Научная статья на тему 'Развитие международного права в современных условиях: вопросы российской правовой политики: обзор мероприятия 22 июня 2023 года'

Развитие международного права в современных условиях: вопросы российской правовой политики: обзор мероприятия 22 июня 2023 года Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
65
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правовая политика / государство / международное право / международное сотрудничество / legal policy / state / international law / international cooperation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколов А.Ю., Астахова Е.А.

22 июня 2023 г. Саратовским филиалом Института государства и права Российской академии наук проведен круглый стол «Развитие международного права в современных условиях: вопросы российской правовой политики». Мероприятие объединило видных ученых, научных сотрудников и представителей профессорско-преподавательского состава ведущих вузов России. В ходе развернувшейся дискуссии участники обсудили ключевые политико-правовые проблемы современного международного права, а также основные направления развития и реформирования законодательства. В статье представлен краткий обзор выступлений участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Соколов А.Ю., Астахова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Development of international law in modern conditions: issues of Russian legal policy”: review of the event june 22, 2023

on June 22, 2023, the Saratov branch of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences held a round table “Development of international law in modern conditions: issues of Russian legal policy.” The event brought together prominent scientists, researchers and representatives of the teaching staff of leading universities in Russia. During the ensuing discussion, the participants discussed the key political and legal problems of modern international law, as well as the main directions of development and reform of legislation. The article provides a brief overview of the participants’ speeches.

Текст научной работы на тему «Развитие международного права в современных условиях: вопросы российской правовой политики: обзор мероприятия 22 июня 2023 года»

А.Ю. Соколов,

доктор юридических наук, профессор, директор Саратовского филиала Института государства и права Российской академии наук

A.Yu. Sokolov,

Doctor of Law, Professor, Director of the Saratov Branch of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences aysockolov@mail.ru

Е.А. Астахова,

кандидат юридических наук, младший научный сотрудник Саратовского филиала Института государства и права Российской академии наук

E. A. Astakhova,

Candidate of Law, Junior researcher of the Saratov Branch of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences orhideya-katerina@mail.ru

у

x

£ x

DOI: 10.24412/1608-8794-2023-4-395-403

РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ: ОБЗОР МЕРОПРИЯТИЯ 22 ИЮНЯ 2023 ГОДА

Аннотация: 22 июня 2023 г. Саратовским филиалом Института государства и права Российской академии наук проведен круглый стол «Развитие международного права в современных условиях: вопросы российской правовой политики». Мероприятие объединило видных ученых, научных сотрудников и представителей профессорско-преподавательского состава ведущих вузов России. В ходе развернувшейся дискуссии участники обсудили ключевые политико-правовые проблемы современного международного права, а также основные направления развития и реформирования законодательства.

В статье представлен краткий обзор выступлений участников.

Ключевые слова: правовая политика, государство, международное право, международное сотрудничество.

"DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL LAW IN MODERN CONDITIONS: ISSUES OF RUSSIAN LEGAL POLICY": REVIEW OF THE EVENT JUNE 22, 2023

Abstract: on June 22, 2023, the Saratov branch of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences held a round table "Development of international law in modern conditions: issues of Russian legal policy. " The event brought together prominent scientists, researchers and representatives of the teaching .staff of leading universities in Russia. During the ensuing discussion, the participants discussed the key political and legal problems of modern international law, as well as the main directions of development and reform of legislation.

The article provides a brief overview of the participants' speeches.

Keywords: legal policy, state, international law, international cooperation.

x

i

n о

0 рр

1 i м о

ф О

р и

и I ч О

4 с

и&

м й

5 о n

x о

i s. м Э р 2

N3 ¡3

Ы Ч

д и

395

ГТ1 s

> s

Чо ч I

22 июня 2023 г. Саратовский филиал Института государства и права РАН организовал и провел круглый стол «Развитие международного права в современных условиях: вопросы российской правовой политики» на базе Саратовской государственной юридической академии.

Открыл мероприятие заведующий сектором теории и отраслевых проблем правовой политики Саратовского филиала Института государства и права РАН, заведующий кафедрой арбитражного процесса Саратовской государственной юридической академии доктор юридических наук, профессор Сергей Фёдорович Афанасьев.

