ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ЭКОНОМИКИ И ТУРИЗМА
УДК 338.1
DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10101
ДОНСКОВА Людмила Ивановна
Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ); кандидат экономических наук, доцент; e-mail: [email protected] РЕДЬКИН Александр Германович
Алтайский государственный университет (Барнаул, Алтайский край, РФ); кандидат географических наук, доцент; e-mail: [email protected]
ОТТО Ольга Витальевна
Алтайский государственный университет (Барнаул, Алтайский край, РФ);
кандидат географических наук, доцент; e-mail: [email protected] БЕСПАЛОВА Наталья Николаевна
Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Алтайский край, РФ);
кандидат педагогических наук, доцент; e-mail: [email protected]
Приоритеты инновационной деятельности на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма: российский опыт
Вопросы, связанные с инновациями и инновационной деятельностью, имеют особое значение, так как их решение определяют условия и научно-технический прогресс, обеспечивающий возможности устойчивого экономического и социального роста в целом. Представлено исследование инновационной деятельности и ее оценка в количественных и качественных показателях, характеризующих актуальные аспекты инновационной деятельности в российской практике на примере предприятий социально-культурного сервиса и туризма. Обоснованы приоритетные направления развития инновационной деятельности на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма, которые можно использовать при разработке перспективного планирования и стратегических направлений. Целью статьи является исследование инновационной деятельности и ее специфики на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма, выявление проблем и разработка приоритетных стратегических направлений.
В работе использованы общенаучные (абстрактно-логические, ана- Ключевые слова:
лиза и синтеза), монографический, экономико-математические ме- инновационная деятельность, тоды, статистические (группировки) методы исследования, а так- инновационная активность, же метод экспертных оценок. количественный и качествен-
Исследование инновационной деятельности и ее элементов, не- ный анализ, статистические смотря на специфику, позволило положительно оценить инноваци-показатели, метод экспертных онную активность большинства предприятий, однако при этом оценок, системный подход, отмечается незначительная связь (или ее отсутствие) с высшими специфика инноваций
учебными заведениями, государственной поддержкой региональной администрации, а также отсутствие финансовых возможностей и стратегического планирования на предприятиях. Это дает возможности внести корректировки в инновационную деятельность предприятий, особенно в части интеграционной деятельности: проведение исследований, получение новой информации (знаний) по актуализации инновационной деятельности предприятий социально-культурного сервиса и туризма и стратегического развития. Полученные результаты целесообразно применять органам управления экономических субъектов, а также научным подразделениям вузов в целях интеграции их совместной деятельности.
Актуальность исследования. Актуальность вопросов, связанных с инновациями и инновационной деятельностью, имеет особое значение, так как руководство российского государства провозгласило курс на инновационное развитие экономики страны «...на базе экономики лидерства и инноваций»1. В настоящее время уровень развития инновационной сферы невысокий и как считается, значительно дифференцируется спецификой отрасли (сферой деятельности) и региональными факторами. Это определяет условия и научно-технический прогресс, обеспечивающий возможности устойчивого экономического и социального роста в целом.
При этом необходимо подчеркнуть особенности туризма как отрасли, а также изменения, происходящие в ней, которые способствуют инновациям. Предприятия социально-культурного сервиса и туризма: гостиничные, санаторно-оздоровительные, туристические, экскурсионные, спортивно-оздоровительные и др. относятся к малому и среднему бизнесу. Они имеют большое значение для удовлетворения потребностей населения во время отдыха, путешествий, оздоровления, что способствует повышению качества и уровня жизни населения, а также решения социально-экономических проблем в регионе. Именно малые предприятия в силу своей гибкости и
1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. расп. Пр-ва РФ от 17.11.2008 №1662-р. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf.
мобильности обладают высокой инновационной активностью и играют существенную роль в создании и распространении нововведений.
В настоящее время в сфере туризма происходят изменения, способствующие инновациям, а именно нарастает тенденция индивидуального подхода к удовлетворению потребностей отдельного клиента. При этом экономически выгодное взаимодействие политики «поставщик услуг - клиент» способствует созданию более высокой стоимости (ценности) для клиента, что обеспечивает конкурентные преимущества. К тому же наличие большого количества турагентов, их свободный «вход» на рынок способствуют достаточно высокой конкуренции, особенно среди небольших агентств и фирм.
Все это обусловливает актуальность вопросов инновационной деятельности, характеризующих правовые, общественные и экономические вопросы на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма. Целью данной статьи является исследование инновационной деятельности и ее специфики на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма, выявление проблем и разработка приоритетных стратегических направлений.
Контент-анализ. Обзор научных публикаций характеризует различные подходы к исследованию инноваций, инновационной деятельности авторами как зарубежными (Л. Лесакова, С. Луллери, С. Негасси, Т. Хунг, К. Толлин, Б. Санто, Я. Кук, П. Квинтас, Д. Уилд), так и отечественными (К.В. Бармина,
Т.А. Джум, Е.Е. Кирий, Е.А. Неретина, О.В. Пархоменко, Е.Н. Кравцова, С.А. Беляков, Т.В. Рыжкова, С.А. Калугина, А.А. Макаров, О.Н. Бочкина, М.Б. Ермакова, Л.Э. Глаголева, О.А. Крючкова).
