УДК 657.6
Лабынцев Н. Т., Чухрова О. В.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ НА ЭТАПЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ
Аннотация
В статье рассматривается внутренний контроль приемов бюджетирования, который повышает достоверность целевых показателей и подтверждает реальность полученных отклонений от запланированных норм в бюджетах. Стандартизация процесса контроля основывается на внутрифирменном положении, регламентирующего процедуры бюджетирования в организации. В свою очередь стандарт дает возможность реализовать постановку управленческого учета исходя из последовательности регламентных процедур и набора бюджетно-учетных единиц.
Ключевые слова
Управленческий учет, бюджет, бюджетирование, планирование, контроль, аудит. JEL: M41
Labyntsev N. T., Chukhrova O. V.
METHODICAL APPROACHES TO ORGANIZATION OF CONTROL PHASE OF BUDGETING IN MANAGEMENT ACCOUNTING
Annotation
Article considers internal control techniques of budgeting, which increases the reliability targets and confirms the reality of obtained deviations from planned standards in budgets. Standardization of process control is based on firm-level standard regulating the procedure for budgeting at enterprise. In turn, standard will allow for formulation of management accounting on basis of sequence routine procedures and set budget and accounting units.
Keywords
Management accounting, budget, budgeting, planning, control, audit.
Под бюджетирование понимается производственно-финансовое планирование деятельности всей организации, путем формирования общего бюджета организации, а также составление бюджетов отдельных подразделений с целью определения их финансовых затрат и результатов. Назначение бюджетирования в организации заключается в том, что это основа планирования и принятия управленческих решений в организации, оценки всех аспектов финансовой состоятельности, контроля и управления ма-
териальными и денежными ресурсами организации, укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам организации в целом [1].
В целях достижения формализации процесса управленческого учета в части использования приемов бюджетирования возникает потребность разработки внутреннего положения организации, которое унифицирует процедуры не только по постановке задач, но и также контролировать варианты их решения.
Отсутствие данного положения может стать причиной проблем при адаптации бюджетирования в уже ранее сложившейся структуре управленческого учета. В целом причинами данных проблем является то, что технология бюджетного процесса существенно колеблется из-за отраслевой специфики организации и является индивидуальной для каждого экономического субъекта, а также разнообразное видение методики построения системы бюджетирования со стороны управленческих кадров в самой организации. Данное положение должно являться документом служебного пользования и быть коммерческой тайной для внешних пользователей. Несмотря на то что он регламентирует внутреннюю отчетность организации по исполнению бюджета, он не должен являться частью Учетной политики для целей бухгалтерского учета.
Таким образом, результатом организации бюджетирования организации должно стать «Положение о бюджетировании», включающего в себя не только описание процедур сбора информации, но также ее обработки и формирования бюджетов с указанием ответственных лиц и сроков подготовки бюджетов. При этом важным моментом для процесса бюджетирования является наличие коллегиального распорядительного органа, который может называться, например, бюджетным комитетом [2]. Если в организации нет подобной структуры, которая имеет полномочия перераспределять средства между статьями бюджета, разрабатывать меры по ликвидации дефицита бюджета, наказывать и поощрять ответственных лиц, система бюджетирования становится лишенной смысла. В этом механизме наиболее востребован прием коллегиальности, т.е. членами бюджетного комитета должны быть руководители всех отделов и подразделений. По сути, бюджетный комитет является главным подразделением в системе бюджетирования. В результате положе-
ние по бюджетированию должно последовательно регламентировать общие нормы функционирования механизма бюджетирования, функции бюджетного комитета, методику формирования бюджетов, а также процедуры контроля за его исполнением.
По нашему мнению, положение должно начинаться с описания общих положений механизма бюджетирования. В общих положениях следует сформировать понятие бюджета и функции бюджетирования, понятие объектов бюджетирования, виды бюджетов, а также цикличность их формирования. В рамках этого должны быть представлены графики подачи бюджетов и ответственные лица за их исполнение. Описание инфраструктуры бюджетирования завершается систематизацией функций бюджетного комитета и регламента выполнения процедур по бюджетам. Далее в самостоятельном разделе положения целесообразно регламентировать методику формирования бюджетов. При этом неотъемлемым элементом данного раздела должно стать изложение очередности сдачи бюджетов в бюджетный комитет с приложением бюджетный форм. Помимо этого, в силу некоторых причин, таких как изменения объемов продаж, закупок, ценового фактора, появляется необходимость изменения бюджетов, что также должно регламентироваться Положением.
