Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК В ЦЕЛЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА'

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК В ЦЕЛЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК / ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / THE SMALL MANUAL MOTILITY / CENTRAL NERVOUS SYSTEM / DEVELOPMENT OF SPEECH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулейманова Н. В.

В статье рассказывается о значимости работы по развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста, находящихся в детском доме и имеющих задержку речевого развития. Описывается, что необходимо для такой работы, как влияет совершенствование мелкой моторики рук на речь детей; представлены материалы, доказывающие результативность данной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of small motility for speech activity's improvement of the little children

The article reports about the significance of the work concerning the small manual motility of little children with the mental retardation, positioned in the custodial institution. The author describes the things necessary for this kind of work; retraces how the children's speech is influenced by the improvement of small manual motility; represents the materials, confirming the effectiveness of this kind of activity.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК В ЦЕЛЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК В ЦЕЛЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Н. В. СУЛЕЙМАНОВА, воспитатель I квалификационной категории Заволжского специализированного дома ребенка sulemanova.home @таИ.ги

В статье рассказывается о значимости работы по развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста, находящихся в детском доме и имеющих задержку речевого развития. Описывается, что необходимо для такой работы, как влияет совершенствование мелкой моторики рук на речь детей; представлены материалы, доказывающие результативность данной деятельности.

The article reports about the significance of the work concerning the small manual motility of little children with the mental retardation, positioned in the custodial institution. The author describes the things necessary for this kind of work; retraces how the children's speech is influenced by the improvement of small manual motility; represents the materials, confirming the effectiveness of this kind of activity.

Ключевые слова: мелкая моторика рук, центральная нервная система, развитие речи Key words: the small manual motility, central nervous system, development of speech

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

В. А. Сухомлинский

Известно, что от уровня развития ребенка в раннем возрасте зависит путь его дальнейшего развития. При этом недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность. Иными словами, чем раньше начата активная работа по стимуляции развития ребенка, тем выше обучающий эффект.

В условиях учреждений закрытого типа, в частности домов ребенка, где с первых дней и месяцев жизни воспитываются дети,

оставшиеся без попечения родителей, система ранней педагогической помощи особенно важна в силу сенсорной деприва-ции воспитанников. Система педагогической работы при этом направлена на профилактику раннего отставания в развитии, коррекцию нарушений, формирование личностного и интеллектуального потенциала ребенка. Мы убеждены, что дети, воспитывающиеся в подобных учреждениях, могут успешно развиваться при условии четкой организации педагогической работы, в центре которой — индивидуально-личностное общение взрослого с ребенком.

У детей, находящихся в доме ребенка, нередко наблюдается задержка развития речи, так как многие из них страдают поражением центральной нервной системы (далее ЦНС). Однако наблюдения

К. Л. Печора, Э. Л. Фрухт, Г. В. Пантю-хина и других педагогов показали, что уровень развития речи не только зависит от того, поражена ЦНС или нет, но и напрямую определяется степенью сформированное™ тонких движений пальцев и кистей рук.

Ранний возраст — это время развития предметно-действенного мышления. Такое мышление справедливо можно назвать «ручным»: только манипулируя предметами, ребенок познает их свойства, особенности. Это означает, что все мыслительные задачи он «решает» руками. Таким образом, можно считать, что тренировка движений пальцев и всей кисти является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Совершенствование мелкой моторики рук способствует улучшению артикуляции, подготовке руки к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга.

О влиянии степени совершенства мелкой моторики на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые, можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктур-ными зонами кисть не уступает уху и стопе. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития руки с развитием мозга. В частности, работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции ЦНС. Простые движения кистей рук, пальцев помогают устранить напряжение не только рук, но и губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — усовершенствовать речь ребенка.

Совершенствование мелкой моторики рук способствует улучшению артикуляции, подготовке руки к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга.

Учитывая особенности и многообразие трудностей в развитии воспитанников дома ребенка, необходимо совершенствовать мелкие движения пальцев и кистей рук с целью речевого развития детей. Для этого необходимо:

3 повышать точность, координирован-ность, плавность мелких движений пальцев и кистей рук;

3 сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев и кистей рук с речевой деятельностью детей;

3 проводить работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярно в оптимальное время;

3 повышать интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

Заметим, что успешное решение названных задач невозможно без создания соответствующих условий: организации предметно-пространственной среды, системы работы с детьми и, что очень важно, взаимодействия всех специалистов (квалифицированных воспитателей, учите-ля-дефектолога, психоневролога, педагога-психолога, старшего воспитателя, музыкального руководителя, массажиста и др.).

