14. https://tenders.mts.ru/default.aspx
15. http ://www. livebusine ss.ru/tools/recruiting/ Sources:
1. Tkacheva E.N., Kuznetsova A.S. Information portal for virtual organizations of the Krasnodar Territory // Russian
Entrepreneurship. - 2011. - No. 5-2. - P. 45-50.
2. Klochko E.N., Novikov V.S. Virtual interactions of socio-economic systems in the coordinates of the regional econ-
omy. - Krasnodar, 2013.
3. Information Economy Report 2017: Digitalization, Trade and Development, UNCTAD, New York and Geneva, 2017
http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ier2017_en.pdf
4. Measuring the Information Society Report 2017 Volume 2. ICT country profile, Geneva https://www.itu.int/en/ITU-
D/Statistics/Documents/publications/misr2017/MISR2017_Volume2.pdfhttps://www.bicotender. com / regions / moskva.html
5. https://sales-elevator.ru/
6. https://www.bitrix24.ru/ http://goszakaz.ru/
7. Small business in the mobile Internet // Magazine "The secret of the firm" - 24.03.2017 https://secretmag.ru/business/methods/malyj-biznes-v-mobilnom-internete.htm
8. Chernogorov A. Lot is too tough for babies //
The Russian newspaper - №975 (46) 12/02/2014. [Electronic resource]. - Access mode: https://rg.ru/2014/12/02/kontrakt.html (reference date: 09/01/2017).
9. RBC + Small and medium business how to get close to the state. order // Thematic supplement to the daily business
newspaper RBC - 27.02.2017 - №033 (2530) file: /// C: / Users / Inna / Downloads / rbcplus_None_4% 20 (1) .pdf
10. https://www.bicotender.ru/regions/moskva.html
11. http://goszakaz.ru/
12. http://www.tendery.ru/
13. http://pik-tender.ru/novyim-kontragentam/registratsiya-novyih-kontragentov/
14. https://tenders.mts.ru/default.aspx
15. http ://www. livebusine ss.ru/tools/recruiting/
А. Ф. Кузина
доцент кафедры бухгалтерского учета, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина
A.F. Kuzina
Scientific adviser: candidate of economic Sciences, associate Professor, Department of Accounting Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin ([email protected] 89181989915)
М.И. Ленкова
доцент кафедры сервиса и туризма, к.э.н., Кубанский социально-экономический институт
M.I. Lenkova
Scientific adviser: candidate of economic Sciences, associate Professor of the department of service and tourism, Kuban social and economic institute
(St. ksei@yandex. ru 89184417254)
РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Аннотация. В статье представлены актуальные вопросы внедрения бюджетирования как элемента системы управленческого учета сельскохозяйственных организаций. Бюджетирование обеспечит действенность аналитико-прогностических и контрольных функций системы управленческого учета, позволит сформировать релевантный информационный кластер о затратах на производство сельскохозяйственной продукции и доходах. Нами предложена система бюджетирования затрат и результатов в отрасли садоводства, основанная на систематизации данных, аккумулируемых в различных подсистемах учета, их анализе на основе концептуальных требований, предъявляемых к информации экономических агентов аграрного рынка, ориентированной на удовлетворение собственников бизнеса. Разработан агрегированный бюджет доходов и расходов, который может быть применим в учетно-аналитической и управленческой деятельности сельскохозяйственной организации. Обобщены выводы о возможности применения индивиду-
альных бюджетных форм в управленческой и учетно-аналитической практике сельскохозяйственных организаций и, в целом, об эффективной постановке бюджетирования в системе управленческого учета экономических агентов аграрного рынка.
Annotation. The article presents topical issues of introducing budgeting as an element of the management accounting system of agricultural organizations. Budgeting will ensure the effectiveness of analytical and forecasting and control functions of the management accounting system, will create a relevant information cluster on the costs of agricultural production and income. We propose a system of budgeting costs and results in the horticulture industry based on the systematization of data accumulated in various accounting subsystems, analyzing them based on the conceptual requirements for information of economic agents of the agricultural market, aimed at satisfying business owners. An aggregate revenue and expenditure budget has been developed that can be applied to the accounting, analysis and management activities of an agricultural organization. The conclusions about the possibility of using individual budgetary forms in the management and accounting and analytical practice of agricultural organizations and, in general, about the effective formulation of budgeting in the system of management accounting of economic agents of the agrarian market are generalized.
