Научная статья на тему 'Развитие методов государственного управления инвестиционными процессами с использованием инвестиционных ресурсов'

Развитие методов государственного управления инвестиционными процессами с использованием инвестиционных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / БЮДЖЕТ / ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ / ВНЕШНИЕ ИНВЕСТИЦИИ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / INVESTMENT / BUDGET / FOREIGN CAPITAL / FINANCIAL CRISIS / STATE RESOURCES / EXTERNAL INVESTMENT / INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенихин А. Ю.

Основным инвестором на российском рынке инвестиций в реальный сектор экономики является государство, обладающее необходимыми средствами для поддержания экономики и важнейших отраслей. К сожалению, эта инвестиционная деятельность имеет характер точечного финансирования, при этом финансовая система не наполнятся и полноценное финансирование производственной сферы не обеспечивается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Owing to the accessibility to funds and resources required to support economics on the whole and most important branches in particular, the state is main investor to real sector of Russian economics. Unfortunately, this investment activity is implemented in the form of «point financing», the financial system being not filled in and comprehensive financial support to the production sphere being not provided for.

Текст научной работы на тему «Развитие методов государственного управления инвестиционными процессами с использованием инвестиционных ресурсов»

с

РАЗВИТИЕ

РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

А. Ю. Семенихин,

аспирант РАП

Основным инвестором на российском рынке инвестиций в реальный сектор экономики является государство, обладающее необходимыми средствами для поддержания экономики и важнейших отраслей. К сожалению, эта инвестиционная деятельность имеет характер точечного финансирования, при этом финансовая система не наполнятся и полноценное финансирование производственной сферы не обеспечивается.

Owing to the accessibility to funds and resources required to support economics on the whole and most important branches in particular, the state is main investor to real sector of Russian economics. Unfortunately, this investment activity is implemented in the form of «point financing», the financial system being not filled in and comprehensive financial support to the production sphere being not provided for.

Ключевые слова: инвестиции, бюджет, иностранный капитал, финансовый кризис, государственные ресурсы, внешние инвестиции, промышленность.

Key words: investment, budget, foreign capital, financial crisis, state resources, external investment, industry.

Активная инвестиционная деятельность является основой успешного развития экономики и базой для проведения модернизации и диверсификации экономики в целом. Одним из важнейших методов повышения инвестиционного потенциала Российской Федерации является проведение целенаправленной государственной политики по регулированию инвестиционной деятельности. Так, в государственной экономической политике, начиная с 2000 года, просматривается идея о повышения роли государства и строительство государственного капитализма с учетом социальной направленности экономического развития. Ситуация, сложившаяся в российской экономике, наглядно демонстрирует невозможность решение многих социально-политических задач исключительно на основе саморегулирующегося рынка. Таким образом, именно усиление роли государственной инвестиционной политики, поиск оптимального сотрудничества государственного и частного капитала являются основными средствами улучшения

инвестиционного климата

При оценке возможностей средств бюджета в инвестиционной деятельности необходимо учитывать объективные пределы государственного участия, которые обусловлены реальными возможностями и увеличением роли государства в экономике. Следует признать, что развитие современного российского бизнеса находятся в прямой зависи-

мости от характера и содержания экономической государственной политики, от поддержки со стороны государства. Формула Л. Макаревича «Государство в России должно научиться управлять рыночными реформами» 2 в настоящее время сохраняет свою актуальность.

Совокупность политических, социальных, экономических, финансовых, социально-культурных и правовых факторов, привлекающих или отталкивающих инвесторов и характеризующих экономическое развитие страны, принято называть инвестиционным климатом государства. Дифференциация стран по показателям инвестиционного климата является обобщающим показателем для инвесторов, как иностранных, так и российских.

Для России в настоящее время характерно отсутствие своей системы оценки инвестиционного климата, иностранные инвесторы берут за основу оценки различных консалтинговых компаний, которые регулярно проводят мониторинг инвестиционного климата, как в РФ, так и в других странах мира.

Активизация участия иностранного капитала в финансировании инвестиционных проектах является важным средством устранения финансового «голода» в стране. По данным Росстата ежегодно стране необходимо 10-12 млрд. долл. иностранных инвестициях. Для современной российской

1 См.: Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право: учебно-практическое пособие. М.: Wolters Kluver, 2006. - 380 с.

