3. Ibid.
4. Available at: http://works.tarefer.ru/64/100495/index.html (in Russ.)
5. Ibid.
6. Zonova M. V. Opyt Velikobritanii v sozdanii ehffektivnoj sistemy vysshego ehkonomicheskogo obrazovaniya [British experience in the creation of an effective system of higher economic education] // Modernizaciya obrazovaniya v usloviyah globalizacii: sb. materialov nauch. konf., posvyashch. 75 letiyu Tyumen. gos. un-ta - Modernization of education in the context of globalization: collection of materials of scientific. conf. devoted to the 75th anniversary of Tumen State University. September 14-15, 2005. Pt. 2. Pp. 70-71.
7. Motova G. N., Navodnov V. G. Modeli akkreditacii za rubezhom [Accreditation models abroad]. 2nd ed., rev. and add. National accreditation centre. Moscow; Yoshkar-Ola. 2005. Pp. 13-14.
8. Zernov V. A. and others. Op. cit. P. 211.
9. Rappoport E. Strana akademicheskih svobod: vysshee obrazovanie v Germanii [Country of academic freedom: higher education in Germany] // Platnoe obrazovanie - Paid education. 2006, No. 4, pp. 50-53.
10. Available at: http://expat.su/france/sistema-vyisshego-obrazovaniya-frant1ii/ (in Russ.)
11. Ziguleva O. V. Sovremennoe sostoyanie negosudarstvennogo sektora vysshego obrazovaniya v SSHA [Modern state of the private sector of higher education in the USA] // Informacionnoe prostranstvo sovremennoj nauki: materialy II Mezhdunar. zaoch. nauch. prakt. konf. - Information space of modern science: materials of the II international absent scient.-practical conf. Cheboksary. Research institute of pedagogy and psychology, 2010. Pp. 124-130.
12. Wachstein V. S. Sovremennaya vysshaya shkola v SSHA [Modern high school in the USA] // Vestnik pedagogicheskih innovacij - Herald of pedagogical innovations. 2009, № 1 (17), pp. 101-115.
13. Zernov V.A. and others. Op. cit. P. 19.
14. Smirnov S.A. Stanovlenie i institucionalizaciya vysshego negosudarstvennogo obrazovaniya v sovremennoj Rossii [The formation and institutionalization of non-state higher education in modern Russia]. Rostov-na-Donu. 1998. P. 39.
15. Andrienko E.V. Op. cit. P. 105.
УДК 37
А. А. Кузнецов, Т. Н. Суворова
Развитие методической системы обучения в условиях информатизации образования
В статье дается исторический обзор основных тенденций развития отечественного образования за последнее столетие. Рассматриваются актуальные на сегодняшний день направления модернизации российской школы. В статье подчеркивается, что для повышения качества образования и выхода на новый уровень его результатов, исходя из системно-деятельностного подхода в обучении, требуется реализация новых видов учебной деятельности в образовательном процессе, а для этого потребуется внедрение новых организационных форм обучения в рамках современной информационно-образовательной среды. Большое внимание уделено изменениям, которые в настоящее время затрагивают все компоненты методической системы обучения: цели, содержание, формы, методы и средства обучения. Излагаются взгляды авторов на основные отличия в характере связей между компонентами методической системы обучения в традиционных условиях и условиях информатизации образования.
The paper provides a historical overview of the main trends in the development of national education in the last century. Today modernizing trends of the Russian school are acute. The paper emphasizes that the quality of education and a new level of its results, based on a system-active approach of learning, require implementation of new types of learning activities in the educational process, and this would require the introduction of new organizational forms of learning within the framework of modern information-educational environment. Attention is paid to the changes that currently affect all components of the methodological training system: objectives, content, forms, methods and means of teaching. Tha paper sets out the views of the authors on the basic differences in the nature of relationships between the components of methodical system of training in traditional terms and conditions of informatization of education.
© Кузнецов А. А., Суворова Т. Н., 2014 182
Ключевые слова: методическая система обучения, современная информационная образовательная среда, цели обучения, содержание обучения, формы обучения, методы обучения, средства обучения, электронные образовательные ресурсы.