Реферирование научных публикаций к примеру, зарубежных авторов: Л. Лесакова [14], С. Луллери [15], С. Негасси, Т. Хунг [16], К. Толлин [17], показало, что исследование инноваций осуществляется в основном с рыночных позиций и точки зрения маркетинговой деятельности, в том числе изучаются особенности конкуренции малого и среднего бизнеса, взаимосвязи инноваций и конкуренции. При этом все результаты подтверждены эмпирическими исследованиями на примерах малого и среднего бизнеса, а также в компаниях, в которых инновации финансируются государством и частными инвесторами. Например, Любица Лесакова, подчеркивая актуальность инновационной составляющей для малых и средних предприятий как фактор повышения их конкурентоспособности, по результату эмпирического исследования обосновывает основные препятствия для развития данной деятельности [14]. Влияние маркетинговой деятельности на успех инноваций неоднозначно: оно положительно для инкрементальных (незначительные усовершенствования) перемен, но отрицательно - для радикальных инноваций [15]. Это объясняется высокими затратами на фундаментальные исследования и невысокой вероятностью достижения желаемого результата. Исследование взаимосвязи между инновациями и конкуренцией выявило следующую тенденцию: в государственном секторе индекс конкуренции не коррелируется с инновационной продукцией, а в коммерческом секторе - положительно влияет на инновационную активность [17].
В научных исследованиях инновационной деятельности отечественных авторов (К.В. Бармина [2], Т.А. Джум, Е.В. Василенко [5], Е.Е. Кирий, Л.В. Ковынева [7], Е.А. Неретина, О.Н. Бочкина, М.Б. Ермакова [11], М.Ю. Архипова [1], Л.И. Донскова [6], С.А. Ка-
лугина, А.А. Макаров [10], Л.Э. Глаголева, О.А. Крючкова [4], И.С. Кулаковская [9] и др.) затрагиваются различные аспекты инновационной деятельности на уровне как регионов в целом, так и туристических, гостиничных предприятий в частности.
Исследование Е.Е. Кирий и Л.В. Ковыне-вой основывается на проблемах, к примеру, присущих инновационной деятельности гостиничного предприятия. Эмпирическое исследование оценки инновационной активности на примере предприятий гостиничного типа Хабаровска подтвердило практически свойственные малому и среднему бизнесу проблемы в российской практике [7].
В исследовании инновационной деятельности в сфере услуг К.В. Бармина акцент поставлен на взаимодействии субъектов институциональных инноваций и населения. По нашему мнению, предложенная модель взаимосвязи не только трех институтов - государство, наука (университеты и научно-исследовательские центры) и бизнес, но и населения, является в свою очередь одним из источников структурных и институциональных изменений [2].
Е.А. Неретина, О.Н. Бочкина и М.Б. Ермакова рассматривают значение проектной деятельности в инновационной сфере, так как считается, что инновация осуществляется в рамках именно инновационного проекта. В этом случае высока координирующая роль маркетинга по вопросам от формирования идеи и концепции продукта/услуги, маркетинговых исследований, разработке инновационной стратегии до решения задачи, связанной с распределением и продвижением инновационного продукта [11].
Используя системный подход к исследованию инновационной деятельности, Е.Н. Кравцова и В.П. Воронин характеризуют ее как одну из форм управленческой деятельности менеджеров предприятия. По их мнению, взаимодействие стратегической и инновационной деятельности считается эволюцией системы управления хозяйствующих субъек-
тов в ситуации быстрых изменений и непредсказуемости внешних условий [8].
Объединение инновационной и стратегической деятельности предприятия поддерживает С.А. Беляков, подчеркивая при этом такое направление, как переход к экономике знаний, т.е. более эффективное использование накопленных и вновь создаваемых знаний. Именно системный подход в управлении знаниями, сочетающий организационные, личностные и технологические компоненты, позволяет раскрывать возможности результатов исследований, проводимых представителями фундаментальных наук, укрепления взаимодействия между академической наукой и промышленностью [3].
При выработке инновационной стратегии следует выделить немаловажный аспект -это повышение степени неопределенности результатов по срокам, затратам, качеству и эффективности, что обусловливает такую специфическую функцию, как управление инновационными рисками. К тому же повышаются инвестиционные риски проектов, которые возрастают из-за новизны решаемых задач, обусловленных инновационной составляющей [12].
Анализируя подходы к исследованию инновационной деятельности, подчеркнем важность системного подхода, позволяющий анализировать причины, влияющие на результаты, что является определяющим фактором при разработке стратегических приоритетов на предприятиях.
