Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ'

РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предприятие ЖКХ / конкурентоспособность / системный подход / методы оценки конкурентоспособности / подсистема / диаграмма / развитие / housing and communal services enterprise / competitiveness / system approach / methods of assessing competitiveness / subsystem / diagram / development.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брянцева И. В., Широких А. А.

Целью проведенного исследования является развитие теоретических и методических положений по оценке конкурентоспособности предприятия, работающего в сфере ЖКХ. Предложенная методика позволяет не только количественно оценить уровень конкурентоспособности, но и дает возможность управлять конкурентоспособностью через выделенные функциональные подсистемы: управленческую, финансово-экономическую, производственно-техническую, кадровую, качества и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Methods for Assessing the Competitiveness of Housing and Communal Services Enterprises

The purpose of the study is to develop theoretical and methodological provisions for assessing the competitiveness of an enterprise operating in the housing and utilities sector. The proposed methodology allows not only to quantify the level of competitiveness, but also makes it possible to manage competitiveness through the selected functional subsystems: managerial, financial and economic, production and technical, personnel, quality and development.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 4 (71)

иг

УДК 338.4

И. В. Брянцева, А. А. Широких

РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Брянцева И. В. - профессор Высшей школы менеджмента, Тихоокеанский государственный университет, e-mail: 000243@pnu.edu.ru; Широких А. А. - ведущий специалист Планового отдела ГУП ЖКХ Республики Саха (Якутия), e -mail: shirokikhnastya@gmail. com

Целью проведенного исследования является развитие теоретических и методических положений по оценке конкурентоспособности предприятия, работающего в сфере ЖКХ. Предложенная методика позволяет не только количественно оценить уровень конкурентоспособности, но и дает возможность управлять конкурентоспособностью через выделенные функциональные подсистемы: управленческую, финансово-экономическую, производственно-техническую, кадровую, качества и развития.

Ключевые слова: предприятие ЖКХ, конкурентоспособность, системный подход, методы оценки конкурентоспособности, подсистема, диаграмма, развитие

Сфера ЖКХ является одной из ключевых отраслей экономики, которая оказывает значительное влияние на развитие городов и регионов, качество жизни населения. В условиях рыночной экономики конкуренция между предприятиями появилась и в секторе жилищно-коммунальных услуг, при чем в ряде случаев она становится достаточно острой, поэтому вопрос повышения конкурентоспособности является актуальным и для предприятий этой сферы.

Под конкурентоспособностью мы понимаем способность хозяйствующего субъекта быть лидером, успешно соперничать с конкурентами на конкретном рынке по достижению одной и той же цели.

Исследование конкурентоспособности предприятия в секторе жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) позволяет выявить сильные и слабые стороны, определить место предприятия на рынке и разработать стратегию

© Брянцева И. В., Широких А. А., 2023

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 4 (71)

повышения конкурентоспособности. Это, в свою очередь, позволит предприятию за счет проведения тактических мероприятий повысить эффективность работы, улучшить качество предоставляемых услуг, обеспечить более полное удовлетворение потребностей населения в сфере жилищно-коммунальных услуг и упрочить положение на рынке. Для нахождения места предприятия в рыночной среде, определения его производственного потенциала и перспектив развития необходима количественная оценка конкурентоспособности.

Любая действующая система оценки должна иметь соответствующее методическое обеспечение. Для предприятий и организаций сектора жилищно-коммунальных услуг вопрос оценки их конкурентоспособности неоднозначен, так как по данной проблеме практически не имеется общепризнанных разработок.

Результаты исследования методик оценки конкурентоспособности предприятия показали, что большинство исследователей применяют интегральный подход.

Среди них можно выделить методику оценки конкурентоспособности предприятия, предложенную И. Максимовым [1], сравнительную рейтинговую оценку Ненашева Е.В. с использованием метода расстояний [2], математическую модель Р.А. Фатхутдинова [1,3]. Кроме того, для анализа достаточно широко используется пятифакторная модель М. Портера [6]. Каждая из этих методик имеет свои преимущества и недостатки, и выбор конкретной методики зависит от целей и задач оценки.