Keywords: methodological training system, modern information-educational environment, learning objectives, learning content, forms of learning, teaching methods, learning tools, e-learning resources.
Нынешняя система отечественного школьного образования сложилась в основном еще в 3050-х гг. прошлого века. Претерпевать заметные изменения она начала в середине 60-х гг. Этому есть свое объяснение. Во-первых, этот период - время стремительного «рывка» науки по многим направлениям (ядерная физика, органическая химия, радиоэлектроника, освоение космоса и др.] и, как следствие, немало предложений по дополнению новыми научными знаниями школьного образования. Во-вторых, стало очевидным, что образование в школе должно в большей степени учитывать интересы, склонности и способности отдельных учащихся, их жизненные устремления. Отсюда введение в школу факультативных занятий, появление школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов. Решением Правительства была создана совместная комиссия Академии наук и Академии педагогических наук СССР, которая на протяжении почти десяти лет работала над «повышением научного уровня и идейной направленности обучения». Наряду с очевидными достижениями в развитии, обновлением школьного образования, реформа школы этих лет имела и определенные негативные последствия. Не были в должной мере учтены познавательные возможности детей, значительно увеличилась их учебная нагрузка. Недаром в последующие годы не раз ставилась задача «освободить содержание школьного образования от излишне сложного и второстепенного материала», нормализовать общую и учебную нагрузку учащихся.
Не углубляясь далее в историю развития школьного образования того времени, подчеркнем, что развивалось и совершенствовалось, дополнялось и освобождалось от недоступного для большинства школьников материала содержание образования. Работа по содержанию образования стала на многие годы приоритетом в дидактике и частных методиках, определяла ориентиры школьного образования, отодвигала на второй план другие факторы успешности достижения целей школы. Если перелистать страницы методических журналов тех лет, посмотреть на тематику диссертационных исследований, то станет очевидным, что такой вывод не является преувеличением.
Вместе с тем начиная с конца 80-х гг. постепенно нарастает неудовлетворенность общества образовательными результатами, полученными в процессе школьного образования, их неадекватностью современным требованиям и ожиданиям личности и общества. К этому времени начали снижаться и рейтинги отечественного школьного образования по результатам сравнительных международных исследований учебных достижений учащихся. Эти результаты стали для широкой общественности поводом для обоснованной тревоги относительно состояния нашего школьного образования. Но, если объективно проанализировать сложившуюся ситуацию, то можно с уверенностью сказать о том, что такие результаты были обусловлены не слабостью отечественных методических систем обучения или неэффективной работой наших учителей, а во многом устаревшей направленностью нашей системы школьного образования на формирование в основном узкопредметных образовательных результатов и репродуктивным характером образовательного процесса.
Между тем в большинстве развитых стран результаты школьного образования к этому времени связывались уже, прежде всего, с развитием личности обучаемых. Нельзя сказать, что задача личностного развития ребенка не была в центре внимания и отечественной школы. По крайней мере, деклараций на этот счет всегда было более чем достаточно. Однако реально настоящими ориентирами школьного образования оставались конкретные знания и умения по отдельным учебным предметам. За этими предметными результатами терялась личность ребенка, развитие которой - смысл и цель образования. В известной мере эта позиция отражала и то преувеличенное внимание к непрерывному совершенствованию содержания образования в ущерб развитию методов обучения, организации учебного процесса и средств обучения, которое было характерно для развития дидактики и методики обучения тех лет.
В отличие от реформ образования второй половины прошлого века, когда развивалось и совершенствовалось в основном только содержание школьного образования, сегодня реформы направлены, в первую очередь, на обновление других составляющих методической системы обучения - методов, организационных форм, средств обучения. Сейчас это тенденция модернизации образования - приоритет во всех развитых странах.
Это характерно и для современного российского образования - по существу все концепции развития отечественной школы и нормативные документы последних лет ориентируют на при-
оритетную модернизацию не столько содержания образования, сколько образовательного процесса. Актуальность этой позиции в последние годы постоянно возрастает.
