Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОРОДОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОРОДОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
310
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГОРОДА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ И СОТРУДНИЧЕСТВО ГОРОДОВ / ГОРОДСКАЯ ПОЛИТИКА / ГОРОДСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Суданц М. Б.

Современные международные отношения характеризуются активизацией деятельности нетрадиционных акторов. Города многих стран координируют свои действия и сотрудничают в интересах решения проблем, затрагивающих не только проживающих в них, но значимых для всего человечества. Города начинают играть значимую роль в международных отношениях, выстраивают связи между собой и развивают международную деятельность. В результате сотрудничество и связи городов мира становятся неотъемлемым компонентом современных международных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL CITY COOPERATION IN MODERN CONDITIONS

Modern international relations are characterized by the increased activity of non-traditional actors. Cities in many countries coordinate their actions and cooperate in the interests of solving problems that affect not only those who live in them but are significant for all mankind. Cities are beginning to play a significant role in international relations, building links with each other and developing international activities. As a result, cooperation and communication between the cities of the world is becoming an integral component of modern international relations.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОРОДОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Научная статья

УДК 327

DOI 10.52070/2500-347X_2022_2_847_75

Развитие международного сотрудничества городов в современных условиях

М. Б. Суданц

Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия

Marat5085238@gmail.com.

Аннотация. Современные международные отношения характеризуются активизацией деятельности нетра-

диционных акторов. Города многих стран координируют свои действия и сотрудничают в интересах решения проблем, затрагивающих не только проживающих в них, но значимых для всего человечества. Города начинают играть значимую роль в международных отношениях, выстраивают связи между собой и развивают международную деятельность. В результате сотрудничество и связи городов мира становятся неотъемлемым компонентом современных международных отношений.

Ключевые слова: международные отношения, города, международные связи и сотрудничество городов, городская политика, городские объединения

Для цитирования: Суданц М. Б. Развитие международного сотрудничества городов в современных условиях // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2022. Вып. 2(847). С. 75-80. DOI 10.52070/2500-347Х_2022_2_847_75

Original article

Development of International City Cooperation in Modern Conditions

Marat B. Sudants

Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia Marat5085238@gmaii.com

Abstract.

Keywords: For citation:

Modern international relations are characterized by the increased activity of non-traditional actors. Cities in many countries coordinate their actions and cooperate in the interests of solving problems that affect not only those who live in them but are significant for all mankind. Cities are beginning to play a significant role in international relations, building links with each other and developing international activities. As a result, cooperation and communication between the cities of the world is becoming an integral component of modern international relations.

international relations, cities, international relations and city cooperation, city policy, city associations

Sudants, M. B. (2022). Development of international city cooperation in modern conditions. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Social Sciences, 2(847), 75-80. 10.52070/2500-347X 2022 2 847 75

Historical Sciences

ВВЕДЕНИЕ

Международная деятельность городов и их сотрудничество привлекают всё большее внимание политологов и исследователей других отраслей современной науки. Сложившаяся ситуация объясняется уже тем обстоятельством, что в городах проживает около половины населения планеты. Немаловажно привести и следующие статистические данные: население, проживающее в городах с высокой плотностью (не менее 50 тыс. жителей), за последние 40 лет более чем удвоилось, увеличившись с 1,5 млрд жителей в 1975 г. до 3,5 млрд в 2015 г. По некоторым прогнозам к 2050 г. эта цифра достигнет 5 млрд человек и составит почти 55 % населения земли [Cities in the World: A New Perspective on Urbanisation, 2021]. Таким образом, международная политическая коммуникация так или иначе будет строиться с вовлечением в нее городских образований и городского населения.

В соответствии с принятой в настоящее время классификацией по степени урбанизации выделяют три категории территории: города, поселки и полуплотные районы и сельские районы. При этом почти половина населения мира (48 %) проживает в городах, четверть - в сельской местности (24 %), остальные живут в городах и полуплотных районах (28 %) [там же]. Получается, что город, ввиду увеличения населения, становится естественным центром притяжения гражданского общества, распространяющим свою активность и на сферу международных отношений. Именно в городах обсуждаются и решаются разнообразные глобальные проблемы, которые затрагивают будущее всего человечества. Ситуация побуждает городские объединения к участию в разнообразных международных организациях, представляющих их потребности и интересы.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ И СОТРУДНИЧЕСТВО ГОРОДОВ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

С учетом изложенного целесообразно обратиться к изучению содержания международных связей и сотрудничества городских образований в современном мире.