Завершающей процедурой должно стать описание порядка оформления документов и получения отчетных форм по исполнению бюджетов. Данная структура типового Положения о бюджетировании, может быть применено в любой коммерческой организации с учетом адаптации к отраслевой специфике данной организации.
Подсистема контроля, которая является одной из главных подсистем единой системы управления, предполагает наличие профессионально организованного как внешнего, так и внутреннего
аудита бухгалтерской отчетности [3]. Далее при формировании бюджетного механизма следует использовать преимущества приемов контроля, то есть непосредственно приемов внутреннего аудита функционирования управляющей системы. Немаловажную значимость при этом играет аналитическая функция контроля, которая дает возможность в процессе внутреннего аудита реализовывать комплексный производственно-хозяйственный, инвестиционный и финансовый анализ показателей для оперативного, тактического и стратегического управления ресурсами предприятия. Однако не менее важна аналитическая функция контроля не только на стадии соблюдения официальных стандартов бухгалтерского и налогового учета, но и на этапе прогнозирования экономических показателей предстоящей финансово-хозяйственной деятельности на конкретный период. В связи с этим становится востребованной проектно-методическая функция внутреннего контроля по проверке проектов обоснованных управленческих решений, бизнес-планов, бюджетов, смет, методических рекомендаций, положений и других документов внутренней регламентации [4]. Данная функция при постанове целей и стремлению к их фактическому достижению обеспечивает взаимодействие всей бюджетно-учетной модели и достоверность функционирования системы управления в целом. В рамках такой своеобразной функции аудита, как аудит системы бюджетирования, возникает необходимость стандартизации приемов ее контроля. Все приемы, должны быть нацелены на подтверждение прогноза показателей, заложенных в бюджетные формы. Такое подтверждение основывается на двух подходах:
1. Проверке количественных исходных параметров для формирования взаимосвязанных бюджетных форм. Это могут быть входящие и исходящие договоры, исполнение которых планируется на период; мощность производ-
ственной базы, готовой к запланированной нагрузке; наличие кадрового потенциала, способного осилить принятые предприятием обязательства; систематическое обновление нормативно-сметной базы планирования и прочие количественные категории.
2. Проверке качественных характеристик, представляющих собой инфраструктуру механизма бюджетирования. К таким характеристикам можно отнести наличие каналов оперативной передачи бюджетов на места их непосредственного исполнения; распределение зон ответственности между руководителями и знание ими действующего стандарта по бюджетированию; дееспособность программного обеспечения агрегировать разностороннюю информации об отклонениях; удобный для принятия решений формат бюджетно-отчетных форм [5].
Все это даст возможность выявить узкие места в бюджетной деятельности организации и проанализировать план-фактные отклонения, требующие первостепенного внимания к деятельности конкретного центра затрат. К примеру, при подготовке отчетов по бюджетам важно принимать во внимание изменчивость затрат, так как часть затрат меняется в зависимости от изменения уровня деятельности. Иными словами, неправильно сопоставлять фактические затраты при одном уровне деятельности со сметными затратами при другом уровне. Первоочередная смета должна быть скорректирована по фактическому уровню деятельности. Данный процесс известен как формирование «гибкой сметы». Кроме того, контроль такой взаимосвязи является объектом интереса внутреннего аудита при утверждении бюджетов.
Таким образом, управленческий аудит количественной и качественной бюджетной системы обеспечит информационную прозрачность бизнес-процессов, необходимую для оперативного и стратегического управления ими.
К примеру, аудит движения денежных потоков даст возможность подтвердить синхронность поступления и расходования денежных средств и возможность исполнения денежных обязательств организации, аудит доходов и расходов позволит сопоставить рентабельность отдельных видов бизнеса, оценить вклад каждого бизнеса в создание общей прибыли предприятия и определить инвестиционную программу на будущее [6]. С целью унификации приемов аудита бюджетной модели организации, нами
предложен систематизированный перечень качественных процедур (табл. 1) и количественного (табл. 2) аудита системы операционных и финансовых бюджетов коммерческой организации. При этом в условиях постановки системы бюджетирования в первый раз, аудит должен начинаться с качественных процедур, после подтверждения которых в работу принимаются количественные приемы. В случае если организация уже использует бюджетно-отчетную модель, то процедуры применяются одновременно.