Расширение предметно-пространственной среды требует организации в игровой комнате разных зон активности — в них сконцентрированы спедства по развитию мелкой моторики рук. В зоне экологического развития собран разнообразный по фактуре материал. В зоне игровой деятельности ребенок проводит время самостоятельно и вместе со взрослыми, при этом ему предлагаются дидактические, сюжетные и настольно-печатные игры. Зона изобразительной деятельности предназначена как для традиционного, так и для нетрадиционного рисования — пальчиками, ладошками, штампами.

Немаловажное значение имеет уголок с музыкальными играми, требующими активной работы пальцев рук. В зоне сенсорного развития находятся пирамидки разных видов и размеров, дощечки со

стержнями и вкладышами геометрических фигур и разных предметов, бочонки, шары, бочонки-вкладыши, матрешки; мисочки, цилиндры, пазлы, объемные домики, шнуровки. Большое значение в нашей деятельности имеют развивающие тренажеры: с бельевыми прищепками, шнуровками, коврики с липучками и молниями, пуговичницы и кнопочницы, часть из которых сделана своими руками.

При всем многообразии существующих форм работы по развитию движений пальцев и кистей рук следует помнить о главном условии успешности всех видов деятельности — ребенку должно быть интересно! На занятиях пальчиковой гимнастикой с предметами и без них важно создать положительную мотивацию.

Безусловно, эффективная системная работа по совершенствованию мелкой моторики рук невозможна без перспективного планирования, которое предполагает опору на рекомендации дефектолога по работе с детьми с задержкой речевого развития; сбор и систематизацию упражнений и игр из многочисленных литературных источников по проблемам детей раннего возраста и дошкольного воспитания, по логопедической работе с детьми. Мы взяли за основу систему коррекцион-ной работы с детьми с задержкой речевого развития Т. А. Датешидзе. Перспективный план игр и занятий по развитию навыков мелкой моторики рук включает в себя игры для развития тактильного восприятия, игры с мозаикой, выкладывание, пальчиковые игры, игры с бумагой, пластилином, нанизывание, игры с водой и самомассаж. Мы использовали их не только как самостоятельные упражнения, но и включали в комплексные занятия с ребенком.

Кратко расскажем об играх, упражнениях и заданиях, используемых при работе с детьми. Речь идет в первую очередь об играх: разложить в разные мисочки фасоль и горох, выложить дорожки из гороха по пластилиновой основе; игра с пластилином «Солнышко» (нужно сложить

солнышко из пластилина и палочек), «Поможем белочке разложить шишки и желуди», «Большие и маленькие орешки для белочки», игра «Помощники», предусматривающая действия с губкой (собирание воды, выжимание губки), и др. Данные игры помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, увеличить объем активных движений, что позволяет формировать необходимые умения и навыки. При этом также значительно активизируются восприятие, мышление, воображение, внимание, память, расширяется пассивный и активный словарный запас.

В работе с детьми трех лет нами широко используются элементы самомассажа кистей рук (под контролем взрослых). Один из его приемов — поглаживание с различной степенью надавливания. В зависимости от прилагаемого усилия поглаживание может успокаивать или возбуждать нервную систему: поверхностное поглаживание успокаивает; сильное, с нажатием, и прерывистое — возбуждает. Детям также нравится массаж ладошек при перекладывании из руки в руку толстой веревки, сжимание маленьких резиновых мячей.

С помощью другого вида игр — нанизывания предмета на стержень, на нить — у ребенка развивается умение самостоятельно производить осмысленные действия с предметами: собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать банки, коробки, нанизывать кольца на стержень и др. Это игры с пирамидками, матрешками, вкладышами, занимательными коробками и блоками. Посредством таких игр совершенствуются движения кисти, пальцев, развивается глазомер; ребенок учится контролировать движения рук зрением; обогащается сенсорный (чувственный) опыт малыша.

При всем многообразии существующих форм работы по развитию движений пальцев и кистей рук следует помнить о главном условии успешности всех видов деятельности — ребенку должно быть интересно!

Чтобы пальцы детей стали гибкими, умелыми, послушными и сильными, необходимо слаженно и дружно выполнять задачи, поставленные в играх с бумагой: «Как на горке снег, снег», «Спрячем мишку в сугроб». Дети отрывают мелкие кусочки от бумажных салфеток, получая большое удовольствие и положительные эмоции от того, что просто рвут и комкают бумагу. Совместно с детьми мы конструируем из бумаги простые изделия: лодочки, гирлянды из флажков, парашютики. Эти игры позволяют развивать устойчивость внимания, особенно если ребенок подражает взрослым: он должен присмотреться к действиям, которые ему показали, и воспроизвести их.

