5. Turchin A.V. Batin M.A. Futurologiya. XXI vek: bessmertie ili global'naya katastrofa? (Futurology. XXI century: immortality or global disaster?), Moscow, INOM. Laboratoriya znanii, 2014.
6. Kasimov T.S. Kontseptsii kibergosudarstva, ehlektronnogo pravitel'stva i kriptoanarkhii (Concepts of cyber state, electronic government and crypto-anarchy), Mir yuridicheskoi nauki, 2010, No. 9, pp. 26-32.
7. Glebov I.N. Pravovaya futurologiya: postanovka problemy iskusstvennogo yuridicheskogo razu-ma (Legal futurology: statement of the problem of artificial legal intelligence), Rossiiskoe gosudar-stvovedenie, 2018, No. 1, pp. 12-29.
8. Novichkov V.E. Ugolovno- politicheskaya futurologiya v sfere bor'by s prestupnost'yu (ponyati-inaya i predmetnaya oblast' (Criminal-political futurology in the field of combating crime (conceptual and subject area), Krymskii nauchnyi Vestnik, 2015, No. 6 (6), pp. 324-344.
Дата поступления: 21.10.2019 Received: 21.10.2019
УДК 342.25
РАЗВИТИЕ ВНЕШНИХ ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ЛАТЫПОВА Наталия Сергеевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Института права ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия. E-mail: [email protected]
В статье проводится анализ различных форм сотрудничества органов местного самоуправления - от локального (сотрудничество городов Поволжья) к региональному (кооперация органов местного самоуправления в рамках Евразийской организации сотрудничества) до международного (сотрудничество органов местного самоуправления в рамках организации («Объединенные города и местные власти»). Автором предпринята попытка детального анализа деятельности указанных организаций, уровня их кооперации и влияния на международные и национальные правовые системы в части правового регулирования организации местного самоуправления. Предметом анализа выступили союзы органов местного самоуправления различных уровней, а также конкретные результаты их деятельности: резолюции, законодательные инициативы и международные договоры. Проведен анализ степени участия органов местного
THE DEVELOPMENT OF EXTERIOR FORMS OF LOCAL SELF-GOVERNMENTS COOPERATION
LATYPOVA Natalia Sergeyevna
Candidate of Sciences (Law), Assistant Professor of Chair of Theory of State and Law of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Bashkir State University", Ufa, Russia. E-mail: [email protected]
The paper analyzes various forms of cooperation of local governments, from local level (cooperation of Volga region cities) to regional level (cooperation of local governments within the framework of the Eurasian cooperation organization) as well as at international level (cooperation of local governments within the organization ("United cities and local authorities"). The author makes a detailed analysis of the activities of these organizations, the level of their cooperation and influence on international and national legal systems in terms of legal regulation of the organization of local self-government. The subject of the analysis are unions of local governments at various levels, as well as specific results of their activities: resolutions, legislative initiatives and international treaties. The analysis of the participation of the Republic of Bashkortostan local governments in international, regional and local cooperation is carried out, a comparative cross-section with
самоуправления Республики Башкортостан в международном, региональном и локальном сотрудничестве, проведен сравнительный срез с муниципалитетами соседних субъектов Российской Федерации. В результате исследования автором сделан вывод об усиления международного и регионального сотрудничества органов местного самоуправления и усилении позиций местных властей на мировой политической арене.
Ключевые слова: муниципалитет, сотрудничество, местное самоуправление, ассоциация муниципалитетов, сотрудничество муниципалитетов, органы местного самоуправления, международное сотрудничество муниципалитетов, Уфа, Республика Башкортостан, реформа местного самоуправления.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дает определение понятию местное самоуправление (далее - МСУ). Согласно нему МСУ - это «форма осуществления народом своей власти...» [1].
Исходя из данного определения, становится понятен смысл и назначение деятельности органов местного самоуправления - решение вопросов местного значения в качестве представителей населения с учетом его непосредственной воли.
Совершенствование управления на местах и реальное воплощение идеи народовластия при решении местных вопросов - является залогом благополучия и социальной стабильности в городах и сельской местности, способствует эффективному удовлетворению нужд и потребностей населения, усиливает доверие общества к государству и власти как его части.
Немаловажное значение в развитии и совершенствовании местного самоуправления в России имеет международное сотрудничество и внутригосударственное взаимодействие органов местного самоуправления различных субъектов Российской Федерации.
