ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Беляков С.А., соискатель Международной академии оценки и консалтинга
В статье рассматриваются основные тенденции государственной инвестиционной политики. Предлагается осуществление активной государственной инвестиционной политики, критического переосмысления прошлого опыта государственного регулирования инвестиционной деятельности.
Ключевые слова: инвестиционная активность; инвестиционно зависимые отрасли промышленности; инвестиции в основной капитал; государственное регулирование; динамика инвестиций.
MAJOR TRENDS OF PUBLIC INVESTMENT POLICIES IN THE INDUSTRY
Belyakov S., The applicant, International Academy of evaluation and consulting
The article examines the main trends of public investment policies. It is proposed to implement an active public investment policies for a questioning ofpast experiences of state regulation of investment activities.
Keywords: investment activity, investment dependent industries, investment in fixed capital, government regulation, the dynamics of investment.
Инвестиции до кризиса росли высокими темпами, однако, последний период был ознаменован распространением кризисных явлений на российскую экономику, что повлекло за собой снижение инвестиционной активности. Снижение ВВП в январе текущего года достигло 8,8 % от уровня того же периода прошлого года (при росте на 1,1 % в IV квартале 2008 г.) 1. Усилился спад в промышленности: выпуск продукции в январе 2009 г. сократился на 16 % по сравнению с январем 2008 г., хотя в декабре минувшего года снижение составляло 10,3 %, а в ноябре - лишь 8,7 %.
Основная проблема российской экономики - до сих пор очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. В последние годы государство сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос.
Вторая проблема - недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов экономики. Когда начались проблемы в сырьевых секторах, не нашлось отраслей, способных «поддержать» экономику. Более того, проблемы от сырьевых отраслей начали распространяться на смежные.
Результат - значительное падение промышленного производства, рост числа безработных, снижение заработных плат и ряд других негативных последствий. Особенно это заметно в тех городах и регионах, в которых находятся крупные сырьевые предприятия, и которые в условиях постоянного роста цен на сырье были весьма обеспеченными.
Третья проблема - недостаточная развитость финансового сектора, банков. Многие российские предприятия, особенно быстро развивавшиеся в последние годы, выходившие на внешние рынки, не могли рассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки кредитования - меньше. Предприятия вынуждены были занимать за рубежом. В кризис зарубежные рынки капитала стали для предприятий недоступными.
Национальная экономика в последние годы развивались во многом за счет внешних источников - высоких цен на сырье, «дешевых» кредитов иностранных банков, теперь России для выхода из кризиса и обеспечения долгосрочного устойчивого развития необходимо найти внутренние источники роста.
Одним из важнейших факторов усиления экономического спада стало сокращение инвестиционной активности. Этому способствовали следующие причины: дефицит финансовых ресурсов на мировых рынках из-за глобального кризиса ликвидности, который в свою очередь привел к существенному ужесточению требований западных кредиторов к отечественным компаниям-заемщикам; усилия Банка России по ограничению рублевой ликвидности на внутреннем рынке, сокращение кредитования финансового сектора, сохранение ставки рефинансирования на довольно высоком уровне (13 % с декабря 2008 г.). Данные меры привели к снижению объемов кредитования российскими банками нефинансовых организаций и к повышению ими кредитных ставок. По данным ЦБ, темпы
роста кредитования российских предприятий к концу 2008 г. снизились до 34 % (от уровня того же периода 2007 г.), по сравнению с 50-55 % в середине 2008 года. Ставки по рублевым кредитам отечественным предприятиям в середине прошлого года варьировались в диапазоне 11-11,5 % годовых, а в декабре они выросли до 15,6 %; усилился отток капитала за рубеж. В IV квартале 2008 г. он достиг 130,5 млрд. долл. (что превышает суммарный приток иностранного капитала в Россию за три предшествующих года). В январе 2009 г. еще около 40 млрд. долл. «ушло» за рубеж, что привело к уменьшению объема инвестиционных ресурсов внутри страны; резкое снижение прибыли российских компаний, которая остается одним из основных источников инвестиционных ресурсов. В октябре - ноябре 2008 г. сальдированная прибыль российских предприятий (за вычетом убытков) сократилась в 10 раз по сравнению с показателями середины года, а в декабре сменилась убытками, которые достигли 581 млрд. руб. Это произошло вследствие сокращения объемов производства и экспортной выручки предприятий (прежде всего из-за снижения цен на нефть и металлы); снижение инвестиционных рейтингов крупнейших российских компаний и банков и суверенного рейтинга России агентствами S&P (в декабре 2008 г.) и Fitch (в феврале 2009 г.).
