Научная статья на тему 'ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РФ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПРОГНОЗЫ'

ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РФ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПРОГНОЗЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
349
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ / ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старцева А.Н., Кубанова С.В., Юсифов Э.Э.

В данной статье обозначены области применения и направления развития транспортной инфраструктуры России. Выделены проблемы развития транспортной логистики, рассмотрены направления ее развития в 2022 году в сравнении с практикой функционирования в предыдущие годы. В условиях стремительного изменения геополитической ситуации сложившиеся транспортные коридоры РФ оказались недоступными для активного использования, что требует формирования нового пакета предложений по развитию транспортно-логистической инфраструктуры страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Старцева А.Н., Кубанова С.В., Юсифов Э.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORT INFRASTRUCTURE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE NEW CONDITIONS: PROBLEMS AND FORECASTS

This article outlines the areas of application and directions for the development of the transport infrastructure of Russia. The problems of development of transport logistics are identified, the directions of its development in 2022 are considered in comparison with the practice of functioning in previous years. In the context of a rapidly changing geopolitical situation, the existing transport corridors of the Russian Federation turned out to be inaccessible for active use, which requires the formation of a new package of proposals for the development of the country's transport and logistics infrastructure.

Текст научной работы на тему «ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РФ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПРОГНОЗЫ»

ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РФ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ

И ПРОГНОЗЫ

А.Н. Старцева, студент С.В. Кубанова, студент Э.Э. Юсифов, студент

Научный руководитель: А.А. Мигел, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-10-2-199-202

Аннотация. В данной статье обозначены области применения и направления развития транспортной инфраструктуры России. Выделены проблемы развития транспортной логистики, рассмотрены направления ее развития в 2022 году в сравнении с практикой функционирования в предыдущие годы. В условиях стремительного изменения геополитической ситуации сложившиеся транспортные коридоры РФ оказались недоступными для активного использования, что требует формирования нового пакета предложений по развитию транспортно-логистической инфраструктуры страны.

Ключевые слова: транспортная инфраструктура, транспортная система, транспортные коридоры, транспортная логистика, транспортно-логистическая инфраструктура.

Современная транспортная инфраструктура представляет собой уже сформированный комплекс, предназначенный для организации и повышения эффективности продвижения товаров в условиях оказания соответствующих транспортных услуг, в числе которых предложения по обеспечению быстрой и сохранной доставки грузов с места отправления до грузополучателя. Действующие транспортно-логистические компании формируют актуальный пакет предложений, нацеленный

на поддержание и развитие взаимовыгодного формата сотрудничества с клиентами [1].

В Российской Федерации сложилась развитая транспортная система, включающая железнодорожное, морское, речное, автомобильное, воздушное и трубопроводное перемещение сырьевых, продовольственных, промышленных товаров и др. Каждый вид транспорта имеет свою специфику и приоритеты в эффективном использовании (табл. 1).

Таблица 1. Особенности эксплуатации различных видов транспорта

Вид транспорта Особенности транспорта Сфера применения

достоинства недостатки

железно-дорожный высокая пропускная способность, регулярность доставки и невысокая стоимость отправления груза значительные вложения на сооружение путей доставки не ограничена

морской возможность межконтинентальных перевозок, относительно невысокая стоимость отправления груза зависимость от естественно-географических и навигационных условий, создание портов не ограничена

речной высокая провозная способность, низкая стоимость перевозок, небольшие вложения на организацию судоходства сезонность работы, небольшая скорость перевозки не ограничена

автомобильный большая маневренность и подвижность, высокая скорость доставки груза, небольшие вложения в освоение малого грузооборота на короткие расстояния небольшая грузоподъемность транспортных средств, малая дальность перевозки, высокая стоимость, учет качества дорог лимит по расстоянию

воздушный максимальная скорость доставки высокая себестоимость перевозки не ограничена

В условиях стремительного изменения геополитической ситуации многие сложившиеся транспортные коридоры оказались недоступными для дальнейшего активного использования. С февраля 2022 года западные страны ввели дополнительные санкции, под влиянием которых большинство международных партнеров, в

частности транспортно-логистические компании, отказались от дальнейшего сотрудничества с российскими предприятиями реального сектора экономики [2]. На новые вызовы логистические транспортные системы вынуждены отвечать (табл. 2).

Таблица 1. Показатели развития транспортно-логистической инфраструктуры в РФ (сложившиеся и прогнозные)_____

Показатели 2015 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г.

индекс результативности логистики (рейтинг Всемирного банка) 80 52 35 20

уровень развития транспортно-логистической инфраструктуры (рейтинг Всемирного банка) 69 54 38 25

выполнение обязательств и надежность доставки грузов логистическими провайдерами (рейтинг Всемирного банка) 75 60 45 30

общие логистические издержки товарообращения в % к ВВП 20 17 13 10

доля транспортных затрат в общих логистических затратах, % 83 80 72 67

Снижающие показатели развития транспортно-логистической инфраструктуры в РФ определены введением очередных западных санкций. Вместе с тем, спрос на услуги железнодорожного транспорта в России растет. Так, при необходимости перевозки груза на расстояние 7001000 км. коммерчески выгодным остается выбор в пользу железных дорог. Железнодорожные грузоперевозки в 2022 году могут вырасти на 2,7%. До 2025 года объем перевозок грузов по железным дорогам по прогнозным оценкам будет увеличиваться на 1-1,5% ежегодно.

