ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИНИЦИАТИВЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ГОРОДОВ
Авраменко Андрей Алексеевич.
Доцент, канд.экон.наук, доцент МГИМО МИД России, Москва
Железникова Анна Дмитриевна
Студентка МГИМО МИД России, Москва Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации 119454, г. Москва, проспект Вернадского, д. 76, Российская Федерация
АННОТАЦИЯ. Проанализирована и систематизирована деятельность крупных международных организаций и инициатив по обеспечению экологической устойчивости городов, а также было рассмотрено участие России в их деятельности, в том числе в Cities Climate Leadership Group, Международной Ассамблее столиц и крупных городов, Всемирной ассоциации крупных городов «Метрополис», инициативе ООН-Хабитат в интересах процветания городов.
ABSTRACT. The activities of major international organizations and initiatives aimed at ensuring the environmental sustainability of cities were analyzed and systematized, also the participation of Russia in their activities were considered, including the Cities Climate Leadership Group, the International Assembly of Capitals and Major Cities, the World association of the major metropolises, the UN-Habitat's City Prosperity Initiative.
Ключевые слова: урбанизация; устойчивое развитие; экологическая устойчивость городов; международные организации; международные инициативы.
Key words: urbanization; sustainable development; environmental sustainability of cities; international organizations; international initiatives.
Поиски путей решения экологических проблем в городах стала актуальной для мирового сообщества в последние десятилетия [1]. Тематика обеспечения устойчивости городов является актуальной на всех уровнях охраны окружающей среды: международном, национальном, региональном и местном [2]; неотъемлемым и важнейшим элементом реализации концепции устойчивого развития человечества [3]; имеет важнейшее значение для сохранения здоровья большей части человечества - жителей городов. Особое значение для решения экологических проблем урбанизации имеют крупнейшие международные инициативы и организации.
Инициатива Всемирного Банка «Устойчивое развитие городов»
Инициатива «Устойчивое развитие городов» создана для оказания поддержки и помощи городам и государственным программам в решении вопросов повышения экологической устойчивости городов, расположенных на территориях Европы и Центральной Азии. Страны-участницы: Босния и Герцеговина, Грузия, Дания, Македония, Румыния, Сербия, Турция, Узбекистан, Украина, Швеция.
Инициатива охватывает восемь программ, направленных на повышение экологической устойчивости городов1:
1. Охрана и возрождение исторических городов и районов
1 Всемирный Банк, Инициатива «Устойчивое развитие городов» URL: http://wwwvsemirnyjbank.org/ru/re-gion/eca/brief/sustamable-cities-initiative (дата обращения: 28.02.2017)
2 Global Covenant of Mayors for Climate & Energy Technical FAQ Updated as of November 2017 [Электронный ресурс]
2. Энергоэффективность и изменение климата
3. Освоение земельных участков с заброшенными объектами промышленной застройки
4. Финансовые возможности муниципальных образований
5. Утилизация твердых коммунальных отходов
6. Системы водоснабжения и канализации
7. Городской транспорт
8. Социальная интеграция
Соглашение мэров по климату и энергии
15 октября 2015 года было подписано Соглашение мэров по климату и энергии. Данное соглашение представляется собой объединение инициатив Соглашение мэров и Mayors Adapt («Мэры адаптируются»). Были определены новые обязательства по смягчению изменения климата, внедрению и использованию возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и повышению энергоэффективности. К 2030 году стороны обязались сократить уровень выбросов углекислого газа как минимум на 40%.2 Участниками являются 7795 городов из таких стран, как Австрия, Азербайджан, Албания, Алжир, Армения, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Израиль, Иордания, Ирак, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Кипр, Латвия, Ливан, Литва, Люксембург, Македония, Мальта, Марокко, Молдавия, Нидерланды,
// Global Covenant of Mayors for Climate & Energy. -2017. -С .3. URL:https://www.globalcovenantofmayors.org/wp-
content/uploads/2017/11/2017-11-27-GCoM-FAQ.pdf (дата обращения: 12.02.18)
Норвегия, Палестина, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Таджикистан, Тунис, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швеция, Швейцария, Эстония.
Перед городами-участниками стоят следующие обязательства:
- снижение выбросов углекислого газа в городах;
- адаптация к изменению климата;
- использование ВИЭ и повышение энергоэффективности.
