Научная статья на тему 'Организация авиамодельного сегмента образовательного кластера в системе дополнительного образования детей города Кирова'

Организация авиамодельного сегмента образовательного кластера в системе дополнительного образования детей города Кирова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / АВИАМОДЕЛИРОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ADDITIONALLY CHILDREN''S EDUCATION / EDUCATIONAL CLUSTER / SOCIAL PARTNERSHIP / TECHNICAL CREATIVITY / AIRCRAFTTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Здоровенко Сергей Анатольевич

В статье изучается одна из сторон инновационного процесса современного российского образования - проблема формирования и функционирования образовательного кластера. Рассматриваются различные подходы к определению кластера и, в частности, образовательного кластера. Изучаются виды образовательных кластеров, их элементы, этапы формирования, а также цели функционирования кластера. Общие подходы находят свое приложение при формировании авиамодельного кластера в системе дополнительного образования детей города Кирова. Как правило, в литературе рассматриваются образовательные кластеры «вертикальной структуры» с различными взаимосвязями внутри кластера и со связями с социальными партнерами. В работе изучается кластер «горизонтальной» структуры. Описан процесс организации такого кластера, возникающие при этом проблемы и способы их преодоления. Формулируются стратегические, тактические и оперативные цели созданного авиамодельного кластера. Описан характер взаимодействия субъектов внутри кластера и с социальными партнерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Здоровенко Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of aircraft segment of educational cluster is in system of additional education of children of city of Kirov

The paper examines one of the parties in the innovation process in modern Russian education -the problem of the formation and functioning of the education cluster. Various approaches to the definition of the cluster and, in particular, the education cluster. This article examines the types of educational clusters, their elements, forming stages and goals of the functioning of the cluster. About existing approaches find their application in the formation of aircraft modeling cluster in the system of additional education of children of the city of Kirov. Generally, the literature discusses educational data clusters “vertical structure” with different linkages within the cluster and with relationships with the social partners. The paper deals with the cluster “horizontal” structure. The paper describes the process of organizing such a cluster, the resulting problems and ways of overcoming them. It formulary are strategic, tactical and operational goals established aircraft modeling of the cluster. It describes the nature of the interaction between actors within a cluster and with the social partners.

Текст научной работы на тему «Организация авиамодельного сегмента образовательного кластера в системе дополнительного образования детей города Кирова»

Примечания

1. Кузнецов А. А. Что значат требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ? // Стандарт общего образования: на пути к общественному договору. М.: Просвещение, 2006.

2. Пышкало А. М. Методическая система обучения геометрии в начальной школе: авторский доклад по монографии «Методика обучения элементам геометрии в начальных классах», представленной на соискание ... д-ра пед. наук. М.: Академия пед. наук СССР, 1975.

3. Суворова Т. Н. Электронные образовательные ресурсы как компонент современной информационной образовательной среды // Информатика и образование. 2014. № 3. С. 53-57.

4. Волошина Т. П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М., 1995.

Notes

1. Kuznetsov A. A. CHto znachat trebovaniya k rezul'tatam osvoeniya osnovnyh obshcheobrazovatel'nyh programm? [What do the requirements for the results of mastering the basic educational programs mean?] // Standart obshchego obrazovaniya: na puti k obshchestvennomu dogovoru - Standard of general education: towards to social contract. Moscow. Prosveshchenie. 2006.

2. Pyshkalo A. M. Metodicheskaya sistema obucheniya geometrii v nachal'noj shkole: avtorskij doklad po monografii «Metodika obucheniya ehlementam geometrii v nachal'nyh klassah», predstavlennoj na soiskanie... d ra ped. nauk [Methodical system of teaching geometry in elementary school: the author's report on the monograph "Methods of teaching geometry in the elementary grades," presented at the competition of ... D. Ped. Sciences]. Moscow. Academy of ped. sciences of the USSR. 1975.

3. Suvorova T.N. EHlektronnye obrazovatel'nye resursy kak komponent sovremennoj informacionnoj obrazovatel'noj sredy [Electronic educational resources as a component of modern information educational environment] / Informatika i obrazovanie - Informatics and education. 2014, No. 3, pp. 53-57.

