Научная статья на тему 'Характеристика психосоматического реагирования при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью'

Характеристика психосоматического реагирования при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2755
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ / СЕМЕЙНЫЕ МЕХАНИЗМЫ В РАЗВИТИИ / КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ РЕАГИРОВАНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER / FAMILY MECHANISMS IN DEVELOPMENT / COPING BEHAVIOR / PSYCHOLOGICAL DEFENSE / PSYCHOSOMATIC RESPONSE / PREVENTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семакова Е. В., Макарова И. Ю.

Представлены результаты собственных исследований детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (дисгармоничным типом развития) и их семей, проживающих на территории РФ. В качестве исследуемых явлений были оценены: психологические, социальные и семейные факторы, участвующие в механизмах психологической адаптации при синдроме гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ). Установлена их значимость в формировании и инициации дезадаптивных форм реагирования. Дана характеристика наиболее часто встречающихся способов психосоматического реагирования в изучаемой группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of psychosomatic response in attention deficit and hyperactivity disorder

It is introduced the results of our own investigation of children with attention deficit hyperactivity disorder (disharmonious type of development) and their families, which are living in Russian Federation. We were interested in such factors as: psychological, social and systemic family factors which are involved into the mechanisms of psychological adaptation in ADHD. It is established its importance in the development and initiation of disadaptive forms of behavior response. It is presented the characteristic of the most encountered ways of psychosomatic response in the study group.

Текст научной работы на тему «Характеристика психосоматического реагирования при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью»

УДК 159.9: 316.356.2

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ СИНДРОМЕ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

Е.В. Семакова, И.Ю. Макарова

Представлены результаты собственных исследований детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (дисгармоничным типом развития) и их семей, проживающих на территории РФ. В качестве исследуемых явлений были оценены: психологические, социальные и семейные факторы, участвующие в механизмах психологической адаптации при синдроме гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ). Установлена их значимость в формировании и инициации дезадаптивных форм реагирования. Дана характеристика наиболее часто встречающихся способов психосоматического реагирования в изучаемой группе.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности, семейные механизмы в развитии, копинг-поведение, психологическая защита, психосоматическое реагирование, профилактика.

Возрастающее количество стрессогенных факторов, характерных для современного общества, необходимость переработки большого количества информации в сжатый период времени, экономическая и социальная нестабильность приводят к возрастанию уровня психоэмоциональной напряженности, что при определенных условиях может привести к срыву адаптивных возможностей человека и формированию нервно-психических заболеваний. В современной медицине и психологии все большее значение завоевывают идеи об определяющем значении адаптационных механизмов в развитии и динамике соматических заболеваний, обусловленных нервными и психическими дисфункциями, закрепляемых в поколениях. На сегодняшний день проблема роста числа психосоматических заболеваний у детей и подростков стала одной из наиболее актуальных, указывающих на увеличение числа индивидуумов, у которых отмечается рассогласование в системной деятельности многих биологических и психологической подсистем, активной личностной функции с требованиями окружения и динамическими изменениями условий жизни [1; 2].

Дети, это наиболее чувствительная к стрессовым ситуациям часть населения, особенно, если мы говорим о детях с изначально неполноценной нервной регуляцией и с определенными особенностями поведения. Свое внимание мы решили направить на рассмотрение особенностей реагирования на воздействия среды у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в силу того, что данный вид нарушения психического развития встречается в детской популяции достаточно часто (в 4,7% случаев, результаты собственных исследований) и имеет ряд общих механизмов с психосоматическими дисфункциями. Психосоматические расстройства, как и СДВГ, в своей основе определены аффективными нарушениями и патологией инстинктивной сферы, и в этой связи являются очень частыми спутниками [3; 4].

