www.volsu.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И САМООБРАЗОВАНИЕ -
UDC 378.046.4 Submitted: 30.05.2023
LBC 74.3 Accepted: 30.06.2023
DEVELOPMENT OF METASUBJECT PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY COMPETENCIES OF FOREIGN LANGUAGE INSTRUCTORS IN SELF-EDUCATION
Svetlana V. Tretyak
Volgograd State Medical University, Volgograd, Russian Federation
Abstract. The psychological and pedagogical competence of the university instructor is an important factor affecting the satisfaction of students with the educational process. Individual characteristics of motivation, self-esteem and self-regulation, the level of emotional intelligence, features of the volitional sphere, knowledge of the patterns of behavior and the ability to control and correct it are among the main psychological aspects of the educational process. The university instructor must be knowledgeable in the field of pedagogical psychology, have the required competence. The article presents an analysis of psychological and pedagogical competence in the unity of motivational, cognitive, behavioral, value-semantic and emotional-volitional components. Competencies, personal qualities, components of psychological and pedagogical literacy (knowledge), value-semantic beliefs, psychological and pedagogical skills and experience (procedural component) are identified as conditions and indicators of the development of psychological and pedagogical competence. The ways of improving this new formation in the conditions of self-development of the instructor are proposed. The analysis of the experience of the School of Pedagogical Excellence affiliated to the Volgograd State Medical University and the results of a survey of instructors taking advanced training courses showed a lack of psychological and pedagogical knowledge and experience of medical university instructors in solving interpersonal problems in the educational process. As mechanisms for the development of meta-subject psychological and pedagogical competencies in the framework of self-education, reading auxiliary literature, attending master classes, taking advanced training courses and sharing experience in pedagogical communities are proposed.
Key words: psychological and pedagogical competence, self-education of a teacher, meta-subject competencies, medical university, School of Pedagogical Excellence.
m <N О <N
pq
О
УДК 378.046.4 Дата поступления статьи: 30.05.2023
ББК 74.3 Дата принятия статьи: 30.06.2023
РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ САМООБРАЗОВАНИЯ
|5 Светлана Владимировна Третьяк
Волгоградский государственный медицинский университет, г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. Психолого-педагогическая компетентность преподавателя является важным фактором, влияющим на удовлетворенность студентов образовательным процессом. Среди основных психологических аспектов образовательного процесса можно выделить индивидуальные особенности мотивации, самооценки и саморегуляции, уровень эмоционального интеллекта, особенности волевой сферы, знание закономерностей поведения и умение его контролировать и корректировать. Педагог должен быть осведомлен в сфере педагогической психологии, обладать требуемой компетентностью. В статье представлен анализ психолого-педагогической компетентности в единстве мотивационного, когнитивного, поведенческого ценностно-смыслового и эмоционально-волевого компонентов. Выделены компетенции, личностные качества, компоненты психолого-педагогической грамотности (знания), ценностно-смысловые представления, психолого-педагогические умения и опыт (процессуальный компонент) как условия и показатели развития психолого-педагогической компетентности. Предложены способы совершенствования данного новообразования в условиях саморазвития преподавателя. Проведенный анализ работы Школы педагогического мастерства Волгоградского государственного медицинского университета и результаты опроса преподавателей, проходящих курсы повышения квалификации, показали недостаток психолого-педагогических знаний и опыта педагогов-врачей в решении межличностных проблем в образовательном процессе. В качестве механизмов развития метапредметных психолого-педагогических компетенций в рамках самообразования предложены чтение вспомогательной литературы, посещение мастер-классов, прохождение курсов повышения квалификации и обмен опытом в педагогических сообществах.
Ключевые слова: психолого-педагогическая компетентность, самообразование преподавателя, метапредметные компетенции, медицинский университет, Школа педагогического мастерства.
Введение
Одна из демотивирующих проблем, с которыми сталкивается преподаватель иностранных языков в ВУЗе, - частое отсутствие заметного результата по завершении обучения. Как показывает ежегодно проводимое в нашем ВУЗе вводное тестирование остаточных знаний первокурсников, около 70 % из них не владеют иностранным языком в объеме, требуемом программами общего и среднего общего образования. Количество часов, отводящихся на дисциплину «Иностранный язык» в вузе (в среднем - 72 академических часа контактной работы), не позволяет в полной мере восстановить существующие пробелы. И даже в случае очевидного прогресса отстававших ранее обучающихся к завершению учебного процесса они не успевают развить все требуемые виды компетенций и получить высокую оценку. В итоге страдает удовлетворенность и студентов, и педагога результатами труда.
