Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ОБОСНОВАНИЯ ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ'

РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ОБОСНОВАНИЯ ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В ЭКОНОМИКУ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдуллин Ильшат Салаватович, Касимов Тимур Салаватович

В данной статье рассматриваются теоретико-правовые аспекты экономической функции государства. Переход общества к рыночным отношениям требуют системного анализа целей и задач государственного вмешательства в экономику. В этой связи особую роль играет исследование юридических и экономических функций государства. Научно обоснованные данные, необходимые для обеспечения социальной эффективности правового воздействия посредством научных рекомендаций является важнейшей задачей юридической науки на современном этапе развития государства. Научная обоснованность правового воздействия государственно-правовых явлений, познания глубоких внутренних взаимосвязей, правильного определения сущности подвергаемых регулированию общественных отношений, тенденции этих отношений предвидения социальных результатов реализации экономических и политических функций государства достигается при условии их всестороннего анализа. В периоды общественно-политических, социально-экономических преобразований взаимодействие государства, права и экономики приобретает особую значимость. Успешное развитие экономики в государстве зависит от совершенствования механизма государственно-правового регулирования экономических отношений и роли государства в управлении экономическим процессом. Выработка научно обоснованных данных, необходимых для обеспечения социальной эффективности правового воздействия посредством экономики является одной из важнейших задач для юридической науки на современном этапе развития государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE METHODOLOGY OF SCIENTIFIC SUBSTANTIATION OF THE LEGAL IMPACT OF THE STATE ON THE SOCIO-ECONOMIC SYSTEM

This article discusses the theoretical and legal aspects of the economic function of the state. The transition of society to market relations requires a systematic analysis of the goals and objectives of state intervention in the economy. In this regard, the study of the legal and economic functions of the state plays a special role. Evidence-based data necessary to ensure the social effectiveness of legal influence through scientific recommendations is the most important task of legal science at the present stage of development of the state. The scientific validity of the legal impact of state-legal phenomena, the knowledge of deep internal relationships, the correct definition of the essence of public relations subject to regulation, the tendency of these relations to predict the social results of the implementation of the economic and political functions of the state is achieved under the condition of their comprehensive analysis. During periods of socio-political, socio-economic transformations, the interaction of the state, law and economy acquires special significance. The successful development of the economy in the state depends on the improvement of the mechanism of state-legal regulation of economic relations and the role of the state in managing the economic process. The development of evidence-based data necessary to ensure the social effectiveness of legal influence through the economy is one of the most important tasks for legal science at the present stage of development of the state.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ОБОСНОВАНИЯ ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ»

Развитие методологии научного обоснования правового воздействия государства на социально-экономическую систему

Абдуллин Ильшат Салаватович,

аспирант кафедры теории государства и права Института права БашГУ

E-mail: ilshat.abdullin.95@bk.ru Касимов Тимур Салаватович,

к.ю.н., доцент кафедры теории государства и права Института

права БашГУ

E-mail: timursk@rambler.ru

В данной статье рассматриваются теоретико-правовые аспекты экономической функции государства. Переход общества к рыночным отношениям требуют системного анализа целей и задач государственного вмешательства в экономику. В этой связи особую роль играет исследование юридических и экономических функций государства. Научно обоснованные данные, необходимые для обеспечения социальной эффективности правового воздействия посредством научных рекомендаций является важнейшей задачей юридической науки на современном этапе развития государства. Научная обоснованность правового воздействия государственно-правовых явлений, познания глубоких внутренних взаимосвязей, правильного определения сущности подвергаемых регулированию общественных отношений, тенденции этих отношений предвидения социальных результатов реализации экономических и политических функций государства достигается при условии их всестороннего анализа. В периоды общественно-политических, социально-экономических преобразований взаимодействие государства, права и экономики приобретает особую значимость. Успешное развитие экономики в государстве зависит от совершенствования механизма государственно-правового регулирования экономических отношений и роли государства в управлении экономическим процессом. Выработка научно обоснованных данных, необходимых для обеспечения социальной эффективности правового воздействия посредством экономики является одной из важнейших задач для юридической науки на современном этапе развития государства.

