Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, ИХ ПРЕКУРСОРОВ И АНАЛОГОВ'

РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, ИХ ПРЕКУРСОРОВ И АНАЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
110
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ / СОГЛАШЕНИЯ / КОНВЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гуминский М.Н.

Рассматриваются вопросы исторического становления законодательства в области противодействия незаконному обороту наркотических средств. Отдельное внимание автор уделяет блоку международного правового регулирования и приведению в соответствие с ним законодательства Республики Беларусь, анализируются отдельные соглашения на уровне СНГ в данной сфере. Большое внимание уделяется развитию советского законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Делается акцент на развитии современного белорусского законодательства в данной области. В статье обосновывается необходимость внесения изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL AND NATIONAL LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS IN THE FIELD OF COUNTERING ILLICIT TRAFFICKING IN NARCOTIC DRUGS, PSYCHOTROPIC SUBSTANCES, THEIR PRECURSORS AND ANALOGUES

The article examines the issues of the historical formation of legislation in the field of combating illegal drug trafficking. The author pays special attention to the block of international legal regulation and bringing the legislation of the Republic of Belarus into line with it, analyzes individual agreements at the CIS level in this area. Much attention is paid to the development of Soviet legislation in the field of combating illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances. Emphasis is placed on the development of modern Belarusian legislation in this area. The article substantiates the need for amendments and additions to the Code of the Republic of Belarus on Administrative Offenses.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, ИХ ПРЕКУРСОРОВ И АНАЛОГОВ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НА УКИ

УДК 342.9

РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, ИХ ПРЕКУРСОРОВ И АНАЛОГОВ

М.Н. ГУМИНСКИЙ (Академия МВД Республики Беларусь, Минск)

Рассматриваются вопросы исторического становления законодательства в области противодействия незаконному обороту наркотических средств. Отдельное внимание автор уделяет блоку международного правового регулирования и приведению в соответствие с ним законодательства Республики Беларусь, анализируются отдельные соглашения на уровне СНГ в данной сфере. Большое внимание уделяется развитию советского законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Делается акцент на развитии современного белорусского законодательства в данной области. В статье обосновывается необходимость внесения изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Ключевые слова: наркотические средства, психотропные вещества, незаконный оборот, законодательство Республики Беларусь, соглашения, конвенции.

Введение. Основная цель исследования - проанализировать развитие законодательства Республики Беларусь в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, где исходными документами выступает блок международного законодательства, закрепляющего основополагающие принципы и нормы в данной области. Одной из задач проведения исследования является выявление тенденций в области правового регулирования противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, начиная с советского периода и до настоящего времени.

Основная часть. На уровне международного законодательства имеется достаточно большое количество документов, где содержится понятие незаконного оборота наркотических средств. Так, в Единой Конвенции о наркотических средствах 1961 года под незаконным оборотом понимается «культивирование или любое действие по сбыту наркотиков в нарушение постановлений настоящей Конвенции» [2]. Указанная Конвенция была ратифицирована в 1964 году Указам Президиума Верховного Совета БССР. В дальнейшем был принят Протокол о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года, к которому Республика Беларусь присоединилась в 1999 году соответствующим Законом Республики Беларусь [12]. Присоединение к данному Протоколу явилось основанием для дальнейшего совершенствования отечественного законодательства в части соответствия его нормам международного права. Более обширный и конкретный перечень действий, составляющих понятие незаконного оборота наркотических средств представлен в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года [4].

С момента становления Республики Беларусь как единого суверенного государства началась работа над законодательной базой, регулирующей вопросы юридической ответственности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Такая работа велась на двух уровнях -интеграционном (на уровне СНГ) и национальном (на уровне законодательства Республики Беларусь).

