Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, ИХ ПРЕКУРСОРОВ И АНАЛОГОВ'

ПОНЯТИЕ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, ИХ ПРЕКУРСОРОВ И АНАЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
729
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / АНАЛОГИ / ПРЕКУРСОРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гуминский М.Н.

Рассматриваются вопросы определения понятия «оборот наркотических средств и психотропных веществ», проводится сравнительно-правовой анализ законодательства государств-членов СНГ в области регламентации данного понятия, определяется тенденция в определении оборота наркотических средств на уровне государств СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гуминский М.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF THE TURNOVER OF NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES, THEIR PRECURSORS AND ANALOGUES

The article discusses the definition of the concept of "trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances", provides a comparative legal analysis of the legislation of the CIS member states in the field of regulation of this concept, determines the trend in determining the trafficking of narcotic drugs at the level of the CIS states.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, ИХ ПРЕКУРСОРОВ И АНАЛОГОВ»

2021

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия D

УДК 340 DOI 10.52928/2070-1632-2021-59-14-118-121

ПОНЯТИЕ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ,

ИХ ПРЕКУРСОРОВ И АНАЛОГОВ

М.Н. ГУМИНСКИЙ (Академия внутренних дел Республики Беларусь, Минск)

Рассматриваются вопросы определения понятия «оборот наркотических средств и психотропных веществ», проводится сравнительно-правовой анализ законодательства государств-членов СНГ в области регламентации данного понятия, определяется тенденция в определении оборота наркотических средств на уровне государств СНГ.

Ключевые слова: оборот наркотических средств, наркотические средства, психотропные вещества, аналоги, прекурсоры.

Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью выработки единого подхода к термину «оборот наркотических средств и психотропных веществ», что позволит восполнить пробелы в науке административного права, а также решить проблемы правоприменительной деятельности в части привлечения к ответственности за нарушение правил оборота наркотических средств.

Основная часть. В науке административного права имеется ряд научных подходов в области определения понятия «оборот наркотических средств и психотропных веществ». Так, отдельными исследователями отмечается, что понятие «оборот наркотических средств и психотропных веществ» носит комплексный характер, поскольку находится под воздействием различных отраслевых правовых норм. К примеру, А.В. Жуйков отмечает, что «оборот наркотических средств регулируется нормами различных отраслей права, которые в ряде случаев бывают весьма противоречивы» [1, с. 54]. Схожую позицию занимает В.М. Еремеев, указывая на то, что «оборот наркотических средств и психотропных веществ - это объект регулирования правовых норм, обладающих различной юридической силой, которые достаточно часто противоречат друг другу» [2, с. 9].

На наш взгляд, такая позиция, безусловно, требует поддержки, поскольку институт оборота наркотических средств носит комплексный характер, в который включены нормы различных отраслей права. В частности, административного права (в части регулирования порядка проведения профилактических операций, разработки мер по борьбе с правонарушениями, установления административной ответственности), медицинского права (при установлении правил оборота наркотических средств в медицинских целях), информационного права (в части регулирования вопросов, связанных с использованием сети Интернет как средства для незаконного оборота наркотических средств), уголовного права (в области установления уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ) и др.

Законодательство Республики Беларусь содержит определение понятия «оборот наркотических средств и психотропных веществ». В настоящий момент Республика Беларусь является членом ряда интеграционных образований, одним из которых является СНГ. На уровне СНГ принято большое количество соглашений между государствами-участниками в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств. Так, базовое значение имеет модельный Закон СНГ «О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах» 2006 г.1. Роль Модельного закона носит рекомендательный, образцовый характер и служит основанием для дальнейшего сближения национальных правовых систем государств-участников СНГ в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Модельный Закон предусматривает три вида оборота наркотических средств и психотропных вещества: гражданский, законный и незаконный.

Отметим, что национальное законодательство любого государства-члена СНГ состоит из двух блоков нормативных правовых актов, регламентирующих оборот наркотических средств и психотропных веществ: а) законодательство, регламентирующее законный оборот; б) законодательство, направленное на противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Отметим, что научная позиция исследователей относительно данных определений зачастую различается. К примеру, Н.Н. Цуканов придерживается позиции, согласно которой термины «законный оборот» и «незаконный оборот», принятые на уровне Модельного закона СНГ, требуют корректировки по причине изменяющихся реалий общественной жизни и правоприменительной деятельности [3, с. 69].

В настоящий момент основным нормативным правовым актом в области оборота наркотических средств является Закон Республики Беларусь 2012 года «О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах» (далее - Закон о наркотических средствах). В соответствии со ст. 1 Закона о наркотических средствах под оборотом наркотических средств, психотропных веществ понимается культивирование (посев или выращивание) растений и грибов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, изготовление, производство, переработка, приобретение, хранение, перевозка, пересылка, реализация, использование, отпуск (распределение) в организации здравоохранения, их структурные подразделения, ввоз, вывоз, транзит, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ2.