В частности, с точки зрения системного подхода туризм представляется системным объектом, который функционирует под влиянием внешней и внутренней среды. Внешние факторы (экономический, политический, природный, социально-культурный) могут иметь форс-мажорный характер, а именно: кризисы, природные катаклизмы, землетрясения, цунами, наводнения и т.п. Это обусловливает проблемы в прогнозировании деятельности, а также при формировании стратегии туристского бизнеса, что увеличивает риски долго-
срочных инвестиций для инвесторов, банков, кредиторов. Среди факторов внешней среды особый акцент на таких факторах как научно-технический и социальный (интеллектуальное развитие человечества), которые являются определяющими при разработке и внедрение инноваций в этой сфере [5].
Современные достижения научно-технического прогресса и динамика обновляющихся знаний составляют профессиональную основу управления сферой социально-культурного сервиса и туризма и связано с тенденцией повышения инновационной активности в этой сфере. Между тем туристский бизнес, в том числе и его санаторно-курортный комплекс, является инициатором и экспериментатором в освоении и внедрении передовых технологий, непрерывно изменяет формы и способы предложения и предоставления услуг, открывает и осваивает новые возможности [5].
В развитии предприятий социально-культурного сервиса и туризма инновации имеют не только большое значение, но и свою специфику:
• к инновациям по характеру удовлетворяемых потребностей, относятся нововведения, создающие новые потребности и развивающие уже существующие;
• повышается актуальность инновационных стратегий, но в то же время увеличивается сложность их разработки и реализации, что связано с проблемами планирования и прогнозирования деятельности предприятий;
• возрастают роль и значение предложений единичных (уникальных) разработок, рассчитанных на индивидуального потребителя, что позволяет предприятиям повысить свою конкурентоспособность, позиционировать себя как носителей передовых технологий, привлекать новых клиентов [7];
• инновационная деятельность на предприятии зависит от руководителя и его отношения к новшествам, а также от формирования у персонала организаций мотивации к инновационному типу поведения и правильно
выбранной формы стимулирования.
Основные цели, которые преследуют инновации в туризме - это способность реагирования на изменения, происходящие в отрасли, обеспечить достижения стратегических целей: во-первых, повышение эффективности деятельности, во-вторых, получение конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.
Среди видов инноваций, которые наиболее распространены на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма, это в первую очередь инновации в процессе обслуживания потребителей, модернизации материально-технического обеспечения, инновации в бизнес-процессе и др. Экологические инновации актуальны, к примеру, при формировании экологических туров, маршрутов, экскурсий, так называемые экотропы, экоэкс-курсии, экотуры и др.
Особая роль в туризме отводится таким инновациям, как новейшие информационные и коммуникационные технологии [5]. Современные достижения в области телекоммуникаций и электронного маркетинга обеспечивают новые возможности для туристского бизнеса и существенно воздействуют на его модели развития. Информационные технологии относятся к радикальным инновациям, которые не являются реакцией на потребности рынка, а связаны с наукой, научными открытиями, новейшими изобретениями, которые обладают определенной независимостью от общественных потребностей. К этому относятся разработки систем информации и резервирования, привязанные к конкретному региону, или дестинации с целью обеспечить внимание к местным туристским организациям и проводимым мероприятиям [5].
В связи с этим в инновационной деятельности предприятий возрастает значение информации и новых знаний. На предприятиях гостиничного типа, к примеру, это использование инновационного и интеллектуального потенциалов с целью максимального удовлетворения потребностей туристов в условиях
высокой конкуренции [7].
Для исследования инновационной деятельности предприятий социально-культурного сервиса и туризма и взаимосвязей между ними обозначим критерии и показатели инновационной активности и факторы, влияющие на инновации. Одним из главных является показатель «количество малых предприятий, занимающихся инновационной деятельностью». Особенно важно, что, осуществляя новаторскую функцию, предпринимательские структуры содействуют процессу развития новых идей (технических, организационных, управленческих и др.), проводя при этом новые турпродукты и предоставляя новые услуги.
Мониторинг инновационной деятельности
В этом контексте мониторинг инновационной деятельности и ее элементов, проведенный по статистическим данным в России2, позволяет выделить изменения и их взаимосвязь с предприятиями малого и среднего бизнеса. Самую высокую нестабильность по годам проявляет показатель объемов финансирования науки из средств федерального бюджета, что связано, на наш взгляд, с неблагоприятной ситуацией в нашей стране и кризисами в мире. Невысокая доля расходов на НИР по отношению к ВВП (0,64%) по секторам: государственный (0,83%) и предпринимательский (0,33%) -свидетельствует о том, что в России частный сектор не заинтересован в инновациях (в развитых странах инновации в большей степени финансируют конкретные фирмы) [6]. При этом невысокая доля малых предприятий в структуре организаций, выполняющих исследования и разработки по секторам деятельности (государственный -37%, предпринимательский - 33,5%, сфера высшего образования - 27%, некоммерческий - 2,1%) характеризует слабую связь бизнес-структур, особенно малого и среднего бизнеса, с высшими учебными заведениями. Неза-
2 Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru
интересованность в сотрудничестве с научными заведениями объясняется объективными условиями их деятельности: высокие налоги, инфляция, целевое назначение и др. [6].