Для решения задачи разработки стратегии и тактики развития, основывающейся на повышении конкурентоспособности предприятия, нами предлагается методика, базирующаяся на системном подходе, рассматривающем объект оценки как открытую сложную социально-экономическую систему. Поскольку конкурентоспособность является одним из проявлений свойств целостности и определяется как способность системы конкурировать в изменяющихся условиях внешней среды, нами выделено шесть функциональных составляющих подсистем: управленческая, финансово-экономическая, производственно-техническая, кадровая, качества и развития. В отличии от ранее опубликованной авторами методики количество выделенных подсистем уменьшено [7], трудоемкость расчетов сокращена.

Комплексную характеристику и оценку такой сложной категории как конкурентоспособность можно осуществить, по мнению авторов, только с помощью комплекса показателей, поэтому сформирована система показателей, характеризующая каждую из выделенных подсистем (табл. 1). Отбор показателей базировался на системе планов и отчетов предприятия.

ВЕСТНИК ТСТУ. 2023. № 4 (71)

Таблица 1

Показатели оценки подсистем, обеспечивающих конкурентоспособность _предприятий сферы ЖКХ_

Подсистема/показатель Алгоритм расчета Условные обозначения

1. Управленческая

1.1 Доля управленческого персонала в среднесписочной численности (дуп) АУП ^уп = 1 q АУП - административно-управленческий персонал; q - среднесписочная численность

2. Финансово-экономическая

2.1 Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) ОА Ктл = КО ОА - оборотные активы; КО - краткосрочные обязательства

2.2 Коэффициент автономии (Кавт) КиР т/- __ Кавт п Вбал КиР - капитал и резервы; Вбал - валюта баланса

2.3 Рентабельность услуг (Русл) Р =Пр РУсл с Су Пр - прибыль от реализации продукции; Су - себестоимость услуг

3. Производственно-техническая

3. 1 Фондоотдача (Фо) В Ф = — Фо Ф В - выручка; Ф- среднегодовая стоимость основных производственных фондов

4. Кадрового состава

4.1. Сравнительный уровень заработной платы (Узп) З~~ У = гпп J зп Q- Зпо Зпп - средняя заработная плата (ЗП) по предприятию; З п о - средняя ЗП по отрасли

5. Качества

5.1 Объём ЖКУ, выполненных на конкурсной основе (Ужку) 17 _ ВЖКУ Цкку = q ВЖКУ - выручка от ЖКУ, полученная на конкурсной основе; В - общая выручка

5.2 Коэффициент оценки качества ЖКУ (КЖКУ) .у 5n+4m+3fc КЖКУ — 5(n+m+fc) п, т, к - количество потребителей услуг, давших оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»

5. Развития

6.1 Уровень диспетче- риза-ции и автоматизации эксплуатационных и ре- монт-нЫХ процессов (Уавт) v С?обн Уавт Уоб Qобн - количество оборудования, работающего в автоматическом режиме; Со п - общее количество оборудования

Поскольку для характеристики финансово-экономической подсистемы и качества услуг отобрано несколько показателей и они не находятся в функциональной зависимости, предлагается использовать обобщающие показатели,

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 4 (71)

рассчитываемые как среднеарифметическое отклонение фактических значений показателей от критериальных.

Для решения задачи критериальной оценки конкурентоспособности авторами предложена двухуровневая система показателей, включающая: обобщающий интегральный показатель, выражающий сущность конкурентоспособности и предназначенный для количественной оценки достигнутого уровня конкурентоспособности (1 уровень); расширенная система показателей, всесторонне характеризующая работу подсистем и предназначенная для внутреннего использования при разработке текущих планов развития и повышения уровня конкурентоспособности (2 уровень).

При оценке конкурентоспособности важно рассматривать все приведенные подсистемы в совокупности. Оценка показателей, характеризующих конкурентоспособность предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги (Кг), должна осуществляться посредством сравнения с критериальными (среднеотраслевыми) значениями или показателями основного конкурента.