Мы видим ряд основных противоречий, которые лежат в основе этой неудовлетворенности:
- со стороны обучаемых - противоречие между готовностью обучаемых адекватно оценивать себя, свои знания и прилагаемые усилия и уровнем притязаний;
- со стороны педагогов - противоречие между уровнями владения предметными и ме-тапредметными компетенциями, в частности -в области педагогической психологии;
- объективные противоречия - между учебным содержанием дисциплины, которое могло бы быть освоено при условии владения программой средней школы, и уровнем исходных знаний обучаемых, а также объемом дисциплины в часах контактной работы.
Несмотря на усилия педагогов по оптимизации всех компонентов учебного процесса (учебного содержания; форм и методов обучения, развития и воспитания; методов контроля; организации самостоятельной работы и внеучебной деятельности), главные проблемы и мишени кроются в сфере психологии образовательного процесса:
- индивидуальные особенности самооценки и саморегуляции;
- уровень эмоционального интеллекта;
- особенности волевой саморегуляции;
- знание психологических механизмов, закономерностей поведения и умение его контролировать и корректировать.
Особенностью профессорско-преподавательского состава высшей медицинской школы является отсутствие педагогического образования у преподавателей специальных дисциплин. Более того, и сотрудники гумани-
тарных кафедр не всегда имеют базовое педагогическое образование. Большинство из них прошли обучение в аспирантуре, что подразумевает овладение компетенциями, направленными на формирование готовности к преподавательской деятельности. Но, как показывают опросы педагогов, проходящих курсы повышения квалификации в Школе педагогического мастерства ВолгГМУ, на практике они часто испытывают недостаток психолого-педагогических знаний и опыта в решении межличностных проблем [1, с. 9-10]. Продолжительность обучения на данных курсах не позволяет в полной мере охватить весь круг психолого-педагогических проблем, с которыми сталкивается преподаватель. Следовательно, большая часть работы по развитию психолого-педагогических компетенций проводится самостоятельно, в условиях самообразования. Охарактеризовать целевой, содержательный и процессуальный аспекты данного процесса является целью работы.
Методы и материалы
Эмпирической базой исследования является Волгоградский государственный медицинский университет. Ведущий подход к изучению проблемы - компетентностно-деятельностный. В ходе работы использовались методы обобщения, сравнения, наблюдения, системного анализа, группировки данных и теоретического познания. Теоретической базой стали работы ученых волгоградской научно-педагогической школы, сферой научных интересов которых является компетен-тностный и личностно-развивающий подходы в образовании: это труды докторов педагогических наук В.В. Серикова, А.И. Артюхиной и Р.М. Петруневой, а также исследователей психолого-педагогической компетентности преподавателя (Л.Ф. Красинская, Н.В. Кузьмина, М.И. Лукъянова, О.А. Овсянникова, В.Н. Правдюк, Дж. Равен, М.Г. Резниченко, М.Г. Романцов, С.Б. Серякова, О.Ю. Триши-на и др.).
Поскольку психолого-педагогическая компетентность являются личностным новообразованием, ее структура представляет собой единство мотивационного, когнитивного, поведенческого ценностно-смыслового
и эмоционально-волевого компонентов. Процесс развития указанной компетентности, его методология предусматривают работу педагога по самостоятельному формулированию целей, отбору содержания (т.е. конкретных знаний, умений, навыков и опыта, необходимых для решения психолого-педагогических проблем) и методов развития различных компетенций. Методом изучения наиболее востребованных аспектов психолого-педагогической поддержки в образовательном пространстве вуза стало интервьюирование студентов 1 курса (проходящих обучение на кафедре иностранных языков с курсом латинского языка) и преподавателей вуза (проходивших обучение на курсе профессиональной переподготовки «Педагог профессионального образования, дополнительного профессионального образования», реализуемом в ВолгГМУ).
Анализ
Психолого-педагогическая компетентность педагога определяется как «сложное личностное образование, обеспечивающее профессионально-личностное развитие и саморазвитие специалиста, формирование его ценностно-смысловой ориентации, субъектной позиции, опыта профессионально-ориентированной деятельности, в основании которой лежат фундаментальные психолого-педагогические знания и приобретенный практический педагогический опыт» [3, с. 10]. Организуя процесс самообразования в психолого-педагогической сфере, преподаватель высшей школы формулирует для себя основные проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться в ежедневном общении, чтобы сформулировать цели (мишени, зоны воздействия) дальнейшего развития. В зависимости от поставленных целей отбирается содержание психолого-педагогического мастерства, компетентности, которое необходимо освоить. На данном этапе целесообразно учитывать рекомендации ученых и опытных педагогов, с которыми можно ознакомиться в свободном доступе.