В России также просматриваются негативные социальные тенденции: происходит сокращение численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками, что обусловлено низким уровнем оплаты труда в науке, падением его престижа [1]. К тому же в России наблюдается устойчивая тенденция отраслевой и региональной дифференциации по основным показателям социально-экономического развития.
Перечисленные выше негативные тенденции в инновационной деятельности взаимосвязаны с проблемами малого и среднего бизнеса: отсутствие сотрудничества с вузами, незаинтересованность в инновационной деятельности, недостаточность стратегических разработок (проектов, планов), неподготовленность персонала к творческой инициативной работе, отсутствие стимулов и др. К тому же проблемы, характеризующие развитие инноваций на общероссийском уровне, взаимосвязаны со следующей региональной спецификой: невосприимчивость регионального бизнеса к инновациям, незначительное преимущество инновационной деятельности в стратегиях большинства организаций.
Аналитическая часть. Мониторинг инновационной деятельности в общероссийском масштабе по статистическим данным характеризует связь позиционирования регионов и их дифференциации согласно инновационной активности. Результаты группировки субъектов РФ по инновационной активности (группы активности: низкая - умеренная -средняя . высокая) характеризует изменение показателя доли малых предприятий, занимающихся инновационной деятельностью [6]. Выявлена разноплановая тенденция: непрямая связь между инновационной активностью и долей малых предприятий, занимающихся инновациями. Для первых четырех групп по степени инновационной активности повыша-
ется доля малых предприятий; а для группы с высокой инновационной активностью (группа V) - доля малых предприятий сокращается. Это характеризует участие в инновационной деятельности крупного бизнеса, за счет которого она значительно растет [6].
Для более глубокого исследования проблем инновационной деятельности было проведено монографическое наблюдение на примере предприятий социально-культурного сервиса и туризма. Для сбора информации разработан опросный лист в виде структурированного интервью, включающий вопросы о сфере деятельности, опыте работы, оценке успешности бизнеса, используемой системе налогообложения, источниках финансирования; видах инноваций, развитости инфраструктуры по поддержке малого бизнеса и др. В качестве экспертов выступили предприниматели (261 чел.), которые представляли основные виды деятельности: экскурсионная, спортивная, гостиничная, туристическая, сана-торно-оздоровительная, турагентская и туроператорская и др. (рис. 1). Стаж работы респондентов в данной сфере составил свыше трех лет - 65%, один-три года - 22%. По результатам исследования инновационной деятельности в социально-культурном сервисе и туризме, 2017 г. получено свидетельство о государственной регистрации базы данных3.
Предприниматели оценили успешность организации по 5-балльной шкале (1 - совсем неуспешный; 5 - очень успешный), при этом уровень успешности (средневзвешенная арифметическая) составил 3,95. В своей деятельности большинство из респондентов применяют упрощенную систему налогообложения (62%) и общую систему налогообложения (21%). В своей деятельности они используют офисные, производственные, складские помещения на условиях аренды или
3 Донскова Л.И. Результаты исследования инновационной деятельности в социально-культурном сервисе и туризме, 2017 г. Свидетельство о государственной регистрации базы данных №2018621396. Дата гоcреги-страции в Реестре баз данных - 7.06.2018.
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
имеют их в собственности.
В течение исследуемого года 70% опрошенных занимались инновационной деятельностью (разработка новой продукции/услуги). В большей степени разрабатывали маркетинговые (23%), организационно-управленческие (19), технологические (16), социальные (15%), информационные инновации, а в меньшей степени - экологические, экономические инновации (см. рис. 2). Эти виды инноваций, по мнению респондентов, предпочтительны, так как актуальны (34%)и обеспечивают успешность бизнеса (34%), что важно для продвижения предприятия, привлечения новых клиентов, востребованности изготовленной про-
дукции, а также позволяет улучшить эффективность использования техники и повысить конкурентоспособность в целом.
Что касается технологической модернизации, то более половины предпринимателей (60%) планируют осуществить ее в ближайшее время. Целью будет, подчеркивают они, внедрение новых видов продукции/услуг, повышение качества и увеличение объема производимой продукции/услуг, соответственно, снижение издержек на производство единицы продукции. Остальные респонденты сообщили, что «не планируют» / «не видят необходимости» в этом (53%) или указали на отсутствие финансовых возможностей (47%).
20,0 18,0 16,0 14,0 12,0 10,0 8,0 6,0 4,0 2,0 0,0
18,4
11,9
11,5
6,9
12,3
8,0
/
15,3
/
5,4
I
10,3
У
Рис. 1 - Структура респондентов по сфере деятельности
Приоритетные виды инноваций в бизнесе
информационные экологические социальные маркетинговые экономические организационно управленческие технологические
Рис. 2 - Приоритетные виды инноваций в деятельности предприятий 12 1-
По условиям инфраструктуры, в основном респонденты пользуются услугами организаций по микрокредитованию (25%), инвестиционных (14%) и инновационных (11%) фондов, бизнес-инкубаторов (11%), в меньшей степени - услугами лизинговых компаний (8%), технополисов (7%), консалтинговых фирм (7%), а также технопарков и венчурных фирм.
