Научная статья на тему 'Методические основы оценки конкурентоспособности организаций сферы жилищно-коммунальных услуг'

Методические основы оценки конкурентоспособности организаций сферы жилищно-коммунальных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
593
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хакимова Елена Александровна

Рассмотрены методические основы оценки конкурентоспособности организаций сферы жилищно-коммунальных услуг, предложена система показателей и способ оценки конкурентоспособности. Предложенный подход может быть использован при разработке программ повышения конкурентоспособности организаций жилищно-коммунального хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические основы оценки конкурентоспособности организаций сферы жилищно-коммунальных услуг»

Е. А. Хакимова

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Рассмотрены методические основы оценки конкурентоспособности организаций сферы жилищно-коммунальных услуг, предложена система показателей и способ оценки конкурентоспособности. Предложенный подход может быть использован при разработке программ повышения конкурентоспособности организаций жилищно-коммунального хозяйства.

В связи с реформированием жилищно-коммунального хозяйства, возникновением рыночных отношений и переходом отрасли на самоокупаемость способность организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, к выживанию, стабильность их финансового состояния являются актуальными задачами и все в большей мере будут определяться конкурентоспособностью организаций и предоставляемых ими услуг.

Конкурентоспособность организаций жилищно-коммунального хозяйства отражает экономическую борьбу, соперничество между производителями жилищно-коммунальных услуг за удовлетворение своих интересов.

Соперничество основано, в первую очередь, на предложении услуг более высокого качества. В этой связи конкурентоспособность организаций жилищно-коммунального хозяйства не может быть безучастной к предложению услуг, все более востребованных по параметрам экологичности, энергосбережения, безопасности и др.

Несмотря на достаточно глубокий уровень разработки проблемы повышения конкурентоспособности организации, возникают проблемы ее количественной оценки, поскольку единого подхода к количественной оценке конкурентоспособности до сих пор нет. В этом случае мы сталкиваемся со сравнительной оценкой, которая в экономической литературе получила название «уровень конкурентоспособности». Необходимо отметить, что некоторые авторы [1; 2; 4; 5], применяя понятие «конкурентоспособность», имеют в виду именно уровень конкурентоспособности — степень превосходства одного объекта над другим.

Оценка конкурентоспособности организации представляет собой сложную многофакторную задачу, которая сводится к выявлению наиболее значимых числовых показателей конкурентоспособности и их дальнейшему интегрированию.

Любая действующая система оценки должна иметь соответствующее методическое обеспечение. Для предприятий и организаций сферы жилищно-коммунальных услуг вопрос оценки их конкурентоспособности неоднозначен, так как по данной проблеме практически не имеется готовых наработок.

В основу современного методического подхода к оценке конкурентоспособности организаций сферы жилищно-коммунальных услуг могут быть положены следующие принципы:

Во-первых, это принцип системности, в соответствии с которым поведение каждого элемента системы влияет на поведение системы в целом. Для оценки конкурентоспособности организации все показатели, характеризующие различные стороны этого процесса, должны быть сведены в систему.

Во-вторых, это обеспечение полноты (комплексности) оценки. Суть данного принципа оценки заключается в том, что формируемая система показателей должна оценивать все значимые аспекты деятельности предприятия. В системе показателей должно быть установлено рациональное соотношение между группами показателей.

В-третьих, учет специфики деятельности. Система оценки должна предусматривать показатели, характеризующие отраслевые особенности и их влияние на конкурентоспособность.

Четвертый принцип — принцип информационного обеспечения. Система оценки должна содержать такие показатели, расчет которых может быть обеспечен имеющейся (в действующих формах учета и статистической отчетности) информацией, обладающей достаточной достоверностью. Показатели, полученные в результате абстрактных построений, мало способствуют управлению конкурентоспособностью.

Пятым принципом является принцип непрерывности, предполагающий корректировку тех или иных показателей системы либо включение в нее дополнительных показателей по мере поступления новых данных об объекте исследования и окружающей его конкурентной среде.

Шестой принцип — оценка конкурентоспособности на основе сравнения комплексных показателей конкурентоспособности организации и конкурентов. Это важнейшая составляющая методического подхода. Именно результат такого сравнения дает возможность организации позиционировать себя на рынке. Получение данной информации позволяет руководству уверенно заявлять потребителям об уровне конкурентоспособности организации и качестве предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, организация получает действенный инструмент, позволяющий выявить слабые звенья в процессе предоставления услуг населению.

В целом же использование данных принципов позволяет иметь научно обоснованную систему оценки конкурентоспособности организации жилищно-коммунального хозяйства.