С приветственным словом к участникам обратились врио первого заместителя директора Института государства и права РАН доктор юридических наук, профессор Елена Валерьевна Виноградова и главный научный сотрудник Саратовского филиала Института госу-.д дарства и права РАН доктор юридических наук, профессор Вероника го Сергеевна Хижняк.

Первым докладчиком выступил Сергей Фёдорович Афанасьев, заведующий сектором теории и отраслевых проблем правовой политики Саратовского филиала Института государства и права РАН, заведующий кафедрой арбитражного процесса Саратовской государственной 2 юридической академии, доктор юридических наук, профессор. Сергей ^ Фёдорович отметил, что сегодня много говорят о том, каким же об— разом соотносятся международное и внутригосударственное право,

§ и какие последствия возникают при несогласованности международен « § ных и национальных правоположений.

§ Известно, что в науке международного права наличествуют три г~ отправные концепции, в рамках которых предпринимались и предпринимаются попытки дать ответ на этот сложный вопрос: примата

I

о международного права; главенства внутригосударственного права; ^ дуалистическая точка зрения. Сообразно первой концепции между-С народное право применяется во внутригосударственных отношениях напрямую и без ограничений, тем самым устанавливая для разных 396 стран единые правила поведения и унифицируя их деятельность. ^ Вторая доктрина предполагает безусловное превалирование предпи-(V саний национального права, но в условиях глобализации она частично ® нивелирована, так как ставит под сомнение существование самого ^ международного права. Дуалистические воззрения со временем претерпевали изменения. Если в первой половине XX в. сторонники этой концепции подчеркивали, что международное и внутригосударственное право имеют общие точки соприкосновения, но не взаимопроникновения, то во второй половине прошлого века они отказались

от строгого тезиса о том, что нормы национального права не подлежат использованию при несоответствии международным обязательствам государства.

Опираясь на ту или иную теорию, разные ученые высказали ^

нетождественные мнения относительно вышеозначенной проблема- £

тики. Между тем с практической точки зрения нужно помнить, что 3

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 14 июля 2015 г. 3

№ 21-П четко высказался за принцип приоритета национальной ё Конституции над международными правовыми положениями. Позднее

это позволило отечественному законодателю внедрить данный прин- £

цип в различные отраслевые нормативные акты, что и является в на- §

стоящее время основным вектором современной правовой политики, |

предопределяющим всю функциональную правоприменительную £

деятельность. §

п

Главный научный сотрудник Саратовского филиала Института 3

государства и права РАН доктор юридических наук, профессор £

Вероника Сергеевна Хижняк в докладе «Конституционно- §

правовая политика России в сфере образования и международные §

стандарты» отметила, что в настоящее время начинает развиваться |

такая отрасль международного права, как международное образова- К

тельное право. Образование давно уже является одним из сегментов 0 §

глобальной мировой экономики, участие в котором дает государствам |

возможность увеличения ВВП. Поэтому для России в настоящее вре- 3 0

мя возрастает необходимость развивать не только образование «для § |

внутреннего потребления», но и «экспортное образование». §

Сегодня признанными лидерами в данной области являются | §

США и Китай. Тем не менее для России вполне возможно участие К £

в этом секторе экономики как на глобальном, так и на региональном £ §

уровне. На региональном уровне особенно важным становится раз- 0'

витие сотрудничества в сфере образования в рамках Содружества К I

Независимых Государств. Кроме того, нельзя недооценивать роль дву- | | стороннего международного сотрудничества со странами Азиатско-

Тихоокеанского региона, такими как Китай, Индия, Монголия, 397

Вьетнам, и некоторыми другими. ^ ^

Вероника Сергеевна полагает, что для эффективного участия ь 5

России в указанных процессах необходимо формирование и реали- п §§

зация грамотной конституционно-правовой политики в сфере об- § §

разования. В первую очередь, необходимо отойти от промышленных 1 -ю критериев оценки вузов, так как специфика их деятельности не схожа с деятельностью фабрик или заводов. Можно использовать опыт Китайской Народной Республики, где эффективность вузов оцени-

вается с позиций удовлетворенности обучающимися качеством образования и его соответствия государственным стандартам.