Средовое взаимодействие у детей с указанными расстройствами реализуется онтогенетически более ранними, несоответствующим возрасту сомато-вегетативно-инстинктивным и гиперкинетическим (по В.В. Ковалёву) уровнями психического реагирования [3]. Данное реагирование при нарушенном (дизонтогенез) развитии формируется в силу единства эмоционального и соматического. Ведь в этой ситуации такое реагирование может быть объяснено едиными звеньями в механизмах регуляции, осуществляемых группой мозговых структур, объединенных тесными связями в лимбическую систему головного мозга, одной из главных структур, которой является гипоталамус, являющийся надсегментарным контролером вегетативной регуляции деятельности всех внутренних органов организма человека. Он как самостоятельно, так и в составе лимбической системы принимает участие во многих процессах организма, таких как поддержание гомеостаза, процессов обучения и памяти, эмоций, вегетативных и др. функций, тем самым объясняя частое единство соматических проявлений эмоциональных нарушений, и, наоборот, в структуре, в том числе и адаптационных нарушений [3; 4]. Таким образом, понятно, что возникновение и дальнейшее развитие аффективно обусловленных психосоматических нарушений способно привести к усугублению основных симптомов СДВГ, препятствовать адекватному их лечению и в значительной мере ухудшать прогноз.

Коморбидное существование перечисленных состояний способно усиливать имеющуюся средовую дезадаптацию ребенка, как в домашних, так и в школьных условиях. В этой связи остановимся более подробно на вопросах именно психологической адаптации, являющейся

индикатором слаженности функционирования гомеостатических систем организма (центральной нервной системы (ЦНС), вегетативной нервной системы (ВНС), эндокринной системы, иммунной системы и др.). Под психологической адаптацией принято понимать процесс приспособления человека к требованиям окружающей среды, который реализуется посредством совладающего адаптивного поведения (копинг-поведение) или с использованием психологических защит [5]. Уточним, что одним из механизмов психологической защиты является соматическое реагирование.

Проблемы психосоматических и поведенческих расстройств, инициированных особенностями индивидуально-личностных характеристик при СДВГ, являющихся причиной психологической дезадаптации ребенка в условиях социальной среды ранее разрабатывались в основном представителями психодинамического подхода. Исходя из современного понимания этиопатогенеза нарушений психической адаптации на основе системной биопсихосоциальной модели, особенно актуальным представляется изучение феномена психологического реагирования в стрессовых ситуациях как важной составляющей психологического блока адаптации, являющегося индивидуальным способом ответа на стресс и способного усугубить, смягчить или нейтрализовать реакции на эмоционально значимые стимулы. Возникновение и дальнейшее развитие аффективно обусловленных психосоматических нарушений, ведет к становлению большинства патологических состояний особенно в ранние возрастные периоды, что требует максимально ранней диагностики и лечения этих состояний. Ведь возможности средовой адаптации определяются как особенностями накопленного опыта, принятыми в окружении правилами поведения, индивидуально-личностными особенностями ребенка так и имеющимся заболеванием [ 1; 4].

Цель исследования: изучение особенностей адаптационного синдрома при нарушениях психического развития с учетом факторов родительства на модели ребенка с синдромом гиперактивности и дефицита внимания и его семьи.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Определить значение и особенности психосоматического реагирования в структуре психологической адаптации при СДВГ.

2. Изучить участие семейных факторов формирования психосоматического реагирования у детей младшего школьного возраста.

3. Сравнить основные исследуемые характеристики в двух детских группах.

Материалы и методы.

В исследовании приняли участие 573 детей и их родителей. Было выделено две группы: дети с СДВГ - 27 человек и дети без СДВГ - 546 человек. Эти группы были сопоставимы по полу и возрасту. Истинные расстройства поведения, определяемые МКБ-10 ^90.0) самостоятельной нозологической формой (СДВГ) подтверждались записью психиатра в амбулаторной карте, на наличие соматических расстройств указывал педиатр, мнение которого учитывалось психиатром при интерпретации этиологии выявленного расстройства. Средний возраст обследованных составил 8,6 ± 1,2 лет. Основным критерием отбора в группы исследования являлся возраст ребенка (7-10 лет) и подтвержденный диагноз СДВГ. В контрольную группу включались дети без нарушений психического развития.