Для оценки мер по поддержке малого бизнеса введен критерий «важно/неважно». Со стороны властей, на взгляд респондентов, наиболее важны следующие мероприятия: финансовая поддержка и помощь в получении ссуд и кредитов (29,3%), предоставление в аренду государственных и муниципальных помещений на льготных условиях (14,7%), оказание помощи в продвижении продукции на региональные и иные рынки, организации выставок и ярмарок (12%), создание бизнес-
инкубаторов и технопарков (12%), государственные и муниципальные заказы (12,7%).А такие меры поддержки, как информационная и консультационная поддержка малого бизнеса (9,7%) и обучение населения основам предпринимательской деятельности (9%),по их оценкам, менее важны.
Для эффективного развития предприятий малого и среднего бизнеса в регионе в будущем, по мнению респондентов, необходимо обеспечить финансовую поддержку со стороны государства (доступ к кредитам и другим финансовым инструментам - 22,4%), усилить такие меры, как борьба с коррупцией (взяточничество, вымогательство), обеспечить законодательно-нормативные основы деятельности предпринимателей и создание равных возможностей для конкуренции (17,7%), а также сокращение количества проверяющих органов (18,6%) (рис. 3).
Обеспечить законодательно-нормативное деятельность предпринимателей 25,0
Создать поддержку в обществе положительного имиджа предпринимателей
Обеспечить открытость и прозрачность проведения государственных закупок
Уменьшить количество проверяющих органов
Борьба с коррупцией (взяточничеством, вымогательством)
Создать равные возможности для конкуренции
Обеспечить финансовую поддержку государства (облегченный доступ к кредитам и другим финансовым инструментам (лизинг и др.))
Рис.3 - Рейтинг элементов инновационной деятельности
Степень доступности необходимых для бизнеса ресурсов эксперты считают в целом как хорошую (4,12 балла по 5-балльной шкале). При этом уровень доступности выше по
кадровым, производственным, финансовым ресурсам, а природные и материальные ресурсы менее доступны. В качестве источников финансирования инноваций на предприятиях
используются: внешние - кредитные ресурсы (60%) и внутренние - взносы учредителей, собственные средства (40%). При этом влияние инноваций на результаты деятельности предприятия эксперты считают как значительным (47%), так и незначительным (46%), только 7% поставили оценку «не влияет».
Если исходить из результатов исследования проблем инновационной деятельности на предприятиях, то можно подчеркнуть разноплановые тенденции. В сфере сервиса и туризма по отношению инновационной деятельности складывается положительная ситуация, а большинство предпринимателей уже работают в этом направлении или планируют инновации в ближайшее время. Однако по-прежнему остаются следующие проблемы: недостаток финансов в связи с инфляцией и повышением цен на импортную продукцию, нехватка высококвалифицированного персонала, высокая стоимость инноваций и длительный срок их окупаемости. В связи с этим большинство респондентов считают, что представителям административной власти нужно больше уделять внимание финансовой поддержке, оказывать помощь в получении ссуд и кредитов; предоставлять в аренду государственные и муниципальные помещения на льготных условиях, а также участвовать в организации технопарков и инновационных фондов. В целом, мы поддерживаем экспертов в том, что с учетом текущей ситуации в стране, нынешним состоянием экономики проблемы инноваций в малом и среднем бизнесе остаются актуальной роль государства и значение его инновационной политики.
Рекомендации
По результатам исследований инновационной деятельности мы считаем в будущем актуализировать деятельность компаний по следующим направлениям: маркетинговая деятельность, получение нового знания и информации, а также взаимодействие с высшими учебными заведениями. Ведь по сути разработка и внедрение инноваций на предприятии - это своего рода проект с инновацион-
ными элементами (план мероприятий, оценка новизны, расчет затрат). В соответствии с этим повышается значение маркетинга на всех этапах проекта: исследования и разработки, выхода на рынок, роста и стабильности, сокращения сбыта, ухода с рынка. Особо подчеркнем тактические мероприятия маркетинга на первой фазе жизненного цикла инновационного проекта- это исследования и разработки: маркетинговые исследования, планирование маркетинга инноваций, выбор и подготовка целевой аудитории, бенчмаркинг, тестирование и др.
В этих условиях, на наш взгляд, повышается роль исследовательского процесса создания нового научного знания, который в зависимости от стратегии и целей фирмы имеет возможные аспекты исследований: фундаментальное, или основное, исследование в целях приобретения информации; применение исследований и разработок для создания благоприятствующей перспективы новшества; использование исследований и разработок для открытия нового бизнеса или диверсификации своей деятельности. Это возможно за счет активизации взаимодействия с вузами (профильными кафедрами), проведения исследований, выполнения исследовательских проектов (дипломных работ) под заказ.