Неудовлетворенность значительной части общества качеством школьного образования, в частности, понимание, что нынешние образовательные результаты не могут в полной мере стать основой для успешной профессиональной карьеры и реализации жизненных устремлений выпускников школы, выразились, в конечном счете, в стремлении общества и государства сформировать новую опережающую модель развития российской школы.
Качество образования определяется достигнутыми образовательными результатами. Новое понимание обществом целей и ценностей образования, смысла образовательных результатов и определяет направления модернизации образования. Коль скоро во главу угла ставятся новые образовательные результаты, то надо четко понимать, что достичь их можно только в процессе новой по содержанию и по организационным формам учебной деятельности [1].
Следовательно, если в ходе модернизации образования, повышения его качества планируется выйти на новый уровень его результатов, то это, исходя из системно-деятельностного подхода, неизбежно требует реализации новых видов деятельности в образовательном процессе. Это, в свою очередь, потребует поиска новых организационных форм реализации этой учебной деятельности в современной информационно-образовательной среде, что позволит в значительно большей мере использовать дидактические возможности этой среды. Таким образом, для успешной модернизации образования нужна современная информационно-образовательная среда, построенная на основе новых методов, организационных форм и современных средств обучения (в том числе электронных образовательных ресурсов]. Иначе говоря, в условиях информатизации школьного образования методическая система обучения в целом должна приобрести новые очертания.
Понятие «методическая система обучения» было введено в научный оборот в середине 70-х гг. прошлого века известным методистом тех лет А. М. Пышкало [2]. По его словам, методическая система обучения представляет собой совокупность пяти иерархически подчиненных компонентов: целей обучения, его содержания, организационных форм, методов и средств обучения (рис. 1].
Рис. 1. Иерархия связей между элементами традиционной методической системы обучения
Однако на современном этапе развития системы образования и в условиях его информатизации концепция методической системы обучения в прежнем виде уже неадекватна ситуации в методике обучения различным предметам и требует развития.
Изменения затрагивают как отдельные компоненты методической системы обучения, так и характер связей между ними.
Трансформация целей образования начинается с изменения исходных позиций их генезиса. Принятый ранее подход к определению целей обучения посредством анализа соответствующих государственных документов о развитии образования (свидетельствующих о социальном заказе относительно уровня и характера образования], попытки описать и каким-то образом
конкретизировать эти общие цели в рамках традиционной для педагогики терминологии не могут удовлетворить требованиям построения современной информационной образовательной среды. Описание целей должно соответствовать требованиям диагностичности и проверяемости. Эти требования могут быть соблюдены, если цели достаточно точно определены, достижение их отдельных компонентов соотнесено с определенными их проявлениями, поддающимися измерению в какой-либо шкале оценивания. Такой подход к описанию, заданию целей через требования к результатам, структуре и условиям освоения образовательной программы соответствует тенденции технологизации, стандартизации, особенно ярко проявившейся в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.
Важное значение имеет форма задания требований, благодаря которой они конкретизируются, в определенной мере формализуются, приобретают инструментальный характер. Имея в виду, что образовательные стандарты ориентированы на единую, типовую технологию проверки, а ее стандартизация сама входит в задачи разработки стандартов, можно предположить, что основным измерителем достижения обучающимися требований стандартов станут тесты. Эффективным способом решения поставленной задачи является использование электронных образовательных ресурсов контрольно-корректировочного назначения, поскольку они, во-первых, позволяют применить единую процедуру проведения контроля и оценивания результатов тестирования, а во-вторых, ориентированы на массовое применение. После проведения проверки и предварительной обработки ее результатов итоги проверки могут быть подвергнуты статистическому анализу с помощью соответствующих программных средств, которые позволяют получить интегральную оценку результатов, проверить уровень их достоверности и т. д. Затем на основании полученных данных необходимо осуществить содержательную методическую интерпретацию с целью выработки путей дальнейшего совершенствования содержания, форм, методов и средств обучения, повышения эффективности учебного процесса в целом.