Для реализации данных обязательств каждая сторона обязуется представить План действий по устойчивому энергетическому развитию и климату в течение двух лет после принятия решения местным советом и официального подписания, включая представление предложений по адаптации в виде соответственной политики, стратегий и планов.3
Инициатива «Развивающиеся и устойчивые города»
Регион Латинской Америки и Карибского бассейна является вторым по величине урбанизации на планете, в котором восемь из десяти человек живут в городах. Данная инициатива представляет собой программу помощи Межамериканского банка развития правительствам развивающихся городов Латинской Америки и Карибского бассейна, которые имеют большую численность населения и динамичный экономический рост. Инициатива была запущена в 2012 году. Изначально предполагалось, что это будет пилотный проект в пяти городах, однако вскоре к инициативе присоединилось еще 11 городов, и с каждым годом количество участников продолжает возрастать. По состоянию на июнь 2016 года в Инициативу входил 71 город, общий объем инвестиций составлял 69,3 млн. долл. США.
Основные направления деятельности инициативы:
- обеспечение экологической устойчивости городов и адаптация к изменению климата (рациональное природопользование, борьба с загрязнением воздуха, смягчение последствий изменения климата, снижение уязвимости городов и принятие мер адаптации в условиях изменения климата);
- устойчивое развитие городов (измерение экологического следа городов, продуманное проектирование городской инфраструктуры, эффективность общественного транспорта, создание экономической конкурентоспособности городов);
- создание устойчивого финансирования и эффективное управление (возможность вкладывать инвестиции, контролировать расходы, связанные с охраной окружающей среды, принимать решения с соблюдением принципа транспарентности).4
Инициатива ООН-Хабитат в интересах процветания городов
Инициатива ООН-Хабитат в интересах процветания городов является глобальной инициативой, которая позволяет городским властям, а также заинтересованным сторонам выявлять возможности и потенциальные сферы деятельности для повышения благосостояния городов.
Данная Инициатива имеет ряд следующих особенностей:
- создает системный подход к городскому развитию;
- определяет приоритетные области и соответствующие ключевые вопросы устойчивого развития городов для более эффективного планирования инвестиционной деятельности;
- предоставляет возможность местным и национальным правительствам создавать свои собственные системы мониторинга, путем создания базы данных с соответствующими индикаторами, характерными для конкретного города;
- предоставляет информацию на региональном и муниципальном уровнях для разработки национальной политики в области развития городов;
- предоставляет специальные инструменты для наблюдения за реализацией и мониторингом целей устойчивого развития (ЦУР) и Новой городской Повестки дня (Декларация Кито об экологически устойчивых городах и населенных пунктах для всех) на муниципальном уровне.
Инициатива процветания городов ООН-Хабитат основывается на Новой городской Повестке дня, которая является итогом работы Конференции ООН по жилью и устойчивому городскому развитию (Хабитат III), прошедшей в период 17-20 октября 2016 года в Эквадоре (г. Кито, который дал название Декларации). Программа получила одобрение участников 68-го пленарного заседания Генеральной Ассамблеи ООН 23 декабря 2016 года. В рамках Новой программы развития городов предполагается:
- пересмотреть существующие способы планирования, финансирования, развития, управления и регулирования городов в свете идеи устойчивого городского и территориального развития в качестве необходимого условия достижения устойчивого развития и процветания для всех;
- на основе признания ведущей роли национальных правительств разработать новые законодательные акты в сфере регулирования устойчивого городского развития; данные изменения предполагается осуществить с помощью взаимодействия с региональными и местными органами управления,
3 Частые вопросы. [Электронный ресурс] // Соглашение мэров по климату и энергии. URL: http://www.soglash-eniemerov.eu/CHastye-voprosy.html?id_faq=113 (дата обращения: 27.02.18)
4 Integrated Mitigation and Adaptation: Planning for Resilient Development in Latin American and Caribbean Cities
[Электронный ресурс] // Inter-American Development Bank. -2014. -C.2.URL:http://resilient-
cities.iclei.org/fileadmin/sites/resilient-cities/files/Resili-ent_Cities_2014/PPTs/H/H2_Maleki.pdf (дата обращения: 28.02.18)
институтами гражданского общества, другими социальными структурами, на основе принципов прозрачности и подотчетности;
- активизировать долгосрочное комплексное городское и территориальное планирование и проектирование, направленное на оптимизацию территориальной составляющей городской формы;
- поддерживать развитие эффективных инновационных и устойчивых финансовых механизмов и инструментов, которые позволят укрепить муниципальные финансы и местные финансовые си-стемы.5
Сотрудничество России с ООН-Хабитат началось еще в 1989 году, когда в Москве было основано Исполнительное бюро ООН-Хабитат в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании между Центром ООН по населенным пунктам (Ха-битат) и Государственным Комитетом СССР по архитектуре и градостроительству. С апреля 2009 года в Москве работает Проектный офис ООН-Хабитат. В том же году начала работу Комиссия по сотрудничеству между ООН-Хабитат и Межправительственным советом по сотрудничеству в строительной деятельности государств-участников СНГ. В январе 2010 года Московское представительство ООН-Хабитат подписало Письмо о согласии оказывать содействие Комитету по жилью и землепользованию Европейской экономической комиссии ООН в информационной и иной деятельности.