Одним из первых международных актов на уровне СНГ стало заключение Соглашения о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью 1992 года (далее - Соглашение 1992 года) [26]. В ст. 1 данного Соглашения в качестве одного из направлений сотрудничества в борьбе с преступностью определена «борьба с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ» [26]. В документе определены формы сотрудничества сторон-участниц, порядок оформления запросов и просьб, порядок обеспечения конфиденциальности сведений, передаваемых между государствами и др. Важным в данной области интеграционного законодательства (в том числе, рекомендательного характера) можно назвать Рекомендательный законодательный акт «О противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров» 1996 г. Развивая положения Соглашения 1992 года было заключено Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью 1998 года (далее - Соглашение 1998 года). Как и первое Соглашение, данный документ носит общий характер, не выделяет особых форм противодействия именно незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Принципиальным различием между Соглашением 1992 года и Соглашением 1998 года выступает уровень его принятия. В первом случае речь шла о взаимодействии только на министерском уровне.

Первым документом на уровне СНГ, который носит специальный «антинаркотический» характер стало Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров от 30 ноября 2000 года [27]. В качестве целей заключения данного Соглашения значились следующие: а) озабоченность государств глобальными масштабами распространения наркотических средств и психотропных веществ и их использование в немедицинских целях; б) осознание опасности употребления наркотических средств в немедицинских целях; в) признание выполнения действий по пресечению незаконного оборота наркотических средств в качестве коллективной обязанности государств-участников СНГ; г) обеспокоенность масштабами транзита наркотических средств и психотропных веществ. В Соглашении были определены направления по сотрудничеству в данной сфере, перечень компетентных органов в сфере предупреждения и борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, основные формы сотрудничества правоохранительных органов приграничных регионов и др.

В свою очередь Концепция сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров от 7 октября 2002 года [5] основными направлениями сотрудничества назвала следующие:

- совершенствование договорно-правовой базы сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров;

- разработка и реализация совместных программ и планов противодействия незаконному обороту наркотиков и прекурсоров;

- осуществление согласованных мер для выполнения положений конвенций ООН, других международных договоров, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров;

- мониторинг, анализ и прогнозирование наркоситуации, разработка системы мер противодействия незаконному обороту наркотиков и прекурсоров;

- изучение и оценка эффективности совместных усилий компетентных органов государств-участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, внедрение положительного опыта в практику их деятельности;

- совершенствование приграничного сотрудничества в пресечении контрабанды наркотиков и прекурсоров, а также их незаконного транзита через территории государств-участников СНГ;

- подготовка и переподготовка кадров и специалистов по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров;

- разработка, производство и поставка компетентным органам государств-участников СНГ специальных средств, техники и оборудования [5].

Базовый характер носит модельный Закон СНГ «О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах» 2006 г. [6]. Он носит рекомендательный, образцовый характер и служит основанием для дальнейшего сближения национальных правовых систем стран СНГ в заявленной сфере. Модельный Закон предусматривает три вида оборота наркотических средств и психотропных вещества: гражданский, законный и незаконный.

Развитие интеграционного законодательства СНГ в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ заняло достаточно большой период. Первоначально, противодействие незаконному обороту наркотических средств не выделялось на уровне соглашений в качестве специального вида деятельности, а носило общий характер в ряде направлений по борьбе с преступностью в целом. Вместе с тем, с развитием общественных отношений, возможностей использования транзита, расширения возможностей изготовления и сбыта в немедицинских целях стали разрабатываться специальные соглашения «антинаркотического» характера, а борьба с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ была выделена в отдельное специфическое направление борьбы с преступностью, определившая перечень компетентных государственных органов стан-участниц СНГ.