Она может быть сформирована из показателей, регламентированных нормативными документами, а также из нерегламентированных показателей, но необходимых в соответствии с целями оценки.

В общем виде порядок оценки конкурентоспособности организаций сферы жилищно-коммунальных услуг предусматривает пять этапов.

Этап 1. Отбор и обоснование показателей, определяющих конкурентоспособность организаций жилищно-коммунального хозяйства.

Этап 2. Сбор необходимой информации для расчета показателей оценки конкурентоспособности.

Этап 3. Установление среднеотраслевых значений показателей.

Этап 4. Проведение экономических расчетов.

Этап 5. Сравнение комплексного показателя конкурентоспособности организации и основных конкурентов.

Этап 6. Анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность организации, и определение путей ее повышения.

Современную оценку конкурентоспособности организаций сферы жилищно-коммунальных услуг предлагается рассматривать как совокупность следующих основных элементов: организационно-управленческих, маркетинговых, финансовых, производственных, показателей качества, развития и трудовых показателей.

Взаимосвязь между показателями конкурентоспособности организации представлена в следующей таблице.

Показатели конкурентоспособности организаций сферы жилищно-коммунальных услуг

Показатель Формула расчета показателя Условные обозначения

1. Управленческие показатели

1.1. Доля управленческого персонала (ду1) а п п АУП — административно-управленческий персонал; Ч — среднесписочная численность

1.2. Эффективность управления (Э ф), тыс. р./чел. 9 ЧП ф АУП ЧП — чистая прибыль; АУП — административно-управленческий персонал

2. Маркетинговые показатели

2.1. Рентабельность продаж (я„р п Ппр — прибыль от продаж; В — выручка

2.2. Доля муниципального рынка ЖКу (джкУ) V а =-Ш- гіжку V Vорг — объем продаж организации; V — объем продаж общий на рынке

3. Финансовые показатели

3.1. Коэффициент текущей ликвидности (КтЛ) К °А тл К° ОА — оборотные активы; КО — краткосрочные обязательства

3.2. Рост объема продаж (Р ) Р = А ” М0 В1 — выручка отчетного периода; В0 — выручка базового периода

3.3. Коэффициент автономности (К ) 4 авт К КиР авт ~ ту м'бал КиР — капитал и резервы; В, — валюта баланса бал

3.4. Норма прибыли (Упр) II Пр — прибыль от реализации продукции; С — себестоимость

3.5. Затраты на рубль реализованной продукции (З) 3=£ ^пр С — себестоимость продукции; Спр — стоимость продукции

4. Производственные показатели

4.1. Износ ОПФ (ИОПф) И и опф °ПФ ~ ° нп ИОПФ — износ ОПФ; О — остаток ОПФ на начало пери- нп Г ода

4.2. Фондоотдача (Фот) ф = м ото ^ф В — выручка; Ф — среднегодовая стоимость ОПФ

4.3. Затраты на материальные ресурсы на рубль реализованной продукции (З ) 4 рес 3 3 = мат рес ~ £пр З — материальные затраты; мат Г гу Спр — стоимость продукции

5. Показатели качества

5.1. Число реализованных мероприятий по повышению качества Наличие сертификата на услуги Наличие сертификата на персонал Наличие сертифицированной системы менеджмента качества

Показатель Формула расчета показателя Условные обозначения

5.2. Обьем ЖКУ, выполненных на конкурсной основе (¥жку) V ВЖКУ у ЖКУ ~ В ВЖКУ — выручка от ЖКУ на конкурсной основе; В — общая выручка

5.3. Качество ЖКУ (КЖКУ) к т п ЕС + £с. + £с, К _ 1 . 1 ■ к+п+т Е с 1 С5, С4, С3 — стоимость отдельных видов услуг, получивших соответственно оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»; к, т, п — количество отдельных видов услуг, получивших соответствующие оценки

6. Показатели развития

6.1. Уровень диспетчеризации и автоматизации эксплуатационных и ремонтных процессов (Уавт) У _ Ооб авт 7л Ооб Qоб — количество оборудования, работающего в автоматическом режиме; Ооб — общее количество оборудования

6.2. Освоение новых видов услуг (Ону) 0 Оуел ну р ^уел вусл количество новых видов услуг за период; 0уел — общее количество услуг

6.3. Внедрение ресурсосберегающих технологий Число внедренных ресурсосберегающих технологий

7. Трудовые показатели

7.1. Уровень заработной платы (У ), тыс. р. 4 зил'* ~ з У _ пло ЗПЛ ~ о плм Зпло — средняя заработная плата по организации; Зтм — средняя заработная плата в муниципальном образовании

7.2. Текучесть кадров (Г) гг-1 Оув К _ д в — количество уволенных работников; д — среднесписочная численность

7.3. Доля затрат на обучение (о Эоб _ З6 Зоб — затраты на обучение; С — себестоимость

В первую группу включены показатели, характеризующие эффективность управления организацией в целом.