В работе использовали:

1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирические методы:

а. анализ медицинской документации (клинического исследования с консультацией невролога, психиатра, педиатра, аллерголога, окулиста и результатов инструментального обследования - электрокардиограммы (ЭКГ), реоэнцефалограммы (РЭГ)/ ультрозвуковая доплерография (УЗДГ), электроэнцефалограммы (ЭЭГ), ультразвукового исследования (УЗИ);

б. семейно-диагностическое интервью;

в. беседа с ребенком;

г. тест «Гомункулус» (А.Н. Семенович);

3. Статистические методы: X критерий Стьюдента, х2 критерий Пирсона.

Результаты и обсуждения:

В исследуемых группах детей значимые проблемы со здоровьем отмечались у 230 (42,1 %) детей без СДВГ, у 17 (62,9%) детей с СДВГ, причем во второй группе дети были вынуждены наблюдаться у врачей и психологов гораздо чаще (%2 = 4,56, при р<0,005), чем их сверстники.

Практически все дети с СДВГ и их родители предъявляли те или иные жалобы. Часть жалоб родителей связана с особенностями поведения ребенка, проявляющимися повышенной двигательной

активностью, невнимательностью и импульсивностью. Однако особо хотелось бы отметить жалобы, указывающие на наличие вегетативной дизрегуляции, являющейся основой соматического регулирования, такие как неустойчивое АД, метеолабильность, головокружения и т.д., которые в группе детей с СДВГ встречаются гораздо чаще (%2 = 30,06, при р<0,005) и жалобы непосредственно, указывающие на наличие той или иной дисфункции (церебральной, соматической), такие как головные боли, боли в животе, периодические приступы удушья и т.д., которые в группе детей с СДВГ также встречаются чаще (%2 = 37,76, при р<0,005).

Клинико-инструментальное обследование детей с СДВГ позволила выявить ряд специфических характеристик, не свойственных детям из контрольной группы. В неврологическом статусе у большинства обследованных детей с СДВГ у - 20 (74,0%) регистрировалась различная неврологическая микросимптоматика. У 10 (37,0%) - отмечали незрелость пирамидной системы. У 16 (59,2%) - были зарегистрированы вестибулярно-координационные расстройства - дисдиадохокинез. Задержка формирования высших корковых функций у - 3 (11,1%), у 1 (3,7%) - выявлен дизрафический статус.

При офтальмоскопии у 9 (33,3%) детей выявлено расширение вен, у 8 (29,6%) - спазм артерий. ЭКГ обследованных преимущественно характеризовали вегетативно-обменные нарушения. При РЭГ/УЗДГ у большинства больных определялись признаки дистонии сосудистого русла - 13 (48,2%), нарушение венозного оттока у - 8 (29,6%), асимметрия пульсового кровенаполнения у - 3 (11,1%). При ЭЭГ, как правило, выявлялась ирритация гипоталамических, мезэнцефальных, диэнцефальных структур, функциональная неустойчивость стволовых образований - у 17 (63,0%).

Полученные данные инструментальных исследований подтверждали вовлечение ЦНС и надсегментарных отделов ВНС в регуляторные процессы.

Наличие сопутствующей соматической патологии выявлялось с помощью соматического обследования и консультаций профильных специалистов. Было установлено, что наиболее часто встречаются дисфункции гепатобилиарной системы - у 18 (66,7%) детей, церебральные вегетативно-дизрегуляторные расстройства у - 11 (40,7%) и нейроиммунные нарушения (нейродермит, аллергия, частые простудные заболевания) - в 7 (25,9%) случаях, дизметаболические нарушения почек в - 4 (14,8%).

Наличие различного рода дисфункций хорошо выявлялось при инструментальном обследовании. При УЗИ тимуса была выявлена гиперплазия (увеличены размеры и масса) у - 13 (48,2%), дисфункция гепатобилиарной системы у - 17 (63,0 %), диспанкреатизм у - 5 (18,5%), изменения со стороны почек (дизметаболическая нефропатия) у - 4 (14,8%). Таким образом, установлено, что нейрогенные дисфункции висцеральных органов имеют значительный удельный вес в структуре детской заболеваемости при СДВГ. Отметим, что изменения со стороны ЖКТ (гепатобилиарная система), обусловленные вегетативной дисфункцией, регистрировались наиболее часто (%2 = 10,80, при р<0,005), что указывает на высокую степень вовлеченности именной этой системы в адаптационные процессы.