Отметим, что в период нахождения Республики Беларусь (БССР) в составе СССР происходило развитие блока «антинаркотического» законодательства согласно реалиям советского периода. Так, в период 1917 -1936 гг. был принят ряд нормативных правовых актов в сфере борьбы с наркопреступностью. Таковыми были Декреты ВЦИК и СНК РСФСР, декреты ВЦИК и СНК СССР, постановления ЦИК и СНК СССР и др. Важным этапом дальнейшего развития советского законодательства стал факт присоединения СССР к Международной конвенции о наркотических средствах 1925 года, в нормах которой определялись правила оборота наркотических средств в зависимости от цели (медицинской, научной и т.д.). Вместе с тем отметим, что в целом ситуация того периода не находилась в критическом состоянии, что обусловлено достаточно низким уровнем преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств, и не требовала разработки большого блока законодательства в данной области. Доказательством этому служит факт создания специального органа в сфере борьбы с наркопреступностью лишь в начале 80-х гг. ХХ века.

История развития законодательства Республики Беларусь в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ после распада СССР начинается с первых указов

Президента Республики Беларусь, в рамках которых определялись основные направления работы и ответственные субъекты. Так, согласно п. 12 Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 1994 г. № 274 «О неотложных мерах по борьбе с преступностью и стабилизации обстановки в Республике Беларусь» было поручено «Министерству внутренних дел совместно с Комитетом государственной безопасности, Государственным комитетом пограничных войск, Государственным таможенным комитетом, органами исполнительной власти с участием Прокуратуры осуществлять операции по выявлению и пресечению преступных формирований, коррупции, контрабанды, незаконного оборота наркотических средств» [10]. Данный Указ носил сугубо общий характер, где наравне с иными видами преступной деятельности выделялся незаконный оборот наркотических средств. Кроме этого, в рассматриваемый период понятие «психотропные вещества и их прекурсоры» не были известны белорусскому законодательству. Следующим Указом Президента Республики Беларусь от 30 июня 1995 года была образована межведомственная комиссия по борьбе с преступностью и наркоманией при Совете Безопасности. Через год принимается первый программный целевой документ - Концепция государственной политики по контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами и их злоупотреблением в Республике Беларусь. Принятие Концепции было обусловлено необходимостью выполнения положений, закрепленных в международных соглашениях на уровне государств-участниц СНГ, а также набирающей рост преступной ситуацией в сфере незаконного оборота наркотических средств. Кроме Концепции в 1996 году была принята также Государственная программа комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами и их незаконному обороту на 1997 - 2000 года [18]. В рамках Государственной программы были определены основные направления и формы работы в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств.

Таким образом, период с 1994 по 2000 гг. в Республике Беларусь стоит определить как период принятия программных документов и определения базовых направлений в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств. В данное время происходит законодательная регламентация терминологии в рассматриваемой сфере, четкое следование положениям международных конвенций, а также соглашений, достигнутых на уровне СНГ.

Следующим комплексным и профильно-целевым документом стало принятие Государственной программы комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотическими веществами и их незаконному обороту на 2001 - 2005 годы [19]. В рассматриваемый период, 22 мая 2002 г., принимается первый Закон Республики Беларусь «О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах», № 102-3. После 2005 года наркоситуация в стране ухудшается, что связано с незаконным ввозом и употреблением ряда синтетических наркотиков (героин, метадон). Основными причинами такой обстановки стали географическое положение Республики Беларусь, интенсивное развитие транспортной инфраструктуры, а также прозрачность границ с Российской Федерацией. В 2008 году была принята новая Государственная программа комплексных мер противодействия наркомании, незаконному обороту наркотиков и связанным с ними правонарушениям в Республике Беларусь на 2009 - 2013 годы [20]. В рамках данной Программы были определены следующие мероприятия по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и правонарушениям, связанным с ними:

а) анализ ситуации, связанной с незаконным потреблением наркотических средств;

б) анализ следственной и судебной практики в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств;

в) анализ имеющейся информации о намерениях иностранных преступных организаций организовать транзитное перемещение наркотических средств и психотропных веществ через территорию Республики Беларусь;

г) изучение социальных и культурных предпосылок формирования предпочтений к употреблению наркотических средств и психотропных веществ среди молодежи и др. [20].