С начала XX века «значительную работу в области развития международных отношений на муниципальном уровне и укрепления местных административных учреждений вел Международный Союз Местных Властей (МСВМ), образованный в 1913 году. Позднее, в 1957 году, была организована Всемирная Федерация Объединенных Городов (ВФОГ), тесно сотрудничавшая с МСМВ и реализующая подобные задачи» [5].
В начале 2000-х годов указанными организациями было принято объединить усилия в деятельности, направленной на укрепление и развитие МСУ во всем мире. В рамках международного сотрудничества по развитию местного самоуправления, в 2004 году была создана Всемирная организация «Объединенные города и местные власти», членами которой в настоящее время являются многие муниципальные образования России.
В 2015 году Всемирная организация United cities and Local Governments («Объединенные города и местные власти») и Европейский Союз подписали «План стратегического Партнерства на 2016-2022 гг.» [7].
Меры, предпринятые в рамках данного партнерства, обеспечили широкие возможности взаимодействия местных муниципалитетов с руководством Европейского Союза и внесли существенный вклад в усиление роли МСУ на мировой арене [7].
the municipalities of neighboring subjects of the Russian Federation is made. As a result of the study, the author concludes that international and regional cooperation of local governments strengthens as well as the position of local authorities in the world political arena.
Key word: municipality, cooperation, local self-government, association of municipalities, cooperation of municipalities, local self-governments, international cooperation of municipalities, Ufa, Republic of Bashkortostan, local self-government reform.
Согласно концепции, предлагаемой Всемирной организацией «Объединенные города и местные власти» (далее - ОГМВ), улучшение условий жизни людей должно осуществляться, в первую очередь, именно на местном уровне, чего можно достичь только с помощью развития и укрепления децентрализации как способа демократизации и модернизации государственного управления на всех уровнях. ОГМВ выступает за расширение полномочий и укрепление самостоятельности местного самоуправления как необходимого условия реального участия населения в управлении своими собственными делами.
Таким образом, предложенные нами направления развития местного самоуправления в России полностью соответствуют не только Европейской хартии, но и современным тенденциям развития местного самоуправления в мире.
В качестве одной из своих глобальных целей ОГМВ видят усиление влияния органов местного управления на международной арене, которые должны стать самостоятельной уважаемой стороной в международных отношениях наряду с высшими должностными лицами и органами - представителями стран на международной арене (главами государств, представителями парламента и других), с тем чтобы их позиция могла влиять на решение глобальных международных проблем, непосредственно влияющих на жизнь общин.
Результатом работы в данном направлении стало приглашение к участию, впервые в мировой практике, представителей органов местного самоуправления в Конференции ООН по проживанию и устойчивому городскому развитию, проводимой один раз в двадцать лет, так называемому «Habitat III». Представители органов местного самоуправления в рамках данной конференции приняли участие в дискуссии и разработке Резолюции ООН по развитию городов и урбанизации, которая будет определять основные направления развития всех городов мира до 2036 года. В связи с чем, сложно переоценить достигнутый успех в усилении роли местного самоуправления на международном уровне.
Как отмечается в официальной хронике ООН, в ходе конференции «участники смогли обсудить с представителями государств - членов ООН «нулевой проект» Новой программы развития городов. На этих консультациях подобные «субнациональные органы власти» были впервые признаны и приглашены для участия в качестве отдельных субъектов, что стало прорывом в международной практике приглашения руководителей муниципального уровня» [6].
Говоря о региональных подразделениях ОГМВ, следует отметить, что муниципалитеты Российской Федерации являются активными участниками Евразийского отделения [5] ОГМВ, президентом которого в настоящее время является Мэр города Казань - И.Р. Метшин.
Евразийское региональное отделение ОГМВ является добровольным союзом МСУ в пределах Евразийского пространства. Организация была создана для реализации принципов самостоятельности и эффективности деятельности МСУ. Президент Евразийского отделения ГГМВ отмечает, что «местное самоуправление является важнейшим элементом конституционного строя демократических стран» [5].
Также следует отметить особую роль и значение в разрешении муниципальных вопросов Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления, представляющего собой совещательный орган при Президенте Российской Федерации [2]*.
Согласно Указу Президента РФ от 15.10.1999 № 1370 «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» был образован Совет при Президенте России по развитию местного самоуправления. Совет проводит заседания ежегодно и является успешно функционирующим органов по реализации и развитию политики в области местного самоуправления.
Говоря об участии в региональном сотрудничестве муниципальных образований Республики Башкортостан, следует отметить, что на современном этапе, муниципалитеты Республики принимают недостаточное участие в деятельности Евразийского отделения ОГМВ, однако представляется, что в связи с расширением международного сотрудничества в целом,
данная ситуация будет исправлена в ближайшее время. В настоящее время Уфа входит в Ассоциацию городов Поволжья и принимает активное участие работе данной межмуниципальной организации.
