Психология
УДК 159.92(045)
магистрант направления подготовки 44.04.02
Психолого-педагогическое образование Шабаева Динара Няильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат психологических наук, доцент Савинова Татьяна Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)
РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНО-
ДОСУГОВОГО ЦЕНТРА
Аннотация. Статья посвящена исследованию и развитию межличностных отношений подростков. Авторы рассматривают решение данной проблемы в условиях семейно-досугового центра. В статье проанализированы различные подходы к проблеме межличностных отношений; представлены технологии развития межличностных отношений подростков (информационно-коммуникативные, игровые, технологии проблемного обучения, арт-технологии, технологии проектного обучения, групповые дискуссии, мозговой штурм, создание интеллект-карт); описан диагностический инструментарий, с помощью которого изучены межличностные отношения подростков; раскрыто содержание и особенности реализации программы развития межличностных отношений подростков в условиях семейно-досугового центра; доказана ее эффективность.
Ключевые слова: межличностные отношения, развитие межличностных отношений, групповая сплоченность, подростки, семейно-досуговый центр.
Annotation. The article is devoted to the study and development of interpersonal relationships in adolescents. The authors consider the solution to this problem in a family and leisure center. The article analyzes various approaches to the problem of interpersonal relations; presents technologies for the development of interpersonal relations among adolescents (information and communication, game, problem learning technologies, art technologies, project learning technologies, group discussions, brainstorming, the creation of mind maps); describes the diagnostic tools, with the help of which the interpersonal relations of adolescents were studied; the content and features of the implementation of the program for the development of interpersonal relations of adolescents in the conditions of a family and leisure center were revealed; and its effectiveness was proved.
Keywords: interpersonal relationships, development of interpersonal relationships, group cohesion, adolescents, family and leisure center.
Введение. Межличностные отношения имеют огромное значение в подростковом возрасте. При этом на первый план выходят отношения со сверстниками и друзьями, основанные на тесном, доверительном взаимодействии, в ходе которого подросток познает себя, делится значимой личной информацией. Отношения с родителями становятся второстепенными и зачастую приобретают специфичный характер. Стремление подростка быстрее стать взрослым и самостоятельно принимать решения приводит к непониманию и конфликтам с родителями. Именно поэтому основной задачей педагогов-психологов в работе с детьми подросткового возраста является выявление особенностей их отношения к себе и другим людям, а также развитие межличностных отношений со сверстниками, друзьями и родителями, которое можно осуществить только при использовании эффективных и актуальных практических технологий и методов работы. Решение данной задачи возможно в условиях семейно-досуговый центра.
Изложение основного материала статьи. Исследование проблемы межличностных отношений, их видов, особенностей, возможностей развития всегда привлекало внимание отечественных и зарубежных ученых.
В настоящее время в психолого-педагогической литературе существует большое количество работ, посвященных проблеме межличностных отношений. Среди них следует отметить исследования Г.М. Андреевой [1], Е.П. Ильина [3], В.Н. Мясищева [4], Н.Н. Обозова [5] и других.
Г.М. Андреева рассматривает межличностные отношения как один из основных компонентов развития общественного сознания. Межличностные отношения - особый вид взаимодействия, возникающий внутри каждого вида общественных отношений и вне их [1].
По мнению В.Н. Мясищева межличностные отношения - единая система осознанных связей человека, основанная на жизненном опыте, проявляющаяся в аффективных реакциях, поступках и действиях. Объектом межличностных отношений автор считает личность, способную определенным образом воздействовать на другую в процессе совместной деятельности. В.Н. Мясищев подчеркивает взаимную направленность межличностных отношений, под которой понимает зависимость человека от сложившейся у него системы ценностей, сквозь которые люди воспринимают друг друга. В своих работах автор также уделяет внимание направленности отношений и выделяет три основных вида: отношения к другим людям, отношение к себе и отношения к предметам и явлениям окружающей действительности, подчеркивая при этом роль внутреннего мира человека и его сознательность [4].
Н.Н. Обозов говорит о межличностных отношениях как о переживаемых и осознаваемых взаимосвязях между людьми, формирование которых происходит на основе чувств, возникающих между людьми в процессе общения [5].
Е.П. Ильин отмечает, что межличностные отношения - это отношения, образованные между людьми и выражающие их аффективные реакции и внутренний мир. Также автор выделяет четыре категории межличностных отношений:
- формальные (основаны на должностной основе) и неформальные;
- деловые (основаны на совместной деятельности между людьми) и личные (основаны на эмоциональных отношениях между людьми без учета совместной деятельности);
- рациональные (основаны на получении выгоды) и эмоциональные (основаны на перцепции);
- субординационные (отношения между руководством и подчиненными) и паритетные (отношения между равными по статусу людьми) [3].