Большинство исследователей психолого-педагогической компетентности учителя (список авторов приведен ранее) выделяют содержательные компоненты этого новообразова-
ния, которые можно условно сгруппировать в четыре категории - личностные качества, психолого-педагогическая грамотность (знания), ценностно-смысловые представления, психолого-педагогические умения и опыт (процессуальный компонент) эффективного взаимодействия с обучаемыми [2, с. 730-731]. К основным личностным качествам, необходимым для развития психолого-педагогической компетентности, относят культуру речи и поведения, интеллигентность, стремление к творчеству в профессии, доброжелательность, принципиальность, объективность, чуткость. Психолого-педагогическая грамотность подразумевает глубокое знание преподаваемого предмета, основ педагогики высшей школы, основ возрастной психологии. Эти знания позволяют педагогу учесть в своей работе возрастные психологические особенности студентов, типы личности и особенности освоения учебного содержания. Среди ценностно-смысловых представлений, входящих в структуру психолого-педагогической компетентности, выделяют гуманизм, ориентацию на общечеловеческие ценности, отношение к педагогической деятельности как к ценности и смыслу жизни, стремление преобразовывать реальность, руководствуясь нравственными идеалами и общечеловеческими ценностями. Наличие у преподавателей психолого-педагогических умений и опыта подразумевает умение активизировать познавательную деятельность студентов, владение педагогическими технологиями обучения, воспитания и развития, умение разрешать конфликтные ситуации на занятиях, наличие коммуникативных навыков.
Результаты
Результаты интервьюирования студентов 1-го курса ВолгГМУ, обучающихся по специальностям «Педиатрия», «Фармация» и «Медико-профилактическое дело» (всего 60 опрошенных), показали, что в большей степени на удовлетворенность образовательным процессом влияют (по мнению студентов) следующие факторы: ясность требований и критериев оценки (96,7 %; 58 чел.), доброжелательность и понимание со стороны педагога (90 %; 54 чел.), успешное овладение новыми знани-
ями (86,7 %; 52 чел.), профессионализм преподавателя (86,7%; 52 чел.), проведение вне-учебных мероприятий, возможность общения и совместного творчества (83,3 %; 50 чел.), хорошее материально-техническое оснащение (80 %; 48 чел.). Среди приведенных факторов, которые указывались студентами чаще всего, многие связаны именно с психологическим микроклиматом учебного заведения, студенческого сообщества. Для сравнения приведем перечень факторов, которые в большей степени вызывают неудовлетворенность образовательным процессом. Это непрофессионализм педагога, неспособность ответить на дополнительные вопросы (93,3 %; 56 чел.), излишняя критика студентов в присутствии одногруппников (90 %; 54 чел.), неясность требований и критериев оценки (83,3 %; 53 чел.), отсутствие возможности практиковать навыки (80 %; 48 чел.), излишняя требовательность педагогов к личностным качествам и внешности студента, которые (по мнению студентов) не влияют на учебный процесс (73,3 %; 44 чел.). Ответы респондентов показывают, что факторы психологического самочувствия играют важную роль и в случае неудовлетворенности образовательным процессом. Эти факты подтверждают значимость психолого-педагогической компетентности преподавателя вуза.
Следующий вопрос, требующий уточнения - отличается ли процесс развития психолого-педагогической компетентности у преподавателей разных дисциплин? Как и развитие любого новообразования, этот процесс глубоко индивидуальный, персонализированный. Нет единого рецепта развития компетентности, существует лишь обобщенная модель, и каждый преподаватель сам конструирует себя в профессии. Обобщенная модель (которая представлена в работах исследователей, перечисленных выше) рекомендует первым этапом провести ревизию собственных смыслов, мотивов приобретения знаний, умений, опыта в сфере педагогической психологии («насколько это важно для меня лично, успешности моей профессиональной деятельности»), провести ревизию личных качеств. Педагогическая рефлексия, оценочные высказывания студентов и коллег, самооценка - все это поможет ответить на вопросы «Обладаю
ли я качествами, необходимыми для преподавательской деятельности? Не преобладает ли у меня требовательность над доброжелательностью или не страдает ли объективность оценки из-за желания проявить доброту?». Анализ наиболее частых конфликтных ситуаций или ситуаций неуверенности в правильности своих действий потребует ревизии знаний в области психологии личности, возрастной психологии. С какими наиболее частыми проблемами сталкивается преподаватель иностранного языка? Это отсутствие ценностного отношения студентов к овладению иностранным языком, например. Такая проблема маловероятна для преподавателя специального предмета в медвузе, так как профильные предметы имеют высокую профессиональную и личностную значимость для студентов. Среди других проблем - неудовлетворенность студентов объемом времени на тренировку. Разный уровень подготовки студентов предполагает, что наиболее «сильные» будут недовольны долгими объяснениями и тренировкой простейшего материала, а наиболее «слабые» будут испытывать недостаток времени на тренировку. Более того, от этого страдает самооценка студентов, их статус в релевантной группе. Еще один момент, который отличает деятельность преподавателя иностранного языка - интерес к реалиям жизни, медицинского образования и обслуживания, профессиональной деятельности в странах изучаемого языка. Необходимо избегать оценочных высказываний, не выдавать ни вербаль-но, ни невербально свое отношение к тем или иным реалиям, быть беспристрастным, политкорректным.
