РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ
Тимерев А.В., соискатель Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ)
В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на результативность методов управления инновационной активностью предприятия. Представлена взаимосвязь эффективного стратегического управления и повышения инновационной активности предприятия.
Ключевые слова: Методы управления, инновационная деятельность, инновационная активность, стратегическое управление.
DEVELOPMENT OF MANAGEMENT METHODS BY INNOVATIVE ACTIVITY OF THE ENTERPRISES
Timerev A., Nizhniy Novgorod state architecturally-building university, the competitor
In article the major factors influencing productivity of methods of management by innovative activity of the enterprise are considered. The interrelation of effective strategic management and increase of innovative activity of the enterprise is submitted.
Keywords: Methods of management, innovative activity, innovative activity, strategic management.
В настоящее время задача повышения инновационной активности российской экономики приобретает особое значение, что обусловлено изменением отраслевой структуры производства и необходимостью радикального обновления промышленного потенциала. Особое значение при этом приобретает проблема исследования инновационной деятельности российской экономики и факторов, не только способствующих ее развитию, но и затрудняющих ее реализацию в современных условиях.
Ситуация, сложившаяся в российской экономике, требует поиска новых возможностей в сферах, связанных с инновационной активностью. Предприятиям необходимо проводить научные исследования и разработки с целью диверсификации производства, модернизации, создания высоких технологий и современного производственного потенциала путем замены машин и оборудования. Под влиянием возрастающей внутренней и внешней конкуренции новые идеи и изделия, прогрессивные технологии и организационные решения все в большей степени определяют успех предпринимательской деятельности, обеспечивают выживание и финансовую стабильность предприятий.
Под инновационной активностью, как правило, понимают комплексную характеристику инновационной деятельности организации, включающую степень интенсивности осуществляемых инновационных преобразований и их своевременность, способность мобилизации ресурсов (в том числе нематериальных и неосязаемых) в необходимом количестве и требуемого качества, возможность обеспечения эффективности, прогрессивности и рациональности применяемых методов и технологии инновационного процесса.
Инновационная активность предприятия характеризуется достаточной широтой и разнообразием объектов, при этом она имеет общие функции вне зависимости от отраслевой специфики, но существенно отличается от традиционной производственной и хозяйственной деятельности.
1. В ходе реализации инноваций происходит изменение непосредственно объекта управления: меняется спецификация продукта, предметы и орудия труда, технология в широком понимании.
2. Управление инновационной активностью предприятия характеризуется высокой нестабильностью и изменчивостью всех элементов системы управления, а также высоким риском. Кроме того, внедрение нововведений всегда сопровождается преодолением сопротивления.
3. Управление инновационной активностью нередко мотивируется внеэкономическими стимулами: достаточно часто инновационные проекты имеют имиджевую или социальную направленность.
4. При управлении инновационной активностью наряду с организационно-техническими вопросами возникает необходимость решения вопросов координации деятельности, а также коммерциализации и управления создаваемой интеллектуальной собственностью и обеспечения коммерческой безопасности предприятия.
Проведенные исследования показали, что недооценка роли анализа инновационной активности является одной из основных проблем недоиспользования экономического потенциала реализуемых инновационных проектов. В то же время обозначившийся рост ин-
новационной активности в российской экономике повышает актуальность исследования подходов к реализации инноваций как одного из основных факторов успеха инновационных проектов. Об этом свидетельствуют результаты проведенного исследования, в котором приняли участие 150 организаций, работающих в различных сегментах рынка. Исследование показало, что инновационной деятельностью занимается около 87% респондентов, но результаты инновационной деятельности существенно различаются от одной организации к другой: в ряде организаций эффект инновационной деятельности оказался существенно ниже ожидаемого. Анализ причин неудач нередко обусловлен следующими факторами: около трети (31%) руководителей организаций в качестве основной причины неудач указали «недостаточный уровень менеджмента инноваций»; пятая часть респондентов (22%) выделила в качестве основной причины недостаточно высокой результативности методов анализа инновационной активности; 21% представителей инновационно активных организаций видят причину неудач в «нехватке ясного понимания потребностей клиента». Таким образом, роль методов управления инновационной активностью является достаточно важной, а исследование проблемы инноваций является актуальным.