4. Voloshina T.P., Kashitzin V.P., Molchanova O.P. Obrazovanie v ehpohu novyh informacionnyh tekhnologij [Education in the age of new information technologies]. Moscow. 1995.

УДК 374

С. А. Здоровенко

Организация авиамодельного сегмента образовательного кластера в системе дополнительного образования детей города Кирова

В статье изучается одна из сторон инновационного процесса современного российского образования - проблема формирования и функционирования образовательного кластера. Рассматриваются различные подходы к определению кластера и, в частности, образовательного кластера. Изучаются виды образовательных кластеров, их элементы, этапы формирования, а также цели функционирования кластера. Общие подходы находят свое приложение при формировании авиамодельного кластера в системе дополнительного образования детей города Кирова. Как правило, в литературе рассматриваются образовательные кластеры «вертикальной структуры» с различными взаимосвязями внутри кластера и со связями с социальными партнерами. В работе изучается кластер «горизонтальной» структуры. Описан процесс организации такого кластера, возникающие при этом проблемы и способы их преодоления. Формулируются стратегические, тактические и оперативные цели созданного авиамодельного кластера. Описан характер взаимодействия субъектов внутри кластера и с социальными партнерами.

The paper examines one of the parties in the innovation process in modern Russian education -the problem of the formation and functioning of the education cluster. Various approaches to the definition of the cluster and, in particular, the education cluster. This article examines the types of educational clusters, their elements, forming stages and goals of the functioning of the cluster. About existing approaches find their application in the formation of aircraft modeling cluster in the system of additional education of children of the city of Kirov. Generally, the literature discusses educational data clusters "vertical structure" with different linkages within the cluster and with relationships with the social partners. The paper deals with the cluster

© Здоровенко С. А., 2014

"horizontal" structure. The paper describes the process of organizing such a cluster, the resulting problems and ways of overcoming them. It formulary are strategic, tactical and operational goals established aircraft modeling of the cluster. It describes the nature of the interaction between actors within a cluster and with the social partners.

Ключевые слова: образовательный кластер, социальное партнерство, техническое творчество, авиамоделирование, дополнительное образование детей.

Keywords: educational cluster, social partnership, technical creativity, aircrafttion, additionally children's education.

Современный мир базируется на постиндустриальной концепции развития. Это мир больших производственных ресурсов и дефицита идей. Поэтому формирование инновационного, креативного мышления - важнейшая задача современного образования. В индустриальном обществе цели, содержание и основные результаты образования определялись государством. В постиндустриальном обществе образование становится результатом договора между государством, бизнесом, общественными институтами и семьей. Именно они формируют заказ на инновационное образование для детей. Однако инновационное образование способны заказывать только инновационные субъекты, а в России, к сожалению, процент инновационно мыслящих людей пока еще невелик. Как отмечает Р. А. Губайдуллин, «образовательная свобода привела к существенным социальным перекосам - переизбытку специалистов с низкой профессиональной компетентностью в гуманитарных областях деятельности и к практически кадровому голоду в производственно-технической сфере» [1]. Современные школьники менее информированы, менее компетентны в технической сфере, чем школьники советских времен, что обусловило крайне низкую заинтересованность инженерным делом и низкую мотивацию к получению политехнического профессионального образования у современных школьников.

Ни для кого не секрет, что в наше время спортивное, научное, музыкальное образование требуют как раннего самоопределения, так и ранней подготовки ребенка. Это в полной мере относится и к политехническому образованию. Современный выпускник школы, который хочет получить политехническое образование, должен еще и быть способным получать современное сложное политехническое образование, а в дальнейшем работать в высокотехнологичных сферах.

В советское время политехническая профессиональная ориентация школьников, их допро-фессиональная подготовка осуществлялась в хорошо развитой системе клубов и станций юных техников, учебно-производственных комбинатов, политехнических школ.

Сегодня в дополнительном образовании детей (ДОД] материально и технически устаревшая материально-техническая база, устаревшие образовательные программы, крайне слабое методическое сопровождение, низкие зарплаты. Следствием этого является практически отсутствие современно мыслящих кадров, способных реализовывать инновационный образовательный процесс в техническом направлении дополнительного образования детей.

