Научная статья на тему 'РОЛЬ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА В ПРЕОДОЛЕНИИ ДЕФОРМАЦИЙ ПРАВОСОЗНАНИЯ'

РОЛЬ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА В ПРЕОДОЛЕНИИ ДЕФОРМАЦИЙ ПРАВОСОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
72
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЙ ИДЕАЛИЗМ / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INTERDISCIPLINARY APPROACH / SENSE OF JUSTICE / LEGAL CULTURE / LEGAL IDEALISM / LEGAL NIHILISM / LEGAL DOCTRINE / LEGAL EDUCATION / LEGAL PRACTICE / LEGAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зрячкин Александр Николаевич

В статье описывается роль междисциплинарного подхода в преодолении деформаций правосознания. Обосновывается важность как грамотной доктринальной позиции представителей теоретико-правового направления, так и безошибочной практической работы участников юридического сообщества. Подчеркивается, что одно из главных условий успешности междисциплинарных мероприятий - их комплексный скоординированный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INTERDISCIPLINARY APPROACH IN OVERCOMING THE DEFORMATIONS OF THE SENSE OF JUSTICE

The article describes the role of interdisciplinary approach in overcoming the deformations of justice. Proves the importance of a competent doctrinal positions of the representatives of theoretical and legal areas, and an infallible practical work of members of the legal community. It is emphasized that one of the main conditions for the success of interdisciplinary activities is their integrated coordinated nature.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА В ПРЕОДОЛЕНИИ ДЕФОРМАЦИЙ ПРАВОСОЗНАНИЯ»

УДК 340.1

Александр Николаевич Зрячкин, доцент кафедры теории государства и права ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»,

кандидат юридических наук, доцент E-mail: alnikol@yandex.ru

Aleksander N. Zryachkin, associate Professor of the department of theory of state and law FSBEI of HE «Saratov State Law Academy», candidate of law, associate Professor

РОЛЬ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА В ПРЕОДОЛЕНИИ ДЕФОРМАЦИЙ ПРАВОСОЗНАНИЯ

В статье описывается роль междисциплинарного подхода в преодолении деформаций правосознания. Обосновывается важность как грамотной доктринальной позиции представителей теоретико-правового направления, так и безошибочной практической работы участников юридического сообщества. Подчеркивается, что одно из главных условий успешности междисциплинарных мероприятий - их комплексный скоординированный характер.

Ключевые слова: междисциплинарный подход, правосознание, правовая культура, правовой идеализм, правовой нигилизм, правовая доктрина, правовое воспитание, юридическая практика, юридическая деятельность.

THE ROLE OF INTERDISCIPLINARY APPROACH IN OVERCOMING THE DEFORMATIONS OF THE SENSE OF JUSTICE

The article describes the role of interdisciplinary approach in overcoming the deformations of justice. Proves the importance of a competent doctrinal positions of the representatives of theoretical and legal areas, and an infallible practical work of members of the legal community. It is emphasized that one of the main conditions for the success of interdisciplinary activities is their integrated coordinated nature.

Keywords: interdisciplinary approach, sense of justice, legal culture, legal idealism, legal nihilism, legal doctrine, legal education, legal practice, legal activity.

Междисциплинарный подход - одна из ключевых возможностей в преодолении деформаций правосознания, поскольку именно в его рамках наиболее успешно сочетаются теоретико-правовые исследования и предложения практических работников по решению накопившихся проблем. Базой для начала его реализации выступит, безусловно, теория государства и права, так как наряду с категориями «государство», «право», «закон», «формы реализации права» в ней исследуются и такие феномены, как правовая культура и пути ее повышения, правосознание, его деформации и способы борьбы с ними. В рамках базового курса намечается перечень мер, воплощение которых благотворно повлияет на восприятие субъектами правовых ценностей и предписаний.

Следует согласиться с позицией В.Г. Графского, по мнению которого степень действенности закона необходимо обсуждать не только с позиций междисциплинарного описания и объяснения, но также с учетом ее взаимосвязи и взаимозависимости с юридическим межотраслевым измерением и результативностью1. Ведь итог грамотной, полноценной, безошибочной реализации нормативного акта - хороший пример того, каким образом можно добиваться поставленных целей при высоком уровне юридической культуры и профессиональных навыков.

От степени компетентности представителей государственных органов напрямую зависит эффективность защиты и охраны прав и свобод личности. Данное положение становится особенно актуальным с учетом того, что в настоящее время формируются новые правовые

1 См.: Графский В.Г. О междисциплинарном подходе в изучении права и законов // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2012. № 4. С. 108.