Среди одних из последних проводимых мероприятий следует отметить: Круглый стол на тему: «Укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне» [4], в ходе работы которого представители г. Уфа выступили с докладом об опыте успешного сосуществования нескольких конфессиональных и национальных сообществ в рамках одного города.
Помимо разработки теоретических аспектов эффективного развития муниципалитетов Поволжья, организация осуществляет работу по подготовке предложений о внесении изменений в федеральное законодательство. К примеру, по итогам 2018 года были внесены предложения по изменению законодательства, в части, касающейся «предоставления земельных участков без торгов гаражно-строительным кооперативам, наделения административных комиссий полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19-6 КоАП РФ, по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ» и другие [4].
Следует констатировать, что объединения муниципальных образований всех уровней: международного, регионального и национального, играют значительную роль в развитии и трансформации местного самоуправления в мире, стране или конкретном регионе. Право законодательной инициативы, как было продемонстрировано выше, позволяет данным организациям и объединениям реально влиять на изменение международного и национального законодательств. Таким образом, представители конкретных муниципалитетов, путем внесения на повестку дня конкретных предложений по изменению муниципального законодательства, обладают реальным рычагом воздействия на развитие и трансформацию муниципального права в России.
Примечание
* Признан утратившим силу Указом Президента РФ от 02.06.2007 № 692
Библиографические ссылки
1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2019) // Российская газета. 2003. 8 октября.
2. Указ Президента РФ от 22.10.1998 № 1281 «О Конгрессе муниципальных образований Российской Федерации» // Российская газета. 1998. 31 октября.
3. Указ Президента РФ от 02.11.2007 № 1451 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления» [Электронный ресурс] // URL: https://base.garant.ru/192123/ (дата обращения: 10.09.2019)
4. Официальный сайт Ассоциации городов Поволжья [Электронный ресурс] // URL: http://agpsamara.ru/ (дата обращения: 10.08.2019).
5. Официальный сайт Евразийского регионального отделения Всемирной организации «Объединенные Города и Местные Власти» [Электронный ресурс] // URL: http://euroasia-uclg.ru/about/history (дата обращения: 08.08.2019).
6. Хуан Клос Хабитат Ш - конференция Объединённых Наций // Хроника ООН. Том Ш. № 3. 2016.
7. Official site of United cities and Local Governments [Электронный ресурс] // URL: https://www.uclg.org/en (дата обращения: 10.08.2019).
References
1. Federal'nyj zakon ot 06.10.2003 № 131-FZ (red. ot 02.08.2019) «Ob obshchih principah organi-zacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 13.08.2019) (Federal law No. 131-FZ of 06.10.2003 (ed. of 02.08.2019) "On General principles of local self-government in the Russian Federation"). Rossijskaya gazeta. 2003. 8 oktyabrya.
2. Ukaz Prezidenta RF ot 22.10.1998 № 1281 «O Kongresse municipal'nyh obrazovanij Rossijskoj Federacii» (Presidential decree of 22.10.1998 No. 1281 "On the Congress of municipalities of the Russian Federation"). Rossijskaya gazeta. 1998. 31 oktyabrya.
3. Ukaz Prezidenta RF ot 02.11.2007 № 1451 «O Sovete pri Prezidente Rossijskoj Federacii po razvitiyu mestnogo samoupravleniya» (Presidential decree of 02.11.2007 No. 1451 "On the presidential Council for the development of local self-government"). URL: https://base.garant.ru/192123/ (accessed date 10.09.2019)
4. Oficial'nyj sajt Associacii gorodov Povolzh'ya (Official website of the Association of cities of the Volga region). URL: http://agpsamara.ru/ (accessed date: 10.08.2019).
5. Oficial'nyj sajt Evrazijskogo regional'nogo otdeleniya Vsemirnoj organizacii «Ob"edinennye Goroda i Mestnye Vlasti» (Official website of the Eurasian regional office of the world organization "United Cities and Local Authorities"). URL: http://euroasia-uclg.ru/about/history (accessed date 08.08.2019)
6. Huan Klos Habitat III - konferenciya Ob"edinyonnyh Nacij (Joan Clos habitat III - conference of the United Nations). Hronika OON. Tom III. № 3. 2016.
7. Official site of United cities and Local Governments. URL: https://www.uclg. org/en (accessed date: 10.08.2019).
Дата поступления: 06.10.2019 Received: 06.10.2019