Таблица 1 - Перечень основных качественных процедур управленческого аудита
бюджетной системы организации
Цель контроля Перечень основных аудиторских процедур
Проверка знаний внутреннего стандарта по бюджетированию Тестирование работников, отвечающих за формирование бюджета в подразделениях, по ключевым направлениям положения
Проверка возможностей оперативной передачи информации бюджетного комитета Изучение документооборота по движению бюджетных форм с момента их разработки до получения на местах исполнения (в подразделениях)
Объективное распределение зон ответственности Инвентаризация статей расходов и доходов и наличие в структуре предприятия ответственных за каждую из них
Подтверждение возможностей программного обеспечения формировать бюджетно-учетную информацию в разрезе объектов бюджетирования и подтверждение доверия к выходной экономической информации Изучение выходных форм программного обеспечения и оценка руководства для пользователя сетевого программного продукта, обеспечивающего взаимосвязь функций служб производственной бухгалтерии и других экономических служб
Подтверждение эффективности информации, формируемой в бюджетных формах Изучение и оценка применяемых форматов бюджетно-отчетных форм
Оценка человеческого фактора в системе управления Изучение и оценка системы мотивации за достигнутые показатели в подразделениях
Контроль ответственности за формирование бюджетных показателей Оценка в динамике систематически возникающих существенных отклонений по группам показателей без объективных на то причин и выявление ответственных за составление необоснованных бюджетов
Контроль затрат на поддержание системы бюджетирования Оценка объективности расходов на исполнение функций по поддержанию бюджетного механизма и выявление его объективной стоимости в общих расходах на управление
Контроль методологии бюджетирования Оценка методики расчета прогнозируемой себестоимости продукции, незавершенного производства, алгоритма формирования остатков средств и источников в бюджетном балансе, полнота статей в бюджете движения денежных средств
Использование качественных аудиторских процедур в ходе периодических проверок приемов бюджетирования позволит подтвердить доверие ко всей бюджетно-учетной модели коммерческого предприятия и достоверность ее функционирования. Эти процедуры не сводятся к проверке конкретных показателей, а предполагают оценить объективность и эффективность методологии бюджетирования.
После этого можно перейти к количественным процедурам управленческого контроля и оценить реальность бюджетных показателей, т.е. подтвердить количественные показатели бюджетной модели [7].
В таблице 2 систематизированы процедуры управленческого контроля бюджетной системы организации, которые можно отнести к количественным характеристикам приемов аудита.
Таблица 2 - Перечень основных количественных процедур управленческого контроля бюджетной системы организации
Цель контроля Перечень основных процедур контроля
Подтверждение объективности бюджета продаж 1.1. Проверка заключенных договоров на отгрузку продукции, планируемых графиков поставки продукции или этапов выполнения работ и сверка планируемых объемов с бюджетом продаж
1.2. Анализ объемов продаж за предыдущий период аналогичной продукции и сверка с планируемыми объемами в бюджетном периоде
1.3. Изучение уровня цен на аналогичную продукцию фирм-конкурентов и подтверждение ценового фактора на собственную продукцию
Подтверждение объективности бюджета производства 2.1. Оценка готовности имеющихся мощностей активной части основных средств к выполнению графиков производства (изучение спецификаций, паспортов на оборудование и пр.)