Общеобразовательная школа никогда не решала вопросов политехнического профессионального самоопределения школьников и не имеет в этом направлении достаточного опыта и традиций.

Вышеперечисленные проблемы привели к тому, что большинство современных абитуриентов и студентов технических направлений не понимают специфики будущей профессиональной деятельности, многие из них еще на стадии обучения разочаровываются в выбранных направлениях, а большинство выпускников технических вузов имеют низкую профессиональную компетентность и часто не работают по специальности после окончания вуза.

Если раньше решением подобной проблемы могла быть целевая государственная программа, то сегодня одной такой программы недостаточно. Необходимо перестроить сознание учащихся и их родителей, а для этого недостаточно усилий только системы образования, необходим целый комплекс действий государства, производства, бизнеса и образования. В указанном контексте важнейшим источником инноваций в дополнительном образовании детей является социальное партнерство.

Вышеуказанные тенденции и проблемы характерны и для Кировской области. К началу двухтысячных годов технические направления в ДОД Кировской области находились в плачевном состоянии. К 2010 г. обнажились следующие проблемы:

• активная ликвидация модельных технических кружков;

• потеря значительной части материально-технической базы и устаревание сохранившейся ее части;

• низкий уровень заработной платы высококвалифицированных педагогов;

• массовый уход высококвалифицированных педагогов с базовым техническим образованием;

• отсутствие специализированной методической помощи педагогам-«технарям»;

• перевод технических кружков из специализированных учреждений (станций, клубов юных техников] в крупные центры ДОД, для которых технические кружки стали крайне невыгодны с организационной, материальной и финансовой точек зрения;

• рассредоточение технических кружков между областным департаментом образования, городским управлением образования и Комитетом по делам молодежи.

И, как следствие,

• несогласованность программ, графиков мероприятий, значительные различия в оплате труда педагогов;

• сведение модельных технических направлений ДОД к начальному или начальному техническому моделированию для младших школьников,

• крайне низкий охват школьников среднего и старшего школьного звена;

• наличие неудовлетворенного спроса со стороны подростков и их родителей на кружки инженерно-технической направленности;

• недостаточное внимание со стороны чиновников от образования, местного самоуправления и бизнес-сообщества к развитию модельных технических направлений в системе ДОД.

Вышеперечисленные проблемы вынудили педагогов-энтузиастов «выживших» технических кружков самостоятельно искать способы сохранения и развития спортивно-технических и инженерно-технических модельных направлений детско-юношеского творчества в области [2]. Пришло осознание того, что необходима консолидация усилий различных структур, формирование партнерских отношений между ними, внедрение инновационных технологий в образовательный процесс.

Анализ проведенной педагогами-моделистами города своего педагогического и организационного опыта, постепенно сложившегося взаимодействия педагогов между собой и с различными социальными партнерами привели к идее объединения материальных, человеческих, информационных ресурсов. Встала задача модернизации модельных технических направлений детско-юношеского творчества в Кировской области.

Изучение научно-исследовательской литературы по проблеме социального партнерства, разработок ученых, педагогов-практиков и руководителей в сфере образования по этой проблематике привели к выводу, что возможным решением поставленной перед нами задачи является кластерный подход и, как итог, создание кластера технического моделирования.

Основателем концепции кластера считается М. Портер. Однако неполнота его концепции и становящийся характер теории кластеров явились причиной того, что в современной литературе пока нет строгого определения кластера.

Портер определяет кластер как «сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций... в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» [3]. Портер считает, что эффективность любой системы нужно оценивать через призму не отдельных составляющих, а взаимосвязанных компонентов (кластеров].

В научной и исследовательской литературе под кластером понимают:

• объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами [4];

• группу соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [5];

• регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов. обычно привязанные к тем или иным учреждениям индустрии знаний (НИИ, университетам] [6];

• вертикальные производственные цепочки: довольно узко определенные секторы, в которых смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера. В эту же категорию попадают сети, формирующиеся вокруг головных фирм (фокусные кластеры] [7];

• структура, состоящая из нескольких равноправных частей, сохраняющая свою полноценную функциональную работоспособность при выходе из строя произвольных составляющих его компонентов;

• система особого рода, в которой добавление элемента улучшает ее работу, а изъятие не приводит к фатальным последствиям, так же как в виноградной грозди съеденная ягода не нарушает общей целостности [8];

• совокупность согласованно действующих субъектов для решения общей стратегической цели [9].