Научные исследования в данной области базируются на предположении о том, что, несмотря на широкий спектр инноваций, факторы их коммерческого успеха в некоторой степени универсальны и существует инвариант организационно-управленческой деятельности, приводящий к достижению целей инновационной деятельности. Общие и универсальные принципы и подходы, которые используются для обеспечения реализации инновационных проектов и программ, можно назвать стратегическими факторами успеха инноваций. Для выявления факторов успеха необходимо провести анализ результатов инновационной деятельности, исследуя не только истории успеха, но и неудачи на рынке инноваций с тем, чтобы выделить ключевые свойства и действия в данной сфере.
Современная практика работы российских организаций в условиях рынка постепенно приводит их руководителей к осознанию необходимости повышения собственной инновационной активности.
В настоящее время в России сформированы экономические и институциональные условия, способствующие развитию и продвижению инновационной деятельности (рис. 1).
Обеспечение равных условий конкуренции (антимонопольное регулирование) позволяет организациям-инноваторам и их менеджерам ориентироваться на объективные условия внедрения и продвижения новых продуктов и услуг. Анализируя реальные недефор-мированные рыночные условия, руководители имеют возможность определить, как и какими средствами можно сохранить или упрочить позиции своей организации в отрасли. При этом универсальным средством обеспечения высокой конкурентоспособности является повышение эффективности функционирования организаций, достигаемое на основе внедрения новых технологий и методов управления. В настоящее время вопросы повышения эффективности производства и снижения затрат на изготовление и реализацию конечного продукта более высокого качества приобретают особую
Рис.1. Экономические и институциональные условия активизации инновационной активности предприятий значимость в условиях глобализации основных рынков. Следовательно, данный фактор - ориентацию на объективные рыночные условия - можно рассматривать как универсальный для современных российских организаций при осуществлении инноваций.
Увеличение доходной части бюджета связано, главным образом, с тем, что российская экономика обладает избытком углеводородных ресурсов, доходы от экспорта которых можно направить на развитие областей, обеспечивающих инновационную деятельность - науку, коммерциализацию результатов научно-технических достижений и подготовку квалифицированных кадров.
Государственная поддержка научных исследований как источника инноваций основывается на восстановлении и развитии научного потенциала, сформированного в предшествующий исторический период. В период экономического кризиса научный потенциал России несколько снизился: сократилась численность научных работников, уменьшились расходы на финансирование исследований и разработок, практически остановился процесс обновления научного и лабораторного оборудования. При этом те организации, которые традиционно выступали заказчиками прикладных научных исследований, оказались неплатежеспособными и объективно не готовыми к внедрению передовых достижений науки и техники. Именно поэтому в настоящее время в России возрастает роль государства как основного инвестора в развитие современной научной базы. Более того, именно действия государства в отношении новых технологий становятся индикатором для бизнеса, направляющего инвестиции в развитие науки и техники. В настоящее время организации для своей конкурентоспособности должны осваивать новые технологии. Однако отсутствие в достаточном объеме собственных средств снижает их инновационную активность. Поэтому государство вынуждено принять на себя основную часть инвестиционных затрат на реализацию инновационных проектов и программ, предваритель- '
но определив приоритетные с государственной точки зрения отрасли и технологии. В современных условиях ключевым фактором успеха для организаций является прогнозирование приоритетов развития технологий и отраслей, что должно найти отражение в маркетинговой стратегии организаций.
Развитие системы образования, адекватной новым рыночным условиям, является одним из основных условий повышения динамики процесса инноваций в России. Хотя российские ученые и инженеры обладают достаточно высокой креативностью и высоким уровнем квалификации, что позволяет находить простые решения сложных проблем, выходить за узкие рамки известных методов и подходов, тем не менее, дефицит кадров, обладающих компетенциями на уровне современных требований, все острее ощущается в отечественной экономике.
Формирование эффективной инновационной ин-
фраструктуры является необходимым условием продвижения инноваций, обеспечивая дополнительный импульс, в первую очередь благодаря развитию технопарков, наукоградов и особых экономических зон. Становление форм институциональной деятельности в области инноваций в России сопровождается рядом сложностей. Среди инфраструктурных институтов в сфере инновационной деятельности, как показывает статистика, наиболее жизнеспособны в современных условиях те, которые обладают хорошим кадровым составом и имеют достаточно большой интеллектуальный задел.
Наряду с позитивными факторами роста инновационной активности в России действует также ряд факторов, замедляющих и затрудняющих разработку, внедрение и продвижение инноваций в сложившихся условиях. Нередко эти недостатки являются обратной стороной тех преимуществ, которые до сих пор сохранила российская научно-техническая и инновационная сфера. К этим факторам, которые не обладают никакими позитивными эффектами, относятся проблемы, главным образом, обусловленные несовершенством механизма государственного управления (рис. 2).
