Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ'

РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
80
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспорт / логистика / инфраструктура / международная торговля / промышленность / инвестиции / технологии / внешние связи / transport / logistics / infrastructure / international trade / industry / investment / technology / external relations

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — С.К. Мартиросян, М.В. Непарко

В статье рассматриваются развитие международной транспортно-логистической системы в условиях санкций. Стремительное изменение геополитики повлекло кардинальные изменения в международных экономических отношениях, разрушающих партнерские отношения в сфере логистики. Россия в силу географического положения и ресурсного потенциала имеет реальные возможности преодолеть эти проблемы путем развитие международной транспортно-логистической системы. В статье рассматриваются направления транспортно-логистической политики, которая включает расширение международного сотрудничества путем интеграции региональных логистических каналов в международную транспортно-логистическую систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF RUSSIA'S INTERNATIONAL TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEM IN THE CONTEXT OF SANCTIONS

The article discusses the development of the international transport and logistics system in the context of sanctions. The rapid change in geopolitics has led to drastic changes in international economic relations, destroying partnerships in the field of logistics. Due to its geographical location and resource potential, Russia has real opportunities to overcome these problems by developing an international transport and logistics system. The article discusses the directions of transport and logistics policy, which includes the expansion of international cooperation through the integration of regional logistics channels into the international transport and logistics system.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ»

РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

С.К. Мартиросян, студент

Научный руководитель: М.В. Непарко, доцент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

(Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-3-2-22-25

Аннотация. В статье рассматриваются развитие международной транспортно-логистической системы в условиях санкций. Стремительное изменение геополитики повлекло кардинальные изменения в международных экономических отношениях, разрушающих партнерские отношения в сфере логистики. Россия в силу географического положения и ресурсного потенциала имеет реальные возможности преодолеть эти проблемы путем развитие международной транспортно-логистической системы. В статье рассматриваются направления транспортно-логистической политики, которая включает расширение международного сотрудничества путем интеграции региональных логистических каналов в международную транспортно-логистическую систему.

Ключевые слова: транспорт, логистика, инфраструктура, международная торговля, промышленность, инвестиции, технологии, внешние связи.

Международная транспортно-

логистическая системы (МТЛС) играет важную роль в укреплении международного сотрудничества и формировании новых экономических, научно-технических и культурных отношений между странами. Россия в этом вопросе имеет преимущества и возможности стать лидером в сфере международных перевозок [1].

МТЛС осуществляют решение задач, связанных с управлением, организацией и оптимизацией грузовых, материальных и сопутствующих потоков от источников к пунктам назначения по всему мира. Элементами внешних логистических систем являются транспортные, снабженческие и дистрибутивные сети, которые выполняют различные логистические операции от мест скопления материальных ресурсов до конечного потребителя. Такие системы базируются на крупных международных узлах и мультимодальных терминальных комплексах [5].

При этом происходит последовательное решение следующих задач:

- развитие транспортной инфраструктуры;

- обеспечение грузовладельцев комплексом транспортно-экспедиционных услуг;

- привлечение инвестиций на развитие транспортной инфраструктуры и строительство логистических терминалов;

- реализация интегрированной международной логистической концепции управления транспортных узлов, включающей установление партнерских взаимовыгодных отношений между различными участниками внешнеэкономической деятельности;

- формирование международной интегрированной и информационной системы, совместимой с автоматизированными системами управления всех видов транспорта [6].

МТЛС обеспечивает значительные международные грузовые и пассажирские перевозки между странами, включает в себя все виды транспорта, а также совокупность технологических, организационных и правовых условий осуществления перевозок.

Санкционное давление в 2022-2023 годах привело к изменению структуры и направлений грузоперевозок в России: идет переориентация перевозок основных видов экспортных грузов на восточное и южные направления (Азии, Евразия). Международные контейнерные перевозчики перестали заходить в российские

порты. Хабом российских грузов стала Турция, порты которой активно принимают товары для отечественных потребителей, идущие по механизму параллельного импорта.