Ключевые слова: право, экономика, экономические категории, производственные отношения, государство, государственное вмешательство в экономику.

Все научные дисциплины в ходе своего постепенного развития, накопления знаний и применения на практике формируются в систему ключевых понятий имеющие определённую причинно-следственную связь. Экономика не является исключением. Впервые термин «экономика» появляется в IV веке до нашей эры в древней Греции. В то время Ксенофонт называл ее «естественной наукой» [2, с. 209]. На протяжении долгого времени экономические знания накапливались в рамках единой науки об обществе. Поэтому в экономики имею место быть многочисленные философские и исторические категории. Но свой научный суверенитет экономика получила относительно недавно 3-4 столетия назад. Экономические категории являются абстракциями хозяйственной деятельностью, которая складывается в результате общественных отношений по производству обмену, распределению и потреблению материальных благ. Момент их открытия и осознания в той или иной мере является отправной точкой познания экономической стороны жизни общества. Из этого следует что экономические категории - это не названия вещей и не их определенные свойства, а представление в человеческом разуме отношений, возникающих между людьми в процессе производства обмена, распределения и потребления материальных благ. Понятие товара является важнейшей экономической категорией хотя нельзя отрицать что и значение человеческого труда затрачиваемого на производство этого товара имеет не меньшую важность. С самой древности люди жили в мире товаров и эквивалентных средств обмена этих на товаров, что в последствие получили название деньги. Продукты питания, продукты более длительного пользования - все это товары у них разные способы применения, разные физико-химические свойства, но это не лишает их обобщённого экономического названия товар. С изложенным выше напрашивается вопрос: «а в чем собственно здесь дело?». Для экономики существенно что все материальные блага - это труд, затраченный на их производство в последствии, они буду выставлены на продажу и обменены на некоторую сумму денег.

Содержание экономических категорий раскрывается благодаря мышлению. Экономические категории подразделяются на всеобщие, специфические, особенные. Способ познания этих категорий заключается в восприятии бытия, его осмыслении и выведение его категорий. В общем понимании экономические категории отражают производственные отношения, отражающие развитие этапов производительных сил. Производство благ как

5 -о

сз

<

CM

о

CM

основа человеческой жизни. До того, как общество перешло от натурального хозяйства к товарному, многие экономические категории, носившие специфический характер не были определенны. Специфическими категориям можно отнести: товар, его стоимость и цену, уплаченную за него в выраженную в деньгах. Так же экономические категории можно подразделить на глубинные содержащие в себе сущностные (стоимость - величину затрат на изготовление товара), поверхностные (количество денег на который изготовитель готов обменять свой товар) категории и фазовые категории, которые действуют в определенной фазе производственного процесса. Экономические категории являются лишь промежуточным результатом теоретического исследования экономики. Главной задачей политической экономии, а следовательно, и ее самой важной и сложной проблемой является открытие и использование экономических законов.

Открытый больше века назад закон Карлом Марксом о том, что уровень производственных отношений равен характеру и уровню развития производительных сил или теория Адама Смита о «невидимой руке рынка» является доказательством того, что экономические законы объективны и происходят, развиваются и начинают действовать независимо от воли и сознания людей. Люди познают экономику с ее законы в процессе своей хозяйственной деятельности. Без хозяйственной деятельности экономические законы не действуют из этого следует что их объективный характер не может считаться основанием для пессимизма. Хозяйствующим субъектам в экономики принадлежит достаточно активная роль в реализации ее законов и это не роль далеко не второстепенная роль. В процессе развития общества развиваются и экономические законы поэтому можно уверенно предположить, что свойство экономических законов - их историческая обусловленность. Система экономических законов содержит в себе общие, особые, специфические законы. Первые действуют на протяжении всех общественно-экономических формаций. Как говорил Карл Маркс о законе экономии времени: «любая экономия сводится в конечном счёте к экономии времени» здесь четко заметен всеобщий характер экономических законов [4, с. 315]. Можно предположить, что экономические законы улавливают какие-то существенные для практической деятельности людей причинно-следственные связи. Экономическая взаимозависимость носит не столько функциональный, а столько вероятностный характер. Закономерность в экономике прокладывает себе дорогу как генеральная тенденция, через массу экономических случайностей и отклонений. Зависимости в экономике обратимы, причины и следствия меняются местами. Зависимости в экономике носят множественный характер. Таким образом можно сделать вывод, что изучение экономических законов и использование их рационально на практике выступают важнейшими условиями совершенствования хозяйственной системы общества, повыше-

ния эффективности производства общества и социально ориентированных и справедливых распределительных отношений.