В стрессовых ситуациях, сопровождающихся появлением отрицательных эмоций, дети часто используют тот или иной способ поведения, который должен помочь им справиться с появившимися проблемам. Развитие соматических дисфункций у детей с СДВГ можно рассматривать как проявление адаптационного синдрома, связанного с особенностями нейрогуморального регулирования. Особенности адаптации определяются механизмами преодоления ситуации - копинг-поведением (совокупность процессов, происходящих в личности и направленных на достижение адаптации к стрессу и контролю над ним) или механизмами сопротивления ситуации - психологическим защитным поведением, личностными особенностями и значением ситуации для человека. Процессы психологического реагирования являются частью аффективной реакции, и от них зависит сохранение эмоционального гомеостаза. У детей с эмоционально-личностной незрелостью (при СДВГ) адаптационный процесс реализуется через психологические защитные механизмы, в результате чего они не имеют возможности к преодолению ситуации, а лишь к некоторому сопротивлению, которое способно принести временное мнимое психологическое благополучие за счет различных соматические дисфункции

[1; 5].

В 23 (85,2%) случаях соматические проявления в той или иной степени выраженности отражаются и в рисунке, демонстрируя тем самым «соматический дискомфорт». Выявление такого рода дискомфорта осуществляли с использованием теста «Гомункулус», разработанного А.В. Семенович. Проводился анализ рисунка и его обсуждение с детьми и с их родителями, на основании чего было установлено, что существующие соматические дисфункции, находящие отражение в

рисунке, зачастую не осознаются [7].

Соматическая фиксация реализовалась через следующие особенности рисунков детей с СДВГ: подчеркивание волосистой области головы отмечалось на 9 (33,3%) рисунках, яркая прорисовка рта - на 10 (37,0%). Напротив - маленький рот, либо его отсутствие (рисунок со спины) отмечались в 2 (7,4%) случаях. Румянец на щеках был на 1 (3,7%) рисунке, перевязка на горле (бусы, воротник) - на 3 (11,1)%. Туловище разделили пополам - 14 (51,9)% детей. Цветные руки были на 10 (37,0%) рисунках. Пуговицы были нарисованы в 5 (18,5%) случаях (искривление линии пуговиц - у 1 (3,7%), пуговицы до конца - у 4 (14,8%)). Не раскрашенная нижняя часть тела была на 5 (18,5%) рисунках, затемнение левой стороны - на 1 (3,7%). Крупная штриховка при раскрашивании отмечалась у 2 (7,4%) рисунков, красные волнистые линии - у 10 (37,0%). Таким образом, можно говорить о том, что имеющееся соматическое реагирование проективно окрашено.

Далее нами анализировались условия, в которых происходит формирование, закрепление и реализация такого рода психологических защитных механизмов. Анализируя семейные условия развития младших школьников, был установлен ряд интересных закономерностей. Так было определено, что достаточно высока доля неполных семей (семьи без детей с СДВГ - 200 (36,6%), семьи с детьми с СДВГ - 12 (44,7%)). Субъективный уровень достатка, определяемый родителями, как ниже среднего, отмечался в семьях без детей с СДВГ в 144 (26,4%) случаев, а в семьях с детьми с СДВГ в - 11 (40,7%) . В семье дети с СДВГ достаточно часто подвергаются воздействию различного рода стрессоров, определяющих его поведение. Семья, является для ребенка младшего школьного возраста важнейшей формой среды [5; 7]. Ее воздействие зачастую не всегда благоприятное. Особенно обращает на себя внимание большой процент конфликтных и алкоголизирующихся семей, семей с трансгенерационно закрепленными формами поведенческих девиаций у детей. Частота встречаемости изучаемых феноменов очевидно выше в семьях с детьми с СДВГ (%2 =9,57, при р < 0,005, %2 = 10,18, при р<0,005, %2 = 21,87, при р < 0,005, соответственно). Семьи детей с СДВГ чаще используют негармоничные формы взаимодействия со своими детьми, реализуют несогласованные воспитательные стратегии (%2 = 86,21, при р < 0,005), инициируя либо усиливая тем самых вторичное симптомообразование.