Процесс разработки стратегии инновационного развития предприятия должен опираться на основные принципы, среди которых выделим принцип системного развития предприятия на основе реализации инновационной стратегии. Так, к примеру, внедрение новой техники позволяет повысить производительность труда, но при низкой квалификации персонала решить такую задачу будет проблематично. Поэтому улучшаться должна деятельность предприятия в целом, причем за счет не только совершенствования имеющихся бизнес-процессов, технологий или продуктов, но и внедрения новых разработок [12]. Реализация любой инновационной стратегии связана с перестройкой предприятия - его реструктуризацией, поскольку изменение состо-
яния хотя бы одного элемента ведет к изменению состояния всех других составляющих.
Среди основных измеряемых показателей исследовательского процесса, следствием чего будет достижение результатов инновационной деятельности, предлагается выделить следующие:
для потребителя: более точное знание потребителей позволяет создать новый и улучшенный турпродукт или процесс обслуживания, которые могут быть измерены повышением качества или сокращением стоимости (материальных затрат); новое применение старых объектов туристического назначения, к примеру, различные объекты, первоначально созданные для иных целей; замена туристского продукта в целях использования имеющихся средств производства и обслуживания;
для бизнеса: получение патентов, лицензий, ноу-хау и других документов, дающих конкурентные преимущества; повысить имидж, в том числе при участии в выставках, ярмарках, расширяя деловые связи; получение дополнительного дохода от применения исследования; повышение квалификации менеджеров и персонала; выгодное распоряжение туристскими ресурсами, ценная информация для продвижения и применения инновационного продукта.
Заключение
Исследование инновационной деятельности, проведенного на примере предприятий социально-культурного сервиса и туризма, в комплексе позволяет охарактеризовать связи бизнеса с инновационной активностью как положительные для большинства организаций. Однако отмечено отсутствие связей (или незначительные связи) с образовательными организациями, отсутствие систематических исследований и стратегических разработок. В качестве причин, препятствующих инновационной деятельности, выявлены: недостаточ-
ность финансов, неравная доступность к гран-товой поддержке бизнеса, незаинтересованность сотрудничества бизнеса с учебными заведениями, отсутствие специалистов, способных подать креативные, нестандартные предложения.
Результаты исследований дают возможность внести корректировки в инновационную деятельность предприятий, прежде всего по стратегическим направлениям: поддержка со стороны высшего руководства, определение цели инновационной и стратегической деятельности, системы мотивации (материальной и моральной) для персонала, обеспеченность ресурсами (финансовыми, материальными, информационными), регулярное обучение руководителей, новаторов, персонала и др.
В инновационном развитии предприятий важную роль играет позиция бизнес-сообщества, особенно в условиях неустойчивости и нестабильности окружающей среды. В этом случае важен акцент на мотивации бизнеса, а также создание таких условий, в которых бизнес будет работать. Главным инициатором по этим вопросам должно стать государство, которое вкладывает бюджетные средства (или их часть) в стимулирование спроса на инновации, т.е. обеспечить определенные гарантии безубыточности совместных проектов в инновационной деятельности. Улучшить ситуацию в инновационной сфере возможно за счет разработки и реализации сбалансированной государственной политики, формирования стратегической цели развития инновационной среды, инфраструктуры, обеспечения частно-государственного партнерства, развития инфраструктуры инновационной деятельности. Несмотря на разноплановые проблемы в развитии инновационной деятельности, за инновациями будущее нашей страны, их можно рассматривать как фактор повышения уровня и качества жизни каждого человека и общества в целом.
Список источников:
1. Архипова М.Ю. Инновации и уровень жизни населения: исследование взаимосвязи и основных тенденций развития // Вопросы статистики. 2013. №4. С. 45-53.
2. Бармина К.В. Инновационная деятельность сферы услуг как форма структурных и институциональных изменений // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. Т.5. №11(11). С. 12-14.
3. Беляков С.А. Приоритеты инновационной стратегии металлургической промышленности // Транспортное дело России. 2010. №5. С. 35-37.
4. Глаголева Л.Э., Крючкова О.А. Инновационное развитие экотуризма на базе спортивно-оздоровительного комплекса «Сосновый бор» // Наука и туризм: стратегия взаимодействия. 2014. Вып. 1. С. 40-43.
5. Джум Т.А., Василенко Е.В. Инновационная деятельность в сфере туризма // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. 2016. №1. С. 549-552.
6. Донскова Л.И., Чубарова О.И. Количественный и качественный анализ инновационной деятельности в российском регионе // Наука Красноярья. 2017. Т.6. №3. С. 83-109.
7. Кирий Е.Е., Ковынева Л.В. Инновационная деятельность гостиничного предприятия: проблемы и пути решения // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2016. Т.1. С. 254-257.
8. Кравцова Е.Н., Воронин В.П. Инновационная деятельность предприятия // Креативная экономика. 2008. Т.2, №6. С. 3-8.