институты, стираются и становятся более подвижными границы между отраслями законодательства, усложняется структура отраслей права. Увеличение количества нормативных правовых актов, недостаточная систематизация законодательства в важнейших жизненных сферах, наличие бланкетных предписаний сказываются и на правоприменительной практике и на уровне правовой культуры. Повышение качества и эффективности принимаемых норм, их поэтапная кодификация на основе конституционных положений должны стать ориентиром законодательной политики в этой сфере1. Междисциплинарный подход и комплексный анализ ситуации позволят значительно снизить данную проблему, поскольку в рамках такой деятельности активную позицию должны занимать не только законодатели, но и представители всех отраслей правоприменения.

Важное значение междисциплинарный подход обретает в области высшего образования, поскольку именно с этим этапом жизни и деятельности напрямую связано повышение общей и правовой культуры населения. В этой связи интересна практика, предпринимаемая в Польше, где кардинальные изменения связываются с прямым применением следующих мер:

- введением Закона о высшем образовании 2.0, так называемой Конституции Науки, задача которого повысить конкурентоспособность польских вузов и проводимые научные исследования довести до мирового уровня;

- реализацией «Стратегии развития высшего образования до 2020 года» предусматривающей его комплексную реформу, и в первую очередь, в области структуры и содержания образования2.

Структурная дифференциация вузов в таком ключе предусматривает введение:

- профессиональных организаций и академических колледжей, обеспечивающих профессиональную подготовку;

- вузов, объединяющих подготовку специалистов с исследовательской деятельностью;

- вузов, готовящих исследователей;

- мультидисциплинарных учебных заведений, вооружающих студентов на уровне бакалавриата универсальными умениями, необходимыми для любого вида интеллектуального труда.

Происходит предоставление вузам самостоятельности в разработке учебных программ и дипломных проектов, соответствующих рекомендациям экспертов OECD для Польши и принципам Европейских Квалификационных Рамок.

Дипломные проекты (мультидисциплинарные, профессиональные, академические и исследовательские), включающие знания, умения и компетенции, соотносятся с Национальными Квалификационными Рамками для определенного уровня образования, а также содержат описание «пути», который должен пройти студент (curriculum), перечень обязательных и дополнительных предметов, а также число зачетных единиц ECTS. Организация учебного процесса при этом напрямую подразумевает использование междисциплинарного подхода, акцентирование внимания на постоянной взаимной связи науки и практики, необходимости непрерывного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков в течение всего периода активной жизнедеятельности человека .

Важное значение в свете преодоления юридического нигилизма, идеализма и других деформаций правосознания может иметь активизация правового всеобуча с участием пред-

1 См.: Савина И.В. О междисциплинарном подходе к защите имущественных прав несовершеннолетних // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. 2016. № 5. С. 196-199.

2 См.: Strategia rozwoju szkolnictwa wyzszego w Ро^се do 2020 roku - drugi wariant https://www. nauka.gov.pl/g2/oryginal/2013_05/59579f9e6efaec82014d6d5be081ca23.pdf (дата обращения: 20.09.2019).

3 Tertiary Education Reviews. Poland, 2007.

4 См. подробнее: Савина А.К. Польша: поиски междисциплинарных подходов к решению проблем высшего образования // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования: Материалы XIII научно-методической конференции с международным участием. Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. Ярославль, 2018. С. 151-153.

ставителей научного сообщества и практических сфер правового регулирования. В советское время такая практика существовала, в том числе с активным применением междисциплинарного подхода. Главной целью такой деятельности была идеология, стремление показать весь спектр прав гражданина страны Советов, которые, впрочем, на практике не всегда реализо-вывались, но эта идеология приносила свои плоды. Существовали общественные университеты правовых знаний.

Сегодня инициаторами всеобуча могут стать органы власти, которые призваны разрабатывать соответствующие программы по правовому обучению с определением источников финансирования. В создании программ активное участие должны принимать члены представительных органов работников на предприятии (профсоюзов). Представляется возможным организовать на уровне федераций профсоюзов субъектов РФ лекторские группы, в которые могут входить как преподаватели юридических вузов, так и практикующие юристы.

Повышение квалификации специалистов и дополнительное обучение на предприятиях могут происходить на соответствующих курсах, программа которых предусматривает лишь получение необходимых знаний. Развитие общественных отношений объективно требует дополнения указанной программы общеправовыми знаниями с применением междисциплинарного подхода.

Еще один способ преодоления деформаций правосознания - повышение качества принимаемых законов. По мнению Т.В. Кашаниной, чтобы быть качественным, законодательство должно отвечать следующим требованиям: отражение воли государства, стремление к минимальному количеству нормативных актов, стабильность, своевременное обновление, полнота, конкретность, демократичность1. Нормативные акты должны также отражать реальную ситуацию, происходящую в обществе, быть адекватными современности. Междисциплинарный подход может в полной мере способствовать этим моментам.