Из исследований зарубежных ученых, посвященных проблеме межличностных отношений, следует выделить работы К. Р. Роджерса и Э.Л. Берна.
К.Р. Роджерс выделил условия гуманизации межличностных отношений, способствующие объективному (безоценочному) восприятию, эмпатии и самовыражению в общении [7].
Э.Л. Берном разработана модель транзакционного (транзактного) анализа, которая позволяет человеку понять самого себя и свои отношения с другими людьми. Введенное им понятие «транзакция» представляет собой единицу взаимодействия людей в зависимости от принятой на себя роли. Межличностные отношения, по его мнению, зависят от того какое эго-состояние (родитель, ребенок, взрослый) переживает человек в процессе общения [2].
Анализ основных подходов к проблеме межличностных отношений в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе позволяет сформулировать следующие обобщения:
1) объектом межличностных отношений всегда выступает личность, способная определенным образом воздействовать на другую в процессе совместной деятельности;
2) межличностные отношения строятся на переживаемых и осознаваемых взаимосвязях между людьми, формирование которых происходит на основе чувств;
3) межличностные отношения основываются на обмене мыслями, чувствами и информацией;
4) межличностные отношения охватывают все существование человека;
5) межличностные отношения проявляются в различных сферах деятельности человека: в науке, политике, культуре, различных областях производства и управления, а также в отношениях с семьей, друзьями и другими окружающими людьми.
Особенно большое значение проблема межличностных отношений приобретает в период подросткового возраста - сложного и противоречивого. Изменения, происходящие в развитии подростка, в первую очередь сказываются на его отношениях со сверстниками, друзьями, родителями и другими людьми. Начиная воспринимать себя как взрослого человека, подросток стремиться быть самостоятельным, отвергая советы и мнения родителей. На первый план для него выходит общение со сверстниками, через которое он узнает необходимую для него информацию. В этом возрасте также большое значение имеют образующиеся подростковые компании, непринятие сверстниками очень тяжело сказывается на подростках и приводит к серьезным проблемам.
С целью изучения и развития межличностных отношений подростков нами было проведено опытно-экспериментальное исследование на базе ЧУ «Исламский культурный центр» г.о. Саранск. В данном исследовании приняли участие участники подросткового клуба, в количестве 16 человек.
В ходе исследования использовались следующие методики: «Опросник межличностных отношений» А.А. Рукавишникова; «Определение индекса групповой сплоченности» К.Э. Сишора; «Социометрия» Дж. Морено [9].
По данным констатирующего этапа выявлено, что для большинства подростков характерен низкий уровень развития межличностных отношений по таким шкалам, как «Включение», «Контроль» и «Аффект», у них недостаточно сформированы представления о конфликтных ситуациях и путях их решения. Уровень групповой сплоченности оценивается большинством подростков как средний и ниже среднего. Это объясняется незначительным периодом существования группы и свидетельствует о необходимости проведения целенаправленной работы по развитию межличностных отношений подростков.
На основе данных констатирующего этапа исследования нами была разработана программа развития межличностных отношений подростков - «Я в мире людей».
Данная программа рассчитана на детей подросткового возраста и включает в себя четыре раздела:
1 раздел - «Я-подросток» (темы: «Подростковый возраст - какой он?», «Путешествие к своему Я», «Какой я в межличностных отношениях?»).
2 раздел - «Мир чувств и эмоций» (темы: «Наши эмоции и чувства», «Краски настроения», «Я тебя понимаю»).
3 раздел - «Позитивные отношения» (темы: «Я, моя группа и дружба», «Отношения с родителями», «Конфликты»).
4 раздел - «Я среди людей» (темы: «Школа общения», «Уважение», «Итоги»).
Общее количество занятий - 12. Продолжительность одного занятия - 45 минут.
Основной целью программы является развитие межличностных отношений подростков.
В соответствии с целью выделены следующие задачи программы:
- актуализация знаний подростков о межличностных отношениях;
- формирование представлений подростков о себе, развитие самопознания и самовосприятия;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование навыков эффективного межличностного взаимодействия;
- формирование знаний о роли чувств и эмоций в межличностных отношениях;
- выявление сущности конфликтов, причин их возникновения и путей разрешения.
При реализации данной программы используются следующие технологии:
- информационно-коммуникативные (ИКТ);
- игровые (ролевые игры);
- технологии проблемного обучения (кейс-метод);
- арт-технологии (рисование, создание синквейна, даймонда, хокку);
- технологии проектного обучения (творческий проект);
- беседы, групповые дискуссии;
- мозговой штурм;
- создание интеллект-карт.