В рассматриваемый период также принимается Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации» от 17 июля 2008 г. №2 427-3, нормами которого установлен запрет на распространение в СМИ, а также на Интернет-ресурсах сведений, пропагандирующих потребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ, а также сведений о способах и методах разработки, изготовления, использования и местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов [13]. Установление данного законодательного запрета в полной мере соответствовало направлениям борьбы в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, определенных в предыдущим государственных программах и концепциях.

К числу последних программных документов в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров относится Информационная стратегия по профилактике наркопотребления и противодействию незаконному обороту наркотиков в Республике Беларусь на 2020 - 2025 годы, которая разработана в соответствии с п. 14 Комплексного плана мероприятий, направленных на принятие эффективных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике их потребления, в том числе среди детей и молодежи, социальной реабилитации лиц, больных наркоманией, на 2019 - 2020 годы, утвержденного Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь 21 марта

2019 г. [21]. Отметим прогрессивность данной Стратегии, которая определяется даже в ее названии «информационная». Употребление данного термина в Стратегии с точностью определяет реалии современного развития государства, общественных отношений, информационных технологий, с помощью которых происходит распространение информации, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. В рамках Стратегии под незаконным оборотом наркотиков понимается осуществляемая в глобальных масштабах незаконная коммерческая деятельность, включающая в себя культивирование, изготовление, распространение и сбыт веществ, подпадающих под действие запретительных законов о наркотиках [21].

В настоящее время на уровне законодательства Республики Беларусь принято достаточно большое количество нормативных актов, целью которых является оказание противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. В рамках Основного закона государства определены основные конституционные ценности, поставленные под защиту государства. В частности, речь идет о здоровье населения, о признании человека высшей ценностью для общества и государства и др.

В первой редакции Закона Республики Беларусь от 22 мая 2002 года № 102-3 «О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах» содержалось следующее определение: «оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - культивирование растений, изготовление, производство, переработка, приобретение, хранение, перевозка, пересылка, перемещение, реализация, использование, ввоз, вывоз, транзит, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, разрешенных и находящихся под государственным контролем в соответствии с законодательством Республики Беларусь». В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах» 2012 года (далее - Закон о наркотических средствах) под оборотом наркотических средств, психотропных веществ понимается культивирование (посев или выращивание) растений и грибов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, изготовление, производство, переработка, приобретение, хранение, перевозка, пересылка, реализация, использование, отпуск (распределение) в организации здравоохранения, их структурные подразделения, ввоз, вывоз, транзит, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ [9].

Проводя сравнительно-правовой анализ двух вышеуказанных определений стоит отметить развитие законодательства, исходя из складывающейся правоприменительной деятельности. В частности, в редакции Закона о наркотических средствах 2012 года дано законодательное понятие культивирования, определение дополнено таким действием, как отпуск в организации здравоохранения, а также исключено такое действие, как перемещение. На наш взгляд, исключение «перемещение наркотических средств» из новой редакции Закона о наркотических средствах разумно, поскольку данное действие по своему лексическому значению входит в понятие «пересылка» и исключает «утяжеление» понятие «оборот наркотических средств» в целом. Следовательно, в понятие «оборот наркотических средств и психотропных веществ» включаются все действия, связанные с изготовлением, использованием и распространением наркотических средств и психотропных веществ, разрешенных к контролируемому обороту.

Среди нормативных правовых актов Правительства Республики Беларусь важное место занимало Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 ноября 2000 г. №2 1785 «Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, обнаруживаемых в незаконном обороте, с их количественными оценками» [23]. Однако данный документ утратил юридическую силу в связи с принятием Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 9 сентября 2019 г. №2 606 «Об установлении крупного размера наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов» [15].