Одним из действенных и эффективных механизмов развития психолого-педагогической компетентности и составляющих ее компетенций являются курсы повышения квалификации, педагогические мастерские. В ВолгГМУ действует Школа педагогического мастерства. Помимо 288 часов курса профессиональной переподготовки «Педагог профессионального образования», Школа предлагает различные мастер-классы, видеоресурсы, организует выставки работ ведущих ученых; планируется выпустить сборник педагогических кейсов, в который войдут наиболее распространенные сложные ситуации педагогичес-
кого взаимодействия с возможными вариантами решения проблемы с учетом психолого-педагогических рекомендаций. Также существует ряд профессиональных педагогических сообществ в социальных сетях, которые позволяют педагогам обмениваться опытом и идеями для решения возникающих проблемных ситуаций.
Подводя итог, подчеркнем, что тема самообразования преподавателя вуза в сфере педагогической психологии очень многогранна. Каждый аспект психолого-педагогической компетентности можно разворачивать послойно, но главное - чтобы преподаватель понимал ценность освоения требуемых компетенций, умел ставить цели дальнейшего саморазвития, подбирать соответствующее содержание и искать оптимальные пути развития - будь то чтение вспомогательной литературы, посещение мастер-классов, прохождение курсов повышения квалификации или обмен опытом в педагогических сообществах.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Артюхина, А. И. Творческое развитие педагога в образовательной среде университета / А. И. Артюхина, С. В. Третьяк, В. В. Великанов // Образовательный вестник «Сознание». - 2021. - Т. 23, № 5. - С. 4-11. - DOI: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-5-4-11
2. Красинская, Л. Ф. Структурно-функциональная модель психолого-педагогической компетентности преподавателя высшей школы / Л. Ф. Красинская // Известия Самарского научного центра РАН. -2010. - № 3-3. - С. 730-734.
3. Серякова, С. Б. Формирование психолого-педагогической компетентности педагога дополнительного образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Серякова Светлана Брониславовна. - М., 2006. - 40 с.
REFERENCES
1. Artyukhina A.I., Tretyak S.V., Velikanov V.V. Tvorcheskoe razvitie pedagoga v obrazovatelnoj srede universiteta [Iinstructor in the Educational Environment of the University]. Obrazovatelnyj vestnik «Soznanie» [Educational Bulletin "Consciousness"], 2021, vol. 23, no. 5, pp. 4-11. DOI: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-5-4-11
2. Krasinskaya L.F. Strukturno-funkczionalnaya model psikhologo-pedagogicheskoj kompetentnosti
prepodavatelya vysshej shkoly [Higher Education Lecturer: Structural-Functional Model of Psychopedagogical Competence]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo czentra RAN [Izvestia of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences], 2010, vol. 3, no. 3, pp. 730-734.
3. Seryakova S.B. Formirovanie psikhologo-pedagogicheskoj kompetentnosti pedagoga dopolnitelnogo obrazovaniya: diss.... dokt. ped. nauk [Formation of Psychological and Pedagogical Competence of a Teacher of Additional Education. Dr. Ped. Sci. Diss.]. Moscow, 2006. 40 p.
Information About the Author
Svetlana V. Tretyak, Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Department of Foreign Languages with Latin Course, Volgograd State Medical University, Pavshikh Bortsov Sq., 1, 400131 Volgograd, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4553-3551
Информация об авторе
Светлана Владимировна Третьяк, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков с курсом латинского языка, Волгоградский государственный медицинский университет, площадь Павших Борцов, 1, 400131 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4553-3551