АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ СЕТЕВОЙ АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИКИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ БГПУ1
THE RELEVANCE OF THE NETWORK ACADEMY OF E-LEARNiNG PEDAGOGY ESTABLiSHMENT iN BSPU
Минич Оксана Анатольевна
Начальник центра развития информационных технологий УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», Республика Беларусь, г. Минск, кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье обоснована актуальность создания сетевой академии как площадки комплексного научно-методического сопровождения педагогики электронного обучения для формирования благоприятного мотивационного климата к получению знаний на принципах «образование через всю жизнь». Сетевая академия содействует профессиональному самоопределению, непрерывному самообразованию в условиях учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования.
Ключевые слова: информатизация образования, электронное обучение, электронные образовательные услуги, сетевое педагогическое взаимодействие.
Minich Oxana A.
Head of the Centre of the information Technologies Development, Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank, Minsk, Belarus; PhD in Education, Associate Professor E-mail: [email protected]
Abstract. The article shows the necessity of creating of the Networking Academy as a platform for integrated scientific and methodological support for e-learning education to create comfortable motivation climate to acquire knowledge with the principles of "lifelong education". The Networking Academy contributes to professional self-determination, continuous self-education in the context of teaching, research and innovation cluster of continuous pedagogical education.
Keywords: informatization of education, e-learning, electronic educational services, network pedagogical interaction.
1 Статья публикуется на основании доклада, прочитанного в рамках конференции «От информатики в школе к техносфере образования», посвященной 30-летию преподавания информатики в школе (Москва, 9-11 декабря 2015 г. Организаторы: РАО, МПГУ, МГПУ).
Информатизация образования является фундаментальной и важнейшей задачей XXI в., решение которой ведется по двум основным направлениям: развитие технической инфраструктуры и научно-методическое сопровождение электронного обучения. Под электронным обучением как обобщающим понятием понимается обучение с использованием различных программно-аппаратных средств, которые обеспечивают процессы создания, трансляции, хранения учебной информации в электронном виде.
С каждым годом количество терминов, характеризующих электронное обучение, увеличивается, при этом сам процесс обучения при помощи различных технических средств и ИКТ рассматривается прежде всего как «техническая инновация» [1]. В зависимости от типов компьютерных устройств, способов передачи информации и форм организации педагогического взаимодействия в педагогической науке выделено несколько основных видов электронного обучения:
• компьютерное обучение - управляемое обучение и самообучение с преимущественным использованием компьютеров (стационарных) и определенных программных средств учебного назначения;
• дистанционное обучение - управляемое обучение и самообучение в удаленном режиме с использованием программно-аппаратных средств и средств телекоммуникаций для осуществления доступа к образовательному контенту;
• мобильное обучение - управляемое интерактивное обучение и самообучение в любое время и в любом месте с использованием персональных портативных компьютерных устройств [2].
В рамках реализации государственных программ за последнее десятилетие в Республике Беларусь создана соответствующая техническая инфраструктура, предоставляющая возможности для осуществления электронного обучения на основе использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). На нынешнем этапе период развития технической инфраструктуры учреждений образования страны перешел от стадии «насыщения» в стадию «оптимального педагогического использования и модернизации». В свою очередь, главной задачей современной педагогической науки в информационном обществе становится осуществление адекватного требованиям времени научно-методического сопровождения электронного обучения в учреждениях образования.
Электронное обучение как новая область педагогического знания актуализирует потребность в существенной корректировке классно-урочной системы, изменению стереотипа учебно-исследовательской деятельности и форм осуществления педагогического взаимодействия с обучающимися. Внедрение ИКТ как технологической инновации в образовательный процесс с начала 1970-х гг. дало толчок к развитию новой отрасли педагогической науки - информатизации образования.
Являясь «трансфер-интегративной областью педагогической науки», информатизация образования направлена на обеспечение сферы образования методологией, технологией и практикой решения междисциплинарных проблем и задач. При этом в качестве одной из трансфер-зон в педагогике, как инновационной области научного знания и его практической реализации, рассматривается дидактика информатизации образования [3].
Согласно «Концепции информатизации системы образования Республики Беларусь до 2020 года» образовательный процесс электронного, в том числе мобильного, обучения обеспечивается не только посредством коммуникаций типа преподаватель-обучающийся, характерных для традиционных форм обучения, но и благодаря активному сетевому взаимодействию обучающихся, обменивающихся знаниями и организующих коллективную самостоятельную работу.
