Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК. ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ'

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК. ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
548
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ / ПОТЕШКИ / МЕЛКАЯ МОТОРИКА / РЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова И.Н., Кулясова С.Н.

В статье говорится об одной из форм работы по развитию мелкой моторики рук у детей: пальчиковой гимнастике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК. ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ»

понравилось, учителю это помогает при планировании следующих уроков. При получении заданий на дом учащиеся получают обязательного задания и задания для удовольствия, например, найти какой - либо предмет, который бы сам ученик хотел изготовить, при этом самостоятельно просмотрел пути изготовления.

Список использованной литературы:

1. Абрамова И.Г. Активные методы обучения в системе высшего образования. - М.: Гардарика, 2012. - 368 с.

2. Активные методы обучения -методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся, Шр8: //kopilkaurokov.ru

3. Активные методы обучения в контексте дополнительного образования, http://www.ug.ru/method

© Бородкин Д.В., 2020

УДК 376

И.Н. Гончарова

социальный педагог

ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

п. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ

С.Н. Кулясова социальный педагог

ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

п. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК. ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ.

Аннотация

В статье говорится об одной из форм работы по развитию мелкой моторики рук у детей: пальчиковой гимнастике.

Ключевые слова

Игры с пальчиками, потешки, мелкая моторика, реабилитация

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.

Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? Да потому, что с детьми всё меньше и меньше стали разговаривать родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, а больше слушают и смотрят. И редко что- то делают своими руками.

Известно, что между речевой функцией и двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь и между рукой и речевым центром головного мозга. Гармония движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение, стимулируют развитие творческих способностей и фантазию ребенка.

Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Простые движения помогают убрать напряжение не только рук, но и расслабить мышцы всего тела.

Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят здоровье ребенку, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами. Любые приемы: постукивание подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням - несут ребенку только здоровье.

Занятия можно проводить таким образом, чтобы дети разминали руки друг друга. Некоторые упражнения требуют участия обеих рук, что позволяет детям научиться ориентироваться в таких понятиях, как «направо - налево», «вверх - вниз», «вперед - назад».

Особенно необходимо использовать музыкальные и пальчиковые игры детям с ограниченными возможностями здоровья. Общим показаниями к активному использованию игр в работе с детьми, страдающими ДЦП, являются: социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность.

Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость.

Пальчиковые игры, на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир песенок и потешек построен по законам красоты. Суть фольклорных текстов -действие. Действия персонажей, движение событий.

Прежде чем начать работу пальчиковой гимнастики, убедитесь в том, что дети знают основных персонажей стихов, песенок. Сначала покажите детям игрушки или цветные картинки, чтобы дети смогли вспомнить, как выглядят те или иные животные, о которых будет рассказываться в потешке, песенке, стихотворении. Затем предложите изобразить его с помощью пальчиков. При необходимости надо показать, как при помощи пальчиков может выглядеть то или иное животное.

Постепенно пальчиковую гимнастику можно усложнить: вы читаете первую строчку стихотворения - малыш изображает действия, затем читаете следующую строчку - малыш изображает другое действие и т. д. Так можно разыгрывать всю потешку или песенку.

Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый игротренинг могут являться как самостоятельной игрой, так и игровыми моментами в процессе организованной или самостоятельной деятельности. В младшем возрасте пальчиковые виды деятельности можно проводить индивидуально, подгруппой, в старшем возрасте - фронтально.

Такие игры и упражнения надо проводить постоянно с детьми раннего возраста. Дети лучше развиваются, когда они успешны и чувствуют, что у них всё получается и ими довольны взрослые. Хвалите малышей даже за самые маленькие успехи.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком.

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

• Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

• Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

• При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

• Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки.

• Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.

• Подбор упражнений с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.

• Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.

• Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

• Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

• Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Занятие: «Следы»

Цель: формировать у ребенка контроль за мышечными ощущениями.

Задачи:

• развивать моторику рук;

• вызывать эмоционально - положительный настрой.

Участники: дети 4 - 6 человек, 2-8 лет.

Оборудование: игрушка - собачка, картинка с изображением домика и размягченный пластилин.

Ход занятия:

В гости приходит щенок, он заблудился потому, что еще маленький. Педагог предлагает ребенку помочь щенку. Он объясняет ребенку, что если кто - нибудь подойдет, на дорожке останутся следы и по следам щенок отыщет свой дом. Педагог показывает, как оставить следы на пластилине.

Упражнения проводятся последовательно:

• каждым пальцем отдельно;

• каждой парой пальцев обеих рук;

• большими, указательными, средними пальцами руки;

• указательными и средними пальцами каждой руки.

Список используемой литературы:

Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех - М.: Рипол Классик, 2007.

Мальцева И. В. Пальчиковые игры : от рождения до 3 лет : (массаж., тактил., гимнаст., предмет., твор.)- СПб. : Азбука-Классика,2011

Трясорукова Т. П. Вместе с мамой играем пальчиками - Ростов на/Д : Феникс, 2010

© Гончарова И.Н., Кулясова С.Н., 2020

УДК-37

Клименко Н.А.

канд. философ. наук, профессор ТГМПИ им. С.В. Рахманинова

Тамбов, РФ

ОСОБЕННОСТЬ ОСВОЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация

В педагогике классического танца существует огромный комплекс эффективных способов и методов работы, предполагающих не только эффективное профессиональное обучение, но и действенные занятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.