В порожденном государством океане нормативных актов, определенная часть которых не действуют, либо противоречат друг другу, даже опытный юрист может утонуть, не говоря уже о простых гражданах. Для выхода из сложившегося положения нужно сформировать единую общедоступную информационно-правовую систему, в которую включать сведения из всех юридических дисциплин. Для удобства пользования и обеспечения доступности правовой базы, устранения устаревших норм, объявленного в рамках «регуляторной гильотины» с 1 января 2020 года и ликвидации пробелов требуется проведение систематизации законодательства по всем отраслям правового регулирования.

В данном контексте большее внимание следует уделить такому виду упорядочивания нормативных актов, как консолидация, при которой нормативный материал объединяется в единое издание по определенному признаку. Любой гражданин сможет получить интересующую его правовую информацию по определенной теме в одном издании, не пересматривая все законодательство.

В настоящее время систематизация в форме консолидации развита слабо, и еще предстоит познать ее истинное назначение. Тем не менее с учетом междисциплинарного подхода она способна оказать существенную помощь в преодолении деформаций правосознания, так как помогает реально ориентироваться на просторах бескрайнего правового поля.

М.И. Байтин отмечал: «Закрепление в статье 1 Конституции РФ нормы о том, что Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, не означает, что правовое государство у нас уже создано. Оно рассматривается как цель, к которой мы стремимся, с достижением которой связано нынешнее и последующее развитие России» . Для скорейшего достижения указанной цели как раз и необходимо преодолевать различные деформации правосознания. Пагубно от-

1 См. подробнее: Кашанина Т.В. Юридическая техника. М., 2007. С. 143-148.

2 Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2001. С. 368.

рицать значение нормативных предписаний, но не менее деструктивно возлагать на них излишние надежды и ожидания. Лишь в рамках комплексного междисциплинарного подхода становится возможным сформировать ту степень знаний, умений и навыков, которая позволит идти по пути правового развития как отдельным личностям и социальным группам, так и обществу и государству в целом.

Список литературы

1. Strategia rozwoju szkolnictwa wyzszego w Polsсе do 2020 roku - drugi wariant // https://www.nauka.gov.pl/ g2/oryginal/2013_05/ 59579f9e6efaec82014d6d5be081ca23.pdf (дата обращения: 20.09.2019).

2. OECD Reviews of Tertiary Education: Poland, 2007. - 156 с.

3. Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). -Саратов: Изд-во Сарат. гос. акад. права, 2001. - 413 с.

4. Графский В.Г. О междисциплинарном подходе в изучении права и законов // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2012. - № 4. - С.106-108.

5. Кашанина Т.В. Юридическая техника. - М.: Эксмо, 2007. - 510 с.

6. Савина А.К. Польша: поиски междисциплинарных подходов к решению проблем высшего образования // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования: Материалы XIII научно-методической конференции с международным участием. Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. -Ярославль, 2018. - С. 151-153.

7. Савина И. В. О междисциплинарном подходе к защите имущественных прав несовершеннолетних // Вестник Полоцкого государственного университета. - Серия D. - 2016. - № 5. - С. 196-199.

List of references

1. Strategia rozwoju szkolnictwa wyzszego w Polse do 2020 roku - drugi wariant // https://www.nauka.gov.pl/ g2/oryginal/2013_05/ 59579f9e6efaec82014d6d5be081ca23.pdf (accessed September 20, 2019.

2. OECD Reviews of Tertiary Education: Poland, 2007. - 156 p.

3. Baytin M.I. Sushchnost' prava (Sovremennoye normativnoye pravoponimaniye na grani dvukh vekov) [The essence of law (Modern regulatory understanding on the verge of two centuries)]. - Saratov: Publishing house of Sarat. state Acad. Law, 2001. - 413 p.

4. Grafsky V.G. O mezhdistsiplinarnom podkhode v izuchenii prava i zakonov // Problemnyy analiz i gosu-darstvenno-upravlencheskoye proyektirovaniye [On the interdisciplinary approach to the study of law and laws // Problem analysis and public administration design]. - 2012. - № 4. - Pp. 106-108.

5. Kashanina T.V. Yuridicheskaya tekhnika [Legal technique]. - M.: Eksmo, 2007. - 510 p.

6. Savina A.K. Pol'sha: poiski mezhdistsiplinarnykh podkhodov k resheniyu problem vysshego obrazovaniya // Aktual'nyye problemy sovershenstvovaniya vysshego obrazovaniya: Materialy XIII nauchno-metodicheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem. Yaroslavskiy gosudarstvennyy universitet im. P. G. Demidova [Poland: the search for interdisciplinary approaches to solving the problems of higher education // Actual problems of improving higher education: Materials of the XIII scientific-methodical conference with international participation. Yaroslavl State University P.G. Demidova]. - Yaroslavl, 2018. - Pp. 151-153.

7. Savina I.V. O mezhdistsiplinarnom podkhode k zashchite imushchestvennykh prav nesovershennoletnikh // Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo universiteta [On an interdisciplinary approach to the protection of property rights of minors // Bulletin of Polotsk State University]. - Series D. - 2016. - № 5. - Pp. 196-199.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.