1 Модельный Закон СНГ о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах [Электронный ресурс]: Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/902050850.

2 О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 13 июля 2012 г. № 408-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ. Юридические науки

№ 14

Следовательно, обороту наркотических веществ присущ ряд признаков, к числу которых следует отнести следующие:

1. Деятельность уполномоченных законодательством органов по контролю за оборотом наркотических средств. Данный вид деятельности осуществляется на разрешительной основе и только на основании возникновения предусмотренных законодательством оснований. Как отмечает А.О. Астахова, такая деятельность имеет несколько административно-правовых режимов: режим хранения, режим перевозки, режим пересылки и т.д.

2. Деятельность в отношении только тех наркотических средств, которые разрешены в Республике Беларусь для оборота.

3. Субъектами оборота наркотических средств могут выступать только уполномоченные государством органы, деятельность которых контролируется государством. В Республике Беларусь к таковым относятся Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Министерство внутренних дел Республики Беларусь и его структурные подразделения, а также иные органы государственного управления.

Проводя сравнительно-правовой анализ двух вышеуказанных определений стоит отметить развитие законодательства исходя из складывающейся правоприменительной деятельности. В частности, в редакции Закона о наркотических средствах 2012 г. дано законодательное понятие культивирования, определение дополнено таким действием, как отпуск в организации здравоохранения, а также исключено такое действие, как перемещение. На наш взгляд, исключение «перемещение наркотических средств» из новой редакции Закона о наркотических средствах разумно, поскольку данное действие по своему лексическому значению входит в понятие «пересылка» и исключает «утяжеление» понятие «оборот наркотических средств» в целом.

Следовательно, в понятие «оборот наркотических средств и психотропных веществ» включаются все действия, связанные с изготовлением, использованием и распространением наркотических средств и психотропных веществ, разрешенных к контролируемому обороту, а также их уничтожение в установленном законодательством порядке.

Вместе с тем отметим, что законодательное определение «оборота наркотических средств» помимо того, что содержит в себе совокупность альтернативных действий, входящих в данное понятие, определяет стадийность оборота с момента его происхождения и до момента уничтожения. Каждой из законодательно установленных стадий присущи свои особенности, совокупность действий отдельных субъектов оборота.

На наш взгляд, оборот наркотических средств и психотропных веществ представляет собой разновидность правоотношения с присущими ему элементами структуры. Субъектами данного отношения выступают с одной стороны государственные органы, уполномоченные законодательством осуществлять контроль за законным потреблением наркотиков, а с другой стороны, учреждения здравоохранения, их структурные подразделения, научно-исследовательские центры и др. Объектом оборота наркотических средств и психотропных веществ являются определенные предметы (результаты) человеческой деятельности, поскольку любое наркотическое вещество представляет собой объект материального мира. Юридическим фактом, являющимся основанием для оборота наркотических средств, является возникновение обстоятельств, связанных с необходимостью их использования в медицинских, научных или исследовательских целях.

Для сравнения отметим, что согласно ст. 1 Федерального Закона Российской Федерации «О наркотических средствах и психотропных веществах» под оборотом наркотических средств и психотропных веществ понимается разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации 3. Следовательно, законодательство Российской Федерации в понятие «оборот наркотических средств» включает меньшее количество действий, составляющих его понятие. В целом, федеральное законодательство Российской Федерации в сфере правового регулирования оборота наркотических средств и психотропных веществ на уровне науки признается достаточно прогрессивным. Однако имеются критические взгляды на отдельные аспекты правовой регламентации в данной сфере. В частности, А.Ю. Абрамов, Н.В. Косолапова, Ю.В. Михайлова обращают внимание, что данный Федеральный Закон оставил без внимания сильнодействующие вещества, существенное увеличение употребления которых наблюдается в последнее время [4, с. 12].

На наш взгляд, заслуживает внимание подход законодателя Республики Казахстан в области определения оборота наркотических средств. Так, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Казахстан «О наркотических средствах, психотропных веществах, их аналогах и прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими» установлено, что «оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров - разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан виды деятельности, связанные с культивированием, сбором и заготовкой наркотикосодержащих растений, разработкой, производством, переработкой, ввозом, вывозом, транзитом, перевозкой, пересылкой, приобретением, хранением, распределением, реализацией, использованием, уничтожением наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров»4. По сравнению с законодательством Республики Беларусь и Российской Федерации данное определение можно считать наиболее усовершенствованным, поскольку понятие «оборота

3 О наркотических средствах и психотропных веществах [Электронный ресурс]: Федеральный Закон Российской Федерации от 08.01.1998 №3-ФЗ: в ред. Федерального Закона РФ от 26.07.2019 // Консультант. - М, 2021.