В последние годы предпринимаются многочисленные попытки применить кластерный подход к образовательной сфере. Это привело к понятию образовательного кластера. Такие зарубежные исследователи и педагоги-новаторы, как Дж. С. Рензулли, М. Джентри, С. М. Рейс, Е. Ю. Се-юк под образовательным кластером понимают практикоориентированную деятельность творческих мастерских, специально организованных для создания продукта или услуги, работу разновозрастной группы участников образовательного процесса [10].

Е. Куценко с работе «Феномен образовательного кластера» определяет образовательный кластер как «один из отраслевых кластеров, где отраслью является образование... Ключевым критерием отнесения кластера к образовательному является главный продукт кластера и, соответственно, процесс получения этого продукта (производственный или образовательный».

Приведем другие определения образовательного кластера, встречающиеся в литературе:

• система обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке наука - технологии - бизнес, основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки [11];

• совокупность свойств, образовательной системы, отвечающих за эффективность и качество решения определенного круга задач на конкретном этапе деятельности субъектов [12];

• совокупность согласованно действующих социальных институтов, обладающих общей стратегической целью, потенциальных носителей умений и стремления к их получению или иных мотивов к их обретению [13];

• совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли [14];

• совокупность свойств образовательной системы, отвечающих за эффективность и качество решения определенного круга задач на конкретном этапе деятельности субъектов [15];

• гибкая сетевая структура, включающая группы взаимосвязанных объектов (образовательные учреждения, общественные и политические организации, научные школы, вузы, исследовательские организации, бизнес структуры и т. д.], объединенных вокруг ядра инновационной образовательной деятельности для решения определенных задач и достижения конкретного результата (продукта] [16];

• инициативы и проекты развития образования, в которые включены многие школы и вокруг которых формируется устойчивая поддержка из внешней среды, присущие отдельному экономико-географическому региону [17];

• организационная форма объединения усилий заинтересованных сторон в направлении достижения конкурентоспособных преимуществ: проведение исследований, обучения на всех уровнях (школа, вуз, дополнительное образование].

Анализируя различные подходы к определению кластера, условно можно выделить следующие его виды: кластеры, сформированные по пространственному или по функциональному критерию, а также кластеры, имеющие вертикальную или горизонтальную структуру.

В настоящем исследовании кластер рассматривается, во-первых, как организационная форма объединения усилий заинтересованных сторон для модернизации и развития инженерно-технического творчества детей и подростков, создания конкурентных преимуществ данного направления ДОД, а во-вторых, как метод стимулирования инновационной деятельности в области технического модельного творчества детей и молодежи области.

Анализ состояния технического творчества в системе ДОД Кировской области, перспектив его развития [18] и возможности привели к решению начать формирование кластера технического моделирования с организации авиамодельного кластера, который в дальнейшем будет расширен до кластера технического моделирования.

Осознание необходимости создания кластера технического моделирования поставило перед нами следующие вопросы:

- Как формируется кластер?

- Какова должна быть структура кластера?

- Каковы основные этапы построения и развития кластера?

Аналогичные вопросы изучались например, в работах О. В. Балалиевой [19], Т. М. Давыден-ко [20], А. М. Каменского [21], Э. Р. Скорняковой [22], Т. И. Шамовой [23]. Однако применительно к управлению учреждениями ДОД кластерная теория исследована недостаточно.

При формировании и функционировании кластера необходимо выделять следующие ключевые моменты: структуру кластера, наличие общей цели у субъектов кластера, наличие правовой основы совместной деятельности субъектов, наличие разработанных механизмов взаимо-190

действия между субъектами кластера; наличие механизмов управления; социальных партнеров кластера и механизмы взаимодействия с ними [24].

Структура авиамодельного кластера. Субъектами кластера являются педагоги и спортсмены-авиамоделисты, общественная организация «Федерация авиамодельного спорта Кировской области», методический совет и общее собрание авиамоделистов области.