Представляется обоснованным мнение руководителя Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы Г. Л. Му-радова о том, что в современной политической науке отсутствует должное осмысление понятия международного субгосударственного сотрудничества, и это «чревато не только организационными и функциональными, но и политическими

издержками» [Мурадов, Тымчик, 2009, с. 39]. Исследователь дает определение международной деятельности городов, характеризуя их как вовлечение «субгосударств (регионов) в мирохозяйственную и международную деятельность в случае оптимальной синхронизации интересов центра и регионов» [там же, с. 41]. С данным определением вполне можно согласиться. Особенно примечательным представляется и проведение параллелей между городом и регионом: ведь известно, что город Москва де-юре выступает как самостоятельный регион, субъект Российской Федерации.

В свою очередь западный исследователь С. Гон-гадзе полагает, что международные связи городов есть то, что «города действуют в международных отношениях как акторы, политические единицы, которые коллективно преследуют заявленные или неявные цели - в вопросах, касающихся международных отношений» [Gongadze, 2019, с. 1]. Данное определение также видится весьма точным, особенно немаловажным является выделение городов как политических акторов международных отношений.

Западный политолог Д. Пейич предлагает своеобразный взгляд на международную деятельность городов. Такая их политическая активность отождествляется им с глобальной городской политикой, что означает сотрудничество городов в таких областях, как миграция, здравоохранение, экологическая устойчивость и экономическое развитие с участием в глобальных форумах [Ре^с, 2020]. Определение Д. Пейича представляется самым всеобъемлющим из представленных и в данном исследовании будет браться в дальнейшем в качестве основного, поскольку глобальная городская политика отражает сущность деятельности городов в современных международных отношениях. Можно заключить, что осмысление международных связей и сотрудничества городов привлекает внимание исследователей из разных стран. Такое положение является закономерным вследствие роста городского населения, стремления и возможностей городов участвовать в решении общих и глобальных проблем.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ГОРОДОВ

С учетом складывающейся в мире ситуации города координируют свое международное сотрудничество, происходит и его институциональное оформление. В этой связи представляет интерес позиция А. Е. Прокопенко, констатировавшего, что «в новейшее время международные связи городов приобретают институционализированные, организационные формы». По данным

исследователя, создание еще в 1913 г. Международного союза местных властей ознаменовало рождение международного муниципального движения, поскольку данная организация взяла на себя функции, с одной стороны, по укреплению локальных административных учреждений, а с другой - по созданию и укреплению каналов диалога для организации международного взаимодействия муниципальных образований. Следует назвать и создание в 1957 году международной неправительственной организации, Всемирной федерации объединенных городов, которая сыграла существенную роль в развитии побратим-ских связей между городами и в укреплении мирных международных отношений. Деятельность организации была достаточно успешной: если в 1970 году она объединяла около 1 тыс. городов из более чем 50-и стран мира, то к 2000 грду в нее входило уже более 3500 городов из 160 стран Европы, Азии, Африки и Америки. Исследователь также утверждает, что к началу XXI в. в данной организации состояло более 100 городов России, установивших дружественные связи с более чем 200 городами других стран [Прокопенко, 2009]. Приведенные данные позволяют заключить, что в современном мире города наращивают объем своих международных связей, превращаясь в полноценных негосударственных акторов международных отношений.

С учетом изложенного будет правомерно обратиться к основным действующим «городским» организациям современного мира, выявить и осмыслить их основные виды деятельности.

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО НАСЕЛЕННЫМ ПУНКТАМ

В первую очередь заслуживает внимания Программа ООН по населенным пунктам (ООН-Хаби-тат). Целью ее реализации является содействие «устойчивому развитию населенных пунктов посредством разъяснительно-пропагандистской работы, выработки политики, наращивания потенциала, накопления знаний и укрепления партнерских связей между правительствами и гражданским обществом» [ООН-Хабитат, 2021]. На современном этапе программа реализуется в рамках следующих направлений: обеспечение людей подобающим, основанным на потребностях, жильем, поддержка устойчивого развития населенных пунктов в урбанизирующемся мире и повышение потенциала институционального развития. В полномочия ООН-Хабитат также входит оказание необходимой

поддержки в реализации целей и ориентиров в области развития.

