Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА К ПОЛУЧЕНИЮ ЗНАНИЙ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ)'

РАЗВИТИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА К ПОЛУЧЕНИЮ ЗНАНИЙ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
76
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ НАУКА / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ РЕШЕНИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / HIGHER LEGAL EDUCATION / STATE-LEGAL SCIENCE / LEGAL PROFESSION / STATE ADMINISTRATION / SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT / MODERN TECHNOLOGIES / STATE-LEGAL DECISIONS / INTERDISCIPLINARY APPROACH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стромов Владимир Юрьевич

В статье обосновывается актуальность разработки и применения междисциплинарного подхода в области государственно-правовой науки и практики. Обосновывается, что формирование синтезированных знаний и эффективных прикладных государственно-правовых решений на основе интердисциплинарных связей востребовано современной общественной жизнью, обусловлено необходимостью реагировать на очень сложные проблемы и вызовы сегодняшнего дня. Устанавливается, что опыт привития навыков применения подобного подхода к изучению сложных социальных проблем и принятию верных решений должен закладываться уже на стадии подготовки специалистов в учреждениях высшего образования. Особенно, по мнению автора, это значимо для профессий в сфере государственного управления и права. Приводятся некоторые примеры апробации междисциплинарных связей в области высшего юридического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF AN INTERDISCIPLINARY APPROACH TO GETTING KNOWLEDGE IN THE SYSTEM OF UNIVERSITY LEGAL EDUCATION (INTRODUCTION INTO THE PROBLEM)

The article substantiates the relevance of the development and application of an interdisciplinary approach in the field of public law science and practice. It is substantiated that the formation of synthesized knowledge and effective applied state and legal decisions based on interdisciplinary connections is in demand by modern social life due to the need to respond to very complex problems and challenges of today. It is established that the experience of instilling skills in applying this approach to the study of complex social problems and making the right decisions should be laid already at the stage of training specialists in higher education institutions. According to the author, it is especially significant for the professions which are in the field of public administration and law. Some examples of testing interdisciplinary relations in the field of higher legal education are given.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА К ПОЛУЧЕНИЮ ЗНАНИЙ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ)»

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

УДК 340

Владимир Юрьевич Стромов, ректор ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»,

кандидат юридических наук, доцент E-mail: stromov@tsutmb.ru

Vladimir Yurievich Stromov, Rector of FSBEI HE «G.R. Derzhavin Tambov State University»,

PhD in Law, Associate Professor

РАЗВИТИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА К ПОЛУЧЕНИЮ ЗНАНИЙ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ)

В статье обосновывается актуальность разработки и применения междисциплинарного подхода в области государственно-правовой науки и практики. Обосновывается, что формирование синтезированных знаний и эффективных прикладных государственно-правовых решений на основе интердисциплинарных связей востребовано современной общественной жизнью, обусловлено необходимостью реагировать на очень сложные проблемы и вызовы сегодняшнего дня. Устанавливается, что опыт привития навыков применения подобного подхода к изучению сложных социальных проблем и принятию верных решений должен закладываться уже на стадии подготовки специалистов в учреждениях высшего образования. Особенно, по мнению автора, это значимо для профессий в сфере государственного управления и права. Приводятся некоторые примеры апробации междисциплинарных связей в области высшего юридического образования.

Ключевые слова: высшее юридическое образование, государственно-правовая наука, юридическая профессия, государственное управление, научно-технологическое развитие, современные технологии, государственно-правовые решения, междисциплинарный подход.

DEVELOPMENT OF AN INTERDISCIPLINARY APPROACH TO GETTING KNOWLEDGE IN THE SYSTEM OF UNIVERSITY LEGAL EDUCATION

(INTRODUCTION INTO THE PROBLEM)

The article substantiates the relevance of the development and application of an interdisciplinary approach in the field of public law science and practice. It is substantiated that the formation of synthesized knowledge and effective applied state and legal decisions based on interdisciplinary connections is in demand by modern social life due to the need to respond to very complex problems and challenges of today. It is established that the experience of instilling skills in applying this approach to the study of complex social problems and making the right decisions should be laid already at the stage of training specialists in higher education institutions. According to the author, it is especially significant for the professions which are in the field of public administration and law. Some examples of testing interdisciplinary relations in the field of higher legal education are given.

Key words: higher legal education, state-legal science, legal profession, state administration, scientific and technological development, modern technologies, state-legal decisions, interdisciplinary approach.