Ключевые слова: бюджетирование, управленческий учет, индивидуальные бюджетные формы, управленческие решения.
Key words: budgeting, management accounting, individual budget forms, management decisions.
Каждый экономический субъект имеет индивидуальные особенности постановки управленческого учета, к ним можно отнести: вид деятельности, форму собственности, форму организации производства. При этом следует обозначить общие вопросы методологии управленческого учета в части внедрения и развития процесса бюджетирования.
Внедрение бюджетирования позволяет экономическим агентам аграрного рынка осуществлять планирование финансовых показателей и контролировать деятельность всех структурных подразделений, учитывая вклад каждого из них на основе сопоставления фактической информации с плановыми показателями, что способно обеспечить контрольную функцию над доходами и расходами с четким определением причин нерационального использования денежных средств. Следует отметить, что бюджетирование позволяет осуществить моделирование и выявить неблагоприятные ситуации и как следствие оперативно принять необходимые меры.
В системе управленческого учета бюджетирование можно определить, как интегрированный информационный кластер, обеспечивающий взаимосвязь и взаимосогласованность процессов планирования, учета, анализа, контроля и собственно принятия управленческих решений на уровне, как отдельных структурных подразделений (центров ответственности и (или) сегментов бизнеса), так и экономического субъекта в целом.
В учетно-аналитической деятельности отечественных организаций бюджетирование выступает составной частью сложной управленческой системы, которая аккумулирует субъекты, объекты, принципы, функции, назначение, структуру и включает в себя бюджеты, разрабатываемые в соответствии с требованиями отраслевой специфики хозяйствования, ориентированные на планирование, организованность, координацию, учет, контроль и управление деятельностью отдельных структурных подразделений (центров ответственности, операционных сегментов, бизнес-процессов) и экономическим агентом аграрного рынка в целом.
В процессе бюджетирования деятельности организации сельскохозяйственной отрасли необходимо на предварительном этапе осуществить бизнес-диагностику деятельности исследуемого экономического субъекта для получения оценки текущего состояния структуры и системы управления в организации.
Завершение этапа диагностики служит ориентиром для разработки концепции создания системы бюджетирования, позволит определить ее цель, задачи и принципы построения, состав и структуру системы (центры финансовой ответственности, формы, регламенты, контроль).
Представляется целесообразным процесс постановки бюджетирования в сельскохозяйственных организациях проводить одновременно с формированием системы управленческого учета, так как бюджетирование выступает элементом системы управленческого учета и позволит осуществлять планирование, регулирование и контроль деятельности центров ответственности, сегментов бизнеса и аграрной организации в целом.
Методика реализации бюджетирования в сельскохозяйственных организациях должна
быть основана на основополагающих принципах системы управленческого учета. Основные принципы организации внутренней управленческой отчетности и бюджетирования определяются спецификой деятельности организаций сельскохозяйственной отрасли, а также особенностями работы конкретного структурного подразделения, центра ответственности или сегмента бизнеса. Особенно важным представляется использование принципа обособленности, так как, определяя место возникновения затрат, учитывая варианты распределения производственных и финансовых ресурсов обособленно рассматривается не только сельскохозяйственная организация в целом, но и ее отдельные центры ответственности (сегменты бизнеса).
Нами предложена система бюджетирования затрат и результатов в отрасли садоводства, основная цель создания которой состоит в систематизации данных, получаемых в различных подсистемах учета, их анализ на основе концептуальных требований, предъявляемых к информации экономических агентов аграрного рынка, ориентированной на удовлетворение собственников бизнеса.
Предлагаемый механизм формирования бюджетирования способствует значительному повышению аналитико-прогностических и контрольных функций системы управленческого учета, увеличению эффективности и росту действенности контроля за рациональным и экономным использованием производственных и финансовых ресурсов, что позволит объективно оценить рациональность их использования, сформировать релевантную информационную базу о затратах на производство сельскохозяйственной продукции и доходах.
В качестве основного формата в системе бюджетирования затрат и результатов можно выделить Агрегированный бюджет доходов и расходов сельскохозяйственной организации (рисунок 1).