4 О наркотических средствах, психотропных веществах, их аналогах и прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими [Электронный ресурс]: Закон Респ. Казахстан от 10 июля 1998 г., № 279-I: в ред. Закона Респ. Казахстан от 07.07.2020 г. № 361-VI // Законодательство Республики Казахстан. URL: https://online.zakon.kz/document/7doc id=1009806&doc id2=2009806#activate doc=2&pos=3;-98&pos2=0;0.

2021

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия D

наркотических средств» представлено в Законе через понятие «виды деятельности». Такая позиция исключает сложности толкования определенного действия (например, культивирование, переработка, производство, разработка и др.), поскольку предоставляет наиболее расширительное понимание «оборота наркотических средств», регламентировав его через различные виды деятельности. Кроме этого, само название данного Закона Республики Казахстан акцентирует внимание на его содержание, отражая основные ключевые аспекты, такие, как:

а) правовое регулирование оборота наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов;

б) правовое регулирование противодействию незаконного оборота наркотических средств. Законодателю Республики Беларусь в целях избегания в процессе правоприменительной деятельности сложностей в толковании того или иного вида деятельности, связанного с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, необходимо пойти по пути казахского законодателя в части определения понятия «оборота наркотических средств».

На основании вышеизложенного предлагаем внести изменения и дополнения в абз. 12 ч. 1 ст. 1 Закона о наркотических средствах и изложить норму в следующей редакции: «оборот наркотических средств, психотропных веществ - виды деятельности, связанные с культивированием (посевом или выращиванием) растений и грибов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, изготовлением, производством, переработкой, приобретением, хранением, перевозкой, пересылкой, реализацией, использованием, отпуском (распределением) в организации здравоохранения, их структурные подразделения, ввозом, вывозом, транзитом, уничтожением наркотических средств, психотропных веществ».

Интересная ситуация с законодательным определением оборота наркотических средств наблюдается в Туркменистане. В государстве до 2017 г. данное понятие не было регламентировано, а имелось в старой редакции Закона Туркменистана «О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту» от 9 октября 2004 г. №238-П в виде определения понятия «незаконный оборот наркотических средств» 5. В 2017 г. был принят новый Закон Туркменистана «О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и противодействии их незаконному обороту» от 25 ноября 2017 г. № 654-У, в котором было введено определение понятия «оборот наркотических средств», схожее по своему содержанию с законодательством Республики Казахстан. Так, согласно данному Закону установлено, что «оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров - разрешённые и контролируемые в соответствии с законодательством Туркменистана виды деятельности, связанные с культивированием, сбором и заготовкой наркотикосодержащих растений, разработкой, производством, изготовлением, переработкой, хранением, отпуском, реализацией, распределением, приобретением, использованием, перевозкой, пересылкой, ввозом, вывозом, транзитом и уничтожением наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров». Таким образом, в законодательстве Туркменистана также применим более расширительный подход к определению данного понятия по сравнению с законодательством Республики Беларусь.

Определение «оборота наркотических средств» через понятие «видов деятельности» представлено также в украинском законодательстве. В соответствии с положениями ст. 1 Закона Украины «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» под оборотом наркотиков понимаются виды деятельности по: культивированию растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, разработке, производству, изготовлению, хранению, перевозке, пересылке, приобретению, реализации (отпуску), ввоз на территорию Украины, вывоз с территории Украины, транзит через территорию Украины, использование, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, которые разрешаются и контролируются согласно настоящему Закону 6. Кроме этого в Украине в настоящий момент проводится политика усиления контрольных мер, связанных с обращением наркотических средств на территории государства, что обусловлено частыми случаями нарушения требований законодательства в сфере законного оборота наркотиков.

Анализ норм законодательства государств-участниц СНГ показал общую тенденцию к схожим подходам законодателя в области определения понятия «оборот наркотических средств и психотропных веществ», что в целом объясняется принятием на уровне СНГ модельного Закона и приведением в соответствие с ним национального законодательства стран-участниц.

При этом обратим внимание, что в понятие оборота наркотических средств в государствах-участниках СНГ имеются различные подходы в части включения (невключения) в него отдельных элементов. К примеру, в законодательстве об обороте наркотических средств Азербайджанской Республики, Республики Армения, Кыргызской Республики, Республики Казахстан, Туркменистана и Республики Узбекистан в понятие «оборота» включены только наркотические средства и психотропные вещества. В Российской Федерации в понятие «оборота наркотических средств», помимо вышеназванных, включены также и их аналоги. Стоит отметить прогресс по линии развития законодательства Республики Беларусь, который проявляется во включение в понятие оборота также и действий с прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ.