Актуальная сегодня идея междисциплинарности в научном познании и нарабатываемый опыт ее реализации в практике государственно-правовой жизни современного общества имеют объективные истоки. Думается, что повышенное внимание к этому срезу научно-практического плана - интердисциплинарным исследованиям и разработкам - отнюдь не случаен. Этот вопрос вызван на повестку самой жизнью, теми современными тенденциями, которые мы наблюдаем в экономике, науке, производстве. Наверное, так было всегда, но в настоящее время особенно очевидно, что с помощью сугубо специального знания не ре-

шить всех вопросов государственно-правового строительства, которое сегодня не просто предполагается поддерживать на определенном уровне, а планируется осуществить как своего рода прорыв, создав государство и право современного (технологичного) типа, готовые к реагированию на все существующие и ожидаемые глобальные вызовы, способные обеспечивать масштабные модернизационные преобразования в стране. Как отметил, в частности, в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации В.В. Путин: «Всё наше законодательство нужно настроить на новую технологическую реальность. Оно, это законодательство, а точнее, они, эти законы, не должны ограничивать становление передовых перспективных отраслей, а должны помогать этому развитию»1.

Безусловно, каждая сфера деятельности нуждается в информационной подпитке из других смежных областей: промышленному производству нужны экономические алгоритмы, архитектору - данные геологии и метеорологии, биологу - математические знания и т. п. Однако государству и праву (государственно-правовой науке и практике государственного управления и законотворчества), поскольку именно здесь (на этом уровне) осуществляется принятие значимых решений и действий, полнота представлений (из различных научных областей - философии, социологии, психологии, лингвистики, кибернетики, физики, биологии, инженерии и пр.) о том, по каким законам развивается определенная область государственного управления и юридического регулирования, просто необходима, поскольку все соответствующие решения отзываются на судьбах людей, населения, общества, страны, ведь отсутствие верной и всесторонней информации по той или иной проблеме государственно-правового характера может привести к негативным результатам и последствиям (существовавший вопрос будет не решен, решен не полностью, решен ошибочно и пр.).

Сегодня в условиях активного научно-технического прогресса многие сферы регулирования существенно обновились и очень сильно усложнились. Это касается и современной экономики, куда очень активно вторглись информационные и цифровые технологии. Появились так называемые криптовалюта, биткоины, блокчейны, смарт-контракты и пр. новомодные вещи. Это же можно сказать и о медицине, где внедряются современные технологии, которые меняют привычный образ отношений врач - пациент и требуют новых регулятивных практик и подходов. А проводимые геномные исследования (результаты их апробации на практике) могут вообще радикально поменять ценностные и правовые основания социума.

Поэтому закономерно, что в Стратегии научно-технологического развития России эти вещи максимально четко были обозначены уже несколько лет назад (начиная с 2016 г., когда она была принята), и именно в этом направлении (на стыке разных наук и отраслей знания) проводится попытка активизации научных фундаментальных и прикладных исследований. Так, говоря словами Стратегии, одними из главных приоритетов для науки являются те направления развития, которые обеспечат: «а) переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта... ж) возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук»2.

Российское государство, по сути, обозначило этот ведущий тренд в своей политике, основная задача - реализовать все намерения на практике: обеспечить переход российского общества на новые технологии, ответить достойно на вызовы («большие вызовы»), и пр. По-

1 http://www.kremlin.ru/events/president/news/59863 (дата обращения - 20.11.2019).

2 Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 49. Ст. 6887.

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

этому так важно использовать междисциплинарный подход, способный повысить качество и результативность исследований в области государства и права, а значит - позволить предложить более эффективные государственно-правовые решения. В книге основателя Всемирного экономического форума в Давосе Клауса Шваба и его соавтора Николаса Дэвиса (руководителя Давосского форума по развитию общества и инновациям), посвященной технологиям Четвертой промышленной революции, справедливо замечается, что для того чтобы осознать важность Четвертой промышленной революции и обеспечить достижение интересов всего общества, необходим новый образ мышления, широкое понимание технологий, влияющих на каждого из индивидов и человеческую цивилизацию в целом1.

Понимая все эти глобальные и сложные проблемы современной действительности, тем не менее нужно четко представлять, что основной кадровый человеческий ресурс, которому предстоит в ближайшем будущем их решать непосредственно, еще только формируется и, главным образом, в стенах высших учебных заведений, перед которыми стоят задачи подготовки специалистов высокого класса и уровня. А этот уровень сегодня немыслим без широкого кругозора, без способности преодолевать ограниченность специальных отраслей знания и искать решения на более широком поле знаний. В особой мере этот тезис следует адресовать к тем, кто получает профессию в сфере государственного или муниципального управления или юриста, и соответственно к тем, кто готовит специалистов подобного плана. Государственно-правовая наука и юридическое образование довольно консервативны, но и они не могут обойтись без союза с иными областями знания. Если говорить о подготовке современного юриста, то ему наряду с чисто правовыми знаниями нужны знания в области экономики, социологии, информатики, биологии и т. п.