9. Кулаковская И.С. Инновационные технологии чистоты и комфорта как залог коммерческого успеха отеля // Наука и туризм: стратегия взаимодействия. 2016. Вып.5(3). С. 28-29.
10. Калугина С.А., Макаров А.А. Хозяйствующие субъекты ресторанно-гостиничного бизнеса России: обзор организационных структур управления // Вестник ТГУПБП. 2014. №5. С. 69-80.
11.Неретина Е.А., Бочкина О.Н., Ермакова М.Б. Маркетинговое обеспечение процессов разработки и реализации инновационных проектов // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2017. №1(13). С. 30-37.
12.Рыжкова Т.В., Горелова Л.В. Стратегия инновационного развития предприятия // Национальный институт им. Екатерины Великой. 2013. №2. С. 31-40.
13.Санникова И.Н., Татарникова Э.В. Оценка инновационного потенциала предприятия для управления развитием // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. №3. С. 57-64.
14.Lesáková L. Empirical Research on Innovation Activities in Small and Medium-Sized Enterprises in the Slovak Republic // Management, Enterprise and Benchmarking In the 21st Century 2014. Budapest, Hungary. P. 57-67.
15.Lhuillery S. Marketing and persistent innovation success // Economics of Innovation and New Technology. 2014. Vol. 23. No.5-6. P. 517-543.
16.Negassi S., Hung T.-Yi. The nature of market competition and innovation: does competition improve innovation output? // Economics of Innovation and New Technology. 2014. Vol. 23. No.1. P. 63-91.
17.Tollin K. Mindsets in Marketing for Product Innovation: An Explorative Analysis of Chief Marketing Executives' Ideas and Beliefs about How to Increase Their Firms' Innovation Capability // Journal of Strategic Marketing. 2008. Vol. 16. No.5. P. 363-390.
Lyudmila I. DONSKOVA a, Alexander G. REDKIN b, Olga V. OTTOc, Natalya N. BESPALOVA d
a Russian University of Tourism and Service (Moscow, Russia); PhD in Economics; Associate Professor; e-mail: [email protected] b Altai State University (Barnaul, Altai Krai, Russia); PhD in Geography, Associate Professor; e-mail: [email protected] c Altai State University (Barnaul, Altai Krai, Russia); PhD in Geography, Associate Professor; e-mail: [email protected] d Altai State Institute of Culture (Barnaul, Altai Krai, Russia); PhD in Pedagogics, Associate Professor; e-mail: [email protected]
THE PRIORITIES OF INNOVATION IN ENTERPRISES OF SOCIAL-CULTURAL SERVICE AND TOURISM: RUSSIAN EXPERIENCE
The issues related to innovation and innovation activities are of particular importance, because their decision determines the conditions and progress in science and technology, providing opportunities for sustainable economic and social growth in general. The article presents the study of innovation and evaluation of its quantitative and qualitative indicators that characterize the most relevant aspects of innovation in Russian practice, for example, social-cultural service enterprises. The authors justify priority development directions of innovation activity in enterprises of social-cultural service and tourism, which can be used in long-term planning and strategic directions development.
The purpose of this article is to explore innovation and its specificity in the enterprises of the social-cultural service and tourism, the identification of problems and the development of priority strategic areas.
The article is based on the scientific (abstract-logical analysis and synthesis), monographic, economic-mathematical methods, statistical methods (groups), as well as the method of expert estimations. Studying innovation and its elements, despite the specificity, allow to assess positively the most innovative activity of enterprises, but there is a small connection (or lack thereof) with higher educational institutions, government support of the regional administration, as well as the lack of financial opportunities and strategic planning at enterprises. This makes it possible to make adjustments to the innovation activities of enterprises, especially in terms of integration activities: conducting research, obtaining new information (knowledge) on updating the innovation activities of enterprises in the socio-cultural service and tourism and strategic development. Scope of results: the governing bodies of economic entities can use the obtained results, as well as scientific departments of universities in order to integrate their joint activities.
References
1. Arkhipova, M. Yu. (2013). Innovacii i uroven' zhizni naselenija: issledovanie vzaimosvjazi i os-novnyh tendencij razvitija [Innovations and the standard of living of the population: a study of the relationship and the main development trends]. Voprosy statistiki [Statistics Issues], 4, 4553. (In Russ.).
2. Barmina, K. V. (2017). Innovacionnaja dejatel'nost' sfery uslug kak forma strukturnyh i instituci-onal'nyh izmenenij [Innovation activity in the service sector as a form of structural and institutional changes]. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i social'no-ekonomicheskih nauk [Actual problems of humanitarian and socio-economic sciences], 5(11), 12-14. (In Russ.).
3. Beliakov, S. A. (2010). Prioritety innovacionnoj strategii metallurgicheskoj promyshlennosti [Priorities of the innovation strategy of the metallurgical industry]. Transportnoe delo Rossii [Russia's Transport Business], 5, 36-37. (In Russ.).
