Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
санкции / логистика / международная транспорт-логистическая система / грузоперевозки / экспорт / импорт / инфраструктура / sanctions / logistics / international transport and logistics system / cargo transportation / export / import / infrastructure

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С.К. Мартиросян, М.В. Непарко

После начала СВО в отношении Российской Федерации введено более 13 тысяч ограничений, в связи с чем перемещение товаров через таможенную границу значительно усложнилось. В статье проведен анализ внешнеторгового оборота, рассмотрен грузооборот по видам транспорта, выявлены проблемы в расчетах за продукцию, нарушения транспортно-логистических цепочек поставок товаров. Все эти негативные факторы побудили государство и бизнес искать альтернативные пути ведения внешней торговли, развития и интеграции России в новые международные транспортно-логистические системы, укреплять дружеские связи с азиатскими, африканскими, латиноамериканскими, ближневосточными и другими странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CURRENT STATE OF THE TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEMS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Since the beginning of the CBR, more than 13 thousand restrictions have been imposed on the Russian Federation, and therefore the movement of goods across the customs border has become much more complicated. The article analyzes foreign trade turnover, examines cargo turnover by type of transport, identifies problems in payments for products, violations of transport and logistics supply chains of goods. All these negative factors have prompted the government and business to look for alternative ways to conduct foreign trade, develop and integrate Russia into new international transport and logistics systems, and strengthen friendly ties with Asian, African, Latin American, Middle Eastern and other countries.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ

СИСТЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С.К. Мартиросян, студент

Научный руководитель: М.В. Непарко, доцент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

(Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-3-2-26-29

Аннотация. После начала СВО в отношении Российской Федерации введено более 13 тысяч ограничений, в связи с чем перемещение товаров через таможенную границу значительно усложнилось. В статье проведен анализ внешнеторгового оборота, рассмотрен грузооборот по видам транспорта, выявлены проблемы в расчетах за продукцию, нарушения транспортно-логистических цепочек поставок товаров. Все эти негативные факторы побудили государство и бизнес искать альтернативные пути ведения внешней торговли, развития и интеграции России в новые международные транспортно-логистические системы, укреплять дружеские связи с азиатскими, африканскими, латиноамериканскими, ближневосточными и другими странами.

Ключевые слова: санкции, логистика, международная транспорт-логистическая система, грузоперевозки, экспорт, импорт, инфраструктура.

В настоящее время транспортная логистика представляет собой систему интеграции транспортных и логистических потоков с целью оптимизации грузоперевозок, увеличения прибыли и снижения издержек. Расширение сферы применения транспортно-логистической системы является одной из характерных тенденций современной экономики. Транспорт принимает участие на всех стадиях логистики -снабжении, производстве, распределении. Задачи транспортной логистики могут быть распространены на процесс любого перемещения груза [3].

Степень удовлетворения потребностей общества в грузовых перевозках зависит от вида транспорта. Каждый вид транспорта обладает характеристиками, которые

имеют свои особенностями в размещении, техническом оснащении, провозных возможностях, разновидности подвижного состава и т.д. Для определения сферы экономически целесообразного использования того или иного вида транспорта необходимо учитывать специфические транспортные факторы: размещение сети путей сообщения; сезонность и ритмичность работы; пропускная и провозная способность; система организации транспортного процесса и т.д. Величина этих показателей на каждом виде транспорта различна. Она во многом зависит от мощности и структуры грузопотоков, материально-технической базы, вида транспорта и ряда других факторов (табл. 1) [2].

Таблица 1. Грузооборот по видам транспорта ^ РФ (млрд. тонно-км)

2021 г. 2022 г. 2023 г. 2023 г в % к:

2021 г. 2022 г.