Особенность ситуации состоит в том, что начавшееся во II полугодии 2008 г. снижение производства в основных отраслях российской экономики (промышленность, строительство, недвижимость, транспорт, кредитно-финансовый сектор) спровоцировало новый виток падения инвестиционной активности. В результате замедление темпов роста инвестиций сменилось их сокращением в реальном выражении.
В I полугодии 2008 г. прирост инвестиций в основной капитал превышал 15 % от уровня того же периода предыдущего года, а в октябре - ноябре он замедлился до 4-7 %. В декабре 2008 г. наметился спад капитальных инвестиций, который в январе нынешнего года достиг рекордно низкого значения за последние 10 лет: -15,5% 2
Инвесторы, как зарубежные так и внутренние, значительно снизили финансирование российских предприятий. В IV квартале 2008 г. в российскую экономику поступило лишь 28 млрд. долл. иностранных инвестиций, что на 15,2 % меньше показателя IV квартала 2007 г. В том числе объем прямых иностранных инвестиций сократился на 4 %, портфельных - в 22 раза (в связи с падением российского фондового рынка почти вдвое - на 48 % за этот период), прочих инвестиций (в основном в виде кредитов и банковских вкладов) - на 10 %. Еще пессимистичнее оценки Банка России, основанные на методологии платежного баланса, согласно которым в IV квартале 2008 г. отток иностранных инвестиций из сектора российских нефинансовых предприятий составил 8,6 млрд. долл., а из банковского сектора - 28,1 млрд. долл.
Снижение инвестиционной активности способствовало падению промышленного производства практически во всех секторах российской экономики. Наиболее тяжелые последствия ощутили на себе предприятия реального сектора. В частности, в январе 2009 г. спад производства в обрабатывающей промышленности достиг 24 % от уровня того же месяца 2008 г. Причем наиболее сильно в
инвестиционно-зависимых отраслях упало производство машин, электрооборудования, вычислительной техники, оптики (на 46^7 %), строительных материалов (на 34 %), химических изделий и продуктов деревообработки (на 33 %), металлоизделий (на 30 %).
В отраслях, ориентированных на потребительский спрос, спад был значительно ниже. В частности, производство продуктов питания уменьшилось в январе 2009 г. лишь на 3,6 % по сравнению с январем 2008 г.
Однако даже крупнейшие компании страны были вынуждены пересматривать свои инвестиционные проекты в условиях дефицита финансовых ресурсов. В результате общий объем инвестпрограмм может сократиться на четверть.
Еще одним следствием падения активности инвесторов стало сокращение объемов строительных работ (на 17 % по сравнению с январем прошлого года) и жилищного строительства (на 4 %). При этом эксперты признают, что в строительном секторе падение производства сдерживается существенной долей государственных инвестиций, а также сохранением «инерционного» роста ипотечного строительства. Тем не менее, в ближайшие месяцы ожидается значительное сокращение объемов строительства.
Ситуация показывает, что в 2009 г. активность инвесторов в российской экономике продолжит снижаться. Негативные ожидания и высокие риски инвесторов будут доминировать над привлекательностью и прибыльностью вложений в условиях кризиса. Тем не менее, в январе - феврале 2009 г. на российском рынке начали сформироваться некоторые предпосылки для постепенного восстановления активности инвесторов.