Инициатива АСЕАН по экологически устойчивым городам
Общая численность населения АСЕАН в 2016 году достигла 634,5 млн. человек, 48,2% из них проживают в городской местности. Из-за роста населения городов и ухудшения экологической ситуации городам АСЕАН необходимо прилагать усилия для того, чтобы оставаться экологически устойчивыми и пригодными для жизни. В ноябре 2015 года в Куала-Лумпуре главы стран АСЕАН подписали Декларацию ASEAN 2025: Forging Ahead Together, где были обозначены следующие стратегические меры:
- создание комплексных подходов в области устойчивого городского планирования и управления;
- поддержка национальных и местных органов власти в реализации стратегий и программ в области повышения экологической устойчивости городов;
- обеспечение доступа к зеленым зонам и общественным местам, чистому воздуху, чистой воде и медицинским услугам;
- создание соответствующей инфраструктуры для детей, пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями;
- укрепление взаимосвязей между городскими, пригородными и сельскими районами;
- создание политики, направленной на регулирование роста численности населения и вопросов, связанных с миграцией из сельской местности в города6.
Инициатива АСЕАН по экологически устойчивым городам была одобрена министрами по вопросам окружающей среды АСЕАН в 2005 году. В данную инициативу входят 41 город из восьми стран АСЕАН. Для стимулирования усилий по повышению экологической устойчивости АСЕАН инициировала ежегодную премию по экологически устойчивому городу. 8 октября 2008 года в Ханое (Вьетнам) состоялась церемония вручения первой премии ASEAN ESC Award. Премия присуждается малым (20 тыс - 750 тыс человек) и крупным городам (750 тыс - 1,5 млн. человек) в категориях «Чистый воздух», «Чистые земли» и «Чистая вода».
C40 Cities Climate Leadership Group (C40)
C40 - международная организация, в которую входит 90 крупнейших городов мира, на которые приходится У мирового ВВП, а общая численность населения составляет 650 млн. человек. Основная цель - разработка мер по борьбе с изменением климата путем создания программ, направленных на сокращение выбросов парниковых газов и снижение климатических рисков. На сегодняшний день члены организации C40 обязались сократить свои выбросы в общей сложности более чем на 3 гигатонны CO2 к 2030 году, что равносильно тому, чтобы убрать 600 млн. автомобилей с дорог. Организация работает по 17 направлениям, которые направлены на смягчение последствий, адаптацию к изменению климата:
- энергетика и строительство: повышение энергоэффективности муниципальных зданий; повышение энергоэффективности коммерческих зданий и жилых домов;
- транспорт: сеть скоростного автобусного сообщения (минимизация выбросов парниковых газов); переход на транспортные средства с низким уровнем выбросов; управление транспортным планированием;
- городское планирование и развитие: система продовольственной безопасности; планирование использования земельных ресурсов; введение зон с низкими выбросами; транзитно-ориентированное проектирование;
- отходы: система обращения с твёрдыми коммунальными отходами; использование отходов в качестве вторичных ресурсов;
- адаптация: оценка климатических рисков; снижение температуры городского пространства; создание платформы для обмена передовыми технологиями и знаниями об адаптации к изменению климата для городов, располагающихся в прибрежных районах и дельтах крупных рек;
5 Новая программа развития городов [Электронный ре-
сурс] // Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат). -2016. -С.9. ПRL:http://habitat3.org/wp-content/uploads/NUA-Russian.pdf (дата обращения: 07.04.18)
6 ASEAN Cooperation on Environmentally Sustainable City [Электронный ресурс] // ASEAN Cooperation on Environ-ment.-2015. -С.111-112. URL: http://www.asean.org/wp-content/uploads/2015/12/ASEAN-2025-Forging-Ahead-Together-final.pdf (дата обращения: 25.02.18)
- предпринимательская деятельность, инновации: концепция «зеленой» экономики 7.