Отдельный блок белорусского законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров составляют нормативные правовые акты Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Одним из первых таких актов было принято Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 мая 2003 г. № 26 «Об установлении республиканского перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь» [17]. В 2014 году в данное Постановление были внесены изменения и дополнения в части дополнения списка 1 особо опасных наркотических средств и психотропных веществ, не используемых в медицинских целях, а также дополнения таблицы 1 «Химические вещества и их соли, из которых образуются наркотические средства или психотропные вещества в процессе их изготовления или производства» списка 4 прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ [7]. В настоящий момент действует Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11 февраля 2015 г. №2 19 «Об установлении республиканского перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь» [17]. Данное Постановление принято на основании части первой пункта 15 Декрета Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2014 г. № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков» и подпункта 9.1 пункта 9 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 2011 г. № 1446 «О некоторых вопросах Министерства здравоохранения и мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 360».

В целом, понятие незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ дано в рамках ст. 328 УК Республики Беларусь, под которым понимается незаконные без цели сбыта (или с целью сбыта) изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов.

Очередным этапом стало принятие Декрета Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2014 г. № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков» (далее - Декрет №2 6) [11]. Целями принятия данного Декрета были: а) защита жизни и здоровья граждан; б) создание условий для безопасного развития детей и молодежи; в) пресечение распространения наркомании; г) обеспечение безопасности общества и государства. Среди нововведений Декрета № 6 стоит отметить усиление мер уголовной ответственности по ряду составов преступлений, снижение возраста уголовной ответственности, наложение обязанностей на субъектов культурно-развлекательного сектора по принятию мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, а также ряд обязанностей для владельцев Интернет-ресурсов в части содержащихся на данных ресурсах информационных материалов. Кроме этого, согласно нормам Декрета № 6 Министерство внутренних дел Республики Беларусь становится главным координатором среди государственных и правоохранительных органов в сфере оказания противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Как отмечает А.В. Саладовников, принятие Декрета № 6 и оперативное исполнение его положений позволили получить хорошие результаты по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в Республике Беларусь в целом. В частности, автор указывает на снижение доли синтетических психотропных веществ (курительных смесей), а также количества доставлений за год в учреждения здравоохранения в связи с передозировкой психоактивных веществ [25, с. 76].

В то же время отметим проблему правового обеспечения полного исполнения положений Декрета № 6 по причине отсутствия мер охранительного характера в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП РБ). Так, в ст. 17.15 КоАП РБ предусмотрена административная ответственность за непринятие мер по недопущению распространения наркотических средств и психотропных веществ, субъектами которой могут выступать индивидуальные предприниматели и уполномоченные должностные лица юридических лиц культурно-развлекательного характера [3]. В то же время диспозиция нормы ст. 17.15 КоАП Республики Беларусь не позволяет привлечь к административной ответственности владельцев Интернет-ресурсов за размещение на данных ресурсах информации, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В настоящий момент органами внутренних дел по Витебской области за первое полугодие 2020 года был принят ряд решений в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» [14] и Постановлением оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь и Министерства связи и информатизации Республики Беларусь «Об утверждении Положения о порядке ограничения доступа к информационным ресурсам (их составным частям), размещенным в глобальной компьютерной сети Интернет» [24] об ограничении доступа к таким информационным ресурсам. Отметим, что только за январь 2019 года в Министерство информации Республики Беларусь направлены уведомления о необходимости ограничения доступа к 15 сайтам, содержащим сообщения или материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков.

На наш взгляд, такие ограничительные меры следует считать недостаточными. Необходимо применение одновременно и мер административной ответственности. На основании этого считаем необходимым внести изменения и дополнения в ст. 17.15 КоАП Республики Беларусь и изложить норму в следующей редакции: «Непринятие индивидуальным предпринимателем либо уполномоченным должностным лицом юридического лица предусмотренных законодательством мер по недопущению на дискотеках, в культурно-развлекательных (ночных) клубах, игорных заведениях потребления без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ, либо потребления их аналогов, либо сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а равно непринятие владельцами Интернет-ресурсов мер по использованию их информационных ресурсов для распространения сообщений и (или) материалов, направленных на незаконный оборот наркотиков, а также неинформирование органов внутренних дел о выявлении фактов совершения таких действий, если в этих деяниях нет состава преступления». Отметим, что важность указания Интернет-сферы как одного из признаков, характеризующего субъекта правонарушения, для привлечения к административной ответственности находит определенные сходства в проведенных схожих научных исследованиях по заданной тематике. В частности, А.Н. Дрозд в 2020 году к числу положений, выносимых на защиту отнесла дополнение ч. 3 ст. 328 УК Республики Беларусь таким способом как «с использованием глобальной компьютерной сети Интернет» [1, с. 5]. Важность учета цифровой сферы обусловлена развитием электронного государства, использованием информационных технологий не только в процессе правомерного поведения, а также и в качестве средства распространения противоправной информации.