Во-первых, увеличились инвестиционные планы государства: расходы федерального бюджета в 2009 г., согласно прогнозам министерства финансов РФ, могут увеличиться на 26 % при сокращении доходов на 31,5 %. Непосредственно на поддержку экономики планируется потратить 2,7 трлн. руб., еще 650 млрд. руб. на поддержку банковской системы.
Во-вторых, снижение процентных ставок в США, Евросоюзе, ряде развитых стран способствует формированию условий для возобновления кредитования западными инвесторами российских банков и нефинансовых предприятий. Насыщению мирового финансового рынка ликвидностью, по мнению экспертов, будет способствовать также антикризисная программа правительства США объемом в 787 млрд. долл.
В-третьих, девальвация рубля, повысившая конкурентоспособность продукции российского производства, делает привлекательными инвестиции в развитие производства внутри страны.
Однако, проявление этих предпосылок, скорее всего, позволит сформировать условия для восстановления инвестиционной активности лишь в среднесрочном периоде. Так, по итогам 2009 г. можно ожидать падения инвестиций в основной капитал на 14 %, что приведет к снижению ВВП на 2,2 %, промышленного производства на 7,4 % 3.
Восстановления положительной динамики инвестиций, скорее всего, можно будет ожидать не ранее 2011-2012 гг. Именно оживление инвестиционной активности будет способствовать выходу экономики России и крупнейших стран мира из кризиса, включая прекращение рецессии, восстановление устойчивого роста производства, стабилизацию банковско-финансовой деятельности и т.д. Однако и в этом случае инвестиционная активность в России начнет возрождаться лишь после преодоления кризиса в крупнейших развитых странах и, прежде всего, в США. Только стабилизация
ситуации в развитых странах будет способствовать тому, что инвесторы обратят внимание на российскую экономику.
Сегодня существует опасность для будущего развития страны, которая заключается в том, что рост инвестиций очень неустойчив и во многом базировался на благоприятной конъюнктуре мировых рынков. Кроме привнесенных извне причин, вызванных непосредственно финансовым кризисом, не устраняются внутренние основополагающие причины слабости российской экономики- незавершенность структурных и институциональных реформ в реальном секторе, его низкая конкурентоспособность и физическая изношенность производственного аппарата, структурные деформации национального хозяйства (перекос в сторону топливно-сырьевых секторов при слабой конкурентоспособности обрабатывающей промышленности и низкой доле высокотехнологичных предприятий), сохранение обширного сектора убыточных производств, низкая восприимчивость предприятий к инвестициям.
Решение этих проблем требует осуществления активной государственной инвестиционной политики, критического переосмысления прошлого опыта государственного регулирования инвестиционной деятельности, накопленных в экономике проблем и выработки новых принципов государственной политики, адекватных задачам посткризисного возрождения страны.
Проблемы экономического развития России в среднесрочном периоде будут определяться ее способностью к привлечению ресурсов для ускоренного роста. Поэтому привлечение инвестиций в отечественную экономику рассматривается в качестве важнейшего источника для создания отечественной конкурентоспособной технической базы производства, формирующей перспективу общего роста экономики страны.
В первую очередь необходимо завершить структурные и институциональные реформы в реальном секторе, преодолеть низкую конкурентоспособность, физическую изношенность производственного аппарата, структурные деформации национального хозяйства, ликвидировать обширный сектор убыточных производств.
С учетом того, что «в экономике России сформировался явно неблагоприятный инвестиционный климат, его оздоровление - одна из неотложнейших задач экономического взаимодействия власти и бизнеса» 4. Между тем, решение этих проблем требует выработки новых принципов осуществления государственной инвестиционной политики, адекватных задаче подъема экономики страны.
В странах с развитой рыночной экономикой государство в процессе регулирования инвестиционной деятельности принимает на себя одновременно несколько функций.
