Научная статья на тему 'Развитие межмуниципального сотрудничества: формы, принципы и методы'

Развитие межмуниципального сотрудничества: формы, принципы и методы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
969
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / КООПЕРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ / РАЗВИТИЕ МЕСТНЫХ СООБЩЕСТВ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ / INTERMUNICIPAL COOPERATION / COOPERATION OF MUNICIPAL UNIONS / DEVELOPMENT OF LOCAL COMMUNITIES / LOCAL GOVERNMENT / DEVELOPMENT OF MUNICIPAL UNIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Вагапова Евгения Александровна

Обосновывается, что организация межмуниципального взаимодействия муниципальных образований должна опираться на систему взаимоувязанных научных принципов. Исследованы и предложены основные принципы межмуниципального сотрудничества муниципальных образований, а также определены формы и методы межмуниципальных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization of intermunicipal interaction of municipal unions should lean against system of mutual scientific principles. In article main principles on which intermunicipal cooperation of municipal unions and as forms and methods of intermunicipal communications are defined should be based are investigated and offered.

Текст научной работы на тему «Развитие межмуниципального сотрудничества: формы, принципы и методы»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 24 (278).

Экономика. Вып. 39. С. 62-65.

Е. А. Вагапова

развитие межмуниципального сотрудничества: формы, принципы и методы

Обосновывается, что организация межмуниципального взаимодействия муниципальных образований должна опираться на систему взаимоувязанных научных принципов. Исследованы и предложены основные принципы межмуниципального сотрудничества муниципальных образований, а также определены формы и методы межмуниципальных связей.

Ключевые слова: межмуниципальное сотрудничество, кооперация муниципальных образований, развитие местных сообществ, местное самоуправление, развитие муниципальных образований.

Возможность осуществления межмуниципального сотрудничества предусмотрена в Европейской хартии о местном самоуправлении, ратифицированной Российской Федерацией Законом от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ. Так, в ст. 10 Хартии определено, что органы местного самоуправления имеют право при осуществлении своих полномочий сотрудничать и в рамках закона вступать в ассоциации с другими органами местного самоуправления для осуществления задач, представляющих общий интерес.

Нормы Европейской хартии были восприняты российским законодательством. Так, в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-Ф3) вопросам межмуниципального сотрудничества посвящены нормы ст. 8, 66-69. Закон № 131-Ф3 не раскрывает содержание понятия «межмуниципальное сотрудничество». Вместе с тем из его положений следует, что такое сотрудничество осуществляется в целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных образований, советов муниципальных образований субъекта Российской Федерации для выражения и защиты их общих интересов; представления указанных интересов в органах государственной власти; взаимодействия с международными организациями и юридическими лицами, а также в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов муниципальных образований для решения вопросов местного значения.

Межмуниципальное сотрудничество является весьма важной и относительно малоисследованной функцией местного самоуправления, назначение которой состоит в достижении целей социального и экономического развития муниципальных образований путём межтерриториальной интеграции и кооперации.

Потребность в кооперации и интеграции возникает, когда муниципальное образование либо испытывает дефицит ресурсов для собственного развития, либо стремится усилить и расширить имеющиеся конкурентные преимущества.

Наиболее распространённые условия возникновения потребности муниципальных образований в налаживании межмуниципальных связей представлены на рисунке.

Реализация на практике потребностей в межмуниципальном сотрудничестве требует: наличия у потенциальных партнёров общих или взаимных интересов; отсутствия острых конфликтов между партнёрами; доверия друг к другу; готовности к соблюдению обязательств и разумным компромиссам; соразмерности затрат и результатов сотрудничества; прозрачности; легитимности и т. д.

В соответствии с этим можно выделить и различные цели межмуниципального сотрудничества:

— объединение финансовых средств, материальных и иных ресурсов муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения;

— организация взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных образований для решения вопросов местного значения;

— выражение и защита общих интересов муниципальных образований;

— содействие развитию местного самоуправления;

— формирование условий стабильного развития экономики муниципальных образований в интересах повышения жизненного уровня населения и иных целях.

Из поставленных целей вытекает ряд задач межмуниципального сотрудничества: участие в деятельности регионального совета муниципальных образований; содействие разработке и внедрению прогрессивных технологий, обо-

Условия возникновения потребности муниципальных образований в налаживании межмуниципальных связей

рудования и методов организации труда в системах жизнеобеспечения муниципальных образований; выработка единых подходов муниципальных образований в налоговой политике, ценообразование в согласованных сферах деятельности в рамках действующего законодательства и в пределах полномочий органов местного самоуправления; учреждение хозяйственных обществ и иных межмуниципальных организаций; заключение договоров и соглашений.

