Андрей ПРОКОПЕНКО
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ ГОРОДОВ
В статье анализируются кардинальные изменения в характере пространственного развития, связанные с возрастанием роли городов как участников международных отношений. Примеры деятельности международных организаций, координирующих работу местных сообществ и городских властей, например ООН-Хабитат, Всемирной организации объединенных городов и местных властей (ВО ОГМВ) и др., свидетельствуют об их возрастающей активности в решении не только местных, но и глобальных проблем.
The author analyzes cardinal changes in the character of dimensional evolution, which are connected with the rising role of modern cities as participants of international affairs. The examples of different international organizations, which coordinate the work of local communities and the city government, such as UN-Habitat, the World organization of United Cities and Local Governments (UCLG) is pointing out their growing activity in solving not only local, but also global problems.
Ключевые слова:
пространственное развитие, урбанизация, город, хинтерланд, международные отношения, политическое управление, ООН-Хабитат, местные власти, комьюнити; spatial development, urbanization, city, Hinterland, international relations, political management, The United Nations-Habitat, local authorities, community.
ПРОКОПЕНКО
Андрей Евгеньевич — заместитель главы администрации городского округа «Звенигород»
В современном мире наблюдаются глубинные трансформации в характере пространственного развития. Их важная черта определяется повышением самостоятельности и расширением функций городов. Исторически города изначально выступали центрами экономического, социального, культурного и политического развития. И ныне они, с одной стороны, «собирают», консолидируют вокруг себя неурбанизированные территории, формируя хинтерланд (нем. Hinterland — hinter «за», «позади» + land «страна»)
— пространство, прилегающее, тяготеющее к промышленному, торговому центру, порту и т. п., население которого именно благодаря связям с городом получает возможность пользоваться плодами современной цивилизации. С другой стороны, город выходит за национальные рамки, всё более активно включается в международные связи.
Управление населёнными пунктами и городами никогда не было лёгким вопросом. И поскольку они растут беспрецедентными темпами, преобразовывая нашу планету из мира с сельским укладом в мир с городским устройством, роль местных властей становится всё более важной. Как никогда прежде, местные власти нуждаются в поддержке центральных правительств, и, как никогда прежде, они должны говорить в один голос с общей трибуны, чтобы увериться, что их насущные проблемы приняты во внимание.
Сотрудничество городов имеет давние традиции. На протяжении столетий соседние города формировали различные союзы для решения общих задач, например для обороны. В наши дни расширяются возможности городов как участников международных отношений, независимо от численности их населения или его экономической активности. В последнее время состав участников международных отношений увеличился за счёт тех акторов, которые представляют не государства и не внутригосударственные регионы, а местные сообщества. Их включение в международные связи становится одним из каналов реализации девиза мирового общественного форума «Диалог цивилизаций»: «Там, где не договорятся государства, договорятся люди». Действительно, трудно не согласиться с тем, что новые форматы международного сотрудничества помогают выработке практических путей решения важнейших проблем современности.
В новейшее время международные связи городов приобретают институционализированные, организационные формы. Так, с 1913 г. значительную работу по развитию международных связей муниципальных образований и укреплению местных административных учреждений вёл Международный союз местных властей. В 1957 г. была образована Всемирная федерация объединённых городов — международная неправительственная организация, цель которой — укрепление дружественных связей между городами различных стран. В 1970 г. она объединяла до тысячи городов более 50 стран Европы, Азии, Африки и Америки; в 2000 г. в неё входило свыше 3500 городов более чем 160 государств мира. Свыше ста городов России установили связи более чем с 200 городами стран мира.
Для активизации деятельности местных сообществ, координации их работы многое делает ООН. В 1978 г. она развернула Программу ООН по населённым пунктам
— ООН-Хабитат. Задача этой Программы
— содействие устойчивому развитию населённых пунктов посредством разъяснительно-пропагандистской работы, выработки политики, наращивания потенциала, накопления знаний и укрепления партнёрских связей между правительствами и гражданским обществом. ООН-Хабитат проводит две основные всемирные кампании — в области управления городским хозяйством и по обеспечению гарантий владения жильём. ООН-Хабитат создала консультативный орган местных органов власти. В апреле 2007 г. члены совета директоров ООН-Хабитат приняли резолюцию «Основы децентрализации и укрепления местных властей», которая объединяет многолетние попытки добиться признания международными организациями той роли, которую местные власти играют в демократическом управлении.
С 2002 г. при исполнительном директоре Программы ООН-Хабитат один раз в два года проводится консультативный Всемирный форум городов. Форум основан с целью исследования одной из самых злободневных мировых проблем современности — стремительной урбанизации и её влияния на общества, города, экономику и политику. По прогнозам в следующие пятьдесят лет две трети человечества будет жить в городах и поселках. Главной задачей является минимизация бурно растущей
бедности в городах, улучшение доступа городской бедноты к базовым условиям проживания, таким как жилище, чистая вода, санитария, и достижение благоприятной окружающей среды, устойчивого городского развития и роста. На Форуме эксперты в сфере урбанизации (от строителей до министров) обмениваются мнениями в то время, когда не проводятся сессии совета управляющих ООН-Хабитат. Четвертая сессия Всемирного форума городов состоялась в октябре 2008 г. в китайском городе Нанкине.