Первая функция - это регулирование (стимулирование или ограничение) общего объема капиталовложений частного бизнеса. По сути дела, это основная макроэкономическая функция по управлению инвестиционным процессом в рыночной экономике, осуществляемая через политику ссудного процента денежную, налоговую и амортизационную политики.
Вторая функция - это выборочное стимулирование капиталовложений в определенные предприятия, отрасли и сферы деятельности через кредитные и налоговые льготы, например, с помощью инвестиционного кредита. Третья функция - это прямое административное вмешательство в инвестиционный процесс с целью ввода или вывода определенных производственных мощностей путем согласования планов и действий крупнейших корпораций.
Главные цели инвестиционной политики России определены в «Программе антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год», а
Таблица 3. Предпосылки восстановления инвестиционной активности
2GG7 | 2GG8 2GG9 | 2G1G
факт прогноз
Инвестиции в основной капитал + 21,1 + 9,1 - 5,G + 5,7
ВВП + 8,1 + 5,6 - G,4 + 2,5
Промышленное производство + 6,3 + 2,1 - 3,9 + 1,9
Инфляция (потреб. цены) 11,9 13,3 13,6 11,2
Среднегодовая стоимость нефти Urals, долл./баррель. 69,5 93,9 44,7 54,8
Источник: бюджет ру.
1 По данным Минэкономразвития.
2 По данным Росстата
3 Согласно уточненным прогнозам Минэкономразвития.
4 Шамхалов Ф.И. теория государственного управления. М., 2002. С.510.
также в постановлении Правительства РФ «О формировании и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы» 5.
Приоритетами государственной инвестиционной политики в рамках антикризисных мер являются повышение устойчивости национальной финансовой системы, мероприятия по оздоровлению российской экономики, содействие коренной модернизации производства и его структурной перестройке, повышение конкурентоспособности обрабатывающего сектора промышленности, ускоренное инвестиционное развитие секторов «новой экономики», прежде всего становление инновационных и информационных отраслей, формирование нового технологического облика национального хозяйства.
Сегодня привлечение инвестиций в реальный сектор экономики - вопрос ее выживания. Любое, даже самое незначительное улучшение инвестиционного климата - это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг к выходу из кризиса. Осуществить превращение инвестиций в динамически устойчивый мощный поток можно лишь управляя. Именно поэтому проблема управления инвестиционной привлекательностью является ключевой. Для ее решения необходимо создать единую, технологию управления инвестиционной привлекательностью на всех уровнях. В связи с этим основными принципами и задачами политики государства в инвестиционной сфере становятся:
- подавление инфляции и стимулирование инвестиционной склонности предприятий и населения;
- снижение бюджетного дефицита, его покрытие преимущественно за счет неинфляционньих источников, ориентация на инвестиции в производство;
- полноценная защита прав и интересов инвесторов и акционеров;
- децентрализация инвестиционного процесса через стимулирование частных инвестиций. Выделение «точек роста» будет происходить на уровне отдельных предприятий и проектов;
- смещение акцента бюджетного финансирования с масштабных программ к поддержанию эффективно работающих предприятий;
- расширение практики долевого государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.
Важной частью инвестиционной программы станут инвестиционные программы регионов.
В частности, в целях обеспечения приоритетных задач в области инвестиционной политики, утверждена «Адресная инвестиционная программа Москвы на 2009 г. и плановый период 2010-2012 гг.», которой предусмотрено финансовое обеспечение расходных обязательств г. Москвы в следующих объемах: в 2009 г. в сумме 620.917.963.000 руб.; в 2010 г. в сумме 619 107 853 00 руб., в 2011 г. в сумме 664 484 223 000 рублей.6
Данная программа, в случае ее реализации, позволит достичь системы целей и задач органов власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием столичного региона. Это, прежде всего, формирование структурных механизмов и запуск процессов, функционирование которых дает устойчивый результат.