Изменение содержания обучения происходит в направлении его расширения за счет широких возможностей современных средств обучения - электронных образовательных ресурсов: электронных наглядных пособий, электронных приложений к учебнику, информационно-поисковых систем, интернет-ресурсов, которые предоставляют обучающимся огромное количество доступной для изучения информации. Кроме того, в отличие от традиционного бумажного учебника электронные образовательные ресурсы благодаря потенциалу технологии гипермедиа обладают возможностью нелинейного представления учебной информации, что также позволяет значительно увеличить объем доступного материала, расширить тематику и способы его представления.
Основные изменения, касающиеся организационных форм обучения, связаны с постепенной потерей значимости и абсолютного приоритета классно-урочной системы, развивавшейся на протяжении нескольких столетий. Несомненно, классно-урочная форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной: она отличается более строгой организационной структурой, является экономной, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся, создает благоприятные предпосылки для коллективной деятельности обучающихся, воспитания и развития учащихся. Вместе с тем эта форма организации обучения не лишена недостатков. Главный среди них - ориентация на среднего ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися. Сейчас уровень развития информационных технологий позволяет создавать электронные образовательные ресурсы, которые были бы способны компенсировать этот серьезный недостаток классно-урочной формы обучения, поскольку они могут обладать необходимым потенциалом для индивидуализации образовательного процесса, организации работы в группах и самостоятельной работы обучающихся. Таким образом, современные средства информационных технологий способны вывести современное образование за пределы классно-урочной системы и организовать такие формы обучения, как научно-исследовательская работа, дистанционная олимпиада, видеолекция, вебинар, дистанционная консультация и т. д. [3]
Значительным образом изменяются методы обучения. Традиционные методы находят свою реализацию в новых условиях, например объяснительно-иллюстративный метод сегодня активно поддерживается демонстрационными программными средствами и информационно-поисковыми системами; метод проектов, зародившийся задолго до появления современных технологий, в настоящее время также реализуется посредством широкого круга системных, прикладных и инструментальных программ. Некоторые методы (например, программированный, моделинговый] в их современном понимании и вовсе не могут быть реализованы без средств информационных технологий. Более того, внедрение в практику обучения средств информационных технологий вызвало к жизни ряд новых методов обучения (учебное компьютерное моделирование, метод фальсифици-руемости, прецедентов, реификации, ассоциативный метод и др.] [4].
Все перечисленные изменения являются следствием трансформации запросов семьи, общества и государства, а их реализация становится возможной благодаря появлению новых средств обучения - электронных образовательных ресурсов, которые стали одним из ключевых компонентов современной информационной образовательной среды, коренным образом изменяя среду, придавая ей новые качества.
Традиционно средства обучения однозначно определялись методами обучения, но теперь в связи с тем что средства обучения приобрели гораздо большие возможности, ситуация изменилась. У них гораздо более высокая степень воздействия на методику обучения. Это было бы совершенно нетипично для традиционной методической системы, поскольку для нее характерна достаточно жесткая иерархия связей между элементами сверху вниз (от целей до средств обучения], отражающая обусловленность нижестоящих элементов вышестоящими (например, методы обучения зависели от его содержания]. В условиях информатизации образования под влиянием внедрения электронных образовательных ресурсов на смену достаточно жесткой иерархии связей приходит более гибкая, многосторонняя система, когда нижестоящие элементы начинают влиять на вышестоящие. Эта тенденция особенно четко прослеживается на примере усиления роли электронных образовательных ресурсов как средств обучения, которые начинают во многом определять компоненты современной информационной образовательной среды: содержание, формы и методы обучения.
Отсюда и вытекает новая «двусторонняя» взаимосвязь между отдельными компонентами методической системы обучения, которую схематически можно изобразить следующим образом (рис. 2]:
Рис. 2. Связи между элементами методической системы обучения в условиях информатизации образования
По мнению С. В. Зенкиной, А. А. Кузнецова, Е. А. Ракитиной, В. В. Рубцова, Т. А. Сергеевой, В. В. Фирсова и др., старая система образования не испытывала значительных потребностей в применении электронных образовательных ресурсов, поскольку традиционные средства обучения были адекватны прежним целям, содержанию, формам и методам обучения. В связи с новыми ориентирами трансформации образования, связанными с формированием опережающей модели развития российской школы, определяются новые образовательные результаты. Ощутимые изменения в результатах образования возможны только при переходе к современной информационно-образовательной среде, и только в этой среде инновационные организационные формы, новые методы и соответствующие им средства обучения, отвечающие потребностям этой среды, позволяют существенно повлиять на достижение современных образовательных результатов. Соответственно, одной из важнейших проблем, стоящих перед системой образования и влияющих на изменения в профессиональной деятельности современного учителя, является внедрение современных организационных форм в образовательный процесс школы.