В настоящее время в рамках программы имеет смысл рассмотреть подробнее две кампании: Глобальную кампанию в области управления городским хозяйством и Глобальную кампанию по обеспечению гарантий владения жильем.

Глобальная кампания в области управления городским хозяйством направлена на «повышение местного потенциала для рационального городского управления - оперативного, эффективного реагирования на городские проблемы демократически избранными и подотчетными местными органами власти, действующими в сотрудничестве с гражданским обществом». Целью кампании является исправление недочетов в области управления и реализации экологической политики, снижение уровня бедности, а также борьба со связанными с ней социальной изоляцией и недостаточным экономическим ростом. Как отмечается на официальном сайте ООН-Хабитат, «кампания делает упор на достижении инклюзивности, удовлетворении потребностей социально исключенной городской бедноты и на содействии участию женщин в принятии решений на всех уровнях» [там же]. В современных политических условиях названные вопросы являются одними из самых животрепещущих. Как известно, немало городов обладают гетто и трущобами с проживающими в них маргинализированными слоями населения, которые усугубляют криминальную обстановку в этих населенных пунктах [Nashashibi, 2008].

Глобальная кампания по обеспечению гарантий владения жильем, как следует уже из самого названия, направлена на обеспечение правовых гарантий проживания. Одновременно ее целью является и поддержка осуществления стратегий в области жилья, содействующих интересам бедного населения и росту роли женщин. Программа сфокусирована на реконструкции трущоб, сокращении уровня бедности, ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечении функционирования систем городского водоснабжения и канализации, а также мобилизации местных финансовых ресурсов для обеспечения жителей подходящим жильем. Известно, что проблема доступа к пресной воде в ряде регионов мира постоянно обостряется [Белозёров, 2009а]. Неудивительно, что к проблеме водоснабжения ранее обращался, будучи мэром Москвы, Ю. М. Лужков, стремясь побудить государственное руководство России к принятию соответствующих решений, в том числе внешнеполитического характера [Белозёров, 2009б]. В контексте же предыдущей кампании реализуемые в настоящее время мероприятия способствуют

Political Sciences

решению проблемы бедности и социальных проблем, возникших в том числе и вследствие усиления миграционных процессов [ALeshkovski, 2017].

Немаловажно отметить, что в рамках ООН-Ха-битат предусмотрены и специализированные программы, направленные на содействие городскому развитию. В частности, названные программы включают Программу обмена передовым опытом и методикой местного руководства, Программу устойчивого развития городов (по созданию потенциалов городского экологического планирования и управления с помощью методов расширения участия населения), Проект в области водоснабжения городов в Африке, Программу борьбы со стихийными бедствиями, «Программу локализации Повестки дня на XXI век», Центр по глобальному мониторингу и статистике городов [ООН-Хабитат, 2021].

ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ОБЪЕДИНЕННЫЕ ГОРОДА И МЕСТНЫЕ ВЛАСТИ» (ОГМВ)

«Объединенные города и местные власти» (далее ОГМВ) выступает как зонтичная организация, объединяющая города, местные и региональные органы власти и муниципальные ассоциации по всему миру. Деятельность ОГВМ включает проведение встреч мэров и других местных и региональных лидеров, защиту интересов местных и региональных органов власти в ООН, а также организацию взаимного обучения лучшим практикам по вопросам местной политики.

В настоящее время Консультативный комитет ООН по местному самоуправлению представляет интересы 323 тыс. муниципалитетов, городов и регионов во всем мире. Основной целью комитета является представление интересов местного самоуправления в ООН, содействие диалогу между местными властными институтами и национальным правительством, а также организация обмена опытом.

По инициативе ОГМВ в Повестку дня ООН по устойчивому развитию включена «Цель 11 - Устойчивые города и населенные пункты». Объединяя более 240 тыс. муниципалитетов, регионов и мегаполисов из 140 стран, Организация представляет интересы более 70 % населения планеты.

Программа работы организации фокусируется на повышении роли и влияния местного самоуправления и его представительных органов в глобальных процессах демократического, эффективного, инновационного местного самоуправления, близкого к гражданину, обеспечении

эффективной и демократической организации глобальных процессов1.

МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ «ПОРОДНЕННЫЕ ГОРОДА»

Международное движение породненных городов зародилось в годы Второй мировой войны. Так, хорошо известно, что еще в 1944 году английский Ковентри и советский Сталинград, подвергшиеся сильным разрушениям, приняли решение установить дружеские связи и использовать их для развития сотрудничества в интересах мира и благополучия граждан. Благородные цели породненных городов получили в последующий период широкое признание международной общественности, способствовали развитию гражданской инициативы в различных странах мира.

К целям Ассоциации относятся содействие укреплению двусторонних и многосторонних связей местных и региональных властей с партнерами в других странах для разработки взаимовыгодных проектов в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. В деятельности МАПГ участвуют более 180 городов России и стран СНГ

В интересах достижения названных целей Ассоциация участвует в деятельности международных организаций, сотрудничает с национальными объединениями местных и региональных властей в интересах реализации стратегии глобального сотрудничества, развития межкультурного понимания, укрепления экономических и культурных связей. Для стимуляции экономического роста и улучшения качества жизни Ассоциация организовывает программы обмена передовым опытом и внедрением современных технологий, опытом демократического местного самоуправления, обеспечения устойчивого развития, а также привлечения граждан к активному участию в различных сферах городской жизни в целях укрепления доверия, взаимопонимания и дружбы между народами и государствами.

Ассоциация участвует в деятельности Всемирной организации объединенных городов и местных властей, поддерживает рабочие контакты с Конгрессом местных и региональных властей Европы. Осуществляет деловое сотрудничество с национальными объединениями местных и региональных властей Америки, Европы и Азии2.

1Всемирная организация «Объединенные Города и Местные Власти» // Министерство иностранных дел Российской Федерации. 2021. URL: https://www.mid.rU/xxxvi-zasedanie-sgs/-/asset_publisher/ xMIklwUb7UZk/content/id/4805878

2История возникновения Международной ассоциации «Породненные города» // Международная ассоциация «Породненные города». 2021. URL: http://goroda-pobratimy.ru/about/istoriya-vozniknoveniya-mapg

«МЭРЫ ЗА МИР»

24 июня 1982 г. на 2-й Специальной сессии ООН по разоружению, состоявшейся в Штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, мэр Хиросимы Такеши Араки призвал города всего мира выйти за рамки национальных границ и объединиться в солидарности, чтобы вместе добиваться отмены ядерного оружия. Впоследствии города Хиросима и Нагасаки учредили «Всемирную конференцию мэров за мир через междугороднюю солидарность» (ныне «Мэры за мир»).

Цели «Мэров за мир» заключаются в том, чтобы способствовать достижению прочного мира во всем мире, вызывая у граждан мира озабоченность по поводу полной отмены ядерного оружия посредством тесной солидарности между городами-членами, а также стремясь решить жизненно важные проблемы для человечества, такие как голод и нищета, тяжелое положение беженцев, нарушение прав человека и ухудшение состояния окружающей среды. Сегодня в организации состоят 165 стран, более 8 тыс. городов1.

В настоящее время деятельность указанной организации имеет перспективы для развития не только в связи с опасностью применения ядерного оружия. Работа «Мэров за мир» актуализируется в силу того обстоятельства, что, как показывает практика, города, причем многонаселенные, могут оказаться в районах ведения интенсивных боевых действий, со всеми вытекающими негативными последствиями для проживающего в них населения.

10utline, Mission, Structure // Mayors for peace, 2021. URL: http://www. mayorsforpeace.org/english/aboutus/index.html

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение отметим, что в современном мире сложились необходимые предпосылки для развития сотрудничества и связей городов мира, становления их как относительно самостоятельных субъектов международных отношений.

Проведенный обзор выявил возрастающую значимость городов в современных международных отношениях как независимых акторов, образующих собственные сообщества, такие как сообщество мэров, сообщество городов-побратимов, ООН-ХАБИТАТ и др.