Вторую группу составляют показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижении услуг на рынке, т. е. маркетинговый потенциал.

В третью группу входят показатели, характеризующие эффективность управления производственными процессами, оборотными средствами, независимость организации от внешних источников финансирования и пр.

В четвертую группу входят производственные показатели: износ основных производственных фондов, фондоотдача, материальные затраты на рубль реализованной продукции.

В пятой группе объединены показатели качества, которые отражают уровень удовлетворенности потребителей качеством жилищно-коммунальных услуг, готовность организаций реализовывать мероприятия по качеству, в первую очередь это внедрение и

сертификация системы менеджмента качества, ориентированной на достижение высокого уровня конкурентоспособности, и пр.

В шестую группу входят показатели развития, отражающие уровень автоматизации и диспетчеризации в организации, внедрение ресурсосберегающих технологий, разработку и освоение новых видов услуг.

В седьмую группу включены показатели, позволяющие оценить уровень заработной платы и затем сравнить его со среднеотраслевым значением, оценить степень повышения квалификационного уровня персонала и пр.

Расчет комплексного показателя конкурентоспособности организаций сферы жилищно-коммунальных услуг предлагается определять по формуле средней взвешенной арифметической:

Кжкх _ 0,2Воу + 0,15Вм + 0,15В, + 0,В, + 0,16ВК + 0,12В, + 0,12Вт,,

где КЖКХ — коэффициент конкурентоспособности организации сферы жилищно-коммунальных услуг;

Воу — организационно-управленческая составляющая;

Вм — эффективность маркетинговой составляющей;

Вф — финансово-хозяйственные возможности организации;

Впр — производственные возможности организации;

Вк — составляющая показателей качества;

Вр — составляющая показателей развития;

Втр — трудовые возможности организации;

0,2; 0,15; 0,15; 0,1; 0,16; 0,12; 0,12 — коэффициенты весомости показателей.

При оценке конкурентоспособности важно рассматривать все приведенные элементы в совокупности. Оценка показателей, характеризующих конкурентоспособность организаций жилищно-коммунального хозяйства, должна осуществляться путем сравнения со среднеотраслевым значением или показателем основного конкурента. Среднеотраслевое значение того или иного показателя может быть принято на уровне среднего значения, сложившегося на муниципальном рынке жилищно-коммунальных услуг. Необходимо различать прямые и обратные показатели. Прямыми называются показатели, с ростом которых конечный результат улучшается, а для обратных — уменьшается. Весовые коэффициенты определяются экспертным способом.

Используя полученную величину комплексного показателя, можно определить уровень конкурентоспособности организации. Если величина показателя находится:

от 0 до 0,3 — неудовлетворительный уровень конкурентоспособности;

от 0,3 до 0,6 — удовлетворительный уровень конкурентоспособности;

от 0,6 до 0,8 — хороший уровень конкурентоспособности;

от 0,8 до 1 — высокий уровень конкурентоспособности.

При необходимости для расчета комплексного показателя конкурентоспособности организаций сферы жилищно-коммунальных услуг исходные показатели могут агрегироваться и укрупняться.

Список литературы

1. Баумгартен, Л. В. Анализ методов определения конкурентоспособности организации и продукции / Л. В. Баумгартен // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. № 5. С. 24-31.

2. Белоусов, В. Л. Анализ конкурентоспособности фирмы / В. Л. Белоусов // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 6. С. 30-39.

3. Богомолова, И. П. Анализ формирования категории конкурентоспособности как фактора рыночного превосходства экономических объектов / И. П. Богомолова, Е. В. Хохлов // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. № 1. С. 113-119.

4. Голубков, Е. П. Основы маркетинга : учебник / Е. П. Голубоков. М. : Финпресс, 1999. 211 с.

5. Калмийцев, С. Маркетинг и конкурентоспособность полиграфической продукции предприятия / С. Калмийцев // Маркетинг в России и за рубежом. 1996. № 3. С. 17-26.

6. Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организации : учебник / Р А. Фатхутдинов. М. : Эксмо, 2005. 544 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.