Единственным городом - участником организации C40 Cities Climate Leadership Group из РФ является Москва.
Международная Ассамблея столиц и крупных городов (МАГ)
3 сентября 1998 года по предложению глав 26 городов стран СНГ было создано общественное некоммерческое объединение. На данный момент членами данной Ассамблеи являются 85 городов из девяти стран СНГ, в которых проживает более 56 млн. человек8.
Особое место в рамках сотрудничества отведено реализации и созданию совместных проектов для решения экологических проблем городов, обмену опытом в сфере обеспечения и повышения их экологической устойчивости. Так, например, комплексная целевая программа МАГ «Город-городу» направлена на улучшение экологической обстановки в городах. Данная программа включает в себя такие проекты, как: «Градостроительство, архитектура, дизайн», «Безопасность городов», «Чистая вода», «МАГ-ЭНЕРГО», «Отходы в доходы. ЭКО-МАГ», «Городской транспорт». В состав ассамблеи от РФ входят 54 города: Архангельск, Астрахань, Барнаул, Благовещенск, Брянск, Владивосток, Владикавказ, Волгоград, Вологда, Воронеж, Грозный, Ижевск, Иркутск, Йошкар-Ола, Казань, Калининград, Красноярск, Киров, Кострома, Курск, Липецк, Магадан, Москва, Мурманск, Нарьян-Мар, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Оренбург, Орёл, Пенза, Пермь, Петропавловск-Камчатский, Псков, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Саратов, Серпухов, Симферополь, Севастополь, Ставрополь, Таганрог, Тверь, Улан-Удэ, Ульяновск, Уфа, Хабаровск, Челябинск, Элиста, Южно-Сахалинск, Якутск, Ярославль.
Всемирная ассоциация крупных городов «Метрополис»
Всемирная ассоциация крупных городов является ведущей международной организацией, объединяющей крупные города и мегаполисы с населением более миллиона человек. Организация была создана в 1985 году, на сегодняшний момент в ее состав входят 137 городов Африки, Северной и Южной Америки и Карибского бассейна, Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. «Метрополис» выступает в качестве платформы для обмена опытом и знаниями в области решения проблем урбанизации,
в том числе и экологических. В рамках организации существует четыре инициативы, направленных на повышение экологической устойчивости городов: «Города и водный Альянс» - Богота, Мехико и Рио-де-Жанейро; «Климат» - Берлин, Лион, Ливерпуль, Барселона; «Зеленая экономика» - Буэнос-Айрес, Сан-Паулу, Мехико; «Экологическая устойчивость территории аэропортов» - Барселона, Берлин, Тэгу, Дакар, Париж.
Единственным представителем от России является Москва, вступившая в ассоциацию в 1990 г.
Проанализировав крупнейшие инициативы и организации, которые занимаются реализацией экологической устойчивости, можно отметить, что Россия является участником организации C40 - Cities Climate Leadership Group, единственным представителем страны является г. Москва, власти города принимают активное участие в ее деятельности. Кроме того, Россия является учредителем Международной Ассамблеи столиц и крупных городов. Москва также является единственным представителем от нашей страны во Всемирной ассоциации крупных городов «Метрополис». Российская Федерация - полноправная участница инициативы ООН-Хабитат в интересах процветания городов. Партнерами ООН-Хабитат являются многие российские организации, министерства и административные органы. Однако, к сожалению, в остальных инициативах и организациях (Инициатива Всемирного Банка «Устойчивое развитие городов», Соглашение мэров по климату и энергии, Инициатива «Развивающиеся и устойчивые города», Инициатива АСЕАН по экологически устойчивым городам) Россия активного участия не принимает.
