Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНО-ДОСУГОВОГО ЦЕНТРА'

РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНО-ДОСУГОВОГО ЦЕНТРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
167
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ / ПОДРОСТКИ / СЕМЕЙНО-ДОСУГОВЫЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шабаева Динара Няильевна, Савинова Татьяна Викторовна

Статья посвящена исследованию и развитию межличностных отношений подростков. Авторы рассматривают решение данной проблемы в условиях семейно-досугового центра. В статье проанализированы различные подходы к проблеме межличностных отношений; представлены технологии развития межличностных отношений подростков (информационно-коммуникативные, игровые, технологии проблемного обучения, арт-технологии, технологии проектного обучения, групповые дискуссии, мозговой штурм, создание интеллект-карт); описан диагностический инструментарий, с помощью которого изучены межличностные отношения подростков; раскрыто содержание и особенности реализации программы развития межличностных отношений подростков в условиях семейно-досугового центра; доказана ее эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INTERPERSONAL RELATIONS OF ADOLESCENTS IN CONDITIONS OF FAMILY AND LEISURE CENTER

The article is devoted to the study and development of interpersonal relationships in adolescents. The authors consider the solution to this problem in a family and leisure center. The article analyzes various approaches to the problem of interpersonal relations; presents technologies for the development of interpersonal relations among adolescents (information and communication, game, problem learning technologies, art technologies, project learning technologies, group discussions, brainstorming, the creation of mind maps); describes the diagnostic tools, with the help of which the interpersonal relations of adolescents were studied; the content and features of the implementation of the program for the development of interpersonal relations of adolescents in the conditions of a family and leisure center were revealed; and its effectiveness was proved.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНО-ДОСУГОВОГО ЦЕНТРА»

Психология

УДК 159.92(045)

магистрант направления подготовки 44.04.02

Психолого-педагогическое образование Шабаева Динара Няильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат психологических наук, доцент Савинова Татьяна Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНО-

ДОСУГОВОГО ЦЕНТРА

Аннотация. Статья посвящена исследованию и развитию межличностных отношений подростков. Авторы рассматривают решение данной проблемы в условиях семейно-досугового центра. В статье проанализированы различные подходы к проблеме межличностных отношений; представлены технологии развития межличностных отношений подростков (информационно-коммуникативные, игровые, технологии проблемного обучения, арт-технологии, технологии проектного обучения, групповые дискуссии, мозговой штурм, создание интеллект-карт); описан диагностический инструментарий, с помощью которого изучены межличностные отношения подростков; раскрыто содержание и особенности реализации программы развития межличностных отношений подростков в условиях семейно-досугового центра; доказана ее эффективность.

Ключевые слова: межличностные отношения, развитие межличностных отношений, групповая сплоченность, подростки, семейно-досуговый центр.

Annotation. The article is devoted to the study and development of interpersonal relationships in adolescents. The authors consider the solution to this problem in a family and leisure center. The article analyzes various approaches to the problem of interpersonal relations; presents technologies for the development of interpersonal relations among adolescents (information and communication, game, problem learning technologies, art technologies, project learning technologies, group discussions, brainstorming, the creation of mind maps); describes the diagnostic tools, with the help of which the interpersonal relations of adolescents were studied; the content and features of the implementation of the program for the development of interpersonal relations of adolescents in the conditions of a family and leisure center were revealed; and its effectiveness was proved.

Keywords: interpersonal relationships, development of interpersonal relationships, group cohesion, adolescents, family and leisure center.

Введение. Межличностные отношения имеют огромное значение в подростковом возрасте. При этом на первый план выходят отношения со сверстниками и друзьями, основанные на тесном, доверительном взаимодействии, в ходе которого подросток познает себя, делится значимой личной информацией. Отношения с родителями становятся второстепенными и зачастую приобретают специфичный характер. Стремление подростка быстрее стать взрослым и самостоятельно принимать решения приводит к непониманию и конфликтам с родителями. Именно поэтому основной задачей педагогов-психологов в работе с детьми подросткового возраста является выявление особенностей их отношения к себе и другим людям, а также развитие межличностных отношений со сверстниками, друзьями и родителями, которое можно осуществить только при использовании эффективных и актуальных практических технологий и методов работы. Решение данной задачи возможно в условиях семейно-досуговый центра.