Взаимодействие между муниципалитетами возможно в различных формах. Исходя из анализа положений Закона № 131-ФЗ, в межмуниципальном сотрудничестве можно выделить три основные формы: ассоциативные, договорные и организационно-хозяйственные. В целях организации взаимодействия муниципальных образований и органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований на уровне субъекта Российской Федерации или Федерации в рамках ассоциативной формы создаются соответственно советы муниципальных образований субъектов Федерации, общероссийские объединения территориальной и организационной основы муниципальных образований и иные

добровольные объединения муниципальных образований.

В целях же объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут учреждаться межмуниципальные хозяйственные общества в форме закрытого акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью, а также другие межмуниципальные организации и объединения, как, например, созданные по решению представительных органов местного самоуправления нескольких муниципальных образований некоммерческие организации в форме автономных некоммерческих организаций и фондов. В этих же целях органы местного самоуправления могут заключать договоры и соглашения.

Советы муниципальных образований создаются в форме некоммерческих организаций — ассоциаций — и являются обязательной формой межмуниципального сотрудничества. В рамках данного объединения муниципальные образования могут взаимодействовать по различным вопросам осуществления местного самоуправления. Это может быть сбор и анализ информации о проблемах в деятельности органов местного самоуправления, обобщение и распростране-

64

Е. А. Вагапова

ние опыта решения вопросов местного значения в различных сферах, оказание методической помощи, организация подготовки муниципальных служащих.

Советы муниципальных образований, общероссийские объединения муниципальных образований, создаваемые в целях защиты и представительства интересов муниципальных образований, не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований или каким бы то ни было образом ограничивать её. В отличие от них, межмуниципальные объединения — формы совместной хозяйственной деятельности, используются муниципальными образованиями для совместного решения вопросов местного значения, соответственно, им не могут передаваться лишь полномочия органов местного самоуправления.

В качестве организационно-правовых форм межмуниципальных хозяйственных обществ законодателем не случайно избраны закрытые акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Это объясняется тем, что только в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью учредители не несут субсидиарную ответственность за деятельность общества (за исключением того капитала, который они внесли при учреждении общества). Это позволяет защитить местные бюджеты и муниципальное имущество при банкротстве подобного рода предприятий.

Следует отметить, что некоммерческие организации в форме автономных некоммерческих организаций и фондов, преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели, вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям, для которых созданы данные организации.

Все, кроме одной, вышеописанные формы межмуниципального сотрудничества создаются на добровольной основе. Согласно Закону № 131-ФЭ только Совет муниципальных образований обязательно должен быть создан в каждом субъекте Федерации.

Межмуниципальное взаимодействие может носить как стратегический, так и нестратегический характер. Представляется, что характер сотрудничества зависит от задач, решению которых будет способствовать межмуниципальное взаимодействие. Если речь идёт о решении стратегических задач, обозначенных соответствующим документом, то это представляет собой пример

стратегического взаимодействия. Если же межмуниципальное сотрудничество обеспечивает решение функциональных задач, связанных с непосредственным выполнением законодательно закреплённых за муниципальным образованием функций, то эти взаимосвязи стратегического характера не носят, и их можно обозначить как предметно-функциональные.

Отметим также, что подразделение сотрудничества на стратегическое и предметно-функциональное условно. Так как, например, совместное решение вопросов местного значения муниципальных образований можно отнести к предметно-функциональному сотрудничеству, однако от их эффективного решения зависит социально-экономическое развитие территории, что способствует повышению уровня и качества жизни населения, и если эти задачи не прописаны в стратегических документах, они, так или иначе, влияют на стратегические направления развития муниципалитетов.

Стратегические задачи во многом зависят от выполнения функциональных задач. Некоторые эксперты не признают такого деления вообще, в силу того, что стратегические документы есть далеко не в каждом муниципальном образовании.

Организация межмуниципального сотрудничества должна опираться на систему взаимоувязанных научных принципов. К числу основных принципов, требования которых необходимо учитывать, следует отнести: целенаправленность, системность, комплексность, баланс интересов, инновационность, эффективность.