2 См.: Макаревич Л. Государство в России должно научиться управлять рыночными реформами // Общество и экономика. - 2003. - № 9. - С. 5.

А. Ю. Семенихин

Развитие методов государственного управления инвестиционными процессами...

экономики характерно привлечение инвестиции на долгосрочной основе. Однако для повышения интереса иностранных инвесторов при осуществлении инвестиций в российскую экономику, необходимо кардинальное изменение инвестиционного климата, а именно: принятие мер, нацеленных на развитие в стране цивилизованных рыночных отношений, а также нацеленных на решение задач привлечения иностранного капитала. В числе указанных мер можно назвать:

• достижение единогласия в вопросе преодоления экономического кризиса;

• повышение эффективности работы законодательных органов РФ;

• снижение уровня инфляции;

• актуализация и упрощение налогового законодательства в целях стимулирования производства;

• привлечение свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды;

• предоставление налоговых послаблений инвесторам, принимающим участие в финансировании долгосрочных инвестиционных проектов.

В настоящее время в условиях финансового кризиса государство и другие государственно-правовые образования выступают в роли основных инвесторов на внутреннем рынке посредствам предоставления бюджетных средств, т.е. происходит повышение инвестиционной составляющей современной бюджетной системы. Государственное инвестирование в настоящее время проводится путем прямого финансирования инвестиционных проектов, а также путем предоставления льготных инвестиционных государственных кредитов. Однако основной задачей Правительства в настоящее время является смещение центра тяжести с государственного финансирования на частный капитал посредствам формирования благоприятной инвестиционной среды. Так, в настоящее время принимаются меры к совершенствованию денежно-кредитной и налоговой политики государства, поддержке основных отраслей производственной сферы.

Следует признать, что в условиях кризиса государственная инвестиционная политика должна проводиться с учетом региональной инвестиционной деятельности, столь важной становления национальной экономики. Так, в Европейском Союзе в качестве основного показателя успешного экономического развития выступает именно эффективность региональной инвестиционной политики.

В условиях глобализации для любого государства необходимым условием устойчивости и экономического суверенитета является способность регионов и страны, в целом, оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. При этом необходимо принимать эффективные решения за счет средств инвестиционного развития экономики 1. Так, для России с ее обширной территории и богатым потенциалом регионов, развитие региональной инвестиционной деятельности может дать серьезный экономический эффект.

Таким образом, национальная экономическая стратегия страны должна опираться на развитие регионального инвестиционного потенциала 2.

Это повышает значение региональной инвестиционной политики как средства к созданию адекватной национальной инвестиционной системы в России 3.

Необходимо отметить, что активизация инвестиционной деятельности государства в современных условиях сочетается с явно не инвестиционной ориентацией федерального бюджета (выделение на инвестиционные цели и задачи недостаточного объема ресурсов; сокращение инвестиционных статей бюджета при возникновении проблемы бюджетного дефицита или профицита; финансирование инвестиционных расходов по остаточному принципу) 4.

В связи с ограниченностью государственных ресурсов, используется бюджетная политика точечного финансирования в рамках инвестиционной деятельности, т.е. средства предоставляются исключительно на конкретные проекты и под конкретные результаты. Данная политика уменьшает бюджетную инвестиционную нагрузку, а также привлекает средства частного капитала к финансированию проектов, поддерживаемых со стороны государства. Ориентированность инвестиций на конечный результат в настоящее время введена в ранг государственной политики. Однако проводимая государственная инвестиционная политика не позволяет в полной мере решать инвестиционные проблемы, т.к. ограниченность бюджетных средств вынуждает переходить от безвозвратного бюджетного финансирования к финансированию на возмездной и возвратной основе. Так, первым признаком перехода к кредитованию является ужесточение контроля над целевым использованием льготных государственных кредитов. Данная функция входит в компетенцию Счетной палаты

1 См.: Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: учебник для вузов. М.: Финансы; Юнити, 2000. - 256 с.

2 См.: Колтынюк Б.А. Инвестиции: учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2003. - 429 с.