Изложение основного материала статьи. Исследование проблемы межличностных отношений, их видов, особенностей, возможностей развития всегда привлекало внимание отечественных и зарубежных ученых.

В настоящее время в психолого-педагогической литературе существует большое количество работ, посвященных проблеме межличностных отношений. Среди них следует отметить исследования Г.М. Андреевой [1], Е.П. Ильина [3], В.Н. Мясищева [4], Н.Н. Обозова [5] и других.

Г.М. Андреева рассматривает межличностные отношения как один из основных компонентов развития общественного сознания. Межличностные отношения - особый вид взаимодействия, возникающий внутри каждого вида общественных отношений и вне их [1].

По мнению В.Н. Мясищева межличностные отношения - единая система осознанных связей человека, основанная на жизненном опыте, проявляющаяся в аффективных реакциях, поступках и действиях. Объектом межличностных отношений автор считает личность, способную определенным образом воздействовать на другую в процессе совместной деятельности. В.Н. Мясищев подчеркивает взаимную направленность межличностных отношений, под которой понимает зависимость человека от сложившейся у него системы ценностей, сквозь которые люди воспринимают друг друга. В своих работах автор также уделяет внимание направленности отношений и выделяет три основных вида: отношения к другим людям, отношение к себе и отношения к предметам и явлениям окружающей действительности, подчеркивая при этом роль внутреннего мира человека и его сознательность [4].

Н.Н. Обозов говорит о межличностных отношениях как о переживаемых и осознаваемых взаимосвязях между людьми, формирование которых происходит на основе чувств, возникающих между людьми в процессе общения [5].

Е.П. Ильин отмечает, что межличностные отношения - это отношения, образованные между людьми и выражающие их аффективные реакции и внутренний мир. Также автор выделяет четыре категории межличностных отношений:

- формальные (основаны на должностной основе) и неформальные;

- деловые (основаны на совместной деятельности между людьми) и личные (основаны на эмоциональных отношениях между людьми без учета совместной деятельности);

- рациональные (основаны на получении выгоды) и эмоциональные (основаны на перцепции);

- субординационные (отношения между руководством и подчиненными) и паритетные (отношения между равными по статусу людьми) [3].

Из исследований зарубежных ученых, посвященных проблеме межличностных отношений, следует выделить работы К. Р. Роджерса и Э.Л. Берна.

К.Р. Роджерс выделил условия гуманизации межличностных отношений, способствующие объективному (безоценочному) восприятию, эмпатии и самовыражению в общении [7].

Э.Л. Берном разработана модель транзакционного (транзактного) анализа, которая позволяет человеку понять самого себя и свои отношения с другими людьми. Введенное им понятие «транзакция» представляет собой единицу взаимодействия людей в зависимости от принятой на себя роли. Межличностные отношения, по его мнению, зависят от того какое эго-состояние (родитель, ребенок, взрослый) переживает человек в процессе общения [2].

Анализ основных подходов к проблеме межличностных отношений в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе позволяет сформулировать следующие обобщения:

1) объектом межличностных отношений всегда выступает личность, способная определенным образом воздействовать на другую в процессе совместной деятельности;

2) межличностные отношения строятся на переживаемых и осознаваемых взаимосвязях между людьми, формирование которых происходит на основе чувств;

3) межличностные отношения основываются на обмене мыслями, чувствами и информацией;

4) межличностные отношения охватывают все существование человека;

5) межличностные отношения проявляются в различных сферах деятельности человека: в науке, политике, культуре, различных областях производства и управления, а также в отношениях с семьей, друзьями и другими окружающими людьми.