Транспорт всех отраслей экономики 5701,5 5555,5 5547,5 97,2 99,9

Железнодорожный 2693,4 2637,8 2638,2 98,0 100,01

Автомобильный 285,3 290,6 383,3 134,3 131,9

Морской 43,9 44,7 46,4 105,7 103,8

Внутренний водный 70,6 64,9 54,7 77,5 84,3

Воздушный 9,2 2,5 1,7 18,5 68,0

Трубопроводный 2653,0 2514,8 2423,0 91,3 96,3

Источник: https://mintrans.gov.ru

В текущий момент отечественная экономика проходит сложный этап преобразования, как структурно, с укреплением импортозамещающих производств и достижением технологического суверенитета, так и географически, с перенаправлением хозяйственных связей с европейских на азиатские рынки. В этих условиях растет важность международной транспорт-но-логистической системы. Меняются направления грузопотоков, практика экономической деятельности в транспортном секторе.

Общий показатель транспорта во всех отраслей экономики в 2023 г. снизился на 0,1% относительно показателя 2022 года, что связано с общим экономическим спадом и сокращением транспортных потоков во всех отраслях экономики.

Железнодорожный транспорт сохраняет свои показатели относительно 2022 года. Дальнейший рост объемов перевозок может вызвать серьезный дефицит контейнеров. Эту проблему необходимо решать уже сейчас [8].

В изменившихся условиях серьезно растет роль автомобильных перевозок -самого гибкого канала как в вопросе освоения новых транспортных коридоров, так и в плане стоимости перевозок. Автомобильный транспорт показал рост в 31,9% относительно показателя 2022 года. Данный рост обеспечен за счет переориентации международных автоперевозок на Восток. Кроме того, в 2023 году было снято таможенное ограничение на поставки фруктов из Китая, в связи с чем увеличилось число заказов на рефрижераторные перевозки.

Морской транспорт также показывает рост в 3,8% относительно показателя 2022 года. Грузооборот морских портов России за 2023 год вырос на за счет перевалки сухих грузов: зерна, удобрений, угля. Положительную динамику оказали Каспийский, Азово-Черноморский и Дальневосточный бассейны. Спад грузооборота наблюдался в Арктическом и Балтийском бассейнах.

Перевозки внутренним водным транспортом снижены на 15,7% относительно показателя 2022 года. Перевозки грузов внутренним водным транспортом снизи-

лись в связи с уменьшением экспорта и импорта грузов из-за санкций на вывоз леса, удобрений и нефтепродуктов.

Воздушный транспорт показал также снижение на 32,0% относительно показателя 2022 года. Ранее перевозившийся груз самолетами переориентировался на автомобильный транспорт и железнодорожные контейнерные перевозки [8].

Трубопроводный транспорт также снизился 3,7% относительно показателя 2022 года. Вынужденное снижение добычи нефти и газа в 2023 году на фоне потери ключевого экспортного рынка ЕС составило около 30 млрд куб. м, а совокупное сокращение объемов добычи от уровня 2021 года - 120 млрд куб. м.

Изменения в международной обстановке привели к пересмотру традиционных регионов Европы и Америки на новые перспективные направления, включая страны Ближнего Востока. В ответ на запросы российских импортеров был запущен новый сервис доставки грузов из Ирана, ОАЭ и Катара в Россию, что открывает дополнительные возможности для развития международного бизнеса.

До 2026 года Минтранс России планирует увеличиться пропускную способность в пунктах пропуска с 14 до 36 млн транспортных средств в год. В 2022-2023 годах уже реконструировано некоторое количество пропускных пунктов на границе с Китаем, Азербайджаном. До конца 2023 года планируется завершение реконструкции пропускного пункта на границе с Грузией.

В условиях санкций приобрел большую значимость для российской внешней торговли коридор «Север - Юг». Коридор проходит в районе Каспийского моря по трем различным маршрутам: транскаспийскому - с использованием портов России и Ирана; западному - через Азербайджан; восточному - через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан. В 2023 году по этому коридору перевезено 15 млн тонн грузов [1].

В рамках развития западного направления планируется строительство железной дороги Астара - Решт на территории Ирана. Строительство потребует $1,6 млрд, причем $1,3 млрд будут выделены российской стороной в виде межгосударственно-

го кредита. Также планируются строитель- бинск», а также некоторых участков же-ство железнодорожной станции Самур-2 лезнодорожной сети.