В нынешних условиях параллельный импорт является единственной возможностью доставки в страну необходимых товаров западного производства, хотя такой механизм еще больше усложнил процесс международной доставки грузов в Россию [3].

В марте 2023 года под давлением западных стран Турция прекратила поставку грузов, после чего российские товары остались на зарубежных складах. Это показывает ненадежность для России данного транспортно-логистического пути.

Проблемы МТЛС в 2023 году выходят на первый план. Стране нужны новые транспортные маршруты для обеспечения стабильности поставок и удовлетворения возрастающего спроса на международные перевозки. Возникла необходимость вернуться к ранее рассматриваемым проектам. Формируется транспортно-логистическая система, которая включает два евроазиатских коридора Транссибирская магистраль и «Север - Юг».

Транссиб является опорным сегментом в развитии сети МТЛС на территории России. Он соединяет центр России с сибирскими и дальневосточными промышленными центрами на долю которых приходится более 80% промышленного потенциала страны. Транссиб, составляет основу Северного Евроазиатского коридора и проходит с запада на восток по территории двух континентов: Европы и Азии. Основной задачей Транссиба является комплексная модернизация Байкало-Амурской магистрали (БАМ), которая позволит увеличит пропускную способность железнодорожной сети.

Реализация данного проекта позволит укрепить позиции страны даст новый импульс развитию регионов Сибири и Дальнего Востока [4].

Больше внимание уделяется проекту международного транспортного коридора «Север - Юг» (Г^ТС), который в настоящее время рассматривается как потенци-

альный экономический путь для России в условиях санкций. Проект «Север - Юг» (Г^ТС) предусматривает мультимодаль-ное использование железных дорог, автомагистралей, морских путей, и позволяет существенно сократить время отправки грузов, уменьшив при этом стоимость перевозки.

Мультимодальный международный транспортно-логистический коридор «Север - Юг» (1№ТС) соединяет страны Северной Европы и западную часть Евразийского экономического союза (ЕАЭС) со странами Центральной Азии, Персидского залива и Индийского океана. Ожидается, что 1№ТС расширит транспортное сотрудничество между дружественными странами и сократит транзитное время для перевозки грузов с 40-60 дней до 25-30, а также сократит расходы на 30%. Коридор включает в себя порты Каспийского моря, порты Персидского залива, а также инфраструктуру из 7,2 тысяч километров железных и автомобильных дорог, внутреннего водного транспорта, соединяющую Россию и Индию через Иран. Правовую основу коридора «Север - Юг» составило подписанное Соглашение между Индией, Ираном и Россией. Позже Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Оман, Таджикистан, САР, Украина и Турция присоединились к числу стран-участниц, а Болгария получила статус наблюдателя. Таким образом, Россия и Индия заложили основу для дорожно-морского коридора, который свяжет их страны друг с другом через Иран, Среднюю Азию и Южный Кавказ.

На основе проведенного анализа сделан вывод, что, в 2024 году масштабный логистический проект «Север - Юг» получит новое развитие. В Иране уже завершается строительство финальной ветки, соединяющей железнодорожную сеть страны через город Решт с портовой инфраструктурой Каспийского моря. Параллельно в рамках коридора «Север - Юг» развиваются западный и восточный сухопутные маршруты вокруг Каспия через Азербайджан, Казахстан, Туркменистан [6].

Россия планирует инвестировать в развитие коридора «Север - Юг» до 2030 года

280 млрд рублей. В 2023 году грузооборот между Россией и странами Каспийского региона, Южной и Юго-Восточной Азии, Персидского залива вырос в два раза до 30 млн тонн. Ожидается, что к 2030 году коридор 1№ТС сможет обрабатывать 25 млн тонн грузов в год или 75% грузопотока между Евразией, Южной Азией и Персидским заливом. Это на 155% больше по отношению к 2021 году.

Дальнейшая модернизация, по расчетам экспертов, увеличит пропускную способность коридора более чем на 100 млн тонн грузов в год, а инвестиции в проект несут большой экономический потенциал.