фактический показатель ,л ч

Кп —-:-. (1)

критериальный показатель

Среднеотраслевое значение того или иного показателя может быть принято на уровне среднего значения, сложившегося на муниципальном рынке жилищно-коммунальных услуг.

Для расчета комплексного интегрального показателя конкурентоспособности организаций сектора жилищно-коммунальных услуг (Кжку) предлагается формула 2:

КЖКУ= 0,16 К у + 0,16 К ф э + 0,16 К пр + 0,18 Ктр+0,17К к + 0,16 К р,

( 2 )

где 0,16; 0,16; 0,16; 0,17; 0,16; 0,18 - коэффициенты весомости подсистем, учитывающие значимость влияния на конкурентоспособность предприятия; Ку - оценка конкурентоспособности управленческой подсистемы; Кфэ - оценка финансово -экономической подсистемы; Кгр - оценка производственно-технической подсистемы; Ктр - оценка кадрового потенциала; Кк - оценка подсистемы качества; Кр - оценка потенциала развития.

Коэффициенты весомости подсистем определены экспертным методом через анкетирование 10 экспертов, являющихся специалистами в сфере ЖКХ.

В зависимости от значения интегрального показателя можно охарактеризовать уровень конкурентоспособности предприятия [5]:

- диапазон от 0 до 0,3 - неудовлетворительный;

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 4 (71)

- от 0,31 до 0,6 - удовлетворительный;

- от 0,61 до 0,8 - хороший;

- от 0,81 до 1 - высокий.

В общем виде предлагаемый порядок оценки конкурентоспособности предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства предусматривает шесть этапов.

Этап 1. Сбор исходных данных для расчета показателей оценки подсистем.

Этап 2. Установление критериальных (среднеотраслевых) значений показателей.

Этап 3. Расчет частных и интегральных показателей.

Этап 4. Сравнение интегрального и частных показателей, характеризующих конкурентоспособность объекта исследования и основных конкурентов.

Этап 5. Анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия.

Этап 6. Разработка мероприятий обеспечения конкурентоспособности.

Конечным результатом оценки является разработка системы мероприятий, обеспечивающих рост (сохранение) уровня конкурентоспособности и корректировка стратегии развития, при необходимости.

Для апробации предложенной методики была выполнена оценка конкурентоспособности двух предприятий сферы ЖКХ: ГУП «ЖКХ РС (Я)», АО «Теп-лоэнергосервис».

Результаты расчетов показателей, характеризующих конкурентоспособность подсистем предприятий и критериальные значения показателей представлены в табл. 2.

Таблица 2

Значения и критерии показателей конкурентоспособности подсистем

Показатели оценки подсистем АО «Тепло-энергосервис» ГУП "ЖКХ РС (Я)" Критериальный показатель

Доля управленческого персонала 0,88 0,88 0,89

Коэффициент текущей ликвидности 1,42 0,99 1,5

Коэффициент автономии 0,06 0,27 0,5

Рентабельность услуг 0,06 0,02 0,15

Фондоотдача 0,74 0,64 3,58

Объём ЖКУ, выполненных на конкурсной основе 0,74 0,94 0,96

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 4 (71)

Коэффициент оценки качества ЖКУ 0,89 0,89 1

Уровень диспетчеризации и

автоматизации эксплуатацион- 0,34 0,04 1

ных и ремонтных процессов

Сравнительный уровень заработной платы 0,66 0,70 0,84

Далее рассчитан интегральный показатель конкурентоспособности каждого из сравниваемых предприятий по формуле 2.

Для предприятия 1:

КЖКХ — 0,16 • 0,99 + 0,16 • 0.44 + 0,16 • 0,18 + 0,17 • 0,94 + 0,16 • 0,04 + 0,18 • 0,84 — 0,5741.

Для предприятия 2:

КЖКХ — 0,16 • 0,99 + 0,16 • 0.48 + 0,16 • 0,21 + 0,17 • 0,83 + 0,16 • 0,34 +

0,18 • 0,79 — 0,6065.