При этом качество электронного обучения на сегодняшний день определяется в обобщенном виде как активное и педагогически целесообразное использование ИКТ в учреждениях образования. К формальным показателям качества образовательного процесса, согласно требованиям государственных программ в области информатизации образования относят:
• широкое внедрение элементов электронного обучения, содействующих формированию и развитию человеческого капитала;
• распространение технологий дистанционного обучения, обеспечивающих доступность образовательных услуг, в том числе для лиц с особенностями психофизического развития;
• развитие и совершенствование информационно образовательных ресурсов для организации и управления образовательным процессом.
Одним из ключевых недостатков в данном случае является отсутствие конкретного набора критериев, показателей, методик оценки эффективности электронного обучения, в том числе стоимости, темпа окупаемости и прибыльности внедрения. Такое положение сказывается на темпах внедрения электронного обучения, развития рынка электронных образовательных услуг, обеспечивающих доступность образования на протяжении всей жизни.
В этой связи комплексное научно-методическое сопровождение электронного обучения в условиях учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования должно быть направлено на подготовку специалистов в области развития интеллектуального потенциала обучаемого, формирования умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять учебно-исследовательскую и информационную деятельность в сетевой медиасреде.
В настоящее время исследования в области педагогики электронного обучения, в том числе методик сетевого педагогического взаимодействия, развития электронных образовательных услуг в системе образования и связанное с этим изменение непрерывного педагогического образования является актуальной задачей для систем образования всех развитых государств.
Новая педагогическая практика электронного обучения, возникшая в результате процессов информатизации образования, трансформация ценностных ориентаций в обществе и видоизменение культуры личности информационной эпохи привело к созданию рынка электронных образовательных услуг. К электронным образовательным услугам относят доступ к электронным образовательным ресурсам, дистанционное обучение, осуществление различных форм сетевого педагогического взаимодействия (учебные занятия, консультации, конференции и олимпиады в режиме онлайн). Сформировались и определенные ожидания потребителей электронных образовательных услуг:
• возможность осуществления непрерывного и опережающего обучения;
• обеспечение удобного и полноценного доступа к электронному контенту большого количества пользователей;
• осуществление постоянного взаимодействия участников образовательного процесса, в том числе в реальном времени через Интернет на основе различных инструментальных средств совместной работы;
• предоставление возможности организации контроля полученных знаний и мониторинга индивидуальной траектории развития;
• предоставление возможности совместного использования учебного оборудования (в том числе в удаленном режиме) для осуществления учебно-исследовательской деятельности.
Успешность электронных образовательных услуг в большей степени зависит от развития инновационных методов электронного обучения. При этом роль ИКТ определяется тем, что акценты смещаются на собственную активность, самоконтроль, саморегуляцию, самоуправление, организацию сетевой коммуникативной и социальной деятельности участников образовательного процесса. Так, по результатам исследования «ITL Research-2011: развитие образовательных экосистем» программы Microsoft «Партнерство в образовании» (Partners in Learning) инновационные методы обучения чаще всего развиваются при наличии специально созданных благоприятных условий: обеспечение непрерывного педагогического образования с акцентом на совместную работу и взаимопомощь, наличие общей концепции, модели осуществления электронного обучения для учреждений образования [4].
В качестве практической реализации различных концепций электронного обучения в мире активно развиваются модели сетевых университетов, интернет-лицеев, умных (электронных) школ (США, Канада, Сингапур, Россия, Беларусь, Финляндия). Опыт Финляндии показывает, что школа может стать «умной» за счет формирования устойчивых культурных традиций в образовании и последовательной политики государства по повышению престижа образования в обществе.
По сравнению с учреждением образования, использующим ИКТ в образовательном процессе, «умная школа» рассматривается как более высокий уровень, а именно как творческое и интерактивное обучение, интеллектуальная среда обучения и жизни на базе сетевой медиасреды.
«Умные» школы от «остальных» отличают два принципиальных момента.
Первый - это то, как построено взаимодействие школы с сообществом, подрастающее поколение которого она обучает и воспитывает.
Второй - как она использует возможности, предоставляемые ИКТ для широкой организации электронного обучения и сетевого взаимодействия.
В системе образования Республики Беларусь также проводилось пилотное изучение целесообразности упрощения рутинных административных операций в школе за счет предоставления электронных услуг (электронный журнал-дневник, карта учащегося) в рамках реализации модели «электронная школа» (г. Минск, 2013-2014 гг.) [5]. Результаты проекта показали, что при достаточно высокой степени востребованности развития электронных образовательных услуг на данном этапе имеет место фрагментарное развитие педагогики электронного обучения. Причина такого положения заключается в
неадекватности существующих научно-методических подходов к использованию ИКТ в обучении как педагогического инструментария.