Особый интерес для детей представляют пальчиковые игры: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая», «Киска, как тебя зовут?», «Теремок», «Петушок», «Оса села на цветок», «На опушке две избушки», «Сидит белочка в тележке» и другие. Пальчиковые игры способствуют развитию коммуникативных отношений на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза». Такие игры дают малышу возможность

«прочувствовать» свои пальцы, ладони. Связь «слово — палец» наилучшим образом способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

Судить о развивающем влиянии мелкой моторики рук на речь детей нам позволяет первичная и итоговая диагностика, которая представлена в виде диаграммы. Ежеквартально осуществлялась диагностика подгруппы детей из 5 человек, с которыми проводилась работа по совершенствованию мелкой моторики рук. Диаграмма свидетельствует о том, что развитие речи всех детей отличает положительная динамика. Рассмотрим развивающее влияние мелкой моторики рук на конкретном примере. Кирилл И. — возраст в начале работы 24 месяца (2 года), уровень развития речи соответствует 19 месяцам (1 году 7 месяцам). К концу учебного года возраст ребенка составляет 32 месяца (2 года 8 месяцев), уровень развития речи соответствует 30 месяцам (2 годам 6 месяцам). Разница между возрастом и развитием речи уменьшилась с 5 до 3 месяцев, что является значительным результатом нашей деятельности.

Влияние мелкой моторики рук на речь детей

□ Маша И., 25 мес.

□ Саша К., 26 мес.

й Кирилл И., 24 мес.

□ Сережа Л., 29 мес. ^ Вика Л., 25 мес.

1-й

2-й

3-й

4-й

Кварталы учебного года

Результаты работы по совершенствованию мелкой моторики рук детей раннего возраста позволяют нам сделать следующие выводы:

3 регулярное опосредованное стимулирование коры головного мозга действиями речевых зон положительно влияет на речь детей с задержкой речевого развития;

3 системное использование разнообразных игр и упражнений, создание эффективной предметно-пространственной среды в группе приводит к значительному росту ручной умелости;

3 повышается интерес детей к различным играм, тренажерам, они с удовольствием используют в своей деятельности пальчиковые игры, сочетая их с речевой активностью;

3 совершенствуются восприятие, мышление, воображение, внимание и память детей — психические и познавательные процессы, тесно связанные в раннем возрасте с речевым развитием.

Таким образом, совершенствуя мелкую моторику рук, мы оказываем положительное влияние на развитие речи детей раннего возраста с темповой задержкой развития речи.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Датешидзе, Т. А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития / Т. А. Датешидзе. — СПб. : Речь, 2004.

2. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни / под ред. Г. В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э. Л. Фрухт. — М., 1979.

3. Закревская, О. В. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста / О. В. Закревская. — М. : Гном и Д, 2006.

4. Кузнецова, А. Е. Лучшие развивающие игры для детей от года до трех лет / А. Е. Кузнецова. — М. : Рипол Классик Дом. XXI век, 2008.

5. Куканова, И. А. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста : метод. рекомендации / И. А. Куканова. — Пенза : ПГПУ им. В. Г. Белинского, 1995.

6. Программа воспитания и образования в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — М. : Мозаика-Синтез, 2005.

7. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать : популярное пособие для родителей и педагогов / под ред. С. Е. Гаврилиной [и др.]. — Ярославль : Академия развития, 2000.

8. Рыжова, Н. В. Развитие речи в детском саду / Н. В. Рыжова. — Ярославль : Академия развития,

2007.

9. Ткаченко, Т. А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи : пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т. А. Ткаченко. — М. : Гном и Д, 2001.

10. Фрухт, Э. Л. Педагогическая работа в доме ребенка : руководство для врачей домов ребенка / Э. Л. Фрухт. — М., 1987.

л

Библиотека ГОУ ДПО НИРО пополнилась новым изданием:

Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии:

Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология» / Под ред. В. И. Селиверстова, О. А. Денисовой, Л. М. Кобриной. М.: ВЛАДОС, 2009. 358 с.

Учебное пособие направлено на формирование представлений об особенностях семейного воспитания детей с разными отклонениями в развитии. В нем рассматриваются базовые категории нарушений, принципы, методы и приемы коррекционно-развивающего и воспитательного воздействия, основные линии семейного воспитания с учетом специфики того или иного нарушения.

Пособие адресовано студентам и слушателям курсов высших учебных заведений, специалистам-практикам и родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии.

\_У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.