Необходимо также внести ясность в правовой статус профессорско-преподавательского состава. В настоящее время в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» нет четкого отделения их правового статуса от правового статуса научно-педагогических работников или педагогических работников колледжей и школ. В законодательстве практически отсутствуют гарантии их деятельности. Все это негативно сказывается на качестве работы профессорско-преподавательского состава и качестве образования в целом. Если рассматривать образование как «экспортный продукт» для международного уровня, то и его качество должно быть соответствующим.

В завершение выступления Вероника Сергеевна акцентировала внимание на том, что участие России в международном сотрудничестве в образовательной сфере невозможно без решения ее внутренних проблем, в первую очередь за счет совершенствования ее конституционно-правовой политики и законодательства, затрагивающих эту се сферу.

§ Ильмира Рифкатьевна Шикула, профессор кафедры уголов-oq ного права Российского государственного университета правосудия, 2 заведующий кафедрой гражданского и уголовного права и процесса Московского международного университета, член экспертного совета — Комитета Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин § и детей, член-корреспондент РАЕН, доктор юридических наук, доцент, выступила с докладом «Международная и российская практика защиты семейных ценностей от криминального насилия». Ильмира Рифкатьевна отметила, что государственная семейная политика составляет один из приоритетных компонентов социальной политики,

■а

§ С

I

О поэтому предупреждение насилия в семье справедливо признается ^ задачей, требующей комплексного решения.

С В целях повышения защищенности граждан Ильмира Рифкатьевна предложила вернуть редакцию ст. 116 УК РФ, действовавшую в соот-398 ветствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Уголовный ^ кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс (V Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований ® и порядка освобождения от уголовной ответственности», что способ-^ ствовало бы установлению контроля над проявлениями криминальной агрессии в семейно-бытовых отношениях и предупреждению актов насилия в семье.

По мнению докладчика, также видится целесообразным внесение поправок в статью 63 УК РФ. В частности, следует закрепить такое

отягчающее обстоятельство, как «применение насилия в отношении близких лиц при совершении преступления». В связи с этим необходимо опубликование Верховным Судом РФ соответствующих разъяснений для единообразного применения судами норм уголовного ^

|

законодательства при привлечении лиц к уголовной ответственности £ за применение насилия в отношении членов своей семьи, приня- 3 тие Федерального закона «О противодействии семейно-бытовому 3 насилию», в котором были бы урегулированы основные моменты ё противодействия семейно-бытовому насилию (предмет регулирования, принципы противодействия, субъекты и основные инструменты £ такого противодействия), создание государственного компенсацион- § ного фонда в целях оказания социальной помощи и реабилитации | пострадавших от семейного (домашнего) насилия, развитие в право- £ охранительной деятельности системы виктимологической защиты § жертв домашнего насилия. "3 Старший научный сотрудник сектора административного пра- £ ва и административного процесса Института государства и права й РАН кандидат юридических наук, доцент Саният Абдулганиевна § Агамагомедова в докладе «Международные стандарты тамо- |

женного регулирования: влияние на национальную политику Й

£

Й К

таможенных процедур, упрощение и ускорение административных 3 §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

процедур таможенного контроля, минимизация административных § |

барьеров при прохождении таможенного контроля, цифровизация по- §

следнего. Саният Абдулганиевна отметила, что в условиях усиления Ц §

санкционного давления на Россию, иных внешних вызовов и угроз К £

влияние международных стандартов на национальную таможенную £ §

политику сохраняется, но последняя становится более выборочной, §§

а в определенных случаях - «зеркальной» применительно к отдельным К I

государствам и их объединениям. В качестве примера докладчиком | | приведены Рамочные стандарты безопасности и упрощения мировой