Принятие Декрета № 6 стало основанием для дальнейшего развития законодательства Республики Беларусь в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Так, в 2015 году были внесены изменения и дополнения в УК Республики Беларусь в части снижения возраста наступления уголовной ответственности по некоторым составам преступлений, связанных

с незаконным оборотом наркотиков; в части увеличения максимального срока лишения свободы по некоторым составам преступлений [8].

Заключение. В результате проведенного исследования было установлено, что при развитии законодательства Республики Беларусь в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ можно выделить ряд этапов. Так, в период 1994 - 2000 гг. принимались в основном программно-целевые документы (государственные программы, концепции), в которых определялись основные направления работы правоохранительных органов в области борьбы с незаконным оборотом наркотических средств. После так называемого программно-целевого периода велась работа по созданию перечня наркотических средств и психотропных веществ, активную роль в которой принимало Министерство здравоохранения Республики Беларусь. Впоследствии, с ухудшением наркотической ситуации в государстве, принимались законодательные акты в области ужесточения ответственности за незаконный оборот, усиление ответственности за данное направление работы соответствующих уполномоченных государственных органов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дрозд, А.Н. Уголовная ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов: автореф. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / А.Н. Дрозд ; Акад. МВД Респ. Беларусь. - Минск, 2020. - 26 с.

2. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с протоколом 1972 года о поправках к единой Конвенции о наркотических средствах 1961 года [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций / Конвенции. - Режим доступа: http://www.unodc.org/pdf/convention_1961_ ru.pdf. - Дата доступа: 20.09.2020.

3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 21 апр. 2003 г., № 194-З : принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г., одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.12.2019, № 276-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой ин-форм. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

4. О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ [Электронный ресурс] : Конвенция ООН, 19 дек. 1988 г. // Организация Объединенных Наций / Конвенции. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/illicit_drugs.pdf. - Дата доступа: 20.09.2020.

5. Концепция сотрудничества государств-участников СНГ в противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров [Электронный ресурс] : Кишинев, 7 окт. 2002 г. // Исполнительный комитет СНГ. - Режим доступа: http://cis.minsk.by/page/13756. - Дата доступа: 20.09.2020.

6. Модельный Закон СНГ о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах [Электронный ресурс] : Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902050850. - Дата доступа: 18.09.2020.

7. О внесении дополнений в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 мая 2003 г. № 26 [Электронный ресурс] : Постановление Министерства здравоохранения Респ. Беларусь, 11 июля 2014 г., № 54 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

8. О внесении дополнений и изменений в Уголовный кодекс Республики Беларусь по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 29 янв. 2015 г., № 245-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

9. О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 13 июля 2012 г. № 408-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

10. О неотложных мерах по борьбе с преступностью и стабилизации обстановки в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 27 дек. 1994 г., № 274 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 23.04.1999 г., № 231 (документ утратил силу) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

11. О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков [Электронный ресурс] : Декрет Президента Респ. Беларусь, 28 дек. 2014 г. № 6 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

12. О присоединении Республики Беларусь к Протоколу о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 1 дек. 1999 г., № 329-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

13. О средствах массовой информации [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2008 г., № 427-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2018, № 128-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

14. Об информации, информатизации и защите информации [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 10 нояб. 2008 г., № 455-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 11.05.2016, № 362-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

15. Об установлении крупного размера наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 9 сент. 2019 г., № 606 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

16. Об установлении республиканского перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Постановление Министерства здравоохранения Респ. Беларусь, 28.05.2003, № 26 : в ред. Постановления Мин-ва здравоохранения Респ.