Данные факторы должны обязательно приниматься во внимание при использовании методов управления инновационной активностью, обеспечивая эффективное и динамичное развитие процессов инновационного развития отечественных предприятий.
Деятельность предприятия связана с непрерывным потоком многообразных изменений. Адаптация к инновациям, их проведение требуют разнообразных преобразований, как правило, новых для организации и потому носящих инновационный характер. Избранная инновационная стратегия должна быть реализована. Для успешного достижения поставленных инновационных целей необходим способ управления изменениями инновационного характера. Другими словами, предприятию необходимы методы управления инновационной активностью.
Стратегическое управление в общем понимании представляет собой процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Главная задача любой стратегии предприятия - достижение конкурентных преимуществ и требуемой рентабельности производственно-хозяйственной деятельности. Решение этой задачи состоит в определении условий, определяющих позицию предприятия на конкретном рынке. К их числу относят:
- производственный потенциал предприятия - наличие современного оборудования, техники и технологий и их рациональное использование;
- экономический потенциал предприятия - низкие издержки производства и финансовая устойчивость предприятия;
- маркетинговый потенциал предприятия - эффективная служба маркетинга, развитая сбытовая сеть.
К числу перечисленных условий необходимо отнести и инновационный потенциал предприятия - наличие научно-технического задела, наличие квалифицированных научных кадров, способ-
Факторы, затрудняющие продвижение инновационных процессов
Отсутствие
государственной
стратегии
Правовая
неопределенность
Неэффективное
государственное
управление
Высокие риски, Ориентация российский
характерные для предприятии на
российской экономики краткосрочные
вложения
Рис. 2. Факторы, затрудняющие инновационные процессы
Рис. 3. Соотношения этапов процессов стратегического управления и управления инновационной активностью предприятия
ность к разработке и освоению инноваций, свободный доступ к современной информации в области НТП и т.д. Инновационный потенциал косвенно характеризует и производственный, и экономический, и маркетинговый потенциал предприятия. Он также характеризует их способность к усилению в перспективе. Следовательно, изначально любое стратегическое решение имеет инновационный характер и направлено на решение различных проблем: производственных, экономических, маркетинговых и прочих. Таким образом, важную роль в процессе стратегического управления предприятием играет повышение эффективности инновационной программы, которое осуществляется с целью уменьшения инвестиционных затрат по каждому из выбранных инновационных проектов и отвечает на вопросы о том, каким самым эффективным способом можно приблизить достижение поставленных целей развития. Включению в инновационную программу предприятия подлежат только те инновационные проекты, которые уже «доведены» до требуемых величин индекса доходности, периода окупаемости и других показателей, используемых при экономической оценке инвестиций. На рисунке 3 рассмотрено взаимодействие процессов стратегического управления и управления инновационной активностью предприятия.
На всех этапах процесса стратегического управления одной из основных выступает инновационная составляющая, следовательно, возникает необходимость выработки новых способов управления на предприятиях. Исходя из того, что концентрированным выражением процесса управления является управленческое решение, методы управления инновационной активностью предприятия должны представлять собой управленческие решение относительно принятия инновационной программы предприятия. Необходимо разработать и описать такие методы управления инновационной активностью, чтобы процесс своевременных изменений был заложен в саму суть системы функционирования организации с целью осуществления непрерывного движения к очередной намеченной цели. Необходимое условие, которому должны соответствовать данные методы - это возможность интеграции в процесс стратегического управления предприятием. Процесс управления инновацион-
ной активностью должен отличаться от известного процесса управления максимально полным учетом специфики инновационной деятельности.
Таким образом, методы управления инновационной активностью должны представлять собой управленческие решения относительно принятия инновационной программы предприятия и основываться на:
- анализе экономических и институциональных условий, способствующих развитию и продвижению инновационной деятельности.
- изучении и анализе факторов, замедляющих и затрудняющих разработку, внедрение и продвижение инноваций в сложившихся экономических условиях.
- оценке производственного, экономического, маркетингового и инновационного потенциалов предприятия;
- взаимодействии с процессом стратегического управления предприятием.
Литература:
1. Глущенко, И.И. Система стратегического управления инновационной деятельностью / И.И. Глущенко. - Москва: Издательство ТООО НПЦ «Крылья», 2006. - 356 с.
2. Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью / В.Н. Переходов. - Москва: Издавтельство «Инфра-М», 2005. - 222 с.
3. Геращенко И. Оценка инновационного потенциала компании // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - № 11.