3 См.: Игонина Л.Л. Инвестиции: учебное пособие / под ред. В.А. Слепова. М.: Экономист, 2005. - 365 с.

4 См.: Толстошеев В.В. Региональное экономическое право: учебно-практическое пособие. М.: Изд-во «БЕК», 1999. - 181 с.

Научно-практический журнал

январь-февраль 2010

РФ, которая активно проводить проверки за целевым использованием бюджетных средств 1.

Согласно данным Росстата в июне 2009 г. использовано 671,1 млрд. руб. инвестиций в основной капитал, или 79,9% к уровню соответствующего периода предыдущего года, в I полугодии 2009 г. -3036,6 млрд. руб. и 81,8% 2. Реальные возможности обеспечения адекватной динамики экономического развития ограничены незначительными объемами внутренних накоплений, а также уменьшением доходности вложений в реальный сектор экономики. В настоящее время бюджетные средства направляются на реализацию ограниченного числа инвестиционных проектов, связанных с созданием структурообразующих объектов, с поддержание федеральной инфраструктуры, с преодолением последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций 3. Таким образом, государство сохраняет за собой роль основного инвестора социальной сферы, стратегических производств и т.п.

В последние годы наблюдалась тенденция увеличения доли добывающей и снижения обрабатывающей промышленности. Это негативно отразилось на структурных сдвигах в экономике, на темпах развития НТП и на эффективности общественного производства. В результате Россия все в большей мере сдает свои позиции в мире как индустриальное государство. Для восстановления государством своих позиций в мировом хозяйстве необходимы значительные объемы инвестиций, привлечь которые возможно только посредствам проведения последовательной инвестиционной политики. Однако за период с осени 2008 года по настоящее время инвестиции в основной капитал сократились более чем в 3 раза.

Доля инвестиций в ВВП России относительно низкая, так, в настоящее время, она приближается к отметке 16%, в то время, как в развитых странах эта величина выше: в Германии - на уровне 22%, в Японии - на уровне 30%. Приведенные данные однозначно говорят крупномасштабном инвестиционном кризисе, отличительными чертами которого являются резкое сокращение объемов инвестиций и бегство капитала за рубеж посредствам сырьевых экспортно-ориентированных отраслей. Это негативно отразилось на отраслевой структуре промышленности.

Для преодоления сложившейся ситуации необходимо соблюсти два условия:

1. Государство должно явиться активным участником инвестиционного финансирования не только приоритетных важных отраслей экономики;

2. Государство должно создать все необходимые экономические условия для оживления инвестиционной деятельности и повышения эффективности использования инвестиций.

В настоящее время существующая государственная экономическая программа не способствует притоку инвестиций. Однако причина плохого исполнения программы не в ее неэффективности, а в том, что разработчиками не была учтена возможность экономический кризиса, парализовавшего мировые финансовые рынки.

Рост мировых цен на нефть, девальвация рубля и сокращение импорта обеспечивали до середины 2008 года увеличение промышленного производства и ВВП. Это привлекало иностранный капитал в Россию в виде портфельных инвестиций. Однако сложившаяся конъюнктура на мировых рынках привела к падению цен на энергоресурсы, увеличению импорта, возникновению реальных условий для девальвации национальной валюты, резкому падению цен на все российские финансовые инструменты, и, в конечном счете, к уходу инвестиций из страны.

Привлечение вновь иностранного капитала в экономику страны, возможно только создав условия для экономического роста, а для этого необходимо решить следующие задачи: ускоренное обновление основных фондов предприятий; увеличение доли готовой продукции в структуре экспорта страны; уменьшением объемов оттока средств из экономики страны.

Решение указанных проблем позволяет увеличить ВВП на душу населения, стабилизировать экономическую ситуацию вне зависимости конъюнктуры на мировых рынках. Однако эффективность и оперативность решения перечисленных задач обусловлено общей суммой прямых инвестиций, направленных в конкретные отрасли экономики 2. Следует пояснить, что для страны стоящая остро проблема инвестиций, актуализировалась в последнее время еще больше. Так, изношенность основных фондов в среднем составляет 70%, т.е. через 5-10 лет экономика будет не в состоянии обеспечить удовлетворение потребительского спроса в большей части товаров, что приведет росту импорта в страну и увеличению бегства капитала. Таким образом, уже

1 См.: Трапезников В.А. Особенности правового статуса государства как участника инвестиционных отношений // Право и политика. - 2006. - № 1.