Например, чтобы расследовать компьютерные преступления, нужны знания в информатике. Это же необходимо, чтобы разобраться с экономическими правонарушениями в сети Интернет. Или такой вид правонарушений, как правонарушения в области авторских и смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях и пр., безусловно, потребует познаний в информационных технологиях. Даже, казалось бы, такая извечная проблема, как коррупция (являющаяся предметом, прежде всего, уголовно-правовых и криминологических научных исследований), ее причины, динамика и пр., не может быть изучена исключительно с помощью догматического юридического подхода, поскольку речь должна идти не столько о самих фактах соответствующих преступных деяний и мерах наказания за подобные преступления, сколько о социальном (экономическом, политическом и пр.) контексте проблемы в целом. Неслучайно исследователями этого вопроса подчеркивается, что «наиболее перспективной и верифицирующей положения и выводы научных исследований... (имеется в виду вопрос изучения коррупции. - Уточнение наше. - В. С.) представляется методология междисциплинарности.. ,»2. Именно данная методология (методологическая парадигма) в науке и практике государства и права может позволить найти верные (обоснованные) и адекватные ответы на сложные вопросы государственно-правовой реальности.

Очевидно, что способность видеть государственно-правовые проблемы в таких ракурсах, знать и понимать, какие познавательные ресурсы целесообразно привлечь, чтобы решить соответствующие проблемы, а также уметь применить необходимый методологический инструментарий и пр., может быть выработана (сформирована), прежде всего, с помощью высшего образования. Все, что было приведено в качестве примера выше, и многое другое из подобных вопросов, связано с широкими познаниями и навыками, которые можно сформировать в ходе подготовки специалистов в области государства и права (других учебных специальностей) только в сотрудничестве с иными науками и отраслями жизнедеятельности. Поэтому сегодня нужны обновленные учебные планы и программы подготовки юристов,

1 См.: Шваб К., Дэвис Н. Технологии Четвертой промышленной революции. М., 2018. С. 10-15.

2 Степаненко Р.Ф. Причинность коррупции: методологические и общеправовые проблемы // Ленинградский юридический журнал. 2018. № 3 (53). С. 74.

экономистов, да и вообще всех тех специалистов, которые готовятся в сфере вузовского образования, основанные на конвергенции различных областей научного знания с целью наиболее эффективной реализации заложенных компетенций на практике. Как справедливо отмечает в своей статье М.В. Ковальчук, «междисциплинарность - основа новой системы организации науки и образования»1.

Таким образом, без сомнения, идеология междисциплинарного подхода в области государственно-правовой теории и практики сегодня нуждается в углубленной доктринальной разработке, результаты этого научного процесса должны получать все более отчетливое выражение в сфере высшего образования, в частности, в области вузовского юридического образования. Только в этом направлении можно, пожалуй, увидеть позитивные перспективы для государственно-правовых специальностей, студентам получить качественное фундаментальное юридическое образование, а дипломированным специалистам найти своим знаниям достойное применение, быть востребованными и успешными в своей профессии.

Список литературы

1. Ковальчук М.В. Конвергенция наук и технологий - прорыв в будущее // Российские нанотехнологии. -2011. - Т. 6. - № 1-2. - С. 13-23.

2. Степаненко Р.Ф. Причинность коррупции: методологические и общеправовые проблемы // Ленинградский юридический журнал. - 2018. - № 3 (53). - С. 73-84.

3. Шваб К., Дэвис Н. Технологии Четвертой промышленной революции. - М.: Эксмо, 2018. - 320 с.

List of references

1. Kovalchuk M.V. Konvergentsiya nauk i tekhnologiy - proryv v budushcheye [The convergence of sciences and technologies - a breakthrough into the future // Russian Nanotechnology]. - 2011. - V. 6. - № 1-2. - Pp. 13-23.

2. Stepanenko R.F. Prichinnost' korruptsii: metodologicheskiye i obshchepravovyye problemy [The cause of corruption: methodological and general legal problems] // Leningradskiy yuridicheskiy zhurnal [Leningrad Journal of Law]. - 2018. - № 3 (53). - Pp. 73-84.

3. Schwab K., Davis N. Tekhnologii chetrvyortoy promyshlennoy revolutsii [Technology of the Fourth Industrial Revolution]. - M.: Eksmo Publ., 2018. - 320 p.

1 Ковальчук М. В. Конвергенция наук и технологий - прорыв в будущее // Российские нанотехнологии. 2011. Т. 6. № 1-2. С. 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.