В этих условиях Свердловская железная дорога (СвЖД) актуализирует транспортную логистику для перевозки грузов, при этом формируются эффективные варианты быстрой доставки товаров по действующим и альтернативным маршрутам внутри страны и на экспорт. Так, были разработаны 17 новых маршрутов регулярных ускоренных поездов. Востребована доставка продукции в Китай через сухопутные пограничные переходы Забайкальск, Гроде-ково, Наушки [3]. За 1-й квартал 2022 года объем грузоперевозок вырос более, чем на 3%, перевезено более 5 млн. тонн грузов.

Сервис «Ночной экспресс» работает в качестве замены автомобильным перевозкам на близкие расстояния, когда грузы доставляются по железной дороге в ночное время, в период низкой загруженности

инфраструктуры. Такой услугой уже пользуются 190 грузоотправителей СвЖД, из них 32 включились в сервис в 2022 году.

С начала 2022 года на Южно-Уральской железной дороге разработаны новые маршруты регулярных поездов ускоренной доставки, что позволяет оперативно перестраивать грузопотоки с учётом новых экономических реалий.

Краснодарская железная дорога (КрЖД) увеличила объёмы грузоперевозок в поездах ускоренной доставки в 1,3 раза. Разработано 26 новых маршрутов для такой доставки грузов внутри страны и на экспорт.

Активизированы грузоперевозки через пограничные переходы Дальневосточной железной дороги (ДВЖД). Так поток через пограничный переход Камышовая (РФ) -Хуньчунь (КНР) вырос более чем на 20% по итогам января-августа 2022 года. В августе через этот пограничный переход перевезено 245 тыс. тонн грузов, что на 21,6% больше, чем за аналогичный период 2021 года. За 8 месяцев 2022 года через границу в обоих направлениях перевезено более 2 млн. тонн грузов, что на 10,8% больше, чем за сопоставимый период 2021 года.

Значимо, что Россия существенно увеличила поставки нефти и угля в Индию, что требует развития транспортно-логис-тической инфраструктуры предприятий нефтяной отрасли [4]. Закупки Индией

российского угля в период с 27 мая по 15 июня 2022 года выросли в 6 раз, а импорт нефти из РФ увеличился в 31 раз по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Отсюда значимость вопроса сотрудничества в сфере транспорта и логистики, в которой две страны смогут реализовать новые и стратегически обоюдовыгодные проекты. Перспективы за развитием восточного морского коридора «Владивосток - Ченнаи» и международного транспортного коридора «Север - Юг». Коридор проложен через ограниченное количество государств, что позволит оптимизировать решение таможенных вопросов и минимизировать возможные риски [5].

Библиографический список

1. Шаурина О.С., Лесина Т.В., Мигел А.А. Логистическая система обеспечения международного товародвижения: проблемы, динамические тренды и практические решения // Вестник евразийской науки. - 2021. - Т. 13. - № 4.

2. Петрушина О.М., Меркулова А.И., Тер-Оганесян К.А. К вопросу об особенностях таможенной логистики // Вестник Калужского университета. - 2020. - №4 (49). - С. 14-16.

3. Непарко М.В., Фролова А.Ю. Проблемы и перспективы торгово-экономических отношений между Россией и Китаем для субъектов малого и среднего бизнеса // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - № 5-2. - С. 154-157.

4. Бартенев Д.С., Мигел А.А. Сравнительный анализ и разработка предложений по развитию транспортно-логистической инфраструктуры предприятий нефтяной отрасли // Russian Economic Bulletin. - 2020. - Т. 3. № 1. - С. 75-79.

5. Ахмедзянов Р.Р. Совершенствование системы управление рисками для повышения эффективности таможенной деятельности // В сборнике: Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. материалы докладов гуманитарных секций региональной университетской научно-практической конференции. Сер. «Гуманитарные науки». - 2017. - С. 255-259.

6. Гомон И.В., Евсикова А.В. Анализ информационного обеспечения в рамках ФТС России // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - № 5-1. - С. 157-161.

Для эффективного функционирования новых транспортных коридоров потребуются соответствующие информационные навигационные технологии [6]. Уже существуют разработанные сервисы, которые могут быть внедрены в обозримом будущем с целью цифровизации транспортно-логистического комплекса в пространстве стран-партнеров.

Проблемой остается создание электронного сопроводительного документа с его признанием всеми странами-партнерами, что позволит сформировать трансграничное пространство доверия.

TRANSPORT INFRASTRUCTURE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE NEW CONDITIONS: PROBLEMS AND FORECASTS

A.N. Startseva, Student S.V. Kurbanova, Student E.E. Yusifov, Student

Supervisor: A.A. Miguel, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. This article outlines the areas of application and directions for the development of the transport infrastructure of Russia. The problems of development of transport logistics are identified, the directions of its development in 2022 are considered in comparison with the practice of functioning in previous years. In the context of a rapidly changing geopolitical situation, the existing transport corridors of the Russian Federation turned out to be inaccessible for active use, which requires the formation of a new package of proposals for the development of the country's transport and logistics infrastructure.

Keywords: transport infrastructure, transport system, transport corridors, transport logistics, transport and logistics infrastructure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.