Таким образом, можно говорить о том, что в семье ребенка с СДВГ отмечаются многочисленные проявления родительской некомпетентности, ведущие к дисгармоническому развитию ребенка. Нарушения родительских функций связано с трансляцией в ряду поколений девиантных моделей материнства и отцовства, с искажением эмоциональной и операциональной составляющих родительства, нарушением родительской культуры в целом. Можно указать на такие важные компоненты родительства как патологические личностные характеристики родителей, неблагоприятные модели воспитания [6]. При этом подчеркнем, что факторы неблагоприятного семейного наследования обладают тенденцией к усилению в ряду поколений, возрастает их патологизирующее воздействие на личность ребенка. Накопление вертикальных дисфункций в семейной системе, активизирует защитные механизмы поведения ребенка и делает семью в целом более ригидной и менее устойчивой к действию стресса. При этом соматизация у детей отражает эмоциональную сверхвовлеченность («впутанность» - С.Минухин) в семью в форме повышенной реактивности, стремления к слиянию. Таким образом, можно говорить о том, что механизм развития психосоматического реагирования в структуре адаптационного синдрома у детей с СДВГ формируются в определенных семейных условиях, под влиянием неблагоприятных факторов родительства.

Первичное ядро дизонтогенеза при СДВГ представлено диффузным поражением ЦНС, несовершенством систем, регулирующих психические и соматические функции, спутанностью эмоциональных и соматических каналов реагирования, нарушением формирования границ. Развивается сомато-психическая уязвимость, характеризующаяся повышенной реактивностью, диффузностью реагирования на стресс. Локально действующий стрессовый фактор запускает все уровни реагирования и стресс «зависает» на соматическом уровне вместо того, чтобы быть эффективно переработанным по адекватному пути: поведенческому, эмоциональному, когнитивному. Структурно-ролевая размытость нуклеарной семьи, отсутствие формирующего каркаса воспитания, коммуникативные нарушения в отношениях ребенка с родителями препятствуют развитию эмоциональной дифференцированности и идентичности ребенка при гиперактивности и составляет основу для формирования психосоматического симптома [4, 8].

Развивается неблагополучный психосоматический фон, проявляющийся нарушениями соматогнозиса с фиксацией на телесных зонах, которые могут быть зоной проекции соматического

симптома, многочисленными телесными дисфункциями субклинического (донозологического) уровня, элементами рисунка, отражающими соматическую вовлеченность.

В условиях стресса у таких детей внешние события не получают адекватную оценку, но чрезмерно аффективно окрашиваются и сопровождаются выраженными телесными проявлениями эмоций. Напряженный психосоматический фон в условиях патологизирующего родительства, закрепляющего семейно обусловленные паттерны регирования создает напряженные условия для адаптации и готовность к шаблонным реакциям с риском дезадаптации в кризисных ситуациях и развитию в дальнейшем психосоматических заболеваний, в которых стресс первоначально выполняет только пусковую функцию. Механизм заболевания не запускается при любом капризе ребенка, а только тогда, когда он оказывается перед лицом ситуации, требующей от него абсолютной решимости. Необходимо понимать, что если индивид, еще будучи ребенком, изучил ловушку стратегии болезни, то он будет прибегать к ней и только к ней в будущем. Эти стратегии болезни фиксируются в нейронах его мозга в виде мнемического следа, поэтому всякий раз, когда взрослый индивид будет оказываться в чрезвычайно сложной ситуации, не будучи способным реагировать на нее по-новому и приспособиться, он прибегнет к старому шаблону поведения, который некогда выручил его в опасности, и как следствие - заболеет.