Организацией, являющейся «законодательным органом», определяющей инновационную стратегию кластера, выступает общее собрание педагогов и спортсменов-авиамоделистов. Координатором является президиум Федерации авиамодельного спорта. Как отмечалось выше, современные реалии таковы, что техническое моделирование в системе ДОД нашей области считается «финансово невыгодным», кружки рассредоточены по учреждениям различной принадлежности. Эти учреждения чаще соперничают между собой, чем сотрудничают, их взаимоотношения тормозят развитие системы дополнительного образования. Поэтому среди образовательных учреждений не нашлось способного стать лидером или координатором формирующегося кластера, а сам кластер имеет «горизонтальную» структуру.

Цели, стоящие перед кластером, делятся на стратегические, тактические и оперативные.

Стратегическими целями являются возрождение и развитие авиамоделизма в Кировской области; расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей; развитие мотивационного потенциала личности; раннее профессиональное самоопределение учащихся; допрофессиональная техническая и инженерная подготовка школьников; развитие спортивной составляющей авиамоделизма.

Тактические цели: состоят в разработке новых подходов к организации образовательной среды; создании специализированной методической службы; повышении профессионального уровня педагогов; повышении уровня спортивной подготовки авиамоделистов области; сохранении и развитии материально-технической базы авиамоделизма.

Оперативные цели: включают внедрение инновационных технологий и материалов в образовательный процесс; обновление программно-методического сопровождения образовательного процесса, его форм и методов; осуществление поиска и внедрение новых форм организации образовательного и тренировочного процесса; привлечение учащихся среднего и старшего школьного возраста, а также учащихся вузов, ссузов и взрослого населения города.

Взаимодействие между субъектами внутри кластера характеризуется обоюдной поддержкой, наличием постоянных личных контактов, открытостью всех происходящих внутри кластера процессов. Участники кластера разрабатывают программу развития, планируют результат, согласовывают индивидуальные программы, планы мероприятий, координируют свои усилия, распределяют обязанности при проведении совместных мероприятий, осуществляют взаимную методическую помощь.

Социальные партнеры. На федеральном уровне социальное взаимодействие установлено с Федерацией авиамодельного спорта РФ, со спортсменами-авиамоделистами, педагогами технических кружков и руководителями учреждений ДОД других регионов России.

На областном уровне социальными партнерами являются Правительство Кировской области, департамент образования Кировской области и Спортивный комитет Кировской области, отдельные члены Законодательного собрания Кировской области , спортивное сообщество технических видов спорта в Кировской области, СМИ Кировской области, ДОСААФ Кировской области.

На муниципальном уровне установлены взаимовыгодные связи с администрацией города Кирова и Комитетом по делам молодежи, музеем К. Э. Циолковского, авиации и космонавтики, бывшими выпускниками технических кружков, родителями обучающихся.

Объединение в кластер позволило облегчить коммуникацию и передачу информации (в том числе об инновациях в образовании, технической и технологической сферах, о методах внедрения этих инноваций]; обеспечить специализированную методическую помощь педагогам и спортсменам, организовать мастер-классы ведущих авиамоделистов России; консолидировать и эффективнее использовать имеющуюся материально-техническую базу; привлечь спонсорскую помощь; дифференцировать и специализировать авиамодельные кружки (это позволило обучающимся более полно раскрыть свои способности], значительно повысить уровень проводимых мероприятий и спортивную подготовку обучающихся, увеличить число подростков и молодежи, занимающихся авиамоделизмом.

Примечания

1. Губайдуллин Р. А. Инженерный образовательный кластер. URL: http://presto.perm.ru/ ingenerno-obraz_klaster/

2. Здоровенко С. А., Здоровенко М. Ю. Организация социального взаимодействия в системе дополнительного образования детей // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. URL: http://www.science-education.ru/116-12273

3. Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. М.: Междунар. отношения, 1993.

4. Википедия: Свободная энциклопедия. URL: http://ru.Wikipedia.org/wiki%

5. Громыко Ю. В. Что такое кластеры и как их создавать? // Альманах «Восток». 2007. Вып. 1(42). URL: http://www. sitution.ru/app/i_arip 1178.htm

6. Вахрушева Н. И. Образовательный кластер как фактор инновационного развития региона // Экономические науки. 2009. № 8(57). C. 385-387.