Особенно большое значение проблема межличностных отношений приобретает в период подросткового возраста - сложного и противоречивого. Изменения, происходящие в развитии подростка, в первую очередь сказываются на его отношениях со сверстниками, друзьями, родителями и другими людьми. Начиная воспринимать себя как взрослого человека, подросток стремиться быть самостоятельным, отвергая советы и мнения родителей. На первый план для него выходит общение со сверстниками, через которое он узнает необходимую для него информацию. В этом возрасте также большое значение имеют образующиеся подростковые компании, непринятие сверстниками очень тяжело сказывается на подростках и приводит к серьезным проблемам.

С целью изучения и развития межличностных отношений подростков нами было проведено опытно-экспериментальное исследование на базе ЧУ «Исламский культурный центр» г.о. Саранск. В данном исследовании приняли участие участники подросткового клуба, в количестве 16 человек.

В ходе исследования использовались следующие методики: «Опросник межличностных отношений» А.А. Рукавишникова; «Определение индекса групповой сплоченности» К.Э. Сишора; «Социометрия» Дж. Морено [9].

По данным констатирующего этапа выявлено, что для большинства подростков характерен низкий уровень развития межличностных отношений по таким шкалам, как «Включение», «Контроль» и «Аффект», у них недостаточно сформированы представления о конфликтных ситуациях и путях их решения. Уровень групповой сплоченности оценивается большинством подростков как средний и ниже среднего. Это объясняется незначительным периодом существования группы и свидетельствует о необходимости проведения целенаправленной работы по развитию межличностных отношений подростков.

На основе данных констатирующего этапа исследования нами была разработана программа развития межличностных отношений подростков - «Я в мире людей».

Данная программа рассчитана на детей подросткового возраста и включает в себя четыре раздела:

1 раздел - «Я-подросток» (темы: «Подростковый возраст - какой он?», «Путешествие к своему Я», «Какой я в межличностных отношениях?»).

2 раздел - «Мир чувств и эмоций» (темы: «Наши эмоции и чувства», «Краски настроения», «Я тебя понимаю»).

3 раздел - «Позитивные отношения» (темы: «Я, моя группа и дружба», «Отношения с родителями», «Конфликты»).

4 раздел - «Я среди людей» (темы: «Школа общения», «Уважение», «Итоги»).

Общее количество занятий - 12. Продолжительность одного занятия - 45 минут.

Основной целью программы является развитие межличностных отношений подростков.

В соответствии с целью выделены следующие задачи программы:

- актуализация знаний подростков о межличностных отношениях;

- формирование представлений подростков о себе, развитие самопознания и самовосприятия;

- развитие коммуникативных навыков;

- формирование навыков эффективного межличностного взаимодействия;

- формирование знаний о роли чувств и эмоций в межличностных отношениях;

- выявление сущности конфликтов, причин их возникновения и путей разрешения.

При реализации данной программы используются следующие технологии:

- информационно-коммуникативные (ИКТ);

- игровые (ролевые игры);

- технологии проблемного обучения (кейс-метод);

- арт-технологии (рисование, создание синквейна, даймонда, хокку);

- технологии проектного обучения (творческий проект);

- беседы, групповые дискуссии;

- мозговой штурм;

- создание интеллект-карт.

По окончании апробации программы развития межличностных отношений подростков в условиях семейно-досугового центра нами была повторно проведена диагностика по первоначальным методикам. Для подтверждения опытно-экспериментальных данных о наличии различий между показателями участников экспериментальной группы до и после апробации развивающей программы был произведен автоматизированный расчет с помощью критерия ф* - угловое преобразование Фишера [8].