торговли Всемирной таможенной организации, предусматривающие 399

в том числе взаимное признание статуса уполномоченного экономи- ^ ^

ческого оператора. Саният Абдулганиевна обратила внимание на то, Ь 5

что в настоящее время подобное признание установлено Россией ^ Л

с Китаем и планируется в торговле с Ираном. § §

Старший преподаватель кафедры правовых дисциплин Института экономики и права (филиала) Академии труда и социальных отношений в г. Севастополе Елена Дмитриевна Митяй представила доклад на тему «Проблемыреализации норм об ответственности за нару-

в таможенной сфере» обозначила современные тенденции национальной политики в таможенной сфере, среди которых упрощение

;

шение международного гуманитарного права в современныхусловиях». Елена Дмитриевна подчеркнула, что институт ответственности в международном праве всегда являлся не только значимым, но и оказывающим серьезное влияние на развитие таких отраслей международного публичного права, как право международной безопасности и международное гуманитарное право. В то же время в институте сохраняются проблемы как теоретического, так и правоприменительного характера. Причем наличие проблем, связанных с реализацией ответственности в международном гуманитарном праве, сформировали в последние десятилетия XX - начале XXI в. у некоторых акторов из числа так называемых развитых демократических стран устойчивое убеждение в неприменении к ним положений об ответственности за нарушение норм международного гуманитарного права. А подмена общеобязательных норм международного гуманитарного права, за-„о крепленных в положениях конвенций и рекомендаций, принятых как го на Венских и Гаагских конференциях, так и по результатам Второй мировой войны, привели к нивелированию многих понятий международного гуманитарного права. Такая позиция, по мнению докладчика,

не способствует стабилизации взаимоотношений в международном праве, а активное применение подобных форм воздействия на акторов 2 из числа развивающихся и слаборазвитых стран как гуманитарных интервенций фактически благоприятствовали расшатыванию системы — международной ответственности.

§ Михаил Фёдорович Косолапов, доцент кафедры конститу-^ ционного права имени профессора И.Е. Фарбера и профессора § В. Т. Кабышева Саратовской государственной юридической академии, ^ кандидат юридических наук, доцент, в докладе «"Перезагрузка" правозащитного механизма СНГ в контексте реализации консти-о туционного права граждан РФ на обращение в международные ^ контрольные органы» рассказал о том, что конституционное право С на обращение в международные органы выступает дополнительной гарантией защиты прав и свобод граждан, однако изменения, 400 затронувшие страны постсоветского пространства в данной сфере ^ сотрудничества (выход России из Совета Европы, выход Белоруссии (V из-под юрисдикции Комитета по правам человека), свидетельствуют ® о необходимости поиска новых путей и форм сотрудничества. В связи ^ с этим определенный интерес представляет «перезагрузка» мониторинговой системы СНГ как альтернативного европейским институтам способа защиты прав.

Правовой статус Комиссии СНГ по правам человека так, как он определен на сегодняшний момент, достаточно специфичен,

и сложно провести четкую аналогию с существующими межгосударственными мониторинговыми системами. Консультативный статус Комиссии не позволяет проводить какие-либо параллели с этими механизмами. В данном случае определенные общие черты Комиссии СНГ ^

|

можно найти с комиссиями, действующими в рамках американской £

или африканской системы. Если рассматривать создание КПЧ СНГ как 3

один из этапов формирования контрольного механизма по аналогии 3

с действующими региональными моделями, то следующим шагом ё

к построению регионального механизма по уже работающим правоза- Э

щитным моделям может стать создание Суда по правам человека СНГ. £

Данная концепция все чаще становится предметом доктринального §

анализа. |

0]

Вместе с тем, как представляется, для учреждения в рамках £

Содружества Суда по правам человека как контрольного органа еще §

не сформировались необходимые предпосылки. Отсутствует на се- "3

годняшний момент соответствующий запрос со стороны государств, £

учитывая сделанные оговорки к Положению, заключающиеся в не- §

признании юрисдикции Комиссии по рассмотрению индивидуальных §

жалоб. £

л о

§ Э

й е

В принципе, у правозащитного механизма СНГ есть несомнен- й ный потенциал даже в существующей организационной форме. Эффективность регионального правозащитного механизма находится в прямой зависимости от того, насколько она отражает правовые, 3 § исторические и иные особенности региона. Простое копирование § £ успешной модели не означает ее эффективность на другом регио- § нальном уровне.