на границе с Азербайджаном для увеличе- Таким образом, введенные ограничения

ния пропускной способности на россий- перекроили международную транспортно-ско-азербайджанской границе и модерни- логистическую систему России. Исчезли зация махачкалинского транспортного уз- старые пути доставки на запад, появились ла. Для развития восточного коридора новые возможности на восточном и юж-планируется создание логистического цен- ном направлениях. Активно развивается тра Туркменистана в портовой части осо- транспортная инфраструктура, направлен-бой экономической зоны и Каспийского ная на увеличение товарооборота со стра-кластера. нами Востока [5].

Ограничения пропускной способности Правительство России приняло решение

есть и на границе с Казахстаном. Весной о финансовой поддержке транспортной Россией и Казахстаном был подписан план отрасли в 2023 году в размере 511,5 млрд совместных действий по модернизации рублей. Также системообразующие пред-автомобильных и железнодорожных про- приятия могут получить кредиты на сумму пускных пунктов. Кроме того, Казахстан до 10 млрд рублей по льготной ставке. планирует обновление транспортной ин- Представители органов государственной фраструктуры на маршрутах «Западная власти в России считают стабильную ра-Европа - Западный Китай», в коридоре боту транспортного комплекса одним из «Алматы - Курган», «Астана - Челя- обязательных условий функционирования

государства.

Библиографический список

1. Алексеева Е.В. Место Российской Федерации в международном рейтинге эффективности логистики / Е.В. Алексеева, Л.Д. Воронина, Н.Л. Хохлова // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 51 (4). - С. 23-27.

2. Алексеева Е.В. Транспортно-логистическое сотрудничество в ЕАЭС: условия и перспективы / Е.В. Алексеева, Н.К. Трутнева. А.К. Кучерявенко // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 38 (6). - С. 39-45.

3. Бартенев, Д.С. Сравнительный анализ и разработка предложений по развитию транс-портно-логистической инфраструктуры предприятий нефтяной отрасли / Д.С. Бартенев, А.А. Мигел // Russian Economic Bulletin. - 2020. - Т. 3, № 1. - С. 75-79. - EDN QGQGPO.

4. Непарко, M^. Перспективы и тенденции развития таможенно-логистических кластеров в России / М.В. Непарко, Н.А. Галстян // Вестник Академии знаний. - 2021. -№ 42 (1). - С. 232-236.

5. Непарко, М.В. Создание таможенно-логистических терминалов как фактор развития внешнеторговой деятельности Калужской области / М.В. Непарко, К.С. Агасян // Вестник Калужского университета. - 2020. - № 1(46). - С. 10-13. - EDN USIHDU.

6. Петрушина, О.М. К вопросу об особенностях таможенной логистики / О.М. Петрушина, А.И. Меркулова, К.А. Тер-Оганесян // Вестник Калужского университета. - 2020. - № 4 (49). - С. 14-16.

7. Шаурина О.С. Логистическая система обеспечения международного товародвижения: проблемы, динамические тренды и практические решения / О.С. Шаурина, Т.В. Лесина, А.А. Мигел // Вестник евразийской науки. - 2021. - Т. 13, № 4.

8. Официальный сайт Министерство транспорта Российской Федерации. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://mintrans.gov.ru (дата обращения 08.03.2024).

ANALYSIS OF THE CURRENT STATE OF THE TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEMS OF THE RUSSIAN FEDERATION

S.K. Martirosyan, Student Supervisor: M.V. Neparko, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. Since the beginning of the CBR, more than 13 thousand restrictions have been imposed on the Russian Federation, and therefore the movement of goods across the customs border has become much more complicated. The article analyzes foreign trade turnover, examines cargo turnover by type of transport, identifies problems in payments for products, violations of transport and logistics supply chains of goods. All these negative factors have prompted the government and business to look for alternative ways to conduct foreign trade, develop and integrate Russia into new international transport and logistics systems, and strengthen friendly ties with Asian, African, Latin American, Middle Eastern and other countries.

Keywords: sanctions, logistics, international transport and logistics system, cargo transportation, export, import, infrastructure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.