В этой связи особое место отводится системе непрерывного педагогического образования в условиях учебно-научно-инновационного кластера. В портфолио современного преподавателя должны войти умения по разработке курса на основе одной из электронных оболочек, сетевому педагогическому взаимодействию с обучающимися, владение технологиями дистанционного, мобильного, гибридного обучения.
При этом функционирование процесса электронного обучения должно обеспечиваться целостной организационно-управленческой системой, которая включает взаимосвязанные компоненты: административно-управленческий; технический; кадровый; финансовый; маркетинговый; правовой; информационный; научных исследований.
Это подтверждает необходимость анализа научно-методического сопровождения электронного обучения в учреждениях образования и разработки концепции сетевой академии педагогики электронного обучения для осуществления непрерывного педагогического образования в рамках учебно-научно-инновационного кластера.
Опираясь на базовые принципы и требования, предъявляемые к электронным формам обучения, сетевая академия позволит:
• стимулировать развитие регионального рынка электронных образовательных услуг учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования;
• проводить оценку учебно-методического контента с точки зрения его полноты и ценности для развития актуальных компетенций, а также систематизацию новых знаний, генерируемых всеми участниками процесса обучения, которые могут трактоваться как перспективные информационные запасы учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования;
• создать систему мотивации, при которой преподаватели, аспиранты, слушатели, студенты, молодые специалисты занимают активную позицию для развития учебно-методического контента, совершенствуя педагогические технологии электронного обучения.
Список литературы
1. Стеценко, И. А. Электронное обучение как системная педагогическая категория [Электронный ресурс] / И. А. Стеценко, Е. Ю. Занкова // Культура и образование. - 2014. - № 1 (январь). - Режим доступа: http://vestnik-rzi.ru/2014/01/1245 (дата обращения: 03.04.2016).
2. Минич, О. А. Педагогические особенности использования мобильных устройств в образовательном процессе [Текст] / О. А. Минич // Вестн. Минского гор. ин-та развития образования. - 2013. - № 3 (13). - С. 7-14.
3. Роберт, И. В. Дидактика периода информатизации образования [Текст] / И. В. Роберт // Пед. образование в России . - 2014. - № 8. - С. 110-119.
4. Результаты международного исследования эффективности применения ИКТ в учебном процессе - 2011: развитие образовательных экосистем. Ноябрь 2011 [Элек-
тронный ресурс]. - Режим доступа: http://download.microsoft.com/documents/ rus/Education/news/ITL_Findings_2011_Final_Nov_2011_RUS-Final.pdf (дата обращения: 03.04.2016).
5. Минич, О. А. Электронные услуги в образовательном и управленческом процессе учреждений образования г. Минска: результаты и перспективы [Текст] / О. А. Минич [и др.] // Прил. к науч.-метод. журн. «Вестник МГИРО». - 2014. - № 1. - С. 60-79.
References
1. Stetsenko I. A., Zankova E. Yu. Elektronnoe obuchenie kak sistemnaya pedagogiches-kaya kategoriya. Kultura i obrazovanie. 2014, No. 1 (Jan). Available at: http://vestnik-rzi. ru/2014/01/1245 (accessed: 03.04.2016).
2. Minich O. A. Pedagogicheskie osobennosti ispolzovaniya mobilnykh ustroystv v ob-razovatelnom protsesse. Vestn. Minskogo gor. in-ta razvitiya obrazovaniya. 2013, No. 3 (13), pp. 7-14.
3. Robert I. V. Didaktika perioda informatizatsii obrazovaniya. Ped. obrazovanie v Rossii. 2014, No. 8, pp. 110-119.
4. Rezultaty mezhdunarodnogo issledovaniya effektivnosti primeneniya IKT v ucheb-nom protsesse - 2011: razvitie obrazovatelnykh ekosistem. Nov 2011. Available at: http:// download.microsoft.com/documents/rus/Education/news/ITL_Findings_2011_Fi-nal_Nov_2011_RUS-Final.pdf (accessed: 03.04.2016).
5. Minich O. A. (et al.) Elektronnye uslugi v obrazovatelnom i upravlencheskom protses-se uchrezhdeniy obrazovaniya g. Minska: rezultaty i perspektivy. Pril. k nauch.-metod. zhurn. "Vestnik MGIRO". 2014, No. 1, pp. 60-79.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 2