В начале XXI в. упомянутые выше Международный союз местных властей и Всемирная федерация объединённых городов пришли к решению объединить усилия по развитию местного самоуправления и повышению его значимости. В мае 2004 г. в Париже состоялся учредительный Конгресс, который завершил процесс слияния этих двух крупнейших мировых организаций, объединяющих местные власти. К процессу объединения присоединилась также ассоциация крупных городов «Ме-трополис». Эти организации образовали Всемирную организацию объединённых городов и местных властей (ВО ОГМВ) — единственную в мире структуру, представляющую интересы местных властей перед международным сообществом, внутри которой местные власти вместе могут попытаться найти решение стоящих перед всеми вопросов устойчивого развития регионов, защиты населения и др. Конгресс принял Декларацию, в которой были сформулированы цели и основные направления деятельности этой организации.
Подразделения ВО ОГМВ действуют в 127 государствах — членах ООН. Её активным и полноправным членом является Евроазиатское региональное отделение. Его учредителями выступили Конгресс муниципальных образований Российской Федерации, Ассоциация коммун Армении, Союз местных властей Киргизии, Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, Союз городов Заполярья и Крайнего Севера, города Улан-Батор, Екатеринбург, Красноярск и многие другие. При поддержке Международной ассоциации столиц и крупных городов, Российского союза исторических городов и регионов они провели в апреле 2004 г. в Казани учредительную сессию, на которой были созданы органы правления. Во Всемирный совет и Исполнительное бюро
ВО ОГМВ входят 36 представителей от России и СНГ. Штаб-квартира Евроазиатского регионального отделения находится в Казани, где ещё в 2003 г. была открыта штаб-квартира Евроазиатского регионального отделения Международной организации городов всемирного наследия, которая затем вошла в состав Евроазиатского регионального отделения ВО ОГМВ.
ВО ОГМВ призвана способствовать усилению деятельности органов местного самоуправления, широкому вовлечению граждан в решение проблем местной жизни, удовлетворению повседневных потребностей населения, строгому соблюдению законодательных положений при поддержании баланса государственных и местных интересов, т.е. общих интересов жителей каждого муниципального образования, способных заложить прочный фундамент для гражданского согласия. Организация выступает за все виды местного самоуправления, представляя и защищая их интересы на глобальном уровне, выявляя ключевые для будущего городов и их граждан вопросы. Она оказывает поддержку местным властям во взаимодействии с международными организациями, для того чтобы развивать и продвигать решения проблем урбанизации и глобализации на местном уровне.
В докладе группы видных деятелей по вопросу отношений ООН с гражданским обществом, опубликованном в июне 2004 г., говорилось, что местные органы власти играют всё более важную роль в том, что касается обсуждения политики в рамках ООН и достижения глобальных целей. Для ООН они являются одним из основных субъектов, не будучи неправительствен -ными организациями. Группа заявила, что создание ВО ОГМВ является важным вкладом в представление местных интересов населения в системе глобального управления, и предложила рассматривать эту организацию в качестве консультативного органа при Генеральном секретаре и Генеральной Ассамблее ООН по вопросам международного управления, а не просто по вопросам развития городских населённых пунктов, поскольку местные органы власти руководят как городами, так и сельскими населёнными пунктами.
В октябре 2007 г. в г. Чеджу (Южная Корея) прошёл Второй конгресс ВО ОГМВ
«Изменяющиеся города управляют нашим миром». Его участники констатировали, что на сегодняшний день впервые в истории человечества основная часть всего населения мира проживает в городах, и этот феномен будет иметь влияние на будущее нашей планеты и человечества в целом. Одновременно они заявили, что урбанизированный мир открывает новые перспективы, и что на местные власти городов, которые исторически являются центрами как инновационных процессов, так и изобретательности, возлагается бремя по решению существующих проблем современности.
Конгресс обсудил и определил позицию городов и местных органов власти по особенностям конкурентоспособных городов, изменению характера городского управления в информационном обществе, расширению доступа к основным услугам, развитию культуры, местной демократии, децентрализованного сотрудничества. «Города — будущее человечества: вопросы климатических изменений»; «Дипломатия городов: Местные власти как миротворцы»; «2015 год: мир может стать лучше. Роль местных властей в глобальном управлении» — такие вопросы стояли в повестке дня конгресса.
Общий итог его работы был сформулирован в Финальной декларации следующим образом: «Местные власти непременно должны иметь возможность наслаждаться официальным статусом в рамках Организации Объединенных Наций, который полностью представляет их как демократически избранных представителей от граждан. Для того чтобы решить поставленную задачу, мы приглашаем организации городов и регионов объединиться и совместно поддержать объединённые усилия, результатом которых и явилась Организация объединенных городов и местных властей (ООГМВ), для укрепления позиций местных властей во всемирном управлении».
Международные связи городов демонстрируют возросший уровень активности гражданского общества. Для него местное самоуправление не замыкается в границах конкретного населённого пункта, а может развиваться лишь с использованием опыта, имеющегося у других городов.