2.2. Изучение графиков производства и последовательности их исполнения
2.3. Во избежание нарушения сроков сдачи продукции, изучение графиков ремонта оборудования (и соответственно простоя) и постановки его на капитальный ремонт
2.4. Расчет критического объема производства и анализ влияния на финансовые показатели различного уровня производства
Подтверждение объективности бюджета прямых материальных затрат и прочих операционных затрат 3.1. Изучение действующих цен на материальные ресурсы в регионе и объективность цен в спецификациях на материалы к заключенным договорам
3.2. Анализ пропускной способности складских помещений
3.3. Анализ объективности расходов на доставку материалов и расходов на их хранение (изучение графиков доставки) и расчет минимальных совокупных расходов на процесс снабжения
3.4. Проверка планируемых материальных затрат действующим нормам расхода сырья и материалам
Подтверждение объективности бюджета прямых трудовых затрат 4.1. Проверка использования штатного расписания при формировании бюджета прямых трудовых затрат
4.2. Проверка используемого внутреннего стандарта о материальном стимулировании при формировании совокупного бюджета трудовых затрат
4.3. Анализ затрат рабочего времени на изготовление единицы продукции и стоимости единицы рабочего времени
Цель контроля Перечень основных процедур контроля
Подтверждение объективности бюджета общепроизводственных затрат 5.1. Оценка ставок переменных общепроизводственных расходов
5.2. Анализ взаимосвязи уровня переменных общепроизводственных расходов с уровнем производства и сравнение выявленных пропорций в бюджетном периоде
5.3. Анализ уровня постоянных общепроизводственных расходов и его сравнение с бюджетным периодом
Подтверждение объективности бюджета общехозяйственных расходов 6.1. Оценка ставок постоянных общехозяйственных расходов в динамике за прошлые периоды
6.2. Анализ взаимосвязи уровня постоянных расходов с уровнем производства и сравнение выявленных соотношений с пропорциями в бюджетном периоде
Подтверждение объективности бюджета коммерческих расходов 7.1. Анализ прогнозируемого уровня коммерческих расходов по статьям затрат и сравнение с динамикой аналогичных затрат прошлого периода
7.2. Проверка тендерных предложений на осуществление рекламных мероприятий сторонними организациями и объективность выбора конкретного контрагента в бюджетном периоде
Подтверждение объективности бюджета финансовых результатов 8.1. Сверка совокупной прибыли, предусмотренной в плановых калькуляциях предстоящих к исполнению договоров на продажу продукции (работ, услуг), с целевой прибылью предприятия в целом
Подтверждение объективности бюджета денежных средств 9.1. Анализ и оценка источников поступления и расходования денежных средств в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности
9.2. Оценка итоговых показателей остатков, оборотов бюджета движения денежных средств
9.3. Анализ условий получения и погашения заемных средств и процентов за их пользование
9.4. Анализ и оценка прогнозируемого уровня дебиторской и кредиторской задолженности с учетом планируемого движения денежных средств
Подтверждение инвестиционной привлекательности бюджетного баланса 10.1. Оценка соотношения статей агрегированного бюджетного баланса
10.2.Оценка финансовой устойчивости предприятия по бюджетному балансу
10.3. Оценка платежеспособности предприятия по бюджетному балансу
10.4. Оценка ликвидности предприятия по бюджетному балансу
10.5. Оценка стоимости предприятия в результате реализации поставленных производственных программ
Результаты количественных процедур контроля бюджетно-учетной модели смогут подтвердить, обеспечивают ли приемы управленческого учета и бюджетирования координацию деятельности, повышение управляемости и адаптивности предприятия к изменениям во внутренней и внешней среде [8].
В результате, выводы по каждому пункту процедур контроля станут надежной базой объективности утвер-
жденных бюджетов, правдивости отклонений от бюджетов, полученных в управленческом учете, а также подтвердят уровень контроля на коммерческом предприятии, заинтересованном в определенной доле рынка на свои услуги.
Таким образом, организация контроля управленческого учета на этапе постановки процесса бюджетирования основывается на двух основных элементах.
К первому элементу можно отнести разработки внутреннего стандарта организации, унифицирующего процедуры по организации бюджетно-учетной модели. Отсутствие данного стандарта приводит к проблемам при адаптации бюджетирования в уже сформировавшейся структуре управленческого учета. При формировании данного стандарта необходимо отталкиваться из описания общих положений приемов бюджетирования в конкретной организации. Несмотря на типичность определений, в рамках стандарта целесообразно сформировать понятие бюджета и функции бюджетирования, представление о бюджетно-учетных объектах, а кроме того цикличность формирования отклонений в системе управленческого учета. В рамках этого обозначаются графики подачи бюджетов и ответственные лица за их исполнение. Описание инфраструктуры бюджетирования должно завершаться систематизацией функций бюджетного комитета и регламента проведения процедур по бюджетам.
В самостоятельном разделе стандарта целесообразно регламентировать методику формирования бюджетов, очередность сдачи бюджетов в бюджетный комитет и порядок их изменения. Завершающей регламентирующей процедурой должно стать описание порядка оформления документов и получения отчетных форм управленческой бухгалтерии по исполнению бюджетов.