Органические трансформации запускаются в том случае, когда основной, наиболее высококачественной энергии оказывается недостаточно для компенсации столкновения индивидуума с окружающей средой. Если не происходит смелого или аутентичного сопоставления, то автоматически вступает в действие «органическая соматика». Это происходит неизбежно, когда возможность выбора в силу незрелости регуляторных механизмов отсутствует, любому действию соответствует равное ему противодействие, и если действие не осуществляется, то та же энергия автоматически реализуется иным способом, как в силу закона экономии, так и в силу принципа необходимости (выживание индивидуализированной идентичности). Очевидно, что лишь грамотно организованная разноуровневая профилактическая работа психолога поможет предотвратить закрепление дезадаптивных форм поведения и обучить детей зрелым стратегиям совладания.

На основании полученных результатов были сформулированы следующие выводы:

• преобладающее большинство детей с СДВГ (96%) имеют различный соматический дискомфорт, который можно рассматривать как способ реагирования на агрессивное воздействие среды;

• защитное поведение детей с СДВГ характеризуется незрелостью, в связи с тем, что проявляется психологическим защитным поведение с преимущественным сомато-вегетативным реагированием в форме различных соматических дисфункций;

• условиями формирования дезадаптивного реагирования является трансгенерационно обусловленное поведение, закрепленные на семейном уровне.

Заключение.

Младший школьный возраст - наиболее ответственный возраст в силу интенсивного формирования всех сторон личности ребенка. В этом возрасте все дети, в том числе и дети с СДВГ, научаются справляться со своими чувствами социально одобряемыми способами, усваивают нормы, правила и культурные смыслы общества.

Современный ребенок, самосознание которого в связи с развитием цивилизации резко возросло, ежедневно переживает во много раз больше стрессовых ситуаций, чем его предки даже в недалеком прошлом. Это связано, в первую очередь, с общей социальной напряженностью, психологической неуравновешенностью всего общества. Все это вызывает перенапряжение функции жизненно важных систем организма. Ребенок, особенно если мы говорим о ребенке с уже изначально неполноценной функциональной активностью основных регуляторных систем (нервной, иммунной, эндокринной), не в состоянии адаптироваться к изменяющейся среде, вследствие чего возникают различные соматические и психические расстройства. Ведь патология психической деятельности, которая имеет место при СДВГ, резко нарушает возможность приспособления человека к среде [1, 8].

К детям с СДВГ необходимо особое отношение. В этой связи, применение системы строго обоснованных практических профилактических, коррекционных и реабилитационных мероприятий должно опираться на твердые знания сущности заболевания, коморбидной вовлеченности, их причин, условий возникновения, влияния среды, индивидуальных черт личности на формирование клинической картины, течение, прогноз и исход патологического процесса [2, 7].

Необходимо учитывать, что психологическая помощь детям на современном этапе развития общества носит в первую очередь профилактическую направленность. Первичная профилактика психосоматического реагирования у детей с СДВГ заключается в определении групп риска возникновения и развития психосоматических расстройств. В данном случае необходимо обратить внимание на наследственную предрасположенность и выраженность признаков самого заболевания (гиперактивности, импульсивности и дефицита внимания), а также на среду, в которой происходит развитие ребенка. Сами психологические мероприятия сводятся к устранению психических стрессоров, что возможно осуществлять двумя способами: устранение психотравмирующей ситуации или изменение отношения личности к этой ситуации.

В свою очередь, устранение психотравмирующей ситуации возможно также двумя способами: либо ситуация может быть изменена в желательном для личности направлении, либо личность уходит из этой ситуации. Чаще психотравмирующие ситуации возникают в межличностных отношениях. В этом случае, когда объектом системы противострессовых мероприятий является отдельный индивид, содержание их должно включать работу с теми лицами, которые в той или иной мере причастны к ситуации. В обыденной жизни ребенка этими людьми чаще всего бывают члены семьи и учителя в школе.