По результатам выполненных расчетов коэффициент конкурентоспособности для предприятия 1 составил 0,57, а для предприятия 2 - 0,61. Это свидетельствует об удовлетворительном уровне конкурентоспособности предприятия 1, а предприятие 2 по нижней границе переходит на более высокий уровень, характеризующийся хорошей конкурентоспособностью.

Для наглядности полученных результатов оценки создана диаграмма в виде многоугольника конкурентоспособности.

Результаты количественной оценки подсистем с учетом коэффициентов значимости приведены в табл. 3.

Таблица 3

Показатели оценки подсистем с учетом весовых коэффициентов

Подсистема/итоговый относительный показатель Предприятие 1 Предприятие 2

Управленческая 0,16 0,16

Финансово-экономическая 0,08 0,07

Производственно -техническая 0,03 0,03

Кадровая 0,14 0,15

Качества 0,14 0,16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развития 0,05 0,01

ВЕСТНИК ТСТУ. 2023. № 4 (71)

Графическое изображение многоугольника конкурентоспособности двух предприятий представлено на рисунке 1.

• АО «Теплоэнергосервис» Управлен'

Трудовые показатели

Показатели развития

правленческие показатели 0,20

0,15 ^ 0,10 0,05

\

0,00 0,00

;

ГУП «ЖКХ РС (Я)»

Финансово-экономические показатели

Производственные показатели

Показатели качества

Рис. 1. Сравнительная оценка подсистем методом многоугольника конкурентоспособности

Таким образом, использование диаграммы позволяет наглядно увидеть сильные и слабые стороны деятельности предприятия, подсистемы, по которым объект исследования имеет преимущества перед конкурентом, и те, по которым уступает им. Более слабым подсистемам необходимо уделить особое внимание при разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная методика оценки конкурентоспособности может быть применена любым предприятием сектора ЖКУ для принятия управленческих решений с целью сохранения и повышения уровня конкурентоспособности предприятия в стратегической перспективе.

Библиографические ссылки

1.Баумгартен Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. № 4. URL: http://www.mavriz.ru/artides/2005/4/3833.html

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 4 (71)

2. Аблаев А.Р., Аблаев Р.Р. Выбор метода оценки конкурентоспособности предприятия // Вестник СевНТУ. 2012. N° 130. URL: https://e.lanbook.com/journal/2

3. Грибань В.С., Мироненко О.В. Некоторые подходы к оценке конкурентоспособности отрасли // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2017. № 1. С. 240-245.

4. Фатхутдинов Р. А. Сущность конкурентоспособности // Современная конкуренция. 2009. № 3. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/suschnost-konkurentosposobnosti (дата обращения: 22.11.2023).

5. Хакимова Е.А. Методические основы оценки конкурентоспособности организаций сферы ЖКУ// Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 19. С. 54-59.

6. Портер М. Конкурентная стратегия : методика анализа отраслей и конкурентов. М. : Альпина Паблишер, 2020. 606 с.

7. Брянцева И. В., Широких А. А. Оценка конкурентоспособности и сравнительный анализ деятельности предприятий в сфере ЖКХ // Актуальные исследования. 2023. № 23, ч. II. С. 57-62. URL: https://apni.ru/article/6481-otsenka-konkurentosposobnosti-i-

sravnitelnij (дата обращения: 22.11.2023)

Title: Development of Methods for Assessing the Competitiveness of Housing and Communal Services Enterprises

Authors' affiliation:

Bryantseva I.V. - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation; Shirokikh A. A. - State Unitary Enterprise of Housing and Communal Services of the Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, Russian Federation

Abstract: The purpose of the study is to develop theoretical and methodological provisions for assessing the competitiveness of an enterprise operating in the housing and utilities sector. The proposed methodology allows not only to quantify the level of competitiveness, but also makes it possible to manage competitiveness through the selected functional subsystems: managerial, financial and economic, production and technical, personnel, quality and development.

Keywords: housing and communal services enterprise, competitiveness, system approach, methods of assessing competitiveness, subsystem, diagram, development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.