Список литературы:
1. Авраменко А.А., Метлицкая Н.И. Сравнительный анализ подходов к озеленению городов за рубежом (на примере Пекина, Сеула и Оттавы) // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №4 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/14EVN417.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
2. Мудрецов А.Ф., Тулупов А.С. Проблемы устойчивого развития России // Проблемы теории и практики управления. 2016. № 5. С. 23-30.
3. Основы общей экологии и международной экологической политики: Учеб.пособие / Р.А. Алиев, А.А. Авраменко, Е.Д. Базилева и др.; под ред. Р.А. Алиева - М.: Издательство «Аспект Пресс», 2014. - 384 с.
7 Current Programmes by Area [Электронный ресурс] // C40 CITIES. URL:http://www.c40.org/programmes (дата обращения: 27.02.18)
8 «Могилевская встреча городов-побратимов стала весьма знаковым событием для Международной Ассамблеи столиц и крупных городов СНГ - В.Селиванов»
[Электронный ресурс] // Исполнительный комитет СНГ. URL: http://cis.minsk.by/news.php?id=7608 (дата обращения 26.02.18)
ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ УСТОЙЧИВОСТИ ГОРОДОВ
Авраменко Андрей Алексеевич.
Доцент, канд.экон.наук, доцент МГИМО МИД России, Москва
Железникова Анна Дмитриевна
Студентка МГИМО МИД России, Москва Московский государственный институт международных отношений (Университет)
Министерства иностранных дел Российской Федерации 119454, г. Москва, проспект Вернадского, д. 76, Российская Федерация
АННОТАЦИЯ. Авторы рассматривают экологические аспекты процесса урбанизации, основные экологические проблемы крупных городов. Приводятся данные по доле городского населения и городским агломерациям разного размера за 1980 год и прогнозные данные на 2025 год; определение экологической устойчивости, предложенное Инициативой процветания городов ООН-Хабитат. Сформулированы характеристики экологически устойчивого города. Изложены подходы к оценке экологической устойчивости предполагаемые Европейским агентством по окружающей среде, а также ООН-Хабитат.
ABSTRACT. The authors consider the environmental aspects of the urbanization process, the main environmental issues of big cities. Data on the proportion of urban population and urban agglomerations of different sizes for 1980 and forecast data for 2025 is given. The definition of environmental sustainability proposed by the UN-Habitat's City Prosperity Initiative is given. The characteristics of an environmentally sustainable city are formulated. Approaches to the assessment of environmental sustainability are proposed by the European Environment Agency as well as by the UN-Habitat.
Ключевые слова: урбанизация; устойчивое развитие; экологическая устойчивость городов.
Key words: urbanization, sustainable development, environmental sustainability of cities.
Урбанизация относится к одному из самых динамично развивающихся процессов на планете, создаёт научно-технический, организационный, материальный и интеллектуальный потенциалы развития общества. Однако процесс урбанизации сопровождается не только ростом уровня жизни населения, но и создает экологические риски. Площадь урбанизированных территорий возрастает с каждым годом, соответственно растет численность населения, проживающего в городах и нагрузка на городские экосистемы и прилегающие к городам
территории. В 2016 году доля городского населения составила 54,5 %, а к 2030 году в городах будет проживать около 60% населения9. Если в 1980 году преобладали города с численностью населения от 1 млн. до 5 млн. чел., концентрация которых была наибольшей в Европе, то к 2025 году тенденция изменится, и наибольшее количество агломераций с численностью городского населения более 10 млн. чел. будет находиться в восточной части Китая, Индии, странах Юго-Восточной Азии (Рис. 1, Рис. 2).
Рисунок 1. Доля городского населения и городские агломерации разного размера, 1980 год Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2012). World
Urbanization Prospects: The 2011 Revision.
9 Data Booklet «The World's Cities in 2016». [Электронный worlds_cities_in_2016_data_booklet.pdf (дата обращения:
ресурс] // UNESCO. -2016. -С.2. URL: 01.03.18) http: //www. un.org/en/development/desa/population/publica-tions/pdf/urbanization/the_