2 Инвестиции [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gks.ru

3 См.: Алдошин О.Н. Ответственность государства по обязательствам во внутреннем гражданском обороте // Журнал российского права. - 2001. - № 1. - С. 55.

А. Ю. Семенихин

Развитие методов государственного управления инвестиционными процессами...

в настоящее время необходимы реальные прямые инвестиции в производственную сферу.

Анализ платежного баланса РФ за период с 2000 года по осень 2008 года в области инвестиций показывает, что объем инвестиций в РФ меняется по величине и по соотношению прямых и портфельных инвестиций. Подобное соотношение негативно отражается на экономике страны, так как при ухудшении экономической ситуации портфельные инвестиции изымаются. Внешние инвестиции в Россию имеют следующую структуру.

Рис. 1. Структура распределение внешних инвестиций внутри РФ 1

Согласно данным Росстата по состоянию на конец июня 2009 года накопленный иностранный капитал в экономике России составил 242,5 млрд. долл. США, что на 0,1% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 56,0% (на конец июня 2008 года - 48,7%), доля прямых инвестиций составила 39,2% (48,4%), портфельных - 4,8% (2,9%). Основные страны-инвесторы в I полугодии 2009 года - Люксембург, Китай, Нидерланды, Кипр, Германия, Соединенное Королевство (Великобритания), Франция, США. На долю этих стран приходилось 77,0% общего объема накопленных иностранных инвестиций, 75,5% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций. В I полугодии 2009 года в экономику России поступило 32,2 млрд.долларов США иностранных инвестиций, что на 30,9% меньше, чем в

I полугодии 2008 года (в первом квартале 2009 года - 12,0 млрд. долл. США (на 30,3% меньше), во II квартале - 20,2 млрд. долл. США (на 31,2% меньше). Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в I полугодии 2009 года 31,8 млрд. долл. США, или на 7,1% меньше, чем в I полугодии 2008 года (в первом квартале 2009 года - 12,1 млрд. долл. США (на 15,3% меньше), во II квартале - 19,7 млрд. долл. США (на 1,2% меньше) 2.

Таким образом, привлечение иностранного капитала на финансовом рынке не является единственным источником финансирования, иностранный капитал можно привлекать в экономику страны путем вовлечения в производственную сферу в качестве одного из сособственников, что повысит заинтересованность иностранных инвесторов.

Ни одна страна в мире, каким бы ни был уровень ее экономического развития, не обходится без иностранных инвестиций. Обозначившийся в начале 90-х годов ХХ столетия и продолжающий развиваться процесс интернационализации рынков капитала характеризуется постоянным увеличением объемов капитала, перетекающего между государствами. В целом, международное движение капитала (МДК), оказывает большое влияние на мировую экономику в целом. Многие страны мира являются активным участником процесса МДК, причем это участие имеет стратегическое значение для развития экономик данных стран и улучшения жизненных стандартов населения 3.

К середине 2008 года, в условиях финансового кризиса руководство многих стран провело корректировку политики в вопросах финансирования социально-экономических программ. При этом в качестве одного из источников финансирования рассматривается иностранный капитал. Для реализации намеченных целей правительствами развитых стран были предприняты меры по либерализации инвестиционного, валютного и банковского законодательства, и по снижению уровня инфляции. Таким образом, основной стратегией на будущую перспективу является полное открытие внутренних рынков стран для иностранных инвесторов и поощрение для осуществления инвестиций путем введения различных льгот и поощрений.

Следует отметить, что на рынке инвестиций Россия является не только страной-реципиентом, но и выступает в качестве инвестора. Так, по данным Ро-стата на конец 2007 года было зарегистрировано

1 Внешние инвестиции [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gks.ru

2 Инвестиции [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gks.ru

3 Блех Ю., Гетце Ю. Инвестиционные расчеты: модели и методы оценки инвестиционных проектов: пер. с нем. Калининград: Янтарный сказ, 2007. - 426 с.