Ведущее место в рассматриваемой системе принципов занимает принцип целенаправленности, следование которому означает, что принятию решений по вопросам межмуниципального сотрудничества должен предшествовать этап це-леполагания, в рамках которого осуществляется выбор и обоснование целей межмуниципального взаимодействия.

Принцип системности ориентирует на рассмотрение муниципальных образований как элементов системы (подсистемы) более высокого уровня. Согласно данному принципу необходимо учитывать влияние взаимозависимости развития муниципальных образований с субъектом Федерации, на территории которого оно расположено, с другими регионами и муниципальными образованиями, страной в целом. Реализация этого принципа предполагает, что при организации межмуниципального сотрудничества должны быть учте-

ны предпосылки и ограничения, формируемые на различных иерархических уровнях: местном (муниципальном), межмуниципальном, региональном, межрегиональном, федеральном.

Принцип комплексности означает: 1) необходимость рассмотрения всех возможных сфер и объектов межмуниципального сотрудничества во взаимосвязи; 2) исследование влияния всех предполагаемых результатов на развитие соответствующих муниципальных образований как целостных систем, на изменение состояния их отдельных отраслей и сфер жизнедеятельности.

Принцип баланса интересов играет особую роль в осуществлении межмуниципального сотрудничества, которое предусматривает установление, реализацию и развитие партнёрских отношений между муниципалитетами.

Важно сочетание конкуренции и кооперации, что становится возможным в том случае, если достигнут баланс интересов и на этой основе установлен высокий уровень взаимного доверия, позволяющего снизить риск получения нежелательных побочных эффектов. Таким образом, выявление, анализ и согласование интересов муниципальных образований является непременным условием использования технологий межмуниципального сотрудничества.

Принцип инновационности проявляется в двух плоскостях: 1) в использовании современных форм межмуниципального сотрудничества и методов управления; 2) в ориентации на получение инновационных результатов от реализации межмуниципальных проектов.

Соблюдение принципа эффективности означает необходимость уверенности, что выбранные направления межмуниципального сотрудничества обеспечат улучшение качества жизни населения с наименьшими финансовыми и социальными затратами.

Необходимо охарактеризовать методы и соответствующие им процедуры достижения намеченных целей взаимодействия. Один из действенных методов — программно-проектный, связанный с разработкой межмуниципальных программ и конкретных проектов в условиях гармонизации интересов различных субъектов управления и хозяйствования.

Однако одной подпрограммы или раздела программы может быть недостаточно. Представляется, что разработка стратеги развития межмуниципального сотрудничества будет способствовать более эффективному взаимодей-

ствию местных сообществ и проекты по её реализации будут своевременными, экономически целесообразными, взаимовыгодными.

Ведущее место в механизме реализации межмуниципального сотрудничества занимают субъекты управления и хозяйствования, имеющие различные экономические интересы. Недооценка этого принципиального положения приводит к тому, что намеченные планы и программы не реализуются, т. к. потенциальные участники их выполнения не принимают участия в достижении поставленных целей, считая, что это не те цели и пути их достижения, которые они готовы поддержать. Именно поэтому важным методом реализации межмуниципального взаимодействия является метод гармонизации интересов.

Развитие межмуниципального сотрудничества — важная и относительно малоисследованная функция местного самоуправления, а соответственно, определение форм взаимодействия, взаимоувязанных принципов, методов и соответствующих им процедур достижения намеченных целей взаимодействия необходимы для дальнейшего развития теории межмуниципального сотрудничества.

Список литературы

1. Европейская хартия местного самоуправления // Справ. правовая система «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 окт. 2003 г. № 131-Ф3.

3. Бурмистров, А. С. Местное сообщество как субъект местного самоуправления // Правоведение. 2009. № 5. С. 36-42.

4. Кокин, И. А. Межмуниципальная координация в субъекте Российской Федерации: объективные потребности и правовые решения // Город. упр. 2008. № 11. С. 65-66.

5. Королёва, Е. Н. Стратегическое управление развитием муниципальных социально-экономических систем в условиях глобализации: (Теоретико-методологические аспекты) : монография. М. : ВГНА Минфина России, 2006.

6. Рохчин, В. Е. Стратегическое управление развитием муниципальных образований: межмуниципальное взаимодействие / В. Е. Рохчин, В. В. Шураев ; ред. В. А. Гневко. СПб. : С.-Петерб. акад. упр. и экономики, 2007.

7. Филиппов, Ю. Развитие местных сообществ / Ю. Филиппов, В. Гассиий // Муницип. власть. 2007. № 11. С. 64-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.