5 О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и противодействии их незаконному обороту [Электронный ресурс]: Закон Туркменистана от 25 ноября 2017 года №654-V // Законодательство стран СНГ. URL: http://base.spinform.ru/show doc.fwx?rgn= 102378.

6 О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах [Электронный ресурс] : Закон Украины от 15 февраля 1995 года № 60/95-ВР: в ред. Закона Украины от 17.06.2020 г. №720-IX // Законодательство стран СНГ. URL: http://base.spinform.ru/show doc.fwx?rgn=9543.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ. Юридические науки

№ 14

Ряд зарубежных государств пошли по иному пути в сфере определения понятия оборота наркотических средств и психотропных веществ, установив нормы уголовной ответственности за ряд действий, составляющих незаконный оборот. Так, анализ ч. 1 ст. 354а Уголовного кодекса Болгарии позволяет сделать вывод, что в Болгарии под незаконным оборотом наркотических средств понимается производство, переработка, приобретение, распространение, хранение, перевозка или переноска наркотических средств без надлежащего разрешения7. При этом понятие «оборота наркотических средств и психотропных веществ» в государстве на законодательном уровне не определено.

Заключение. Под оборотом наркотических средств и психотропных веществ понимаются действия, связанные с производством, перемещением, использованием и уничтожением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров в установленном законодательными актами и международными нормами порядке. В результате исследования обосновано, что оборот наркотических средств и психотропных веществ представляет собой правоотношение с присущими ему структурными элементами в виде субъекта, объекта, юридического факта и содержания прав и обязанностей сторон. Сравнительно-правовой анализ законодательства государств-участников СНГ позволил установить схожую тенденцию в области определения оборота наркотических средств и психотропных веществ, что объясняется разработкой и принятием на уровне СНГ Модельного Закона в области оборота наркотических веществ. При этом ряд западных европейских государств вовсе отказались от данного понятия, установив в нормах уголовного законодательства ответственность за незаконный оборот.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жуйков, А.В. Административно-правовые средства борьбы с наркоманией и их применение органами внутренних дел. (По материалам Дальневосточного региона) : дис. ... канд. юрид. наук / А.В. Жуйков. - Хабаровск, 2002. - 170 с.

2. Еремеев, В.М. Предмет преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков / В.М. Еремеев // Мир науки и образования - 2018. - № 1(13). - С. 8-14.

3. Цуканов, Н.Н. Модельный закон о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах: значение и пути совершенствования / Н.Н. Цуканов // Вестник Сибирского юридического института МВД России. - 2019. - № 3(36). -С. 65-71.

4. Абрамов, А.Ю. Современное российское законодательство в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ / А.Ю. Абрамов, Н.В. Косолапова, Ю.В. Михайлова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2014. - № 3. - С. 9-14.

REFERENCES

1. ZHujkov, A.V. (2002). Administrativno-pravovye sredstva bor'by s narkomaniej i ih primenenie organami vnutrennih del. (Po materialam Dal'nevostochnogo regiona). Habarovsk, (In Russ.).

2. Eremeev, V.M. (2018). Predmet prestuplenij, svyazannyh s nezakonnym oborotom narkotikov,Mirnauki i obrazovaniya. (1), 8-14. (In Russ.).

3. Cukanov, N.N. (2019). Model'nyj zakon o narkoticheskih sredstvah, psihotropnyh veshchestvah i ih prekursorah: znachenie i puti sovershenstvovaniya, VestnikSibirskogoyuridicheskogo institutaMVDRossii, (3), 65-71. (In Russ.).

4. Abramov, A.Yu., Kosolapova, N.V., Mihajlova, YU.V. (2014). Sovremennoe rossijskoe zakonodatel'stvo v sfere oborota narkoticheskih sredstv i psihotropnyh veshchestv, Problemy social'nojgigieny, zdravoohraneniya i istorii mediciny, (3), 9-14. (In Russ.).

Поступила 23.09.2021

THE CONCEPT OF THE TURNOVER OF NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES,

THEIR PRECURSORS AND ANALOGUES

M. HUMINSKY

The article discusses the definition of the concept of "trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances", provides a comparative legal analysis of the legislation of the CIS member states in the field of regulation of this concept, determines the trend in determining the trafficking of narcotic drugs at the level of the CIS states.

Keywords: turnover of narcotic drugs, narcotic drugs, psychotropic substances, analogues, precursors.

7 Уголовный кодекс Болгарии [Электронный ресурс]: 15.03.1968: в ред. Кодекса 2001 года // Федеральный правовой портал «Юридическая Россия». Ш1: http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1245689&subID=100109090,100109258, 100109298.100109321.100109945#1ех1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.