созданию необходимых психоло-го-педагогических условий, способствующих гармонизации развития ребенка с СДВГ. Полноценному формированию эмоциональной сферы, выработке социально одобряемых форм поведения, развитию зрелой личности в целом и ее эффективной интеграции в социум впоследствии.

1. Безруких М.М., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Психофизиология ребенка. М., 2005.

2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М., 1983.

3. Semakova E.V., Makarova I.Yu. Place of family’s structure in forming attention-deficit hyperactivity in children // Prenatal child and society. Role of prenatal psychology in obstetrics, neonatology, psychotherapy, psychology and sociology. The World Congress. М., 2007. V. 2. Р. 189190.

4. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб., 2003.

5. Magnuson K., Berger L.M. Family Structure States and Transitions: Associations with Children’s Wellbeing During Middle Childhood // Journal of marriage and the family. 2009. V. 71 (3). P. 575-591.

6. Schacht P.M., Cummings E.M., Davies P.T. Fathering in Family Context and Child Adjustment: A Longitudinal Analysis // Journal of family psychology. 2009. V. 23 (6). P. 790-797.

Поступила в редакцию 21.04.2011 г.

UDC 159

DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL-AGED CHILDREN WITH ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER IN THE CONTEXT OF IMMEDIATE SURROUNDING FACTORS

Yekaterina Vladimirovna SEMAKOVA, Smolensk State University, Smolensk, Russian Federation, Candidate of Medicine, Associate Professor of Psychology Department, e-mail: [email protected]

The article presents the results of multi-center cross-sectional study performed during 2005-2010 that involved 1276 households with primary school-aged children in 9 regional capitals and county towns of Russian Federation (Andreapol, Tver region; Kaluga; Kemerovo; Safonovo, Smolensk region; Sergiev Posad, Moscow region; Smolensk; Cherepovets; Yakutsk; Yaroslavl) with the use of the standard questionnaire. Participation in the study was anonymous and voluntary. The results of the study made possible to determine significant immediate surrounding factors implicating development of primary school-aged children with attention deficit hyperactivity disorder (family conflicts, single-parent family).

Key words: cross-sectional study; primary school-aged children development; attention deficit hyperactivity disorder; child immediate surrounding factors; factor analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.