7. Там же.

8. Каменский А. М. Внутришкольный образовательный кластер // Народное образование. 2009. № 9. С. 90-93.

9. Игнатова В., Екимова Н. «Пучки» и «гроздья» управления: Кластер - инновационная форма руководства учреждением допобразования // Управление школой: газета изд. дома «Первое сентября». 2009. № 24. С. 17-20.

10. Балалиева О. В. Образовательный кластер в сфере ДОУ // Казанская наука. 2013. № 8. С. 12-15.

11. Нанотехнологический словарь РОСНАНО. URL: http://www.rusnano/com/Term/aspx/Shew/15134

12. Игнатова В., Екимова Н. Указ. соч.

13. Там же.

14. Гаврилова О. Е., Шагеева Ф. Т., Никитина Л. Л. К вопросу о подготовке специалистов - конструкторов швейного производства в условиях образовательного кластера. URL: http://conference/ kemsu.ru/GetDoes File?id

15. Громыко Ю. В. Что такое кластеры и как их создавать? // Альманах «Восток». 2007. Вып. 1(42). URL: http://www. sitution.ru/app/i_arip 1178.htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Скорнякова Э. Р. Управление современной школой на примере образовательного кластера // IX Международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития образования в России»: сб. ст. Новосибирск, 2011. URL: http://www.zrns.ru/2konf_arhiv_pn9.html

17. Осинцева И. М. Кластерное развитие образования // Национальная образовательная стратегия. Формирование современной модели образования, ориентированной на достижение целей опережающего развития: материалы окружной науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2009. С. 46-48.

18. Здоровенко С. А., Здоровенко М. Ю. Организация социального взаимодействия...; Здоровенко С. А., Здоровенко М. Ю. Довузовская подготовка будущих инженерно-технических кадров: детско-юношеское техническое творчество // XII Международная научно-методическая конференция вузов и факультетов инфокоммуникаций: тр. конф. М.: МТУСИ, 2012. С. 174-177.

19. Балалиева О. В. Указ. соч.

20. Игнатова В., Екимова Н. Указ. соч.

21. Каменский А. М. Указ. соч.

22. Скорнякова Э. Р. Указ. соч.

23. Шамова Т. И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин, Т. М. Давыденко. М.: ВЛАДОС, 2002.

24. Игнатова В., Екимова Н. Указ. соч.

Notes

1. Gubaidullin R.A. Inzhenernyj obrazovatel'nyj klaster [Engineer education cluster]. Available at: http://presto.perm.ru/ ingenerno-obraz_klaster/

2. Zdorovenko S.A., Zdorovenko M.Y. Organizaciya social'nogo vzaimodejstviya v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya detej [Organization of social interaction in the system of additional education of children] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014 - Modern problems of science and education. 2014, No. 2. Available at: http://www.science-education.ru/116-12273

3. Porter M. Mezhdunarodnaya konkurenciya: Konkurentnye preimushchestva stran [International competition: Competitive advantage of countries]. Moscow. Intern. relations. 1993.

4. Wikipedia: the Free encyclopedia. Available at: http://ru.Wikipedia.org/wiki% (in Russ.)

5. Gromyko Y.V. CHto takoe klastery i kak ih sozdavat'? [What are clusters and how to create them?] // Al'manah «Vostok»- Almanac "Vostok". 2007, Vol. 1(42), Available at: http://www. sitution.ru/app/i_arip 1178.htm

6. Vakhrusheva N. I. Obrazovatel'nyj klaster kak faktor innovacionnogo razvitiya regiona [Educational cluster as a factor of innovative development of the region] // EHkonomicheskie nauki - Economic Sciences. 2009, No. 8(57), pp. 385-387.

7. Ibid.

8. Kamensky A.M. Vnutrishkol'nyj obrazovatel'nyj Master [School-based educational cluster] / Narodnoe obrazovanie - National education. 2009, No. 9, pp. 90-93.