Между экономикой и правом существует неразрывная связь. Экономика выступает в качестве важнейшей составной части общества в изучении средств и способов производства, форм собственности, методов управления экономикой, характера производственных сил и отношений, проблем труда и заработанной платы. Из этого следует что экономика прямо воздействует на большинство социально-политических вопросов, которые регламентируются нормами права. Экономика оказывает решающие воздействие на процесс развития государства и права таким образом можно сделать вывод, что экономика является материальным базисом общества. Многовековой опыт показывает, что переход общества от одной экономической формации к другой напрямую связан с развитием государственного строя и норм права. Поэтому можно предположить с учетом некоторых оговорок, об экономической обусловленности и задорности государственно-правовых явлений, институтов, учреждений. Из этого следует что между государственно-правовой материей и экономической материей существует прямая и прочная связь. Опыт нашей страны и многих других стран убедительно показывает характер прочности этой связи не только в теории, но и на практике. Из этого следует вывод, что успешное проведение радикальных государственно-правовых преобразований в стране предполагает аналогичные преобразования в экономике и наоборот.

Хочется так же отметить, что не только экономические науки оказывают огромное влияние на юридические, но и последние оказывают неменьшие влияние на первые. Стихийное и опосредованное государственно-правовое регулирование экономических процессов может привести к упадку и расстройству системы материального производства. Государство и право должны быть для экономики не зависимым арбитром, третейским судом. Мировой опыт показывает, что политическая власть, не принимающая необходимых мер для целенаправленного развития экономики и политическая власть чересчур переусерствующая в этом, может причинить экономическому развитию великий вред [7, с. 111]. Переход многих государств к рыночным отношениям оказал существенное влияние на развитие юридических наук. В первую очередь это касается административного и гражданского права. Возникновения многообразия форм собственности потребовало от государства равной защиты всех ее видов. Стало понятно, что без применения государством норм административного и гражданского права экономические проблемы решить затруднительно. Административное право стало усиливать свое воздействие на экономику облекая ее механизмы (цена, прибыль, налог, пошлина, квота, кредит) в административно-правовую и гражданско-правовую форму [1, с. 150]. Переход от командной (плановой) экономики к рыночной дал сильный

толчок цивилистической мысли в нашей стране. Многие теоретические концепции, разработанные на базе плановой экономики, были пересмотрены. Канули в лету теория единства государственной социалистической собственности, хозяйственного договора и хозяйственного обязательства, некоторые научные понятия (право личной собственности, нетрудовой доход). Всеобщие внимание стали привлекать институты гражданского права (частная собственность, приватизация, интеллектуальная собственность, хозяйственные общества и товарищества, ценные бумаги и биржевые сделки, сделки с недвижимостью, сервитуты) и другие вещные права. Таким образом можно сделать вывод, что есть все основания утверждать о том, что переход от командной экономики к рыночной в нашей стране настал новый этап развития для многих юридических наук, а из этого следует что экономика и право прямо влияют друг на друга и имеют связь.

Общие понятие государства заключается в том, что государство - это политическая форма организации общества на определённой территории, обладающая суверенитетом, определенной территорией имеющая органы публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны. Функции государства - это деятельность государства, направленная на решение стоящих перед ним задач и целей.