Информация Агрегированного бюджета доходов и расходов сельскохозяйственной организации поможет определить маржинальный доход и норму маржинального дохода. Представленные показатели помогают определить вклад в покрытие постоянных затрат и получение прибыли экономического агента аграрного рынка. Точка безубыточности позволяет определить нулевую прибыль, то есть такую прибыль, при которой обеспечивается покрытие всех затрат и организация при данной величине не будет иметь ни прибыли ни убытка.
Организация:__«УТВЕРЖДАЮ»
Центр ответственности: Центральная бухгалтерия Генеральный директор
Агрегированный бюджет доходов и расходов по сегменту «Садоводство»
Показатель Ед. изм. План Факт Отклонение, (+,-)
Выручка тыс. руб. 26600 32725 +6125
Переменные затраты тыс. руб. 14680 16988 +2308
Маржинальный доход тыс. руб. 11920 15737 +3817
Постоянные затраты тыс. руб. 5320 5112 -208
Прибыль от продаж тыс. руб. 6600 10625 +4025
Норма маржинального дохода коэф. 0,45 0,48 +0,03
Точка безубыточности тыс. руб. 11822 10650 -1172
Производственный леверидж коэф. 2,24 3,08 0,84
Ответственное лицо бухгалтер-аналитик _
Рисунок 1. Агрегированный бюджет доходов и расходов по сегменту «Садоводство» (рекомендуемый вариант)
Показатели, содержащиеся в агрегированном бюджете доходов и расходов, бюджетах продаж и бюджетах производства продукции организации помогут управляющему персоналу проанализировать причины убытков, определить границы безубыточности деятельности, охарактеризовать тенденции ценовой политики организации, то есть появится возможность управления
прибылью экономического субъекта, основанная на улучшении соотношения постоянных и переменных затрат, а также определить расхождения между запланированными показателями и фактически полученными.
Персональную ответственность за выполнение бюджетных показателей должны нести сотрудники соответствующих центров ответственности (сегментов бизнеса), поэтому они называются «контролируемыми» центрами ответственности.
Различие состоит в том, что централизованно устанавливаемые показатели входят в бюджетное задание подразделения в рамках сводного бюджета, и центр ответственности (сегмент бизнеса) не уполномочен самостоятельно вносить коррективы в данное задание.
Показатели, устанавливаемые самими структурными подразделениями (центрами ответственности, сегментами бизнеса), не входят в бюджетное задание и представляются на самостоятельное планирование подразделений. Другая группа показателей не входит в «зону ответственности» подразделения, однако, возможны ситуации, когда по месту возникновения представленные бюджетные показатели (затраты, расходы, доходы, выручка, ресурсы, обязательства) относятся к данному структурному подразделению. Такие показатели называются «неконтролируемыми» и «нерегулируемыми».
Данная система бюджетирования будет способствовать получению информации об уровне производства и реализации в сельскохозяйственных организациях. Следовательно представленные бюджетные формы являются приоритетными в процессе осуществления контроля затрат с тем уровнем детализации, который позволяет оперативно реагировать на любые отклонения, своевременно предотвращать их и принимать эффективные управленческие решения, ориентированные на удовлетворение потребностей собственников бизнеса. Источники:
1. Кесян С. В. Проблемы учетно-аналитического обеспечения управленческого учета по бизнес-процессам в сельскохозяйственных организациях / Кесян С.В., Еремина Н. В., Ситайло С.С. // Вестник Академии знаний. 2017. - №22(3). С. 85-92.
2. Кузина, А. Ф. Бюджет продаж как отправная точка при постановке бюджетирования / А. Ф. Кузина, О. А. Миронов, В. А. Мельников // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 9. С. 206-211.
3. Хромова И. Н. Методология и инструментарий процесса бюджетирования / И. Н. Хромова, Е. Савочкина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 2-4. С. 55-57.
Sources:
1. Kesyan S.V. Problems of accounting and analytical support of management accounting for business processes in ag-
ricultural organizations / Kesyan S. V., Eremina N. V., Sitailo S. S. // Herald of the Academy of Knowledge. 2017. - No. 22 (3). Pp. 85-92.
2. Kuzina, A.F. The sales budget as a starting point in the formulation of budgeting / AF Kuzina, OA Mironov, VA
Melnikov // Avenue of Science. 2017. T. 1. No. 9. P. 206-211.
3. Khromova I.N. Methodology and tools of the budgeting process / IN Khromova, E. Savochkina // Actual problems of
the humanities and natural sciences. - 2017. - № 2-4. Pp. 55-57.