9. Ignatova V., Ekimova N. «Puchki» i «grozd'ya» upravleniya: Klaster - innovacionnaya forma rukovodstva uchrezhdeniem dopobrazovaniya ["Beams" and "grapes" of management: Cluster is an innovative form of governance of establishment of additional education] / Upravlenie shkoloj - Management of school: newspaper of publ. house "Pervoe sentyabrya". 2009, No. 24, pp. 17-20.

10. Balalaiva O.V. Obrazovatel'nyj klaster v sfere DOU [Educational cluster in the field of additional education of pupils] // Kazanskaya nauka - Kazan science. 2013, No. 8, pp. 12-15.

11. Nanotechnological dictionary of ROSNANO. Available at: http://www.rusnano/com/Term/ aspx/Shew/ 15134 (in Russ.)

12. Ignatova V., Ekimova N. Op. cit.

13. Ibid.

14. Gavrilova O.E., Shageeva F.T., Nikitina L.L. K voprosu o podgotovke specialistov - konstruktorov shvejnogo proizvodstva v usloviyah obrazovatel'nogo klastera [To the question about the training of specialists - designers of garment production in conditions of educational cluster]. Available at: http://conference/ kemsu.ru/GetDoes File?id

15. Gromyko Y.V. CHto takoe klastery i kak ih sozdavat'? [What are clusters and how to create them?] // Al'manah «Vostok» - Almanac "Vostok". 2007, lis. 1(42). Available at: http://www.zrns.ru/2konf_ arhiv_pn9.html

16. Skornyakova E.R. Upravlenie sovremennoj shkoloj na primere obrazovatel'nogo klastera [Management of modern school on the example of educational cluster] // IX Mezhdunarodnaya nauchno prakticheskaya konferenciya «Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii»- IX international scientific and practical conference "Problems and prospects of development of education in Russia"): coll. of art. Novosibirsk. 2011. Available at: http://www.zrns.ru/2konf_arhiv_pn9.html

17. Osintseva I.M. IX Mezhdunarodnaya nauchno prakticheskaya konferenciya «Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii» [Cluster development of education] // Nacional'naya obrazovatel'naya strategiya. Formirovanie sovremennoj modeli obrazovaniya, orientirovannoj na dostizhenie celej operezhayushchego razvitiya: materialy okruzhnoj nauch. prakt. konf.- National education strategy. The formation of the modern educational model focused on achieving the goals of the advanced development: proceedings of the district scientific and practical conf. Ekaterinburg. 2009. Pp. 46-48.

18. Zdorovenko S.A., Zdorovenko M.Y. Organizaciya social'nogo vzaimodejstviya... [Organization of social interaction...]; Zdorovenko S.A., Zdorovenko M.Y. Dovuzovskaya podgotovka budushchih inzhenerno-tekhnicheskih kadrov: detsko yunosheskoe tekhnicheskoe tvorchestvo [Pre-university training of future engineers and technical personnel: junior-youth technical creativity] // XII Mezhdunarodnaya nauchno metodicheskaya konferenciya vuzov i fakul'tetov infokommunikacij: tr. konf. - XII International scientific and methodical conference of universities and faculties of Infocommunications: conf. proc. Moscow. MTUSI. 2012. Pp. 174-177.

19. Balalieva O.V. Op. cit.

20. Ignatova V., Ekimova N. Op. cit.

21. Kamensky A.M. Op. cit.

22. Skornyakova E.R. Op. cit.

23. Shamova T. I. Upravlenie obrazovatel'nymi sistemami [Management of educational systems] / T.I. Shamova, P.I. Tretyakov, N.P. Kapustin, T.M. Davydenko. Moscow. VLADOS. 2002.

24. Ignatova V., Ekimova N. Op. cit.

УДК 378.147.53

Н. В. Зубова

Формирование мотивов изучения физики

у студентов технических вузов средствами комплексной кейс-технологии

В статье описывается мотивационно-целевой компонент методики обучения физики будущих бакалавров инженерной деятельности, основанной на применении комплексной кейс-технологии в образовательном процессе.

The article describes motivazione-target component of a technique of teaching of physics future bachelors of engineering activity based on the use of integrated case-technologies in educational process.

© Зубова Н. В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.