Участие городов в мировом политическом процессе обусловлено возросшей долей городского населения, и, как следствие, появлением потребности в выражении интересов городского сообщества в международных отношениях. Поскольку горожане в скором времени будут составлять большую часть населения планеты, именно их инициатива и политическая образованность [Белозёров, 2012] становятся основной движущей силой в изменении и корректировке курса мировой политической деятельности не только городских образований, но и международных организаций и государств в целом. Появление же институтов, в рамках которых города координируют свою деятельность и связи, представляет собой признание международным сообществом необходимости сотрудничества в решении городских проблем, выступает как способ реагирования на такие проблемы. Некоторые реализуемые программы показали свою эффективность, они способствуют решению городских проблем и представляют собой важный наднациональный проект.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Cities in the World: A New Perspective on Urbanisation // OECD Library. 2021. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/ sites/d0efcbda-en/index.html7itemId=/content/publication/d0efcbda-en

2. Мурадов Г. Л., Тымчик В. Международные связи как фактор развития и имиджа Москвы // Управление мегаполисом. 2009. № 2-3. С. 39-46.

3. Gongadze S. The Emergent Role of Cities as Actors in International Relations // E-International Relations, 2019. URL: https://www.e-ir.info/2019/08/06/the-emergent-role-of-cities-as-actors-in-international-relations/

4. Pejic D. Cities and International Relations // Oxford Bibliographies. 2020. URL: https://www.oxfordbibliographies. com/view/document/obo-9780199743292/obo-9780199743292-0283.xml

5. Прокопенко А. Е. Международные связи городов // Власть. 2009. № 4. С. 58-60.

6. ООН-Хабитат. Официальный сайт. 2021. URL: https://www.un.org/ru/ga/habitat/

7. Nashashibi R. Ghetto cosmopolitanism // Making theory at the margins. 2008. № 2. Vol. 7. P. 62-66.

8. Белозёров В. К. Страсти по воде. Какие ресурсы будут наиболее востребованы? // Россия в глобальной политике. 2009a. № 3. С. 150-160.

9. Белозёров В. К. Проект Юрия Лужкова и перспективы водной политики России // Безопасность Евразии. 2009б. № 3. С. 456-459.

10. Aleshkovski I. A. Globalization of international migration: Social challenges and policy implication // RUDN Journal of Sociology. 2017. № 2. Vol. 17. P. 213-224.

Political Sciences

11. Белозёров В. К. Почему москвичам нужно политическое образование? // Электронный научный журнал «Госрег». 2012. № 2. URL: http://gosreg.amchs.ru/pdffiles/2number/articles2/Belozyorov2.pdf

REFERENCES

1. Cities in the World : A New Perspective on Urbanisation (2021). OECD Library. https://www.oecd-ilibrary.org/ sites/d0efcbda-en/index.html?itemld=/content/publication/d0efcbda-en

2. Muradov, G. L. Tymchik, V. (2009). International connections as the factor of development and image of Moscow. The megapolis govern, 2-3, 39-46. (In Russ.)

3. Gongadze, S. (2019). The Emergent Role of Cities as Actors in International Relations. E-International Relations. https://www.e-ir.info/2019/08/06/the-emergent-role-of-cities-as-actors-in-international-relations/

4. Pejic, D. (2020). Cities and International Relations. Oxford Bibliographies. https://www.oxfordbibliographies. com/view/document/obo-9780199743292/obo-9780199743292-0283.xml

5. Prokopenko, A. E. (2009). International contacts of cities. Vlast', 4, 58-60. (In Russ.)

6. UN-Habitat. Official site (2021). https://www.un.org/ru/ga/habitat/

7. Nashashibi R. (2008). Ghetto cosmopolitanism. Making theory at the margins, 2(7), 62-66.

8. Belozerov, V. K. (2009a). Passion for water. What resources will be most in demand? Russia in Global Politics, 3, 150-160. (In Russ.)

9. Belozerov, V. K. (2009б). Yuri Luzhkov's project and prospects of Russia's water policy. Security of Eurasia, 3, 456-459. (In Russ.)

10. Aleshkovski, I. A. (2017). Globalization of international migration: Social challenges and policy implication. RUDN Journal of Sociology, 17(2), 213-224.

11. Belozerov, V. K. (2012). Why do Muscovites need political education? Gosreg, 2. http://gosreg.amchs.ru/ pdffiles/2number/articles2/Belozyorov2.pdf

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Суданц Марат Борисович

соискатель кафедры политологии Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Sudants Marat Borisovich

PhD Student of the Department of Political Science of the Institute of International Relations and Socio-Political Sciences of the Moscow State Linguistic University

Статья поступила в редакцию 01.03.2022 одобрена после рецензирования 01.04.2022 принята к публикации 14.06.2022

The article was submitted 01.03.2022 approved after rewiewing 01.04.2022 accepted for publication 14.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.