Примечания
1. Кузнецов А. А. Что значат требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ? // Стандарт общего образования: на пути к общественному договору. М.: Просвещение, 2006.
2. Пышкало А. М. Методическая система обучения геометрии в начальной школе: авторский доклад по монографии «Методика обучения элементам геометрии в начальных классах», представленной на соискание ... д-ра пед. наук. М.: Академия пед. наук СССР, 1975.
3. Суворова Т. Н. Электронные образовательные ресурсы как компонент современной информационной образовательной среды // Информатика и образование. 2014. № 3. С. 53-57.
4. Волошина Т. П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М., 1995.
Notes
1. Kuznetsov A. A. CHto znachat trebovaniya k rezul'tatam osvoeniya osnovnyh obshcheobrazovatel'nyh programm? [What do the requirements for the results of mastering the basic educational programs mean?] // Standart obshchego obrazovaniya: na puti k obshchestvennomu dogovoru - Standard of general education: towards to social contract. Moscow. Prosveshchenie. 2006.
2. Pyshkalo A. M. Metodicheskaya sistema obucheniya geometrii v nachal'noj shkole: avtorskij doklad po monografii «Metodika obucheniya ehlementam geometrii v nachal'nyh klassah», predstavlennoj na soiskanie... d ra ped. nauk [Methodical system of teaching geometry in elementary school: the author's report on the monograph "Methods of teaching geometry in the elementary grades," presented at the competition of ... D. Ped. Sciences]. Moscow. Academy of ped. sciences of the USSR. 1975.
3. Suvorova T.N. EHlektronnye obrazovatel'nye resursy kak komponent sovremennoj informacionnoj obrazovatel'noj sredy [Electronic educational resources as a component of modern information educational environment] / Informatika i obrazovanie - Informatics and education. 2014, No. 3, pp. 53-57.
4. Voloshina T.P., Kashitzin V.P., Molchanova O.P. Obrazovanie v ehpohu novyh informacionnyh tekhnologij [Education in the age of new information technologies]. Moscow. 1995.
УДК 374
С. А. Здоровенко
Организация авиамодельного сегмента образовательного кластера в системе дополнительного образования детей города Кирова
В статье изучается одна из сторон инновационного процесса современного российского образования - проблема формирования и функционирования образовательного кластера. Рассматриваются различные подходы к определению кластера и, в частности, образовательного кластера. Изучаются виды образовательных кластеров, их элементы, этапы формирования, а также цели функционирования кластера. Общие подходы находят свое приложение при формировании авиамодельного кластера в системе дополнительного образования детей города Кирова. Как правило, в литературе рассматриваются образовательные кластеры «вертикальной структуры» с различными взаимосвязями внутри кластера и со связями с социальными партнерами. В работе изучается кластер «горизонтальной» структуры. Описан процесс организации такого кластера, возникающие при этом проблемы и способы их преодоления. Формулируются стратегические, тактические и оперативные цели созданного авиамодельного кластера. Описан характер взаимодействия субъектов внутри кластера и с социальными партнерами.
The paper examines one of the parties in the innovation process in modern Russian education -the problem of the formation and functioning of the education cluster. Various approaches to the definition of the cluster and, in particular, the education cluster. This article examines the types of educational clusters, their elements, forming stages and goals of the functioning of the cluster. About existing approaches find their application in the formation of aircraft modeling cluster in the system of additional education of children of the city of Kirov. Generally, the literature discusses educational data clusters "vertical structure" with different linkages within the cluster and with relationships with the social partners. The paper deals with the cluster
© Здоровенко С. А., 2014