Беларусь от 11.07.2014 г., № 54 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

17. Об установлении республиканского перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь, 11.02.2015, № 19 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

18. Об утверждении Государственной программы комплексных мер противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами и их незаконному обороту на 1997-2000 года [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 15 окт. 1996 г., № 660 (документ утратил силу) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

19. Об утверждении Государственной программы комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотическими веществами и их незаконному обороту на 2001-2005 годы [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 10 янв. 2001 г., № 25 (документ утратил силу) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

20. Об утверждении Государственной программы комплексных мер противодействия наркомании, незаконному обороту наркотиков и связанным с ними правонарушениям в Республике Беларусь на 2009-2013 годы [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 30 окт. 2008 г., № 1634 (документ утратил силу) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

21. Об утверждении Информационной стратегии по профилактике наркопотребления и противодействию незаконному обороту наркотиков в Республике Беларусь на 2020-2025 годы [Электронный ресурс]: утв. Мин-м информации Респ. Беларусь и Мин-м внутр. дел Респ. Беларусь 27.11.2019 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

22. Об утверждении Концепции государственной политики по контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами и их злоупотреблением в РБ [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 2 сент. 1996 г., № 583 (документ утратил силу) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

23. Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, обнаруживаемых в незаконном обороте, с их количественными оценками [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 24 нояб. 2000 г., № 1785 (утратило силу Пост. Совета Министров Респ. Беларусь от 9.10.2019 г., № 606) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

24. Об утверждении Положения о порядке ограничения доступа к информационным ресурсам (их составным частям), размещенным в глобальной компьютерной сети Интернет [Электронный ресурс] : Постановление оперативно-аналитического центра при Президенте Респ. Беларусь и Мин-ва связи и информатизации Респ. Беларусь, 19 февр. 2015 г., № 6/8 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

25. Саладовников, А.В. Наркоситуация в Республике Беларусь. Опыт борьбы с новыми видами психоактивных веществ / А.В. Саладовников // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. - 2016. - № 2(23). - С. 74-77.

26. Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью 1992 года [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. -Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1901966. - Дата доступа: 20.09.2020.

27. Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью 1998 года [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. -Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901732327. - Дата доступа: 20.09.2020.

28. Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров от 30 ноября 2000 года [Электронный ресурс] // Исполнительный комитет СНГ. - Режим доступа: http://cis.minsk.by/page/1864. - Дата доступа: 20.09.2020.

29. Цуканов, Н.Н. Модельный закон о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах: значение и пути совершенствования / Н.Н. Цуканов // Вестник Сибирского юридического института МВД России. - 2019. -№ 3(36). - С. 65-71.

Поступила 08.10.2020

DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL AND NATIONAL LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS IN THE FIELD OF COUNTERING ILLICIT TRAFFICKING IN NARCOTIC DRUGS, PSYCHOTROPIC SUBSTANCES, THEIR PRECURSORS AND ANALOGUES

M. GUMINSKI

The article examines the issues of the historical formation of legislation in the field of combating illegal drug trafficking. The author pays special attention to the block of international legal regulation and bringing the legislation of the Republic of Belarus into line with it, analyzes individual agreements at the CIS level in this area. Much attention is paid to the development of Soviet legislation in the field of combating illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances. Emphasis is placed on the development of modern Belarusian legislation in this area. The article substantiates the need for amendments and additions to the Code of the Republic of Belarus on Administrative Offenses.

Keywords: narcotic drugs, psychotropic substances, illegal traffic, legislation of the Republic of Belarus, agreements, conventions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.