Вторым элементов является использование преимущества приемов контроля, а именно приемов внутреннего аудита функционирования управляющей системы. В рамках такой своеобразной функции аудита, как аудит системы бюджетирования, возникает необходимость стандартизации приемов ее контроля. Все приемы, на наш взгляд, должны быть нацелены на подтверждение прогноза показателей, заложенных в бюджетные формы.
Все это позволит выявить узкие места в бюджетной деятельности организации и проанализировать план-фактные отклонения, требующие первоочередного внимания к деятельности конкретного центра затрат. Например, при подготовке отчетов по бюджетам важно принимать во внимание изменчивость затрат, так как часть затрат меняется в зависимости от изменения уровня деятельности. Другими словами, неверно сравнивать фактические затраты при одном уровне деятельности со сметными затратами при другом уровне. Первоочередная смета должна быть скорректирована по фактическому уровню деятельности. Этот процесс известен как составление «гибкой сметы». Проверка такой взаимосвязи также является объектом внимания внутреннего аудита при утверждении бюджетов. В рамках этого в работе максимально систематизированы основные процедуры внутреннего аудита бюджетно-учетной модели, что вызовет полное доверие к инвестиционной привлекательности бюджетного баланса и подтвердит его реальность в дальнейшем.
Библиографический список
1. Лабынцев, Н. Т., Чухрова, О. В. Предпосылки развития бюджетирования в отечественной практике организаций // Бухгалтерский учет, анализ, аудит, налогообложение и статистика: история развития от древнейших цивилизаций до наших дней : материалы I Междунар. науч.-практ. конф. 21-22 сентября 2012 г. - Ростов н/Д : Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2012.
2. Управленческий учет и внутренний контроль в коммерческих организациях: состояние и перспективы развития : моногр. / под ред. Н. Т. Лабынцева. -М. : Финансы и статистика, 2011.
3. Шароватова, Е. А. Взаимосвязь инструментария внутреннего контроля и управленческого учета // Вестник
Адыгейского государственного университета. - 2011. - № 2.
4. Евстафьева, Е. М., Шаровато-ва, Е. А. Теоретические и практические аспекты формирования отчетности на основе учетно-аналитического обеспечения системы управления // Аудит и финансовый анализ. - 2015. - № 5.
5. Лабынцев, Н. Т., Архипенко, Н. Ю. Управленческий учет как основа эффективного функционирующего бизнеса в кризисный период // Управленческий учет. - 2016. - № 2.
6. Лабынцев, Н. Т. Организация бюджетной модели в технологии управленческого учета // Проблемы учета, анализа, аудита и статистики в условиях рынка : уч. зап. - Ростов н/Д : Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2015. - Вып. 18.
7. Нор-Аревян, Г. Г. Роль управленческого учета для экономического субъекта в современных условиях развития экономики России // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования : междунар. науч.-практ. конф. - Тамбов, 2015.
8. Зырянова, Т. В., Тарновская, Ю. С. Моделирование процессного подхода для целей управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. -2012. - № 44. - С. 242-253.
9. Адамов, Н. А., Чернышов, В. Е. Организация управленческого учета в строительстве. - СПб. : Питер, 2006.
10. Алексеева, И. В. Стратегический учет и планирование - основа эффективного функционирования предприятия // Учет и статистика. - 2008. -№ 1.
11. Евстафьева, Е. М., Богатый, Д. В. Анализ современных методик формирования прогнозной финансовой информации и отчетности в системе управленческого учета коммерческих организаций // Международный бухгалтерский учет. - 2013. - № 48.
12. Каверина, О. Д., Соколова, Н. А. Управленческий анализ : учеб. пособие. -М. : Бухгалтерский учет, 2007.
13. Лабынцев, Н. Т., Чухрова, О. В. Особенности организации управленческого учета и отчетности в соответствии с МСФО // Управленческий учет. -2015. - № 7.
14. Лабынцев, Н. Т., Чухрова, О. В. Управленческий учет и бюджетирование как обязательное условие повышения эффективности деятельности коммерческий организаций // Учет и статистика. - 2013. - № 3.
15. Управленческий учет и внутрифирменный контроль в условиях коммерческой деятельности : моногр. / под ред. Н. Т. Лабынцева. - М. : Финансы и статистика, 2009.