Keywords:
innovation, innovation activity, quantitative and qualitative analysis, statistics, the method of expert assessments, systematic approach, specific innovation
4. Glagoleva, L. E., & Krjuchkova, O. A. (2014). Innovacionnoe razvitie ekoturizma na baze spor-tivno-ozdorovitel'nogo kompleksa «Sosnovyj bor» [Innovative development of ecotourism on the basis of the sports and recreation complex "Sosnovy Bor"]. Nauka i turizm: strategija vzai-modejstvija [Science and tourism: interaction strategy], 1, 40-43. (In Russ.).
5. Dzhum, T. A., & Vasilenko, E. V. (2016). Innovacionnaja dejatel'nost' v sfere turizma [Innovative activity in the sphere of tourism]. Kurortno-rekreacionnyj kompleks v sisteme regional'nogo razvitija: innovacionnye podhody [Resort and recreation complex in the system of regional development: An innovative approaches], 1, 549-552. (In Russ.).
6. Donskova, L. I., & Chubarova, O. I. (2017). Kolichestvennyj i kachestvennyj analiz innovacionnoj dejatel'nosti v rossijskom regione [Quantitative and qualitative analysis of innovation activities in Russian region]. Nauka Krasnojarja [Science of Krasnoyarsk], 6(3), 83-109. (In Russ.).
7. Kiriy, E. E., & Kovyneva, L. V. (2016). Innovacionnaja dejatel'nost' gostinichnogo predprijatija: problemy i puti reshenija [Innovative activity of the hotel enterprise: problems and solutions]. Nauchno-tehnicheskoe i ekonomicheskoe sotrudnichestvo stran ATR v XXI veke [Scientific, technical and economic cooperation of the APR countries in the XXI century], 1, 254-257. (In Russ.).
8. Kravtsova, E. N., & Voronin, V. P. (2008). Innovacionnaja dejatel'nost' predprijatija [Innovative activity of an enterprise]. Kreativnaja ekonomika [Creative Economy], 2(6), 3-8 (In Russ.).
9. Kulakovskaya, I. S. (2016). Innovacionnye tehnologii chistoty i komforta kak zalog kommerch-eskogo uspeha otelja [Innovative technologies of cleanliness and comfort as the key to the commercial success of the hotel]. Nauka i turizm: strategija vzaimodejstvija [Science and tourism: interaction strategy], 5(3), 28-29. (In Russ.).
10.Kalugina, S. A., & Makarov, A. A. (2014). Hozjajstvujushhie sub'ekty restoranno-gostinnichnogo biznesa Rossii: obzor organizacionnyh struktur upravlenija [Economic entities of the restaurant and hotel business in Russia: an overview of organizational management structures]. Vestnik TGUPBP [Bulletin TGUPBP], 5, 69-80. (In Russ.).
11.Neretina, E. A., Bochkina, O. N., & Ermakova, M. B. (2017). Marketingovoe obespechenie pro-cessov razrabotki i realizacii innovacionnyh proektov [Marketing support of the development and implementation of innovative projects]. Ekonomicheskie i social'no-gumanitarnye issledo-vanija [Economic, Social and Humanitarian Studies], 1(13), 30-37. (In Russ.).
12.Ryzhkova, T. V., & Gorelova, L. V. (2013). Strategija innovacionnogo razvitija predprijatija [Enterprise Innovation Development Strategy]. Nacional'nyj institut im. Ekateriny Velikoj [Catherine the Great National Institute], 2, 31-40. (In Russ.).
13.Sannikova, I. N., & Tatarnikova, E. V. (2013). Ocenka innovacionnogo potenciala predprijatija dlja upravlenija razvitiem [Assessing the innovative potential of an enterprise for development management]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom [Management in Russia and abroad], 3, 5764. (In Russ.).
14.Lesáková, L. (2014). Empirical Research on Innovation Activities in Small and Medium-Sized Enterprises in the Slovak Republic. Management, Enterprise and Benchmarking - In the 21st Century. Budapest, 57-67.
15.Lhuillery, S. (2014). Marketing and persistent innovation success. Economics of Innovation and New Technology, 23(5-6), 517-543.
16. Negassi, S., & Hung, T.-Y. (2014). The nature of market competition and innovation: does competition improve innovation output? Economics of Innovation and New Technology, 23(1), 63-91.
17.Tollin, K. (2008). Mindsets in Marketing for Product Innovation: An Explorative Analysis of Chief Marketing Executives' Ideas and Beliefs about How to Increase Their Firms' Innovation Capability. Journal of Strategic Marketing, 16(5), 363-390.
Донскова Л.И., Редькин А.Г., Отто О.В., Беспалова Н.Н. Приоритеты инновационной деятельности на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма: российский опыт // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. Вып. 1. С. 6-18. DOI: 10.24411/1995-042X^019-10101.
Donskova, L. I., Redkin, A. G., Otto, O. V., & Bespalova,
N. N. (2019). The priorities of innovation in enterprises of social-cultural service and tourism: Russian experience. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 13(1), 6-18. doi: 10.24411/1995-042X-2019-10101. (In Russ).