Научно-практический журнал

январь-февраль 2010

183 проекта с участием иностранного капитала общей стоимостью 186,26 млн. долл. США. Это является значительным ростом по сравнению с общей стоимостью проектов, зарегистрированных в 2005 году (118,38 млн. долл.) и в 2004 году (65,13 млн. долл. США). В I квартале 2007 года было зарегистрировано 48 данных проектов, во II - 37 проектов, в III квартале их число возросло до 47 и в IV квартале составило 51 проект.

Россию как инвестора интересуют такие отрасли как обрабатывающая, горнодобывающая промышленность и услуги, которые являются лидирующими по привлечению прямых иностранных инвестиций: в обрабатывающей промышленности с 2001 по 2004 годы было создано 181 проект с участием иностранного капитала, в сфере услуг

- 183 проекта. Всего же за данный период времени было создано 644 проекта общей стоимостью 467,10 млн. долл. США. Стоит также отметить, что в 2004 году туризм находился на втором месте по сумме прямых капиталовложений (22% от общей суммы ПИИ), опережая обрабатывающую промышленность.

Россия участвует в инвестиционных проектах совместно с такими государствами как Британия, Индия, Китай, Германия и США. Индия является лидером по числу зарегистрированных совместных проектов, причем предпочтение отдается обрабатывающей промышленности (70 проектов) и торговле (24 проекта). На втором месте по числу зарегистрированных находится Британия (177 проектов), а на третьем

- Китай (161 проект). Британия преимущественно создает совместные компании в сфере услуг, Китай, также как и Индия, - в обрабатывающей промышленности. В целом, иностранные инвесторы предпочитают вкладывать свой капитал в сферу услуг и обрабатывающую и горнодобывающую промышленность (их доля в общем числе зарегистрированных иностранных проектов соответственно 26,8% и 25,8%). Помимо прочего Россия активно инвестирует в страны СНГ.

Результаты инвестиционной деятельности во многом зависит от эффективности использования инвестиционных ресурсов, т.е. решающее значение приобретают результаты хозяйственной деятельности производственных отраслей, их техническое оснащение, уровень организации производства,

способность к ведению инновационной деятельности, все перечисленные факторы влияют на инвестиционный цикл, окупаемость инвестиций.

Сложившаяся экономическая ситуация на мировом и отечественном рынках требует активизации инвестиционной деятельности, что, в свою очередь, предполагает коренные структурные преобразования и повышение эффективности экономик, что позволило бы расширить границы накопления, приостановить снижение, а впоследствии и стабилизировать норму производственного накопления.

Библиографический список

1 .Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право: учебно-практическое пособие. М.: Wolters Klüver, 2006. - 380 с.

2. Макаревич Л. Государство в России должно научиться управлять рыночными реформами // Общество и экономика. - 2003. - № 9. - С. 5.

3. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: учебник для вузов. М.: Финансы; Юни-ти, 2000. - 256 с.

4. Колтынюк Б.А. Инвестиции: учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2003. - 429 с.

5. Игонина Л.Л. Инвестиции: учебное пособие / под ред. В.А. Слепова. М.: Экономист, 2005. - 365 с.

6. Толстошеев В.В. Региональное экономическое право: учебно-практическое пособие. М.: Изд-во «БЕК», 1999. - 181с.

7. Трапезников В.А. Особенности правового статуса государства как участника инвестиционных отношений // Право и политика. - 2006. - № 1.

8. Инвестиции [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gks.ru

9. Алдошин О.Н. Ответственность государства по обязательствам во внутреннем гражданском обороте // Журнал российского права. - 2001. - № 1.- С. 55.

10. Беренс В., Хавранек П. Руководство по оценке эффективности инвестиций: пер. с англ. М.: Интерэсперт; Инфра-М, 2005. - 377 с.

11. Блех Ю., Гетце Ю. Инвестиционные расчеты: модели и методы оценки инвестиционных проектов: пер. с нем. Калининград: Янтарный сказ, 2007. - 426 с.

Семенихин А. Ю. - аспирант Российской академии предпринимательства (РАП).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.