16. Сысоев, Н. И., Моложавен-ко, И. С. Организация проведения проверочных процедур как инструмент системы внутреннего контроля // Все для бухгалтера. - 2015. - № 4.
17. Николаева, О. Е., Алексеева, О. В. Стратегический управленческий учет. - 2-е изд. - М. : ЛКИ, 2008.
18. Чая, В. Т., Золотухина, В. Т. Теоретические основы управленческого учета // Аудит и финансовый анализ. -2008. - № 6. - С. 39-52.
19. Шароватова, Е. А. Приемы стандартизации управленческого учета на этапе заготовительной деятельности // Учет и статистика. - 2011. - № 2.
20. Шароватова, Е. А. Типология сущности управленческого учета // Учет и статистика. - 2011. - № 1.
Bibliographic list
1. Labyntsev, N. T., Chukhrova, O. V. Prerequisites for development of budgeting in domestic practice of organizations // Accounting, Analysis, Audit, Taxation and Statistics: History of Development from Ancient Civilizations to Present Day : Proceedings of I International Scientific and Practical Conference. 21-22 September 2012. - Rostov-on-Don : Publishing House of RSEU (RINH), 2012.
2. Management accounting and internal control in commercial organizations: state and development prospects : monograph / ed. by N. T. Labyntsev. - M. : Finances and Statistics, 2011.
3. Sharovatova, E. A. Interrelation of tools of internal control and management accounting // Bulletin of Adyghe State University. - 2011. - № 2.
4. Evstafieva, E. M., Sharovato-va, E. A. Theoretical and practical aspects of reporting on basis of accounting and analytical support of management system // Audit and financial analysis. - 2015. - № 5.
5. Labytsev, N. T., Arhipenko, N. Yu. Managerial Accounting as Basis of Effective Business in a Crisis Period // Managerial Accounting. - 2016. - № 2.
6. Labytsev, N.T.Organization of budget model in technology of management accounting // Problems of accounting, analysis, audit and statistics in market conditions : scientific notes. - Rostov-on-Don : Publishing House of RSUE (RINH). -2015. - № 18.
7. Nor-Arevyan, G. G. Role of management accounting for economic entity in current conditions for development of Russian economy // Theoretical and Applied Problems of Science and Education : International Scientific and Practical Conference. - Tambov, 2015.
8. Zyryanova, T. V., Tarnovs-kaya, Yu. S. Modeling of process approach for purposes of management accounting // International Accounting. - 2012. - № 44. -P. 242-253.
9. Adamov, N. A., Chernyshov, V. E. Organization of management accounting in construction. - SPb. : Peter, 2006.
10. Alekseeva, I. V.Strategic accounting and planning -basis for effective operation of enterprise // Accounting and statistics. - 2008. - № 1.
11. Evstafieva, E. M., Bogatyi, D. V. Analysis of modern methods of formation of forecast financial information and reporting in system of management accounting of commercial organizations // International accounting. - 2013. - № 48.
12. Kaverina, O. D., Sokolova, N. A. Managerial analysis: teaching aid. - M. : Accounting, 2007.
13. Labyntsev, N. T., Chukhro-va, O. V. Features of organization of management accounting and reporting in accordance with IFRS // Journal of Management Accounting. - 2015. - № 7.
14. Labyntsev, N. T., Chukhrova, O. V. Management accounting and budgeting as a prerequisite for increasing the efficiency of commercial organizations // Accounting and Statistics. - 2013. - № 3.
15. Management Accounting and Internal Control in Conditions of Commercial Activity : monograph / ed. by N. T. Labyntsev. - M. : Finances and Statistics, 2009.
16. Sysoev, N. I., Molozhavenko, I. S. Organization of verification procedures as a tool of internal control system // All for accountant. - 2015. - № 4.
17. Nikolaeva, O., Alekseeva, O. Strategic management accounting. - 2nd ed. - M. : LKI, 2008.
18. Chay, V. T., Zolotukhina, V. T. Theoretical bases of administrative account // Audit and financial analysis. - 2008. -№ 6. - P. 39-52.
19. Sharovatova, E. A. Methods of standardization of management accounting at stage of procuring activity // Accounting and statistics. - 2011. - № 2.
20. Sharovatova, E. A. Typology of essence of management accounting // Accounting and statistics. - 2011. - № 1.