Стратегической целью современной региональной инвестиционной политики является: обеспечение качественно нового уровня расширенного воспроизводства основных фондов производственной и социальной сферы региона в условиях переходного периода, так же как и поддержка базовых предприятий регионов путем осуществления структурной перестройки экономики того или иного региона и обеспечения наибольшего и эффективного использования природного, кадрового и производственного потенциала. Предусматривается на базе выявленных в регионах потребностей и возможностей с учетом местных условий и накопленного опыта в сфере инвестиционного сотрудничества разработка региональных программ стимулирования частых инвестиций. Местные власти могут предоставлять в приоритетных для области сферах деятельности дополнительные налоговые и таможенные льготы инвесторам, что в ряде регионов уже делается. Наиболее часто проблемы, с которыми сталкиваются инвесторы и руководители региональных
администраций при привлечении инвестиционных ресурсов для реализации проектов, состоят в следующем:
- слабая экономическая проработка проектов, недостаточность или отсутствие маркетинговых исследований, необоснованность приводимых оценок возможного сбыта продукции, несоразмерность запрашиваемых инвестиционных ресурсов размерам и активам предприятия;
- ненадежность компаний-инвесторов, полное отсутствие проверенной информации об этих компаниях, неясность целей инвестиций;
- отсутствие надежных механизмов сопровождения проектов в процессе реализации, препятствующих не целевому расходованию инвестиционных ресурсов и нарушению договорных обязательств.
Ключевыми направлениями инвестиционной политики являются, во-первых, мероприятия по улучшению инвестиционного климата, включающие в себя:
- разработку стратегии развития, включая принципы инвестиционной политики и инвестиционные приоритеты;
- внедрение цивилизованных принципов корпоративных отношений;
- повышение информационной открытости и прозрачности отношений;
- устранение барьеров на вход и сопровождение инвесторов.
Во-вторых, мероприятия по повышению платежеспособности региона, включающие в себя:
- персональную работу с получателями займов;
- повышение эффективности бюджетной политики.
В-третьих, повышение конкурентоспособности и содействие
развитию бизнеса предприятий, включающие в себя:
- развитие специального законодательства в части мер по повышению конкурентоспособности;
- содействие развитию бизнеса предприятий региона;
- развитие инновационности предприятий региона;
- развитие инфраструктуры венчурного финансирования;
- повышение квалификации персонала предприятий.
В-четвертых, создание более благоприятного имиджа региона.
Для выработки и реализации государственной инвестиционной политики на всех уровнях необходимы организационные предпосылки. Важнейшей из них должно стать наличие разветвленной инфраструктуры развития и поддержки сфер народного хозяйства, и, прежде всего, инфраструктуры государственного управления, ответственной за реализацию государственной инвестиционной политики.
Таким образом, как мы видим, решение современных экономических проблем требует осуществления активной государственной инвестиционной политики на основе критического переосмысления прошлого опыта государственного регулирования инвестиционной деятельности, накопленных в экономике проблем и выработки новых принципов государственной политики, адекватных задачам посткризисного возрождения страны.
Привлечение инвестиций в отечественную экономику рассматривается Правительством Российской Федерации в качестве важнейшего источника для создания отечественной конкурентоспособной технической базы производства, формирующей перспективу общего роста экономики России. Приоритетами государственной инвестиционной политики являются содействие коренной модернизации производства и его структурной перестройке, повышение конкурентоспособности обрабатывающего сектора промышленности, ускоренное инвестиционное развитие секторов «новой экономики», прежде всего, становление инновационных и информационных отраслей, формирование нового технологического облика национального хозяйства.
Достижение указанных целей государственной инвестиционной политики потребует осуществления комплекса мер по созданию благоприятного инвестиционного климата, поддержке инвестиционных инициатив рыночного сектора экономики, формированию законодательных и институциональных условий хозяйственной деятельности частных инвесторов, адекватных современным экономическим требованиям.
5 См.: Программу антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год» // сайт Правительства РФ; постановление Правительства РФ от 18.08. 2008 г. № 619.
6 Приложение 1,2 к постановлению Правительства Москвы от 30 сентября 2008 г. № 893 - ПП.