Данные по методике «Опросник межличностных отношений» А. А. Рукавишникова на контрольном этапе свидетельствуют о развитии межличностных отношений подростков в условиях семейно-досугового

центра. В экспериментальной группе увеличилось количество подростков по критерию «Включение 1е -

высокое» и составило 69 %, выявлены статистически значимые различия на уровне р — 0,01 (2,571**). Также увеличилось количество участников формирующего этапа эксперимента по критериям «Включение ^ -высокое» и составило 62 %, «Контроль Се - высокое» и достигло 50 %, «Аффект Ае - высокое» и

составило 62 %. По данным критериям выявлены статистически значимые различия на уровне р — 0,05.

Согласно данным сравнительного анализа развития межличностных отношений подростков до и после эксперимента по методике «Определение индекса групповой сплоченности» К. Э. Сишора, увеличилось количество подростков, проявляющих средний уровень сплоченности с 38 % до 69 %. По данному критерию

выявлены статистически значимые различия на уровне р— 0,05 (1,805*). Одновременно снизилось количество испытуемых, у которых выявлен низкий уровень групповой сплоченности. По данному критерию

статистически значимые различия выявлены на уровне р — 0,05 (1,91*).

Данные по методике «Социометрия» Дж. Морено подтверждают положительное влияние реализованной программы на развитие межличностных отношений подростков в условиях семейно-досугового центра. Увеличилось количество подростков, проявляющих тип поведения «предпочитаемые» и достигло 50 %. По

данному критерию выявлены статистически значимые различия на уровне р — 0,05 (1,906*). Таким образом, результаты математической обработки данных на контрольном этапе являются статистически значимыми и свидетельствуют о развитии межличностных отношений участников экспериментальной группы.

Выводы. Межличностные отношения - это прямое взаимодействие людей, основанное на обмене мыслями и чувствами, на сопереживании и поддержке, на симпатии и принятии. Изучение межличностных отношений подростков позволяет определить основные особенности их развития, проанализировать проблемы, связанные с построением взаимоотношений со сверстниками, друзьями и родителями, а также выстроить приоритетные пути работы с ними.

Для большинства подростков характерен низкий уровень межличностных отношений и групповой сплоченности, у них в малой степени сформированы представления о конфликтных ситуациях и путях их решения.

Развитие межличностных отношений подростков возможно в условиях семейно-досугового центра, если спроектировать и реализовать программу, направленную на формирование представлений подростков о себе; развитие самопознания и самовосприятия, коммуникативных навыков, навыков взаимодействия со сверстниками, родителями и другими взрослыми; формирование знаний о роли чувств и эмоций в межличностных отношениях; выявление сущности конфликтов, причин их возникновения и путей разрешения.

Литература:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2017. - 363 с.

2. Берн, Э.Л. Трансакционный анализ в психотерапии / Э.Л. Берн. - М.: Эксмо, 2015. - 274 с.

3. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений: учеб. пособие / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2015. - 576 с.

4. Мясищев, В.Н. Психология отношений : избранные психологические труды / В.Н. Мясищев. - М.: МОДЭК, МПСИ, 2011. - 398 с.

5. Обозов, Н.Н. Межличностные отношения : монография / Н.Н. Обозов. - Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1979. - 151 с.

6. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учеб. пособие / А.П. Панфилова. - М.: Академия, 2009 - 192 с.

7. Роджерс, К.Р. Гуманстичекая психология. теория и праткика / К.Р. Роджерс. - М.: МОДЭК, МПСУ, 2013. - 456 с.

8. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии: учеб. пособие / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2000. - 350 с.

9. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учеб. пособие / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 488 с.

Психология

УДК 159.99

магистр педагогики, старший преподаватель кафедры психологии развития личности Шелкунова Татьяна Васильевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития и консультирования Артюхова Татьяна Юрьевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск);

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологи развития и консультирования Бенькова Оксана Анатольевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск)

ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье авторы предприняли попытку изучить проблему влияния интернета на развитие личности. Проанализированы положительные и отрицательные стороны современных интернет-технолгий в жизни человека с позиции качественного изменения психологической реальности личности.

Ключевые слова: интернет, интернет-технологии, личность, психологическая реальность, виртульное пространство личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.