Новые возможности ускоренной и надежной доставки грузов на континенте, в том числе по Северному морскому пути, будут обсуждаться на очередном KazanForum в мае 2024 года при участии стран Организации исламского сотрудничества.

Рассмотренные проекты являются перспективными, но реализация их требует времени. Территория РФ идеально подходит для транзита между Европой и Азией. Морская перевозка грузов с побережья Тихого океана в европейские порты в два раза длиннее, чем через Транссибирскую магистраль. В настоящее время междуна-

стали заходить в российские порты. Хабом российских грузов стала Турция, порты которой активно принимают товары для отечественных потребителей, идущие по механизму параллельного импорта.

В нынешних условиях параллельный импорт является единственной возможностью доставки в страну необходимых товаров западного производства, хотя такой механизм еще больше усложнил процесс международной доставки грузов в Россию.

Таким образом, совершенствование транспортно-логистической инфраструктуры благодаря усилению связанности территорий является важнейшим условием получения не только экономического, но и социального, технологического, научного и других эффектов, поскольку логистические цепи укрепляют и повышают устойчивость хозяйственных связей, создают возможность для деловой инициативы. Изменение международной транспортно-логистической системы России является одним из основных условий для дальнейшего структурного преобразования экономики, повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг на мировых рынках, а также интеграции страны в динамично изменяющуюся систему международных отношений.

родные контейнерные перевозчики переБиблиографический список

1. Алексеева Е.В. Место Российской Федерации в международном рейтинге эффективности логистики / Е.В. Алексеева, Л.Д. Воронина, Н.Л. Хохлова // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 51 (4). - С. 23-27.

2. Алексеева Е.В. Транспортно-логистическое сотрудничество в ЕАЭС: условия и перспективы / Е.В. Алексеева, Н.К. Трутнева, А.К. Кучерявенко // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 38 (6). - С. 39-45.

3. Бартенев, Д.С. Сравнительный анализ и разработка предложений по развитию транс-портно-логистической инфраструктуры предприятий нефтяной отрасли / Д.С. Бартенев, А.А. Мигел // Russian Economic Bulletin. - 2020. - Т. 3, № 1. - С. 75-79. - EDN QGQGPO.

4. Непарко, М.В. Перспективы и тенденции развития таможенно-логистических кластеров в России / М.В. Непарко, Н.А. Галстян // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 42(1). - С. 232-236.

5. Непарко, М.В. Создание таможенно-логистических терминалов как фактор развития внешнеторговой деятельности Калужской области / М.В. Непарко, К.С. Агасян // Вестник Калужского университета. - 2020. - № 1(46). - С. 10-13. - EDN USIHDU.

6.Петрушина. О.М. К вопросу об особенностях таможенной логистики / О.М. Петрушина, А.И. Меркулова, К.А. Тер-Оганесян // Вестник Калужского университета. - 2020. - № 4 (49). - С. 14-16.

7. Шаурина О.С. Логистическая система обеспечения международного товародвижения: проблемы, динамические тренды и практические решения / О.С. Шаурина, Т.В. Лесина, А.А. Мигел // Вестник евразийской науки. - 2021. - Т. 13, № 4.

DEVELOPMENT OF RUSSIA'S INTERNATIONAL TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEM IN THE CONTEXT OF SANCTIONS

S.K. Martirosyan, Student Supervisor: M.V. Neparko, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The article discusses the development of the international transport and logistics system in the context of sanctions. The rapid change in geopolitics has led to drastic changes in international economic relations, destroying partnerships in the field of logistics. Due to its geographical location and resource potential, Russia has real opportunities to overcome these problems by developing an international transport and logistics system. The article discusses the directions of transport and logistics policy, which includes the expansion of international cooperation through the integration of regional logistics channels into the international transport and logistics system.

Keywords: transport, logistics, infrastructure, international trade, industry, investment, technology, external relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.