£ й а Э

В любом случае определенное моделирование новых организаци- К § онных форм правозащитного механизма должно строиться на основе £ § анализа плюсов и проблемных аспектов уже функционирующего §§ механизма, а Комиссия СНГ пока таковым не является. Лишь ее прак- Й & тика впоследствии даст представление о том, насколько эффективной | | может быть работа Комиссии и необходимо ли переходить к другой, более сложной системе защиты. 401

Доцент кафедры теории и истории государства и права юри- ^ ^ дического факультета Таджикского национального университета Ь 5 кандидат юридических наук, доцент Исматулло Рахматуллозод & £ Шодиён в докладе «Суд и разделение властей в Таджикистане» § § остановился на обзоре изменений, связанных с историей судебной 1 -ю реформы в Таджикистане, выделил ряд государственных программ, направленных на совершенствование структуры судов, укрепление их деятельности по защите прав и свобод, и совершенствование судоу-

стройства, что свидетельствует о серьезном продвижении Республики к реализации принципа верховенства права, закрепляемых в нем идей свободы, равенства и справедливости. Вместе с тем докладчик полагает необходимым сгруппировать всю совокупность судов в три подсистемы (блока). В одну из них должен войти Конституционный суд Республики Таджикистан (далее - РТ), в другую - Верховный Суд РТ и суды общей юрисдикции, а в третью - Высший экономический суд РТ и система экономических судов РТ. Помимо этого, Исматулло Рахматуллозод предложил переименовать в соответствии с формированием концепции разделения властей и ст. 9 Конституции РТ главу 8 Конституции РТ «Суд» на «Судебная власть», а также уделить должное внимание вопросам повышения квалификации судей, улучшения доступа граждан к правосудию и реализации принципов правового государства, что просто необходимо для полного развития независи-„о мой и эффективной судебной власти в Таджикистане. го Ворожейкина Юлия Викторовна, соискатель кафедры граждан-^ ского права Саратовской государственной юридической академии, а выступила с докладом «Доверительное управление наследственным о5 имуществом в предпринимательской сфере», в котором отметила, § что на сегодняшний день трасты выступают одним из результативных 2 правовых средств по вопросам координирования деятельности, свя-^ занной с правом собственности, ее распоряжением. Развитие права — собственности в России приводит к необходимости совершенствова-§ ния и сохранения сложного имущества, используемого в предпринимательской сфере. По аналогии с трастом разрабатывается собственный институт - институт доверительного управления имуществом. Вопрос доверительного управления в отношении предприятия в каждом конкретном случае решается с учетом мнения наследников, которые

1

О могут прийти к соглашению об учреждении доверительного управ-^ ления предприятием с целью сохранения его как стабильно функцией онирующего единого комплекса. При этом наследники могут прийти

402

о

к такому решению вследствие отсутствия опыта в делах управления предприятием.

Докладчику видится необходимым нормативное обозначение пере-СЧ хода права собственности к доверительному управляющему, когда тот, ® в свою очередь, имеет законное основание входить в круг наследников. ^ Предложено императивную норму абзаца второго в пункте 12 статьи 1012 ГК РФ изложить в следующей редакции: «Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Исключение составляет назначение наследника в качестве доверительного управляющего».

Юлия Викторовна также считает целесообразным дополнить статью 1015 ГК РФ и изложить в следующей редакции: «Доверительный управляющий не может быть выгодоприобретателем по договору доверительного управления имуществом, за исключением случаев ^

ш

указания наследника в качестве доверительного управляющего». £

Значительный интерес аудитории и активные обсуждения затро- 3 нутых проблем вызвали и выступления других участников круглого 3 стола. ё

1

£

ё

л

К £

о

§ Э

Й Й

2 1

ф о

§ £ £ I Ч 1

Ч с

£ к

а Т?

а Й 00

§ £

£

К К

а Э р §

N3 ¡э

К Ч § |

ш я

403

ГТ1 5

Ь 5

Ч§

X 1 §§

о а 00 о ш со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.