По окончании апробации программы развития межличностных отношений подростков в условиях семейно-досугового центра нами была повторно проведена диагностика по первоначальным методикам. Для подтверждения опытно-экспериментальных данных о наличии различий между показателями участников экспериментальной группы до и после апробации развивающей программы был произведен автоматизированный расчет с помощью критерия ф* - угловое преобразование Фишера [8].
Данные по методике «Опросник межличностных отношений» А. А. Рукавишникова на контрольном этапе свидетельствуют о развитии межличностных отношений подростков в условиях семейно-досугового
центра. В экспериментальной группе увеличилось количество подростков по критерию «Включение 1е -
высокое» и составило 69 %, выявлены статистически значимые различия на уровне р — 0,01 (2,571**). Также увеличилось количество участников формирующего этапа эксперимента по критериям «Включение ^ -высокое» и составило 62 %, «Контроль Се - высокое» и достигло 50 %, «Аффект Ае - высокое» и
составило 62 %. По данным критериям выявлены статистически значимые различия на уровне р — 0,05.
Согласно данным сравнительного анализа развития межличностных отношений подростков до и после эксперимента по методике «Определение индекса групповой сплоченности» К. Э. Сишора, увеличилось количество подростков, проявляющих средний уровень сплоченности с 38 % до 69 %. По данному критерию
выявлены статистически значимые различия на уровне р— 0,05 (1,805*). Одновременно снизилось количество испытуемых, у которых выявлен низкий уровень групповой сплоченности. По данному критерию
статистически значимые различия выявлены на уровне р — 0,05 (1,91*).
Данные по методике «Социометрия» Дж. Морено подтверждают положительное влияние реализованной программы на развитие межличностных отношений подростков в условиях семейно-досугового центра. Увеличилось количество подростков, проявляющих тип поведения «предпочитаемые» и достигло 50 %. По
данному критерию выявлены статистически значимые различия на уровне р — 0,05 (1,906*). Таким образом, результаты математической обработки данных на контрольном этапе являются статистически значимыми и свидетельствуют о развитии межличностных отношений участников экспериментальной группы.
Выводы. Межличностные отношения - это прямое взаимодействие людей, основанное на обмене мыслями и чувствами, на сопереживании и поддержке, на симпатии и принятии. Изучение межличностных отношений подростков позволяет определить основные особенности их развития, проанализировать проблемы, связанные с построением взаимоотношений со сверстниками, друзьями и родителями, а также выстроить приоритетные пути работы с ними.
Для большинства подростков характерен низкий уровень межличностных отношений и групповой сплоченности, у них в малой степени сформированы представления о конфликтных ситуациях и путях их решения.
Развитие межличностных отношений подростков возможно в условиях семейно-досугового центра, если спроектировать и реализовать программу, направленную на формирование представлений подростков о себе; развитие самопознания и самовосприятия, коммуникативных навыков, навыков взаимодействия со сверстниками, родителями и другими взрослыми; формирование знаний о роли чувств и эмоций в межличностных отношениях; выявление сущности конфликтов, причин их возникновения и путей разрешения.
Литература:
1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2017. - 363 с.
2. Берн, Э.Л. Трансакционный анализ в психотерапии / Э.Л. Берн. - М.: Эксмо, 2015. - 274 с.
3. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений: учеб. пособие / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2015. - 576 с.
4. Мясищев, В.Н. Психология отношений : избранные психологические труды / В.Н. Мясищев. - М.: МОДЭК, МПСИ, 2011. - 398 с.
5. Обозов, Н.Н. Межличностные отношения : монография / Н.Н. Обозов. - Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1979. - 151 с.
6. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учеб. пособие / А.П. Панфилова. - М.: Академия, 2009 - 192 с.
7. Роджерс, К.Р. Гуманстичекая психология. теория и праткика / К.Р. Роджерс. - М.: МОДЭК, МПСУ, 2013. - 456 с.
8. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии: учеб. пособие / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2000. - 350 с.
9. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учеб. пособие / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 488 с.
Психология
УДК 159.99
магистр педагогики, старший преподаватель кафедры психологии развития личности Шелкунова Татьяна Васильевна
Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития и консультирования Артюхова Татьяна Юрьевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск);
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологи развития и консультирования Бенькова Оксана Анатольевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск)
ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. В статье авторы предприняли попытку изучить проблему влияния интернета на развитие личности. Проанализированы положительные и отрицательные стороны современных интернет-технолгий в жизни человека с позиции качественного изменения психологической реальности личности.
Ключевые слова: интернет, интернет-технологии, личность, психологическая реальность, виртульное пространство личности.