Происхождение государства и основные ее функции рассматривал знаменитый Английский философ Томас Гоббс. Теория, выдвинутая Гобб-сом, вытекает из права и морали. Гоббс видит основу государства в разумном стремлении людей к самосохранению и безопасности [1, с. 231]. А следовательно, чтобы достичь данного результата необходимо соединение достаточного количества людей для взаимной защиты. По мнению Гоббса для общего блага люди должны объединиться, но при этом для сохранения мира и сохранения жизни отказаться от своих прав, такой общественный договор и есть государство. Томас Гоббс выделяет три вида государства: монархию, демократию и аристократию, но свое предпочтение отдает монархии. По его мнению, она наиболее приспособлена для осуществления главной цели государства - обеспечения мира и безопасности народа. Задачей государства Гоббс считает обеспечение не просто жизни граждан, а обеспечение счастливой жизни. Но, что имеет в виду Гоббс? Что может считаться счастливой жизнью? Гоббс говорит, что счастливая жизнь это способ пользоваться различными благами жизни, которые обеспечиваются благодаря: защите от внешних врагов, сохранение мира внутри государства, поднятие благосостояния и богатства и предоставление права каждому гражданину пользоваться свободой без ущерба для других граждан. Следовательно государственная власть, должна обеспечивать эти условия, необходимые для счастья граждан, живущих в государстве.

По стопам Томаса Гоббса пошел не менее известный Английский философ Джон Локк. Джон Локк рассматривал государство идентично Томасу Гоббсу как результат заключения договора между индивидами. Но в отличии от Гоббса Локк считал, что до возникновения государства существует война всех против всех и действует принцип самосохранения. Естественное состояние по Локку эта жизнь, при которой люди имеют неограниченную свободу и равные права, важнейшие из которых право собственности. Люди соглашаются отказаться от естественного состояния в пользу безопасной жизни в государстве. Локк выступал против абсолютизма и отдавал предпочтение конституционной монархии. Локк считает, что индивид обладает неотъемлемыми правами, на которые правитель не должен посягать, а наоборот должен защищать. Экономические отношения в государстве должны быть частнокапиталистические. Основная задача государства уровнять людей юридически, а в остальном они должны развиваться по мере своих врождённых возможностей и талантов.

Таким образом из выше проанализированного можно сделать вывод, что основной функцией государства является обеспечение комфортного проживания своих граждан. Данная верховная функция разделяется на ряд вспомогательных функций:

1. решение экономических и социальных проблем;

2. обеспечение целостности государства;

3. управление хозяйством и обществом;

4. оборона собственной территории.

На сегодняшний день большинство экономик стран имеют смешенный характер отношений. Смешенная экономика сочетает в себе рыночный механизм хозяйствования под внимательным государственным контролем. Обеспечение стабильного роста и развития экономики, роста благосостояния населения государства являются основными целями экономической политики государства. В смешенной экономики одна из главных ролей государства заключается в компенсировании ситуаций несостоятельности рынка, с которыми рыночный механизм не может справиться самостоятельно заключающийся в принятии следующих мер государственного регулирования:

1. Борьба с монополизацией и защита конкуренции;

2. Создание общественных благ, за производство которых частный сектор экономики не берётся, поскольку за пользование этими благами невозможно брать оплату;

3. Решение проблем внешних эффектов, связанных с производством и потреблением благ;

Для успешной реализации вышеперечисленных р функций государство использует прямые и косвен- Д ные методы: Е

1. К прямым методам государственного регули- К рования экономики относятся правовое (адми- ё нистративное) регулирование. Прежде всего у на законодательном уровне; А

CM

о

CM

2. К косвенным методам государственного регулирования экономики относятся финансово - экономические методы: фискальная (бюджетно-налоговая) политика и денежно-кредитная (монетарная) политика. Но степень государственного контроля экономики всегда являлась предметом спора многих ученных и политиков. А именно большинство волновал следующий вопрос: «каким должен быть масштаб государственного вмешательства в экономику?». Этот вопрос является вечным предметом спора учёных экономистов, поделившихся на два лагеря монетаристы и кейнисианци. Согласно позиции монетаристов нужно позволить рыночному механизму самостоятельно обеспечивать устойчивость экономической системы и дать свободу от государственной опеки. С точки монетаристов свободному рынку нужно самостоятельно обеспечивать устойчивость экономической системы и быть свободной от государственной опеки. Позиция сторонников государственного контроля полностью противоположена. Кейнисианцы утверждали, что рыночный механизм неспособен справляться со многими экономическими проблемами без вмешательства государства. Из выше сказанного можно предположить, что позиция монетаристов более либеральная. Это можно аргументировать следующими образом:

1. Дать свободно людям распоряжаться и свободно продавать свои таланты и навыки на свободном рынке;

2. Государственный контроль может казаться только на поверхности всеобщим благом и равенством для всех, но он осуществляется определенными людьми, которые не могут вести политику удовлетворяющие интересы всех слоев населения поэтому чьи-то интересы все ровно будут задеты. Свободный рынок дает людям самим реализовывать свои способности на свой страх и риск, от которого они могут выиграть или проиграть, но отличительно то, что их естественные права не будут кем-то нарушены, даже если изначально не было на это злого умысла. Примечательно, что для экономики нашей страны характерно использование государством мер как монетарного, так и кейнсиан-ского характера.

Литература

1. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран в 2 частях. Часть 1. Государство и право в древности и средние века. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт. 2019. 360 с.

2. Ядгаров Я.С. История экономических учений: учебник для студентов вузов. - 3-е изд. М.: Ин-фра-М, 1999. - 320 с.

3. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978 г.

4. Маркс К. Капитал: Т. 1 // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 23. - М .: Политиздат, 1961.

5. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Соцэкгиз, 2004. -Т. 1. - С. 289.

6. Фридман М. Капитализм и свобода. [Текст]: учебник / Фридман М. - М.: Новое издательство, 2006. - 240 с.

7. Фридман М., Фридман Р. Свобода выбирать: Наша позиция / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2007. - 356 с. - (Библиотека Фонда «Либеральная миссия»)

8. Хайек, Ф. Дорога к рабству / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2005. - 264 с. (Библиотека Фонда «Либеральная миссия»).

DEVELOPMENT OF THE METHODOLOGY OF SCIENTIFIC SUBSTANTIATION OF THE LEGAL IMPACT OF THE STATE ON THE SOCIO-ECONOMIC SYSTEM

Abdullin I.S., Kasimov T.S.

Institute of Law of the State University

This article discusses the theoretical and legal aspects of the economic function of the state. The transition of society to market relations requires a systematic analysis of the goals and objectives of state intervention in the economy. In this regard, the study of the legal and economic functions of the state plays a special role. Evidence-based data necessary to ensure the social effectiveness of legal influence through scientific recommendations is the most important task of legal science at the present stage of development of the state. The scientific validity of the legal impact of state-legal phenomena, the knowledge of deep internal relationships, the correct definition of the essence of public relations subject to regulation, the tendency of these relations to predict the social results of the implementation of the economic and political functions of the state is achieved under the condition of their comprehensive analysis. During periods of socio-political, socio-economic transformations, the interaction of the state, law and economy acquires special significance. The successful development of the economy in the state depends on the improvement of the mechanism of state-legal regulation of economic relations and the role of the state in managing the economic process. The development of evidence-based data necessary to ensure the social effectiveness of legal influence through the economy is one of the most important tasks for legal science at the present stage of development of the state.

Keywords: law, economy, economic categories, relations of production, state, government intervention in the economy.

References

1. Prudnikov M.N. History of state and law of foreign countries in 2 parts. Part 1. State and Law in Antiquity and the Middle Ages. Textbook and workshop for academic baccalaureate. M.: Yurayt. 2019. 360 p.

2. Yadgarov Y.S. History of economic doctrines: a textbook for university students. - 3rd ed. M.: Infra-M, 1999. - 320 p.

3. Keynes JM General theory of employment, interest and money. Moscow: Progress, 1978

4. Marx K. Capital: V.1 // K. Marx and F. Engels. Op. T.23. - M .: Politizdat, 1961.

5. Smith A. Research on the nature and causes of the wealth of nations. - M.: Sotsekgiz, 2004.-T.1.-S. 289.

6. Friedman M. Capitalism and freedom. [Text]: textbook / Fridman M. - M .: New publishing house, 2006. - 240 p.

7. Friedman M., Friedman R. Freedom to choose: Our position / Per. from English. M.: New publishing house, 2007. - 356 p. -(Library of the Liberal Mission Foundation)

8. Hayek, F. The road to slavery / Per. from English. M.: New publishing house, 2005. - 264 p. (Library of the Liberal Mission Foundation).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.