Другой путь устранения эмоционального стресса представляет собой уход из травмирующей ситуации, если ее избегание является малоэффективным. Индивид нередко не может уйти из нее. Иногда, даже если ребенку удается это сделать, то ему в этом случае грозит внутренний конфликт, что подчас не снимает проблему эмоционального стресса, а усугубляет ее. Поэтому наиболее эффективным способом разрешения возникшей ситуации может быть коррекция внутреннего конфликта с позиции отношений.

Вторичная профилактика больных с психосоматическими расстройствами заключается в снижении выраженности дезадаптационного синдрома в межприступный период, а также в уменьшении количества обострений заболевания. Необходим баланс физической и психологической нагрузки и отдых для восстановления ресурсов организма. Уменьшают влияние неспецифических триггеров. Используют индивидуально-личностные и семейные формы психологического сопровождения. Обязательным условием успешного купирования психосоматических нарушений служит, прежде всего, установление полного контакта с ребенком. Особое значение при этом имеет то, что ребенок чувствует, что его внимательно слушают, что ему сочувствуют и хотят помочь. Даже при полной уверенности в чисто психогенной природе соматических расстройств необходимо его успокоить, помочь преодолеть ощущение безысходности. Малейший намек на недоверие, неуважение психолога к жалобам и субъективным ощущениям ребенка, скептическое отношение к ним приведут к утрате доверия к психологу и усугублению имеющихся симптомов.

Основные задачи этого этапа психологической помощи ребенку являются: 1) всестороннее изучение личности; 2) выявление этиопатогенетических механизмов, способствующих возникновению эмоциональных расстройств; 3) достижение у ребенка сознания и понимания связей между особенностями личности и заболеванием; 4) изменение отношения ребенка, коррекция неадекватных реакций и форм поведения.

Достижение указанных целей осуществляется индивидуальными и групповыми формами коррекционной работы.

Третичная профилактика детей с психосоматическими расстройствами заключается в предупреждении дальнейшего прогрессирования заболевания. Главная цель этого этапа -предотвращение перехода со стадии функционального расстройства в органическое поражение, недопущение развития осложнений этих заболеваний, вызывающих длительную нетрудоспособность или инвалидизацию. Необходимо обратить внимание на предупреждение неблагоприятных социальных последствий прогрессирующих осложненных психосоматических заболеваний.

It is introduced the results of our own investigation of children with attention deficit hyperactivity disorder (disharmonious type of development) and their families, which are living in Russian Federation. We were interested in such factors as: psychological, social and systemic family factors which are involved into the mechanisms of psychological adaptation in ADHD. It is established its importance in the development and initiation of disadaptive forms of behavior response. It is presented the characteristic of the most encountered ways of psychosomatic response in the study group.

The key words: attention deficit hyperactivity disorder, family mechanisms in development, coping behavior, psychological defense, psychosomatic response, prevention

Список литературы

1. Барковая В.Л., Никишина В.Б. Отклоняющееся поведение и копинг-стратегии подростков с проявлением СДВГ // Социальная политика и социология. - 2009. - №3, 175-183 с.

2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности; [под ред. Д. И. Фельдштейна]. М.: Изд-во «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.

3. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1995.

559 с.

4. Кулаков С.А. Психосоматика. СПб.: Изд-во Речь, 2010. 320 с.

5. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Изд-во Речь, 2001. 507

с.

6. Семакова Е.В. Основные факторы формирования родительского взаимодействия на раннем этапе онтогенеза//Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4; URL: http://www.science-education.ru/110-9730.

7. Семакова Е.В., Макарова И.Ю. Семейные условия формирования психосоматического реагирования при психическом дизонтогенезе // Мат. III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход. Курск: КГМУ, 2013. 186-189 с.

8. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека: дис...докт.псх.наук. М., 1997.

142 с.

Об авторе

Семакова Е.В. - кандидат медицинских наук, доцент Смоленского государственного университета, [email protected], [email protected].

Макарова И.Ю. - кандидат медицинских наук, доцент Смоленского государственного университета, [email protected], [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.